Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Проблемы нефтяной промышленности России

Работа из раздела: «Экономика»

                   ТЮМЕНСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



          КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА   НА ТЕМУ :

                 ПРОБЛЕМЫ  НЕФТЯНОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ  РОССИИ
            В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА  К  РЫНОЧНЫМ         ОТНОШЕНИЯМ



                                                                   ВЫПОЛНИЛ:


                                                                  ПРОВЕРИЛ :



                                ТЮМЕНЬ   1999



                                    ПЛАН


   Введение


1. География нефтедобывающей промышленности  Российской  федерации.  Главные
  районы нефтедобычи  в России.

2. Размещение предприятий нефтяной промышленно  сти.Транспортировка нефти.

3.  Россия  на мировом рынке нефти.

 Заключение.



                   ВВЕДЕНИЕ

                         Ситуация,  сложившаяся  на  мировом  рынке   нефти,
говорит о ненадежности многих  прогнозов  политиков  и  экономистов  в  этой
сфере: резкое падение цен на жидкое топливо  в 1986 г.  стимулировало  спрос
на жидкое топливо, однако, все понимали,  что   скоро  произойдет  повышение
цен, т. к. рос спрос.  Высказывалось  опасение,  что   к  началу   90-х  гг.
Странам-  потребителям  может  грозить   энергетический  кризис.  Конъюктура
нефтяного рынка  казалось,  подтверждала  эти  прогнозы:  в  1988-1989   гг.
Мировые цены на жидкое топливо   заметно  выросли,  преодолев  барьер  в  20
долл. За барель, а в 1990 г. в  период  иракской   агрессии  против  Кувейта
подскочили до 40 долл. Однако в дальнейшем прогноз не оправдался.  В  период
конфликта в Персидском заливе цены вновь снизились и колебались в  диапазоне
15-2о долл. За барель,  к  концу  1993  г.   упали  ниже  14  долл.,  что  с
поправкой  на  инфляцию  составляло  еще  меньшую  сумму.[1]  Как  известно:
сегодня  на экономику России  продолжает  отрицательно  сказываться  процесс
понижения цен на жидкое топливо.
    За последние годы значительно улучшилась обеспеченность запасами  нефти.
На 1 января 1995 г. доказанные извлекаемые запасы  нефти  в  мире  составили
около 137 млрд. т ., или выросли на 38 млрд. т по сравнению с  1985  г.  При
существующем  уровне  годовой   добычи   нефти   (порядка   3270   млн.   т)
обеспеченность запасами составляет  около  42  лет.  Кроме  того,  в  недрах
Земли, по данным  геологов,  находится  не  менее  70  млрд.  т.  неоткрытых
запасов. Однако эти огромные запасы нефти крайне  неравномерно  распределены
между  отдельными  странами.  Из  137  млрд.  т.  запасов  небольшая  группа
нефтеэкспортирующих стран, входящих в ОПЕК, располагает 77%, или  около  105
млрд. т. Группа же промышленно развитых стран ОЭСР располагает 16,6 млрд.  т
(12% мировых запасов). Соответственно при современном  уровне  добычи  нефти
обеспеченность стран -членов ОПЕК запасами нефти составляет более 90 лет,  а
стран ОЭСР- только 15.



                   ГЕОГРАФИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЛАВНЫЕ РАЙОНЫ

                                 НЕФТЕДОБЫЧИ.

      В перспективе спрос на нефть и ее добыча в основном будут зависеть  от
динамики цен. Если установившиеся  в  настоящее  время  сравнительно  низкие
цены на нефть (в пределах 100 долл. за тонну) сохранятся  до  2000  г.,  это
будет  способствовать  свертыванию  добычи   нефти   в   нефтеэкспортирующих
странах. Как следствие, в начале XXI в.,  возникнет  острая  ее  нехватка  с
соответствующим скачком цен. Установление высоких цен (в пределах 150  долл.
и выше за тонну) ускорит  приток  инвестиций  в  нефтяную  промышленность  в
странах  ОПЕК  и  вне  этой  организации.  Это   приведет   к   постепенному
наращиванию  добычи  нефти,  ее  перепроизводству  и  вызовет  падение  цен.
Вероятнее всего, как считают  Байков Н. и  Безмельницына  Г.,  в  прогнозный
период цены будут поддерживаться  на  среднем  уровне  -  120-125  долл.  за
тонну.

      По этому  варианту  потребление  нефти  в  мире  к  2015  г.  вырастет
примерно на 1100 млн. т/год. В основном мировой спрос будет  удовлетворяться
путем наращивания добычи в странах - членах ОПЕК. Для  удовлетворения  этого
спроса добыча должна  составить  уже  в  2000  г.  около  1800  млн.  т  (по
сравнению с 1250 млн. т в 1994 г. - рост на 550 млн. т), к 2010 г.  -  около
2150 млн. т ив 2015 г. - 2300 млн. т. Одновременно  страны,  не  входящие  в
ОПЕК,  предпринимают усилия, чтобы предотвратить чрезмерное  падение  добычи
из  уже  освоенных  низкорентабельных  месторождений.  Поддержание  высокого
мирового уровня добычи нефти  потребует  значительных  капиталовложений.  По
данным зарубежных экспертов,  в  течение  оставшегося  до  2000  г.  времени
требуемые капиталовложения в добычу нефти могут превысить  300  млрд.  долл.
(из  них  1/3  в  странах  ОПЕК   и   2/3   за   ее   пределами).   Огромные
капиталовложения  в  нефтедобычу  стран  ОПЕК  (100  млрд.   долл.)   нельзя
полностью  изыскать  из  внутренних  источников.   Потребуется   привлечение
иностранного капитала и технологии для наращивания добычи нефти.  Недостаток
капиталовложений может негативно повлиять на экономическую  ситуацию  стран-
экспортеров  и  основных  импортеров   нефти   и   поколебать   существующую
стабильность мирового рынка нефти.

       В России  добыча  нефти   падает.  Для  стабилизации  или  замедления
темпов ее снижения потребуются значительные инвестиции. По  мнению  западных
экспертов, чтобы удержать добычу нефти в России к 2000 г. на уровне 1992  г.
(около 400 млн. т) потребуются капиталовложения на  уровне  25  млрд.  долл.
Для подъема добычи до уровня 1991 г. (460 млн. т) понадобится уже  около  50
млрд. долл. То же самое относится к Казахстану,  второму  по  уровню  добычи
нефти в СНГ. Здесь только для ввода в разработку двух крупных  месторождений
- нефтяного Тенгиз и газоконденсатного Карачаганак  потребуется  минимум  10
млрд. долл. капиталовложений. Наряду со сложностью привлечения  значительных
инвестиций в  какой-то  мере  сдерживать  развитие  нефтяной  промышленности
могут принимаемые многими странами меры  по  охране  окружающей  среды.  Это
связано  прежде  всего  с  проблемами  глобального  потепления   климата   в
результате  выброса  в  атмосферу  газов,  создающих  парниковый  эффект,  в
частности углекислого газа. Это может привести к  ограничению  использования
ископаемого  топлива  органического  происхождения,  в  том   числе   нефти.
Конечно, в данном случае спрос на нефть в немалой степени будет зависеть  от
того, насколько жесткими будут ограничительные меры.  В  свою  очередь,  это
окажет   негативное   воздействие   на   объемы   инвестиций   в    нефтяную
промышленность и добычу в странах - членах ОПЕК. С точки зрения  этих  стран
принятые ими программы наращивания добычи нефти  могут  быть  реализованы  и
оправданы только при сохранении в перспективе стабильного рынка сбыта.[2]

      Несмотря на все возможные ограничения, потребление нефти в  прогнозный
период будет расти.  Наибольшие  темпы  его  прироста  (около  2,5%  в  год)
ожидаются в развивающихся странах, что в основном связано с  быстрым  ростом
численности их населения, а также с развитием промышленности  и  транспорта.
В промышленно развитых странах рост потребления нефти  будет  связан  прежде
всего с удовлетворением растущих потребностей транспорта  (автомобильного  и
воздушного), однако в целом темпы прироста составят не более 0,7% в  год.  В
целом же по миру темпы прироста потребления нефти составят около 1,5%.
    Нефть представляет собой сырье для  нефтехимии,  нужна   в  производстве
синтетического  каучука,  спиртов,   полиэтилена,   полипропилена,   широкой
гаммы различных пластмасс и готовых изделий из  них,  искусственных  тканей.
Нефть-источник  для  выработки   моторных    топлив    (бензина,   керосина,
дизельного и реактивных топлив), масел и смазок,  а  также  котельно-печного
топлива (мазут),  строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);сырье
для получения ряда белковых препаратов,  используемых в качестве  добавок  в
корм скоту для стимуляции его роста.
   Несмотря  на  трудности  нефтяная  промышленность  Российской   Федерации
занимает 3 место в мире.  В 1993 году  было  добыто  350  млн.  т.  нефти  с
газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только  Саудовской  Аравии
и США.            Нефтяной  комплекс  России  включает  148  тыс.   нефтяных
скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28  нефтеперерабатывающих
заводов общей мощностью более  300  млн.  т/год  нефти,   а   также  большое
количество других производственных объектов.
           На предприятиях нефтяной  промышленности   и   обслуживающих  ее
отраслей занято около 900 тыс.  работников,  в том числе  в  сфере  науки  и
научного обслуживания - около 20 тыс. человек.
  Сегодня произошли  коренные  изменения,  связанные  с   уменьшением   доли
угольной промышленности и ростом  доли  отраслей  по  добыче  и  переработке
нефти и газа в топливно-энергетическом  комплексе  страны.  На  первый  план
выдвигается природный газ и уголь открытой  добычи.  Потребление  нефти  для
энергетических   целей   будет   сокращено,    напротив,    расширится    ее
использование в качестве химического сырья. В настоящее  время  в  структуре
ТЭБа на нефть и газ приходится 74 %, при этом  доля  нефти  сокращается,   а
доля газа  растет  и  составляет примерно 41 %.  Доля угля 20 %,  оставшиеся
6 % приходятся на электроэнергию.
                   Происходит интенсивное снижение  добычи   нефти.  С  1988
по 1993г.   годовая  добыча  уменьшилась  более  чем  на  210  млн.  т.  Это
обусловлено целым комплексом факторов:  высокопродуктивные  запасы   крупных
месторождений в значительной  мере  выработаны  разработка  многих  нефтяных
скважин переведена с фонтанного на худший механизированный  способ   добычи.
Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных  месторождений,
потребности    отрасли   в   материальных   и   финансовых    ресурсах    не
удовлетворяются. Негативное  влияние  оказало  и  ослабление   экономических
связей  с  Азербайджаном  и  Украиной,  на  территории  которых   находилось
большинство  заводов  бывшего  СССР   по   производству    нефтепромыслового
оборудования и труб .
   До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была  сконцентрирована
на Кавказе,  где добывалось 97 %  нефти. В  30-е  годы  были  открыты  новые
нефтяные месторождения - в  Поволжье  и  на  Урале,  но  вплоть  до  Великой
Отечественной войны основным нефтедобывающим  районом  был Кавказ.  В  1940-
1950-е гг.  добыча  нефти  на  Кавказе  вследствие  истощения  месторождений
сократилась (ее добыча там, в настоящее время имеет локальное  значение,  на
территории      России       это       район       Северного       Кавказа).
                                                    Добыча  нефти  в  Волго-
Уральском районе  возросла,    район выдвинулся на одно  из  первых  мест  в
отрасли.      Здесь  были  открыты  такие  известные    месторождения,   как
Ромашкинское,    Бавлинское,    Арланское,    Туймазинское,    Ишимбаевское,
Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча   нефти
 в этом районе обходится недорого,  но нефть Башкирии  содержит  много  серы
(до 3%),  парафина и смол,  что осложняет ее переработку и снижает  качество
продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
  В 1960 г  было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири,  а
с начала 60-ых около 300 месторождений  нефти  и  газа,   расположенных   на
обширной территории Западной Сибири,  от  Урала  до  Енисея.Широко  известны
Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные  районы,   где  находятся
такие  месторождения,   как  Самотлорское,    Усть-Балыкское,   Федоровское,
Мегионское, Сосницко-Советское,  Александровское  и  др.  В  1964  г.  здесь
началась  промышленная  добыча   нефти.    В   последующие   годы   нефтяная
промышленность  Западной   Сибири  росла   быстрыми  темпами  и  в  1974  г.
опередила по добыче нефти все другие  районы  СССР.  Нефть  Западной  Сибири
отличается хорошим качеством,  высокой экономической эффективностью  добычи.
В настоящее время Западная Сибирь главный нефтедобывающий район страны.[3]
       На  северо-востоке  европейской  части  России  расположен  Ухтинский
нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш).  Он  обеспечивает  нефтью
север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки  Усы
в Печору,  разрабатывается группа месторождений нефти  (Тимано  -  Печерская
нефтегазоносная  провинция).  Часть  добываемой здесь нефти по  трубопроводу
поступает в Ярославль.
      Кроме  основных  нефтедобывающих  районов  нефть  добывают  на  севере
острова Сахалин (месторождение  Оха).  С  Сахалина  нефть  по  нефтепроводам
поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре.   В  Калининградской  области
находится месторождение  нефти  локального значения.
   Признаки нефтеносности имеются на обширной территории  Севера,  Восточной
Сибири и Дальнего Востока. Сегодня  возникает необходимость резко  увеличить
объем  поисково-разведочных   работ,   особенно   в  Восточной   Сибири,   в
зонах глубин под  газовыми  месторождениями  Западной  Сибири,  в  шельфовых
зонах   морей,   приступить   к   формированию   необходимой    для    этого
производственно-технической базы. Уже начата добыча  нефти  в  Арктике,   на
шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское место рождение).

   К настоящему времени в разработку вовлечено  более  60%  текущих  запасов
нефти.  В разработке находится 840 месторождений, расположенных   во  многих
регионах страны:  от Калининградской области на западе до  о-ва  Сахалин  на
востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере  до  предгорий  Кавказа
на  юге.   Основным  нефтяным  регионом  является  Тюменская  область,   где
сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66%  российской  нефти.
Вторым по значению районом является Урало-Поволжье,  где  добывается  27  %,
далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2  %,  Северный
Кавказ - 1,6 %, Сахалин - 0,5 %.
   Большинство  старых  нефтяных  районов   вступило   в   поздние   стадии
разработки,  когда  добыча  нефти  стабилизируется  или  даже   уменьшается.
Степень  выработанности  текущих  запасов  нефти  превысила  50  %,   в  том
числе более 30 %  в Тюменской  области, 70 %  в  Волго-Уральской   провинции
 и 80%  - на Северном Кавказе.  Особенно значительно  выработаны  запасы  на
наиболее крупных месторождениях Башкирии и Волго-Уральского района.
   При «старении» ряда нефтяных районов огромную роль приобретает  создание
новых  нефтяных  баз.  Среди   них   резко   выделяется    Западно-Сибирская
низменность.  Добыча  Западно-Сибирской  нефти   возрастала   стремительными
темпами.  Из  новых  нефтяных   баз   формируется   также   Тимано-Печерская
(крупнейшее месторождение Усинское).
      Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации
месторождений. В 1965г. почти 2/3 всей  нефти  добывалось  наиболее  дешевым
фонтанным способом.  Теперь  его доля  заметно сократилась,  наоборот  резко
возросло значение насосного способа, хотя он менее эффективен.

      Оценивая в  целом   сырьевую  базу  нефтяной  промышленности  России,
можно сделать вывод,  что в количественном  отношении   она  достаточна  для
решения текущих и прогнозных задач по  добыче  нефти.   Однако  качественные
изменения в структуре  разрабатываемых  и  прогнозных  запасов  нефти  будут
негативно отражаться на  эффективности  процессов  нефтеотдачи.   Разработка
таких  запасов  потребует  применения   более    сложных   и   дорогостоящих
технических средств и технологических процессов, а  также  применение  новых
более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.[4]



   РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОТИ.

           ТРАНСПОРТИРОВКА  НЕФТИ.

   Размещение предприятий  нефтеперерабатывающей промышленности  зависит  от
размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки  и
транспортировки  нефти,  территориальных  соотношений  между   ресурсами   и
местами потребления жидкого топлива.
   Добытая из  недр земли нефть содержит большое количество песка, солей  и
воды.   Нефть   нужно   очистить,   поэтому   она   сначала   поступает   на
нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи.  Затем
очищенная  нефть  поступает  на  нефтеперерабатывающие    заводы,    которые
строятся в районах потребления нефтепродуктов.
  Нефтеперерабатывающая промышленность  вырабатывает  нефтепродукты  (мазут,
бензин,   керосин,   дизельное   топливо,   смазочные    масла),     которые
непосредственно   используются   потребителями.   Технический   прогресс   в
транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей   промышленности
 от нефтедобывающей.  Переработка нефти чаще  сосредотачивается   в  районах
массового     потребления    нефтепродуктов.    Между    тем     приближение
нефтеперерабатывающей промышленности  к  местам  потребления  нефтепродуктов
имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:
транспортировка  нефти   всегда  экономичнее  перевозки  ее   многочисленных
производных;     для транспортировки нефти могут  быть  широко  использованы
трубопроводы, которые,  помимо сырой нефти,  осуществляют перекачку  светлых
продуктов; хранение  сырой  нефти  обходится  дешевле,  чем  нефтепродуктов;
потребитель получает  возможность  одновременно  использовать  сырую  нефть,
поступающую из разных районов.
      Нефтеперерабатывающие заводы   размещаются  на  трассах  нефтепроводов
(Нижний Новгород,  Рязань, Москва, Кириши, Полоцк,  Орск,  Омск,   Ангарск),
на  водных  путях  (Волгоград,   Саратов,   Сызрань,   Самара,    Ярославль,
Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены  трубопроводы.
  Поэтому  удельных  вес  районов  добычи  нефти  в  ее  переработке   резко
сокращается.     В    них    сосредоточена     еще    значительная     часть
нефтеперерабатывающих  заводов  (Уфа,  Салават,   Ишимбай,  Грозный),   идет
интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в  районах
добычи нефти  нет.  Они  сооружаются  на  трассах  нефтепроводов  идущих  на
восток (Ачинск).
         Тенденция    территориального     разрыва     нефтедобывающей     и
нефтеперерабатывающей  промышленности  еще  больше  усилилась  в   связи   с
превращением  Западной  Сибири  в  главную  базу  добычи  нефти  страны.   В
настоящее время там имеется лишь  один  центр  переработки  нефти  в  Омске,
куда поступает небольшая часть   добываемого   в   районе  жидкого  топлива,
действует и Тобольский нефтехимический комбинат.

      Для транспортировки нефти создана  большая  сеть   нефтепроводов.   По
размеру  грузооборота  нефтепроводный  транспорт  в   2,5   раза   превзошел
железнодорожный   в    части    перевозок     нефти     и    нефтепродуктов.
Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже,   чем
перевозка по воде,  но   значительно  дешевле,  чем  перевозка  по  железной
дороге.
            На железной дороге основной поток нефти  образуется  в  Западной
Сибири   и  Поволжье.   Из  Западной  Сибири  нефть   по   железной   дороге
транспортируется на Дальний  Восток,   Южный  Урал  и   страны   центральной
Азии.  Из Урала нефть везут на Запад,  Северный Кавказ и Новороссийск.
             Транспортировка  нефти  водным  путем   обходится   дешевле   и
экономичней  других  видов  транспортировки,  однако,  из-за  географических
особенностей нашей страны  используется  мало,   в  основном  при  перевозки
нефти  на  экспорт,  а  также  по  внутренним  бассейнам  страны   (Ленский,
Амурский) и северному морскому пути.
            Трубопроводы -  наиболее  эффективное  средство  транспортировки
нефти  (исключая  морские  перевозки  танкерами).   Пропускная   способность
нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн.  т  в год при  скорости
движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт  является  важной
под отраслью нефтяной промышленности.  На  сегодняшний  день  сформировалась
развитая сеть магистральных  нефтепроводов,  которая  обеспечивает  поставку
более 95%  всей  добываемой нефти при средней дальности перекачки  2300  км.
В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости  и
условиям управления группами объектов: внутри  региональными,  межобластными
и  системой   дальних   транзитных   нефтепроводов.   Первые    обеспечивают
индивидуальные связи  промыслов  и  заводов,  вторые  -  интегрируют  потоки
нефти, обезличивая ее конкретного владельца.  Связывая очень  большое  число
нефтедобывающих предприятий одновременно со  многими  нефтеперерабатывающими
заводами  и  экспортными  терминалами,  нефтепроводы  этой  группы  образуют
технологически связную сеть -  единый  объект  экономического   и  режимного
управления,   которая   получила   название   системы   дальних   транзитных
нефтепроводов и в которую входят такие  трубопроводы,  как  Нижневартовск  -
Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск;  Сургут  -  Полоцк;
Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая;  система  нефтепроводов   'Дружба'  и
другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
  В свое  время  создание  нефтяной  базы  между  Волгой  и  Уралом  намного
улучшило снабжение нефтью центральных и восточных  районов страны.   Занимая
выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район  вызвал
появление целой  системы  магистральных нефтепроводов, идущих  по  следующим
направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы  -  Омск;   Уфа
-Новосибирск   (нефтепродукты);     Уфа    -    Курган    -    Петропавловск
(нефтепродукты);на запад- нефтепровод 'Дружба' от Альметьевска через Самару-
Брянск до Мозыря  (Белоруссия),   откуда   в   Польшу,   Германию,  Венгрию,
Чехию,  а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс;  Самара -  Пенза
- Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск Нижний Новгород - Рязань -  Москва  с
ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо  -  Запад);на  юг  -
Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
  Формирование в  Западной  Сибири главной  нефтяной  базы  страны  изменило
ориентацию основных потоков нефти.  Волго-Уральский район теперь  'повернут'
целиком   на   запад.    Важнейшие   функции   дальнейшего   развития   сети
магистральных нефтепроводов перешли к  Западной Сибири. Отсюда  нефтепроводы
идут  по  следующим  направлениям:  На  запад  -  Усть-Балык  -   Курган   -
Альметьевск; Нижневартовск -Самара  -  Лисичанск  -  Кременчуг  -  Херсон  -
Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный  -  Баку;на  юг  -
Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На  восток  -
Александровское - Анжеро-Судженск.  Для  транспортировки   нефти  на  запад,
так и восток используются трубопроводы  Волго-Уральского  района  восточного
направления.

    Из других  магистральных направлений,   возникших  под  влиянием  добычи
нефти в разных районах,  выделяются Волгоград -  Новороссийск;   Грозный   -
Армавир -Туапсе;  Грозный  -  Армавир  -  Донбасс  (нефтепродукты);  Ухта  -
Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.


       В  настоящее  время  нефтяная  промышленность  России  находится   в
состоянии глубокого кризиса, что обусловило  резкое  падение  добычи  нефти.
Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим  годом  более  чем
на 60 млн. т и  в  1993г.  еще  на  40-45  млн.  т.  Выход  из  сложившегося
кризисного положения в  нефтяной  промышленности   Правительство  Российской
Федерации   и   Минтопэнерго   связывают   не   только   с   дополнительными
государственными инвестициями, но и  с последовательным  развитием  рыночных
отношений.    Предприятия   отрасли   должны   самостоятельно   зарабатывать
необходимые для их  отрасли средства, а Правительство  -  создавать  им  для
этого необходимые экономические условия.
       Поставки нефти для  государственных  нужд  сокращены  до  20  %   ее
добычи, остальные 80 % предприятия имеют право  реализовать  самостоятельно.
Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить  российский  рынок
без нефтепродуктов в  условиях  существующего  несоответствия  внутренних  и
мировых цен на нефть. Практически снят контроль за  уровнем  внутренних  цен
на  нефть.  Государство  регулирует  лишь   предельно   допустимый   уровень
рентабельности  в  цене.   Важное  значение  для   повышения   эффективности
функционирования   нефтяного    комплекса    России    имеет    работа    по
акционированию и приватизации.  В  процессе  акционирования   принципиальные
изменения    происходят   в   организационных    формах.     Государственные
предприятия  по   добыче   и   транспорту   нефти,    ее    переработке    и
нефтепродуктообеспечению  преобразуются  в  акционерные  общества  открытого
типа.  При этом 38% акций  указанных   обществ  остается  в  государственной
собственности.  Для коммерческого управления  пакетами  акций,   находящихся
в  государственной  собственности.
   Для  управления  акционерными  обществами   по   транспорту   нефти    и
нефтепродуктов     созданы    акционерные    компании     'Транснефть'     и
'Транснефтепродукт',  которым передается 51%  акций  акционерных обществ.  В
связи с особенностями функционирования предприятий  по  транспорту  нефти  и
нефтепродуктов их  приватизация  в  настоящее время запрещена.
   Образуются  вертикально-интегрированные компании(ВИК)-  это  объединение
компаний геологоразведки, и  нефтедобычи  с  компаниями  нефтепереработки  и
сбыта. Среди таких компаний выделяют:
     « ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100  дочерних  компаний  и
предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24  совместных  предприятия,
7  нефтедобывающих  (  Когалымнефтегаз,   Лангеппаснефтегаз,   Урайнефтегаз,
Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз,  астраханьнефть)  и  2
нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез  ),
3   финансовоинвестиционные   компании   (   1о    %    российского    рынка
нефтепродуктов).

     «Сиданко» - 51% акций у группы 'ОНЭКСИМ  -  МКФ'  (компания  'Интеррос-
ойл',  входящая  в  'Интеррос',  в  сентябре  1996  г.   стала   победителем
инвестиционного конкурса по  продаже  34%  уставного  капитала  'Сиданко'^),
свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК  после  'Юкос'  и
'ЛУКойл'. Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России.  При
460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи.  Владеет
широкой  распределительной  сетью:  766  АЗС,  159  нефтебаз,   на   которых
сосредоточено  21,4  млн.  барр.   В   составе   'Сиданко'   нефтедобывающие
'Варьеганнефтегаз',   'Кондпетролеум',    'Удмуртнефть',    'Черногорнефть',
'Саратовнефтегаз';  нефтеперерабатывающие  АО   'Ангарская   нефтехимическая
компания',   Саратовский   НПЗ,   Хабаровский   НПЗ,    14    компаний    по
нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно  в  сфере  НИОКР
АО 'Крекинг'.

      «Сургутнефтегаз»  образована  в  марте  1993  г.   Нефтедобычу   ведет
'Сургутнефтегаз',        переработку        -        'Киришинефтеоргсинтез',
продуктообеспечением занимаются 9  предприятий,  имеет  морской  терминал  -
'Ручьи'. Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки.

   «Юкос» - 78% акций компании получил  'Менатеп'  в  результате  залогового
аукциона  в  1995  г.  Добычу  ведут   'Юганскнефтегаз',   'Самаранефтегаз',
переработка    нефти    осуществляется    на    Новокуйбышевском    НПЗ    и
'Куйбышевнефтеоргеинтезе'.     На     8      предприятиях      сосредоточено
нефтепродуктообеспечение. В структуре  'Юкос'  имеются  два  предприятия  по
производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в  сфере  НИОКР;  одна
организация  занята  строительством,  экспортом  и  ремонтом   оборудования.
Финансовые     услуги     предоставляют     'Токобанк',     'ЗапСибкомбанк',
'Юганскнефтебанк', 'Промрадтех-банк',  Тюменская  фондовая  биржа.  Товарная
биржа. 'Юкос' занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки -  334
тыс. барр./сутки.

    НК 'Роснефть' (70 тыс.  человек  персонала,  акции  89  предприятий,  не
вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в  доверительное  управление
'Роснефти').      Нефтедобывающие      компании       -       'Пурнефтегаз',
'Сахалинморнефтегаз',       'Краснодарнефтегаз',       'Ставропольнефтегаз',
'Термнефть',     'Дагнефть',     'Архангельскнефтедобыча',     'Калм-нефть'.
Нефтеперерабатывающие  -   Комсомольский   НПЗ,   'Краснодарнефтеоргсинтез',
Туапсинский  НПЗ,  Московский  экспериментальный  завод  нефтепродуктов.  16
предприятий   нефтепродуктообеспечения,   8   совместных   предприятий,    5
вспомогательных сервисных  компаний  -  'Удмуртгеология',  ГИВЦ  'Нефтегаз',
'Нефтегазснаб', 'Роснефтеимпекс', 'Роснефтекомплект', АСУ 'Нефтепродукт'.

   «Сибнефть' дает 7% добычи нефти  России  (407  тыс.  барр./сутки).  В  ее
состав       нефтеперерабатывающая       компания        'Ноябрьскнефтегаз',
нефтеперерабатывающая  АО  'Омский   НПЗ',   нефтепродуктообеспечивающая   -
'Омскнефтепродукт', сервисное предприятие 'НоябрьскНГгеофизика'.

    'Славнефть'  образована  27  июня  1994  г.,  входит  в  состав   первой
транснациональной   российско-белорусской   нефтяной    ВИК.    Нефтедобычей
занимаются 'Мегионнефтегаз' и 'Мегионнефтегазгеология', нефтепереработкой  -
Мозырский НПЗ, 'Ярославнефтеоргсин-тез',  Ярославский  НПЗ  им.  Менделеева,
нефтепродуктообеспечением -  'Ярославнефте-продукт',  'Костромнефтепродукт',
Ивановонефтепродукт'.  Среди  финансово-торговых  структур   -   'Славбанк',
'Международный торговый дом Славойл'.

   ' Тюменская нефтяная компания' образована 9 августа 1995 г. Объем  добычи
-454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс.  Ее  нефтедобывающие  компании
-'Нижневартовскнефтегаз',      'Тюменьнефтегаз',      'Обьнефтегазгеология',
Рязанский   нефтеперерабатывающий   завод,   5   нефтепродуктообеспечивающих
предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5]

      Переход к рынку влечет  за  собой  многие  проблемы,  в  том  числе  и
сложности   перестройки    на    рыночные    отношения    целых    регионов,
специализирующихся на   добыче  нефти  .Положения  усугубляется  в  условиях
падения нефтедобычи и  уменьшения рыночных цен на жидкое  топливо.  Примером
такого  региона  может  быть  Тюменская  область.  .Хозяйство      Тюменской
области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной  и
газовой промышленности характеризуют следующие черты:

исключительная ориентация  на  добычу  нефти  и  газа  и  отсюда  повышенная
чувствительность  ко  всем  изменениям  конъюнктуры  рынка  энергоносителей,
которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики;

истощение основы  экономического  потенциала  —  падение  добычи  нефти  уже
началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными);

3.  'широтная' специализация районов  Тюменской  (как,  кстати,  и  Томской)
  области:    южные     районы     специализированы     на     производстве
  сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы  —  на  глубокой
  переработке  углеводородного  сырья,  далее   к   северу   —   нефте-   и
  газодобывающие районы. Если на первых этапах  освоения  'широтные'  связи
  были  весьма  слабыми,  то  по  мере  увеличения  добычи  на  севере  они
  значительно окрепли (особенно со строительством  меридиональной  железной
  дороги);

       На эти  особенности  наложил  отпечаток  действовавший  хозяйственный
механизм, и в печальном итоге:

— отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов  —  к
настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит  ли
вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами  (которые
строились во многом стихийно,  исходя  только  из  задачи  увеличить  добычу
нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем;

— стихийный характер  формирования  территориальных  пропорций  в  хозяйстве
области — 'широтная' специализация  не  полностью  учитывает  возможности  и
преимущества каждой зоны.

       Проблемы развития экономики региона как  системы  сбалансированных  и
взаимосвязанных    видов    хозяйственной    деятельности     решались     в
централизованной экономике лишь в той степени, в какой  это  соответствовало
приоритетам  и  интересам  Центра.  В  первую  очередь  решались   проблемы,
связанные с  функционированием  нефтегазового  сектора  —  геологоразведкой,
строительством,  добычей  и  транспортировкой   углеводородного   сырья.   В
соответствии  с  требованиями  развития  этого  сектора  решались   проблемы
строительства жилья и объектов региональной инфраструктуры  (дорог,  портов,
причалов, систем  связи).  Отличительной  особенностью  являлся  также  ярко
выраженный ведомственный подход к  решению  региональных  проблем  —  каждое
министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех  проблем,
которые  соответствовали  его  интересам.   Попытки   координации   —   увы,
безрезультатные — предпринимались и на  региональном  уровне,  и  на  уровне
бывшего Госплана СССР.  Ярким примером  является  строительство  Тобольского
нефтехимического  комбината  —   единственного   крупного   предприятия   по
переработке легких углеводородов, ориентированного на  получение  химической
продукции  (каучуков).  Начатое  в  1974  г.  строительство   комбината   не
закончено и до настоящего времени на предприятии получают  только  маномеры,
которые транспортируют для  дальнейшей  переработки  в  другие  районы.  Как
показывают  наши'  исследования,  данный  комбинат  мог  бы  стать   полюсом
интенсивного экономического роста в южной части  Тюменской  области.  Однако
сам регион не  располагал  средствами  для  его  сооружения,  а  центральные
ведомства не были заинтересованы в своевременном  завершении  строительства.
     Фактически Тюменской области отводилась (и  пока  еще  отводится)  роль
насоса, обеспечивающего переток чистого дохода  в  централизованную  копилку
(сначала союзную, а затем российскую) и одновременно  резко  ограничивающего
поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены  на
нефть  приводили,  например,  к  следующему:   валовой   доход   объединения
'Нижневартовскнефтегаз' (разрабатывающего все еще  эффективное  Самотлорское
месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы  почти
миллиард был изъят  в  госбюджет,  а  оставшейся  суммы  не  хватило,  чтобы
обеспечить финансирование производственных и  социальных  программ.  Поэтому
объединение вынуждено было 'просить'  у  государства  недостающие  300  млн.
руб.

      Думается, можно сделать однозначный вывод —  административно-командное
планирование и управление, основанное на отраслевом  принципе  и  остаточном
финансировании региональных программ, не в  состоянии  создать  условия  для
устойчивого    экономического    развития    территории    в    долгосрочной
перспективе.[6]  Перспективы  развития  нефтяной  промышленности  России  на
предстоящий  период в определяющей мере зависят  от  состояния  ее  сырьевой
базы.  Россия обладает  крупными ресурсами нефти. Ожидается  открытие  новых
крупных   месторождений    на  шельфах  северных  и  восточных   морей,    в
Восточной Сибири. Не исключена вероятность  открытия  крупных  месторождений
в Западной Сибири.


        РОССИЯ НА  МИРОВОМ  РЫНКЕ  НЕФТИ

      Внедрение новых  методов  и   технологий   добычи  нефти  сдерживается
необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество  с  иностранными
фирмами в  области   нефтегазодобывающей  отрасли  приобретает  все  большие
масштабы. Это вызывается  как  необходимостью  привлечения   в   создавшихся
экономических   условиях   иностранного   капитала,    так   и   стремлением
использования  применяемых  в  мировой   практике   наиболее   прогрессивных
технологий и техники  разработки  нефтегазовых  месторождений,   которые  не
получили должного развития в отечественной промышленности.

      Практически  с  самого   начала   проявления   нефтяного   фактора   в
международных отношениях изменились и основы формирования  внешней  политики
заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать  два
компонента:  правительства  и  крупнейшие  нефтяные   компании.   При   этом
последние выступали в  качестве  инициатора  большинства  внешнеполитических
шагов  на  международной  арене.    Исполнительная  власть  не  выступает  в
отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация  характерна
и для России. На практике между оказывающими воздействие на  нефтяной  рынок
министерствами существуют различия в подходе к  большинству  актуальных  для
нефтяников  проблем.  Например,  в  начале  1995  г.  Минтопэнерго  пыталось
снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанное  министерством
внешних экономических связей Минтопэнерго, однако,  натолкнулось  на  резкое
сопротивление министерства финансов,  защищавшее  интересы  бюджета.  Вопрос
решался на  уровне  главы  правительства,  и  министерство  финансов  сумело
настоять на своем.  Практически все вопросы, затрагивающие  нефтяной  рынок,
решаются между различными  министерствами  и  ведомствами  путем  длительных
согласований и ждущий решения должен набраться терпения.  Другое  дело,  что
нефтяные  компании,  как  правило,  активно  лоббируют   свои   интересы   в
правительственных коридорах и  пользуются  при  необходимости  разногласиями
между различными министерствами,

      Известны также случаи, когда исполнительные власти в России на  разных
уровнях требовали от нефтяных компаний принять то или иное  решение,  причем
зачастую себе в убыток. Этот вид протекционизма абсолютно  нехарактерен  для
мировой  практики.  Обычно  такого  рода  ситуации  оказываются  связаны   с
государственными  обязательствами  правительства  Российской  Федерации   по
поставке нефтепродуктов одной из постсоветских  стран.  После  распада  СССР
большинство республик оказалось не в состоянии  закупать  у  России,  самого
крупного экспортера нефти и газа, энергоресурсы по мировым  ценам.  По  сути
дела,   сложилась   ситуация   энергетической    зависимости    подавляющего
большинства   постсоветских   государств   от   России.    Чтобы    избежать
экономической   катастрофы   у   своих   соседей,   Москва   принимала    по
межгосударственным  соглашениям  обязательства  по  поставке   странам   СНГ
энергоресурсов, в том числе и нефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый  раз
в таких случаях  правительство  возлагало  на  одну  из  нефтяных  компаний,
находящихся  под   государственным   контролем,   обязанности   поставки   в
конкретную постсоветскую страну сырой нефти или  нефтепродуктов.   Например,
в 1992 г. правительство  настоятельно  потребовало  от  'Когалымнефте-газа',
входящего сейчас в компанию 'ЛУКойл', поставить нефть в Казахстан.  Компания
была категорически против, однако власти  использовали  силовое  давление  и
свой   контроль   над   магистральными    нефтепроводами.    В    результате
'Когалымнефтегаз'  все-таки  поставил   нефть   на   Чимкентский   НПЗ,   но
казахстанская сторона оплатила не всю сделку. (В  практике  отношений  между
постсоветскими  государствами  такие  случаи  происходят  весьма  часто.)  В
результате российская компания оказалась в убытке в 14,5  млрд.  руб.  Более
того, государство потребовало от 'Когалымнефтегаза' уплатить 42  млрд.  руб.
таможенной  пошлины  за  поставленную  в  Казахстан  нефть.  В   аналогичной
ситуации побывали и некоторые другие компании. В частности, были  арестованы
счета 'Роснефти'  за  неуплату  таможенной  пошлины  за  поставки  нефти  на
Украину, к которым компанию принудило опять же государство  и  которые  были
не оплачены украинской стороной.

         'Нефтяная  геополитика'  строится  на   основе   либо   пятизвенной
'цепочки' (добыча  —  транспортировка  —  переработка  -  транспортировка  -
сбыт), что характерно главным  образом  для  развитых  государств,  либо  ее
усеченных модификаций (добыча - транспортировка  —  сбыт).  С  точки  зрения
российской внешней политики реалиями  сегодняшнего  и,  видимо,  завтрашнего
дня  является  'усеченный'  вариант   цепочки.  Несмотря   на   высказывания
некоторых политических  лидеров  и  правительственных  чиновников  в  пользу
переориентации  российской  нефтяной  отрасли  от  продажи  сырой  нефти   к
широкому сбыту на западных рынках нефтепродуктов, эта  перспектива  выглядит
по   крайней   мере   в   ближайшие   годы    малоправдоподобной.    Уровень
нефтепереработки на российских НПЗ  остается  низким,  а  западноевропейские
рынки бензина - чрезвычайно насыщенными, чтобы  отечественные  производители
могли в ближайшее время надеяться на масштабное присутствие на  Западе.После
распада СССР постсоветские элиты надеялись, что  западные  державы  выполнят
свои прежние обещания и окажут масштабную  материальную  помощь  становлению
демократии в бывших советских республиках. Однако очень  быстро  выяснилось,
что   в   обозримом   будущем   развитые   страны   будут    ориентироваться
преимущественно на сырьевые богатства бывшего СССР. Речь идет о имеющихся  и
потенциальных  возможностях   постсоветских   государств   как   поставщиков
энергоресурсов:  газа,   сырой   нефти   и   электроэнергии.   Прибалтийские
государства занимаются перепродажей российской нефти на внешний рынок.

       Основными  внешнеполитическими   'узлами',   которые   определяют   в
настоящее  время  'нефтяную   политику'   Российской   Федерации,   являются
'каспийский',  'казахстанский',  'восточнославянский',  'ближневосточный'  и
'американский'. Все они, кроме 'американского', связаны с добычей  нефти  за
пределами Российской Федерации.

       Каспийский  связан с перспективами  нефтедобычи  в  регионе.  Сегодня
два постсоветских государства - Азербайджан и Казахстан -  претендуют,  хотя
с различной мотивировкой (Баку считает Каспий озером, а Алма-Ата -морем)  на
раздел   дна   Каспия   в   соответствии   с   зонами,   установленными    в
административном порядке еще в советское время.  Россия  же,  как  известно,
настаивает на совместном пользовании всех государств каспийскими  природными
ресурсами.  Очевидно,  что  интересы  Российской   Федерации   в   отношении
месторождений, на которые претендуют прикаспийские государства, не  выглядят
столь  противоречиво,  несмотря  на  различную  их  трактовку   со   стороны
государственных  ведомств  и   экономических   'действующих   лиц'.   Россия
заинтересована получить возможно  большую  долю  в  освоении  месторождений,
обеспечить  транспортировку  нефти  в  Европу  по   российской   территории,
добиться баланса влияния западных держав в Азербайджане и Казахстане,  чтобы
четче артикулировать российские интересы.

       Противники   ЛУКойла   утверждают,   что   более   жесткая   политика
правительства в отношении  статуса  Каспия  и  соответствующая  сдержанность
компании в отношении ее участия в освоении месторождений 'Чираг', 'Азери'  и
глубоководной  части  'Гюнешли'  могли  привести  к  тому,  что  присутствие
компании  в  регионе  казалось  бы  значительно  более  масштабным,  хотя  и
отсроченным по времени. Их оппоненты ссылаются на  то,  что  любая  отсрочка
вызвала бы окончательное устранение России из  числа  членов  международного
консорциума   по   освоению   данных   месторождений    -    Азербайджанской
международной   операционной   компанией   (АМОК).   Во-вторых,   существуют
противоречия  в  отношении  степени  развития  нефтедобычи.  Здесь   заметны
расхождения между позициями нефтяников и кругов, связанных  с  рыболовством.
Последние высказывают  опасение,  что  масштабная  добыча  нефти  на  Каспий
приведет к резкому сокращению рыбных запасов . В-третьих,  следует  иметь  в
виду, что  решительная  политика  'ЛУКойла',  поддерживаемая  руководителями
правительства,  не  всегда  вызывает  одобрение  со  стороны  представителей
других  российских  нефтяных  компаний.  Так,  'Роснефть'  уже   высказывала
недовольство, что российское правительство не смогло добиться для  нее  10-%
участия в освоении месторождений  'Азери',  'Чираг'  и  глубоководной  части
месторождения 'Гюнешли'. Компания, безусловно, хотела бы, чтобы ее  интересы
на  Каспий  обеспечивались  российскими  официальными  кругами  с   той   же
энергией, как они это делают в отношении 'ЛУКойла'.

      Вопрос  транспортировки  каспийской  нефти  связан  для  России  почти
исключительно с государственными  интересами,  поскольку  все  магистральные
нефтепроводы  принадлежат  государственной  компании  'Транснефть'.   Отсюда
уровень,  на  котором  принимаются  решения  и  формулируется   политика   в
отношении  данного  вопроса.  Самым   деятельным   лицом   в   международных
переговорах  среди   российского   руководства   является   премьер   Виктор
Черномырдин. Выбор маршрута перекачки нефти, как ранней, так  и  'основной',
будет в ближайшее время одним из острейших внешнеполитических  вопросов  для
Российской  Федерации.  Как  известно,  два  основных  проекта  предполагают
'северный' маршрут  —  через  Грозный,  Новороссийск,  Бургас  (Болгария)  -
Александропулос (Греция) или Бургас - Влора  (Македония)  и  'южный'  -через
турецкую территорию. Борьба между Москвой и Анкарой идет жесткая, хотя  и  в
рамках  нынешнего  понятия  об  этике  международных  отношений.  Во  всяком
случае,  ни  одна  из  сторон  не  замечена  в   попытке   в   полной   мере
воспользоваться такими геополитическими козырями, как чеченский  и  курдский
вопросы.

      Проблема не только в сотнях миллионов  долларов  прибыли  ежегодно  за
транзит, которые сейчас оспаривают между собой  Россия  и  Турция.  С  точки
зрения   внешней    политики,    решение,    которое    предстоит    принять
Азербайджанскому  международному  операционному   консорциуму,   во   многом
определит   будущее   международных   отношений   в   данном   регионе.    В
непосредственной близости от границ России и в  зоне  ее  особых  интересов,
находятся третьи по значению в мире запасы нефти.   На  Каспии  сталкиваются
интересы  нефтедобычи  и  рыболовства,  хозяйственной  ориентации  населения
прибрежных регионов. В прикаспийском регионе и в  непосредственной  близости
от него  до  сих  пор  не  развязаны  все  узлы  региональных  и  этнических
конфликтов. Российские политики   считают  допустимым  определенный  уровень
экономического присутствия Запада  на Каспии.  Однако, по мнению  российских
политиков и бизнесменов, присутствие западных компаний в регионе  не  должно
приводить ни к усилению политического влияния соответствующих  стран,  ни  к
вытеснению России с занимаемых ею позиций рнак Каспии.

        Нынешняя тенденция превращения Каспия в 'нефтяное  озеро'  не  может
не сохраниться.  При  этом  следует  отметить,  что  разведка  и  разработка
нефтяных месторождений  на  дне  Каспия  сопряжена  со  значительным  риском
аварий,  разливов  нефти  с  трансграничными   последствиями.   Значительную
опасность  представляет  сброс  в  море  отходов  бурового  шлама,   который
содержит около 40 высоко-токсичных компонентов.  Суточное  накопление  шлама
на  морских  промыслах  составляет  уже  многие  сотни  тонн.  Между  тем  в
настоящее время в  прибрежных  акваториях  Баку  средние  зарегистрированные
концентрации нефти превышают предельно допустимые в 10, а фенолов в 18  раз.
Российские интересы в отношении этой проблемы заключаются главным образом  в
том,  чтобы  максимально  сохранить  экологию  Каспия  и  нынешний   уровень
рыболовства. Для этого  необходимо,  видимо,  предусмотреть  соответствующие
финансовые отчисления со стороны участвующих в освоении дна Каспия  нефтяных
компаний.

     'Казахстанский  узел'  состоит  из  двух  основных   проблем:   участия
российских компаний  в  добыче  нефти  на  территории  Казахстана  и  выбора
маршрута для транспортировки  нефти  на  Запад.  Геополитическая  ориентация
республики определена ее этническим составом  и  спецификой  коммуникаций  с
экономическими центрами современного мира. В  настоящее  время  преобладание
неказахского  населения  в  большинстве  областей  Казахстана,  особенно  на
севере, однозначно диктуют курс республики на тесные  отношения  с  Россией.
Кроме того, коммуникации Казахстана  с  'Европой  и  экономически  развитыми
государствами Азии сегодня могут быть осуществлены только через Россию.  Что
касается России, то ее точка зрения состоит в том, что общие интересы  обеих
стран требуют,  чтобы  разработка  нефтяных  запасов  Казахстана  велась  со
значительным российским участием. При этом доля российского  участия  должна
быть,  по  мнению  всех  заинтересованных  'игроков'  российской   политики,
значительно выше, чем это имело место в случае  с  месторождениями  ^Азери',
'Чираг'  и   глубоководной   части   месторождения   'Гюнешли'.   Наибольшую
Заинтересованность в участии и  освоении  запасов  республики  демонстрируют
компании 'ЛУКойл', 'Роснефть' и 'Транснефть'.   Российской  стороне  удалось
добиться 10-% участия НК 'ЛУКойл' в разработке казахстанского  месторождения
'Тенгиз',  которое  прежде   местные   нефтяники   осваивали   совместно   с
американской компанией  'Шеврон'.  Отметим  также,  что  Россия  внимательно
наблюдает за действиями Казахстана в  отношении  нефтяных  месторождений  на
дне Каспия. В советское  время  этот  сектор  почти  целиком  принадлежал  к
заповедной  зоне.  Если  казахстанская  сторона   приступит   к   разработке
месторождений, то это будет означать чрезвычайно высокий риск  для  экологии
Каспия.

   'Восточнославянский  узел'  составляют  отношения  России  с  Украиной  и
Белоруссией. Здесь проблема распадается на две составные  части.  Во-первых,
российские  нефтепромышленники  заинтересованы  в  присутствии  на  нефтяных
рынках этих стран  не  только  в  качестве  торговцев  нефтепродуктами.  Во-
вторых, России необходимо обеспечить себе надежный транзит через  территории
обеих республик.

         В настоящее время Киев категорически против того,  чтобы  допустить
российских нефтепромышленников к участию в акционировании украинских НПЗ.  В
результате крупнейшие российские компании воздерживаются от  присутствия  на
украинском рынке. Переломить эту тенденцию будет,  видимо,  довольно  сложно
при  сохранении  нынешнего  политического  подхода  руководства  Украины   к
участию  российского  капитала  в  приватизации.   Существует   и   проблема
транспортировки сырой нефти через территорию Украины в Венгрию,  Словакию  и
Чехию,  поскольку  остаются  до  конца  неотрегулированными  вопросы  оплаты
перекачки нефти через систему нефтепроводов 'Дружба'.  Постоянное  повышение
цен  на  услуги  трубопроводного  транспорта,  находящегося  на   украинской
территории, делает для ряда российских компаний экономически  нерентабельным
экспорт  сырой  нефти  в  Венгрию,  Словакию  и  Чехию.  В   то   же   время
международные обязательства нашего государства требуют продолжения  поставок
нефти в эти восточноевропейские страны. При этом  основной  вопрос,  который
больше всего волнует российских нефтепромышленников  в  отношении  'Дружбы',
это  не  столько  цена  на  прокачку  нефти,  сколько  постоянные  изменения
украинской    стороной    существующих    договоренностей.     Экономическая
рентабельность торговли нефтью при таком подходе не  поддается  определению.
Для Украины предъявление  новых  и  новых  требований  российским  партнерам
становится практикой.

      Другое  важнейшее  восточнославянское  направление  -  транспортировка
нефти  через  Белоруссию  -  не  вызывает  у   нефтепромышленников   особого
беспокойства в  силу  определенной  уверенности  в  соблюдении  Минском  уже
устоявшихся 'правил игры'. Напомним, однако,  что  для  российских  компаний
Белоруссия является еще и рынком сбыта  нефтепродуктов,  а  также,  пожалуй,
ключевой страной  для  подхода  к  решению  вопроса  нефтепереработки  путем
участия российского  капитала  в  акционировании  зарубежной  собственности.
Здесь в первую очередь речь идет о нефтеперерабатывающих предприятиях.

   'Ближневосточный узел' возникает как  производное  из  заинтересованности
как  российской  дипломатии,  так   и   российских   нефтепромышленников   в
присутствии в этом регионе мира. Нефтяники, однако, прекрасно понимают,  что
нынешнее состояние отрасли в целом и их  компаний  (даже  крупнейших,  таких
как 'ЛУКойл' и ЮКОС) в частности, не позволяет им  надеяться  на  то,  чтобы
потеснить западные компании на месторождениях Саудовской Аравии  и  Кувейта.
Тем не менее ориентация  нефтепромышленников  на  работу  в  ближневосточном
регионе едва ли  изменится  в  прогнозируемый  промежуток  времени.  В  ряде
случаев российские компании могут получить право на освоение или  участие  в
освоении ближневосточных нефтяных месторождений в  силу  чисто  политических
предпочтений отдельных стран  региона.  Авторитет  России  в  арабском  мире
всегда  находился  на  должном  уровне  и,   несмотря   на   ослабление   ее
внешнеполитических позиций в последнее время, репутация  Москвы  по-прежнему
котируется   достаточно   высоко.   Во   влиятельных   политических   кругах
большинства ближневосточных государств превалирует  мнение,  что  необходимо
найти  противовес  безраздельной  гегемонии  Соединенных   Штатов,   которая
установилась с начала 90-х годов.

    Российские нефтепромышленники видят в своем присутствии в регионе еще  и
возможность  освоения  новой  технологии  и  получения  практики  бурения  и
нефтедобычи в местных условиях. (Именно так подходит, например,  'ЛУКойл'  к
своей работе  на  нефтяных  месторождениях  Туниса.)  Кроме  того,  подобная
практика  дает  российским  нефтяным   компаниям   опыт   сотрудничества   и
одновременно конкуренции в современных условиях. Возможно, что  в  ближайшее
время  основное  притягательное  воздействие  будет  иметь   Ирак.   Интерес
российских нефтепромышленников к работе в этой стране вызван,  помимо  легко
объясняемых коммерческих перспектив, тем обстоятельством, что в  свое  время
советские геологи  открыли  значительную  часть  иракских  месторождений,  а
советские нефтяники развивали здесь национальную нефтяную промышленность.  В
результате в России имеются подробные  карты  нефтяных  месторождений  этого
государства, а в Ираке остались кадры, обученные  советскими  специалистами.
Поэтому   нефтепромышленники   считают   это    направление    приоритетным,
предполагая, что работу здесь вести будет гораздо  легче,  чем  в  некоторых
других потенциально привлекательных нефтедобывающих странах.

     'Американский  узел'  касается  участия  западных,  в  первую   очередь
американских, компаний в разработке  нефтяных  месторождений  на  территории
Российской Федерации. Основные внешнеполитические вопросы зависят  здесь  от
направленности   геополитического   вектора,   возникающего   при   освоении
российских  нефтяных  месторождений  иностранными  компаниями.    Существует
комплекс собственно политических проблем взаимоотношений между  сообществами
нефтепромышленников России и Запада. Геополитические вектора связаны  прежде
всего с транспортной ситуацией, которая в ряде случаев уже изначально  имеет
не только экономическое, но и внешнеполитическое  значение.  Рассматриваются
различные варианты эксплуатации Тимано-Печорской нефтяной провинции. Это  75
уже разведанных месторождений с суммарными  извлекаемыми  запасами  свыше  1
млрд. т нефти. Для их разработки создан консорциум Timan Pechora Company,  в
который входят Техасе, Еххоп, Amoco, Norsk Hydro. В настоящее время  ведется
дискуссия, в каком  направлении  пойдет  нефтепровод  —  на  юг,  в  систему
магистральных трубопроводов 'Транснефти',  или  на  север,  где  планируется
построить   нефтеналивной   терминал.   Южное    направление    предполагает
использование нефти в значительной мере в российской экономике. Северное  же
направление нефтепровода означает, что вся добытая  нефть  будет  отправлена
на  экспорт.  .  Относительно  внешнеполитического  аспекта  взаимоотношений
между сообществами нефтепромышленников разных государств следует  напомнить,
что  один  из  влиятельных  международных  институтов  -   ОПЕК   объединяет
большинство нефтедобывающих  стран.  И  хотя  его  члены  представляют  свои
государства, а не национальные  нефтяные  компании,  тем  не  менее,  данная
организация является самым известным и могущественным  'нефтяным  клубом'  в
мировой политике.

     В России внешнеполитическая сторона взаимодействия  нефтяных  сообществ
возникает  как  результат   целенаправленной   политики   правительства   на
привлечение  иностранного  капитала  для  освоения  тех  месторождений,   на
которых по разным причинам российские нефтяники работать в  ближайшее  время
не смогут. Для освоения западными компаниями крупнейших  месторождений  было
необходимо создать  нужный  уровень  взаимодействия  между  государственными
институтами России и Запада и определенную правовую базу, в  первую  очередь
принять закон о разделе продукции. Такое взаимодействие  на  высоком  уровне
имелось только между Россией и США. Оно отразилось, в  частности,  в  работе
комиссии Черномырдина—Гора. Что касается  правовой  базы,  то  трудности  ее
создания  в  условиях  сложившихся  взаимоотношений  между   российскими   и
западными нефтепромышленниками довольно хорошо заметны на  примере  принятия
все  того  же  закона  о  разделе  продукции.  Среди   российских   компаний
наибольший  интерес  в  его  принятии  демонстрировал   ЮКОС,   собирающийся
осваивать вместе с американским АМОКО Приобское  месторождение.  Не  секрет,
что  именно  данная  компания  наиболее  активно  лоббировала  разработку  и
прохождение в  Государственной  Думе  закона  о  разделе  продукции.  Однако
сделанные на этапе работы согласительной  комиссии  Государственной  Думы  и
Совета Федерации  существенные  поправки  к  законодательству  исказили  его
первоначальный замысел. Вся эта ситуация  является  хорошей  иллюстрацией  к
одной из сторон взаимоотношений парламента, а также российского и  западного
(в первую очередь американского) нефтяных сообществ.  Сейчас  взаимодействия
нефтяных  сообществ  приобретает   различные   формы.   Среди   существующих
институтов - Российско-Американский  нефтяной  клуб  (в  его  состав  входят
руководители 27 нефтегазовых компаний  России  и  США).  На  встрече  членов
клуба с премьер-министром Виктором Черномырдиным 13 мая  1996  г.  ставились
актуальные для нефтепромышленников вопросы. Американская сторона  настаивала
на внесении изменений в Закон о соглашениях по  разделу  продукции,  которые
бы сняли  дискриминационные  положения  в  отношении  иностранных  компаний,
работающих  на  территории  России.  Основное  внимание  нефтепромышленников
обеих стран было уделено понижению потока налогообложения нефтяных  компаний
не менее, чем на 10-15% для  достижения  минимального  уровня  оборотного  и
инвестиционного  капитала,  необходимого  для  поддержания  воспроизводству.
Нефтяники также настаивали на введении, как это  существует  во  всем  мире,
отраслевых  положений  по  бухгалтерскому  учету  и  отчетности  в  нефтяном
комплексе,  учитывающих  специфику  этой  деятельности.  Одновременно   было
высказано мнение  о  целесообразности  привести  бухгалтерские  положения  в
России в соответствие с  международными  стандартами,  так  как  действующие
сегодня в нашей стране правила нефтепромышленники считают  одной  из  причин
завышения налогооблагаемой базы.[7]

         Если  говорить  о  тенденции  развития  международных  отношений  в
постсоветском  пространстве,  то  они  во  многом  будут  зависеть   от   их
'нефтяного  ареала'.  В  этом,  безусловно,  проявляется   как   воздействие
экономического кризиса в России и других бывших советских республиках на  их
внешнюю политику, так и геостратегическая  ориентация  развитых  государств,
которые видят в  данном  регионе  прежде  всего  его  сырьевые  возможности.
Разумеется,  оба  фактора  болезненно  воспринимаются  общественным  мнением
России.  Существует и другая сторона вопроса. Место России  в  международном
разделении труда будет определяться  не  только  стратегической  ориентацией
зарубежных держав, но и реализацией ее  возможностей.  Богатейшие  природные
ресурсы, находящиеся на территории  России  и  в  пространстве,  на  которое
распространяются  ее  национальные   интересы,   должны   послужить   мощным
потенциалом для вывода страны из кризиса. В  этом  случае  выход  на  первый
план   'нефтяного   ареала'   международных   отношений   в    постсоветском
пространстве  будет  расцениваться  скорее  как  естественный  и  позитивный
фактор во взаимоотношениях России и Запада.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В связи с резким падением цен на  нефть  Россия  решила  присоединиться  к
предложению большинства стран экспортеров и сократить  вывоз  нефти  на  8,4
тыс. т. в сутки, нефтепродуктов - на 4,9 тыс. т., что  обойдется в  24  млн.
долл.  ежесуточных  потерь.  Выполняя  соглашение,  нашей  стране   придется
уменьшить экспорт одной лишь нефти на 240 тыс. т.[8]  Несомненно, что  такое
положение не стимулирует развитие  экономики  в  стране,  но  в  сегодняшней
ситуации является необходимостью, направленной на стабилизацию  ситуации  на
рынке нефти и предотвращению дальнейшего падения цен.



                                 Литература

1.  Динков  В.А.  Нефтяная  промышленность  вчера,  сегодня,  завтра.-   М.:
   ВНИИОЭНГ.- 1988
2. Березин Л. Нефть и газ Западной Сибири.- М.:    1990
3. Василенко А., Разуваев В. Нефть и международные отношения // МЭМО.-1996.-
  № 12.-С.56-64.
4. Крюков В. Нефтяные фонды и проблемы регионально        го  экономического
  развития//  МЭМО.-1994.-  №  5.-  С.   117-125.Михайлов   Д.   Финансово-
  промышленные группы: специфика России //МЭМО.-1997.-№ 4.- С.120-130
2. Нефтяная промышленность.- М.:ВНИИОЭНГ,1994.

3. Народное хозяйство Российской Федерации.- М.: 1993

4. Региональная экономика / Под ред.  Т.Г. Морозовой.- М., 1995.

5. Сейфульмулюков И. Мировой рынок нефти: современное состояние и
  перспективы//МЭМО.-1994.-№ 6.-С.102.


6.  Сварский Н. Российская нефть потечет в обход Латвии //Интерфакс- АиФ.-
  1998.- 20-26 апр.

7. Экономическое развитие стран СНГ в 90 -е гг.//МЭМО.-1994.- № 6.- 137-
  146.

-----------------------
[1] Сейфульмулюков И. Мировой рынок нефти: современное состояние и
перспективы // МЭМО. - 1994. - № 6. - С. 102.

[2] Байков Н. ,  Безмельницына Г.  Тенденции развития зарубежной энергетики
// МЭМО.-1997.-№ 4 .-С.144.
[3] Региональная экономика. - М., 1995. - С. 47.
[4] Там же. - С. 74.
[5] Михаилов Д. Финансово промышленные группы: специфика России  / / МЭМО.
- 1997. - № 4. - С. 125-126.
[6] Крюков В. Нефтяные фонды и проблемы регионального экономического
развития // МЭМО. - 1994. - № 5. - С. 122-123.
[7] Василенко А., Разуваев В. Нефть и международные отношения // МЭМО. -
1996. - № 12. - С. 63-64.
[8] Сварский Н. Российская нефть потечет в обход Латвии  //  Интерфакс -
АиФ .-  1998 .--20-26 апр.- С.6-7.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru