Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

ЧУВСТВА_ЭМОЦИИ

Статья из раздела: «Философский словарь»

ЧУВСТВА_ЭМОЦИИ ) — пережива ние человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к к.-л. явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова в отличие от Ч. как устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Ч.— особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Ч. человека, детерминируясь генетически, формируются об-вом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека. “...Без “человеческих эмоций”,— говорил Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины” (Т. 25. С. 112). Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, Ч. тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Ч. могут быть активными (сте-ническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические Ч. повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее. Среди Ч. выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, напр. с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), к-рое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое Ч., захватывающее человека надолго. Особую группу Ч. составляют высшие Ч.— нравственные (Ч. коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (Ч. прекрасного), интеллектуальные (Ч., связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru