Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Семен Людвигович Франк

Работа из раздела: «Философия»

         МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

                                   ДОКЛАД

                                                Студент: Преображенский К.Г.
                                                             Группа: ВВ-3-94

                     Семен Людвигович Франк (1877-1950)

      Семен Людвигович Франк философом, который пытался  разъяснить  природу
человеческой  души  и  знаний  человека.  Выработать  систему   философского
миропонимания,  в  особенности  религиозно  окрашенную,  нелбзя  без  теории
знания.  Франк  особенно  выделял  в  человеке  два  понятия:   интуиция   и
логическое знание и во всех своих трудах пытался  объяснить,  что  же  такое
бытие?
      Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о  бытии,  независимом
от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено  в  Абсолютном
как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет  до  всякого  знания  о  нем
близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним  'слиты  не  через
посредство сознания, а в самом нашем бытии'. Всякое  логическое  отвлеченное
знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.
      Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из
целого, всегда  имеет  отвлеченный  характер  и  относится  к  низшему  слою
бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в  созерцательной  интуиции.
Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме  сплошного  творческого
становления, относится к области магического; для постижения  его  требуется
не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое  знание,  знание-жизнь,
достижимое в те моменты, когда наше я 'не  только  созерцает  объект,  но  и
живет им'.
      Философские  основы  психологии  Франк  развил  в  своей  книге  'Душа
человека'. Он исследует в ней  стихию  душевности  как  бытия,  проникнутого
субъективностью,  изучает  изменения,  происходящие   в   нем,   когда   оно
становится  осознанным  как  объект,  разграничивает   сферу   духовного   и
душевного.
      Учения, изложенные  в  книгах  'Предмет  знания'  и  'Душа  человека',
углублены и дополнены в книге 'Непостижимое'.
      Высказав много знаний о непостижимом, Франк  ставит  вопрос,  как  это
возможно, что мистики, признавая Бога  непостижимым,  в  то  же  время  дают
много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос  так.  Рациональное  знание
достигается  путем  различения,   средством   которого   служит   отрицание.
Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть  область  отрицания
самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом  нельза  сказать,
что оно есть 'либо одно, либо другое', как всеобъемлющая  полнота  оно  есть
'и то,  и  другое'.  Однако  это  и  не  точно,  В  своих  Сочинениях  Франк
доказывает  путем  довода  рациональных  знаний,   что   невозможно   понять
непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.
      В книге 'С нами Бог' Франк излагает основы христианства и  доказывает,
что все существенное содержание христианства основано на религиозном  опыте,
на 'встрече человеческого сердца с  Богом',  на  живом  'общении  с  Богом'.
Различая два понятия  веры,  веру  как  доверие,  и  веру,  как  достоверное
знание, Франк  показывает,  что  доверие  к  авторитету  предполагает  такие
переживания, которые свидетельствуют, что авторитет  действительно  выражает
истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет  опирается
на веру как знание,  основанное  на  религиозном  опыте.  Точно  так  же  он
доказывает связь нашего  доверия  к  'положительному  откровению'  с  нашими
непосредственными религиозными переживаниями.
      Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре
'Очерк методологии  общественных  наук',  Общество  есть,  согласно  Франку,
первичная целость, единое существо. Опираясь на  свою  теорию  знания  и  на
свое  учение  о  душе  человека,  он  показывает,  что  сознания   различных
индивидуумов не обособлены, а  всегда  до  некоторй  степени  слитны  и  что
общение индивидуальных сознаний есть 'первичное свойство всякого  сознания'.
Индивидуальное сознание не первично, оно  лишь  постепенно  дифференцируется
из сознания вообще, никогда не  отрываясь  от  целого,  так  что  индивид  в
подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.
      Мысль о 'Творении мира Богом из ничего'  Франк заменил  на  его  такой
теорией творения мира Богом, в которй  сохранены  только  слова  'творение',
'творец', но понятий этих нет.
      Я думаю, Франк внес огромный вклад в  мировую  философию,  внеся  свои
поправки и домыслы в существующие и доказанные  философами,  работавшими  до
него. Также он развил свою,  новую  теорию  о  сотворении  мира  и  разделил
понятие  личности  на  интуитивную  личность  и  личность,   основанную   на
рациональных знаниях.


                                   МОСКВА
                                    1996

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru