Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Шведская модель экономики

Работа из раздела: «Экономика»

                                1.Вступление

      Термин “шведская модель” возник в связи  со  становлением  Швеции  как
одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств.  Он
появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели  стали  отмечать
успешное  сочетание  в  Швеции  быстрого  экономического  роста  с  обширной
политикой  реформ  на  фоне  относительной  социальной  бесконфликтности   в
обществе.  Этот  образ  успешной  и  безмятежной  Швеции   особенно   сильно
контрастировали тогда  с  ростом  социальных  и  политических  конфликтов  в
окружающем мире.
      Сейчас этот термин используется в различных значениях и  имеет  разный
смысл в зависимости от того, что в  него  вкладывается.  Некоторые  отмечают
смешанный характер  шведской  экономики,  сочетающей  рыночные  отношения  и
государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в  сфере
производства и обобществление потребления.
      Другая характерная черта послевоенной  Швеции  -  специфика  отношений
между трудом и капиталом на рынке труда. На  протяжении  многих  десятилетий
важной  частью  шведской  действительности  была  централизованная   система
переговоров о заключении коллективных договоров в области  заработной  платы
с участием мощных  организаций  профсоюзов  и  предпринимателей  в  качестве
главных  действующих  лиц,  причем  политика  профсоюзов   основывалась   на
принципах солидарности между различными группами трудящихся.
      Еще один способ определения шведской модели исходит  из  того,  что  в
шведской политике явно выделяются две доминирующие цели :  полная  занятость
и выравнивание доходов, что  и  определяет  методы  экономической  политики.
Активная политика на высокоразвитом  рынке  труда  и  исключительно  большой
государственный  сектор  (при  этом  имеется  в  виду  прежде  всего   сфера
перераспределения, а не государственная собственность)  рассматриваются  как
результаты этой политики.
      Наконец, в самом широком смысле шведская модель -  это  весь  комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким  уровнем
жизни и  широким  масштабом  социальной  политики.  Таким  образом,  понятие
“шведская модель” не имеет однозначного  толкования.
      Основными целями модели, как уже  отмечалось,  в  течение  длительного
времени были полная  занятость  и  выравнивание  доходов.  Их  доминирование
может быть объяснено уникальной силой  шведского  рабочего  движения.  Более
полувека - с 1932 г. (за исключением  1976-1982  гг.)  -у  власти  находится
Социал-демократическая партия Швеции  (СДРПШ)  .  В  течение  десятилетий  с
СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение  профсоюзов  Швеции  ,  что
усиливает реформистское рабочее движение  в  стране.  Швеция  отличается  от
других стран принятием полной занятости  в  качестве  главной  и  неизменной
цели экономической  политики,  а  шведский  народ  в  целом  -  активный  ее
сторонник.
      Стремление к равенству сильно развито в Швеции.  Когда  лидер  социал-
демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как  “дома
народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего  дома,
большие группы населения вне рабочего движения смогли принять  его  взгляды.
В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную  часть  средних
слоев.
      К числу специфических факторов, присущих именно Швеции,  надо  отнести
неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих  мировых
войнах,  рекордное  по  продолжительности  пребывание   у   власти   Социал-
демократической  рабочей  партии,  исторические  традиции  мирных   способов
перехода к  новым  формациям,  в  частности  от  феодализма  к  капитализму,
длительные  благоприятные   и   стабильные   условия   развития   экономики,
доминирование реформизма в рабочем  движении,  утвердившем  эти  принципы  в
своих  отношениях  с  капиталом  (их   символом   стали   соглашения   между
руководством профсоюзов и предпринимателями  в  Сальтшебадене  в  1938  г.),
поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
      На экономическое развитие  определенное  влияние  оказали  культура  и
исторические предпосылки. Неотъемлемой  частью  шведских  традиций  является
предпринимательство. Еще со времен викингов в  Швеции  известны  предприятия
по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -
“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась  в  Швеции  и
до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

      Успешное функционирование экономической системы  зависит  от  динамики
цен, конкурентоспособности шведской промышленности и  экономического  роста.
В частности, инфляция - угроза как равенству,  так  и  конкурентоспособности
шведской  экономики.  Следовательно,  должны  использоваться  такие   методы
поддержания  полной  занятости,   которые   не   приводят   к   инфляции   и
отрицательному воздействию на  экономику.  Как  показала  практика,  дилемма
между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
      С середины 70-х годов в связи с  обострением  конкурентной  борьбы  на
внешних рынках и глубоким экономическим кризисом  положение  страны  заметно
осложнилось, и шведская модель стала давать осечку.  В  частности  некоторые
отрасли  промышленности,  попавшие  в  глубокий  структурный  кризис,  стали
получать государственную помощь, причем в очень  большом  масштабе.  Но,  не
смотря на мрачные  прогнозы  многих  экономистов,  Швеция  смогла  выйти  из
кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем  показал,
что  шведская  модель  смогла  приспособиться  к  изменившимся  условиям   и
показала свою жизнеспособность.
      Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная  рыночная
система   производства   эффективна,   государство    не    вмешивается    в
производственную деятельность предприятия,  а  активная  политика  на  рынке
труда должна свести  к  минимуму  социальные  издержки  рыночной  экономики.
Смысл состоит в максимальном  росте  производства  частного  сектора  и  как
можно большем перераспределении государством части прибыли  через  налоговую
систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня  населения,
но без воздействия  на  основы  производства.  При  этом  упор  делается  на
инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
       Это  привело  к  очень  большой   роли   государства   в   Швеции   в
распределении, потреблении и перераспределении  национального  дохода  через
налоги  и  государственные   расходы,   достигшие   рекордных   уровней.   В
реформистской    идеологии    такая    деятельность    получила     название
“функциональный социализм”



                  2.Основные черты экономического развития

      За сто лет из отсталой (одной  из  беднейших  в  Европе     )  страны,
какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из  наиболее  развитых
в  экономическом  отношении  государств.  В  1970-х   годах   по   стоимости
промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на  первом  месте
в Европе.
      Превращению экономики из отсталой аграрной  в  передовую  промышленную
способствовало наличие больших запасов важных природных  ресурсов:  железной
руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и  железную
руду,  способность  Швеции  разрабатывать  ресурсы  и  близость  европейских
рынков в  эпоху  высоких  транспортных  издержек  были  основными  факторами
развития.

[pic]


      В 70-х годах прошлого столетия  шведские  железная  руда  и  лес  были
необходимы  для  индустриализации  Европы.  Расширение  шведского   экспорта
способствовало индустриализации страны и росту городского населения,  что  в
свою очередь привело к развитию сети  железных  дорог  и  строительства.  На
основе шведских изобретений создавались и  быстро  росли  новые  компании  в
металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему  доминировали  лесопильная  и
железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная  промышленность
и машиностроение.
      Доля рабочей силы,  занятой  в  промышленности,  с  1870  по  1913  г.
выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой  войны  на  сельское  хозяйство
все еще приходилась половина работающего населения.
      В условиях быстрого роста населения важное значение  имела  эмиграция,
прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну  покинули  1,2  млн.
шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой  безработицы.  Швеция
избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не  только  сохранить
производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно  обогатиться
на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.
      В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП  уступала  только  США.
Однако серьезный  удар  по  экономике  нанесли  два  глубоких  экономических
кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции  после  первой  мировой  войны,
что привело к падению промышленного производства на  25%  ниже  уровня  1913
г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в  1933
г.составляла 25%.
      В послевоенный период экономика Швеции развивалась  быстрыми  темпами.
Это были ее “золотые” годы. Главным фактором  этого  развития  был  экспорт.
Рост производительности труда составлял  в  среднем  в  год  5,1%  в  первой
половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974  гг.  Это  объяснялось  значительными
капиталовложениями и успехами в политике занятости.
      В 70-е годы темпы роста упали.  После  энергетического  кризиса  1973-
1974  гг.  в  промышленности  страны  возник  ряд   серьезных   проблем.   В
значительной   степени   это   стало   следствием   весьма    глубокого    и
продолжительного мирового  кризиса  середины  70-х  годов.  Швецию  поразили
глубокие  структурные  кризисы.   Около   25%   промышленного   производства
приходилось  на  отрасли,  пораженные  кризисом:  горно  добывающую,  черную
металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная  конкуренция.  На
мировой рынок вышли  страны  с  низкими  трудовыми  издержками.  Сократились
издержки  на  транспорт.  Резко  возросли  цены  на  нефть.  В  тоже   время
конкурентоспособность шведской промышленности резко  снизилась  в  1975-1976
гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%.  В  результате
шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20%  своей  доли  на
мировом рынке.
       Избыток  мощностей  и  низкий  мировой  спрос  на   чугун   и   сталь
отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная  промышленность
теряла свои позиции под  натиском  конкурентов,  прежде  всего  из  Северной
Америки.  Большой  мировой  избыток  мировых  мощностей  в  судостроении   в
сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и  на  фрахтование  резко
сократил выпуск судов в Швеции .  Производство  обуви  и  одежды  испытывало
очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых  развивающихся  стран,  где
издержки на рабочую силу  были  значительно  ниже,  чем  в  Швеции  .  Чтобы
избежать слишком резких структурных  сдвигов  в  промышленности  и  быстрого
роста  безработицы,  государство  с  середины  70-х  по  начало  80-х  годов
предоставляло в значительных  объемах  помощь  пораженным  отраслям,  прежде
всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.
      В 1977 г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в  1978-
1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х  годов  темпы
роста производительности труда резко замедлились  и  составили  в  1975-1984
гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины  60-х  годов
сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах,  о
пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали  рост  населения  и
долю занятых женщин.
        С   целью   восстановления    конкурентоспособности    правительство
осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г.,  когда  крона  была
девальвирована на 10%. Одновременно Швеция  вышла  из  европейской  валютной
системы, известной как “валютная змея”.  Однако  спрос  на  новые  товары  и
технологический прогресс привели к росту удельного веса  высокотехнологичных
отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои  позиции.  Быстро
развивалась и фармацевтическая промышленность.
      С 1983 года положение резко изменилось, и  шведская  экономика  начала
выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций  кроны  возросла  ценовая
конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883  г.  ВПП  возрос
на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда -  на
7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% -  наивысший  показатель  с  1973  г.
Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два  года  темпы
роста  несколько  снизились  из-за  замедления  роста  экспорта.   Повышение
доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего  важным
катализатором  продолжительного   экономического   подъема.   В   абсолютных
показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в  1980
- 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.
      В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть  выше  среднего  по
Западной Европе. Благоприятная мировая  конъюнктура  положительно  сказалась
на шведской  промышленности.  Производственные  мощности  использовались  на
90%, а во многих отраслях этот показатель  был  еще  выше.  Это  потребовало
значительного  объема  новых  капиталовложений.  За  1983-1989   гг.   объем
промышленных инвестиций вырос более чем на 60% . Нехватка  квалифицированной
рабочей силы и большое количество невыходов на работу  -  основные  причины,
сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на  это,  объем
производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов,  прибыльность
после  1982  года  находились  на   достаточно   высоком   уровне.   Высокий
инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая  в  меньшей  мере
зависит от  конъюнктуры.  Он  выражался  главным  образом  в  рационализации
производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.
      Ведущей тенденцией экономического развития Швеции  в  80-е  годы  стал
переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии  к
передовой технологии  в  производстве  транспорта,  электротоваров,  средств
связи, химических и фармацевтических изделий.



                           3. Смешанная экономика

      Существующая в Швеции  экономическая  система  обычно  характеризуется
как  смешанная  экономика.  В  ее  основе  лежат   рыночные   отношения   на
конкурентных   началах   с    активным    использованием    государственного
регулирования, что  составляет  экономический  базис  шведской  модели.  Под
смешанной экономикой  понимается  сочетание,  соотношение  и  взаимодействие
основных форм собственности в капиталистическом рыночном  хозяйстве  Швеции:
частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих  форм  заняла  свою
“нишу”, выполняет свою функцию в общей системе  экономических  и  социальных
взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских  компаний  с
числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному  капиталу.  На  частные
предприятия приходится 75% занятых в производственном  секторе,  из  них  8%
работают в принадлежащих  иностранному  капиталу   фирмах.  Остальная  часть
приходится  на   государство   и   кооперативы,   на   каждый   по   11-13%.
Государственный сектор расширялся, а удельный вес  кооперативного  почти  не
менялся с 1965 г.
      Кроме этих трех форм собственности существует  множество  компаний  со
смешанной собственностью , фирмы, принадлежащие  профсоюзам,  сберегательным
банкам и т.п. Однако их доля очень мала.


                             3.1 Частный сектор


      Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции   играет  частный
сектор.  В  его  рамках  можно  выделить  крупный  капитал,  доминирующий  в
отраслях,   определяющих   экспортную   специализацию,   прежде   всего    в
обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора  состоит  из
мелких и средних фирм. По этому критерию частные  компании  можно  разделить
на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм,в  которых  основатель,
собственник и  директор-распорядитель  часто  одно   и  тоже  лицо.В  другую
группу входят крупные  компании,зарегистрированные  на  фондовой  бирже.  За
последние  десятилетия  в  структуре  собственности  этой  группы  произошли
большие  изменения.  Заметно  снизилась  доля  акций,принадлежащих  домашним
хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975  г.  до
21% в 1985 г., в то  время  как  страховые,  инвестиционные  и  нефинансовые
компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий пенсионный  фонд  (ВПФ),
заметно увеличился -  с  53%  в  1975г.  до  79%  в  1985  г.  (включая  7%,
принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло  падение  доли
очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до примерно 20%  в
1985 г. - вследствие прежде  всего  высоких   ставок  налогов  на  доходы  и
собственность.

            Таким  образом,институциональная  собственность  в  значительной
степени заменила частных лиц. В настоящее  время  20  крупнейших  владельцев
портфелей  акций  -  учреждения.  Особенно   возросли   доли   нефинансовых,
инвестиционных и страховых  компаний,  на  которые  в  1985  г.  приходилось
соответственно  14,  14  и  10%.  Повышение  роли   нефинансовых   компаний,
занимающихся  коммерческой  деятельностью,  произошло   в   силу   различных
причин.Некоторые  из  них  ввели  принадлежащие  им  дочерние  компании   на
фондовую биржу,сохраняя значительную, а часто и подавляющую  часть  акций  в
своем распоряжении. Другие, продавая фирму  или  ее  отделения,  получали  в
качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные  пакеты  акций
возникли в результате долгосрочного  тесного  сотрудничества  фирм.  Обычным
явлением  стали  “стратегические”   вложения   капитала   в   акции.   Этому
способствовала высокая ликвидность многих фирм  вследствие  роста  продаж  и
прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска”  купила  “Сандвик”,  “Вольво”-
значительную часть “Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.
      Вместе с тем резко возросло  и  число  шведов,  владеющих  акциями.Это
объясняется  как  сокращением   портфелей   акций   частных   индивидуальных
собственников,так и  быстрым  ростом  числа  компаний,зарегистрированных  на
Стокгольмской фондовой бирже.Важную  роль  сыграло  появление  новой  группы
индивидуальных  владельцев  акций  после  создания  в  1978   г.   различных
акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения в этих так  называемых  всеобщих
фондах  под управлением банков или  фирм  получали  разнообразные  налоговые
субсидии от правительства. До  1984  г.  вкладчики  получали  скидку  30%  с
налогов на свои годовые  сбережения  в  дополнение  к  необлагаемым  налогом
дивидендам и приросту стоимости акций.  В  1984  г.  налоговая  скидка  была
отменена,но остальные стимулы остались. В  1985  г.  на  эти  инвестиционные
фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
         В  последние  годы  большой  интерес  к  шведским  акциям  проявили
иностранные инвесторы. К концу  1985  г.  на  них  приходилось  примерно  7%
стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании  появились  на
некоторых  западноевропейских  фондовых  биржах,а  также   в   Нью-Йорке   и
Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем в  Швеции,финансовые
условия и дополнительную рекламу за границей.
         Экономика  Швеции  характеризуется  высоким  уровнем   концентрации
производства и капитала и  монополизации  в  ведущих  отраслях.  На  крупных
предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено  около  40%
занятых в промышленности,а на мелких (до 50 человек) - 17%.  При  этом  рост
концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из  20
крупнейших компаний трудится более 40% рабочей  силы  в  промышленности.  На
долю 200 крупнейших компаний приходится  по 75% объема  производства,  числа
занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
      В  последние годы роль ведущих шведских компаний в  мировой  экономике
возросла.  В  1987  г.  среди  500  крупнейших  неамериканских  промышленных
компаний  насчитывалось  уже  20  шведских.  Конечно,   в   число   гигантов
капиталистического мира  они  не  входят.  Так,  крупнейшая  шведская  фирма
“Вольво” уступает по размеру оборота почти  в  7  раз  компании  номер  один
капиталистического мира “Дженерал моторз”  (15 млрд долл.  против  102  млрд
долл.)  Ведущие  шведские   промышленные   фирмы   имеют   ярко   выраженную
международную ориентацию.
       В  экономике  Швеции  очень  высока  монополизация   производства.Она
наиболее сильна в  таких  специализированных  отраслях  промышленности,  как
производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво”  и  “СААБ-
Скания”),     черная    металлургия     (“Свенска     столь”),электротехника
(“Электролюкс”,  АББ,  “Эрикссон”),   деревообрабатывающая   и   целлюлозно-
бумажная  (“Свенска   целлюлоза”,   “Стура”,   “Му   ок   Думше”   и   др.),
самолетостроение  (“СААБ-Скания”),   фармацевтика   (“Астра”,   “Фармасиа”),
производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
         В Швеции сложился наиболее мощный финансовый  капитал  среди  стран
Северной Европы.  Он  нашел  свое  организационное  выражение  в  финансовых
группах. В настоящее время в Швеции можно выделить  три  финансовые  группы.
Во главе двух из них (  по  принятой  в  шведской  экономической  литературе
терминологии,  “сфер  банков”)  стоят  ведущие  частные  коммерческие  банки
страны - “Скандинависка эншильда банкен”  и  “Свенска  хандельсбанкен”,  при
этом первая по всем показателям существенно превосходит  своего  конкурента.
В первой  половине  80-х  годов  началось  формирование  третьей  финансовой
группы  (“третьего  блока”)  во  главе  с  крупнейшей  компанией  страны   -
автомобильным концерном “Вольво”.
               В  финансовую  группу    “Скандинависка   эншильда   банкен”,
контролирующую  до  40%  экспорта,  20%  ВВП  страны  и  обеспечивающую  40%
занятости в промышленности  Швеции,  входят  семейные  группы  Валленбергов,
Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов.  Среди  них  выделяется   семейство
Валленбергов, контролирующее  компании,  биржевая  стоимость  акций  которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных  на бирже  фирм.
В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г.  оборот  250  млрд
крон и  прибыли  около   18  млрд  крон.  В  Швеции  и  за  границей  на  их
предприятиях  занято  примерно  450  тыс.  человек.   Империя   Валленбергов
считается одной из крупнейших в Западной Европе.
                 Вторая  финансовая  группа  -  “Свенска  хандельсбанкен”  -
включает  в  свой  состав  кроме  объединения  вокруг  самого  банка  группы
финансовых  воротил  Андерса  Валля  и  Эрика  Пенсера  и  семейные   группы
Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

                         3.2 Государственный сектор

      Важнейшая роль государственного  сектора  в  Швеции  -  аккумуляция  и
перераспределение   значительных   денежных   средств   на   социальные    и
экономические  цели  согласно  концепции  шведской  модели.  Государственный
сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное  правительство
и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда  выделяется  в
коммунальную  форму  собственности.   Они,   вместе   составляя   по   форме
собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики,  так
и  по  масштабам  (в  каждом  отдельном  случае,  но  не   в   совокупности)
деятельности.
       Государственный  сектор  и  государственная  собственность  -  разные
понятия. Под государственной  собственностью  принято  считать  предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично  (смешанная  собственность)
.  Удельный  вес  государственной  собственности  в  Швеции  весьма   низок.
Напротив,   по   размеру    государственного    сектора,    который    можно
охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую  жизнь,
Швеция занимает среди развитых стран первое место.
      Размер государственного сектора может измерятся в  таких  показателях,
как удельный вес  государственных  расходов,  потребления,  налогов  в  ВВП,
населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем  работал  31%
работоспособного населения, государственное потребление составляло 30%  ВВП,
а государственные капиталовложения  -  3%.  Доля  государственных  расходов,
включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61%  ВВП  в  1989
г.  Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в  1975  г.  и  67%  в
1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась.  За
последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех  странах,  но
наиболее активно - в Швеции.
      Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону  разрешена  в
сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
       Национализированные  предприятия  в   основном   сконцентрированы   в
сырьевых  отраслях:  горнодобывающей,  черной   металлургии,   а   также   в
судостроении, коммунальных услугах  и  в  транспорте.  В  этих  секторах  на
национализированные или  принадлежащие  государству  предприятия  приходится
больше половины всех  товаров  и  услуг.  Их   основная  цель  -  расширение
производства  с  достижением   прибыльности.   Однако   конец   70-х   годов
характеризовался  убыточным  расширением,  особенно   после   национализации
коалиционным  буржуазным  правительством  в  1977  г.   судостроительных   и
металлургических частных компаний и  их  дальнейшего  слияния  в  результате
структурного  кризиса  в  этих  отраслях  с  целью   сохранения   занятости.
Правительство  активно  субсидировало  эти  компании  до   тех   пор,   пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с  политикой
“кормления хромых уток”.
       Государственная  собственность  принимает  форму   либо   акционерных
компаний, либо государственных  предприятий.  Последние  имеют  значительную
свободу действий в финансовых и кадровых вопросах.  Решения  в  области  цен
ими принимаются  также  самостоятельно.  Они  должны  покрывать  издержки  и
приносить прибыль на вложенный капитал.
      Созданный в  1970  г.  для  координации  деятельности  государственных
предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в  1983  г.,  когда  из
него вышла группа крупных  компаний,  занимающихся  добычей  и  переработкой
сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название  “Прокордиа”.  Сейчас
она объединяет около 15  фирм  в  химической,  фармацевтической,  пивоварной
промышленности,  машиностроении,  производстве  потребительских  товаров   и
услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило  25 тысяч человек.
      Кроме “Прокордии” в  число  государственных  и  смешанных  предприятий
входят  горнодобывающая  компания  ЛКАБ,  целлюлозно-бумажные  АССИ  и  НСБ,
металлургическая   “Свенска   столь”,    судостроительная    “Цельсиус”    и
коммерческий банк  “Нурдбанкен”.В  1987  г.  число  занятых  в  этих  фирмах
составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях -  около  150
тыс. человек.
      Предприятия государственного управления предназначены  для  выполнения
особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На  почту
и связь - две крупнейшие государственные монополии -  приходится  свыше  60%
всех  занятых  на  государственных  предприятиях.  Другая  важная  сфера   -
транспорт. Шведские государственные  железные  дороги  составляют  95%  всех
жел. дорог в Швеции и на  них  работают  33  тыс.  человек.  Около  половины
производства  электроэнергии  приходится   на   государственное   управление
“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в  области
как новых источников энергии (солнце, ветер  и  вода),  так  и  традиционных
(уголь, торф и природный газ).
      Центральное правительство решающее  воздействие  на  экономику  страны
посредством  различных  экономических  инструментов.  Основной  из   них   -
государственный бюджет.
      В Швеции более 50% государственных  расходов  составляют  трансфертные
платежи, то есть перевод доходов в частный  сектор  (домашним  хозяйствам  и
предприятиям), в том числе пенсии,  жилищные  субсидии,  пособия  на  детей,
сельскохозяйственные  и  промышленные  субсидии.  Сюда  же  входят   выплаты
процентов по государственному долгу.
        Оставшиеся   после   вычета   трансфертных   платежей    из    общих
государственных расходов средства составляют государственное  потребление  и
инвестиции.  На   государственное   потребление   приходится   порядка   90%
оставшейся суммы,  в  том  числе  почти  2/3  тратится  на  здравоохранение,
образование,   государственную   администрацию   и   т.д.   Большая    часть
государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих  -
медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных  расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану  окружающей  среды
(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%),  досуг
и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
      Основа шведской  системы  социального  страхования  -  различные  виды
социальных пособий, которые  также  являются  важным  инструментом  политики
распределения.  В  1988  г.  переводы  из  сектора  социального  страхования
домашним хозяйствам составили 109 млрд.  крон,  в  том  числе  более  50%  -
пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134  млрд.
крон.
       Финансирование  государственных  расходов   в   Швеции   комплексное.
Различные части государственного сектора имеют имеют  собственные  источники
доходов.  Кроме  того,   комунны,   ландстинги[1]   и   сектор   социального
страхования получают дотации, в основном от центрального правительства.  Для
последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
      В 1988 г. налоги  и  взносы  на  социальное  страхование,  выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или  90%  всех  доходов  центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные  налоги,
15% - налоги на социальное страхование.
      Для местных властей  основной  источник  финансирования  -  подоходные
налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в  1988  г.  составили  67
млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон),  и  являются
дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь  налогооблажения,
помощью и субсидиями на инвестиции.
      В секторе социальных услуг взносы  предпринимателей  и  трудящихся  на
социальное страхование - основной источник доходов.
      Государственный сектор наиболее развит в  сфере  услуг.  В  социальных
услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства -  92%,  в
том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%,  социальном
страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится  49%
занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.
      Государственный сектор важен для  повышения  эффективности  экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие  издержки  на  такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь,  система  образования.
В этом четко видно  взаимодействие  частного  и  государственного  секторов:
рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления  в
государственный бюджет для увеличения  прежде  всего  государственных  услуг
населению, что в свою очередь способствует большей эффективности  экономики,
где основу составляет частный сектор.



                               3.3 Кооперативы

        Особенностью   шведской   экономики   является   роль   и   значение
кооперативного движения в  стране.  Оно  распространено  по  всей  стране  и
занимает весьма  сильные  позиции.  Кооперативы  способствовали  превращению
Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную  роль
кооперативное движение играет в  сельском  хозяйстве,  в  промышленности,  в
розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.
        Кооперативы   делятся   на   производственные   и   потребительские.
Производственные кооперативы с  общим  числом  занятых  около  50  тыс.  чел
доминируют  в  производстве  молока  и  мяса  и  занимают  важное  место   в
производстве   других   продуктов,    а    также    в    целлюлозно-бумажной
промышленности.  Потребительские  кооперативы  с  числом  занятых  70   тыс.
человек, из которых примерно половина приходится на два  крупнейших,  играют
важную роль в розничной торговле.
      В смешанной экономике  кооперативное  движение  действует  в  качестве
“третьей  силы”,  или  “третьей  альтернативы”,  частной  и  государственной
собственности, основываясь  на  принципах  демократии  и  пользуясь  широкой
народной поддержкой. В некоторых областях - особенно  среди  потребительских
кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в  интересах
простых   людей,   например   в   вопросах   ценообразования.   В    прошлом
потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями.  Эту
роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
      На кооперативы в Швеции приходится  5%  промышленного  производства  и
всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в  розничной  торговле  и  5%  от
числа всего работающего населения.В Швеции 2/3  домашних  хозяйств  тем  или
иным  образом  связаны  с  кооперативами.  На  потребительские   кооперативы
приходится  20%  продаж  товаров  повседневного  спроса.  От  1/2   до   2/3
продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими  в
кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
       Термин  “кооператив”  обычно  относится  к  экономическому   понятию,
основывающемуся  на  совместных  действиях  и  взаимопомощи.   Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими  интересами
его членов. Среди принципов  кооперативного  движения:  свобода  членства  -
никто  не  может  быть  исключен,   кроме   случаев   нарушения   устава   ;
независимость от  политических  партий  и  вероисповеданий;  демократическое
управление - “один член - один  голос”;  ограничение  доходов  на  вложенный
пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а  не  капитала;  накопление
капитала на развитие  и  экономическую  самостоятельность;  просветительская
деятельность; взаимодействие кооперативов.
      Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в.  Но
решающий прорыв произошел в 90-е годы  прошлого  века  и  следующие  за  ним
десятилетия вследствие  промышленной  революции  и  возникновения  растущего
рабочего класса в новых  городских  районах.  Кооперативное  движение  нашло
поддержку среди членов других народных  движений:“свободного”  религиозного,
трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической  и  профсоюзной
частей.  В  1896-1899  гг.  появилось  более   200   новых   потребительских
кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).
      КФ  -  национальная  организация  шведских  самоуправляющихся  обществ
потребительских кооперативов. Число  членов  постепенно  возросло,  а  число
обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в  1920  г.  до  138  в
1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67.  Всего  же  в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ  занимается
торговлей,  производством,   банковской,   издательской,   туристической   и
просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в  том
числе за рубежом, ряд заводов по  переработке  продовольствия,  в  частности
мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и  консервные,  а  также
несколько промышленных предприятий.
      Сфера деятельности кооперативов широка; помимо  упомянутых  существуют
кооперативы  жилищные,  страховые,  туристические,  автомобильные   и   даже
похоронные.
      Таким образом, кооперативы играют  очень  важную  роль  в  современном
шведском  обществе.  Но  происшедшие  в  50-60  годы  сдвиги  к   укрупнению
экономических предприятий с целью снижения издержек  оказали  воздействие  и
на кооперативы, также как и на другие  виды  бизнеса.  Эта  тенденция  стала
серьезно   угрожать   демократии   в   кооперативах.   В   настоящее   время
кооперативное  движение  ищет  пути  усиления  влияния  рядовых  членов   на
положение дел в кооперативах.



                              4. Уровень жизни

       Каждая  социально-экономическая  модель  преследует  и  создана   для
определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет  социальная
политика, которая призвана создавать  более  или  менее  нормальные  условия
воспроизводства рабочей  силы  (преимущественно  высококвалифицированной)  -
обстоятельство  исключительной  важности  для  Швеции,  если  иметь  в  виду
специфику ее  развития  и  место  в  международном  разделении  труда,  -  и
является инструментом  ослабления  социальной  напряженности,  нейтрализации
классовых антагонизмов и конфликтов.
      В шведской  модели  социальная  политика  способствует  преобразованию
общественных  отношений  в  духе  социальной   справедливости,   уравниванию
доходов, сглаживанию  классовых  неравенств  и  в  итоге  построению  нового
общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
      Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких  в  мире  и
наивысшим  в  Европе.  Уровень  жизни  определяется   комплексом   различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно  из
первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция  опережает  все
остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в  Швеции
самое высокое в мире
       Согласно  одной  из  целей  шведской  модели  -   равенства,   доходы
выравниваются весьма  прогрессивной  системой  подоходных  налогов.  Широкое
перераспределение  через  систему   социального   страхования   способствует
значительному сокращению различий в доходах. В 1986  г.  в  Швеции   на  20%
самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20%  самых  бедных  -  12%
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в  оплате
мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла  89,6%
зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в  Германии  -  73%  ;  в
Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).
      После продолжительного роста чистых (после вычета налогов)  доходов  в
послевоенный период реальные (в постоянных  ценах)  чистые  доходы  домашних
хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989  гг.  в  среднем  ежегодно
они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам  роста  от
доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г.  на  чистые
доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП.  К  1989  г.  эта  доля  упала
примерно до  50%.  Прямые  налоги  и  взносы  на  социальное  страхование  с
населения   росли   заметно   быстрее   обратного   потока   переводов    из
государственного сектора домашним хозяйствам.
       Более  половины  собственности  домашних   хозяйств   приходится   на
материальную  собственность,  а  финансовые   активы   в   виде   счетов   в
банках,облигаций,акций  и  других  требований  составляют  около   40%.   На
автомашины, лодки и другие потребительские  товары  длительного  пользования
приходится  еще  10%.  Собственность  распределена  менее  равномерно,   чем
доходы,  но  за  последние  десятилетия  была  заметна  тенденция  к   более
равномерному  распределению.  Распределение  собственности  в  Швеции  более
равномерное, чем в большинстве других стран.

            Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.

|Страны   |ВВП на   |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|
|         |душу     |(шт.)    |ы (шт.)  |автомобил|ие       |ца (%)   |
|         |населения|         |         |и (шт.)  |электроэн|         |
|         |(долл.США|         |         |         |-ии на   |         |
|         |)        |         |         |         |душу     |         |
|         |         |         |         |         |(кВч)    |         |
|Швеция   |18876    |890      |393      |420      |17079    |1,6      |
|Германия |18280    |640      |379      |463      |6900     |8,7      |
|Англия   |11765    |524      |346      |318      |5477     |8,4      |
|США      |18338    |760      |813      |559      |11204    |5,4      |
|Япония   |19465    |555      |261      |241      |5733     |2,5      |
|Франция  |15818    |608      |332      |394      |5870     |10       |


                          Уровень доходов в 1987 г.

|Размер дохода    |Число мужчин     |Число женщин     |Итого            |
|0                |20 278           |21  755          |42 033           |
|        1-39 999 |476 061          |905 017          |1 381 078        |
| 40 000-79 999   |560 063          |1 139 362        |1 699 425        |
| 80 000-119 999  |1 029 254        |1 020 719        |2 049 973        |
|120 000-159 999  |778 000          |320 563          |1 098 563        |
|160 000-199 999  |274 161          |69 438           |343 599          |
|200 000-299 999  |186 304          |29 199           |215 503          |
|300 000-499 999  |52 067           |5 756            |57 823           |
|500 000 и выше   |10 707           |1 227            |11 934           |



                                5.Заключение

      Итак, основные цели шведской модели - полная  занятость  и  равенство,
которые   зависят   от   стабильности   цен,    экономического    роста    и
конкурентоспособности.  Сочетание  общих  рестриктивных   мер   и   активной
политики на рынке  труда  рассматривалось  как  средство  совмещения  полной
занятости  со  стабильностью  цен.  Всеобщая   политика   благосостаяния   и
профсоюзная политика солидарности  в  области  зарплаты  -  составные  части
шведской модели. Модель  развивалась  в  течение  нескольких  десятилетий  и
показала жизнеспособность идей политики  солидарности  в  области  зарплаты,
полной занятости без инфляции,активной политики на  рынке  труда.  Какие  же
выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
      Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла  исключительно
низкую безработицу в послевоенный  период,  в  том  числе  с  середины  70-х
годов, когда серьезные структурные проблемы привели к  массовой  безработице
в большинстве развитых капиталистических стран.
      Есть определенные достижения  и  в  длительной  борьбе  за  равенство.
Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с  полной
занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих  из
массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к  потерям  в
доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя  путями  в  шведском
обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь  равной
зарплаты   за   равный   труд.   Правительство   использует    прогрессивное
налогообложение и систему обширных государственных услуг.
       Меньших  успехов  Швеция  добилась  в  других  областях:  цены  росли
быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР,  ВВП  увеличивался  медленнее,
чем в ряде стран Западной Европы,производительность труда  почти  не  росла.
Падение темпов  роста  производительности  труда  -  международное  явление,
вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который  менее  способен
к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие  в  Швеции
объясняется большим государственным сектором, который,  по  определению,  не
дает  роста  производительности.  Таким  образом,  инфляция  и  относительно
скромный экономический  рост  являются  определенной  ценой,  уплаченной  за
полную занятость и политику равенства.
      Наиболее слабым местом модели  оказалась  сложность  сочетания  полной
занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не  проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат  в  области  политики.
Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в  рикстаге,
и   позиции   партии   постепенно   ослабевали.    Правительство    понимало
необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки  этоьу
в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а  период  пребывания
правительства у власти короткий: общенациональные выборы  проходят  через  3
года, и  правительству  требуются  твердость  и  политическое  мужество  при
сдерживании высокой конъюктуры.
      Таким образом, шведская  модель оказалась под  угрозой.  Сохранение  в
будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости  и  равенства
-  видимо,  потребует  новых   методов,   которые   должны   соответствовать
изменившимся условиям.  Лишь  время  покажет,  сохранятся  ли  специфические
черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в  области
зарплаты, централизованные переговоры  по  зарплате,  исключительно  большой
государственный сектор и соответственно  тяжелое  налоговое  бремя,  или  же
модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.


                                7. Литература

1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель”  М.”Мысль”1991

-----------------------
[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов
(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне
имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru