Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Техника плавания брассом

Работа из раздела: «Физкультура и спорт»


          Санкт-Петербургский государственный университет экономики


                                 и финансов



                            Кафедра физвоспитания



                          Реферат по физвоспитанию



                       Тема: Техника плавания брассом



                                                           Выполнил: студент
                                               Мокрецов Александр Михайлович
                                                                  группа 234



                               Санкт-Петербург
                                    2002
Плавание  состоит   из   четырех   разделов,   которые   получили   название
спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.
    Спортивное плавание включает в себя различного  характера  соревнования
по видам и дистанциям,  определяемым  специальными  правилами.  Соревнования
проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от  50
до 1500 м,  а  также  на  открытых  водоемах  в  виде  проплывов  на  разные
расстояния.
    В соревнованиях применяются спортивные (правильные)  способы  плавания,
которые по сравнению с самобытными способами имеют  большое  преимущество  в
скорости.
    Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения  в
воде.  Такое  плавание  используется,  главным  образом,  при   обучении   и
тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции,  повышают  активность
детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества  и
т. д.
    Прикладное плавание включает  приемы  спасания  утопающего,  ныряние  в
длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
    Фигурное  (художественное)  плавание   представляет   собой   различные
комплексы движений, составленные из элементов хореографии  с  использованием
акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур  в
воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.
    Не менее велико оздоровительное значение плавания.  Вода  очищает  кожу
человека, способствует улучшению кожного дыхания и  укреплению  самой  кожи.
Она вызывает усиление деятельности различных внутренних  органов:  учащается
дыхание,  увеличивается  частота  сердечных  сокращений,  изменяется   тонус
периферических  кровеносных  сосудов,   усиливается   обмен   веществ.   Это
объясняется  тем,  что  вода  по  сравнению  с  воздухом  имеет  увеличенную
теплопроводность  и  теплоемкость,  а  также   значительную   плотность,   в
результате чего теплоотдача и давление воды  на  поверхность  тела  человека
резко возрастают. Плавание является таким  физическим  упражнением,  которое
способствует росту тела  подростков,  так  как  во  время  плавания  человек
находится в условиях частичной невесомости  и  в  горизонтальном  положении,
вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных  гравитационных
нагрузок. Плавание оказывает положительное влияние на состояние  центральной
нервной системы:  устраняется  излишняя  возбудимость  и  раздражительность,
появляется уверенность в своих силах. Это является следствием  благотворного
действия водной среды и физических  упражнений  на  организм  человека.  Оно
улучшает  работу  внутренних  органов,   развивает   сердечно-сосудистую   и
дыхательную  систему.  В  условиях  продолжительного   пребывания   в   воде
совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание  организма,
растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды.  Вот  почему
дозированное плавание  может  быть  полезно  людям,  склонным  к  простудным
заболеваниям. В плавании практически нет статических нагрузок,  поэтому  оно
в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с  постоянной  позой:
сидением, стоянием и т.д. Плавание предотвращает венозный  застой,  облегчая
возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное  положение  пловца
и отсутствие  сил  гравитации  значительно  способствуют  этому.  Регулярные
занятия плаванием стимулируют газообмен в  легких  больше,  чем  гимнастика.
Специалисты определили, что простое стояние  воде  в  течение  3-5  мин  при
температуре 24єC увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ  на  50-
75%.  Следовательно,  плавание   является   незаменимым   видом   физической
активности для лиц, страдающих  избыточной  полнотой.  Плавание  —  наименее
травматичный   вид   физических   упражнений.   Эффект   «гидроневесомости»,
возникающий  в  воде,   освобождает   хрящевые   межпозвоночные   диски   от
постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии  в  дисках
лучше происходят обмен веществ,  питание,  восстановительные  процессы.  Это
оказывает   оздоравливающее    действие    при    распространенных    сейчас
остеохондрозах   позвоночника,   позволяет   исправлять   дефекты    осанки,
искривление позвоночника. В детском  возрасте  улучшение  обмена  веществ  в
дисках способствует более интенсивному росту.
    Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание  брассом.
Он может быть рекомендован лицам  среднего  и  пожилого  возраста,  так  как
является отличной дыхательной  гимнастикой  и  наиболее  экономным  способом
передвижения  в  воде.  Тренирующий  эффект  возникает  при  продолжительном
плавании — не менее 20-30 мин суммарного времени. В этот  период  равномерно
нагружаются  мышцы  всего  тела,  что   способствует   пропорциональному   и
гармоничному их развитию. Замечено, что у тех, кто  занимается  плаванием  с
детства, наиболее правильное телосложение.


    Виды спортивного плавания


    В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие  способы:
кроль на груди, кроль на спине, брасс  и  баттерфляй.  Эти  способы  условно
делятся на две группы: способы с попеременными движениями  руками  и  ногами
(кроль на груди и кроль на спине) и с  одновременными  движениями  руками  и
ногами (брасс и баттерфляй  (дельфин)).  Способ  на  боку,  утративший  свое
спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с  успехом
используется также в прикладном плавании и в игре в водное поло.


    Брасс


    Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями  рук  и
ног. В отличие от баттерфляя весь цикл движений рук осуществляется  в  воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее  место  среди  спортивных
способов плавания.  Зато  он  имеет  самое  большое  значение  в  прикладном
плавании,   поскольку   позволяет   спортсмену   плыть   бесшумно,    хорошо
просматривать пространство над водой,  преодолевать  большие  расстояния.  В
связи с тем, что рабочие движения ног в способе брасс создают  большую  силу
тяги, пловец может эффективно использовать эти движения при  транспортировке
пострадавшего и различных предметов. Брасс применяется  также  при  плавании
под водой. Каждый цикл движений в этом способе состоит  из  одного  движения
рук, одного движения ног, одного вдоха и одного выдоха в воду.
    Положение тела.
    При плавании брассом тело  пловца  расположено  у  поверхности  воды  в
выпрямленном положении, а голова опущена лицом  в  воду.  Однако  в  периоды
выполнения гребков руками и  ногами,  а  также  в  момент  выполнения  вдоха
положение тела и углы атаки непрерывно меняются. В зависимости от  положения
тела различают два варианта техники  плавания  брассом.  В  первом  варианте
угол атаки тела и величина его  изменения  внутри  цикла  незначительны  (2-
10°). Во втором - угол  атаки  и  его  изменения  внутри  цикла  значительно
больше (8-20°). Оба варианта техники  являются  эффективными  и  применяются
для достижения высоких спортивных результатов.  В  первом  случае  положение
тела создает наилучшую обтекаемость, обеспечивает небольшое  колебание  тела
в цикле  движений.  Во  втором  случае  положение  тела  обеспечивает  более
равномерное  действие  силы  тяги  внутри  цикла,   повышает   эффективность
выведения рук вперед, уменьшает колебание тела в период выполнения вдоха.
    Движения  ног.  В  брассе  ноги  выполняют  подготовительное   движение
(подтягивание), рабочее  движение  (отталкивание)  и  скольжение  (небольшая
пауза). Подготовительное движение. В  исходном  положении  ноги  вытянуты  и
соединены, носки оттянуты. Из этого положения обе ноги  одновременно  плавно
сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом  бедра  удерживаются
у  поверхности  воды.  Затем  бедра   начинают   опускаться   вниз,   колени
симметрично разводятся в стороны примерно  на  ширину  таза  и  одновременно
немного опускаются вниз, а стопы продолжают движение  непосредственно  около
поверхности воды по направлению к туловищу. Далее ноги продолжают  сгибаться
в тазобедренных суставах, а стопы по мере подтягивания расходятся в  стороны
на ширину таза. Подготовительное движение заканчивается разведением  коленей
в стороны на  ширину  линии  плеч  и  поворотом  голеней  и  стоп  наружу  с
одновременным    тыльным    сгибанием     стоп.     Наилучшим     окончанием
подготовительного движения считается такое, при котором угол между бедром  и
туловищем будет примерно равен 125-140°, а угол между бедром и голенью  -35-
50° (голень принимает вертикальное положение) и при условии,  что  стопа  не
поднимается  из  воды.  Такое  положение  ног   обеспечивает   эффективность
последующего  рабочего  движения.   Поскольку   подтягивание   ног   создает
дополнительное сопротивление движению пловца вперед, выполнять  его  следует
с  умеренной  скоростью.  Рабочее  движение   начинается   последовательным,
ускоренным  и  энергичным  разгибанием  ног  в  тазобедренных   и   коленных
суставах.  Голени  и  стопы  совершают  при  этом  захлестывающее   круговое
движение, отталкиваясь от воды. В первой половине  рабочего  движения  стопы
движутся в  стороны.  По  мере  выпрямления  ног  в  коленных  суставах  они
смыкаются у средней линии тела. Основными гребущими поверхностями  во  время
выполнения рабочего движения будут внутренние поверхности  стопы  и  голени,
которые,  отталкивая   воду   назад,   создают   значительную   силу   тяги,
продвигающую тело пловца вперед. Это происходит  потому,  что  одновременные
разгибания в бедре и колене позволяют стопам двигаться назад, а  не  вниз  и
создавать реактивные гидродинамические силы,  направленные  вперед.  Рабочее
движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиваем носков. Скольжение.  Во
время скольжения прямые, но ненапряженные ноги  поднимаются  к  поверхности,
соединяются и занимают горизонтальное положение.
    Движение рук. При плавании брассом движения рук имеют большое значение.
Цикл движений рук состоит из рабочего (захват  и  основная  фаза  гребка)  и
подготовительного   (выведение   рук   в   исходное   положение)   движений.
Продолжительность общего цикла движений рук составляет 1,00-1,10 с.  Захват.
В исходном положении обе руки вытянуты и соединены, ладони повернуты вниз  и
несколько обращены наружу. Кисти находятся под поверхностью воды на  глубине
10-20 см. Из этого положения прямые руки начинают плавно  двигаться  вперед,
в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу,  кисти  немного
сгибаются в лучезапястных суставах, а локти находятся вверху (выше  кистей).
Когда угол между поверхностью воды и предплечьем составит  примерно  15-20°,
а кисти будут находиться на глубине  20-25  см  от  поверхности  воды,  фаза
захвата заканчивается. Продолжительность фазы составляет 0,08-0,11 с  (8-11%
от  времени  полного  цикла).  Основная  часть  гребка.  Эта   фаза   гребка
начинается в момент смены направления движения кистей, вызванного  сгибанием
рук и вращением предплечий в локтевых суставах. Кисти  движутся  в  стороны.
Когда угол сгибания рук  в  локтевых  суставах  составит  примерно  120°,  а
предплечье будет находиться под углом  50-70°  к  поверхности  воды,  первая
часть гребка руками закончится - ладони и внутренние поверхности  предплечий
осуществили подтягивание. В заключительной части гребка кисти  и  предплечья
мощно  отталкиваются  от  воды,  двигаясь  в  направлении  назад  по  крутой
траектории. При этом они сохраняют небольшой положительный угол атаки.  Это.
движение выполняется  с  ускорением.  Оно  обеспечивает  появление  большого
давления воды на гребущих  поверхностях  рук.  Продолжительность  этой  фазы
составляет 0,40-0,50 с (35-45%  от  времени  полного  цикла  движений  рук).
Подготовительное движение. Сразу после завершения гребка кисти рук  быстрым,
но плавным движением выводятся в  исходное  положение.  Для  этого  в  конце
гребка руки сгибаются в локтевых суставах до угла 90-100°, локти  опускаются
вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по  горизонтали)  и  несколько
выходят  вперед  (руки  подводятся  под  грудь).  Затем  обращенные   внутрь
ладонями кисти движутся вперед - руки выпрямляются  в  локтевых  суставах  и
принимают исходное положение. Продолжительность  подготовительного  движения
составляет 0,45-0,60 с (40-55% от времени цикла движений рук).
    Дыхание. Для выполнения вдоха пловцу  необходимо  поднять  голову  так,
чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы  зависит  от  положения
плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого  пояса  наблюдается  в
конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох.  Затем  голова
опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох  через  рот
и нос и продолжается все остальное время цикла.
    Общая координация движений. Из исходного положения, в  котором  руки  и
ноги выпрямлены и почти соединены, захват и подтягивание выполняют  руки,  а
ноги остаются выпрямленными я расслабленными. Затем, когда руки  заканчивают
подтягивание, ноги начинают подготовительное движение (подтягивание).  Далее
руки выполняют отталкивание и вступают в фазу выведения, а  ноги  продолжают
подтягивание (в этот момент выполняется  вдох).  Когда  локти  находятся  на
уровне подбородка, ноги заканчивают  сгибание  в  коленных  и  тазобедренных
суставах и разворачивают стопы наружу. Далее  руки  вытягиваются  вперед,  а
ноги начинают рабочее движение  (отталкивание).  Цикл  заканчивается,  когда
прямые руки скользят впереди, а прямые, но не напряженные  ноги  поднимаются
к поверхности воды.

    Список литературы:
    1) Васильев В. С.,  «Обучение   детей  плаванию»,  М.,  «Физкультура  и
    спорт», 1973.
    2) Гордон С. М., «Техника спортивного  плавания»,  М.,  «Физкультура  и
    спорт», 1978.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru