Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Работа из раздела: «Философия»

                 Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.
1. О сущности демократии.
      В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка  ,  а  именно
забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии  ,
что  отмирание  гос-ва  есть  отмирание  демократии   .   Демократия   не
тождественна с подчинением  меньшинства  большинству  .  Демократия  есть
признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т.  е.  организация
для систематического насилия одного  класса  над  другим  ,  одной  части
населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность
в насилии над людьми вообще .
2. О соотношении демократии и диктатуры .
      Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз  до  самого
главного периода перехода  от  капитализма  к  коммунизму  ,  до  периода
свержения буржуазии и полного  её  уничтожения  .  Этот  период  является
периодом ожесточённой классовой  б-бы  ,  следовательно  и  гос-ва  этого
периода неизбежно  должны  быть  гос-вами  по-новому  демократическими  и
диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны ,  но  их  суть
одна : все эти гос-ва являются так или  иначе  ,  но  в  последнем  счёте
обязательно диктатурой буржуазии .
      Переход от капитализма к социализму , конечно , не  может  не  дать
громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом
будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .
3. Отношение рабочего класса к формам государства .
      “Свободное народное гос-во” было программным требованием  немецкого
с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику ,  как  наилучшую  для
пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве  забывать  ,
что наёмное  рабство  есть  удел  народа  ,  и  в  самой  демократической
буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила  для  подавления”
угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .
      В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее  избирательное
право  должно  служить  народу  ,  организованному  в  коммуну  ,   чтобы
подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров  ,  как  индивидуальное
избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .
      А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно  же  не  в
уничтожении представительных учреждений а в превращении  представительных
учреждений в “работающие” . Коммуна должна  была  быть  не  парламентским
учреждением ,а  работающим  в  одно  и  то  же  время  законодательным  и
исполнительным .
4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.
        Коммуна  смогла  в  несколько   недель   начать   строить   новую
пролетарскую  гос-ю  политику  ,  проводя  указанные  меры   к   большому
демократизму и искоренению бюрократизма .
       Возможность такого  разрушения  обеспечена  тем  ,  что  социализм
сократит рабочий день  ,  поставит  большинство  населения  в  условие  ,
позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . ,  а  это  приведёт  к
полному отмиранию всякого гос-ва .
      А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так  ,
чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный  пролетариат
будет с нами в борьбе за  разрушение  буржуазного  парламентаризма  ,  за
демократическую республику  коммуны  или  республику  советов  рабочих  и
солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .
5. О судьбе демократии.
      У Энгельса речь идёт  о  “засыпании”  и  “отмирании”  демократии  .
Буржуазное гос-во  может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще  ,
т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца ,  изыскание
форм такого развития , испытание  их  практикой  ,  всё  это  -  одна  из
составных частей б-бы за социальную революцию.
6. Борьба против бюрократизма.
      Чиновники и постоянная армия -  это  паразит  на  теле  буржуазного
общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во  ,  как  на
паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством
и жаждет свержения его .  Осуществить  это  может  только  пролетариат  и
осуществляет  это  ,  делая  вместе  с  тем   шаг   к   социалистическому
переустройству .

                 К. Маркс “ К критике политической экономии. ”
      Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем
порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во ,  внеш.
торг. , мировой рынок .
      Первая работа - критический разбор гегелевской  философии  права  ,
последовательно привели к тому , что правовые отношения так же  прочны  ,
как и форма гос-ва .
       Общий  результат  может  быть  кратко  сформулирован   так   :   в
общественном производстве своей жизни люди  отступают  от  определений  ,
необходимые от их  воли  ,  не  зависящие  отношения  -  производственные
отношения.
      Совокупность этих отношений составляет экономич.  сист. общества  ,
реальный базис , в  котором  обозначаются  политическая  и  экономическая
надстройка  ,  и  которому  составляет  определение  формы  общественного
сознания . Не сознание людей определяет  их  бытие  ,  а  наоборот  ,  их
общественное бытие определяет их  сознание  .  Человечество  ставит  себе
только такие задачи , которые оно может  разрешить  ,т.к.  при  ближайшем
рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда  ,
когда мат. условия  имеются на  лицо  .  В  недрах  буржуазного  общества
производительные силы создают вместе с тем мат.  условия  для  разрешения
этого ...
Потому буржуазной общ. формой завершае5тся  предыстория общества .

                       В. И. Ленин “Социализм и религия”.
      В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс
рабочего  класса  .  Экономическое  унижение  неизбежно  порождает   виды
политического унижения . Религия есть один из  видов  духовного  гнёта  .
Бессилие униженных также  порождает  лучшую  загробную  жизнь  .  Религия
должна быть объявлена частным делом .
      Полное отделение церкви  от  государства  -  вот  то  требование  ,
которое предъявляет социалистический пролетариат  современному  гос-ву  и
церкви .
       Русская  революция  должна  осуществить  это  требование   ,   как
необходимую составную часть политической свободы .
      Единство этой действительно революционной борьбы униженного  класса
за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о  рае
на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы  религия  стала
действительно частным делом для гос-ва .


                 В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.
      Интерес ко всему , что связано с  религией  охватил  мировые  круги
“общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть
поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .
      Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен  религии
.  Борьбу  с  религией  нельзя  организовать   абсолютно   идеологической
проповедью .
      В совершенных кап. странах это корни главным образом  социальные  .
Атеистическая  пропаганда  с.-д.  д.  б.  её  основной  задачей  развитию
классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .
      Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия
должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .
      Заявить с трибуны  ,  что  религия  есть  опиум  народа  ,  Франция
поступила правильно и создала таким образом прецедент  ,  который  должен
послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии  .  Следовало
ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы  думаем
, что нет . Это могло  бы  преувеличением  б-бы  с  религией  со  стороны
политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани
между буржуазной и социалистической б-бой с религией .

                       Письма В. И. Ленина  А. М. Горькому .
      Философией заниматься в горячке  революции  приходилось  мало  .  В
тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,-  кажется  3-й
выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне  презентовал  её  я  засел
внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для  меня
ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским .  Я
написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в  размере
трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой  марксист
в философии , но чуть но что именно его ясные  полумерные  ,  превосходно
написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по  существу
и правоте Плеханова . Сии  тетрадочки  показал  я  нескольким  друзьям  (
Луначарскому в том числе ) и  подумывал  было  напечатать  под  заглавием
“Заметки рядового марксиста о философии” , но  не  собрался  .  Теперь  я
жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в  Питер  с
просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .
      Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я  прочёл  статьи  ,
кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо  бесновался  от
негодования . Нет , это не марксизм  !  И  лезут  наши  эмпириокритики  ,
эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото  .  Уверять  читателя  ,  что
“вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) ,  спутывать
самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и  Богданов
) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих
“религиозному  атеизму”  и  “обожанию”  высших  человеческих  потенций  (
Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение  о  диалектике  (
Берман  )  ,  -  черпать  из  вонючего  источника  каких-то   французских
“позитивистов” - агностиков  или  метафизиков  ,  чёрт  их  подерёт  ,  с
“символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !
Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии  не  начитанные  ,-  но
зачем уж так нас  обижать  ,  что  подобную  вещь  нам  преподносить  как
философию марксизма ! Я себя дам  скорее  четвертовать  ,  чем  соглашусь
участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .
                                                         25 февраля  1908
г.
--------------

     “ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно
и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение
научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло
. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел
философию : к тому обязывает решение БЦ .
      Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление  войны
. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем .  “Хорошая
дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. ,  должна  была  бы  состоять  в
отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от  философии  .
Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь :  неестественно
выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские  ,  а
“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь ,  именно  сейчас  ,  и
именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю  ,
только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”
                                                   16 апреля 1908 г.

“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.
      Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении  ,
то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта  противоположность  вращается
исключительно в  области  относящейся  к  истории  человечества  ,  а  здесь
окончательные истины  в  последней  инстанции  рассыпаны  как  раз  наиболее
редко. Представления о добре и зле менялись  часть  от  народа  к  народу  .
Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство  феодальное
,  унаследованное  от  прежних  времен  ,  оно  опять-таки  распадается   на
католическое и протестантское .
       Все  люди  черпают  свои  нравственные  воззрения  из   экономических
отношений , в которых совершается производство и  обмен  .  Все  три  теории
морали имеют одну историческую основу .
       Всякая  теория  морали  является  продуктом  данного   экономического
положения общества .
      Мораль , стоящая выше  классовых  противоположностей  ,  действительно
человеческая мораль ,  станет  возможной  тогда  ,  когда  противоположность
классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .

            Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.
        Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в  состоянии  извлечь  из
него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых ,  орудиями
и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного  содержания  раба
. Следовательно , чтобы равенство стало возможным ,  ...  ,  уже  достигнута
известная ступень развития производства и известная  ступень  в  неравенстве
распределения .
      А для того ,  чтобы  рабский  труд  стал  господствующим  ,  требуется
гораздо более  значительное  повышение  пр-ва  ,  торговли  ,  и  накопления
богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало ,  либо
играло весьма подчинённую роль .


            “Анти-Дюринг” . Отдел  3  ,  гл.  5  .  Государство  ,  семья  ,
воспитание .
       Религия  воспрещается  .  Но  ведь  религия  является  фантастическим
отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в  их
повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы  неземных
.
      В начале объектами этого отражения  явл.  силы  природы  ,  но  вскоре
вступают и общественные силы  -  силы  ,  которые  противостоят  человеку  в
качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно  последним  ,
господствуют над ними с той же кажущейся естественной  необходимостью  .  На
дальнейшей  ступени  развития  вся   совокупность   природных   общественных
атрибутов , множество богов переносится на одного  бога  ,  который  в  свою
очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм  .
В  этой  форме  религия  может   продолжать   своё   существование   ,   как
непосредственная  ,  т.   е.   эмоциональная   форма   отношений   людей   к
господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до  тех  пор
, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До  сих  пор  ещё  в
ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .
      Чтобы подчинить общественные силы  господству  общества  ,  необходимо
действие . И когда это действие будет совершено , когда общество  , взяв  во
владения всю совокупность средств  пр-ва  ,  и  планомерно  управляя  ими  ,
освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в  котором  нынче
их держат , но противостоящие им в  качестве  непреодолимой  чуждой  силы  ,
средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать  ,
но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих  пор  ещё
выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное  отражение
по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .

   Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
       Фейербах  был  отпрыском  гегелевской  философии  .  При   разложении
гегелевской философии образовалось ещё одно направление  .  Это  направление
главным образом связано  с  именем  Маркса  .  Разрыв  с  философией  Гегеля
произошёл и здесь путём возврата к материалистической  точке зрения  .  Люди
этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он  есть
на самом деле .
      Гегель не был просто отброшен в сторону .  Революционная  его  сторона
философии   была   восстановлена   и   одновременно   освобождена   от   тех
идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли  её  последовательное
поведение.
      Старый метод исследования и мышления Гегель называет  “метафизическим”
. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно  стало  изучать  процессы
совершающиеся  в  природе  .  Оно  двинулось  гигантскими  шагами  вперед  ,
благодаря трём великим открытиям :
а) открытию клетки .
б) открытию закона сохранения энергии .
в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .
      Благодаря этим открытиям  мы  можем  увидеть  связь  между  отдельными
областями природы .
      Но история развития общества в одном пункте существенно отличается  от
развития природы . В истории общества действуют люди ,  одарённые  сознанием
. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели  .
Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-
ба есть б-ба классов .  Гос-во  политич.  стран  является  подчинённым  ,  а
гражданское общество - решающим элементом .
      Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми  же
отношениями определяется и гражданское право .
      В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком .  Но
став самостоятельной силой , по отношению  к  обществу  ,  гос-во  порождает
новую идеологию .
      Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних  времен
.
      За философией , изгнанной из природы  и  из  истории  ,  остаётся  ещё
царство частной мысли , поскольку она : учение о законе  самого  процесса  ,
диалектика .
      После революции 1848 г. , образованная Германия дала  отставку  теории
и перешла  на  практическую  почву  .  И  только  в  среде  рабочего  класса
продолжает жить интерес  к  теории  .  Немецкое  рабочее  движение  является
наследником немецкой классической философии .

                             В. И. Ленин “Великий почин”.
      Печать сообщает  много  примеров  героизма  красноармейцев  .  Героизм
трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .
      Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу .  Это  начало
переворота  ,  более  трудного  ,  более  существенного  -  это  победа  над
собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .
      Диктатура пролетариата не есть только насилие  над  эксплуататорами  .
Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .
      Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом  языке
означает вот  что  именно  :  городские  заводские  и  фабричные  рабочие  в
состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов  ,
за полное уничтожение классов .Чтобы победить ,  чтобы  создать  и  упрочить
социализм , пролетариат должен решить одну задачу :  во-первых  ,  увеличить
своим беззаветным героизмом революционной б-бы  против  капитала  всю  массу
трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии  .  Во-
вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так  же
все  мелкобуржуазные  слои  на  путь  новой  общественной  связи   ,   новой
организации труда .

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru