Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

ШАРИАТ

Статья из раздела: «Энциклопедия юриста»

ШАРИАТ (от араб. 'шариа'- прямой, правильный путь; обязательные предписания: право; закон) - комплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманском праве - совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Ш. включает три части - религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые,обрядовые предписания,устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое, толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека (практические нормы). По вопросу о характере нормативной части Ш. (Ш. в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение 'законы Ш.', а также в определение 'шариатский' (например, шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной,,но и выводами фикха. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин 'право' употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое прежде всего воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права, которые современная мусульманская концепция права склонна относить к Ш. Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как 'пре-; творение Ш.'. Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе Ш.как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. - - Лит.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Ислам. Энциклопедический словарь. М.,1991.С.292-294. Сюкияйнен Л.Р.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru