Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ

Работа из раздела: «Философия»

                              ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Прежде чем  выяснить  вопрос  о  соотношении  философии  с  другими  формами
общественного  сознания,  в  частности   с   наукой,   нужно   хотя   бы   в
приблизительной форме  попытаться  определить,  что  же  представляет  собой
предмет философии сам по себе, без  сравнения  с  другими  формами  духовной
активности человека.
Философия —  это  такая  область  духовной  деятельности  человека,  которая
основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в  основе  именно
философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Да, философия действительно не обладает таким же предметом,  как,  например,
естественные науки,  в  том  смысле,  что  предмет  философского  знания  не
локализован  в  пределах  той  или  иной   конкретной   области   знания   и
действительности, как, например, физика, биология и т.д.  Однако  предмет  у
философии есть, и принципиальная невозможность  его  локализации  составляет
его специфическую особенность.  Так  что  же  включено  в  понятие  “предмет
философии”?  Предметом  философии  являются  всеобщие   свойства   и   связи
(отношения)  действительности  -  природы,  обществ,   человека,   отношения
объектов действительности и  субъектов  мира,  материального  и  идеального,
бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи,  отношения,  присущие  как
объектам   действительности,   так   и    субъективному    миру    человека.
Количественная  и  качественная  определённость,   структура   и   причинно-
следственные связи  и  другие  свойства,  связи  относятся  ко  всем  сферам
действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии  является
не индивидуальный субъект  с  его  особенными  качествами,  но  субъект  как
общее, субъект как универсальная  категория,  противопоставленная  столь  же
универсальной категории объекта. В этом смысле  философия  рассматривает  не
только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого  “я”  с  другими
“я”, проблему понимания, как одну из центральных  проблем  теории  познания.
Предмет  философии  необходимо  отличать  от  проблем   философии.   Предмет
философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие  свойства
и связи (пространство и время, количество и  качество)  существовали,  когда
философии ещё и не было. Это та область духовной  деятельности  человека,  в
основании  которой  лежит  рефлексия  над  самой   этой   деятельностью   и,
следовательно, над её смыслом, целью  и  формами  и  в  конечном  счёте  над
выяснением  сущности  самого  человека  как  субъекта  культуры,   то   есть
сущностных отношений человека к  миру.  Человек,  его  уникальная  личность,
будучи, во-первых, предметом философии,  во-вторых,  единственным  субъектом
любого знания вообще и тем более философского, является также и  непременным
атрибутом философии.
В отличие от мифологии философия  как  форма  духовной  активности  человека
возникла  с  появлением  нового  предмета  и  нового  типа  мышления   —   с
перенесением основного внимания с идеи бога на человека в  его  отношении  к
миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот  мир,
или  же  на  человека,  познающего,  исполняющего   или   опротестовывающего
божественную идею. С  течением  истории  конкретное  наполнение  этой  общей
специфики философского предмета неоднократно  обновлялось,  наполнялось  всё
новыми и новыми  смысловыми  нюансами,  но  всегда  в  глубине  философского
знания лежала  именно  эта  исходная  установка  на  выяснение  связи  между
человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и  способов
познания и преобразования мира человеком.
Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина,  а  ещё
и специфический тип мышления и даже своего рода “философский”  эмоциональный
настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы  погружаясь
в это “философское” состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и  зле,
прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о  смысле
и цели человеческой истории.
Процесс философского творчества отвечает глубинной  потребности  человека  в
разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле  жизни,  исторического
предназначения, личной свободы и сути окружающего.
                               Метод философии
В  истории  философии  известны   два   противоположных   метода   познания:
диалектический и метафизический.
Первый— метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы  и
явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения  с  позиций  плоского
эволюционизма как накопление или уменьшение  каких-либо  признаков,  качеств
или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики  отражает
объективный процесс развития человеческого мышления. Конец формы
Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления во
всеобщей  связи  и  развитии.  Известны  три  основные   формы   диалектики:
античная, немецкая классическая и материалистическая.

Соловьев  С.  В.  называет  Метафизику  догматической  частью  теоретической
философии,  которой,  как  было  выяснено   выше,   в   логическом   порядке
предшествует часть критическая - учение о познании, или теория познания.  “В
историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех  вещей  возникает
ранее вопроса о познании. И метафизика  предваряет  гносеологию.  Хотя  всем
метафизическим системам, кроме материализма, присущ критический элемент,  но
большое значение он получает лишь по мере  развития  философии  и  только  в
Новейшие   времена   обособляется   в   виде   самостоятельной   философской
дисциплины”(Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914.-С.239.).
Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые  и  вечные  основы.  “А
возможно ли познание вообще без  всякой  чувственной  подкладки  -  это  ...
вопрос метафизический”  (Соловьёв  В.С.  Письма.  Т.3.-С.232.).  Мы  познаем
сущность, но “в чем же  эта  сущность?  Таков  основной  вопрос  метафизики”
(Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.:  Мысль,1988.-
С.56.).   Предмет  же  метафизики  -  истинно  сущее  (Там  же.  С.109.).Все
изменчивое,  непостоянное  она  считает  второстепенным,  несущественным   и
неистинным  бытием.  Для  этой  философии  характерны  поиски  и   раскрытие
содержания конечных основ всего сущего. Она  пытается  схватить  мир  в  его
сталости, в 'остановленном  виде'.  Ей  присуща  косность  мысли  и  попытка
'упростить' действительность, свести ее к схемам,  редукционировать  сложные
процессы действительности. Для метафизического  философствования  характерна
косность мысли,  преклонение  перед  авторитетами  прошлого.  Доказательство
истинности  своих  суждений  здесь  часто   'подтверждается'   цитатами   из
авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся  к  новым
научным открытиям, стараются втиснуть  их  в  старые  схемы.  Для  изложения
сущности мировоззрения  метафизикам  достаточно  формальной  логики.  Гегель
считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия  Христина
Вольфа. Марксизм, в его  крайнем  выражении,  считает,  что  все  философии,
кроме марксизма, являются  философиями  метафизическими.  Метафизика  сейчас
находит широкое  применение  в  богословии  и  так  называемой  'религиозной
философии'.


Диалектика же пытается описать мир в его изменчивости,  движении,  развитии.
Объективная  диалектика  –  противоречивое  взаимодействие  вещей,  явлений,
процессов  подчиняющаяся  универсальным  законам  действующим  в  природе  и
обществе.(История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова,  1993г.С-
)Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем  без
исключения  предметам,   явлениями   и   процессам   действительности.   Для
диалектиков   'Мир   соткан   из   противоречий'.   Видным    представителем
диалектической философии  был  древнегреческий  философ  Гераклит,  немецкий
философ первой половины 19-го  столетия  Гегель.  Диалектической  философией
является  марксизм.  Диалектика  находит   свое   применения   в   различных
философских школах и типах мировоззрения, в  том  числе  и  в  мировоззрении
религиозном
ДиалектикаВ  качестве  метода  диалектика  выступает  благодаря  тому,   что
помогает четко  разделять  единое  на  многое,  сводить  многое  к  единому,
позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот  какой
путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать  все  по
родам, не принимать один и тот же вид за иной и  иной  за  тот  же  самый  —
неужели мы не скажем, что  это  (предмет)  диалектического  знания?  —  Кто,
таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в  достаточной  степени
различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где  каждое  отделено  от
другого; далее  он  различает,  как  многие  отличные  друг  от  друга  идеи
охватываются извне одною и,  наоборот,  одна  идея  связана  в  одном  месте
совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены  друг  от
друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько  каждое  может
взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»



                              Список литературы



1. История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова, 1993г
2. Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914
3. Соловьёв В.С. Письма. Т.3
4. Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988



     Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет



                              КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



                               Реферат на тему



                         «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ»



                                Преподаватель:

                                         Студент гр. 0811:    Титов А. Е.



                                 С-Петербург

                                   2001 г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru