Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Определение затрат на качество

Работа из раздела: «Экономика»
Определение затрат на качество.
      Классификация  затрат  на  качество  –   одна  из  главных  задач,  от
правильного решения которой зависит определение их состава  и  требовании  к
организации учета, анализа и оценки.
      Основным требованием к классификации является наиболее  полный   охват
всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также  их
полная  характеристика,  отражающая  сложность  и  многофакторный   характер
процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать  все
  стадии  создания  и  потребления  продукции  и  в  нее  следует   включать
максимально возможное число признаков.
    На основе обобщения публикаций отечественных и зарубежных специалистов,
а также исследований,  проведенных авторами, была разработана  классификация
затрат (таблица). В  соответствии  с  ней  классификационные  группы  затрат
формируются по различным аспектам в  зависимости от  конкретных  условий   и
требований. Эти группы можно  рассматривать как модели состава  затрат.
    Классификация затрат по целевому назначению  соответствует современному
пониманию   деятельности   предприятия   в   области   качества     согласно
международно-признанному   содержанию   терминов   «обеспечение   качества»,
«улучшение качества» и «управление качеством».
    Под затратами на обеспечение качества  следует  понимать  все  затраты,
произведенные для удовлетворения  установленных  потребителем  требований  к
качеству продукции или услуг.
    Затраты  на  улучшение  качества  –  это   затраты,   направленные   на
удовлетворение предполагаемых  требований потребителя.
    К затратам на управление качеством относятся затраты  на  разработку  и
реализацию  корректирующих  и   предупредительных   мер,   необходимых   для
устранения  выявленных  или  предотвращения   потенциальных   несоответствий
продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
    Исходя  из  требований  стандартов   ИСО  семейства  9000  к  различным
моделям   системы   качества,   ведущее     значение    в    рассматриваемой
классификационной  группе  имеют,   безусловно,   затраты   на   обеспечение
качества, состав и  структура  которых  могут  включать  отдельные  элементы
затрат на улучшение качества и управление им.



                 Обобщенная классификация затрат на качество
|Признак классификации       |Классификационная группа затрат        |
|1) по целевому назначению   |на улучшение качества                  |
|                            |на обеспечение качества                |
|                            |на управление качества                 |
|2) по экономическому        |текущие                                |
|характеру затрат            |единовременные                         |
|3) по виду затрат           |производительные                       |
|                            |непроизводительные                     |
|4) по методу определения    |прямые                                 |
|                            |косвенные                              |
|5) по возможности учета     |поддающиеся прямому учету              |
|                            |неподдающиеся прямому учету            |
|                            |которые экономически нецелесообразно   |
|                            |учитывать                              |
|6) по стадиям жизненного    |на качество при разработке продукции   |
|цикла продукции             |на качество при изготовлении продукции |
|                            |на качество при использовании продукции|
|7) по отношению к           |на качество в основном производстве    |
|производственному процессу  |на качество  во вспомогательном        |
|                            |производстве                           |
|                            |на качество при обслуживании           |
|                            |производства                           |
|8) по возможности оценки    |планируемые                            |
|                            |фактические                            |
|9) по характеру             |по предприятию                         |
|структурирования            |по производству                        |
|                            |по видам продукции                     |
|10) по объектам формирования|продукция                              |
|и учета                     |процессы                               |
|                            |услуги                                 |
|11) по виду учета           |оперативный                            |
|                            |аналитический                          |
|                            |бухгалтерский                          |
|                            |целевой                                |

    По экономическому характеру затраты могут быть  отнесены  к  текущим  и
единовременным.
    К  единовременным,   кроме   капитальных   вложений   на   приобретение
оборудования,  средств  измерения  и  другого  имущества,  необходимого  для
улучшения, обеспечения или управления   качеством  и  включаемого  в  состав
материальных активов, следует относить затраты  на  разработку  продукции  и
технологии ее изготовления.
    К текущим относятся  все  затраты   на  качество,  воспроизводимые  при
изготовлении продукции (например,  затраты на контроль качества и  испытания
изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования  и др.
    Классификация по виду затрат на  производительные и  непроизводительные
позволяет выявить их результативность.
    К производительным  могут быть отнесены все затраты, с  помощью которых
достигается выполнение  функции,  связанных  с  обеспечением,  улучшением  и
управлением качеством.
    Непроизводительные –  это  затраты,  которые  являются   ненужными  или
излишними; они выявляются при анализе и  оценке  затрат.  Такие  затраты  не
следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества  продукции
  или  низкого  качества  се  изготовления.  Например,  при  высоком  уровне
организации производства и действенном самоконтроле затраты  на   проведение
контроля технологической дисциплины могут  оказаться   ненужными.  В  то  же
время затраты  на исправление несоответствующей   установленным  требованиям
или дефектной продукции являются потерями.
    По  методу  определения  затрат   они  подразделяются   на   прямые   и
косвенные. Прямые затраты могут  быть непосредственно рассчитаны  и   учтены
по конкретному виду продукции или деятельности;
    косвенные –  по тому или  иному  принятому  признаку.  При  организации
учета затрат необходимо стремиться к тому,  чтобы большинство  затрат  можно
было определить прямым счетом.  Эта требование относится также к   следующей
классификационной  группе,  так  кок  от  полноты   учета   затрат   зависит
возможность их правильною планирования, анализа и оценки.
    Последующие  классификационные   группы   показывают   возможность   (в
зависимости  от  конкретных  условий)  различного  подхода  к   формированию
состава  затрат  на  качество.   Кроме   того,   эти   группы   могут   быть
использованы  при планировании затрат.
    Практическая значимость любой  классификации обусловлена  правильностью
принципов,  положенных   в  их  основу.  Именно   с   этой   точки    зрения
проанализируем различные   классификации  затрат  на  обеспечение  качества.
Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в  ряде  случаев  принципы
классификации их авторами не выделяются.
    Примером,    подтверждающим    сказанное,    является     классификация
А.Фейгенбаума,    представленная   на   схеме   1.    Отсутствие    принципа
классификации приводит к тому,  что  затраты,  необходимые  для  обеспечения
качества (обозначены цифрами 1, 2)   приравниваются  к  убыткам  (обозначены
цифрой   3).   При   таком   подходе   невозможно    оценить   экономическую
эффективность затрат, которая  определяется   сравнением  затрат  и  потерь.
Ведь   увеличение  затрат  на  обеспечение   качества  должно  приводить   к
сокращению  абсолютных  и  удельных  потерь  от  рекламаций   и   ликвидации
отклонений и несоответствий, выявленных в процессе изготовления продукции.



Схема 1
Классификация затрат на обеспечение качества А. Фегенбаума



Недостатки такой классификации  затрат проанализированы японскими
специалистами [5], которые предлагают в ее основу положить принцип
полезности затрат, разделив их  на две категории: расходы на проведение
работ по обеспечению качество и убытки, вызванные неудовлетворительной
деятельностью в области качества (схема 2).

Схема 2
Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества



Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в
ее основу положена  концепция, ориентированная не на  продукцию, а на
деятельность по  обеспечению качества и оценку ее  результатов. Поэтому
расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение
стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемого
увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение
несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на
оценку качества  и расходы, обусловленные браком.  Экономическая же
эффективность  оценивается путем сравнениям затрат с затратами, а не затрат
с  доходами.
Концепция, предложенная японскими специалистами, является более
обоснованной. Предусмотренный ею подход – его можно назвать
«управленческим» – позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в
экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает
ответы на принципиально важные вопросы; чем отличаются себестоимость
продукции от  затрат на качество какую долю в  себестоимости занимают
затраты  на качество и т.п.
Весьма важным является также и  то, что японская модель согласуется  с
содержанием стандартов ИСО  семейства 9000, регламентирующих  требования к
видам деятельности в  рамках системы качества. Поэтому  «управленческое»
направление определения затрат на качество нуждается в дальнейшем
развитии.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫОИ ЛИТЕРАТУРЫ
Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. – М.
Экономика, 1986 – С. 137 – 163.
J.M. Juran Quality Control, Handbook. NY, 1962.
Карлик Е.М., Демиденко Д.С. Затраты на обеспечение и повышение качества
продукции, их классификация // Стандарты и качества. – 1977 - №8 – С. 27-
29.
Карлик Е.М., Демиденко Д.С., Шкловский В.М. Затраты на повышение качества
продукции на машиностроительных предприятиях. – Л: ЛДНТП, 1979.
Накомуро Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества
продукции. – В сб.: Качество, торговля, экономика. – М.: Изд-во стандартов.
– 1970. – С. 23-31.
-----------------------
      Обучение в области качества

Затраты на предупреждение дефектов        1

Расходы отдела качества

Рекламация

Дефекты

Проверка деятельности по обеспечению качества

Контроль и испытания

Затраты на оценку уровня качества        2

Затраты на обеспечение качества

Убытки от брака
     3


Расходы на предупреждение дефектов


Убытки

Полезные затраты

Затраты на обеспечение качества

Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru