Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

НЬЮТОН

Статья из раздела: «Философский словарь»

НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и оказавший большое влияние на развитие философской мысли. Осн. произв. Н.— “Математические начала натуральной фнлосо-фии” (1687)—содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из к-рых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики. В “Началах” обосновываются понятия абсолютного движения, отнесенного не к материальным телам, а к пустому (абсолютному) пространству и абсолютному времени. В этом же произв. Н. из взаимного тяготения тел, пропорционального их массам и обратно пропорционального квадрату расстояния, вывел установленные И. Кеплером законы движения планет. Закон всемирного тяготения не только завершил гелиоцентрическое представление о Солнечной системе, но и дал научную основу для объяснения большого числа процессов, происходящих во вселенной, в т. ч. физических и химических процессов, став основой единой физической картины мира. Однако теория тяготения Н. встречала возражения, т. к. она допускала воздействие (причем мгновенное) одного тела на др. без переносящей это воздействие промежуточной материальной среды. В “Оптике” Н. показал, что свет при преломлении разделяется на лучи различных цветов, выдвигал корпускулярную теорию света — представление о свете как об особых частицах. В математике Н. создал “метод флюксий”, к-рый в осн. совпадает с открытыми в тот же период Лейбницем методами дифференцирования и интегрирования, и положил начало анализу бесконечно малых. По своим философским воззрениям Н. стоял на позициях признания объективной реальности и познаваемости мира. В системе Н. инерция и тяготение объясняют нескончаемое повторение эллиптических движении небесных тел, но “первый толчок” Н. приписал богу. Подобные теологические “включения” в созданную Н. научную картину мира не помешали, однако, тому, что она стала естественнонаучной базой философского материализма 17—18 вв., принявшего форму механицизма. Вместе с тем стремление Н. трактовать свою концепцию как простое обобщение фактов, полученных в итоге опыта и наблюдения, а работу ученого — как процесс индукции, его отказ от попыток объяснять причины явлении (“гипотез не измышляю”) сделали его одним из крупнейших авторитетов в области методологии науки для сторонников эмпиризма.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru