Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Личность и общество 11.5 Кб.
  2. Личность и общество 17.7 Кб.
  3. Личность и общество 39.9 Кб.
  4. Личность и общество 47.9 Кб.

Личность и общество

Работа из раздела: «Философия»


                    Московская академия экономики и права

                              Рязанский филиал


                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


                            по курсу «ФИЛОСОФИЯ»



                               Рязань 2000 г.



                             ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


      Проблема  человека  в  философии.  Понятия:   «человек»,   «личность»,
индивидуальность.


      Диалектика взаимосвязи  социальной  среды  и  личности.  Социальное  и
биологическое  в  индивидуальном  развитии  человека  и  в  антиобщественном
поведении.


      Историческая   необходимость   и   свобода   личности.    Свобода    и
ответственность, права и обязанности личности.


Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении,  месте
человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли.
      Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой  форме,  уже  в
философии древнего мира. В эту эпоху  господствовал  космоцентризм  как  тип
философского  мышления.  Все  существующее  рассматривалось  как  единый   и
необъятный  Космос,  а  человек  мыслился  как   его   органическая   часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир  огромен  и
таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное  существование  человека-  это
жить в  согласии с этим миром.
      Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости  как
умении человека жить в согласии с  природой,  Космосом.  В  это  время  были
заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает  человека
как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
      В  философии  средних  веков   господствовал   теоцентризм   как   тип
мировоззрения, представленный во  всех  формах  общественного  сознания  той
эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания,  а  человек  лишь
как одно из его многочисленных созданий.
      Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к
нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит  в  себя,  он  верит  в
бога.
      Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание
на внутренний (духовный) мир человека.  Тем  самым  создавались  предпосылки
для   отрыва  человека  от  внешнего  (природного)   мира   и   постепенного
противопоставления ему.
      В отличие от средневековья,  философия  эпохи  Возрождения  превратила
человека  в  предмет   культа,   поклонения.   В   это   время   утверждался
антропоцентризм   как   специфический   тип   философского    мировоззрения,
осуществлялся  переход  от  религиозного  к  светскому  пониманию  человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная  в  античности.
Философия  эпохи  Возрождения  утверждала  идею  всемогущества  и   всесилия
человека.
      Эпоха Возрождения с ее  духом  антропоцентризма  не  только  возвысила
человека над остальным живым миром, но и  посеяла  в  нем  зерна  гордыни  и
безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль  того  времени
подчеркивала, что человек- это продукт окружающей природы,  а  не  результат
собственной деятельности.
      В целом для  философской  антропологии  эпохи  Возрождения  характерно
противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
      В философии Нового времени человек исследовался  с  позиций  механизма
как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и  внешний  мир,
тоже  есть  механизм,  сложная  машина.  Эта  машина  является   порождением
природы, плодом ее длительной эволюции. Главное  качество  в  человеке-  это
его разумность. Призвание человека состоит  в  том,  чтобы  изменять  мир  с
помощью силы знания.
      В немецкой классической философии утвердился деятельностный  подход  к
пониманию человека. Он исследовался  как  существо  исключительно  духовное,
творец истории  и  мира  культуры  (И.Гердер,  И.Кант,  Г.Гегель,  И.Фихте).
История   общества   рассматривалась   как   история   становления   свободы
человеческого рода посредством  его  деятельности.  Конечная  цель  истории-
гуманизм как состояние  человечности,  преодоление  отчуждения  и  обретения
свободы. И.Кант заложил антропологию- учение  о  человеке.  Гегель  разделял
кантовскую антропологию,  стремился  к  познанию  целостного  человека,  его
духовной природы. Л.Фейербах  сделал  человека  предметом  своей  философии,
создал человеческую религию.
      Классический  марксизм  рассматривал   человека   в   контексте   всей
совокупности общественных  отношений  и  истории  человечества.  Центральные
идеи марксизма- идея социальности человека,  социальной  сущности  человека,
понимаемой материалистически и конкретно-  исторически  (сущность  человека-
совокупность общественных отношений).
      Русская религиозная философия в своем содержании  вся  антропологична,
она обращена в  первую  очередь  к  душе  человека.  Бог  и  человек,  смысл
истории, добро и зло- все это важнейшие темы  для  этой  философии.  Главная
проблема  для  нее-   усовершенствование   человека.   Русская   религиозная
философия всегда призывала человека к  подвижничеству  и  поиску  правды,  к
самосовершенствованию  и  обретению  высокой  нравственности,  выраженной  в
совести.
      Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить  и  преображать
этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие  высокие  духовные
и  нравственные  ценности.  Русская  философия   всегда   была   нравственно
ориентирована, поэтому ее  очень  интересовала  тема  свободы  и  творчества
человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти  и  бессмертии
человека. В конечном счете,  призвание  человека  она  видела  в  достижении
гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
      В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес  к  теме
человека. Важное  место  в  современной  философии  заняла  тема  глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека  в  связи  с  кризисной
ситуацией в мире.
      В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник  экзистенциализм  как
«философия человеческого существования». Основной  темой  в  этой  философии
стала  тема  существования  человека   в   отчужденном   мире   общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным,  если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир  и  человек  имеют  будущее,
только если человек находит в себе  силы  для  того,  чтобы  не  умирать,  а
творить этот мир, делая его более человечным.
      Современная научная философия, системный, научный, комплексный  подход
оперирует разнообразными научными знаниями о  человеке.  Но  синтез  научных
знаний не дает образ цельного  человека,  понимания  его  живой  субстанции.
Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить  и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир,  управляемый  ценностями  и
смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
      Обращение к истории философской мысли показывает,  что  тема  человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с  различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-  историческими  и  иными
причинами. В третьих, в истории философии  неизменными  являются  вопросы  о
сущности и природе человека, смысле его существования.
      Для  исследования  человека  как  весьма  сложного  объекта   научного
познания  философская  мысль  выработала  целый  ряд  понятий,   позволяющий
достаточно полно и развернуто  ответить  на  вопрос  о  сущности  и  природе
человека, смысле его существования.
      Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов  на  земле,
субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие  человек-
понятие   родовое,    выражающее    общие    черты    человеческого    рода,
социализированного человека.  В  этом  понятии  объединены  биологические  и
общесоциальные черты человека.
      Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие   «индивид».   Под    индивидуальностью    понимаются    самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
      Личность-  это  социальные  качества  индивида,  приобретенные  им   в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической  деятельности  и
взаимодействия  с  обществом.  Личность  обладает  прежде  всего   духовными
качествами. Личность не дана человеку извне,  она  может  быть  сформирована
лишь им самим.  Подлинная  личность  не  есть  застывшее  явление,  она  вся
динамична. Личность- это всегда творчество,  победа  и  поражение,  поиск  и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

      Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной
личности характерны высокий уровень образованности,  социальная  активность,
прагматичность и  эвристичность,  целеустремленность.  Современный  человек-
это  человек,  освоивший  демократические  и  общечеловеческие  ценности   и
идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы  своего  народа  и  общества  в
целом.
      По природе своей человек является существом  активным,  деятельным.  В
значительной мере он сам творит  собственную  жизнь  и  судьбу,  он,-  автор
истории  и  мира  культуры.  Деятельность  в  различных  ее  формах   (труд,
политика, познание,  воспитание,  и  др.)  являетcя  способом  существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он  изменяет  не
только окружающий мир,  но  и  свою  собственную  природу.  Все  качества  и
способности  людей  носят  конкретно-  исторический   характер,   т.е.   они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К.  Маркс  замечал,  что  все
пять внешних  чувств  человека  созданы  историей  труда  и  промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом  пластичным,  гибким.  Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и  в  деле,  в  прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
      Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное  наследование  осуществляется  в  обществе  в  ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности,  происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
      Человеку присущ  коллективный  образ  жизни.  Только  в  рамках  такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества.  Богатство  ума
человека  и  эмоционального  мира,  широта   его   взглядов,   интересов   и
потребностей во многом зависят от широты  его  общения  и  взаимодействия  с
другими людьми.
      Человек обладает также и рядом  иных  качеств.  Люди  умеют  создавать
орудия труда и постоянно их  совершенствовать.  Они  способны,  опираясь  на
нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.
      При  философском  исследовании  человека  существует  и  биосоциальная
проблема. Она имеет большое  значение  для  практики  воспитания,  поскольку
характеризует природу человека.
      Биосоциальная проблема-  это  проблема  соотношения  и  взаимодействия
социального   и   биологического,    приобретенного    и    унаследованного,
«культурного» и «дикого» в человеке.
      Под биологическим в  человеке  принято  понимать  анатомию  его  тела,
физиологические  процессы  в  нем.  Биологическое  образует  природные  силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на  индивидуальности
человека, на развитие его некоторых  способностей-  наблюдательность,  формы
реакции на внешний  мир.  Все  эти  силы  передаются  от  родителей  и  дают
человеку саму возможность существования в мире.
      Под социальным  в  человеке  философия  понимает,  прежде  всего,  его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и  духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе  составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в  обществе  через  механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры  как  кристаллизации  духовно-
практического  опыта  человечества,  и  реализуются  в  ходе   разнообразной
деятельности.
      Распространено  три  позиции  по  вопросу  соотношения  социального  и
биологического.
      Первый  подход-  это  биологизаторская  трактовка  человека  (З.Фрейд,
Ф,Гальтон).  Основными  в  человеке  предлагается  считать   его   природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это  обусловлено
их наследственными генетическими данными.
      Второй подход представляет  собой  преимущественно  социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла).  Его  сторонники  либо  полностью
отрицают биологическое  начало  в  человеке,  либо  явно  недооценивают  его
значение.
      Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется  стремлением  рассматривать
человека как  сложный  синтез,  переплетение  биологического  и  социального
начал. Признается, что человек одновременно живет  по  законам  двух  миров-
природного  и  социального.  Но  подчеркивается,   что   основные   качества
(способность мыслить и практически  действовать)  имеют  все  же  социальное
происхождение.
      В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро  изменяется  под
активным  воздействием   неблагоприятных   социальных,   технологических   и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
      Природное в человеке- необходимое  условие  развития  в  индивиде  его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что  человек,
чтобы остаться человеком, должен сохранить свою  биологическую  природу  как
основу существования. Задача заключается в том, чтобы  совместить  природное
и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

      Сущностные силы человека  создают  ему  все  необходимые  субъективные
возможности для того, чтобы быть  свободным,  т.е.  действовать  в  мире  по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный  контроль  себя  и
окружающий мир, выделяться из  этого  мира  и  расширять  сферу  собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным  и   коренятся  истоки  всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
      Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью  (законами),  с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и  диапазон
свобод человека: политическая,  экономическая,  духовная,  познавательная  и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что  свобода  не  может  быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора,  фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
      Логикой своего существования  и  характером  собственной  деятельности
каждый человек погружен в  поток  истории.  Бытие  человека  в  этом  потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
      Человек  несвободен,  поскольку  существует   внешний   мир,   который
настойчиво  диктует  людям  выбор   форм   и   способов   деятельности,   их
последовательность. Он несвободен так  как  всегда  существуют  ограничители
его  деятельности-  уровень  физических  сил  и   умственных   способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он  несвободен
еще и потому, что существует так  называемое  отчуждение  человека,  которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
      Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу.  Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность.  Отчуждение-  это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в  бесчеловечный  мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
      Вместе  с  тем  человек   свободен.   Свобода   есть   самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой,  выбор  своего  жизненного  пути.
Кратко говоря, свобода- это  не-  рабство,  раскрепощенность  человека.  Она
означает его освобождение  от  диктата  внешних  сил  и  обстоятельств,  как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать  в
соответствии со своими интересами и представлениями.
      Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна
иметь пределы.  В  противном  случае  она  будет  превращаться  в  произвол,
своеволие и анархию, в самодурство и  насилие  над  другими  людьми  т.е.  в
негативную свободу. Границами свободы являются  интересы  другого  человека,
социальных групп и общества в целом, а  также  и  природы  как  естественной
основы существования общества.
      При совпадении интересов  личности  и  общества  в  обретении  свободы
понятие свободы  должно  быть  дополнено  идеей  регулирования  деятельности
людей. Государство должно это делать не методами насилия  и  принуждения,  а
при помощи экономического механизма  и  строгом  соблюдении  прав  человека.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека,  признавая,  что
ценность человеческой личности выше любых ценностей  нации,  класса,  группы
людей и  т.д.  Это  является  гарантией  от  тоталитарного  подавления  прав
человека. Игнорирование или принижение  прав  личности  ведет  к  неминуемой
деградации, как личности, так и общества.
      Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в
котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена  свободы,  плата
за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего
она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими  людьми,  в
разрушение  окружающего   мира.   Мера   ответственности   человека   всегда
конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.



                                 Литература


         1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань 1998.


         2. В.Г.Горбачев. Основы философии: Курс лекций. 1997.


         3. Мир философии. М.,1991. Ч.2.


         4. Проблема человека в западной философии. М., 1988.


         5.  Философия:  Учебник  для  высших  учебных  заведений/под   ред.
            В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru