Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

Работа из раздела: «Физкультура и спорт»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ

                               курсовая работа



                             О Г Л А В Л Е Н И Е


ГЛАВА       I.   СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………3
           1.1.  Оздоровительное и прикладное
                 значение ориентирования…………………………….3
ГЛАВА       II.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ
                 СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ
                 ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………………………8
           2.1.  Обоснование типа местности для проведения
                 соревнований по ориентированию……………………8
           2.2.  Обоснование оптимального числа  контрольных
                 пунктов…………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...29



                                   ГЛАВА I


                              СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА


    1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования

    По своему воздействию на организм занимающихся  ориентирование  занимает
важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной  степени
характеризующих  эффективность  занятий   ориентированием,   можно   условно
выделить следующую тематику:
      1. Обоснование  влияния  длительного  бега  на  сердечно-сосудистую  и
дыхательную системы занимающихся.
      2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе.
       3.  Воздействие  занятий  ориентированием   на   уровень   физической
подготовленности и уровень развития психических качеств.
      4. Влияние занятий  ориентированием  на   формирование  познавательных
интересов,  уровень  картографических  знаний,  успешность  освоения   курса
географии в школе.
       5.   Значение   занятий   ориентированием   в   военно-прикладной   и
профессионально-прикладной подготовке.
      Высокая эффективность различных форм занятий физическими  упражнениями
на  открытом  воздухе  отмечена  многими  авторами.  Изучено  влияние  таких
занятий  на здоровье,  физическое  развитие  и  физическую  подготовленность
детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста
/11,16,34,40/.
      Положительное влияние занятий  физическими  упражнениями  на  открытом
воздухе  на примере студентов выявили Р.  С.  Деметер  /10/,  Н.  В.  Петров
/35/.     Авторы     единодушно      отмечают      повышение      умственной
работоспособности на 10-12%, снижение  числа  респираторных  заболеваний  до
50%, улучшение показателей физического развития и физической подготовленно-

сти  на  16-70%.  Кроме  того,  доказано,  что   свежий   воздух   оказывает
закаливающее воздействие на  организм  занимающихся,  повышает  его  имунно-
биологическую активность. Выявлено  также  улучшение  показателей  некоторых
свойств  внимания  /35/.  Даются  рекомендации  увеличить  продолжительность
занятий на свежем воздухе до 90 мин.
      Вместе  с  тем,  мы  не  встретили   работ,   которые   бы   оценивали
эффективность занятий ориентированием именно с  этой  точки  зрения,  однако
подтверждением  сказанному  могут  быть  данные  изменения  МПК  у   ведущих
ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает  80
мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /.
      На основании сравнения МПК у представителей  разных  видов  спорта  B.
Saltin /43/  пришел  к  выводу,  что  в  “табеле  о  рангах”  ориентировщики
занимают третью позицию, немного уступая спортсменам, специализирующихся  на
лыжных гонках и беге на длинные дистанции.
      Анализ  литературы   /3,8,9,28,27,23,29/   показал,   что   спортивное
ориентирование  как  средство   направленного   формирования   и   повышения
физической  подготовленности  и  уровня  развития   физических   качеств   у
школьников  и  взрослых  используется  давно.   Однако   конкретные   цифры,
отражающие эффективность применения ориентирования в повышении  двигательной
подготовленности человека, получены только в последние годы.
      Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте  13-16  лет
занятия ориентированием способствуют повышению уровня  развития  большинства
физических и психических качеств.
      В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий  ориентированием  на  150
школьниках  по  тестам  школьной  программы  физического  воспитания.  Автор
отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных  форм
быстроты   и   динамометрии   (   прирост   составил   31-44%),   точностных
характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%.


      Ф. Д. Мухамитянов  /29/  на примере школьников-старшеклассников
показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование
психических процессов:  восприятия, внимания, мышления, памяти и морально-
волевых качеств.
      Г.  Э.  Максименко  /23/   получил  прирост  показателей   физического
развития   и   физической   подготовленности   за   три    месяца    занятий
ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3  у  мужчин  и  на
100 см3 у женщин, суммарная динамометрия кистей возросла  соответственно  на
500 г и на 1 кг. В беге на 100 м улучшение  составило  –  0,6  и  0,4  с,  а
расстояние,  пробегаемое  за  1  час  (показатель  выносливости),  у  мужчин
увеличился с 8,6 до 10,6 км и с 7,2 до 7,7 км у женщин.
      Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо
с бегом на длинные  дистанции  и  лыжными  гонками,  однако,  по  количеству
технических приемов, тактических ситуаций, по  психологическому  воздействию
этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/.  Не  случайно
разнообразие  видов  деятельности   на   соревнованиях   по   ориентированию
способствует  развитию   наблюдательности,   внимания,   памяти,   мышления,
показателей глазомера /13,38,28,27/.
      По  данным  венгерских  ориентировщиков   /31/,   проводивших   оценку
наблюдательности спортсменов различной  квалификации  с  помощью  лабиринтов
Кворри, новички заканчивали упражнение со всеми четырьмя  лабиринтами  за  4
мин, разрядники – за 2,5 мин, мастера – за 2 мин.
      Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития  глазомера  зависит
от квалификации и у опытных  ориентировщиков  он  значительно  выше,  чем  у
новичков.
      Отмечается также, что занятия  ориентированием  способствуют  развитию
внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость  от  квалификации
в показателях переключения внимания  /7/.


      Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного
пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27%  отметил  А.  М.
Магомедов /20/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.
      А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин  /28/  изучали  объём  наглядообразной
памяти  у  спортсменов-ориентировщиков  различной  квалификации  и  стажа  и
обнаружили статистически достоверные различия как по  квалификации  (выше  в
группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со  стажем
занятий более четырех лет).
      Не  менее  важно   использование   практических   умений   и   навыков
ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии.  На  это
обращали внимание многие  специалисты  по  методике  преподавания  географии
/1,26,22,19,21,25,24/.
      В. В.  Кочергин  /17/   отметил  улучшение  успеваемости  на  1  балл,
появление устойчивого интереса к занятиям физической  культурой  и  спортом.
Однако, наряду с этим, выявился низкий уровень  картографической  подготовки
школьников, который, по мнению автора, не  соответствует  значению  карты  в
жизни общества.
      Влияние  занятий  ориентированием  на  военно-прикладную   подготовку,
отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д.  Штакельбергом
/41,32,6,33/, не  устарело  и  в  наши  дни.  Более  того,  по  мнению  С.Ф.
Богатова,  О.  И.  Крюкова  /2/,   оно   возрастает:   “Занятия   спортивным
ориентированием  обеспечивает  подготовку  офицеров,  сержантов  и   солдат,
способных быстро и точно ориентироваться на  незнакомой  местности  в  самых
сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне  дорог,  особенно  в
лесу, по болотам, преодолевать  естественные  и  искусственные  препятствия.
Поэтому ориентированием должен  в  первую  очередь  овладеть  личный  состав
разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым

предстоит действовать мелкими группами  в  тылу  врага  в  отрыве  от  своих
войск” /2, c. 4/.
      Большое  значение  в  настоящее  время  приобретает   профессионально-
прикладная  подготовка  многих  специалистов  с   использованием   элементов
спортивного  ориентирования.   Необходимость   картографической   подготовки
будущих  геологов,   горных   инженеров,   агрономов,   землеустроителей   и
геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/.
      Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский  с соавторами
/37/, И. Б.  Черкасова  /41/  считают,  что  в  профессиональную  подготовку
студентов  землеустроительного  и  геодезического   факультетов,   студентов
горных специальностей  и  геологических  факультетов,  учащихся  горных  ПТУ
необходимо включить занятия ориентированием.
      В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики  студентов  –
будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и  приемы
ориентирования при освоении  тем  теоретического  раздела  программы.  Автор
отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше  справились
с предложенными видами работ.
      Таким образом, работами многих ученых  и  практиков  доказана  высокая
оздоровительная  и  прикладная   значимость   занятий   ориентированием   на
местности. Умение читать  карту,  пользование  компасом,  ориентироваться  в
сложных условиях  незнакомой  местности  необходимы  в  трудовой  и  военной
деятельности каждому человеку.



                                  ГЛАВА II

              ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ
               УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ  ОРИЕНТИРОВАНИИ

      2.1.  Обоснование  типа  местности  для  проведения  соревнований   по
ориентированию

      Одним  из  важных  элементов,  определяющим  уровень   результатов   в
соревнованиях  по  ориентированию,  является  соответствие  типа   местности
уровню подготовленности участников.
      В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для
соревнований по ориентированию.
      Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по
А. К. Кивистику /18/, позволяет выделить  более  30  самостоятельных  типов.
Однако, как показал проведенный анализ, в практике  проведения  соревнований
используются не более 26, при  этом  соревнования  проводятся  на  местности
различного типа, прежде всего, в зависимости от возраста и пола  участников.
Типы  местности,  встречающиеся  на  практике  проведения  соревнований   по
ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов,  представлены
в таблице 1. Как видно  из  данных  таблицы,  частота  тех  или  иных  типов
местности  в  соревнованиях  для  различных   возрастно-половых   групп   не
одинакова. Наиболее четко выражено  усложнение  местности  по  рельефу.  Для
мальчиков  10-13  лет  отмечается  более  равномерное  распределение   числа
соревнований с применением местности различного  рельефа:  непересеченная  –
23,8;  умеренно пересеченная –  28,6;  слабо  пересеченная  –  23,8;  сильно
пересеченная – 23,8; 14-15 лет соответственно: 16,7; 25,0; 33,3;  25,0%.  То
есть, для этого возраста соревнования чаще всего

                                                                   Таблица 1
                Частота применения различных типов местности
                     в зависимости от возраста и пола, %

|Тип        |Возрастно-половые группы                                    |
|местности  |                                                            |
|(по А.К.   |                                                            |
|Кивистику, |                                                            |
|1973)      |                                                            |
|           |10-13         |14-15         |16-17         |18-39         |
|           |лет           |лет           |лет           |лет           |
|             |   |10-13       |14-15       |16-17       |18-39       |
|Без разряда  |М  |83,1ж       |54,0        |24,6        |52,4        |
|             |   |0,7         |2,7         |4,3         |1,5         |
|             |Ж  |78,7        |57,1        |26,4        |66,7        |
|             |   |1,3         |3,1         |7,0         |0,2         |
|III юношеский|М  |77,9        |55,4        |-           |-           |
|             |   |2,7         |6,7         |            |            |
|             |Ж  |56,8        |59,3        |-           |-           |
|             |   |5,2         |8,4         |            |            |
|II юношеский,|М  |39,1        |30,1        |38,7        |21,5        |
|             |   |            |            |            |            |
|III разряд   |   |            |            |            |            |
|             |   |7,7         |10,7        |5,1         |10,2        |
|             |Ж  |86,8        |51,3        |38,0        |82,0        |
|             |   |7,7         |5,9         |10,5        |3,3         |
|I юношеский, |М  |60,2        |67,3        |58,9        |46,0        |
|II разряд    |   |            |            |            |            |
|             |   |4,6         |7,1         |4,7         |7,2         |
|             |Ж  |97,4        |81,1        |41,0        |74,6        |
|             |   |0,9         |4,0         |19,4        |5,3         |
|I разряд     |М  |-           |-           |62,2        |48,6        |
|             |   |            |            |6,9         |8,2         |
|             |Ж  |-           |-           |54,8        |51,8        |
|             |   |            |            |21,2        |9,8         |
|Кандидаты и  |М  |-           |-           |-           |35,0        |
|Мастера      |   |            |            |            |            |
|спорта       |   |            |            |            |            |
|             |   |            |            |            |5,4         |
|             |Ж  |-           |-           |-           |13,8        |
|             |   |            |            |            |9,5         |
|Мастера      |М  |-           |-           |-           |38,4        |
|спорта       |   |            |            |            |            |
|             |   |            |            |            |17,1        |
|             |Ж  |-           |-           |-           |15,4        |
|             |   |            |            |            |12,8        |


      Ж/ Верхнее значение – показатель силы влияния (         );
      Нижнее – предельное отклонение (±);
      Примечание: все значения величины  ђ  статистически достоверны
(Р     0,01-0,05)

[pic]
[pic]



      Приведенные результаты позволяют говорить  об  очень  высокой  степени
влияния разнообразия местности на вариацию результатов  в  ориентировании  у
женщин и о более  низкой  физической  подготовленности  девочек,  девушек  и
женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами.
      Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ  на  результаты
в ориентировании показана на рисунках 3 и 4.
      В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично  как
у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к  16-17  годам  достигает  24,6
(юноши) и 26,4% (девушки). Далее в возрастной группе 18-39  лет  величина  ђ
снова увеличивается до 52,4% (мужчины) и до 66,7% (женщины).
      Таким образом, в результате проведенных исследований получены  данные,
позволяющие сделать заключение:
       -  тип  местности  достоверно  по  всем   возрастно-половым   группам
определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию,  эта
зависимость проявляется по-разному в  зависимости  от  квалификации  и  пола
участников;
      - фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов  в
массовых    соревнованиях    II-III    разрядов    и    менее    значим    у
высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков;
      - показатель  силы  влияния  фактора  ТМ  на  вариацию  результатов  в
ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается  до
исходных величин  (новички)  и  также  значительно  увеличивается  в  группе
массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд  –  до  74,6%).  У  мужчин
показатель силы влияния фактора  ТМ  в  группах  III,  II  и  I  разрядов  с
возрастом изменяется незначительно;



      - при выборе местности для соревнований по  ориентированию  необходимо
учесть, что фактор ТМ наиболее значим  для  детей  до  15  лет  и  взрослого
населения в возрасте 30-39 лет.
      Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований  по
ориентированию   необходимо   ввести    условия,    определяющие    наиболее
предпочтительный тип местности. Такие условия  необходимы  для  того,  чтобы
разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом  виде
испытаний.
      В основу методики выбора типа местности  легло  предположение  в  том,
что  оптимальной  местностью  является  та,  на   которой   будет   показана
наименьшая  вариативность  результатов  вокруг  средней  величины.   Решение
данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента  вариации   (
ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности.
      Рассчитанные величины  коэффициента  вариации  (в  %)  представлены  в
таблице 10,  в зависимости от основного признака –  рельефа  –  отражены  на
рисунках 5 и 6.
      Низкие значения коэффициента выявлены в  соревнованиях  с  применением
слабо и умеренно  пересеченной  местности.  Например,  у  юношей  16-17  лет
вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у  мужчин  18-29
лет: от 9,4 до 18,5%. Причем,  наименьшие  значения  отмечены  на  местности
типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая).
       Следует  отметить  большую,  по  сравнению  с  мужчинами,   амплитуду
колебания результатов у женщин:  от  8,6  до  36,9%.  Особенностью  является
также то, что как у мужчин, так и у женщин  выявлена  большая  вариативность
результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%).



       Таким  образом,  проведенный  однофакторный  дисперсионный  анализ  с
предварительным  вычислением  общей,  межгрупповой  и  внутренней   вариации
показал,  что  разброс  результатов  в  соревнованиях  по  ориентированию  в
значительной  степени  определяется  типом   местности,   на   которой   эти
соревнования  проводятся.  Как  показали  исследования,  в  группе  новичков
фактор ТМ определяет  вариативность  результатов  у  16-17-летних  на  24,6-
26,4%, у взрослых: 52,4-66,7%. Вычисление средних  показателей  коэффициента
вариации на II  типах местности также показало, что у 16-17-летних юношей  и
девушек влияние типа местности на результаты меньше, чем у  взрослых  (юноши
– 16,6; девушки – 19,6%; 18-29 лет: мужчины – 18,0; женщины – 25,7%).
      Изложенное позволяет сделать вывод о  том,  что  для  соревнований  по
ориентированию наиболее пригодна местность  типа  2.21,  2.22,  2.31,  3.21,
3.31, то есть слабо и  умеренно  пересеченная  по  рельефу,  полуоткрытая  и
закрытая по проходимости, сухая или с небольшими заболоченными участками  по
характеру грунта. Наиболее  универсальной  местностью,  пригодной  для  всех
возрастно-половых групп, является слабо пересеченная, полуоткрытая  и  сухая
местность (2.21), имеющая наименьший средний коэффициент  вариации  по  всем
возрастно-половым группам, который не превышает 11,5%. Ближайшее  наименьшее
среднее значение коэффициента вариации  по  всем  четырем  возрастно-половым
группам выявлено на местности типа 2.22 (слабо  пересеченная,  полуоткрытая,
болотистая) – 13,1%, но это значение достоверно больше (Р    0,05),  чем  на
местности предыдущего типа.



      2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов

      Как  во  всех  циклических   видах   спорта,   основная   нагрузка   в
ориентировании  определяется  длиной  дистанции  (объём)   и   временем   ее
преодоления (интенсивность).
      Однако,  в  ориентировании,  соотношению  двух  основных   компонентов
нагрузки  сопутствуют  еще   несколько   других,   а   именно:   особенности
планирования дистанции и  постановки  контрольных  пунктов,  тип  местности,
число контрольных пунктов  и  т.п.  Эти  специфические  компоненты  могут  в
значительной степени  влиять  на  истинную  длину  дистанции  и  эффективную
скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться.
      Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции
можно в некоторой степени управлять не только  качеством  постановки,  но  и
изменением числа КП, тем  самым   изменяя  количество  применяемых  технико-
тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции.
      Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости
и  обосновать   оптимальное   число   контрольных   пунктов   на   дистанции
ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи:
      1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на
преодоление дистанции в ориентировании и числом КП.
      2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно-
сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП.
      3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при  выборе  путей  движения
от числа КП.
      В таблице  3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о  высокой
зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП.



                                                                   Таблица 3

          Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости
                          от числа КП на дистанции
|По|№  |Исследуемые    |Число контрольных пунктов                        |
|л |п/п|параметры      |                                                 |
|    |    |                           |3      |5       |7      |9       |
|Мужч|1   |Число КП на 1 км           |0,75   |1,25    |1,75   |2,25    |
|ины |2   |Удлинение пути движения    |       |        |       |        |
|    |    |на 1 км                   %|30,8   |29,1    |20,0   |18,2    |
|    |    |                           |308    |291     |200    |182     |
|    |    |м                          |       |        |       |        |
|Женщ|1   |Число КП на 1 км           |0,85   |1,42    |2,0    |2,57    |
|ины |2   |Удлинение пути движения    |       |        |       |        |
|    |    |на 1 км                   %|22,5   |24,6    |17,0   |16,6    |
|    |    |                           |225    |246     |170    |166     |
|    |    |м                          |       |        |       |        |



      В результате полученных данных выявлены следующие закономерности:
      1. Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях
         КП меньше у женщин, чем у мужчин.
      2. При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение
         Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой).

[pic]

      Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75-
0,85  на  каждый  километр  дистанции  вызваны  особенностями  выбора   пути
движения при прохождении длинных (до 800 м)  этапов.  Дальнейшее  увеличение
длины этапа не влечет за собой большого изменения Кпути. Напри-
мер, при уменьшении числа КП с 1,42 до 0,85 (женщины)  удлинение  пути  даже
сократилось на 2,1%.

      Таким образом,  основываясь  на  результатах  анализа  путей  движения
участников  массовых  соревнований,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  на
дистанциях  ориентирования  целесообразно  устанавливать  не   меньше   1,42
(женщины) и 1,25 (мужчины)  КП  на  каждый  километр  дистанции.  Дальнейшее
уменьшение числа КП не рационально и ведет к  значительному  снижению  числа
применяемых  технико-тактических  приемов  ориентирования  при   прохождении
дистанции (время на остановки и  ходьбу  с  ориентированием  уменьшается  до
25,2  –  мужчины,  14,2%  -  женщины  и   увеличивается   процент   времени,
затрачиваемый на чистый бег без ориентирования  –  до  81,2%).  Это  снижает
качество оценки главного показателя – умения ориентироваться.
        Длину   дистанции   по   ориентированию    принято    целесообразным
устанавливать  по  нижней  границе  правил   соревнований   по   спортивному
ориентированию /39/ с  тем,  чтобы  была  возможность  выполнять  спортивные
разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются  следующие  граничные
значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6).
      Таким   образом,   по    данным    анализа    соотношения    элементов
соревновательной деятельности, а также величин удлинения  путей  движения  в
зависимости от изменения числа  КП,  определены  критерии  для  установления
граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом  принятой
для соревнований по ориентированию длины  дистанции  установлены  конкретные
значения  числа  контрольных  пунктов,  находящиеся  в  границах   предельно
допустимых   величин,   которые   можно    рекомендовать    для    дистанций
ориентирования.



                                                                   Таблица 6

          Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования


|Возраст |Пол    |Длина     |Предельные        |Рекомендуемое  |
|(лет)   |       |дистанции |значения числа КП |число КП       |
|        |       |(км)      |                  |               |
|        |       |          |Миним.  |Максим. |               |
|16-17   |ю      |4         |5       |9       |7              |
|16-17   |д      |3         |4,2     |7,7     |5              |
|18-29   |м      |5         |6,2     |11,2    |8              |
|30-39   |м      |4         |5       |9       |7              |
|18-29   |ж      |3         |4,2     |7,7     |7              |
|30-39   |ж      |3         |4,2     |7,7     |7              |



                                 ЛИТЕРАТУРА


      1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке.  –
География в школе, 1965. N 5, с.12-15.
      2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е  изд.  –
М.: Воениздат, 1982. – 102 с.
      3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика  применения  ориентирования
на местности в группах здоровья. – Теория и  практика  физической  культуры,
1967, N 12, с. 59-61.
      4.  Васильев  Н.Д.  Спортивное  ориентирование.  Учебное  пособие.   –
Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. – 108 с.
      5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов
естественно-географического   факультета   к    будущей     профессиональной
деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и  спортивной
работы со студентами вузов  в  свете  требований  постановления  ЦК  КПСС  и
Совета Министров СССР  от  11  сентября  1981  года  “О  дальнейшем  подъеме
массовости физической культуры и  спорта”:  Тез.  докл.  науч.-метод.  конф.
(Ижевск, июнь 1983 г.). Ижевск: УдГУ, 1983. с. 94-95.
      6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам.  -  Теория  и  практика
физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18.
      7.  Гаврилов  В.Д.  Качества,  определяющие  эффективность  спортивной
деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их  тесты  /на
примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис.  …  канд.  пед.
наук. – М., 1982. – 16 с.
      8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет  под
влиянием  занятий  спортивным  ориентированием.  –  В  кню:  III  Всесоюзная
конференция по физическому воспитанию  и  школьной  гигиене  (18-20  октября
1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 82-83.


      9. Горбачев В.И.  Спортивное  ориентирование  –  эффективное  средство
повышения  двигательной  подготовленности  школьников.   –   В   кн.:    III
Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной  гигиене  (18-20
октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.
      10.  Деметер  Р.С.  Особенности  учебно-тренировочных  занятий  легкой
атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе:  -  Автореф:
дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с.
      11. Зильбер А. Я.  Эффективность  круглогодичных  учебных  занятий  по
физическому воспитанию в средне школе на  открытом  воздухе:  Автореф.  дис…
канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c.
      12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября.
      13. Зубков С.А. Особенности  динамики  внимания  в  ориентировании  на
местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28.
      14. Ильинич В.  И.  Профессионально-прикладная  физическая  подготовка
студентов землеустроительного  и  геодезистского  факультетов.  –  Теория  и
практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56.
      15. Ильинич В.  И.  Профессионально-прикладная  физическая  подготовка
будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980,  N  1,  c.
41-43.
      16. Карманова Л. В. Содержание  и  методика  ежедневных  физкультурных
занятий на воздухе  и  их  роль  на  физическое  воспитание  детей  старшего
школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с.
      17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии  и
туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых  ГДОМФК  им.
П.Ф.Лесгафта, Л.: 1971, c. 78-80.
      18.  Кивистик  А.К.  О   теории   подготовки   дистанций   спортивного
ориентирования  /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР:  -
Автореф: дис. … канд. пед. наук. – Тарту., 1973. – 27 с.


      19. Магде А.С. Организация  и  проведение  факультативных  занятий  по
топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12.
      20. Магомедов А.М. Исследование  специфики  подготовки  школьников  по
спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд.  пед.
наук. – М., 1978. – 19 с.
      21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для  учителей.  –  М.:
Просвещение, 1972. – 112 с.
      22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География
в школе, 1967. N 4, с.6.
      23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием  на  функциональное
состояние организма. – Теория и практика физической культуры,  1983,  N  12,
с. 30-31.
      24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в  формировании  картографических
знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
      25.  Малахов  Н.В.  Элементы  картографии  в  средней  школе.  –   М.:
Просвещение, 1972. – 67 с.
      26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в
школе, 1966, N 8, c. 11.
      27.  Моисеенко  А.Л.  Определение  зрительной  памяти  у  спортсменов-
ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58.
      28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти
у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория  и  практика  физической
культуры, 1971, N 9, c.70.
      29.  Мухаметянов  Ф.Д.  Спортивное  ориентирование   как   эффективное
средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите  Родины.  -
В кн.:  III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и
школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл.  М.:  1983,
c. 84-85.

      30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка  спортсменов-
ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с.
      31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений  по  спортивному
ориентированию  – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с.
      32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. –  Теория  и  практика  физической
культуры, 1941, N 4, с. 9-10.
      33.  Озолин  Н.Г.  Спорт  на  местности.  Пособие   для   инструкторов
физической  культуры,  комсомольского  и  физкультурного   актива.   –   М.:
Физкультура и спорт, 1943. – 183 c.
      34. Первов Г.А. Исследование  эффективности  и  особенностей  методики
круглогодичных занятий по физической культуре в школе  на  открытом  воздухе
/на материалах школ Кустанайской и Запорожской областей/:  -  Автореф:  дис.
… канд. пед. наук. – М., 1972. – 18 с.
      35. Петров Н.В. Обязательный  курс  физического  воспитания  студентов
вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее  исследование/:
- Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.
      36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76.
      37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я.,  Кедрова  Г.М.  Профессионально-
прикладная    подготовка,    как    средство     повышения     эффекимвности
производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика  физической
культуры, 1975, N 9, с. 52-54.
      38.  Приймак  Е.С.   Развитие  глазомерных   навыков   у   спорсменов-
ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N  6,  c.17-
19.
      39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура
и спорт, 1983. – 88 с.
      40.  Фатеева  Л.П.  Повышение  физической   подготовленности   младших
школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови

ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд.  пед.  наук.  –  М.,
1977. – 26 с.
      41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование  как  составные
части     профессионально-прикладной     подготовки     студентов     горных
специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю:  изд.
Ленинградского университета им. А.А. Жданова, 1970, вып. XII, c. 71-72
      42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с  введением
начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория  и  практика  физической
культуры, 1940, N 11, с. 10-11.
      43.   Saltin   B.   Talingserienterung,   del   II.   Kondition    och
lopteknikraning, Stockholm, SOFT.
-----------------------
[1]  Величина, характеризующая увеличение маршрутов при выборе путей
движения. За единицу принят путь движения идеального ориентировщика – по
прямой /157, с. 76/


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru