Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Античная философия классического периода

Работа из раздела: «Философия»

                                                        Античная  философия
классического                                                        периода

                  План.
     1. Софисты и Сократ.
     2. Мир идеи Платона.
     3. Аристотель:Онтология и этика.

Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни.Вся  многогранная  культура
обуславливающая   различные   цивилизации,существовавшие   в    прошлом    и
существующие в наши дни,в качестве важнеишеи составляющеи  включает  в  себя
ту или иную сумму философских знаний.
    Софисты  появились  и  могли  появиться  только   тогда,когда   развитие
греческой демократии уже  сильно  размыло  те  границы,которые  существовали
между сословиями.Оно таким образом  смыло прежние каналы бытового  уклада  и
ценностных  установок,ранее  не  подвергавшихся  никакой   рефлексии.Индивид
почувствовал себя уже не просто членом своего  ''цеха  '',а  самостоятельным
лицом и  осознал,  что  всё,прежде  принимавшееся  им  на  веру,должно  быть
подвергнуто  критике.Субъектом  критики  он  считал  самого   себя.Вот   это
выделение индивида,как самостоятельной реальности  и  было  той  почвой  ,на
которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до  н.э.
в  Греции  возникло  интеллектуальное  течение,называемое   софистикой.Слово
происходит от двух слов:любовь и мудрость.
                  Софисты      способствовали      дальнейшему      развитию
индивидуализма,релятивизируя  всё  то,что  прежде   выступало   в   качестве
традиционных  истин.Софисты  были  в  Греции  особым  слоем   осуществляющим
философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов  ,не  случайно
политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных  занятий
софистов.
        Софистов    справедливо    называли    представителями    греческого
Просвещения.Они не  только  углубляли  философские  учения  прошлого,сколько
популяризировали знания,распространяя в широких кругах своих  многочисленных
учеников то,что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.
       Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты  сделали  важный  шаг
на  пути  к  созданию  науки  о  языке,в  частности  Протагор   занимавшийся
категориями словоизменения и  синтаксисом  предложения  ,он  заложил  основы
учения о синонимах,а Гиппий-граматики.
       Главным  тезисом  Протагора  был  следующий:Человек  есть  мера  всех
вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в  том,что  они
не существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть  одно
и  тоже.Отсюда  делал  софистический  вывод  о  том,что  вообще  ничего   не
существует,либо существует  только  небытие.Трасимах  и  Критий  скептически
относились к социальной справедливости.
       Но с другой стороны софистика-это  нечестный  путь  ведения  споров,с
помощью которого используются уловки,позволяющие  обескуражить  других,любой
аргумент,лишь бы добиться  поставленной  цели.Протагор  говорил:’’То  что  я
думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.
        Софисты  создали  в  Греции  небывалый  культ  слова  и  тем   самым
превознесения риторики.Язык  был  орудием  воздействия  на  сознание.Сразить
противника любым аргументом-стратегия софистов.
       Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.

       Главным противником софистов был Сократ.Это один из  самых  известных
персонажей древнегреческой философии,чьи идеи  стали  предметом  философских
размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.
       Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей  эры.Жизнь  его  была
яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном  каменотёса  и  повивальной
бабки.О  Сократе  мы  можем   узнать   лишь   из   диалогов   Ксенофонта   и
Платона.Мудрейший из  всех  ничего  не  написал,так  как  проповедовал  свою
философию  только  в  устнои  форме,полагая,что   только   живое   слово   и
непринуждённый диалог смогут  донести  мысль  до  слушающего.Афиняне  любили
Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.
       По натуре это  был  очень  добрый  человек.Расхаживая  в  заплатанном
плаще по  площади,он  любил  затевать  разговоры  с  прохожими.И  когда  его
спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он  отвечал:,,Вы
живёте для того,чтобы есть,а я ем для  того,чтобы  жить’’.Казалось  бы,какой
простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!
        Сократ учил,что есть  обязательные  для  всех  неписанные  моральные
законы,но овладеть  нравственностью  удаётся  лишь  немногим,которые  смогли
этому  научиться  и  следовать  получённым  знаниям  .Добродетель,высшее   и
абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо  только  она  даёт
счастье.
         Люди же часто заблуждаются и  поступают  безнравственно  потому,что
просто не знают,что добро,а что  зло.Добродетель  неотделима  от  знания,как
неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что  раскроет
им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не  знаю’’.Он  лишь
предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать  эту  истину.Метод  обучения-
диалектический:путем наводящих вопросов и  ответов  соображения  собеседника
последовательно  доводятся   до   абсурда   и   таким   образом   выясняется
истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что  каждый
человек  уже  содержит  в  себе  знания  истины,он   не   осознаёт   её,пока
предложенные ему вопросы не приведут его  к  противоречию  с  самим  собою,а
следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же  в  истинности
прежних суждений  ведёт  к  самопознанию.Философ  любил  сравнивать  себя  с
повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.
        Он собирал возле  себя  большое  количество  молодёжи,которая  жадно
внимала учениям босого мудреца,но ирония,с  какой  он  обличал  человеческую
глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в  Афинах  у  него  было  много
врагов.
         Ему ставили  в  вину   скептическое  отношение  к  демократическому
строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы  власть
в государстве принадлежала компетентным людям.
           Итак,недовльные,подозрительные,и   с   опаской   относившееся   к
Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь  его  к  суду  за
развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
           Софисты научили  греков  рассуждать,но  прочная  духовная  основа
была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией  пали  и
духовные  ориентиры.Каждый  сам  начинает  устраивать  себе   ориентиры,   в
зависимости от своих нужд.
            Всё относительно,мы свободны резать или  не  резать,убивать  или
не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.
           Первым  человеком,который  осознал  противоречие  был   Сократ.Он
размышлял:Что  есть  подлинная  свобода?Это  свобода,которой  дирижирует  не
рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное  единое
Основание,а  не  множество  конечных  оснований,хотя  бы  и  очень   большое
множество.
          В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск  целомудрия
в отличии от многомудрия  и  суемудрия  софистов.Софистический  рассудок  не
только не видит единого содержания,но и  утверждает,что  целомудрия  нет,что
истина не существует.
        Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для  разумномыслящего
нет субъективного интереса.
        Сократ никогда за своё учение  не  брал  денег,т.к.  в  этом  случае
размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.
            Резюме:принцип  философии  Сократа  почти  софистический:человек
есть мера всех вещей,но именно как  размышляющий,становлящийся  разумным.При
этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ  воспитания
разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее  не
данного единства формы и содержания или целомудрия.
                                                        Мир идей Платона.
   Платон родился в Афинах в 427г.  до  нашей  эры.Настоящее  имя  Аристокл-
широкоплечий.А    прозвали    его    в    молодости    так     за     мощное
телосложение.Происходил   из   знатного   рода    и    получил    прекрасное
образование.Стал  учеником  Сократа,написал   его   знаменитые   диалоги,что
определило всю его жизнь и творчество.
      Платон  как  великий  политический  мыслитель,приложил  все  усилия  к
тому,чтобы разработать  проект  государственного  устройства,основанного  на
справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.
      Учение  о   государстве,теория   идей,этика   и   гносеология-основные
составляющие платоновской философии.
       Учения  Платона,в  особенности   его   диалектический   метод,оказали
огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.
      Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой  бытия,а  также
соотношением единичного и общего.
       Был  он  также   комическим   поэтом,представителем   древнегреческой
комедии.В  пьесах  Платона   чувствуется   политическая   направленность   и
злая,остроумная критика.

       Философия  для  Платона-это  некоторого  рода  созерцание  истины.Оно
является  чисто  интеллектуальным,это  не  просто   мудрость,но   любовь   к
мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого  труда,находится
в  таком  состоянии  духа,когда  истина  или  прекрасное  представляется  во
внезапном озарении.
        В  своём  ,,Государстве”  Платон  подводит  читателя  через   разные
предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.
       Истинным бытием по  Платону,обладает  только  идея.Идея  –это  то,что
обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае  берётся  не  как
лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе  существующее,как
сущность.Сущность  представляет   наднебесную  область  вместе  с  небесными
душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют  истины  и  бытие,она
воспринимает их  и  познаёт,а  это  показывает  её  разумность.А  когда  она
уклоняется в область смешения со мраком-она  тупеет.Это  приводит  к  образу
платоновской пещеры.
       Тех,кто лишены философии,можно  сравнить  с  узниками  пещеры,которые
способны видеть лишь в одном направлении,где в  глубине  мерцание  зажжённых
факелов,которые  отбрасывают   тени.Распознать,где   тени,а   где   реальные
предметы-задача Платона.
       Идея-греческое слово( род,вид,форма,образец).Любовь  к  идеям  Платон
называет Энтузиазмом.Энтузиазм-есть первое  порождение  идей,но  в  разумной
развитой форме идеи извлекаются через познание.Мир  материальных  вещей  это
только подобие идей.Число  идей  велико,говорит  Платон:идеи  математических
объектов(треугольников    и    др.),идеи    видов     живых     существ(идея
четвероного),идеи всех нравственных и эстетических качеств.Идеи  расположены
в иерархическрм порядке,выше всех,а значит ближе к Богу-идея блага.
         Значение   блага   в   философии   Платона   своеобразно.Знание   и
истина,говорит он,подобны благу,но благо следует  ставить  выше.Реальность,в
противоположность    видимости     является     полным     и     совершенным
благом.Воспринимать благо,означает воспринимать реальность.
      Платон стремится найти первоначала мира:такими  идеями   являются  для
него  идеи,материя(  как   источник   зла),демург(Бог),эрос(как   любовь   к
идеальному),мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).
     Что касается сооотношения чувственных идей и вещей,Платон  указывает  3
вида:
1.  Во-первых,вещи   лишь   причастны   идеям,т.е.   они   возникают   через
   причастность особой идеальной сущности.
2. Во-вторых,вещи стремятся к идеям или подражают идеям.
3.  В-третьих,идеи  присуствуют  в  вещах,благодаря  чему  вещи   становятся
   похожими на идеи.
   Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии,поскольку является
   первой   теорией,которая   подчёркивает    проблему    универсалий.Платон
   полагал,что  идеи  существовали  во   времени   всегда,они   не   созданы
   человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.
                                   Аристотель:онтология и этика.

        Аристотель-величайший  из  древнегреческих  философов,основоположник
   дуализма,  ,,отец”  логики,ученик  и  решительный  противник   Платона.Он
   родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.
       Литературная-научная и  философская  продуктивность  Аристотеля  была
   чрезвычайно велика.По существу в  его  сочинениях  охвачены  все  отрасли
   современного философского и научного знания.
                                                  Этика
         Аристотель выделил этику в особую и  притом  значительную  проблему
   философии.С   именем    Аристотеля    связывают    три    сочинения    по
   этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова этика” и ,,Большая этика”.
           Основой  этики   Аристотеля   служит   психология.Этика   изучает
   индивидуальное поведение человека,его политику.Является  по  преимуществу
   социально-политической   этикой    т.е.    областью    знаний,исследующей
   нравственные задачи гражданина и государства,вопросы  воспитания  хороших
   граждан и заботы об общем благе.
        В  древности  ,,этика”-учение  о  нравственности,означала  жизненную
   мудрость, ,,практические” знания относительно того,что  такое  счастье  и
   каковы средства для его достижения.Этика-это учение о  нравственности,  о
   привитии человеку деятельно-волевых,душевных  качеств,необходимых  ему  в
   первую  очередь  в  общественной  жизни,а   затем   и   личной.Она   учит
   практическим правилам поведения и  образу  жизни  отдельного  человека.Но
   Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него  человек
   –существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана  с  его
   политикой,с учением о сущности и задачах государства.
        Согласно Аристотелю,поступки нераздельно связаны с  человеком,с  его
   деятельностью,со свободным выбором,с  общими  нравственными  и  правовыми
   нормами граждан общества.
        Нравственная деятельность направлена на самого человека,на  развитие
   заложенных в нём  способностей,особенно  его  духовно-нравсвенных  сил,на
   совершенствование  его  жизни,на  реализацию   смысла   своей   жизни   и
   назначение.В сфере  ,,деятельности”,связанной  со  свободой  воли,человек
   ,,выбирает”личности,сообразующей  своё  поведение   и   образ   жизни   с
   нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и
   сущем.
       Человек должен родиться со стремлением к истинной  цели,чтобы  хорошо
   выбрать  истинное  благо,т.е.  быть  благородным.И  такой  человек  будет
   владеть прекраснейшим и совершенным.
          Согласно  Аристотелю,  в   нашей   власти   и   добродетельность,и
   порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые  свойства,возникающие
   при действии,направленном на отыскание середины.Она середина между  двумя
   пороками:избытком и недостатком.
                 Аристотель         высоко         ценит         добродетели
   человека:мудрость,мужество,справедливость и дружбу.
          Философ  исходит  из  того,что  люди   не   одинаковы   по   своим
   способностям,формам деятельности и степени активности,поэтому  и  уровень
   счастья или блаженства разный.
         Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос:воспитание
   добродетелей и формирование привычек жить  добродетельно  для  достижения
   счастья.Для воспитания добродетельного образа  жизни  и  поведения  одной
   нравственности мало,необходимы ещё законы.
                                                       Онтология.
       Учение о  бытие  стали  называть  онтологией-от  греч.онтос-учение  о
   существе или о сущности,бытии,сути.
        Всякое единичное  имеет  свою  суть,которая  постигается  умом,а  не
   чувствами.Такая суть вечна  и  в  себе  неизменна,неподвижна,совокупность
   этих сутей образует высший,сверхчувствительный уровень бытия.
         Сущность-ключ к сущему.Аристотель  говорит,что  сущностью  признают
   субстрат,суть    бытия    и    то,что    из    них    состоит,а    также-
   всеобщее.(vii,13.с.133)
           Сущность-это  единичное,обладающее  самостоятельностью  бытие.Она
   отвечает на вопрос:,,Что есть вещь?''.
          По Аристотелю,для нашего понятия и познания единичное  бытие  есть
   сочетание ,,формы'' и ,,материи''.
          Модель  бытия  Аристотеля  воплощается  в   четырёх   причинах.Его
   задача:научиться различать объекты и  идеи.Суть  учения:чтобы  определить
   вещь,необходимо и достаточно знать четыре основания:
   1. Материальные,то из чего состоят вещи,их субстрат.
   2. Формальные,в которых форма проявляет себя,образуя  сущность,субстанцию
      бытия.Каждая вещь есть то что она есть.
   3.  Действующие  или  производящие-рассматривающие  источник  движения  и
      превращения   возможности   в   действительность,энергетическая   база
      формирования вещей.
   4. Целевая или конечная причина,отвечающая на вопрос:,,Почему?'' и  ,,Для
      чего?''.
      В плане  бятия  форма-сущность  предмета,в  плане  познания-понятие  о
      предмете.Форма,согласно Аристотелю-это активное начало,начало жизни  и
      деятельности.Высшие сущности  он  называет  чистыми  формами.Форма  не
      существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и  тогда  становится
      сутью бытия.
           Материя амфорна и бесформенна:она как бы является  неопределённым
      бытием,хотя  она  и  источник  вещей,но  без  формы  она   не   творит
      вещи.Материя даёт лишь как бы возможность вещи,а  её  действительность
      возникает из оформленности материи.
           Возможность-одна  из  форм  существования  небытия.Материя  может
      обладать формой,но  может  быть  и  лишена  её.Лишённость-это  и  есть
      небытие.
           Поэтому у  Аристотеля  ,,форма''  и  ,,материя''-два  первоначала
      всего сущего.
            Аристотель   всегда   связывает   движение   с   соответствующей
      энергией,без которой не может произойти превращение из  потенциального
      в    актуальное.Высшее,безусловно    единство    действительности    и
      возможности,всеобщее тождество энергии мышления и  дела,осуществляемое
      им,Аристотель называет энтелехией.Форма уже  наперёд  содержит  то,что
      должно   возникнуть.Это-ум,его   содержание   есть   цель,идея,которая
      осуществляется посредством деятельности творца,замыслившего  что-то  и
      реализующего  свой  замысел.Понятие  энтелехии   вносит   в   движение
      теологический  характер.Теологизм  Аристотеля  находит   своё   высшее
      развитие в его учении о Перводвигателе.Движение вечно и поэтому должно
      существовать нечто,что приводит в движение все тела.Это и есть  первый
      Двигатель.Без  первого  Двигателя  не  может   быть   никаких   других
      двигателей,не  может  быть   никакого   движения.Перводвигатель   есть
      энергия,чистая деятельность.Будучи энергией,Перводвигатель не обладает
      ,,материей'',в нём нет костного,он есть чистая форма-цель.Как вечная и
      невозникшая причина мирового процесса,как причина всех происходящих  в
      мире движений,Перводвигатель мира есть,согласно мысли Аристотеля,Бог.
            В этом акте соединяются понимание и понимаемое.Мысль  понимаемое
      в субстанцию.Следовательно,сама жизнь предстаёт в форме созерцательной
      активности   разума.Высшее   её   воплощение-Бог    как    неподвижный
      Двигатель,сверхчувственная    субстанция,чистый     акт,мышление     о
      мышлении.Бог- не действующая причина.Мир не сотворён Богом,ибо в таком
      случае до  акта  творения  должна  была  быть  потенция-хаос.Универсум
      Аристотеля      вечен,Бог,оставаясь       неделимым,неизменным       и
      бесстрастным,лишь двигает его к совершенству.



           Литература:
     1. Кессиди Ф.  ,,Сократ’’
     2. Поппер К.   ,,Чары Платона’’
     3. Асмус В.  ,,История античной философии’’
     4. Аристотель ,,Метафизика’’

Ии




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru