Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Новый этап существования человечества – информационное общество

Работа из раздела: «Философия»

                    Государственное унитарное предприятие
           «Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»



      «Новый этап существования человечества – информационное общество»



                               Выполнил: аспирант Горохов А. Е.

                                Москва, 2001.
Испокон  веков,  с  самого  начала  своего  существования,  человек  обладал
способностью принимать, обрабатывать  и  передавать  информацию.  В  древние
времена  это  была  информация  об  охоте,  позже   появилась  информация  о
земледелии,  и  передавалась  она  от  поколения  к  поколению  в  легендах,
сказаниях  и  мифах,  в  наскальных  рисунках  и   позже,   с   изобретением
письменности, через письма. На заре  существования  человечества  информации
отводилась далеко не первая роль в существовании  индивидуума,  так  как  на
первом плане  стоял  вопрос  жизнеобеспечения.  По  мере  развития  общества
человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись  в
новые сферы и становились более глубокими. Некоторые  современные  философы,
например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества  на  три  этапа
(три волны).
         Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии  до  Бенина  и
Мексики, от Греции до Рима  возникали  и  приходили  в  упадок  цивилизации,
сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины.  Однако  за
этими различиями скрывались фундаментальные общие черты.  Везде  земля  была
основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и  политики.  Везде
господствовало простое  разделение  труда  и  существовало  несколько  четко
определенных  каст  и  классов:  знать,   духовенство,   воины,   рабы   или
крепостные.  Везде  власть  была  жестко  авторитарной.   Везде   социальное
происхождение человека определяло его место в жизни и переход  между  слоями
был  практически  невозможен  (закрытые  классы).   Везде   экономика   была
децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того,  в
чем испытывала нужду.
         На рубеже XVIII – XIX  веков  произошел  взрыв,  ударные  волны  от
которого обошли всю землю, разрушая древние общества и  порождая  совершенно
новую цивилизацию. Таким  взрывом  была,  конечно,  промышленная  революция.
Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся  по  миру,  -  “вторая
волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого  и  изменила  образ
жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества,  так
называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие  «индустриальная
волна» пережила в XX веке,  чему  несомненно  способствовало  и  изобретение
электричества в конце XIX века. Когда было изобретено  и  выпущено  в  массы
бесчисленное множество различных машин  и  устройств,  призванных  облегчить
быт человека.
         Но уже с 70-х  годов  XX  века  стала  зарождаться  новая  волна  –
«информационная цивилизация» или, как еще ее  называют,  «постиндустриальная
волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная.  Это  было
просто  неизбежным  следствием   развития   научно-технического   потенциала
человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX  века  сложилась
постаграрная  экономика,  так  сегодня  технологически   передовые   секторы
глобального общества переходят на  стадию  постиндустриальной  экономики.  В
аграрной экономике хозяйственная деятельность была  связана  преимущественно
с производством достаточного количества продуктов  питания,  а  лимитирующим
фактором обычно была доступность хорошей земли. В  индустриальной  экономике
хозяйственная деятельность была по  преимуществу  производством  товаров,  а
лимитирующим фактором -  чаще  всего  капитал.  В  информационной  экономике
хозяйственная деятельность - это главным образом производство  и  применение
информации с целью сделать все другие формы производства более  эффективными
и тем самым создать  больше  материального  богатства.  Лимитирующий  фактор
здесь - наличное знание”.
         При всем многообразии взглядов на ход исторического развития  можно
проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:
 история подразделяется на три основных глобальных  этапа,  которые  условно
можно      назвать      “сельскохозяйственный”,      “индустриальный”      и
“постиндустриальный”;
 разграничение  между  этапами  проводится  по  признаку  лежащих  в  основе
рассматриваемой  формации  производственных  отношений  или   взаимодействия
человека с  природой  (соответственно  -  через  орудия,  через  машину  или
технику и через информацию);
  переход  к  следующему  этапу  осуществляется   путем   научно-технической
революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что,  в  свою  очередь,
влечет трансформации в сознании людей;
           завершающим  историческим  этапом,  который,  по   мнению   одних
философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем  будущем,
является “информационное общество”.
         Следует заметить,  что  нет  ни  одного  способа  производительного
приложения труда, который  в  то  же  самое  время  не  был  бы  приложением
информации. Более того, информацию, подобно капиталу,  можно  накапливать  и
хранить  для   будущего   использования.   В   постиндустриальном   обществе
национальные  информационные  ресурсы  будут   представлять   его   основную
экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
         Существует три основных способа, которыми  страна  может  увеличить
свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала,  2)  военные
захваты и территориальные приращения,  3)  использование  новой  технологии,
переводящей  “нересурсы”  в  ресурсы.  В  силу  высокого   уровня   развития
технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы  стал
основным принципом создания нового богатства.
         Важно  понимать,  что  информация  имеет  некоторые   специфические
свойства. Если у меня есть две монеты и я  из  них  отдам  кому-нибудь  одну
монету, у меня останется лишь одна монета. Но если  у  меня  есть  некоторое
количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня  останется
все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе,  не
одухотворенная    человеческой    эмоциональностью,    не     переработанная
человеческим разумом  не  способна  двигать  вперед  человеческую  культуру,
способствовать прогрессу духа.
         Зарождение информационной эры началось  с  изобретением  телеграфа,
что  ускорило  передачу  информации  на  большие  расстояния  между  людьми.
Очередной мощный всплеск в  середине  XX  века  был  связан  с  изобретением
телевидения. Ну и, наконец, в 70-х  годах  с  изобретением  ЭВМ  наступление
информационной эры стало просто очевидным. В  настоящее  время  мы  являемся
свидетелями  и   непосредственными   участниками   стремительного   развития
информационных  технологий.  В  середине  80-х  годов   США   способствовали
ускорению  развития  компьютерных  технологий,   выпустив   в   коммерческую
эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной  NASA’вскую  компьютерную
сеть,  получившую  впоследствии  название   World   Wide   Web   («всемирная
паутина»).  Сейчас  можно  смело  утверждать,   что   эта   сеть   полностью
оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал  возможным  обмен
данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках  планеты.

         Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине  XX
в.  Лавинообразный  поток  информации  хлынул  на  человека,  не  давая  ему
возможности  воспринять  эту  информацию  в   полной   мере.   В   ежедневно
появляющемся  новом  потоке  информации  ориентироваться   становилось   все
труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:

 . быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п.,  в  которых  излагаются
   результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;

 . постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям
   человеческой деятельности;

         Как результат -  наступает  информационный  кризис,  который  имеет
следующие проявления:

 . появляются противоречия между  ограниченными  возможностями  человека  по
   восприятию и переработке информации и существующими  мощными  потоками  и
   массивами  хранящейся  информации.  Так,  например,  общая  сумма  знаний
   менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась  каждые
   50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к  1970  г.  -  уже
   каждые 5 лет, с 1990 г. –  ежегодно  (трудно  вообразить,  что  же  будет
   дальше?);

 . существует большое количество избыточной информации,  которая  затрудняет
   восприятие полезной для потребителя информации;

 . возникают определенные экономические, политические  и  другие  социальные
   барьеры, которые препятствуют распространению  информации.  Например,  по
   причине соблюдения секретности часто  необходимой  информацией  не  могут
   воспользоваться работники разных ведомств.

         Эти причины  породили  весьма  парадоксальную  ситуацию  -  в  мире
накоплен  громадный  информационный  потенциал,  но   люди   не   могут   им
воспользоваться в полном объеме в силу  ограниченности  своих  возможностей.
Информационный кризис поставил общество перед  необходимостью  поиска  путей
выхода  из  создавшегося  положения.  Внедрение   компьютеров,   современных
средств переработки и передачи информации  в  различные  сферы  деятельности
послужило    началом    нового    эволюционного    процесса,     называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества,  находящегося  на  этапе
индустриального развития.
         Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо  владея
информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей  степени
зависит  от  их  информированности,  способности   эффективно   использовать
информацию. Для свободной ориентации в  информационных  потоках  современный
специалист  любого   профиля   должен   уметь   получать,   обрабатывать   и
использовать информацию с помощью  компьютеров,  телекоммуникаций  и  других
средств.  Об  информации  начинают  говорить  как  о  стратегическом   курсе
общества,  как  о  ресурсе,  определяющем  уровень   развития   государства.
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального  типа  развития
к  информационному.  Информационный  рынок  предоставит   потребителям   все
необходимые информационные продукты и услуги, а  их  производство  обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
         Арнольд Тойнби как-то заметил,  что  XX  век  -  это  время,  когда
человечество  впервые  за  всю  свою  историю  может  всерьез   подумать   о
благосостоянии всех людей.  Если  это  так,  то  это  в  основном  благодаря
эволюции универсальной электронной информационной  сети,  способной  связать
воедино всех людей. Речь идет о  наступлении  информационного  века.  Налицо
некая общая  модель  изменений  -  трехстадийное  прогрессирующее  движение:
становление основных экономических отраслей по производству и  распределению
информации;  расширение  номенклатуры  информационных   услуг   для   других
отраслей  промышленности  и  для  правительства;   создание   широкой   сети
информационных средств на потребительском уровне.
         Третья промышленная революция в значительной мере  основывается  на
успехах в телекоммуникациях и информационных процессах.  Занятость  в  сфере
промышленности  и  строительства  остается  многие  годы  более  или   менее
неизменной  в  абсолютном  измерении,  тогда  как  в  целом   рабочая   сила
значительно возросла в 60-70-е годы.  Долговременные  тенденции  показывают,
что наиболее растущими в прошлом веке были сферы, связанные с информацией.
         Японские ученые считают,  что  в  информационном  обществе  процесс
компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации,  избавит
их от рутинной работы, обеспечит  высокий  уровень  автоматизации  обработки
информации в производственной и социальной сферах. Движущей  силой  развития
общества должно  стать  производство  информационного,  а  не  материального
продукта. Материальный же продукт  станет  более  информационно  емким,  что
означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

         В информационном обществе изменятся не только  производство,  но  и
весь  уклад  жизни,  система  ценностей,  возрастет  значимость  культурного
досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с  индустриальным
обществом, где все направлено  на  производство  и  потребление  товаров,  в
информационном обществе производятся и потребляются интеллект,  знания,  что
приводит к  увеличению  доли  умственного  труда.  От  человека  потребуется
способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

         Материальной  и  технологической  базой  информационного   общества
станут различного рода системы на базе компьютерной техники  и  компьютерных
сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

         В реальной практике развития науки  и  техники  передовых  стран  в
конце XX в. постепенно приобретает зримые  очертания  созданная  теоретиками
картина информационного общества.
         Например, Дж. Мартин:
         “Представьте себе город будущего... Высотные  дома  расположены  не
слишком близко друг к другу, так что их жителям  открываются  далекие  виды.
Под улицами  проведены  кабельные  сети,  обеспечивающие  всевозможные  виды
коммуникации.
         У жителей этого  города  нет  такой  необходимости  в  транспортных
поездках...  Банковские  операции  осуществляются  из  дома,  равно  как   и
приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполняемая  через
терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое,  уличных  ограблений
не происходит, потому что люди носят  при  себе  мало  наличности...  Прежде
люди имели при себе карманный калькулятор, теперь -  карманный  компьютерный
терминал. Общественные сети коммуникации повсеместны и дешевы,  доступны  из
каждой телефонной будки.
         Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть
механической  работы  выполняют  автоматические  производственные  линии   и
роботы, а  административной  -  системы  обработки  данных...  Во  избежание
безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют  дальнейшего  сокращения
рабочего   времени.   Бумажная   работа   расценивается    как    преступное
расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные  компьютеры,
через которые они из любой точки связываются со своим офисом.
         <Системы общественной обратной связи>  Представьте  себе  небольшое
[совмещенное с системой  телевидения]  устройство  с  клавиатурой  в  каждом
доме.  Через  него  по  телекоммуникационным  сетям   передаются   несложные
сообщения центральному компьютеру....  После  трансляции  политической  речи
или во время передачи последних новостей зрителей просят  сообщить  о  своей
позиции по тому или иному вопросу.  Президент  сам  может  запросить  мнение
зрителей  по  тому  или  иному   положению   своей   речи...   Респондентное
телевидение  может  стать   эффективнейшим   каналом   коммуникации,   часть
демократического процесса  -  в  большей  степени,  нежели  нынешние  опросы
общественного мнения.
         Расцвет демократии - правительства  народа,  силами  народа  и  для
народа - имел  место  в  Афинах  и  других  греческих  городах-государствах.
Греческая демократия была эффективна потому, что у  мужчин  было  достаточно
много  свободного  времени,  чтобы  встречаться,  дискутировать  и  получать
новейшую информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем  в
век автоматизации, женщины уравнены в правах с  мужчинами,  но  рабы  у  нас
могут быть - это машины”[1].
         Оценивая это заявление Дж. Мартина с позиции современного  общества
нужно  заметить,  что  хоть  и  на  лицо  интеграция  общества:  организация
глобальной сети, создание единой Европы, свободное перемещение  человека  по
всему миру, но у  него  (Мартина)  интеграция  слишком  идеализирована.  Это
напоминает  заявления  про  смерть  театров  и  кинотеатров  при   появлении
телевидения.  Сейчас   мы   видим,   что   с   развитием   телекоммуникаций,
необходимость личного контакта  между  людьми  хоть  и  уменьшилась,  но  не
исчезла вовсе, также как и не приобрела глобальный характер работа  на  дому
даже в такой профессии как программист.
         В  настоящее  время  совершенно  очевидно,  что   мы   вступаем   в
информационную эру, где основным товаром будет  информация  в  различных  ее
проявлениях.
         И получая неоспоримые блага, такие как доступность  информации,  ее
быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и  др.  нельзя
не учитывать и возросшие и изменившиеся  требования  к  человеку  как  члену
общества.
         В  период  перехода  к  информационному  обществу   кроме   решения
описанных  выше  проблем  необходимо   подготовить   человека   к   быстрому
восприятию  и   обработке   больших   объемов   информации,   овладению   им
современными средствами, методами и технологией работы.  Кроме  того,  новые
условия работы порождают зависимость информированности  одного  человека  от
информации, приобретенной другими людьми.  Поэтому  уже  недостаточно  уметь
самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а  надо  научиться  такой
технологии  работы  с  информацией,  когда  подготавливаются  и  принимаются
решения на основе коллективного знания.  Это  говорит  о  том,  что  человек
должен иметь определенный уровень культуры по обращению  с  информацией.  То
есть  для  свободной  ориентации  в  информационном  потоке  человек  должен
обладать информационной культурой как одной из составляющих общей  культуры.
Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми  породила  новый
тип  культуры,  в  которой  все   подчинено   необходимости   классификации,
унификации с целью  наибольшей  компрессии  и  повышения  эффективности  при
передачи от человека к человеку, будь то лично или через  средства  массовой
информации.
         Также встает проблема  существования  человека  в  новом  обществе,
форма его существования. Будет ли  он  жить  в  «Электронном  коттедже»  как
предсказывали  некоторые  футурологи  или  же  форма  жизни   не   изменится
кардинально. Не менее важна проблема семьи как ячейки  общества.  Как  будет
выглядеть семья будущего? Может супруги будут жить в  разных  частях  света?
Тоффлер,  например,  предсказывает  рождение  (просьюмера(  (потребителя   и
производителя в одном лице).  В  период  “первой  волны”  большинство  людей
потребляло   то,   что   производили   сами.   Они   были,   так    сказать,
“протребителями”. Промышленная  революция  развела  функции  производства  и
потребления, породив тем самым  производителя  и  потребителя.  В  настоящее
время граница,  отделяющая  производителя  от  потребителя,  становится  все
менее четкой. Растет значение “просьюмера”... Одним словом,  происходит  как
бы возвращение в общество “просьюмера”, который был  господствующей  фигурой
в  обществе  “первой  волны”.  Но,  разумеется,   это   будет   “просьюмер”,
оснащенный  современной  техникой,  работающий  в  электронном  коттедже   и
ведущий современный образ жизни”[2].
         Каждому  предстоит  переосмыслить  свою   жизненную   позицию   как
индивидуума, совершено  ясно,  что  произойдет  перераспределение  жизненных
ценностей. И оглядываясь на прошлое, человечество должно  сделать  прорыв  в
понимании своего существования  на  земле,  так  как  при  дальнейшем  таком
существовании  в  виде  некоего  паразитирующего  организма,   высасывающего
жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него  просто  нет
будущего. Пока еще остается неясен вопрос о перестройке сознания  людей  для
нового типа мышления. И будущее во многом зависит от того, по  какому  руслу
мы направим развитие техники и организацию труда.
Литература


1) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.

2) Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая
  литература,1990.


4) Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во  полит.  литературы,
   1991.


5) Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №
   7-11 за 1982 год.


6) Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и  принуждение  на  пороге
   XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

-----------------------
[1] Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего.
[2] Тоффлер О. Третья волна.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru