Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. История развития науки о резании древесины 23.7 Кб.
  2. История развития теплоэнергетики в России 20.3 Кб.
  3. История развития банковского дела в России 51 Кб.
  4. История развития банковского дела в России 72.8 Кб.
  5. История развития Генетики 38.2 Кб.
  6. История развития жизни на земле 6.2 Кб.
  7. Экономическая история развития биржевого дела 34.3 Кб.
  8. История развития бухгалтерского учета в России 83.9 Кб.
  9. Мировая валютная система: история развития 34.9 Кб.
  10. История развития и выдающиеся конструкторы российского оружия 37.4 Кб.

История развития

Работа из раздела: «Философия»
«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4
Подполковник                       В. ГРАБАРЬ
«    » __________  1998 г.



                                 ЛЕКЦИЯ №2.


Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.



                                        Лекция    обсуждена    и    одобрена
на    заседании   ПМК «Философия»
Протокол №     от «    » ______ 1998
Председатель   ПМК   «Философия»
полковник                          В. Карпов



   План:

    Введение.
1.Предпосылки и условия зарождения философии.
2.Философия Древнего Мира и Средневековья.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
 Заключение.

    Литература:

   1.  Основы  философии.  Учебное  пособие.  Под  редакцией  Е.В.Попова   -
              Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
2.  Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).
3.  Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989
г. (с. 74 - 192).
4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997
г. (с. 251 - 285).
5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:
ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).


Время: 2 часа.

Аудитория: №



                                           ВСТУПЛЕНИЕ.

    В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории
   философии.

   Задача этой лекции:
    - дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о  тех
   важнейших проблемах, которые  ставились  перед  человеком   и  по-разному
   решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
      Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.

      - Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера
возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей
всё духовное богатство человеческой мысли.
     - Изучение истории философии является необходимым условием овладения
философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
          - Изучение истории философии  формирует  у  курсантов  интерес  к
     науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
     - В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается
преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых
философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские
традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,
но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
      - В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний
резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание
определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-
политической информации.

     Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.



                                        ВОПРОС №1.

     Предпосылки и условия зарождения философии.

  Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии.
  История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в
сущностном, категориальном выражении.
  Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
  Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую
ценность.

Каковы исторические типы философии?
  Это:
     -Философия древнего мира, включающая в себя:
                  -Индийскую философию
                  -Китайскую философию
                  -Античную философию
     -Философия средневековья
     -Философия эпохи возрождения
     -Философия нового времени 17 века
     -Философия эпохи просвещения
     -Европейская философия 19 века
     -Современная философия 20 века.

       Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:

       * Античная философия - развивалась под влиянием,
              -С одной стороны - мифологии,
              -С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
  * Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
  * Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
  * Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
  * Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
  * Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические).
  * Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
учениях.
     По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
     Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
    Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?
     * Новый тип самоопределения: не через привычку,  а  через  собственный
     разум.
*  Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование.

ВЫВОД:
     Таким образом:
   - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и
новыми отношениями (формированием права и государства).
   - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.

                                 ВОПРОС №2.

                  Философия Древнего Мира и Средневековья.

                         1. Философия Древнего Мира.
    Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока
Античную философию.
  1. Философия Древнего Востока представлена  культурами  Древнего  Египта,
     Вавилона, Индии и Китая.

                               А. Древний Египет и Вавилон.

          Первые философские  представления  стали  складываться  в  Древнем
   Вавилоне и Древнем Египте, где  рабовладельческие  общества  образовались
   ещё в 4-3  тыс.  до  нашей  эры  и,  стало  быть,  появилась  возможность
   некоторым людям заниматься умственным трудом.
        Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием
   двух мощных процессов:
        - с одной стороны – космогонической мифологии
        - с другой – научных знаний.
     Это отразилось на её характере.
    Черты:
      1. Философская мысль включала  в  себя  представления  о  материальной
   первооснове мира. В качестве таковой  выступала   вода  -  источник  всех
   живых существ.
    Часто  упоминался  в  древнеегипетских  памятниках  воздух,  заполняющий
  пространство и «пребывающий во всех вещах».
      2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
   Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не
   только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир
  и  постоянно действующие на него (мир) силы.
     3.  Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной
    мифологии.
    Письменные памятники:
      -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
      -«Диалог господина и раба о смысле жизни»
      -«Песня арфиста»
      -«Беседа разочарованного со своим духом».



  ВЫВОД:

     Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня
  характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее,
  воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие
  науки и философской мысли.

                                             Б. Древняя Индия:

           В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники
  индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда
  вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими
  населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к
  появлению в Древней Индии классового общества и государства.

      1-й этап - Ведический:
       Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита
  означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии  духовной
  культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
    Создавались Веды, очевидно, с 1500 по  600  г.  г.  до  нашей  эры,  они
  представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров,  поучений,
  наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении
  - творении мироздания.
    Веды делятся на 4 части:
        -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
        -брахманы - сборник ритуальных текстов;
        -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
        -упанишады (сиденье у  ног  учителя)  -  философские  комментарии  к
  Ведам.

    2-й этап - Эпический (600  г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
     В это время создаются два великих  эпоса  индийской  культуры  -  поэмы
  «Рамаяна» и «Махабхарата».
   * Появляются философские школы, поскольку для  древнеиндийской  философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

     Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа:   Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.
  1. Санкхья - 6 век до нашей эры
  2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры
  3. Миманса - 5 век до нашей эры
  4. Веданты - 4-2 века до нашей эры
  5. Ньяя - 3 век до нашей эры
  6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа:   Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
  1. Джайнизм - 4 век до нашей эры
  2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
  3. Чарвака - Локаята.

  3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
       Происходит  систематизация  и  обобщение  накопленного   философского
материала.
    Общие черты философских школ Древней Индии:
1.   Окружающий  мир  и  личность  тесно  связаны.  Вл.  Соловьёв  (русский
   философ): «Всё есть одно - это  было  первое  слово  философии,  и  этим
   словом  впервые  возвещалось  человечеству  его   свобода   и   братское
   единение... Всё есть видоизменение единой сущности».
2.  Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -
   освобождение от страданий мира и достижение  состояния  просветления,  и
   блаженства - Нирваны.
3.   Жизненные принципы -  аскеза,  самоанализ,  самоуглубление,  недеяние.
   Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё  как  образ  жизни,
   руководства жизнью.
4.  Философия носит абстрактный  характер,  решает  проблемы  первопричины,
   абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5.  Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот
   жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет
   неживую  материю  стремиться  к  преобразованию  в  живую,  живую  -   в
   сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6.  Учение о Карме - сумме  злых  и  добрых  дел  каждого  человека.  Карма
   определяет форму очередного перерождения.

 Т.О.  Индийская философия явилась огромным прыжком  человеческого  духа  от
полной зависимости от материального мира к его свободе.

                                                В. Древний Китай.

     Китай - страна древней истории, культуры, философии.  В  середине  2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей  эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
    В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань  -  Инь  было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
   В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и  начался
новый этап развития государства и философии.

  Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
    3. осознание природы, общества, человека
    4.  взаимосвязь человека и природы.
   Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники  учения  об  Инь  и  Янь)  развивали  учение  о
  противоположных началах (мужских и женских, тёмное и  светлое,  восход  и
  заход). Найти гармонию, согласие между  началами  -  вот  одна  из  задач
  тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры -  виднейший  мыслитель
  и политический деятель, основатель школы конфуцианства):
         *  В  основе  взглядов  Конфуция  лежало  традиционное  религиозное
      представление о Небе. Это великое начало, верховное божество,  которое
      диктует свою волю человеку. Небо  -  всеобщий  прародитель  и  великий
      управитель: рождает на свет человеческий  род  и  даёт  ему  жизненные
      правила.
         * Идеализация древности, культ  предков,  восполнение  норм  СЯО  -
      сыновья почтительность и забота о родителях.
         * Каждый человек должен соответствовать своему  назначению  и  быть
      послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).
               Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
  Главная идея:
     * жизнь природы и людей не управляется «волей  неба»,  а  протекает  по
   определённому пути - Дао.
      Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией  Цы
   (воздух, эфир) составляет основу мира.
   *В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как
   бы ни шло это  развитие,  справедливость  восторжествует.  Таков  закон.
   Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни
   - в следовании естественности и бездеятельности  (недеянии).  Окружающее
   общество - пагубно для человека. Нужно  стремиться  от  окружающего  нас
   общества.

                               Черты Китайской философии.

  1. Она тесно связанна с мифологией,  но  связь  с  мифологией  предстает,
     прежде  всего,  как  исторические  предания  о  прошлых  династиях,  о
     «золотом веке».
  2. Она связана с острой социально-политической борьбой.  Многие  философы
     занимали важные государственные посты.
  3. Она редко прибегала  к  естественнонаучному  материалу  (исключение  -
     школа Моистов)
  4. Практицизм  теоретических  поисков:  самоусовершенствование  человека,
     управление государством. Этические критерии в любом  деле  у  китайцев
     были основным материалом.
  5. Канонизация конфуцианства приведшее  к  идеологическому  закону  между
     естествознанием и философией.
  6.  Отрыв  китайской  философии  от  Логики  и  Естествознания   замедлил
     формирование   панятийного    аппарата,    поэтому    теоретизирование
     натурфилософского и мировоззренческого  характера  были  редки.  Метод
     философского анализа для большинства китайских школ остался фактически
     неизвестным.
  7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един,  все  элементы  его
     взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
  8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на  решение
     проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,
     недеяние.

               В целом выводы по философии Древнего Востока.

  1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности  развития  народов,
     их социально-хозяйственные и государственные традиции.
     2.  Многие  тезисы  этой  философии  вошли  в  последующие  философские
    системы:
         -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно  )»,  -  первое  слово
         философии о единстве всего существующего  нашло  своё  отражение  в
         метафизике всеединства Вл. Соловьёва;
         -египетское - о материальной первооснове  природных  явлений  нашло
         своё отражение в античной философии материалистов.
        -китайское -   а) философия даосов о естественном пути всех вещей  -
         Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве
         канта, диалектике Гегеля.
                                 б)   конфуцианская   школа   стала   первой
         догматической школой, обосновывающей авторитетную  власть  -  нашло
         своё отражение в советской философии.
  3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры  -  Возрождение,
     Просвещение, Реформация.

     Почему?
    Рационалистические тенденции не получили должной реализации,  а  поэтому
по существу остались  не  затронутыми  научно-техническим  прогрессом  очаги
высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно  с  особой
восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.
Особенность же в том, что богатство духовной  жизни  с  самого  начала  была
предпочтительней  рационалистической  материальной  жизни.  Именно   поэтому
цивилизация  в  этих  странах  (особенно  в  Индии),    цивилизация   смысле
промышленно-технического развития, не развита именно  потому,  что  развитие
могло  состояться  только  в  ущерб  развитию  духовному.  А  это  было   бы
губительно.  Губительность  для   культуры   рационализма   и   технического
прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.


                 2. Античная философия.

       Известно, что наша  цивилизация  является  дочерней  по  отношению  к
античности, поэтому античная философия выступает  как  предтеча  современной
философии.
  Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
  Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века  нашей  эры,  т.е.  около
1200 лет:
  1. Начало - Фалес (625  -  547  г.г.  до  нашей  эры)  –  конец  -  декрет
     императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей
     эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье  (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и  последующего  кризиса
и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:
             -демократическим устройством общества;
             -отсутствием восточной тирании;
             -удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

   1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до  нашей  эры  (знаменитые  немецкие
филологи-классики  19  века:  Герман  Дильс,  Вальтер  Кранс  вводят  термин
'Досократики' для совокупного обозначения натурфилософских школ).

   Ионийская группа школ:
              -Милетская: Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен  (6  век  до  нашей
эры).
             -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.
             -Гераклит из Эфеса.

   Афинская группа школ:
            -Пифагор и пифагорийцы.
            -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.
            -Софизм (2 половина 5 века  до  нашей  эры):  Протагор,  Горгий,
        Продик,    Гиппий.
   2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).
                   Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).
                   Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).
                   Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

            Этические школы:
                    - гедоническая (Аристипп)
                    - циническая (Антисеен).


   3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

         Философские школы:
                  -перипатетика (школа Аристотеля)
                  -академическая философия (Платоновская академия)
                  -стоическая школа (Зенон из Китиона)
                  -эпикурейская (Эпикур)
                  -скептицизм.

   4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)
                 -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
                 -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
                 -скептицизм (Секст Эмпирик).

                           Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

    Почему?
    1. Для греков природа  выступает  главным  абсолютом  (т.е.  это  что-то
       вечное,   бесконечное,    безусловное,    совершенное,    неизменное,
       самодостаточное).
    2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).
    3. Человек изначально связан с природой.
    4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни
       люди опираются на доводы разума.
    5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.
    6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков  выступает  закон
       (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
       варвара.

  Отсюда:
    1. Идёт поиск первоначала  (первокирпичика)  из  которого  создано  всё
    сущее.
          а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
            * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
       обращается).
            * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух  (из-за  его
       бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
       рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем  туман,  вода,  земля,
       камень. А из этого возникает всё прочее.»
            * У Гераклита - огонь. «Этого  мира  никто  не  сотворил,  а  он
       всегда был, есть и  будет  вечно  живой  огонь,  создающий  сущее  из
       противоположных стремлений».  Душа - огонь.
          б) из чего-то неопределённого
             *  У  Анаксимандра  (610-545  г.г.  до  нашей  эры)  -  Апейрон
       (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как
       бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение
       которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение
       вещей вечно».
          * У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г.
          до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся
          природа. Атом неделим, вечен, неизменен,  непроницаем.  Поэтому  и
          мир вечен, неуничтожим.

        Отличаются атомы между собой:
              -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли
         состоят из атомов  -  круглых,  гладких,  мельчайших  и  подвижных.
         Расположены они в теле.
              -по величине (и весу).
              -по движению.
            в) суть вещей в числах.
           * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число
         у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное
         качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой  гармонии.
         Числа  выражали,  по  их  мнению,  определённый  порядок,  гармонию
         окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет  числа  и
         меры, там хаос и химеры».
            г) сущность вещей в их бытии
       * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть,  небытие
         нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно  непостижимо),  ни
         высказать.   Бытие   вечно,   едино,   неподвижно,    неуничтожимо,
         тождественно  и  всегда  равно  самому  себе.   Оно   однородно   и
         непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено
         бытием.

    2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

       Исходя из понимания субстанции мира (или  первокирпичика),  философы
    Древне  Греции  создают  свои  космогонические  теории  строения   мира
    (вселенной).
         * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности  воды,  -
    она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
    испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит  в
    Землю.
         * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на  основе
    стихийной диалектики.
     Мир - упорядоченный космос. Образование этого  космоса  происходит  на
    основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется,
    нет ничего неподвижного.»
     Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
    реку нельзя войти дважды.»
     Мир рождается и умирает.
      В  основе  всего  движения  лежит  Борьба  противоположностей  -  она
    абсолютна.
     Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из
    них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о  бесконечном
    множестве миров во Вселенной.

2-ой  этап  (Классический)  характеризуется  как   антропологический,   т.е.
центральной проблемой становится проблема человека.

      Почему?
    1. К концу  5  -  началу  4  века  до  нашей  эры  в  силу  ряда  причин
       (бесконечные войны,  разрушение  государств,  переход  от  тирании  к
       рабовладельческой демократии и наоборот)  наступает  кризис  афинской
       демократии,  что  вызвало   к   жизни   идеологию   рабовладельческой
       аристократии.
    2. Изменения  в  общественной  жизни,  новые  общественные  потребности,
       изменили условия формирования человеческой личности.
    3. В самой  философии  накоплен  достаточный  объём  знаний,  разработан
       инструментарий мышления,  для  перехода  от  философии  как  любви  к
       мудрости, к философии как «первонауке».

    Отсюда:
    1.  Происходит  переход  от   преимущественного   изучения   природы   к
       рассмотрению человека, его жизни во всех  многообразных  проявлениях,
       возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
    2. Решаются проблемы:
               А) Проблема человека, его познания его  отношения  с  другими
         людьми.
          Сократ впервые в центре  философии  видит  проблему  человека  как
         морального существа:
               -раскрывает природу нравственности человека;
               -определяет, что есть  Добро,  Зло,  Справедливость,  Любовь,
             т.е. то, что составляет суть души человека;
               -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно
             как  человека  вообще,  т.е.  моральной,  общественно-значимой
             личности.
            Познание - главная цель и способность  человека,  т.к.  в  конце
             процесса  познания  мы  приходим  к  объективным  общезначимым
             истинам, к познанию  добра,  красоты,  блага  и  человеческого
             счастья.  В  лице  Сократа  человеческий  разум  впервые  стал
             мыслить логически.
               Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
               * Сократ - государство сильно тем,  как  граждане  исполняют
             законы - для каждого Отечество и Законы  должны  быть  выше  и
             дороже отца и матери.
             *  Платон - создал теорию «Идеального  государства»,  разделив
                           общество на три сословия:
                                1-ое - управленцы - философы
                                2-ое - стражи (воины)
                                 3-е  -  низшие  (крестьяне,  ремесленники,
             торговцы).
                                -государство есть воплощение идей,  а  люди
                           выступают в виде         игрушек,  придуманных  и
                           управляемых Богом.
                *  Аристотель  -  человек   есть   политическое   животное,
                           проявление заботы о другом есть проявление заботы
                           об обществе.
      В) Проблемы синтеза  философского  знания,  построения  метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и  текучий,  подвижный  мир  вещей,
поиска рационального метода познания этих миров.

 *  Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
      1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от  решения
         ими  вопроса  о  природе  истинного  бытия  (на   материалистов   и
         идеалистов).
      2.  Платон  открыл  сферу  сверхчувственного  бытия  -   «мир   идей».
         Первооснова -  это  мир  идей.  Идеи  нельзя  пощупать,  их  нельзя
         увидеть,  осязать.  Идеи  можно  «созерцать»  только  умом,   через
         понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью  мира
         идей. Истинное бытие -  это  мир  идей.  Платон  объявил  мир  идей
         божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его
         бессмертная душа. Затем она попадает на грешную  землю  и  временно
         находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.
      Таким образом, познание - это воспоминание  душой  своего  до  земного
                             существования.
 * Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной
                             философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:
      1. подверг критике платоновскую теорию  Идей  («Платон  мне  друг,  но
         истина дороже»);
     2. создал учение о категориях (сущность и качество);
      3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её
         вечной, несотворимой, неуничтожимой;
      4.  произвёл  разграничение  наук  на  теоретические,  практические  и
         творческие:


                Теоретические:
                   -метафизика  (или   собственно   философия)   -   изучает
                первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;
                         -физика -  изучает  состояние  тел  и  определённые
                «материи»;
                         - математика - абстрактные свойства реальных вещей.
              Практические:
                         -этика - наука о норме поведения
                         -экономика, политика
             Творческие:
                    -поэтика
                     -риторика.
      5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой  для  изучения
         бытия, выделил в ней метод познания - индукции;
        6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап:    эллинистический.

        Связан  с  упадком  древнегреческого  рабовладельческого   общества,
распадом Греции.  Кризис  привёл  к  утрате  Афинами  и  другими  греческими
полисами политической  самостоятельности.  Афины  вошли  в  состав  огромной
державы, созданной Александром македонским.
      Распад державы после  смерти  завоевателя,  усилил  развитие  кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

  Общая характеристика философии этого этапа:
      -переход от комментаторства учений Платона и  Аристотеля  к  проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
      Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению  возможность
познания объективной действительности.
      Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость  и
спокойствие,  способность   не   реагировать   на   внутренние   и   внешние
раздражители.
  Главные проблемы:
      -мораль и свобода человека, достижение счастья;
      -проблемы возможности познания мира;
      -структуры космоса, судьбы космоса и человека;
      -отношение Бога и Человека.

4-й этап:          Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал  играть  Рим,  под  влияние
которого  попадает  Греция.  Римская  философия  формируется  под   влиянием
греческой,  особенно  эллинистического  периода.  Т.е.  в  ней   развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
  В период упадка Римской империи, усилился  кризис  общества,  обусловивший
катастрофу личного существования.
  Усилилась тяга к религии и мистицизму.
  Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом  к
христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это  означает,  что
  субъект  пока  не  становится  выше  объекта   (как   это   случилось   в
  новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а  не  из  абсолютной
  личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная  философия
  пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги  природны
  и похожи на людей. Космос одушевлён.
4.  Космос  обуславливает  необходимость.  Необходимость   применительно   к
  человеку есть судьба. Но поскольку  она  ему  доподлинно  неизвестна,  он
  может делать выбор.
5.  Античная  философия  достигла  высокого  уровня  в  разработке   понятий
  (категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого  противопоставления  материализма  и
  идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.



                         2. Философия Средневековья.

    Средневековая   европейская   философия   -   это   чрезвычайно   важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии.
  Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:
 1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
 2. Господство религии  и  церкви  в  общественном  сознании.  Христианство
    становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви  стали
    одновременно и политическими аксиомами,  а библейские  тексты  получили
    во всяком суде силу закона».
 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования  и  научного
    знания.
      Большинство    учёных    было    представителями     духовенства,    а
монастыри являлись очагами культуры и науки.

  Это определило характер философии Средневековья:
             -движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
              -церковная  догма  являлась   исходным   пунктом   и   основой
         философского мышления;
             -философия довольно часто пользовалась  религиозным  понятийным
         аппаратом;
              -любая  философская  концепция,  как  правило,  приводилась  в
         соответствие с учением церкви;
             -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия
         - служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:
    1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;
     2-я  -  морализация   -   сближение   с   этикой,   т.е.   практическая
       направленность философии на обоснование правил поведения  христианина
       в мире.

Черты Средневековой философии.
 1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

 Главные принципы миропонимания:
    а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
       ничего.
       5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не  зависит,  он  источник  всего
          сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
       6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
          поскольку сотворён Богом.
    б) принцип Откровения - будучи  в  принципе  недоступным  для  познания
       смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через  откровение,
       которое  зафиксировано  в  священных  Книгах   -   Библии.   Основным
       инструментом познания выступала  вера  как  особая  способность  души
       человека.
  Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
                 самым приблизиться к познанию высшей реальности.

 2.Ретроспективность - средневековая  философия  обращена  в  прошлое,  ибо
 максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее,  чем
 подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

 3.Традиционализм - для средневекового  философа  любая  форма  новаторства
 считалась  признаком  гордыни,  он  должен  был  постоянно  придерживаться
 установленного образца,  канона.  Совпадение  мнения  философа  с  мнением
 других было показателем истинности его взглядов.

 4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения
 и воспитания  с  точки  зрения  к  спасению,  к  Богу.  Форма  философских
 трактатов  -  диалог  авторитетного  учителя  и  скромного  поддакивающего
 ученика.
                         Качества учителя:
          -виртуозное знание Священного Писания
          -знание правил формальной логики Аристотеля.

                       Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от  слова  «патер»  -  отец,  имеется  в  виду  «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
  Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430  г.г.),  идеи  которого
определили развитие европейской философии.

  Характеристика этапа:
       -интеллектуальное оформление и разработка христианской  догматики  и
        философии;
       -философские элементы платонизма играют определяющую роль.

                        Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение  веры  и  разума,  откровения  христиан  и  мудрости  язычников
  (греков и римлян).
3.  Понимание  истории  как  движение  к  определённой   конечной   цели   и
  определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через  возможность  спасения  или  гибели  его
  души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.



2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола)  -  форма  философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы  (с
12 века).
  Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один  из  самых
крупных философов всей послеантичной философии.

                             Характеристика этапа:
1.  Систематизация  христианской   философии   (в   1323   Фома   Аквинский
   провозглашён  Папским  престолом  святым,  а  его   система   становится
   официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в  систематизации
   христианской философии.

                        Главные проблемы схоластики:
    1.  Соотношение  религии,  философии,  науки.  Усиливается  внимание   к
       философии как науке, вполне сочетаемой с  религией  и  помышляющей  о
       спасении  человеческой  души.  Античная  философия  уже  не  является
       враждебным конкурентом религии.
         Отсюда:
                          -больше  внимания  к  ней,  к  переосмыслению  её
       положений;
                          -а главное - восприятие развитого категориального
                  аппарата  с                   точки   зрения   религиозных
                  проблем.
    2. Соотношение разума и веры.
   Схоластическая   философия   ставила    задачу    постижения    сущности
       христианского учения не только верою, но и  на  рациональной  основе,
       ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг
       другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина  одна  -
       это Христос и его учение.
    К такой истине можно идти двумя путями:
         -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
          -путём   разума,   науки   -   это   длинный   путь   со   многими
       доказательствами.
    3. Проблемы соотношения общего и единого.
   Эта  проблема  связана  с  догмой  о  «Троице»  и  решалась  с   позиций
       «номинализма» (общее существует только в имени  или  в  уме,  реально
       существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует
       реально в виде некой сущности).
     Фома Аквинский по своему решил этот спор:
       -общее существует вполне реально, но не в  уме  и  не  в  виде  идей
       Платона;
       -общее в  Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
       -моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны
       к бытию;
       -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в  общее
       целое;
       -другого общего, кроме Бога и  связи  единичных  вещей  через  бытие
       (т.е. опять же через Бога) нет.

                                   Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
        -её мировоззрение основано на религиозной вере;
        -в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области  философского  мышления.
  Её  идеи  послужили  базой  для   развития   философских   систем   эпохи
  Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
      а) спор номиналистов и реалистов сформировал  новое  представление  о
    познании, выделив  тем  самым  гносеологию  в  самостоятельную  область
    исследования;
       б)  интерес  номиналистов  ко  всем  деталям  эмпирического  мира  и
    ориентация их  на  опыт  и  эксперимент  были  продолжены  впоследствии
    материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно)  и  английскими
    философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3.  Представители  реализма   заложили   основы   субъективного   толкования
  человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание  как  особую  субъективную
  реальность, причём более достоверную и доступную  человеку,  чем  внешняя
  действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным
  пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью  подчинения  её
  высшему  духовному  началу  (это  направление  продолжил  гуманизм  эпохи
  Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание  к
  постижению смысла истории. Возникла герменевтика  как  специальный  метод
  интерпретации  исторических  текстов  (в  эпоху  Возрождения  оформляется
  политическая философия гуманизма).



                                             ВОПРОС № 3.
   Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
          1. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
    (с 14 до 17).

                  Характеристика эпохи:
        1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных
           производств.
        2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
           Европы.
        3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации
           революции в Нидерландах, Англии).
        4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
           Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским
           путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное
           путешествие).
        5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.
           освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
           Винчи).

        1. Философия Возрождения прошла три периода:
        I.  Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,
           Франческо Петрарка).
       II.  Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай
           Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
      III.  Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай
           Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

           Характеристика философии эпохи Возрождения.
    1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика
       оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в
       большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,
       который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а
       ее содержанию.
    2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи
       неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
       (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально
       сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о
       мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит
       взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.
       Природа одухотворена.
    3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;
       Петрарка - «Книга песен»).
     Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь
    помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное
    существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела
    связывает его с антропоцентризмом.
     Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного
    и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического
    единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения
культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик
ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)
характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое
высокое, что есть в нем - самого себя.
 4.Натурфилософия Возрождения:
   * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -
  гелиоцентризм:
        7. Центр мира Солнца;
        8. Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
        9. Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
  * Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
  Коперника.
       12. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
       13. Солнце - центр только нашей планетной системы;
       14. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
       15. Жизнь и разум есть на других планетах;
       16. Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
         (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
  * Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел
  телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,
  поэтому считается основоположником научного естествознания.
           (Умер, оставаясь узником инквизиции).
    5. Социальная философия Ренессанса.
         Философия возрождения представила оригинальные трактаты
           исторического процесса и проекты идеального государства,
           связанные с идеей социального равенства.
  * Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным
    лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
    «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
      Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
  * Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд
  - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя
  фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место,
  которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).
  Идеи:
       19. Уничтожение всех видов частной собственности;
       20. Обязательный труд всех граждан;
       21. Выборность государственных органов;
       22. Семья - ячейка коммунистического быта.
  * Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы
  за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд:
  «Город Солнца» - коммунистическая утопия.
  Идеи:
      23. Упразднение частной собственности и семьи;
      24. Дети воспитываются государством;
      25. Обязательный 4х часовой труд;
      26. Распределение продуктов по потребностям;
      27. Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
      28. Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
      29. Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и
          народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн
          между народами.
    Выводы:
        1)  Сущностью философии Возрождения является
           антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
        2)  Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а
           философское творчество разворачивалось в основном в форме
           «осовременивающего воспоминания», она:
            30. обосновала идею доверия к естественному человеческому
                разуму;
            31. заложила основу философии, свободной от религии.
                         2.Философия Нового времени.

  Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
            1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
             2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
             3-й период: Немецкая классическая философия.
  Каждый период  имеет  свои  особенности,  которые  обусловлены  состоянием
общества на тот исторический этап.

    А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

                        Исторические условия:
        1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,
           Англии).
        2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
        3) Соединение науки с практикой материального производства.
                 -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
                 -Ньютон - сформулировал основные законы механики;
                 -Бойль - применил механику в химии.
  Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
          1.  Западная  Европа  из  двух   путей   исторического   развития
             цивилизации   (духовный   или   научно-технический   прогресс)
             выбирает путь НТП.
          2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
             для  науки»,  а  наука  для  увеличения  власти  человека  над
             природой.
          3. Активизированы поиски новых методов познания для:
             -систематизации огромного количества фактов;
             -создания целостной картины мира;
             -установление  причинно-следственных  связей  между  явлениями
                природы.
   Поэтому, Главным в философии этого периода  становятся  проблемы  теории
   познания (гносеологии):
   -что значит знать?
   -что пролагает дорогу к истине:
 32. ощущение или разум;
 33. интуиция или логика.
   -аналитическим или синтетическим должно быть познание.
   Возникает идея «чистого разума», т.е.  свободного  от  «идолов»  разума,
   который проникает в сущность явлений.
     Философы  активно  ищут  истинный,  главный  метод  познания,  который
   приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
    Основу нового метода ищут:
           1)  в  чувственном  опыте,   выдвигая   идею   сверх   значимости
              эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
           2)  в  интеллекте,  дающем  логическое  дедуктивно-математическое
              знание не сводящееся к человеческому опыту  (Декарт,  Спиноза,
              Лейбниц).
  Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона,  Т.
    Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

  1.Эмпирики  (Френсис  Бекон,  Томас  Гоббс,  Джон  Локк)   считали   что:
    *единственный источник знания - это опыт
       7. опыт связан с нашей чувственностью,  с  ощущениями,  восприятиями,
          представлениями;
       8. содержание всех знаний человека и человечества  в  конечном  счёте
          сводится к опыту.
    *в душе и разуме человека нет никаких врождённых  знаний,  представлений
   или идей.
      9. душа и ум человека первоначально чисты, как  восковая  табличка,  а
         уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
    *поскольку ощущения нас могут  обмануть,  мы  их  проверяем  посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
 *знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к  обобщениям
  и выдвижению теорий, это -  индуктивный  метод  движения  ума,  наряду  с
  экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

  А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
   Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного
                                               познания.
     Идеи:
   1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его
      изречение.
   2.  Основной  метод  познания  -  индукция,  опирающаяся   на   опыт   и
      эксперимент. «Наша  мысль  движется  от  знаний  единичных  фактов  к
      знаниям целого класса предметов и процессов».
   3.  Фундамент  всякого  познания  -  опыт  (эмпирио),   который   должен
      соответственно организован и подчинён определённой цели.
   4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать,  используя
      его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
    -паукам, которые ткут  нить  из  самих  себя  (т.е.  выводят  истину  из
         «чистого сознания» как такового);
    -муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают  (т.е.  это
         подъём от эмпирии к теории).
   1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,
      т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
     -«идолы рода» - т.е. ориентации,  свойственные  человеческому  роду  (в
            частности -  ожидание  большего  порядка,  чем  существующий  в
            вещах);
     -«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
     -«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
     -«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми  системами  мышления
            (научные, философские, религиозные).
     Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
     нашёл своего защитника и продолжателя. Материя  по  Гоббсу,  вечная,  а
     отдельные  тела  временны.  Движение  материи   он   рассматривал   как
     перемещение тел в  пространстве,  т.е.  как  механическое  движение,  и
     уподоблял механизму не  только  все  тела  природы,  но  и  человека  и
     общество.
     В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал  религию  и  считал  её
     несовместимой с наукой.  В  общественной  жизни  место  религии  -  как
     средство «обуздания масс».
     В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях
     как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова
     новорождённого - чистая доска, на которой жизнь  рисует  свои  узоры  -
     знания. Нет ничего в уме,  чего  раньше  не  было  в  ощущениях,  таков
     основной тезис Локка. Наметив  диалектику  врождённого  и  социального,
     Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

       2.Рационалисты - Рене  Декарт,  Бенедикт  Спиноза,  Готтфрид  Лейбниц
     считали что:
     -опыт,  основанный  на  ощущениях  человека,  не  может  быть   основой
          общенаучного метода.
     Почему?
      А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
      Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
     -зато в самом разуме, в  самой  нашей  душе  есть  интуитивно  ясные  и
            отчётливые идеи.
     -главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
            идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
     -затем, по правилам дедукции (от общего к частному)  мы  можем  вывести
            возможность существования Бога, природы, других людей.
     -каков вывод:
         а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно  всякого
             опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
       б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание
             о мире (хотя сведения о  мире  человек  черпает  из  ощущений,
             поэтому и опыт и эксперимент - важные  составляющие  знаний  о
             мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
         в)  мышление  основано  на  индукции  и  дедукции.  Оно  возникает
             независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
         г)  истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
                                   математические методы.
                . они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,
                  предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей
                  идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
  Труды:
       « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
         руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические
         размышления».
    Идеи:
      1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
         субстанций: духовные и материальные.
        1. Духовная – неделимая субстанция
        2. Материальная –  делимая до бесконечности
         Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие
         чего Декарт считается родоначальником дуализма).
      2) Развил гносеологию:
       -начало процесса познания – сомнение
       -разработал дедуктивный метод.

         б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-
       1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог
       существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа,
       обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить,
       человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
       Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и
       свободы.
       Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
       необходимость».
         в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи
       объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир,
       считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это
       духовные элементы бытия, они обладают активностью и
       самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к
       страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и
       согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные
       представления (в таком состоянии находится неорганический и
       растительный мир); у животных представления достигают ступени
       ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.

         3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
            философов Дж. Беркли и Д. Юма.

      А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
       критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является
       общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,
       утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет
       и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас
       вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной
       и источником земной жизни.

      Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
       несколько иную, чем Беркли.
  На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не
       знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает
       только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:
       объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое
       философское направление, как агностицизм.

      Выводы:
     1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в
        изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,
        вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
     2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.
        Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические
        точно описываемые составные элементы.
     3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал
        рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального
        аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей
        математической и диалектической логики.
     4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о
        естественных правах человека, общественном договоре, формах
        государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

        Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали
  развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.
6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили
  предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-
  религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.
7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне
  Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии
    во Францию (а затем в Германию).
Во Франции:
    3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и
       быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;
    4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она
       перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен
       запрещенных изданий;
    5. философия становится делом идеологов и политиков;
    6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:
         34. распространение положительных, практически полезных знаний о
             природе и обществе среди широких кругов образованных людей;
         35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки
             и философии, которые внедрят принцип разума в
             государства;
         36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными
             догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
        1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,
           утверждающее, что основным инструментом познания является разум,
           ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
        2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,
           активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир
           в соответствии со своими разумами.
          7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве
             всей субъективной деятельности человека.
          8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма,
             призван стать властелином мира, перестроить общественные
             отношениях на разумных началах.
          9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -
             это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим
             движением.
         10. механистичность французского материализма. Законы механики
             твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и
             ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж.
             Ламетри «Человек- машина»).
       Важнейшие представители французского Просвещения:
       * Франсуа Вольтер (1694-1778)
       * Жан Жак Руссо (1712-1778)
       * Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
       * Жульен Ламетри (1709-1751)
       * Клод Гальвеций (1715-1771)
       * Поль Гольбах (1723-1789)



                     В. Немецкая классическая философия
                       (конец 18 - середина 19 века).

                            Исторические условия.
1. Мир в Европе  и  Америке  энергично  и  последовательно  принимает  форму
  индустриальной  цивилизации.  Прогресс   в   промышленности   стимулирует
  развитие техники:
          1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
          1800 г. - А. Вольта  изобретает химический источник тока;
          1807 г. - первые пароходы;
          1825 г. - первые паровозы;
          1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
          1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
        -к концу 18 века сформировалась  химия  как  наука  о  качественных
       превращениях природных веществ;
        -формируются биология и учения об электромагнетизме.
3.  Бурные  социально-политические   изменения   происходящие   в   развитых
  Европейских странах не затронули Германию:
        -Германия в отличие от Франции и  Англии  того  периода  оставалась
       экономически и политически отсталой  страной,  раздробленной  на  360
       самостоятельных государств  («Священная  Римская  империя  германской
       нации»);
        -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
         -жёсткий   политический   порядок   канцлера   Бисмарка   оставлял
       единственную  сферу  для   индивидуального   самовыражения,   свободы
       творчества, независимость духа: сферу разума.
  Прогресс науки, опыт революций в Европе  (особенно  Французской  революции
1789-1794 г.г.) создали предпосылки для  развития  философско-теоретического
мышления, в результатом чего и  явилась  выработка  (в  рамках  классической
немецкой философии) идеалистической диалектики.

                   Черты немецкой классической философии:

1.  Несмотря  на  разнообразие  основных   философских   позиций,   немецкая
  классическая  философия  является  единым,  относительно  самостоятельным
  этапом развития философии, ибо все её системы вытекают  одна  из  другой,
  т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.
2.  Возрождение  диалектических  традиций  (через  обращение   к   античному
  наследию).  Если  у  Канта  диалектика  имеет  ещё  негативное   значение
  «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у
  Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.
3.  Переход  от  объективного  и  трансцендентального  идеализма  (Кант)   к
  объективному идеализму на основе диалектической методологии (через  Фихте
  и Шеллинга к Гегелю).
4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики  и  стремление  представить
  философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия
  философских наук» Гегеля).
5. Обращение  к  истории  как  философской  проблеме  и  применение  Гегелем
  диалектического метода к исследованию истории.

    Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
             * Кант
             * Фихте
             * Шеллинг
             * Гегель
                * Фейербах

а) Иммануил  Кант  (1724  -  1804)  -  родоначальник  немецкой  классической
философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
     В  его   философском   учении    отчётливо   проявляются   два   этапа:
докритический и критический.



  Докритический этап (стихийно-материалистический):
       -разрабатывает  космогоническую  теорию  естественного   образования
    солнечной  системы  из  диффузной  газопылевой  материи,  в  результате
    вихревых вращательных процессов.

  Критический этап (начиная с 1770 г.).
     Труды:  «Критика  чистого  разума»,  «Критика  практического   разума»,
           «Критика способности суждения».
    Идеи:
 1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого  познания  и
 установление его границ
        -Процесс  познания  -  активный  творческий  процесс  своеобразного
      конструирования познаваемых объектов в мышлении  познающего  субъекта,
      который протекает по своим собственным законам.
        -Впервые  в  философии  рассматривалась  не  структура  познаваемой
      субстанции, а специфика познающего  субъекта  -  как  главный  фактор,
      определяющий и способ, и предмет познания.
   «Коперниковский переворот»,  т.е.  у  Канта  «не  разум  подобно  солнцу
 вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
       -Необходимые условия познания заложены a priori (т.е.  до  опыта)  в
      разуме человека и составляют основу знания.
       -Но разум человека определяет  и  границы  познания.  Кант  различал
      воспринимаемые человеком:
                    -явления вещей;
                    -вещи сами по себе.
  Мы познаём мир не таким, какой он есть, а  таким,  каким  его  видим.  Мы
 видим явления вещей (феномены),  но  абсолютное  знание  о  какой-то  вещи
 невозможно,  она  остаётся  вещью  в  себе  (ноумен),  из  этого  вывод  о
 невозможности познания мира, т.е. агностицизм.

 2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики
             -Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что  всякая
            личность - самоцель (она  не  является  средством  для  решения
            задач, даже во имя общего блага).
             -Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок
            только тогда может считаться  нравственным,  когда  он  мог  бы
            стать законом для других.
     Поступок
       -не является  моральным,  если  в  его  основе  лежит  стремление  к
       счастью, любви, симпатии и т.д.;
       -является моральным, если он основан на следовании долгу и  уважении
       морального закона.
   В случае конфликта между чувствами и нравственным законом  Кант  требует
 безусловного подчинения нравственному долгу.

     б)  Иоган  Готлиб  Фихте   (1762-1814)  -  первый  ректор   Берлинского
университета. Субъективный идеалист.

  Идеи:
  1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным,  производным  от
     практически-деятельного отношения к предмету.
  2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся
     процессом.
  3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной
     силой воображения
  4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил  принцип
     единства противоположностей (соотношение «Я»  и  «Не  -  Я»)  и  другие
     категории диалектики.
  5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
      -«Я» - это дух, воля, нравственность
      -«Не - Я» - это природа и материя.
  6. Основная проблема человека - нравственность.
  6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

   в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854)  -  профессор  Берлинского
университета, объективный идеалист.

  Идеи:
  1. Распространил понятие  диалектики  не  только  на  сознание,  но  и  на
     природу:
            -Природа  -  не  средство  для  реализации  нравственных  целей
        человека, не «материал» для человеческой деятельности.
           -Природа - это форма бессознательной  жизни  разума,  изначально
        наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа  -
        «окаменелый интеллект».
  2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если
     не признать природу тождественной духу,  разуму.  Абсолют  -  тождество
     идеального и реального. Поэтому познать Абсолют  может  только  философ
     или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

   г)   Георг  Вильгельм  Фридрих  (1770-1831)   -   профессор   Берлинского
университета - апогей немецкого идеализма.

  Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских  наук»,  «Философия
           права», «Лекции по  истории  философии»,  «Лекции  по  философии
           истории» и т.д.
  Идеи:
1. В «Феноменологии духа»  рассмотрел  эволюцию  человеческого  сознания  от
первых  его  проблесков  до  сознательного  овладения   наукой   и   научной
методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах)  сознания  в  их
историческом развитии).
2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля -  это  путь
вещей, любых, в том числе  и  понятий.  Это  суть  и  объекта,  и  субъекта,
поэтому  в  идее  противопоставление  субъекта  и  объекта  преодолено.  Всё
мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи,  которая  является  основой
объективной действительности:
              -идея первична;
              -она активна и деятельна;
              -её деятельность состоит в самопознании.

    В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:
  1) Развитие идеи в её собственном лоне,  в  «стихии  чистого  мышления»  -
     логика, где идея раскрывает  своё  содержание  в  системе  связанных  и
     переходящих друг в друга логических категорий;
  2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е.  в  форме  природы  -  философия
     природы; природа не развивается,  а  служит  лишь  внешним  проявлением
     саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;
  3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа
     - Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея  вновь  возвращается  к
     самой себе и постигает своё содержание в различных видах  человеческого
     сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
                1-я - субъективный дух (личность)
                 2-я  -  объективный  дух  (семья,   гражданское   общество,
                 государство)
                3-я - абсолютный дух  (тремя  ступенями  развития,  которого
                 является искусство, религия, философия).
                Система закончена.
    Таким образом, философии выпадает честь сказать  последнее  и  решающее
  слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
    Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира:  «Всё
  действительное - разумно, всё разумное - действительно».
3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

   д) Фейербах Людвиг Андреас  (1804-1872)  -  создатель  антропологического
 материализма.

     Идеи:
 1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной
    религией.
 2. Субъект в системе  Л.  Фейербаха  -  это  не  познающее  мышление  и  не
    «Абсолютный дух», а реальный человек в  единстве  телесных,  духовных  и
    родовых характеристик.
 3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа.  Она  же  должна
    явиться основой новой философии,  призванной  раскрыть  земную  сущность
    человека.

                                   Выводы:

  Немецкая классическая философия:
  1. Показала людям роль, место  и  значение  философии  в  осознании  своей
     эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность  философии
     для осмысления будущего.
  2. Ею были развиты соответствующие современной  науке  методы  познания  -
     диалектический и исторический,  которые  благодаря  своей  уникальности
     позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.
  3.  Философия  впервые  предстала  в  виде  целостной   научной   системы,
     позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.



                              Выводы по лекции:

1.  История  философии  показывает,  что  философия  это   не   есть   чисто
  умозрительные построения мудрецов, а что во все времена  она  была  тесно
  связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.
2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья,  Ренессанса,
  Нового  времени  -  характерны  особые  способы  философствования,  между
  которыми сохраняется преемственность.
3. Философские учения прошлого в  большинстве  своём  имеют  гуманистическую
  направленность. Они различны, но ни одно из  них  не  претендовало  и  не
  претендует на абсолютную истину, а  в  совокупности  все  они  составляют
  духовное богатство человечества.
4.  Знание  истории  философии  обогащает  духовный   мир   человека,   учит
  нравственному  гуманному  мышлению,  что  особенно  важно  для   военного
  руководителя.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru