Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Философские направления 12.2 Кб.
  2. Конфуцианство и даосизм – философские направления Китая 23.1 Кб.

Философские направления

Работа из раздела: «Философия»


                 ДРЕВНЯЯ     ФИЛОСОФИЯ
                                   ВОСТОЧНАЯ   ФИЛОСОФИЯ

                                                 Индия

                                       Две группы школ:
    Ортодоксальные   (строго следуют законам 'Веды')
Философия  йоги               Сформулирована во 2 веке до н.э.  философос
Патанджами.                                              Основная позиция:
мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы:
      природы и людей  Задача: избавить человека от страданий
                                            в этом мире путем освобождения
ума от материи.

    Неортодоксальные(не являются поддержателями законов 'Веды')
Философия  буддизма       Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом
(Буддой).Учение


         Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и


                                                              дхарм. Душа -
комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни: уйти в

                          мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2
направления:хинаяна и
                                 махаяна.

                                               Китай
                                    Возникает во 2 тыс. до н.э. -
религиозно-мифологическое


      мировоззрение:мир - хаос, в котором небом управляет ян
                              мужское начало), а землей - инь (женское).1
тыс. до н.э. -
                      натурфилософская концепция: в результате
взаимодействия эфира
                             (ци)  на нь и ян  появилось 5 первоначал и дао
('путь').
Даосизм
                                          Основан Лао-цзы в 604 г. до
н.э.Дао - всеобщая закономерность,
                                            первооснова и завершение всего
существующего;вечно и
                              безымянно, бестелестно и бесформенно;
присутствует везде.
Конфуцианство
                                          Основатель - Кун-цзы (551 - 471
гг. до н.э.).Небо - высшая сила и
                                           грозный повелитель, судьбаи рок.
Идеалы конфуция - в прош-
                                         лом. Основа порядка в стране - ли
(церемонии и ретуалы). Каждый
должен следоватьдао - 'правильный путь' '.Конфуций развивал
                         концепцию политики: лучше , если бы народ знал,
поэтому нужно
                           его просвещать.

                       АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Материалистическая
философия Древней
 Греции
Милетская школа:
Файес (624 - 547 гг
до н.э.):                             Архэ (первоначала мира ) - вода, в
воде зародилась жизнь.
Анаксимандр (610-546
гг. до н.э.                          Архэ - это апейрон (первоначальная
материя, из которой возник                                         мир;
сочитание  противоположностей).
Анаксимен (588 - 525
 гг. до н.э.)                        Архэ - воздух, от степени его
уплотнения появляются вода, огонь,
земля и т.д.
Гераклит Эфеский
(к .6 - н. 5 вв.)                   Архэ - огонь, душа состоит из огня и
воды - 'Ради минутной                                         слабости
человек пьет вино - он разжижает свою душу'.
Элиаты': Ксенофан
и Зенон (сер. 6 - н. 5в.)     Все в мире из воды и земли. Мир вечен ,
неизменяем, в целом
постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.
Эмпидокл (490 -430
гг. до н.э.)                        Выделяет 4 формы мира: земля, вода,
огонь и воздух, на которые
                         действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под
влиянием                                         которых корни мира
перемещаются.
Анаксгор (500 - 428
 гг. до н.э.)                       продолжатель ЭмпидоклаСуществуют
гомеомерии - первоначала                                         материи.
Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением
            гомеометрии. Источник движения противостоит
                   материи.Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит
Левкипп (500 - 440
гг до нэ)                          Небытие существует нисколько не менее,
чем бытие (совокупность                                        атомов).
Изменение вещей - результат изменения порядка и
           положения атомов.
Демокрит (460 -370
гг до нэ)                          Выделяет 2 вида качеств: первичные
(зависящие от свойств аома -
плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь
                   воспринимается человеком - вкус, запах).
Идеалистическая
философия
Древней Греции
Орфейская школа
Орфей                             Говорил о переселении души, считал, что
вести чистую жизнь - это
                           значит соблюдать религиозные ретуалы,
воздерживаться от живой                                        пищи.
Пифагор(582 - 500
гг до нэ).
                                       Считал, что истинное познание лежит
через разум и логику,                                        результат
деятельности которой является математика. Вся
         Вселенная - гармония и число, мир возникает
                изпротивоположностей.
Школа софистов(5 в
 до нэ)
 Протогор (481-411
гг до нэ)                          Человек - мера всех вещей, каким человек
видит мир, таким он его                                        и
воспринимает.Объективной истины не существует.
Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то
непознаваемо, а если                                        существует и
познаваемо, то знания свои не может передать
        другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем
                             только ему.
Сократ(469-399
гг. до н.э.)                       Считал, что цель философии - научить
человека, как должно ему

  жить.'Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается
                                                                    путь
познания.'Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и
                                                         майевтика.
Платон (427-347
гг. до н.э.)                       Парадокс знаний: 'если ты что-то знаешь,
то зачем тебе это                                        познавать, а если
ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать'.
            Душа бессмертна - она причина самого себя.
Аристотель(324-322
гг. до н.э.)                       вершина классич. антич.
философииПроблема философии:
                                проблема отношения единичных вещей и общих
понятий(идей).
                                       Высшие роды бытия - категории
(отрожают объективные отношения

вещей).Источник движения, существующий вне материи - форма
                                                               (активное
начало).

Эллинско-римская
философия
 Эпикур(341-270 до н.э.)  Отрицал вмешательство богов в дела мира
                                                                    и
исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним
                                                            источником
движения.Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и ХрисиппМесто и
                                                          роль науки
определили следующим образом: логика - ограда,
                                                физика - пло-дотворная
почва, этика - ее плоды, главная задача
   философии - в этике.Скептики (4 в до н.э.) - Пиррон, Аркселай,
                             КарнеадПроповедовали воздержание от суждений
для достижения                                        душевного
спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и
                 есть цель философии.

                                  Средневековая философия
                                       В странах западной Европы 5-15 века.

                                       Господствующая идеалогия -
религиозная.Мистика - познание бога
через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12
                                                                   в.)
Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом,

экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический
Фома Аквинский (13 в.)   Познание Бога: интуитивное познание (загробный
мир), мистический                                       (вера),
разум,рациональные доказательства существования Бога.

                 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
                                       Возникает в 9 в с принятием
Христианства на Руси.
                                       До 17 века философия существует в
рамках богословия, в 17 веке
происходит отделение философии от богословия
Ломоносов М.В.
(1711-65гг.)                      Основоположник материалистической
философии в России. Считал,                                        что
разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами
                   движения материи, основнымисвойствами которой  являются:
                                       протяженность, сила инерции, форма,
непроница-емость,                                        механическое
движение.
Радищев А.Н.
(1749-1802гг.)                   Пытался применить в материалистической
системе доказательств                                         смертности
душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница
                о том, что 'настоящее чревато будущим'.
Первая четверть 19 в.
Западники -
П.Я.Чаадаев(
1794-1856 гг.),
Н.В.Станкевич
(1813 1840гг.)                   Считали, что Россия должна учиться у
Запада и пройти тот же путь
развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия -

католицизм.
Герцен Александр
1812-1870                   Существует  единство  бытия  и  мышления, жизни
и идеала                                         (стремился найти и
сформулировать  новый  метод  познания).
      Форма  движения  к  новому миру - соединение  философии  с
                              жизнью,  науки  с  массами;  тогда  начнется
пора 'сознательного                                            деяния'
(это    характеристика    сущности   человека,
           возвышающегося   над   неосмысленным   существованием  и  над
                                      бесстрастным занятием  наукой).
Природа  -  первичный  живой
процесс,  а  диалектика - познание и логика - ее отражение и

продолжение.
Белинский
1811-1848                  Духовная  природа человека отлична от его
физической природы,                                         но неотделима
от  нее;  духовное  есть  деятельность  физического.
                 Источник исторического прогресса  - сознание, выдвигающее
новые                                         идеалы. Национальное -
выражение и развитие
общечеловеческого:   человечество  вне  национальностей  -  лишь
                             логическая  абстракция.  Славянофилы  неправы,
 противопоставляя
                       Россию  и Западную Европу.
Чернышевский
1828-1889                   Природа  человека  находится  не  внутри
индивида,  а  в  его                                          единстве  с
природными   и   социальными  силами.  История
            циклична.  Она  состоит  из закономерных  восходящих  и

нисходящих  фаз  развития  в революциях нового времени. На

                            историю влияют силы 'зла', т.е. отрицательные
качества людей на                                         правящих постах.

Словянофилы -
И.В.Киреевский
(1806-56гг.),
 А.С.Хомяков(1804-60гг.)   Стремились обосновать необходимость особого пути
развития                                         России.Считали, что
русские могут расчитывать на прогресс, т.к.
        истинной религией являетсяправославие, а основа общественной
                                 жизни - религия народа, определяющая
характерего мышления.
Конец 19 - начало 20 вв.   религиозная философия
В.С.Соловьев
(1853-1900гг. )                  Представил слудующую картину мира:
существует один

                         божественный мир в трех  главных сферах
(субстанции, умственной
                                чувственной), человек - акт божественного
творения, проявление                                           того, что
уже есть.
Иванов-Разумнин             Человек - это божья тварь, если человек
гордится собой, то это                                         приводит к
падениюморали. Считал,что Россия движется к
        страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.
Н.А. Бердяев
(1874-1948гг.)                   Существует 2 вида свободы: иррациональная
(первоначальная,                                        хаос) и разумная
(сво-бода в боге),  преодоление зла - соединение с
              Богом, возникновение богочеловека.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru