Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса О гражданине

Работа из раздела: «Философия»
|                             |                                           |
|Тезис                        |Комментарий                                |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|От природы…люди желают всего,|Какова же человеческая природа в           |
|что им нравится, и под       |действительности, каковы те влечения и     |
|влиянием  страха стараются … |склонности, которые определяют, в конечном |
|избежать всякого угрожающего |счете, поведение людей?                    |
|им зла или с гневом          |Английский философ  Томас Гоббс  на        |
|отстранить его от себя.      |поставленный вопрос дает  однозначный      |
|… они по природе лишены      |ответ, что люди от природы подвержены      |
|воспитания и не обучены      |жадности, страху, гневу и остальным        |
|подчиняться рассудку         |животным страстям.                         |
|… люди от природы подвержены |Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм          |
|жадности, страху, гневу и    |объявляется, таким образом, главным        |
|остальным животным страстям, |стимулом человеческой деятельности. Но Т.  |
|они, однако, не являются     |Гоббс не осуждает людей за их эгоистические|
|злыми по природе (с. 292).   |наклонности, не считает, что они злы по    |
|                             |своей природе.  Ведь злы не сами желания   |
|                             |людей, указывает философ, а только         |
|                             |результаты действий, вытекающих из этих    |
|                             |желаний.                                   |
|По природе своей мы ищем не  |                                           |
|друзей, а почета и выгод,    |Гоббс утверждает, что сама человеческая    |
|которых мы можем от них      |природа такова, что человек старается      |
|получить (с. 300).  Каждое   |извлечь из всего какую-то выгоду для себя, |
|объединение образуется ради  |либо достичь уважения и почестей со стороны|
|пользы и славы, т. е. ради   |товарищей.  Однако Гоббс в тоже время      |
|любви к себе, а не к другим  |подчеркивает, что такое сообщество,        |
|(с. 301).                    |возникающее ради приобретения славы не     |
|                             |может быть  ни большим, ни длительным, так |
|                             |как слава, как и почет, основываются на    |
|                             |сравнении и превознесении одного над       |
|Происхождение  многочисленных|другим.                                    |
|и продолжительных            |                                           |
|человеческих сообществ       |Т.Гоббс считал, что количество полезных    |
|связано не со взаимным       |благ в этой жизни можно увеличить          |
|расположением людей, а с их  |посредством взаимных услуг, но в гораздо   |
|взаимным страхом (с.302).    |большей степени  это достигается благодаря |
|                             |господству над другими, чем благодаря      |
|                             |сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо|
|                             |сомневается в том, что если бы не страх,   |
|                             |люди от рождения больше стремились бы к    |
|Все люди от природы равны    |господству, чем к сообществу.              |
|друг другу, наблюдающееся же |                                           |
|ныне неравенство введено     |Что касается страха и недоверия людей друг |
|гражданскими законами (с.    |к другу, то они проистекают, по Гоббсу,    |
|303).                        |из-за равенства физических и умственных    |
|                             |способностей людей. Хотя мы зачастую и     |
|                             |наблюдаем, что один человек сильнее или    |
|                             |умнее другого, однако  если рассмотреть их |
|                             |способности в совокупности, то окажется,   |
|                             |что разница между людьми в этом отношении  |
|                             |не настолько велика, чтобы тот или иной    |
|                             |человек мог рассчитывать на какие-то особые|
|                             |преимущества для себя. Из-за равенства же  |
|                             |способностей людей возникает равенство     |
|                             |надежд на достижение целей, которые они    |
|                             |перед собой ставят. По этой причине, если  |
|                             |два человека желают одной и той же вещи,   |
|                             |которой при этом не могут обладать вдвоем, |
|Естественным состоянием      |они становятся врагами.                    |
|людей, до того как они       |                                           |
|объединились в общество, была|В самой природе людей заложены причины для |
|война, и не простая война, а |соперничества, недоверия и страха, которые |
|война всех против всех (с.   |приводят к враждебным столкновениям и      |
|307).                        |насильственным действиям, направленным на  |
|                             |то, чтобы погубить или покорить других. К  |
|                             |этому присоединяются жажда славы и         |
|                             |разногласия во мнениях. Возникает война    |
|                             |всех против всех. В ходе такой войны люди  |
|                             |употребляют насилие, чтобы подчинить себе  |
|                             |других или же в целях самозащиты. Но,  так |
|                             |или иначе, каждый является врагом каждого, |
|                             |полагаясь только на собственную силу и     |
|                             |ловкость, находчивость и изобретательность.|
|                             |                                           |
|                             |Подобное состояние всеобщей войны и        |
|                             |противоборства трактуется Гоббсом как      |
|                             |отсутствие гражданского общества, т. е.    |
|                             |государственной организации,               |
|                             |государственно-правового регулирования     |
|                             |жизни людей. Гоббс не только не            |
|                             |идеализировал естественное состояние       |
|                             |человечества, а, напротив, подчеркивал, что|
|                             |оно мешает нормальному развитию            |
|                             |общественной жизни, отвлекает силы и       |
|                             |способности людей от созидательной         |
|                             |деятельности. В естественном состоянии,    |
|                             |писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как |
|                             |никому не гарантированы плоды его труда и  |
|                             |даже собственная безопасность. Понятно, что|
|                             |у людей в таком состоянии отсутствуют      |
|                             |всякие стимулы для занятия земледелием и   |
|                             |скотоводством, для развития ремесла и      |
|                             |торговли. Не могут при таких условиях      |
|                             |появиться, естественно, науки и искусства. |
|                             |Словом, в обществе, где нет государственной|
|                             |организации и управления, царят произвол и |
|Закон есть некий правый      |бесправие, и жизнь человека одинока, бедна,|
|разум, который называется    |беспросветна, тупа и кратковременна.       |
|естественным (так как он не  |                                           |
|менее  присущ человеческой   |Важно подчеркнуть, что естественный закон, |
|природе, чем какая-нибудь    |по Гоббсу,  не есть результат соглашения   |
|иная способность или         |людей, а представляет собой предписание    |
|состояние души) (с. 310).    |человеческого разума.                      |
|Основной естественный закон  |Возникает вопрос: если естественный закон  |
|гласит: нужно искать мир     |есть предписание, или веление разума       |
|всюду, где можно его достичь;|относительно того, что нужно делать и от   |
|там же, где мира достичь     |чего следует отказываться  людям для       |
|невозможно, нужно искать     |сохранения своей жизни и здоровья, то      |
|помощи для ведения войны (с. |откуда в таком случае возникает война всех |
|311).                        |против всех?                               |
|                             |Дело в том, что хотя у людей есть          |
|                             |прирожденное желание требовать, прежде     |
|                             |всего, удовлетворения своих личных         |
|                             |интересов, они обладают еще и другим       |
|                             |стремлением. Каждый из них старается       |
|                             |избежать смерти и сохранить свою жизнь.    |
|                             |Страх смерти, желание не только сохранить  |
|                             |свою жизнь, но и сделать ее приятной –     |
|                             |таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие     |
|                             |людей к миру. Разум же подсказывает людям  |
|                             |тот путь, который может обеспечить им      |
|                             |мирную жизнь и процветание. Таким велением |
|Первый из производных от     |правового разума  и выступает естественный |
|естественных законов гласит: |закон, предписывающий людям добиваться мира|
|право всех на все невозможно |и согласия.                                |
|сохранить, необходимо или    |                                           |
|перенести на других некоторые|Комментируя этот закон, Гоббс указывает,   |
|права, или отказаться от них |что в том случае, если бы каждый человек   |
|(с.311).                     |стремился удержать свое право на все, люди |
|                             |находились бы в состоянии войны.  Но так   |
|                             |как, согласно первому естественному закону,|
|                             |люди стремятся к миру, то они должны       |
|                             |согласиться отказаться от права на все вещи|
|                             |                                           |
|                             |и довольствоваться такой степенью свободы  |
|                             |по отношению к другим, какую они допустили |
|                             |бы по отношению к себе. Отказ от права     |
|                             |совершается, по Гоббсу, или простым        |
|                             |отречением от него, или перенесением его на|
|                             |другого человека (или на группу лиц). Важно|
|                             |также отметить, что, согласно Гоббсу, не   |
|                             |все права человека могут быть отчуждаемы.  |
|                             |Прежде всего, человек не может отказаться  |
|                             |от права защищать свою жизнь и оказывать   |
|                             |сопротивление  тем, кто нападает на него.  |
|                             |Нельзя также требовать  и отказа от права  |
|                             |сопротивления насилию, попыткам лишения    |
|                             |свободы, заключения в тюрьму и т. п.       |
|                             |Словом, подчеркивает Гоббс, человеку в     |
|                             |любом случае должна быть предоставлена     |
|                             |гарантия безопасности человеческой         |
|Второй из производных        |личности, иначе теряет всякий смысл        |
|естественных законов гласит: |отречение или отказ от своих прав. Ведь    |
|Соглашений нужно             |мотивом и целью такого действия и служит   |
|придерживаться или не следует|стремление к миру и безопасности           |
|обманывать чье-либо доверие  |                                           |
|(с. 323).                    |Согласно учению Т. Гоббса, соглашение      |
|                             |служит делу установления мира лишь         |
|                             |постольку, поскольку мы, обязуясь, что-либо|
|                             |совершить или от чего-либо отказаться,     |
|                             |придерживаемся своих обязательств;         |
|                             |соглашения были бы бесцельными, если бы их |
|                             |не придерживались. Следовательно, по мысли |
|                             |Гоббса, положение, гласящее, что соглашений|
|Договором называется действие|нужно придерживаться или не следует        |
|двух или многих лиц,         |обманывать доверие, необходимое для        |
|переносящих друг на друга    |установления мира, является велением       |
|свои права (с. 314).         |естественного закона.                      |
|                             |                                           |
|                             |Отчуждение прав может происходить, как уже |
|                             |говорилось, посредством или простого       |
|                             |отречения от них, или же перенесением на   |
|                             |другое лицо.                               |
|                             |В том случае, когда договор заключается по |
|                             |поводу того, что относится к будущему, он  |
|                             |именуется соглашением. Соглашения могут    |
|                             |заключаться людьми, как под влиянием       |
|                             |страха, так и добровольно. Понятно, что    |
|Третье указание естественного|Гоббс отдает предпочтение последнему виду  |
|закона гласит: не допускай,  |соглашений, а на первое место ставит       |
|чтобы тот, кто, доверяя тебе,|добровольные соглашения людей относительно |
|первым оказал тебе услугу,   |установления государства.                  |
|оказался из-за этого в худшем|                                           |
|положении, чем раньше; или   |Комментируя это утверждение, Гоббс         |
|пусть никто не принимает     |утверждал, что, если бы не соблюдалось     |
|благодеяния иначе, как с     |такое указание, то тот, кто первым оказывал|
|намерением направить все     |бы какую-либо услугу, видя, что она        |
|усилия на то, чтобы оказавший|бесполезна, поступал бы неразумно. Тогда   |
|ему услугу не имел           |была бы подорвана основа услуг  всякого    |
|достаточного повода сожалеть |доверия между людьми, всякая               |
|об этом (с.328).             |благожелательность исчезла бы, люди не     |
|                             |оказывали бы друг другу никакой помощи и   |
|                             |никто не сделал бы первой попытки к тому,  |
|Четвертое указание           |чтобы пробудить в них благодарность. Но в  |
|естественного закона гласит, |тоже время Гоббс не считает это нарушением |
|что каждый должен проявлять  |закона, нарушением доверия или соглашений, |
|ко всем предупредительность  |такое нарушение Т.Гоббс называет           |
|(с.328).                     |неблагодарностью.                          |
|                             |                                           |
|                             |Согласно учению Гоббса, в силу естественной|
|                             |необходимости каждый всячески стремится к  |
|                             |тому, чтобы обеспечить себе все необходимое|
|                             |для самосохранения. Но в то же время, Гоббс|
|                             |утверждал, что человек не должен           |
|                             |присваивать себе то, что для него не       |
|                             |является необходимым, ведь для кого-то это |
|                             |необходимо для самосохранения. В результате|
|                             |нарушается состояние мира. Следовательно,  |
|                             |такой человек поступил бы вопреки основному|
|                             |естественному закону.                      |
|Шестое указание естественного|Гоббс утверждает, что веление природы      |
|закона гласит:               |состоит в том, чтобы каждый                |
|При мщении или наказании     |предупредительно и отзывчиво относился ко  |
|нужно иметь в виду не ущерб в|всем. Того, кто нарушает этот закон, Гоббс |
|прошлом, но благо в будущем  |называет невыносимым и обременительным для |
|(с. 330).                    |остальных.                                 |
|                             |                                           |
|                             |Этим указанием Т.Гоббс хотел сказать, что  |
|                             |налагать наказания позволительно только с  |
|                             |той целью, чтобы исправить самого          |
|Седьмое указание             |преступника или чтобы другие люди,         |
|естественного закона гласит: |устрашенные его наказанием, стали лучше.   |
|никто не должен показывать   |Гоббс утверждает, что естественный закон   |
|другому делом, словом,       |велит нам при мщении обращать взор не      |
|выражением лица или смехом,  |назад, а вперед. Нарушение этого закона    |
|что он его ненавидит или     |Гоббс называет жестокостью.                |
|презирает (с.330).           |                                           |
|                             |Все признаки ненависти и презрения больше  |
|                             |всего побуждают людей к ссорам и дракам.   |
|                             |Большинство из них предпочтут скорее       |
|Восьмое указание             |потерять жизнь, не говоря уже о мире, чем  |
|естественного закона гласит: |снести оскорбление.                        |
|каждого человека по природе  |Но так как естественный закон призывает нас|
|следует считать равным любому|к миру и самосохранению, необходимо, по    |
|другому (с.331).             |мысли Гоббса, придерживаться этого         |
|                             |указания.                                  |
|                             |                                           |
|                             |Гоббс  считал, что, если люди по природе   |
|Десятое указание             |равны между собой, то это равенство нужно  |
|естественного закона гласит: |признать; если же люди неравны, то для     |
|каждый человек при           |поддержания мира, по мнению Т. Гоббса,     |
|распределении права между    |необходимо считать их равными, потому что  |
|другими людьми должен        |иначе они начнут бороться за власть. Этому |
|предоставлять им равные права|указанию противоречит гордость.            |
|(с. 332).                    |                                           |
|                             |При желании мы можем требовать себе меньше |
|                             |прав, ибо это иногда, по мнению Гоббса,    |
|                             |служит доказательством скромности. Но,     |
|                             |когда мы должны распределить право между   |
|                             |другими, указанный закон запрещает нам быть|
|                             |более расположенными к одному, чем к       |
|                             |другому. Ибо тот, кто не соблюдает         |
|                             |требования естественного равенства, уделяя |
|                             |одному больше, чем другому, наносит        |
|Пятнадцатое указание         |оскорбление тем, кого он обошел. А  уже    |
|естественного закона гласит: |было ранее сказано, что такое оскорбление  |
|необходимо, чтобы обе        |противоречит естественным законам.         |
|стороны, спорящие о праве,   |Соблюдение этого указания Гоббс называет   |
|подчинились решению          |справедливостью, а нарушение его –         |
|кого-нибудь третьего (с.     |лицеприятием.                              |
|334).                        |                                           |
|                             |Для сохранения мира, по мнению Гоббса,     |
|                             |необходимо, чтобы обе спорящие стороны     |
|                             |согласились обратиться к кому-нибудь       |
|Не делай другому того, чего  |третьему и обязали себя взаимными          |
|не желаешь себе (с.336).     |соглашениями подчиниться его решению       |
|                             |спорного вопроса. Гоббс считал, что в этом |
|                             |случае не существует иного                 |
|                             |удовлетворительного выхода.                |
|                             |                                           |
|                             |Резюмируя все естественные законы, Гоббс   |
|                             |сводит их к одному общему правилу. Перед   |
|                             |нами то «золотое правило» нравственности,  |
|                             |которое занимает видное место в истории    |
|                             |этики и вошло в моральное сознание широких |
|                             |масс в форме поговорок. Гоббс прямо        |
|                             |указывал на родство своего правила,        |
|                             |выступающего как обобщение всех            |
|                             |естественных законов, с евангельской       |
|                             |формулой: «поступай по отношению к другим  |
|                             |так, как ты желал бы, чтобы другие         |
|                             |поступали по отношению к тебе».            |
|                             |Придавая столь большое значение данному    |
|                             |моральному требованию и даже характеризуя  |
|                             |его как закон всех людей, Гоббс исходит из |
|                             |того, что это требование легко может быть  |
|                             |понято и уяснено всеми людьми, даже        |
|                             |необразованными и не отличающимися особым  |
|                             |умом. К тому же правило удачно сочетает в  |
|                             |себе эгоистический принцип, импонирующий   |
|                             |каждому человеку от природы, с ограничением|
|                             |эгоистических притязаний людей в их        |
|                             |собственных интересах. Попытка же          |
|                             |английского мыслителя утвердить «золотое   |
|                             |правило» в качестве универсального         |
|                             |нравственного постулата в условиях         |
|Естественные законы неизменны|классового эксплуататорского общество, хотя|
|и вечны: то, что они         |и была абсолютно утопичной, объективно     |
|запрещают, никогда не станет |выражала демократическое по своей сущности |
|дозволенным; то, что они     |представление о равноценности всех людей в |
|предписывают, никогда  не    |нравственном отношении.                    |
|станет недозволенным (с.     |                                           |
|337).                        |В характеристике естественных законов Гоббс|
|                             |целиком и полностью оставался на уровне    |
|                             |метафизических воззрений. Морально-правовые|
|                             |требования, выраженные в естественных      |
|                             |законах, объявлены им вечными и            |
|                             |неизменными. По Гоббсу  естественные законы|
|                             |всегда и везде обязывают людей перед       |
|                             |внутренним судом, или судом совести, но    |
|                             |перед судом внешним не всегда, а только    |
|                             |тогда, когда исполнение их не связано с    |
|                             |опасностью. Провозглашая же вечность и     |
|Как легко  соблюдать         |неизменность естественных законов, Гоббс   |
|естественные законы; ведь для|исходил из того, что разум остается все тем|
|этого требуется только       |же: не изменяются ни его цели, которыми    |
|соответствующее стремление   |остаются самозащита и мир; ни              |
|(лишь бы оно было истинным и |предписываемые им средства.                |
|постоянным) и того, кто его  |                                           |
|проявляет, мы по праву можем |Ибо человек, согласно учению Гоббса,       |
|назвать справедливым (с.     |который всеми силами стремится к тому,     |
|338).                        |чтобы все его действия согласовались с     |
|                             |указаниями природы, ясно показывает тем    |
|                             |самым, что он имеет намерение исполнять все|
|Естественный  и моральный    |эти законы, а к этому сводится все, к чему |
|закон  есть закон            |нас обязывает наша разумная природа. Тот   |
|божественный (с. 337).       |же, кто исполнил все, что он должен        |
|                             |исполнить, по мнению Гоббса, называется    |
|                             |справедливым.                              |
|                             |                                           |
|                             |Обращая внимание на это высказывание       |
|                             |английского философа, свидетельствующее о  |
|                             |непоследовательности его атеистических     |
|                             |воззрений, надо подчеркнуть вместе с тем,  |
|                             |что позиция Гоббса в данном вопросе была   |
|                             |отнюдь не идентичной с позицией, которую   |
|                             |занимали представители                     |
|                             |религиозно-идеалистической этики. Последние|
|                             |исходили из того, что мораль вообще        |
|                             |немыслима без религии, так как имеет       |
|                             |божественное происхождение, и что абсолютно|
|                             |неизменные принципы нравственности не      |
|                             |зависят поэтому ни от человеческих         |
|                             |соглашений, ни от воли правителей и        |
|                             |законодателей. Согласно же Гоббсу,         |
|                             |естественные законы, являющиеся законами   |
|                             |нравственности, выступают как предписания, |
|                             |или повеления, разума. Они исходят, таким  |
|                             |образом, из самой человеческой природы и   |
|                             |являются божественными лишь в том смысле,  |
|                             |что разум дан каждому человеку богом как   |
|                             |мерило его действий. Что касается моральных|
|Только в государстве         |установок Священного писания, то они, хотя |
|существует всеобщий масштаб  |и объявлены людям самим богом, могут быть  |
|для измерения добродетелей и |выведены, однако, и независимо от него     |
|пороков (с.261).             |посредством умозаключений из понятия       |
|                             |естественного закона, т. е. опять-таки при |
|                             |помощи разума.                             |
|                             |                                           |
|                             |Этика Гоббса по существу освобождала мораль|
|                             |от религиозной санкции, подчиняя ее        |
|                             |авторитету государственной власти. Только  |
|                             |государство, подчеркивал философ, созданное|
|                             |в целях обеспечения мира и безопасности, в |
|                             |состоянии гарантировать соблюдение         |
|                             |естественных законов, придавая им характер |
|                             |гражданских. Тем самым государство         |
|                             |становится высшим судьей в вопросах        |
|                             |нравственности. Масштабом могут служить, по|
|                             |Гоббсу, лишь законы, установленные         |
|                             |государством. При этом  Гоббс подчеркивал, |
|                             |что он имеет в виду не частные законы того |
|                             |или иного конкретного государства, а законы|
|                             |вообще, или гражданские законы. Последние  |
|                             |по своему содержанию совпадают с           |
|                             |естественными законами и отличаются от них |
|                             |только тем, что опираются на силу          |
|                             |государственной власти.                    |
|                             |Превращая моральные (естественные) законы в|
|                             |гражданские, Гоббс фактически устранял     |
|                             |регулятивную функцию нравственности,       |
|                             |вернее, объявлял ее недействительной без   |
|                             |опоры на государство. Тем самым на первое и|
|                             |решающее место выдвигалось право,          |
|                             |приказания государства, ибо только они и в |
|                             |состоянии реализовать те моральные         |
|                             |требования, которые содержатся в           |
|                             |естественных законах, придав последним     |
|                             |принудительно-обязательный характер.       |
|                             |Лишение нравственности ее важнейшей функции|
|                             |– регулятора общественной                  |
|                             |жизни –  утверждение, что таким регулятором|
|                             |моральные требования могут быть,  лишь     |
|                             |поскольку они санкционируются              |
|                             |государственной властью, безусловно,       |
|                             |суживало сферу нравственности, обедняло ее |
|                             |содержание. Но с другой стороны,  Гоббс    |
|                             |лишал тем самым мораль не только всякого   |
|                             |божественного ореола, но и того            |
|                             |самодовлеющего и абсолютного характера,    |
|                             |который приписывали ей религиозные философы|
|                             |и теологи.                                 |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |
|                             |                                           |



                         Использованная литература:

                                 Томас Гоббс
                           Избранные произведения
                    Издательство социально-экономической
                             литературы  «МЫСЛЬ»
                                Москва – 1965


-----------------------

                       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


                                       Кафедра философии



   Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса
                                     «О гражданине»



                                 ВЫПОНИЛ: студент группы



                                 ПРОВЕРИЛ:



                                                      ВОЛГОГРАД 2002




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru