Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Философия экзастециализма: САРТР

Работа из раздела: «Философия»
                            Реферат по философии
                                   на тему



                              “Сартр (Sartre)”



                      студента юридического факультета
                         Международного Университета
                                  12 группы
                            Бытенского Валентина.



                                Москва, 1997
Жан  Поль  Сартр  (родился  21  июня  1905  года)  -  французский   философ,
представитель   экзистенциализма   (так   называемого   атеистического   его
варианта),  писатель,  драматург  и  эссеист.  Он  также  был   общественным
деятелем, участником Французского  движения  Сопротивления,  в  послевоенные
годы  -  многочисленных  демократических  движений  и  организаций.   Явился
основателем и директором журнала “Les Temps  Modernes”  (1945).  Образование
получил в  лицеях  Ла-Рошели,  кончил  высшую  нормальную  школу  в  Париже,
стажировался  во  Французском  институте  в   Берлине   (1934).   Преподавал
философию в различных лицеях Франции (1929-39 и  1941-44);  с  1944  целиком
посвятил  себя  литературной  работе.  Известность  Сартру  принесли   роман
“Тошнота” (1938) и сборник рассказов “Стена”. Основная философская работа  -
“Бытие и ничто”. Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.
      Мировоззрение Сартра сложилось под  влиянием  прежде  всего  Бергсона,
Гуссерля и Хейдеггера. Экзистенциальная философия Сартра  обнаруживает  себя
как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля,  как  приложение
его метода  к  “живому  сознанию”,  к  субъективно-деятельной  стороне  того
сознания,  с  каким  конкретный  индивид,  заброшенный  в   мир   конкретных
ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с  другими
людьми  и  вещами,  стремится  к  чему-либо,  принимает  житейские  решения,
участвует  в  общественной  жизни  и  так  далее.  Все   акты   деятельности
рассматриваются   Сартром   как   элементы   определенной   феноменологичной
структуры и расцениваются фактически  в  зависимости  от  задач  личностного
самоосуществления  индивида.  Сартр   рассматривает   роль   “субъективного”
(подлинно-личностного)   в   процессе    человеческой    персонализации    и
исторического  творчества.  По   Сартру,   акт   специфически   человеческой
деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем  моментам  ситуации,
в которых проглядывает объективность - “другое”,  “данное”).  Предметы  лишь
знаки   индивидуальных   человеческих   значений,   смысловых    образований
человеческой  субъективности.  Вне  этого  они  -  просто  данность,   сырая
материя, пассивные и  инертные  обстоятельства.  Придавая  им  то  или  иное
индивидуально-человеческое  значение,  смысл,  человек  формирует   себя   в
качестве так или  иначе  очерченной  индивидуальности.  Внешние  предметы  -
здесь просто повод для “решений”,  “выбора”,  который  должен  быть  выбором
самого себя.
      Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она
свободная и творческая, - лишена корней в содержании  объективности,  в  том
числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности  (то  есть
культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое  содержание
природы самого индивида, его уникальные биологические  зависимости,  события
и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом,  как рок. В этой  связи
Сартр  развивает  метод,  называемый  им   экзистенциальным   психоанализом,
который  призван  прояснить  облик  индивидуальности  путем  выявления   тех
обстоятельств детства и  тех  специфических  биологических  зависимостей,  в
ответ на которые она себя строит.
      Философская  концепция  Сартра  развивается  на   основе   абсолютного
противопоставления   и   взаимоисключения   понятий:    “объективность”    и
“субъективность”, “необходимость” и “свобода”.  Источник  этих  противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил  социального  бытия,  а  во
всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства  предметов,  коллективные
и  обобществленные  формы  бытия   и   сознания   людей,   индустриализация,
техническая оснащенность современной жизни и так  далее).  Свобода  индивида
как носителя беспокойной субъективности может быть лишь  “разжатием  бытия”,
образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного  общества
Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние  в
метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее  значение
космического ужаса приобретают  у  Сартра  отчужденные  формы  человеческого
существования, в которых индивидуальность стандартизирована  и  отрешена  от
исторической  самостоятельности,  подчинена  массовым,  коллективным  формам
быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам,  привязана  к
ним  также  и  своим   рабским   сознанием,   где   место   самостоятельного
критического  мышления  занимают  общественно  принудительные  стандарты   и
иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум  науки
представляется отделенной от человека и враждебной  ему  силой.  Отчужденный
от себя человек, обреченный на неподлинное существование,  не  в  ладу  и  с
вещами природы - они глухи к нему, давят на него  своим  вязким  и  солидно-
неподвижным присутствием, и среди них может  себя  чувствовать  благополучно
устроенным только общество “подонков”, человек же  испытывает  “тошноту”.  В
противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным  вещами  отношениям,
порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр  утверждает  особые,
непосредственные,  натуральные  и   цельные   человеческие   отношения,   от
реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
      В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на  первый  план
выступает неприятие действительности современного общества и  его  культуры,
выражающее сильную струю современного социального критицизма.  Жить  в  этом
обществе, согласно Сартру, как  живет  в  нем  “довольное  собой  сознание”,
можно лишь отказавшись от  себя,  от  личной  подлинности,  от  “решений”  и
“выбора”, переложив последние на чью-либо  анонимную  ответственность  -  на
государство,  нацию,  расу,  семью,  других  людей.  Но  и  этот   отказ   -
ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.
      Концепция свободы воли развертывается у  Сартра  в  теории  “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому  себе,  а  проектирует,  “собирает”
себя в качестве такового.  Поэтому  трус,  например,  ответственен  за  свою
трусость, и “для  человека  нет  алиби”.  Экзистенциализм  Сартра  стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя,  свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи  чем-
то заданным,  человек  постоянно  строит  себя  посредством  своей  активной
субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”.  Отсюда  то
выражение,  которое  Сартр  дает  общему  принципу  экзистенциализма:   “...
существование предшествует сущности...” По сути это означает, что  всеобщие,
общественно-значимые  (культурные)  объективации,  которые   выступают   как
“сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и  так  далее,
являются лишь отложениями, застывшими  моментами  деятельности,  с  которыми
конкретный субъект никогда не  совпадает.  “Экзистенция”  и  есть  постоянно
живой момент деятельности, взятый в  виде  внутрииндивидуального  состояния,
субъективно. В более поздней работе “Критика диалектического  разума”  Сартр
формулирует этот принцип как  принцип  “несводимости  бытия  к  знанию”.  Но
экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из  которой  человек  мог  бы
развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме  абсолютной
свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В  этом  своем  возможном
развитии личность одинока и лишена опор.  Место  активной  субъективности  в
мире, ее онтологическую  основу  Сартр  обозначает  как  “ничто”.  По  мысли
Сартра, “... человек, без всякой опоры и помощи,  осужден  в  каждый  момент
изобретать человека” и тем самым “человек  осужден  на  свободу”.  Но  тогда
основой подлинности (аутентичности) могут быть  только  иррациональные  силы
человеческого подполья, подсказки  подсознательного,  интуиции,  безотчетные
душевные порывы и рационально не осмысленные решения,  неминуемо  приводящие
к пессимизму или к агрессивному своеволию  индивида:  “История  любой  жизни
есть  история  поражения”.  Появляется  мотив   абсурдности   существования:
“Абсурдно, что мы рождаемся,  и  абсурдно,  что  мы  умираем”.  Человек,  по
Сартру, - бесполезная страсть.
      Все эти темы своей  философии  Сартр  развивает  в  виде  определенной
психологической диалектики жизни  индивида  в  обществе,  схемы  которой  он
переводит также и на язык художественного творчества  (для  экзистенциализма
характерно  вообще  слияние  философии  с  формами  искусства).  По   своему
содержанию  эта  философия  очень   близка   к   религиозному   переживанию,
воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную  логику,  но
освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов,  от  бога.
Напряженность атмосферы, царящих в романах и  философских  трактатах  Сартра
(как и  других  экзистенциалистов),  часто  выглядит  как  выражение  эмоции
потери бога в отчужденном мире (нечто вроде религии наоборот),  а  самое  ее
содержание легко может быть  расшифровано  в  терминах  “греха”,  “бренности
существования”,  “страдания  и  искупления”,  болезненно  ощущаемой  “вины”,
“ответственности” и так далее. Такое сочленение экзистенциализма  и  религии
связано с общими им элементами социального  утопизма.  Особенно  явственными
эти элементы стали у Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная  в
“Критике  диалектического  разума”,  остается  экзистенциалистской.  В  этой
работе  Сартр  уже  включает   в   “проект”   материальную   обусловленность
человеческой  деятельности  и  пытается,   исходя   отсюда,   дать   картину
общественно-исторического процесса как целого.  Проект  обладает  структурой
практики. Индивид практически “тотализирует” выступающие  в  поле  “проекта”
материальные обстоятельства и  отношения  с  другими  людьми  и  сам  творит
историю -  в  той  же  мере,  в  какой  она  -  его.  Строение  общественно-
исторического  процесса  должно  быть  понято  и   выведено   из   цельности
индивидуального  действия,  из  его  логики.  Но  зависимость   индивида   в
диалектике его проекта от  бытия,  материальную  его  обусловленность  Сартр
понимает  как  схему  отчуждения  и  продолжает  в  качестве   человеческого
рассматривать лишь субъективность индивида и его “отношения  внутреннего”  с
другими людьми. Объективные экономические и социальные  структуры  выступают
в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными  элементами
“проекта”.   Объективно-материальное   как   таковое   оказывается   чуждым,
“колдовским”, его элементом, приводящим к  иррациональному  отклонению  всех
человеческих    намерений    и    целей.    Оно    -     “античеловеческое”.
“...Материальность   вещи   или   института   есть   радикальное   отрицание
изобретения или творчества...” и “через социальную  материю  и  материальное
отрицание как инертное единство человек конституируется в качестве  другого,
чем человек”. Таким образом, исторический процесс  рассматривается  в  плане
экзистенциалистской    антитезы    социальных    отношений    и    отношений
непосредственно “человеческих”,  а  объективно-социальное  бытие  введено  в
структуру  индивидуального  проекта  в  виде  мифологической   силы.   Сумма
отношений, складывающихся  в  этой  области,  очерченной  взаимодействием  и
борьбой  между  “человеческим”  и  “античеловеческим”  внутри   проекта,   и
является,  по  Сартру,  источником   исторических   судеб   людей,   скрытым
двигателем истории. Но это скорее движение судьбы.
      Сартр завершил  курс  философии  в  1929,   когда  разразился  мировой
экономический кризис. Он был степендиатом Французского института  в  Берлине
в  1934,  когда  гитлеризм  угрожал  миру  разрушением   всех   человеческих
ценностей.  Во  французской  университетской  культуре  тогда  господствовал
абстрактный идеализм Брюнсвика.
      Миропонимание  Сартра  сформировалось  в  мире,  зашедшем   в   тупик,
абсурдном, где  все  традиционные  ценности  рухнули.  Первый  акт  философа
должен был, следовательно, быть  отрицанием,  отказом,  чтобы  выбраться  из
этого хаотического  мира  без  порядка,  без  цели.  Отстраниться  от  мира,
отвергнуть его - это и есть в человеке специфически  человеческое:  свобода.
Сознание - это именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность  “в
себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы  человека  есть
в то же время  сознание  одиночества  человечества  и  его  ответственности:
ничто в “Бытии” не обеспечивает и  не  гарантирует  ценности  и  возможности
успеха   действия.   Существование   -   это   именно   переживаемый    опыт
субъективности и трансцендентности, свободы и ответственности.  Воспроизводя
формулу Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр  добавляет:  “Это
отправная   точка   экзистенциализма”.   Этот   способ   восприятия    мира,
подкрепленный у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера  и  Гуссерля,  нашел
выражение прежде всего в его психологических этюдах и  романах.  Он  изучает
прежде всего воображение, в котором открывается существенный  акт  сознания:
суть его в том, чтобы отстраниться от данного мира “в себе”  и  оказаться  в
присутствии того, что отсутствует. “Акт воображения -  магический  акт:  это
колдовство, заставляющее появиться вещь, которая желательна”.
      Романы Сартра переводят тот же опыт в  план  морали  или  политики:  в
“Тошноте” Сартр показывает, что мир не имеет  смысла,  “Я”  не  имеет  цели.
Через  акт  сознания  и  выбора  “Я”  придает  миру  значение  и   ценность.
Докторская диссертация Сартра “Бытие и  ничто”  -  изложение  в  философской
форме пережитого опыта. Отправляясь  от  основной  идеи  экзистенциализма  -
существование предшествует сущности, - Сартр пытается избежать  одновременно
и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он  предстает  перед  ним
только в  гегелианской  форме:  “Действительность  измеряется  сознанием”  и
потому, что, следуя в  этом  Гуссерлю,  он  утверждает,  что  сознание  есть
всегда сознание чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что,  по
его  мнению,  бытие  не  порождает  сознание,  “для  себя”  не  может   быть
порождением “в себе”.
      В действительности концепция Сартра является эклектичной:  он  дает  в
качестве отправного пункта некое “в себе”, о котором  мы  ничего  не  знаем,
кроме того, что оно “нацеленное” сознанием и является его основой.  Но  если
сознание есть цель,  то  как  оно  могло  родиться,  поскольку  в  себе,  по
исходному определению, ничего не происходит.
      Это противоречие Сартр никогда не мог  преодолеть,  хотя  не  оставлял
попытки это сделать. Причина этого в том, что его  отправная  точка  глубоко
индивидуалистическая.   Сартр   остается   пленником    экзистенциалистской,
субъективистской настроенности. По причине своих исходных  постулатов  Сартр
не может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности.  Даже  в
своей последней  философской  работе  “Критика  диалектического  разума”  он
противопоставляет “позитивистский разум”,  который  должен  довольствоваться
пределами   естественных   наук,   “разуму   диалектическому”,   единственно
достойному называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не  только
предугадывать, но который применим только для наук о человеке.
      В области морали Сартр не смог выйти за  пределы  своего  изначального
индивидуализма.  Он  может  превозносить   и   ответственность   и   свободу
индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать  с  этой
свободой.
      Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском  мире.
Он  также  появлялся  и  на  политической  арене.  Например,  выступал   как
сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира  в  1952  году,  в
1953 году был избран членом всемирного совета мира.  Философ  закончил  свой
жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru