Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Характеристика Дальневосточного экономического района 36.3 Кб.
  2. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 34.2 Кб.

Характеристика Дальневосточного экономического района

Работа из раздела: «Экономика»


                         ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА

1. Состав района.
2. Физико- и экономико-географическое положение района.
3. Природа района и природные предпосылки его развития.
4. История  освоения  территории  и  формирование  хозяйственного  комплекса
  района.
5. Население и трудовые ресурсы района.
6. Народнохозяйственный комплекс района
7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.



   В состав Дальневосточного экономического района  входят  :  Приморский  и
Хабаровский  (с  Еврейской  автономной  областью)  края  ,  Республика  Саха
(Якутия)  ,  Амурская,  Камчатская  (с  Корякским  автономным   округом)   ,
Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
   Главная особенность Дальневосточного экономического  района  в  природном
отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная  связь  с  ним  во  всех
отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна —  Берингово
, Охотское , Японское , образуя большой  морской  бассейн  России.  Все  эти
моря  глубоководны  ,  дно  их  очень  неровное.  Впадины  часто   сменяются
подводными поднятиями и хребтами ,  берега  обрывисты  ,  слабо  изрезаны  ,
естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
   От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских ,  Курильских  ,
Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских  впадин  —
Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине  России
обуславливает огромные различия в их климатических условиях.  Если  северная
часть Берингова моря находится в субарктическом климате  ,  то  южная  часть
Японского лежит в области субтропического.
   Растительный и животный мир морей  Тихого  океана  намного  богаче  морей
Северного Ледовитого океана. На  мелководьях  произрастают  заросли  морских
трав и водорослей. Бурые  водоросли  ,  достигающие  в  длину  50  метров  ,
образуют иногда настоящие подводные леса.
   На островах очень много птиц: кайр  ,  чаек  ,  балканов  ,  топориков  ,
белобрюшек  ,  глупышей.  В   настоящее   время   промысловую   ценность   в
дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа  ,  белуха.  У  западных  берегов
полуострова Камчатка ведется лов крабов.
     Разнообразны   рыбные   ресурсы   дальневосточных   морей.   Важнейшими
рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки ,  Охотского  побережья
, Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте  по
значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка  ,  чавыча.
На нерест они идут в  Амур  ,  в  реки  Охотского  побережья  ,  Камчатки  и
Сахалина.
    В  заливе  Посьет  Японского  моря  работает   единственное   в   стране
предприятие , где в естественных условиях моллюсков (гребешки  ,  гигантские
устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
      Важнейшей     особенностью     экономико-географического     положения
Дальневосточного  экономического  района  является  большая  удаленность  от
основного экономического потенциала России. Район  расположен  на  восточной
окраине  страны  ,  его  отделяют  не  только  от  Москвы  ,  но   даже   от
индустриальных центров  Сибири  расстояния  ,  измеряемые  многими  тысячами
километров.  И  по   прежнему   единственным   сухопутным   путем   остается
Транссибирская магистраль , по которой расстояние от Москвы до  Владивостока
более 9300 километров ,  что  составляет  примерно  неделю  езды  на  скором
поезде.
   Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение  морских  путей
в  страны  Тихоокеанского  бассейна  позволяют   интенсифицировать   внешнюю
торговлю и участвовать в международном разделении труда.
   В межрайонном разделении труда Дальний  Восток  выделяется  производством
цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов  ,  лесной
и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным  промыслом.  В
сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется  на
выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации  основаны
на использовании местных природных богатств. Дальний  Восток  играет  важную
роль в морских и внешнеторговых связях России.  На  экспорт  Дальний  Восток
поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.
   Природные условия Дальнего Востока  отличаются  резкой  контрастностью  ,
что обусловлено очень большой протяженностью  территории  с  севера  на  юг.
Большая часть территории занята горами и высокими  нагорьями.  Низменностями
заняты лишь сравнительно  небольшие  площади  по  речным  долинам.  Наиболее
обширная низменность находится в долине  Амура  и  его  притока  Уссури.  На
значительной  части  района  распространена  многолетняя  мерзлота   ,   что
затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в  среднем
1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров  и  более.
На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем  свидетельствует
вулканическая деятельность.  На  Камчатке  действуют  более  20  вулканов  ,
крупнейший из них Ключевская Сопка , много гейзеров.
   Моря , омывающие Дальний Восток  ,  отличаются  высокой  ледовитостью.  В
первую  очередь  она  свойственна  арктическим  морям  Северного  Ледовитого
океана - Чукотскому  и  Восточно-Сибирскому.  Но  и  моря  Тихого  океана  -
Берингово и Охотское - также холодные ,  с  длительным  ледовым  периодом  и
потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах  северо-
западной части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения  Куросио
, возможна круглогодичная навигация.
   Большое значение для развития района имеют  запасы  полезных  ископаемых.
Межрайонное значение имеют руды цветных  металлов  и  редких  металлов.  Это
один из важнейших  золотоносных  районов  России.  Месторождения  рудного  и
рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи  ,  Амура,
Селемджи , Буреи ,  на  Чукотке  и  на  склонах  Сихотэ-Алиня.  Оловянные  ,
вольфрамовые  ,  свинцово-цинковые  руды   открыты   и   разрабатываются   в
Республике Саха , Магаданской области  ,  в  отрогах  Сихотэ-Алиня.  Дальний
Восток  располагает  большими   запасами   ртути.   Основные   месторождения
расположены на Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте  на  верхнем
Алдане разведаны уникальные  месторождения  слюды.  Большое  значение  имеют
месторождения алмазов северо-запада Республики Саха  -  “Мир”,  “Удачное”  и
др.
    В  Дальневосточном  районе  известны  запасы  железных  руд.  Наибольшее
значение имеет Алданский железорудный бассейн с  месторождениями  Таежное  ,
Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.
   Располагает Дальний Восток  и  большими  запасами  топливных  ресурсов  ,
особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы  угля  расположены  в
Ленском  бассейне  ,  сильно  удаленном  от  освоенных  территорий.  На  юге
Республики  Саха  расположен  один  из  наиболее   перспективных   бассейнов
коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные  месторождения  ,  сравнительно
небольшие , разбросаны по территории района.
   Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции  :  на  Сахалине,
Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но разрабатываются пока  только
месторождения нефти   Оха  и  Тунгор  на  севере  Сахалина.  Нефть  высокого
качества , но ее не хватает  для  удовлетворения  потребностей  района.  Газ
обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из  важнейших
перспективных газоносных районов.
   Располагает Дальний Восток  и  запасами  нерудного  сырья  :  мергелем  ,
известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также  серой  ,
графитом , слюдой.
   Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна.  Среди  наиболее
крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны , Индигирки  ,  Колымы  и
т.д. Реки  концентрируют  в  себе  огромные  запасы  гидроэнергии  ,  богаты
ценными видами рыб , являются транспортными путями , в том числе и  зимой  ,
когда по льду прокладываются зимники.  Богат  район  и  термальными  водами.
Горячие источники , особенно на Камчатке , питают реки ,  которые  зимой  не
замерзают. С вулканической  деятельностью  связано  происхождение  гейзеров.
Вода горячих источников содержит цинк , сурьму ,  мышьяк  ,  имеет  лечебное
значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.
   Очень большое значение для экономики района имеют моря  Тихого  океана  :
Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно  короткий  период,
они имеют рыбохозяйственное  ,  зверопромысловое  и  транспортное  значение.
Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета,  нерка
, чавыча , обитают  тюлени  ,  моржи  ,  котики.  Леса  на  Дальнем  Востоке
покрывают  около  260  млн.  га  территории  района.  В  лесах  произрастают
лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб ,  ясень  ,
клен и т.д.
    Особенности  физико-географического  положения  определили  разнообразие
природно-климатических условий - от  резко  континентального  до  муссонного
климата юго-востока района,что вызвало неравномерность заселения и  освоения
района.
   В северной части района климат исключительно  суровый.  Зима  холодная  ,
малоснежная , продолжается  до  9  месяцев.  Почти  повсеместно  многолетняя
мерзлота. В Республике Саха  находится  полюс  холода  северного  полушария.
Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие  в
открытом грунте. В южной части района  климат  муссонного  типа  с  холодной
зимой и  влажным  летом.  Вегетационный  период  в  бассейне  Нижнего  Амура
составляет до120 дней , и лишь на  юге  Приморья  -  до  190  дней.  Большое
количество  осадков  ,  выпадающих  в  летний  период  ,  вызывает   сильное
переувлажнение  почв  ,  что  создает  большие   трудности   для   сельского
хозяйства.
   Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика  Саха  и
Магаданская область  заселены  очень  редко.  Освоение  этих  районов  имеет
очаговый  характер.Более  плотно  заселены  Хабаровский  край   и   Амурская
область.
   Экологические проблемы Дальнего Востока имеют  специфический  характер  ,
связанный с размещением производительных сил  на  необъятных  территориях  с
различным  уровнем  освоенности.  Нагрузка  на  окружающую  среду  носит  не
сплошной , а  очаговый  характер  ,  который  ведет  к  серьезным  локальным
нарушениям , при этом  нужно  иметь  в  виду  ,  что  большая  часть  района
находится в зоне многолетней мерзлоты.
   Современное состояние окружающей  Среды  требует  самых  неотложных  мер.
Дальневосточное отделение Академии наук  России  разработало  Долговременную
программу охраны природы и рационального  использования  природных  ресурсов
Дальнего  Востока.  В  эту   программу   заложены   принципы   рационального
пользования ресурсами , сохранения  уникального  видового  состава  биоты  ,
снижения генетических последствий загрязнения Среды.  Открытие  и  заселение
Дальнего Востока приходятся на 17-ый век  и  связаны  с  общим  продвижением
русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов  казаков-первопроходевсначала
пролегали по студеным морям Северного  Ледовитого  океана  и  рекам  ,  лишь
затем они направлялись в  более  южные  территории  вплоть  до  Приамурья  и
Приморья.
   В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене  и  основал
острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром  Восточно-
Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.
   В 1639 году И.Москвитин с  отрядом  казаков  вышел  к  Охотскому  морю  ,
заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на  значительном  протяжении
побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к  низовьям  Амура.  В
1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в  приамурские  земли  и
основал там несколько городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев  и  Ф.Алексеев
на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии.  Выступив
из  Анадырского  острога  ,  отряд  В.Атласова  добрался  до  Камчатки.   По
“челобитным” и  “сказам”  первопроходцев  П.И.Годуновым  в  1667  году  была
составлена карта - “Чертеж сибирской земли”.
   Важный этап  в  исследованиях  Дальнего  Востока  связан  со  знаменитыми
Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и  Алексея  Чирикова
(1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были  определены  очертания
северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и  Командорские  острова
, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
   Географические открытия  и  обследования  ,  сделанные  в  18-ом  веке  ,
подготовили исторические плавания русских моряков  вокруг  света  к  берегам
Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна  и  Ю.Ф.Лисянского  (1803-1806  годы)  ,
В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-
1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.
   В  1849  году  экспедицией  Г.И.Невельского  были  установлены  островное
положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в  море.  На  Дальнем
Востоке  были  созданы  опорные   пункты   :   Петропавловск-на-Камчатке   ,
Николаевск-на-Амуре , Владивосток.
   Организованное заселение Дальнего Востока началось с  50-х  годов  19-ого
века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного  права  и  принятия
законов о переселенцах.
    Интерес  к  Дальнему  Востоку  возрос  ,  когда  в  1891  году  началось
строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты  геологические
, географические  ,  экономические  и  другие  исследования.  Все  это  дало
импульс  к  развитию  производительных  сил  Дальнего  Востока  :  появились
промышленные (горные , рыбные)  и  транспортные  предприятия  ,  расширились
промыслы   пушнины   и    морского    зверя    (котиков)    ,    увеличилось
сельскохозяйственное производство , возросла торговля.
   Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался  крайне
отсталым регионом  царской  России.  Правительство  видело  в  нем  сырьевой
“придаток” для метрополии. Использовались  лишь  те  из  природных  богатств
Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина  ,  лососевые  рыбы)  ,
которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в  экономике
Дальнего   Востока   занимали   иностранные    монополии    ,    безжалостно
эксплуатировавшие его ресурсы и население.
    Вплоть  до  1917   года   Дальний   Восток   оставался   слабонаселенной
территорией.  Развитие  производительных  сил  Дальнего   Востока   в   годы
Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году  в
районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году  -  7  млн.  человек.  Темпы  роста
населения Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.
   Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 7.6  млн.  человек.
Городское население составляет 76%. Дальний Восток  -  самый  малонаселенный
район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2  человек  на
1 кв. км. По территории  района  население  размещено  крайне  неравномерно.
Наиболее высокая плотность - более 12 человек на  1  кв.  км.  в  Приморском
крае. Довольно густо  населена  южная  часть  Сахалина.  В  то  же  время  в
Республике Саха , Магаданской  и  Камчатской  областях  плотность  населения
составляет лишь 0.3  -  0.8  человек  на  1  кв.  км.  Население  отличается
пестротой  национального  состава.  Подавляющее  большинство   населения   -
русские. Живут здесь также много  украинцев  ,  татар  ,  евреев  и  большая
группа коренных народностей -  коряков  ,  нанайцев  ,  нивхов  ,  ульчей  ,
удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей , эскимосов и др.

                                                                ЗАСЕЛЕННОСТЬ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
|АДМИНИСТРАТИВНО-            |НАСЕЛЕНИ|ПЛОЩАДЬ|КОЛ-ВО|ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-|
|ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА     |Е       |       |      |               |
|                            |ЧЕЛОВЕК.|КМ. КВ.|ГОРОДО|ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА   |
|                            |        |       |В     |КВ. КМ.        |
|ЯКУТИЯ                      |900000  |3103200|10    |0.29           |
|КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ          |443000  |472300 |3     |0.93           |
|ЧУКОТСКИЙ АО                |110000  |737300 |0     |0.15           |
|ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ|250000  |36000  |2     |6.94           |
|САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ         |709000  |87100  |19    |8.14           |
|ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ            |1794000 |824600 |9     |2.17           |
|ПРИМОРСКИЙ КРАЙ             |2189000 |165900 |9     |13.19          |
|АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ            |1053000 |363700 |9     |2.89           |
|КОРЯКСКИЙ АО                |40000   |301500 |0     |0.13           |
|МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ         |410000  |461400 |3     |0.89           |



   Быстрая индустриализация Дальнего  Востока  поставила  эти  малочисленные
народы на грань исчезновения. Нарушена  среда  их  обитания  ,  национальные
традиции. Сегодня эти малочисленные  народы  стремятся  обрести  право  быть
хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
   В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно  возросло.
Увеличение численности населения происходит как за счет естественного ,  так
и за счет механического прироста , главным образом  привлечения  на  крупные
стройки трудовых ресурсов , преимущественно из  многонаселенных  европейских
районов.
    Особенно  значительный  прирост  рабочей  силы  наблюдается  в   цветной
металлургии , рыбной , лесной  ,деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной
промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления  кадров
на  Дальнем  Востоке  предусмотрены  ускоренное  жилищное  строительство   ,
укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных  учреждений  и
предприятий.
   Ведущее место  среди  отраслей  рыночной  специализации  Дальневосточного
района принадлежит  цветной  металлургии.  В  последние  годы  она  особенно
быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском  крае.  Цветная
металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама  ,
мышьяка.
   Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит  Республике  Саха  ,
где осваивается крупнейшее Депутатское  месторождение.  Введены  в  действие
рудники Фестивальный и  Перевальный  ,  строится  обогатительная  фабрика  в
Горном. Построены оловянный  комбинат  в  Хрустальном  (Приморский  край)  и
комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
   Получила развитие свинцово-цинковая промышленность  ,  сосредоточенная  в
Приморском крае , производящая свинцово-цинковые  концентраты  и  свинец.  В
настоящее время осваиваются новые  крупные  месторождения  свинцово-цинковых
руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и  Приморском  крае
добывается вольфрам.
   Быстро растет  алмазодобывающая  промышленность.  Построены  два  крупных
горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат.
    К  ведущим  отраслям  рыночной  специализации  района  относится  рыбная
промышленность. По улову рыбы  Дальнему  Востоку  принадлежит  первое  место
среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном  и
крабовом промыслах.
   Главными районами рыболовства и морского  промысла  являются  Охотское  ,
Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние  годы
промысловые  суда  Дальнего  Востока  ведут  добычу  рыбы  также   в   водах
Индийского океана и южной части Тихого  океана.  Рыболовецкий  флот  оснащен
первоклассной техникой. Введены  в  действие  плавучие  рыбоперерабатывающие
заводы , китобойные флотилии.  Возникли  крупные  центры  рыбопереработки  -
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск  ,  Корсаков  ,
Южно-Курильск , Находка ,  Николаевск-на-Амуре  ,  Охотск  и  др.  Построены
холодильные комбинаты  ,  крупнейшие  из  них  находятся  в  Петропавловске-
Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

         Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока
[pic]

   Отраслями рыночной специализации  являются  также  лесная  ,  целлюлозно-
бумажная и деревообрабатывающая  промышленность.  Район  имеет  значительный
удельный вес в вывозе древесины  ,  производстве  пиломатериалов  ,  бумаги,
целлюлозы и  древесно-волокнистых  плит.  Лесная  промышленность  развита  в
основном в Хабаровском и Приморском  краях  и  в  Амурской  области.  Центры
лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный  ,  Хабаровск  ,
Комсомольск-на-Амуре , Амурск ,  Хор  ,  Бикин  и  др.  Производство  фанеры
создано  во  Владивостоке  и  Биробиджане  ,  мебели  -  в  Благовещенске  ,
Хабаровске , Владивостоке  ,  Биробиджане  ,  спичек  -  в  Благовещенске  ,
целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).
   Машиностроение  имеет  разнообразную  структуру  ,  однако  ведущими  его
отраслями являются судоремонт и производство  энергетического  оборудования.
Машиностроительные заводы производят  дизели  ,  мостовые  краны  ,  судовые
механизмы , литейное  оборудование  ,  металлорежущие  станки  ,  приборы  ,
инструменты  и  т.  д.  Один  из  крупнейших  машиностроительных  центров  -
Хабаровск.  Судоремонт  развит  в  Николаевске-на-Амуре  ,   Петропавловске-
Камчатском  ,  Владивостоке  ,  Находке  ,  а  речное   судостроение   -   в
Благовещенске.
    Сельскохозяйственное  машиностроение  размещается  в  городе   Свободном
(Амурская область). В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор” ,  во
Владивостоке - завод инструментов и другие заводы ,  в  Хабаровске  работает
завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре -  завод  подъемно-транспортного
оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
    Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :
   Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти  и  природного
газа.
   Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется  завод
передельной металлургии - “Амурсталь” в  Комсомольсе-на-Амуре  ,  работающий
на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.
    Легкая  промышленность  Дальнего  Востока  представлена  текстильной   ,
швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями ,  предприятия
которых размещены в основном в средних и крупных городах.
   Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности  -  рыбной  ,  на
Дальнем  Востоке  созданы  и  другие  отрасли  :  мукомольная  ,  крупнейшим
предприятием которой  является  Хабаровский  мелькомбинат;  мясная,  имеющая
крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске  ,  Комсомольске-на-Амуре
,  Биробиджане  ;  маслобойно-жировая  (сырьем  для  которой  служит   соя),
представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
   Агропромышленный  комплекс.  Важной  отраслью  района  является  сельское
хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна  ,
сои   и   малотранспортабельных   продуктов   для   местного    потребления.
Сельскохозяйственные угодья расположены  преимущественно  на  юге  (Амурская
область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).
   Основное место в  посевах  занимают  зерновые  культуры  ,  прежде  всего
яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь ,  овес.  На  юге  Приморского
края  значительны  посевы  риса.  Главная  техническая   культура   -   соя.
Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке ,  где  для
выращивания овощей используются  горячие  подземные  воды.  Большие  площади
отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает  устойчивую
кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно  на
юге. Особое место принадлежит оленеводству.  На  севере  ,  где  расположены
обширные пастбища , разводят северных оленей , а  на  юге  ,  в  Приморье  ,
развито   пантовое   оленеводство.   Большое   значение   приобрело   пушное
звероводство , созданы  зверофермы  ,  зверопитомники  и  совхозы.  В  лесах
насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
    Транспорт  и  экономические  связи.  Хозяйственное  развитие  района   в
огромной степени зависит  от  ускоренного  развития  транспорта  ,  так  как
редкая  заселенность  требует  активного   функционирования   внутрирайонных
связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
   В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта  ,
но основную роль играет железнодорожный.  На  его  долю  приходится  до  80%
перевозимых грузов.
   Начало активного транспортного освоения  южной  части  района  связано  с
прокладкой в  19-ом  веке  Транссибирской  магистрали.  За  последнее  время
Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями  ,  иногда  являющимися
подъездными  витками  к  лесозаготовительным  базам  ,  но  в  ряде  случаев
имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через  Комсомольск-
на-Амуре) , до Находки и Посьета.
   Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-
Амурской магистралью (БАМ). С постройкой  этой  магистрали  Россия  получила
выход на Тихоокеанское побережье  и  возможность  освоения  различных  видов
полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа.  Кроме  широтной  магистрали  БАМ
включают и дорогу от Транссибирской магистрали  через  Тынду  ,  Беркакит  ,
Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд  линий  ,  соединяющих  Байкало-
Амурскую магистраль с Транссибирской.
   В значительном  объеме  межрайонные  и  внутрирайонные  перевозки  грузов
Дальневосточного  района  осуществляются  морским  транспортом.  Плавание  в
суровых арктических морях обеспечивается с помощью  ледоколов.  к  Северному
морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку  между
железнодорожной  магистралью  и  морским  путем  вдоль   берегов   Северного
Ледовитого  океана.  Совершенно  иной  режим  работы   морского   транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год  осуществляются  внутрирайонные
и международные перевозки по Японскому и Берингову морям.  Главными  грузами
в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь ,  строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты  этих
морей Тикси ,  Ванино  ,  Петропавловск-Камчатский  ,  Нагаево  (Магадан)  ,
Владивосток , Находка , Советская Гавань.
   Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах ,  оторванных
от других транспортных путей , значение автотранспорта велико.  Для  дальних
перевозок есть несколько крупных  автомагистралей  ,  например  ,  с  юга  в
Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая  северная  дорога
проходит от Якутска до Магадана. Помимо  автомагистралей  на  севере  района
есть множество автозимников и дорог местного значения.  Более  развита  сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
   Огромно для Дальнего Востока значение воздушного  транспорта  ,  как  для
связей с другими районами  России  ,  так  и  для  внутрирайонных  перевозок
(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и  вертолетами  осуществляются
связи  с  труднодоступными  районами.  На  огромных   пространствах   севера
Дальнего Востока наряду  с  другими  видами  транспорта  сохраняется  олений
транспорт.
   Анализируя потоки грузов Дальневосточного района  ,  необходимо  отметить
что район получает больше грузов , чем  вывозит.  Основной  объем  перевозок
приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов   в  себестоимости
дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с  тем  ,
что большая часть грузов привозится  издалека.  В  вывозе  Дальнего  Востока
преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы  ,  концентраты  руд  цветных
металлов. Однако в последние  годы  возрос  уровень  комплексности  развития
района  ,   появились   новые   промышленные   предприятия   ,   развиваются
сопутствующие и обслуживающие отрасли ,  сфера  услуг  ,  что  сказалось  на
структуре грузооборота.
   Так , усиление международной торговли ,  развитие  рыбной  промышленности
потребовали развития судоремонта и судостроения , что в  свою  очередь  дало
толчок  к  развитию  машиностроения  ,   энергетической   промышленности   и
интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
   В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест  дальневосточной
экономики являются все возрастающая напряженность  топливно-энергетичес-кого
баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась  на  3%  по  сравнению  с  1992
годом. Основным  направлением  топливно-энергетического  комплекса  Дальнего
Востока    станет    ускоренное    развитие    нефтегазовых    месторождений
присахалинского  шельфа   при   техническом   содействии   Японии.   Сильное
отставание  произошло  и  в   деревообрабатывающей   и   целлюлозно-бумажной
промышленности.  В  результате   недостатка   древесного   сырья   сокращено
производство пиломатериалов в Приморском и  Хабаровском  краях.  Значительно
сокращен выпуск заменителей деловой древесины  на  предприятиях  Приморского
края. В Хабаровском крае  значительно  снизилось  производство  маргариновой
продукции ,на Камчатке и в Магаданской области  -  кондитерских  изделий  на
40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в  регионе
и  улов  рыбы.  Спад  производства  имеет  место   и   в   других   отраслях
промышленности.
   Найболее перспективным направлением экономики Дальнего  Востока  является
реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том  числе
конверсируемых предприятий. Дальний  Восток  насыщен  предприятиями  военно-
промышленного   комплекса.   В    соответствующей    продукции    российской
промышленности и разработанных в  недрах  оборонного  комплекса  технологиях
“двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
   Условиями успешного перехода  к  рынку  Дальневосточного  региона  России
являются :
. дальнейшее разгосудаствление экономики района;
. возникновение элементов свободной конкуренции;
. создание рыночной инфраструктуры;
. устранение перечисленных и  других  факторов  ,  препятствующих  развитию
  промышленности.
    На  Дальнем  Востоке  в  настоящее  время   существуют   три   свободные
экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
   Экологические проблемы Дальнего Востока очень  серьезны.  В  их  числе  :
лесные  пожары  ,  последствия  тайфунов  и  землетрясений  ,  наводнения  ,
крушения нефтиналивных танкеров ,  аварии  на  нефтегазопромыслах  и  других
промышленных объектах ,  умышленный  сброс  в  реки  и  моря  ,  а  также  в
атмосферу вредных отходов производства.
   Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос” ,  разрабатывающее  и
внедряющее , в частности ,  концепцию  инженерно-экологического  обеспечения
безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти  и
газа.
   Огромную территорию  Дальневосточного  района  по  уровню  экономического
развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.
   В южную зону интенсивного развития входят Приморский край ,  южные  части
Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это  наиболее  развитая
в экономическом отношении часть Дальнего  Востока.  Основу  хозяйства  южной
зоны составляют море- , лесо- и  горнопромышленные  комплексы.  В  настоящее
время идет развитие по пути  сочетания  ведущих  отраслей  промышленности  с
обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
   В  состав  средней  зоны  входят  северные  районы  Хабаровского  края  ,
Амурской и Сахалинской областей , южная  часть  Республики  Саха.  Для  этой
зоны характерны сравнительно высокие темпы развития.  Главная  специализация
- добывающая промышленность , а  обслуживающие  отрасли  развиты  слабо.  Ее
экономической осью является Байкало-Амурская  магистраль  ,  которая  внесла
большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны  :  идет
формирование промышленного пояса района. Основными  задачами  хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток  являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе  БАМа
потенциала для освоения северной части  района.  С  экономическим  освоением
зоны  Байкало-Амурской  магистрали  связано  формирование  Южно-Якутского  и
Комсомольского ТПК.
    Южно-Якутский  ТПК  формируется  на  юге   Республики   Саха   на   базе
разнообразных полезных  ископаемых.  В  бассейне  реки  Алдан  к  северу  от
Станового   хребта   (в   80-100   км)   и   недалеко    от    южно-якутских
высококачественных  железных  руд  находится  Южно-Якутский  каменноугольный
бассейн.  Здесь   разведаны   Чульмаканское   ,   Нерюнгринское   и   другие
месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении  превышает  50
метров. На Чульмаканском  месторождении  пласты  угля  имеют  горизонтальное
простирание.  В  Южно-Якутском  бассейне  введена   в   эксплуатацию   шахта
производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
   Вблизи угольного бассейна  находится  Алданский  железорудный  бассейн  с
содержанием  железа  в   руде   до   42%.   Наиболее   изученными   являются
месторождения   Таежное  ,  Пионерское  ,  Сиваглинское  ,  запасы   которых
составляют 2,5 млрд. тонн.
   В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты.  Это  дает
возможность создать в перспективе крупную базу  для  черной  металлургии  на
Дальнем Востоке.
    В  зоне  Южно-Якутского  минерального  комплекса  выявлены  значительные
месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев  и  других
полезных ископаемых.
   Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая  железная
дорога  БАМ  -  Тында  и  ее  продолжение  на  Беркакит.  Высококачественные
коксующиеся  угли  Южно-Якутского  бассейна   значительным   объемом   будут
поступать в южные районы  Дальнего  Востока  на  металлургические  заводы  и
экспортироваться  в  Японию.  Для  их  вывоза  в  Японию  в  бухте  Врангеля
построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
   В дальнейшем  кроме  угольных  предусмотрено  вовлечение  в  эксплуатацию
железорудных ресурсов района с тем  ,  чтобы  в  перспективе  создать  здесь
сырьевую базу для  черной  металлургии  полного  цикла.  Сельское  хозяйство
имеет очаговый характер.
   В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно  не  только
для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно  развиты
добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных  ископаемых.
В северной зоне можно выделить  несколько  промышленных  очагов,  в  которых
наряду    с    отраслями    специализации    развивается    производственная
инфраструктура.  Алданское  ,  Мирненский  ,  Магаданский  ,   Вилюйский   ,
Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются  в
территориально-производственные узлы лесной  ,  пищевой  промышленнос-тью  ,
машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.
   Анализ территориальной структуры Дальневосточного района  показал  ,  что
масштабы  и  структура  промышленности   района   характеризуются   большими
различиями и свидетельствуют о  неравномерности  размещения  промышленности.
Большие изменения в территориальную структуру  района  внесли  строительство
Байкало-Амурской    магистрали    и    создание    новых     территориально-
производственных комплексов.
   Дальний Восток имеет  достаточно  развитые  межрайонные  и  международные
экономические связи. Особенно велика его роль во  внешнеторговых  связях  со
странами  Тихоокеанского  бассейна.  Десятки  стран  осуществляют   торговые
операции  через  территорию  района  ,  и  его  экспортные   функции   имеют
исключительное значение. Более  половины  грузов  ,  ввозимых  в  районы  из
зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.
   Развитие внешнеторговых связей влечет  за  собой  улучшение  транспортной
системы  района  ,  экономических  показателей  работы  ,  совершенствование
структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
   Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний  Восток  в  четыре  раза
превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот  растет  очень
высокими  темпами  ,  причем  вывоз  возрастает  быстрее  ,  чем  ввоз.  Это
свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
   Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района  связано  с
дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием  Южно-
Якутского и  Комсомольского  ТПК  ,  развитием  внешнеторговых  транспортных
связей (в том числе и контейнерных перевозок между  странами  Тихоокеанского
бассейна и Европы)  ,  обеспечением  населения  района  сельскохозяйственной
продукцией , развитием социальной инфраструктуры  ,  решением  экологических
проблем.



                                    [pic]



                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. —
  М., 1996.
2. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
4. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. —
  М., 1975-1985.
5. Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru