Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Концепция Фрейда

Работа из раздела: «Философия»
                   Сущность метода психоанализа З. Фрейда
                                 (концепция)

         Зигмунд Фрейд (6.5.1856) –  австрийский  невропатолог,  психиатр  и
    психолог, основоположник психоанализа.  Окончил  медицинский  факультет
    Венского  университета.   В   1876-1882   годах   работал   в   Венском
    физиологическом институте и Э. Брюкке,  где  познакомился  с  взглядами
    школы  Г.  Гельмгольца,  энергетические  идеи  которого  Фрейд  позднее
    перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в  клинике  Сальпетриер
    (Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины  в  1881г.  С
    1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером
    и    К.Г.    Юнгом    основал    'Ежегодник    психоаналитических     и
    психопатологических   исследований',   а   в   1910   –   международную
    психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной  премии
    им. Гёте в  1930  году.  После  захвата  Австрии  фашистской  Германией
    (1938г.) эмигрировал в Великобританию.
         Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим
    проблемам  физиологии  и  анатомии  головного  мозга,  афазиям  (1891),
    детскому  параличу  (1891-1897г.г.).  В  1884  году  одним  из   первых
    обнаружил болеутоляющее действие кокаина,  что  стимулировало  развитие
    учения  о  местном  обезболивании.  Под  влиянием   французской   школы
    психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов занимался проблемами
    неврозов  (особенно  истерии)   как   заболеваний,   при   которых   не
    обнаруживают органического  субстрата,  а  также  психотерапевтическими
    методами лечения и их психологическими основами. Вместе с  Й.  Брёйером
    изучал  психические  механизмы  истерии   и   предложил   катартический
    психотерапевтический метод – отреагирование, основанное на выявлении  в
    состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего  характера.
    С  1895  года  разрабатывал  метод  лечения   неврозов   (психоанализ),
    основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий
    и сновидений как способе  проникновения  в  бессознательное.  Одним  из
    первых начал изучение психологических аспектов развития  сексуальности,
    выделял в этом развитии ряд качественно  различных  стадий,  каждая  из
    которых,  по   Фрейду,   может   служить   источником   бессознательных
    конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. В 1900 годах выдвинул
    общепсихологическую   теорию   строения   психического   аппарата   как
    энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт  между
    различными уровнями психики, прежде  всего  –  сознанием  и  стихийными
    бессознательными влечениями.  Неправомерно  расширяя  сферу  применения
    психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на  различные
    области человеческой культуры  –  мифологию,  фольклор,  художественное
    творчество,  вплоть  до   истолкования   религии   как   особой   формы
    коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла  от
    'физиологического  материализма'  и  механизма  школы   Гельмгольца   к
    утверждению автономии психического  и  антропологического  построениям,
    близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние  идей
    Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и
    социологии
         Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных
    школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для
    объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества  в  целом.
    Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует
    отличать   от   психоанализа   как    конкретного    метода    изучения
    бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает
    универсальное значение, что приводит его к  психологизации  общества  и
    личности.
         Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял  собой
    чего-то   единого,   двойственное    отношение    самого    Фрейда    к
    бессознательному,  в  котором  он  видел  источник   одновременно   как
    творческих, так  и  разрушительных  тенденций,  обусловило  возможность
    различного, иногда прямо противоположного  истолкования  принципов  его
    учения.
         Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах  возник  спор  о
    том, что следует считать основным движущим  фактором  психики.  Если  у
    Фрейда  таковым  признается  энергия  бессознательных  психосексуальных
    влечений, то у А. Адлера и в основанной  им  индивидуальной  психологии
    эту   роль   играет   комплекс   неполноценности   и    стремление    к
    самоутверждению,   в   школе   аналитической   психологии   К.Г.   Юнга
    первоосновой считается коллективное бессознательное и его  архетипы,  а
    для О. Ранка  вся  человеческая  деятельность  оказывалась  подчиненной
    преодолению первичной 'травмы рождения'.
         Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой  войны
    1914-18 и было связано как с  общим  кризисом  буржуазного  общества  и
    культуры,   так   и   с   кризисом   ряда   традиционных    направлений
    психологической  науки.  При  этом  различные   направления   Фрейдизма
    стремились   восполнить   отсутствующее   у   Фрейда   философское    и
    методологическое обоснование положений его учения, опираясь  на  разные
    философские и социологические доктрины.
         В  конце  1930-х  годах  возник  неофрейдизм,   который   стремится
    превратить  Фрейдизм  в  чисто  социологическую  и   культурологическую
    доктрину,  порывая  при  этом  с  концепцией   бессознательного   и   с
    биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние Фрейдизма  особенно
    проявилось в социальной  психологии,  этнографии,  литературоведении  и
    художественной критике. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в
    теории  и  практике  различных  художественных  модернистских   течений
    (сюрреализм,  претендовавший  на  расширение  сферы   искусства   через
    привлечение бессознательного).

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru