Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Статья из раздела: «Энциклопедия юриста»

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (социологическая школа права) - направление в современной теории права. Формирование С.ю. началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и С.ю. В состав социологии права обычно включают учения, созданные как социологами, так и юристами. Крупнейшие социологи XX в. - М. Вебер, Т. Пар-сонс. Ж. Гурвич, Н. Луман и др. - активно разрабатывали проблемы истории и теории права (некоторые из них, как, например, М. Вебер, были юристами по образованию) и выдвинули оригинальные правовые доктрины. Термин 'С.ю.' употребляется в более узком смысле - для обозначения социологически ориентированных концепций, созданных представителями юридической науки. Родоначальниками С.ю. являлись: в Германии - Р. фон Иеринг (1818-1892), во Франции - Л. Дюги (1859-1928) и М.Ориу (1856-1929). в России - М.М. Ковалевский (1851-1916) и С.А. Муромцев (1850-1910). С.ю. сложилась в полемике с позитивизмом юридическим. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции (Иеринг назвал ее 'юриспруденцией понятий'), сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи С.ю. противопоставили концепциям юридического позитивизма понимание права как 'живого', динамичного правопорядка. Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Е. Эрлих (1862-1922). Став профессором университета в Черновцах, он организовал 'семинар по изучению живого права', участники которого занимались анкетированием населения и анализом документов (главным образом гражданско-правовых договоров) с целью обобщения юридической практики. Эти исследования показали, что реальные правовые отношения нередко расходятся с предписаниями закона. Для вынесения решения по конкретному делу, полагал Эрлих, юристу необходимо знать не только законодательство, но и 'живое право', действующее в общественных союзах - в семье, коммерческих объединениях, ассоциациях и т.п. При обнаружении пробела в законе судье предлагалось руководствоваться нормами 'живого права'. Свои наблюдения и выводы Эрлих подытожил в книге 'Основы социологии права' (1913), которая считается первым учебником по юридической социологии на немецком языке. Концепция Эрлиха положила начало формированию школы 'свободного права' в немецкой юриспруденции (Г. Канторович. Э. Фукс и др.). В теоретическом обосновании С.ю. видную роль сыграл американский юрист Р. Паунд (1870- 1964), на протяжении многих лет бывший деканом Гарвардской школы права. Он изложил свое учение в работах 'Введение в философию права' (1922), 'Право и мораль' (1924), 'Социальный контроль посредством права' (1942), содержание которых обобщил в 5-томной 'Юриспруденции' (1959). Следуя философии прагматизма, требующей оценки теоретических положений с точки зрения их практической пользы, Паунд выступал за то, чтобы юристы не ограничивались изучением 'права в книгах' и обратились к анализу 'права в действии'. Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Противопоставление 'права в книгах' и 'права в действии' со временем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США. Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля (это понятие он заимствовал у социолога Э. Росса). Согласно Паунду,право является одним из способов контроля за поведением членов общества наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни. Юридическая социология первой половины XX в. испытала влияние со стороны психологических концепций права (особенно идей Л.И. Петражиц-кого) и правового 'реализма' (К. Лле-веллин.Дж. Фрэнк, В. Кук и др.). Современные исследователи расходятся в характеристике этих направлений. В одних работах психологические теории и 'реализм' рассматриваются как ответвления социологии права, в других - как самостоятельные течения правовой мысли. Новейшие социологические концепции права в Западной Европе и США содержат положения, воспринятые из этнологии, общей теории систем, философии постмодернизма. В нашей стране развитие теоретических исследований по социологии права было прервано в начале 30-х гг. и возобновилось лишь в 70-е гг. Лит.: Кудр я в це в В.Н., Казимир ч у к В.П. Современная социология права. М.. 1995; Карбон ье Ж. Юридическая социология. М., 1986; Каз-мер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983;Cotterrell R. The Sociology of Law. L, 1984; Dictionnaire encyclo-pedique de Theorie et de Sociologie du Droit/ Sous la dir. de A.-J.Arnaud. P. - Bruxelles. 1988 (этимология терминов, обширная библиография); Sociologische Jurisprudenz und realistische Theorien des Rechts / Hrsg. von Е. Kamenka et al. Berlin, 1986. Воротилин Е.А.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru