Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Интеллигенция в России 5.8 Кб.
  2. Земская интеллигенция в России во 2-й половине XIX-начале XX вв.: профессионализм и общественные устремления 114.8 Кб.

Интеллигенция в России

Работа из раздела: «Философия»

                                                    Балабанова Анна, гр. 133

                                ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ


   В последнее время все чаще и чаще слышится слово «интеллигенция» по радио
и телевидению. Споры о русской интеллигенции являются одной из  любимых  тем
обсуждения в СМИ, где ведутся разговоры о возрождении России, возвращении  к
ее культуре, воссоздании интеллектуального слоя общества и т. д.
   Так что же такое интеллигенция?
   За ответом сначала обратимся к истории. Как писал П. Б. Струве в сборнике
«Вехи»,  «русская  интеллигенция  как  особая  культурная   категория   есть
порождение  взаимодействия  западного  социализма  с  особенными   условиями
нашего культурного, экономического и  политического  развития.  До  рецепции
социализма в  России  русской  интеллигенции  не  существовало,  был  только
«образованный класс» и разные  в  нем  направления».  Таким  образом,  можно
сделать  вывод,  что  интеллигенция  –  это  образованный  класс   общества,
стремящийся  к  его  реформированию,  улучшению  жизни,  демократии.   Малый
Энциклопедический  Словарь  (издание  Брокгауза  и  Ефрона)  добавляет,  что
интеллигенция «живет» интересами не только политики, но также «литературы  и
искусства».  Передовые  люди,  одним  словом,  духовная  и  интеллектуальная
элита.
   Однако  после  революции  1917  г.  смысл  понятия  «интеллигенция»  стал
искажаться. Многие интеллигенты, не смирившись с  новой  властью,  вынуждены
были эмигрировать, другие были репрессированы и конец своей жизни провели  в
лагерях. В итоге «сливки общества» были собственно из  общества  удалены,  а
их  место  заняла   новоиспеченная   «советская   народная   интеллигенция»,
«сельская интеллигенция» и другие социальные группы с  не  менее  абсурдными
названиями. Так, в «Словаре иностранных слов» (1979  г.)  говорится,  что  к
интеллигенции  относятся  «люди,  профессионально  занимающиеся   умственным
трудом и обладающие необходимым для такого  труда  специальным  образованием
(инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки  и  искусства)».
Получается, что роль  этого  социального  слоя  как  «двигателя  прогресса»,
некой  политической  силы  была  упразднена,  поскольку  единственно  верной
идеологией была линия партии.
   Российская интеллигенция,  как  и  вся  Россия,  развивалась  отлично  от
европейской. В связи с этим интересно  рассмотреть  различия  между  русской
интеллигенцией и западными интеллектуалами (обратите  внимание,  само  слово
«интеллигенция» существует только в русском языке).
   Говоря о русской  интеллигенции,  стоит  отметить  такую  ее  характерную
черту,  как  «подпольность»,  противостояние  государственной  власти,  даже
склонность к анархизму. Не зря же в середине  19  в.  появилась  Собственная
Его Императорского Величия Канцелярия и  ее  небезызвестное  III  отделение,
осуществлявшее  политический  надзор  и  сыск!  Интеллигенция  была  как  бы
оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в  своем  собственном
мире надежд и мечтаний, не имея возможности реализовать свои планы.
   В Европе же дело обстояло совсем  иначе:  западные  интеллектуалы  всегда
очень бережно относились к государству, видя в нем  не  врага,  а  товарища,
средство достижения своих целей. Им было присуще сотрудничество с  верховной
властью, отстаивание своих интересов и интересов общества, т.  е.  они  были
реальной политической силой, которая продвигала новые  законы,  осуществляла
реформы и т. д. Русская же интеллигенция такой способности была  практически
лишена.
   Еще одно важное отличие состоит в том, что у западных интеллигентов  было
национальное  самосознание,  гордость  за  свою  нацию,  тогда  как  русские
интеллигенты чаще считали  себя  космополитами  и  отстаивали  уравнительные
принципы – «чтобы всем все было поровну».
   И последняя, на мой взгляд, отличительная черта русской  интеллигенции  –
это ее ориентированность на Запад, т. е. «подстраивание»  под  чужие  мысли.
Появился К. Маркс – заговорили о социализме,  в  Европе  прошли  либеральные
реформы – мы стали думать, как свергнуть  царя  и  т.  д.  Но  вся  проблема
заключается в том, что Россия и Европа – суть разные  вещи!  Исторически  уж
так сложилось, что в России всегда была очень сильная самодержавная  власть,
и западные проекты переустройства общества попросту не  подходили  для  нас,
были обречены на провал, а этого многие не понимали…
   На этом хочется закончить исторический  экскурс  и  поразмышлять  о  роли
интеллигенции в современной России. Есть ли  у  нас  в  стране  образованные
люди? Конечно, есть! Занимаются ли они литературой  и  искусством?  Конечно,
занимаются! А наукой? Еще бы! А культурой общества, в смысле  духовного  его
развития, а не просто производством материальных продуктов? На  этот  вопрос
ответить  сложнее…  Засилье  групп-однодневок  на  отечественной  эстраде  и
детективных  романов,  похожих  один  на  другой,   практически   отсутствие
качественных  кинопроектов  –  все  это   говорит   о   недостаточной   роли
современной интеллигенции и слабом ее влиянии  на  умы  людей.  Печально.  А
ведь в этом и состоит одна из ее главных функций!
   А как насчет политики? Разве  можно  отнести  Жириновского  или,  скажем,
Зюганова к интеллигенции?! Могут ли люди, заботящиеся только о своем  имидже
и которые годами «водят избирателей за нос», быть интеллигентами?
   Конечно, у нас есть интеллигенция, которая думает  о  России,  занимается
благотворительностью и служит, прежде всего,  своему  народу.  Это  Мстислав
Ростропович, Александр Солженицын, правозащитник Сергей Ковалев и другие.
   Одним словом, для улучшения положения  дел  русской  интеллигенции  нужно
научиться находить компромисс с властью, научиться выслушивать  все  «за»  и
«против», а не вступать с  ней  в  конфронтацию.  Только  тогда  она  сможет
способствовать развитию общества и в достаточной степени служить ему, т.  е.
выполнять свое истинное предназначение.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru