Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Философия танца 29.5 Кб.
  2. Русская философия XIX века 11.4 Кб.
  3. Философия мира 16.8 Кб.
  4. Философия и этикет танца 33.6 Кб.
  5. Философия танца 33.6 Кб.
  6. Философия абсурда Альбэра Камю 0 Кб.
  7. Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века 36.7 Кб.
  8. Философия сестринского дела 38.3 Кб.
  9. Философия управления по-японски 63 Кб.
  10. Философия менеджмента 50.3 Кб.

Философия

Работа из раздела: «Философия»
                                      2

             Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам - эпохи вообще
       не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть
       кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая
       жизнь может быть высоко напряжена, научное и художественное
       творчество может бить ключом. Но в обществе нет потребности в
       рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется неудовлетворенности и
       сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь
       общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом
       социальных изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно
       положенный , по-видимому , строй мыслей и настроений .

             Это состояние, напоминающее моменты душевного кризиса у
       отдельной личности, когда человек как бы останавливается внезапно в
       беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в нужности и
       значительностью всего того, что он делал до сих пор.

             Такие же моменты раздумья переживают время от времени и идейно
       - руководящие слои общества. Крупное национальное бедствие, крушение
       идеала, к которому стремились ряд поколений одно за другим,
       предчувствие нарастающего социального катаклизма это способно вызвать
       глубокие социальные потрясения в общественной психике тех
       идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я.
       Эти кризисы интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или
       выражаются в форме философского искательства. Философия здесь
       призвана лечить раны, нанесенные суровой действительностью, от нее
       требуют ответа на новые возникающие запросы жизни .



                                      3

             Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и
       продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских
       мыслителей, чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть
       нашему поколению. Одной из сложных проблем, поднимающихся в трудах
       русских философов, является проблема воспитания и формирования
       личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А. Бакунина, Н. А.
       Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф . Лосева , Л
       . П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К
       сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только
       планируется , однако , вышедший в свет сборник ' Вехи ' и сборник
       произведений  В . В . Розанова уже дают обширный материал для
       размышлений и сопоставлений с нашей действительностью .

             Философский анализ системы народного образования прошлого века
       , анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути выхода
       из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова
       - ' Сумерки просвещения ' . Рассмотрим основные положения его
       взглядов на проблему воспитания личности .

             ' Впервые в истории мы наблюдаем в нашем веке , что не ученые
       , не церковь , не семья , не любители душ человеческих и знатоки ее
       сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив оружие и,
       заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные
       поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости .
       Римляне устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным
       смехом , и никогда вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не
       допустили бы этой замены себя княжескими или королевскими чиновниками
       .
             Не будучи само по себе воспитательно , но, заимствуя для
       воспитания элементы других сфер - античной древности , христианства ,
       наук и философии - государство оценивает степень воспитания мерою
       материала, , который через него и


                                      4

        усваивается . И так как каждая часть этого материала с него лишь
       передается, а не усваивается , через непосредственное в нем
       содержание ,то все воспитание естественно получило характер усвоения
       переданного , т . е. книжный . Для церкви ' воспитанный ' значит
       религиозный; для семьи - значит любящий , преданный; и даже для
       всякого свободного мыслителя ' воспитанный ' значит крепкий в
       суждении , сильный в испытании правды . Напортив для государства , '
       воспитанный ' - значит усвоивший правила веры , знающий сыновьи
       обязанности , наконец , уже достаточно обогащенный знаниями . ' *
       Розанов ,1889. Сумерки просвещения (В . В . Розанов . - М .
       Педагогика , 1990 . - с. 22) .

              ' Все чувствуют , и уже давно , в Европе странную
       безжизненность возрастающих поколений. Они безжизненны не в одном
       каком - ни будь отношении , они лишены не каких - ни будь даров,
       будучи богато отделены другими . Именно ядра в них нет , из которого
       растет всякий дар, всякий порыв , все энергичное в действии или
       твердое в сопротивлении . Та ' искра Божия ' , которая светится в
       человеческом образе часто сквозь мрак , его одолевающий , сквозь его
       грубость , необузданный произвол невежество , в этих поколениях ,
       ничего выдающегося не дурного не делающих , как будто погасла и ее
       ничего не способно пробудить . Странная антикультурность, на исходе
       19 века самой великой в истории культуры , поражает в них: они не
       только не продолжают свое время , но влечет их и убеждает не какая-
       нибудь из новых книг , а самая обыкновенная страница из журнала или
       газетный листок . Не в способной притягательности этих низин следует
       видеть причину этого падения , но в слабости крыльев, , которые не
       могут поднять над ними душу . ' * Там же стр. . 12

             Со множеством деталей , за тщательным взвешиванием количества
       поступающих впечатлений была упущена самая важная сторона в каждом из
       них



                                      5
       что лишь ничем не подрываемое , входя в душу свободно , неторопливо с
       ней взаимодействуя , оно оплодотворяет ее; тысячи же прерванных ,
       оскопленных впечатлений оставляют ее бесплодной. Тот мир звуков, ,
       которые каждая душа в меру даров своих дает в ответ на каждое
       ощущение , -был забыт и при системе учащенных , через час
       чередующихся впечатлений стерт, сведен к небытию , даже погиб, не
       проросши из семени . И между тем в этих вздутиях души , только
       ожидающих из  вне прикосновения , чтобы дать трещину и обнаружить
       свое содержание , и скрывающиеся до времени ее невидимые крылья ,
       освободить которые из сдерживающей оболочки , укрепить и научить ими
       управлять есть вся задача воспитания . Здесь мы переходим к
       необходимости индивидуальности воспитания: на одно и тоже впечатление
       всякая отдельная душа ответит разно , и именно в меру того
       содержания, , которое с ней послано в мир . И так именно раскрыть это
       содержание должен воспитывающий , он никогда не должен обращаться с
       чем  - ни будь значительным по смыслу к толпе, но всегда к одному
       лицу.

             Действие этого закона, ,который как только нарушен -
       воспитания нет , и обнаруживается в том , что при усиленном
       постоянном , но постепенно же прерываемом внушении отдельных
       обязанностей интересов , склонностей в школе эти последние вовсе не
       прерываются , или отпадают тотчас , как только встречаются потом в
       жизни малейшие в себе припядствие . Напротив, один уединенный
       разговор , часто с человеком одинакового развития , или случайно
       вычитанная мысль становится поворотным пунктом во внутреннем развитии
       . Только с любовью , долго, при собственных дарах или любящем учителе
       останавливаясь на самом кратком , в несколько минут прочитываемом
       произведении , можно впитать в себя тот аромат, , который оно
       содержит в себе , живою же душой отозваться на ту жизнь, которая
       таинственно завита в нем его давно умершим творцом , и , отозвавшись
       пластически



                                      6

       видоизменить душу прекрасным , благородным впечатлением , на ее
       павшим . Не думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может
       произойти при изучении великих произведений с циферблатом в руке ,
       есть заблуждение, , которое поистине , нельзя не назвать безумным .
             Если окинуть усталым взглядом реалии сегодняшнего дня , то
       после прочитанного грустно понимаешь , как был прав в своих искренних
       суждениях В.В.Розанов сто лет назад: ' Думать , что в отдельные циклы
       истории красота человеческой природы была лишь нарастающей и , что в
       каждом индивидуальном можно соединить ее отдельные тени , - это также
       ошибочно , и вытекает из отсутствия истинного знания о которой-нибудь
       из этих теней . Только отряхивая с человека прежнюю красоту , отрицая
       ее как величайшую противоположность , появится на нем новый убор
       сложных идей и глубоких чувств . Лукавое перед всем преклонение ,
       соединенное с холодной готовностью все предать, и есть истинный
       результат этого синтетического воспитания, , через которое проводятся
       всюду подрастающие поколения Европы . Ни любители они древности , ни
       истинные христиане , ни самоотверженные искатели истины - они между
       всем этим , вне которой-нибудь из культур , то есть не несут на себе
       более одной из них . От этого при существовании у них смутного
       религиозного чувства , они не знают , удовлетворить ли его
       христианством или буддизмом , будучи довольно начитанными в новых
       книгах и, помня еще много из старого , выдумывают новую мораль ,
       удобно соединяющую и то и другое . По своему воспитанию , по долгим
       годам привычки они склонны ко всему электрическому и ни к какому
       сильному отрицанию или сильному утверждению . '
             Все сказанное относится к нравственной стороне , но едва ли не
       важнее еще здесь сторона умственная: ребенок должен быть свободен ,
       то есть окружающие его вещи и люди не должны стоять слишком высоко
       над его умственными силами , не



                                      7

        должны его подавлять . Ребенок заброшенный , едва ли допускаемый на
       глаза , растущий на кухне , с прислугой , - не только образец
       кротости , душевного благородства , но и сосуд ярко светящихся
       умственных даров; другой , не спускаемый с глаз любящих родителей , с
       приставленными мамками учителями , вечно спрашиваемый и развиваемый
       ,туп нравственно и умственно до степени , которая граничит с
       уродливостью . Из бедных , необразованных семей вышли едва ли не все
       те независимые умы и смелые характеры, которые в разных сферах
       становились реформаторами человеческих обществ. Трудом и нуждою
       воспитывается духовно здоровое, сильное; гениальное же в уме или
       способное в характере воспитывается бедствием , незаслуженным
       несчастьем , продолжительным горем . Оно только одно истинно
       углубляет сердце и затворяет разум - сообщает второму великую ,
       поражающую всех прозорливость , первому дает совет , всех
       привлекающий к человеку , всех ему покоряющий .
             Индивидуализм , замкнутость в себе человека - это есть
       следствие разлагающей эпохи, но в нем же таится возможность
       возрождения эпохи новой .Неисповедимы пути истории ,не вскрыты ее
       законы; отчаиваясь , мы бываем  иногда накануне самой светлой радости
       , радуясь, стоим на краю гибели .
             Каждое время, в сущности, имеет такую школу , которую оно
       заслуживает . Идеи в устроении так точно отвечают главному в нас ,
       что каковы мы - так учим и воспитываем детей . Школа -это, скорее
       всего , симптом , показатель нашего внутреннего ' Я ' . Это пульс,
       который бьется тревожно , и мы ясно его нащупываем , когда болезнь
       еще глубоко сохранена внутри организма .Школа есть симптом не только
       более ясный , но проявляющийся в органе, который наиболее ярко
       чувствует , сильнее всего болит; вот почему целить ее мы призваны ,
       но , быть может , и сами исцелимся через нее .
             Возвратимся вновь к детям . Как это не удивительно ,
       индивидуум прочнее общества , долговечнее; и то, что ближе всего
       стоит к нему,


                                      8

        - семья , она может быть еще тепла , религиозна , может гореть
       полной жизнью , когда этой жизни нет уже нигде кругом . Причина этого
       кроется в мистических основах семьи , которых не имеет общество:
       через нее именно , а не через общество индивидуум сливается со всем
       родом человеческим и также соприкасается с тайнами жизни и смерти .
       Лишь, когда семья сформировала ребенка , дала ему веру и серьезность
       - это все она только может дать ему, - в насыщение , в пособие , как
       средство , как посох страннику , пусть дает ему школа все остальное ,
       второстепенные сведения .
             Как же печально и тяжело осознать роль и функции семьи и школы
       в воспитании детей в наши дни . Школа вобрала в себя весь возраст
       девочки и мальчика от 8 и до 17 лет . Семье оставлен только труд
       родить и дать первое ' молочко ' . Однако от 9 лет она уже дает
       своему ребенку только ночлег , на вечер - комнату и керосиновую лампу
       , поутру - чай и еду . Семья превращена в квартиросодержание
       собственного сына или дочери , где ' права ' квартиросодержателя
       оборваны , и вообще во всем отступают перед требованиями школы ,
       каковы бы и в чем бы они ни заключались . Семья опустела и запустела;
       она немного развратилась , она, во всяком случае, стала
       бессодержательна и как бы несколько глупа , чуть-чуть отзывается
       последствиями , коих не загладить отличным зубрением самых '
       одобренных ' учебников по самым хитроумным предметам и программам .
             Что же школа? Во всем есть две стороны: внешняя и механическая
       , внутренняя и субъективная . По самим элементам школы - урок,
       учебник , учитель , высиживающий 25 лет , - для этих элементов
       доступна работа только над внешними и механическими сторонами
       образования. Выучить по Катехизису столько-то страниц , не забыть
       пройти пунические войны , неопределенные уравнения она может; но то ,
       для чего все это , сама цель ' прохождения ' - это недоступно ей по
       самому существу черствых , несколько деревянистых элементов , из коих
       она сложена и всегда



                                      9

       останется сложена .
             ' В толках , время от времени поднимающихся и у нас и на
       Западе о средней школе , всегда бывает, слышен один лозунг: ' школа с
       одним древнем языком! ' , ' школа с двумя древними языками ' , '
       латинский язык , начиная с четвертого класса ' , ' увеличить
       преподавание философии ' , ' ввести в программу естественные науки '
       - и ничего еще , ничего другого мы не услышим , никому не приходит на
       ум поднять вопрос о существовании самой трафаретки , выбивающей
       штемпель ' интеллигентности ' на ребенке, после чего он оказывается
       негодным или мало годным к какому-нибудь употреблению . ' * Розанов .
       Педагогические трафаретки (В.В.Розанов . - М.Педагогика, 1990. -с.
       169).

             ' Школа нового типа , у нас и на Западе , вообще бескультурна;
       она бескультурна с малыми программами, как и с большими ,
       естественными науками, как и с древними языками . И очень ясна
       причина этой бес культурности . Задача и способы образования и
       особенно воспитания в ней преобразованы исключительно с требованиями
       бюрократического удобства ,бюрократических навыков , установившихся
       способов руководить , работать , воздействовать , наконец ,
       наблюдать, размышлять .
             Восемь лет делать видимость умственного труда без всякого
       действительно умственного труда , без развития , без возрастания ,
       без озарения , без просветления - к этому способны, это могут вынести
       лишь вялые , инертные души .
             Тайна в развенчании бюрократических форм , примененных к
       духовному деланию, , в котором они вовсе не применимы; в создании
       условий культурного труда , культурного воздействия учителя на
       ученика , культурного восприятия учеником этих воздействий; в
       выработке идеальных способов воздействовать на духовные стороны в
       мальчике , юноше , девушке . Дайте нам просвещенного , образованного



                                     10

        человека , дайте нам человека не на словах гуманного - вот чего мы
       днем с огнем не можем отыскать; а уж будет ли он инженер , чиновник ,
       учитель - это второстепенно . ' * там же , с.172.

             Пять уроков в день , пять разнородных предметов внимания в
       утреннюю половину дня , в классное время , и столько же предметов
       внимания во вторую половину дня , во время приготовления уроков на
       завтра . Десять разнородных интересов за день; десять пережитых
       впечатлений , между собою не связанных и не связуемых . Вот где не
       найденный , никому не приходивший на ум корень опустошительного
       действия новой школы , не у нас только , но и в целой Европе: ибо
       каким же мелкими , тусклыми черточками ложатся эти впечатления на
       душу; какая же нужна душа , чтобы , равнодушно покидая один предмет ,
       бесстрастно переходить к другому , но и на нем , как и на предыдущем
       , не держать внимания более чем 55 минут .
             Не ясно ли , где источник упадка духовных сил всей Европы за
       последние полвека , то есть именно за то время , когда школа из
       захудалой , заброшенной , руководимой частным человеком или духовной
       корпорацией , стала интенсивно работающей фабрикой под наблюдением
       государственных инспекторов и с государственными рабочими , некоторым
       интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу ,
       как некогда Парацельс производил своего гомункула .



                                     11

             Три принципа образования видятся равно нарушенными во всех
       типах школ, во всех борющихся системах; и от этого нарушения
       результаты всех их так сомнительны , так горьки для самих
       образующихся . Эти принципы следующие:
             1. Принцип индивидуальности . ' Он требует, чтобы как в
       образуемом (ученик) , так и в образующем (учебный материал) была по
       возможности сохранена индивидуальность , это драгоценейшее в человеке
       и в его творчестве . Где она не сохранена , подавлена или в
       пренебрежении , там образования совершенно не происходит - вот моя
       мысль; только как личность, как этот определенный человек , а не '
       человек вообще ' , я могу быть наиболее изобретателен в мыслях ,
       своих чувствованиях , упорен , тверд в стремлениях . ' Личность ' -
       вот высшее , глубочайшее определение; и, отвечая этому определению ,
       каков бы ни был тип школы ,система образования только та будет
       образовательною , где не будет нарушен этот принцип индивидуальности
       . Как это может быть сделано? Что это значит?
             Сохраните ребенка как можно долее в семье, поставьте его потом
       как можно ближе к Церкви - вот требование этого принципа в том , что
       касается образуемого (ученик): по самой своей природе семья и Церковь
       индивидуальны в способах своего воздействия , в своем воззрении на
       человека - в том , как относятся к нему ' .*
                                                 Розанов. Три главные
       принципа образования (В.В.Розанов . -М. Педагогика ,  1990.-с.92).

             И в обратность этому , менее всего доверяйте большим , хорошо
       дисциплинированным школам . Можно быть уверенным , все недостатки
       школы здесь есть в увеличенном виде , ' течение всех болезней дурно '
       . Берегите маленькие школы , плодите их и недоверчиво смотрите на
       всякую огромную , в 2-3 этажа , педагогическую махину , со многими
       сотнями учеников , десятками учителей . В маленькой школе всякий
       недостаток ученика рано виден; всякая мать может прийти в такую



                                     12

        школу с указанием необходимости обратить внимание на тот или иной
       недостаток сына . Здесь возможно общение , которое, в сущности, не
       возможно между семьей - слишком малым миром и гимназией - миром
       слишком большим и сложным , ' высокоумным ' .
              2. Принцип целости . ' Он требует , чтобы всякое входящее в
       душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением , пока
       оно не внедрилось , не окончила своего взаимодействия с нею , потому
       что лишь успокоенный в себе , незанятый ум может начать воспринимать
       плодотворно новые серии впечатлений . Отсутствие разорванности в
       группах знаний , в художественном чувстве в волевом стремлении -вот
       требование этого принципа; он указывает, что нельзя дробить очень
       сильно значения , ощущения; что , так раздробленные , будучи и вполне
       приняты , они уже вовсе не оказываются тем , чем были в начале , что
       они суть в себе самих , в своей целостности. Именно культурного ,
       образующего , воспитывающего значения они не удерживают в себе при
       этом ' . * там же , с.96.

             Школа , где нарушен принцип индивидуальности , не воспитывает
       , не образует; где нарушен принцип целости - не влияет , не сообщает,
       каких либо убеждений , не дает веры во что-нибудь . Но удивительное
       ли это явление , что в новых иезуитских , в средневековых
       схоластических , наконец , в древних греческих школах юноша входит
       всюду с верой , с преданностью тому , чему его , хотя и немного ,
       несовершенно , грубо ,учили ,- с верой в культуру , в образование , в
       гражданственность своего времени; и только в школах современного типа
       , так изощренно трудящихся над нашими детьми , и , несомненно ,
       трудящихся в полном согласии с духом и воззрениями отцов , дети
       почему-то становятся безразличными ко всему , чему эти отцы верят ,
       что они исповедуют , в чем их , наконец , воспитывают? Почему в школе
       не завязываются



                                     13

       никакие сильные впечатления , интересы,привязанности - умственные ,
       эстетические , религиозные , гражданские? Часто представляются
       вопросы: отчего случайная встреча с человеком , даже одинакового
       умственного развития , но противоположного склада убеждений ,иногда
       неизгладимо влияет на нас , преображает нас? И от чего никогда эти
       действия не оказывает школа , школа именно нового типа? Где лежит
       разница и в чем вообще заключается тайна влиятельности?
             3. Принцип единства типа есть третий и последний , на котором
       может быть построено истинное образование . ' Он состоит в требовании
       , чтобы все образующие впечатления , падающие на данную единичную
       душу , или , что тоже , исходящее из данной единичной школы , были
       непременно одного типа , а не разнородные или не противоположные .
       Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь
       исторической культуры , где они все развились друг из друга , а не
       друг против друга или друг подле друга , как это было в смежных ,
       сменявшихся во времени цивилизациях . Нужно оставить попытки
       соединить христианство с классической древностью , или жития святых с
       алгеброй , думая , что все это также удобно совмещается в душе
       ребенка , как учебник алгебры и Катехизис совмещаются в его сумке .
       Никогда этой сумкой не станет человек -напрасны на это надежды:
       тайком , с непреодолимым отвращением он выкинет из себя и Катехизис и
       алгебру и останется пустым , открытым для всех влияний - как это и
       есть , как это мы наблюдаем с ужасом ,не понимая ,что своими руками
       подготовляем этот ужас . Есть в природе закон , по которому два луча
       света , известным образом направленные , взаимно интерферируются и
       вместо того ,чтобы производить усиленное освещение , производят
       темноту; есть нечто подобное и в душевной жизни человека: и в ней
       также интерферируются образующие впечатления , если они
       противоположны по своему типу , и вместо того ,



                                     14

        чтобы просвещать ум и сердце , погружают их в совершенный мрак .
       Этот мрак хаоса , когда сведения есть , когда знаний много и , однако
       , нет из них ни одного дорогого , не осталось и тени веры во что-
       нибудь ,убеждения , готовности ,потребности , - кто теперь не узнает
       его в себе , не скажет: ' Это - я , это - моя пустота? ' *

                                        там же с. 100.



                                     15

             Современное состояние общества , резкий недостаток в нем ярких
       личностей , критическое положение системы народного образования ,
       бесполезные попытки ее реформировать ничего не меняя в корне,
       показывает , что не верны сами принципы формирующие личность .
             Со времени октябрьской революции формирование ' гармонически
       развитой ' личности базируется на принципе коммунистического
       воспитания , которое предполагает формирование такой личности путем
       планомерного и целеустремленного воздействия в процессе построения
       социализма и коммунизма .
             Для достижения всестороннего развития человек, прежде всего,
       должен обладать последовательным  коммунистическим мировоззрением .
       Всестороннее развитие личности означает также реформирование у нее
       высокой общественной культуры , широкого научного и технического
       кругозора , приверженности к прекрасному в жизни и искусстве . Именно
       поэтому коммунистическая партия выдвинула принцип комплексного
       подхода к воспитанию , включающему образование , идейно политическое
       , правовое , атеистическое , нравственное , трудовое , эстетическое и
       физическое воспитание ...
             То , к чему может привести общество подобная система
       образования мы ясно ощущаем сейчас . Но ведь об этом писали еще в
       начале века! Так Сергей Булгаков в работе ' Героизм и подвижничество
       ' предупреждал нас о грозящей катастрофе:
             ' Задачи народного просвещения понимаются просветительски ,то
       есть, прежде всего, как развитие ума и обогащение знаниями . Впрочем,
       за недостатком времени , возможности и ,что еще важнее ,
       образованности у самих просветителей , эта задача заменяется
       догматическим изложением учений , господствующих в данное время в
       данной партии (все это под маркой самой строгой научности) ,или же
       сообщением разрозненных знаний из разных областей . Во всяком случае
       ,



                                     16

       задача просвещения ставится впереди первоначального обучения , то
       есть сообщения элементарных знаний или просто грамотности .
             Все мы уже видели , как содрогнулась народная душа после
       прививке ей в значительной дозе просвещения в указанном смысле , как
       прискорбна была ее реакция на эту духовную опустошенность в виде
       роста преступности сначала под идейным предлогом , а потом и без
       этого предлога . Ошибочно думать , что русское просвещение и русская
       культура может быть построена на атеизме , как духовном основании , с
       пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого
       простым сообщением знаний . Человеческая личность есть не только
       интеллект , но прежде всего воля , характер , и пренебрежение этим
       жестоко мстит за себя . Разрушение в народе вековых религиозно-
       нравственных устоев освобождает в нем темные стихии , которых так
       много в русской истории , глубоко отравленной злой татарщиной и
       инстинктами кочевников-завоевателей . Интеллигентское
       просветительство пробуждает эти инстинкты и возвращает Россию к
       хаотическому состоянию .
             Отсюда понятны причины глубокой духовной распри , раздирающей
       Россию в настоящее время ...' * Булгаков , 1909. Героизм и
       подвижничество (С.Н.Булгаков Вехи. -М. 1990. с.48).




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru