Философия

Истина и ее критерии


      «Утверждаю»
      начальник кафедры №4
      подполковник          В. Грабарь.
      «__» ________ 1999г.



                                 Лекция №10.

                    Истина и ее критерии. Знание и вера.



                                         Лекция  обсуждена  и  одобрена   на
                                         заседании ПМК «Философия».
                                         Протокол №        от
                                         «__» ________ 1999г.



                                Пермь 1999г.

                Тема: "Истина и её критерии. Знание и вера."

  Проблема истины является  ведущей  в  философии  познания.  Все  проблемы
теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются  либо
средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных,  дискурсивных
и интуитивных), либо форм существования  истины  (понятие  факта,  гипотезы,
теории), либо методов её познания, форм ее реализации.
  Проблемы истины, её понимание, аспекты, формы, критерии мы  рассмотрим  в
лекции:

       Истина и её критерии. Знание и вера. Основные вопросы которой:
  1. Проблема истины и её место в гносеологии.
  2. Проблема критерия истины.
  3. Проблема соотношения знания и веры.
  В ходе рассмотрения первого вопроса мы изучим разные походы к определению
истины,  рассмотрим  понятие  объективности,  конкретности,  абсолютности  и
относительности истины. Особенности познания истины в военном деле.
  Во - втором увидим многообразие подходов к  критерию  истины,  рассмотрим
критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики.
  В  третьем  вопросе  определим  границы  научного  познания,   рассмотрим
диалектику веры и знания.

  Понятие истины относится к важнейшим в  общей  системе  мировоззренческих
проблем.  Оно   находится   в   одном   ряду   с   такими   понятиями,   как
"справедливость", "добро", "смысл жизни", а также  позволяет  оптимистически
смотреть на возможность познания мира, общества, военного дела,  человека  и
его мышления. В этом актуальность сегодняшней темы лекции, и  её  значимость
для формирования инженерного мышления, мировоззрения офицера РВСН.



                                  1 вопрос.

  Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из  вечных
вопросов  гносеологии.  Имеются  разные  понимания  истины  "Истина  -  есть
соответствие   знания   действительности",    "Истина    -    это    опытная
подтверждаемость", "Истина  -  это  свойство  самоорганизованности  знаний",
"Истина  -  это  соглашение",  "Истина  -   это   полезность   знания,   его
эффективность".
  Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее
своему предмету,
совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.
   Шляется главным в  классической  концепции  истины.  Такое  её  понимание
разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель,  Л.  Фейербах  и
Маркс, мноте философы XX Века.
  Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики  и
даже  агностики.  Различия  внутри  её  проходят   по   вопросу   отражаемой
действительности и по вопросу о механизме соответствия.
  Современная  трактовка  истины  включает   в   себя   следующие   моменты
характеристики:
  1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в
которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в
связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой
она - в независимости содержания истины от отдельных людей
  2) Субъективность, поскольку истину познают  люди  она  субъективна    по
своим     внутренним   идеальным     содержанию     и     форме   (например,
всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала  благодаря
Ньютону)
  3) Истина есть процесс,  она  не  постигается  сразу,  целиком  в  полном
объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.
  Для  характеристики   объективной   истины   как   процесса   применяются
категории   абсолютного   (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях)  и
относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
  Абсолютная  истина  (абсолютное  в  объективной  истине)   -это   полное,
исчерпывающее знание о  действительности,  которое  в  границах  конкретного
этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал,  который  не
может быть достигнут, хотя познание  и  приближается  к  нему,  это  элемент
знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны"  и  т.д.
- это вечные истины.
  Движение  к   абсолютной   истине   идёт   через   нахождение   множества
относительных истин.
  Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное,
приблизительное,   незавершённое   знание   о   действительности,    которое
углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
  При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая  механика
квантовой), либо опровергаются  и  становятся  заблуждением  (как  истины  о
флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).
  В любой абсолютной  истине  мы  находим  элементы  относительности,  а  в
относительной  черты  абсолютности.  Признание   только   относительного   в
объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента  -
есть догматизм.
  Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о  конкретности
истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
  1) характером объекта к которому относится,
  2) условиями места, времени;
  3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного  знания  за
пределами его действительной  применимости  превращает  его  в  заблуждение.
Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.
  Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина
- это не разные "сорта" истин,  а  одно  и  тоже  истинное  знание  с  этими
свойствами.
  Кроме названных выделяются и другие свойства  истины:  непротиворечивость
(с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания  с
фундаментальными  идеями),  простота,  красота,  эвристичность,   плюрализм,
антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).
  Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание   духовного
мира),  предметная  (знание  о  материальных  системах),  концептуальная,  а
также истины  обусловленные  видами  познавательной  деятельности:  научная,
обыденная, нравственная.
         При этом постоянный спутник истины в любой её форме  -заблуждение.
И истина  и  заблуждение  -  две  противоположные,  но  неразрывные  стороны
единого процесса познания.
   Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с
ним.  Это  неадекватная  форма  знания,  возникает   непреднамеренно   из-за
ограниченности, неразвитости или  ущербности  практики  и  самого  познания.
Заблуждения  неизбежны,  но  они  необходимый   предмет   познания   истины.
Заблуждения многообразны по своим формам: научные и  ненаучные,  религиозные
и философские, эмпирические и теоретические.
  Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины  в
корыстных целях и дезинформации -передачи  ложного  знания  (как  истинного)
или истинного знания как ложного.
  Все  эти  явления  имеют  место  в  научном  знании,  но  встречается   и
мошенничество,  и  подлог.  Чаще  встречаются   ошибки   -   как   результат
неправильных действий  в  вычислениях,  в  политике,  в  жизни.  Они  бывают
логическими и фактическими.
  Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены  (учение
о "вечном  двигателе"),  либо  становятся  истиной  (превращение  алхимии  в
химию, астрологии в астрономию),
  Познание истины  в  военном  деле  имеет  свои  особенности  связанные  с
многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и  технические,
и  организационные,  и  учебно-воспитательные  системы,  виды  деятельностей
разного характера.
  Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё  более  условиями
противоборства.
  Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё  более
осложняется  познание  с  применением  маскировки,  дезинформации,  то   что
называется - военной хитростью.
  Военное  познание  отражает  действительность  и   в  чувственных   и   в
логических формах, но значительное место отводится  -   интуиции.   Развитая
интуиция  отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.
  Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом,
есть вопрос о критерии истины.
                                  2 вопрос.
  В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий
истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так,  Декарт
критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах  такой
критерий искал в чувственных данных. Но оказалось  -  никаких  самоочевидных
положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,  а  чувства  -
зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
  Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании,  в
его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который  был  бы  и
теоретическим (для  отражения  объекта)  и  внетеоретическим  (для  проверки
знаний), отличался бы от субъективных процессов познания  и  от  объективных
естественных процессов.
   Такими  свойствами  обладает  практика,  но   во   всём   её   объёме   и
историческом развитии. При этом практику,  дополняют  и  другие  критерии  -
общезначимость (то, что признаётся многими людьми), -  прагматизм  (то,  что
признают   полезным,   что   приводит    к    успеху);    -    когерентность
(взаимосоответствие суждений);  -  конвенционализм  (то,  что  соответствует
соглашению).
  Так, математики склоняются когерентной концепции  истины,  гуманитарии  к
общезначимости  и   конвенционализму,   инженеры,   научные   работники,   к
практицизму и практике.
  Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие",
"деятельность",  "деятельная  жизнь",  "опыт",  "опыт  в   целом",   "труд".
Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась  идея  о
единстве теории и практики  (Гегель,  Чернышевский,  Соловьев,  Поппер).  Мы
определим практику через понятие "деятельность".

  Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная  деятельность
людей, направленная на изменение реальной действительности.
  С введением практики в теорию  познания  было  установлено,  что  человек
активно, через предметы, целенаправленно, воздействует  на  действительность
и в ходе её изменения познаёт её.
  В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.  Практика
и познание - две стороны единого  процесса,  вместе  они  целостная  система
человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её  законы
- это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе.  Назовем
важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),
      - социальная деятельность,
      - научный эксперимент;
      - техническая деятельность;
      - военно-политическая деятельность. Практика   и познание тесно
связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую.
Практика является источником информации для познания, в том числе и
военного. Формы военной практики:

  Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
  1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к
жизни потребностями практики.
                            - креатиеная функция
  2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она
пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и
 стороны  мира, обеспечивает познание техническими средствами. -
детерминирующая функция
  3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования
мира и регулирует деятельность людей
                     - целеполагающая функция
  4. практика представляет собой и решающий критерий истины
  " критериальная функция Остановимся на последней функции.
  Проверка знания практикой не есть  одноразовый  акт,  а  есть  длительный
процесс, носящий исторический, противоречивый характер.  Это  означает,  что
критерий практики одновременно и абсолютен и относителен.  Абсолютен  в  том
смысле,  что  только  практика  может   окончательно   доказать   какие-либо
положения.   Относителен   потому,    что    сама   практика    развивается,
совершенствуется  и  потому  не  может  в  каждый  данный  момент   доказать
истинность развивающегося знания.
  Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями,
которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо  важен  логический
критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический  методы,
а также аксиологический критерий.
  Своеобразны подходы к пониманию истины и её  критерия  у  М.Хайдеггера  и
КЛоппера.  Сущность  истины  открывается  как  свобода   человека,   считает
Хайдеггер.  Истина   -   образец,   утверждает   Поппер.   Заблуждение   как
противоположность истины - дело  рук  человеческих,  следствие  его  ошибок,
свободы, хотения.
Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда -  истина  на  деле,
истина в образе, благе,  честности,  справедливости,  поступать  по  правде,
значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем  самым  правда,
шире чем истина, так как включает в своё  определение  и  мораль.  С  другой
стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины.
  Таким образом, практика является наиболее  точным  критерием  позволяющим
отличить  заблуждение  от  истины,   при   дополнении   другими   критериями
обеспечивает процесс познания истины.
  Вместе с тем,  в  формировании  инженерного  мышления  важнейшим  было  и
остаётся приобщение к науке, научной истине. Достижение  последней  связанно
с соотношением веры и знания.



                                  3 вопрос,

  В предыдущей  лекции  мы  отмечали  наличие  научных  и  всенаучных  форм
познания. Классификация форм  знания  и  по  сей  день  является  во  многом
дискуссионной. Мы же попытаемся выделить некоторые формы  и  рассмотреть  их
основные особенности.
  Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание,
поставляющее элементарные сведения о природе,  людях,  социальных  связях  и
т.д.  Основой  данной  формы  познания  является  опыт  повседневной  жизни,
практики  людей.  Знания  эти  носят  хотя  и   прочный,   но   хаотический,
разрозненный характер (набор сведений,  правил  и  т.п.).  Сфера  обыденного
познания включает  в  себя  здравый  смысл,  верования,  приметы,  традиции,
предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что  оно  представляет
совой фантастическое отражение  реальности,     является     безсознательно-
художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но  и  2-
е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и обобщениях,  имеющих  и
логическую природу.
  Ему  свойственно:  слитность   с   эмоциональной   сферой,   неотчётливое
разделение  субъекта  и  объекта,  предмета   и   знака,   вещи   и   слова,
происхождения и сущности явлений. Значение мифологического  познания  в  его
обращенности к культуре.
  Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в искусстве,
хотя  полностью,  целиком  не  сводима  к   познанию,   но   через   систему
художественных образов - позволяет раскрыть истину.  Поскольку  в  структуру
любого произведения искусства включаются знания о  людях  их  характерах,  о
странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.
  Одними  из древнейших   форм   познания   является  философское  познание
(речь о нём шла в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью  последнего
есть  то,  что,  будучи  фантастическим  отражением  земных,   природных   и
социальных сил оно содержит в себе определённые знания  о  действительности.
Хотя и не в теоретической форме. Религиозное познание не  выполняет  функций
производства объективного знания, носящего всеобщий,  целостный,  самоценный
и доказательный характер.
  О научном познании и его  особенностях  мы  уже  говорили.  Но,  уточним,
сущностью научного познания  является  рациональность,  которая  в  качестве
подчинённых моментов содержит эмоции и веру.
  Сущностью  научной  рациональности  является   способность   работать   с
идеальными объектами с тем условием, что  их  можно  превратить  в  реальную
вещь, предмет  или  дело  -  это  способность  разума  к  целостному  охвату
природы, общества и собственной  субъективности  и  их  фиксация  в  системе
общезначимых правил.
  При этом научное познание имеет свои границы. Но каковы  его  реальные  и
потенциальные    пределы?    Наука    состоит    из    системы     внутренне
дифференцированных  научных  дисциплин,  имеющих  свою  предметную  область,
методы  и  формы  познания.  Это  -  физика,  химия,  биология,  социология,
история. Развитие науки происходит на основе 2-х взаимосвязанных  тенденций:
дифференциации и интеграции.
  Дифференциация предполагает деление, отпочкование и  размножение  научных
направлений  (специализация  методов  познания  для  отражения   качественно
различных объектов).
  Интеграция обратный процесс (так возникли  биохимия,  физическая  химия),
так возникает кибернетика, как  перенос  одних  форм  и  методов  на  другие
направления.
  Наука  развивается  через  постановку  проблем,  чем  ограничивает   поле
исследования. Такое ограничение не означает признание непознаваемости  мира.
Непознаваемость означает недоступность объекта  познания,  а  ограниченность
означает, что в объекте высвечивается определённая  сторона.  Конструируется
определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.
  Граница между вопросами объясняемыми  науками    и  бессмысленными  с  их
позиций является подвижной и условной.  Но  такая  граница  существует,  как
существует объективный процесс преодоления этой границы.
  Человеческий мир сложен, более  неуловим  для  науки.  Не  случайно,  что
гуманитарные  науки  менее   развиты,   чем   естественные,   здесь   меньше
общепризнанных теорий  и  больше  разномыслия  и  неоднозначности.  Изучение
единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.
  Таким образом, научный анализ имеет  свою  специфику,  и,  следовательно,
ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как  соотносятся  вера  и
знание в научном познании?
  Надо отличать  религиозную  и  обычную  веру,  основанную  на  обобщенном
практическом опыте людей.
  Первая определяется как верность  Богу  и  последовательное  практическое
осуществление в  жизни  религиозных  идей,  ценностей  и  норм  и  не  имеет
(практически) гносеологического значения.
   Второй тип веры состоит  в  психологической  уверенности  в  правильности
содержания высказывания. Эта  вера  играет  важную  роль,  как  в  обыденной
жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности  в
чём либо до жизненных убеждений.
  Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку,
человек в условиях, когда имеются  несколько  альтернатив  решения  вынужден
опираться на свою веру в успех предприятия.
Вера   помогает   действовать   в    условиях    неопределённости.    Полной
информированности  о  мире  объективно  не  может  быть,  принимая   решения
принципиально нельзя просчитать как логический вывод.
  Вера не возникает на пустом месте, она формируется  опытом  и  практикой,
самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.
  Вера помогает на  всех  уровнях  познания:  эмпирическом,  теоретическом,
технической разработки. Гипотеза опирается на  веру,  поскольку  есть  много
вариантов   объяснения   явлений.   Разработка     теории     тоже     может
натолкнуться    на  альтернативные  подходы,  вера   позволяет   осуществить
учёному выбор.
  Сами  истоки  практической  деятельности  и  познавательной  деятельности
уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем  и  изменяем.  Причем  вера
учёного отличается от  веры  невежественного  человека.  Вера  учёного  есть
средоточие опыта, знаний и  опирается  на  историю  науки.  К  тому  же  она
корректируется научным сообществом.
  Научное сообщество  ничего  не  принимает  на  веру.  Аргументация  верой
исключается   из   стиля   научного   мышления.    Методическое    сомнение,
организованная критика не допускают в науки  недостаточно  аргументированных
идей.
  Сама  проблема  взаимоотношения  знания  и  веры  имеет  давнюю  историю.
Особенно  активно  она  обсуждалась   в   средневековой   схоластике.   Так,
Тертуллиан активно выступал против разума провозглашая  "Верую,  потому  что
абсурдно"
  Августин Блаженный - познать разумом  то,  что  принято  верой.     Более
компромиссна    Формула     Ансельма  Кентерберийского:  "Верю  и  понимаю".
Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры
  Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание  -  сила",  в  котором  утверждает  силу
разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что  расхождения
веры и разума нет,  так  как  все  знания  произошли  от  бога.  Современный
неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании  истин  теологии.
Причём эта рациональность освещена "светом  веры".  Ж.  Маритен  ратовал  за
возрождение религиозно ориентированной философии природы.
  Французский теолог, философ и учёный  Тейяр  де  Шарден  пытался  создать
такую концепцию развития Вселенной,  которая  бы  сочетала  данные  науки  и
религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл истину свойством веры.
  Вопрос о соотношении веры и разума  (знания)  занимал  важное  в  русской
религиозной  философии.  Одно  из  важнейших  понятий  которой  -   "цельное
знание". Идеал  цельного  знания,  всеединства  включает  чувственный  опыт,
рациональное  мышление,  эстетический  и  нравственный  опыт  и  религиозное
созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).
   С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира  человека.
Она является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию.
  И.А. Ильин подчеркивал, что знание и вера не исключают друг друга.  Наука
имеет свой предмет и метод и не  отрицает,  что  истину  можно  достичь  при
помощи другого опыта и метода, в том числе и-религиозного. А настоящая  вера
идёт своим особым путем, не вторгаясь в научную область.
  Рассматривая взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал,  что  они
не мешают друг другу, и ни одна из них  не  может  заменить  или  уничтожить
другую. Наука верно учит о законах  природы,  но  некомпетентна  в  вопросах
веры, откровения.
  Бердяев   различал   религиозную   веру   и   веру  гносеологическую.  Он
указывал, что знание в обоих аспектах оказывается формой веры.  Знание  есть
вера, вера есть знание. Образуя единство,  они  различаются,  поскольку  для
упрочнения истин научного знания и веры нужен "свет религиозной веры".
  Каково соотношение науки и религии,  знания  и  веры?  Ещё  раз  заострим
внимание на соотношении знания и религиозной веры. Здесь три позиции:
  • абсолютизация знания и элиминация веры;
  • гипертрофирование веры в ущерб знанию;
  • совмещение обоих полюсов (религиозная философия).

  В современной науке высказываются идеи  о  многообразии  духовного  опыта
человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма) и его  учёта  в
поисках научной истины.  Нужно  стремиться  к  диалогу  меду  всеми  формами
культуры, всеми способами освоения человеком мира.
  Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на
веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.



  Подведём итог нашему сегодняшнему занятию:

  1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть  соответствие
знания действительности.
  2.  Истина  объективна  и  конкретна,  и  как  процесс  сочетает  в  себе
абсолютные и относительные черты.
  3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается  с  критериями
логичности,  общезначимости,   прагматизма,   конвенционализма,   морали   и
красоты.
4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на
взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.


смотреть на рефераты похожие на "Истина и ее критерии"