Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Уточнение планов применения авиации будущей

Работа из раздела: «Физика»



                            С О Д Е Р Ж А Н И Е.

       1. Авиация в начале 30-х годов

       2. Построение базы развития авиации

       3. Уточнение планов применения авиации в будущей войне

       4. Последние приготовления

       5. Начало войны

       6. Эвакуация авиационной промышленности

       7. Положение улучшается

       8. Завершение войны



         1. Авиация в начале 30-х годов

       Правильно оценив решающую роль авиации как основной ударной  силы   в
борьбе за распространение большевизма и защите  государства,   в  первой  же
пятилетке руководство СССР взяло курс  на   создание   своего,  собственного
крупного и автономного от других стран военно-воздушного флота. В  20-х,   и
даже в начале 30-х годов авиация  СССР  имела  парк  самолетов,  в  основном
зарубежного производства /только появлялись самолеты Туполева - АНТ-2,  АНТ-
9 и его последующие модификации,  ставший  впоследствии  легендарным  У-2  и
т.д./.  Самолеты, состоявшие на вооружении Красной армии, были  многомарочны
и имели  устаревшее  техническое  состояние.   В  20-х  годах  СССР  закупил
небольшое  количество  немецких самолетов типа 'Юнкерс' и ряд  других  типов
для обслуживания воздушных путей  Севера  /исследования  Северного  морского
пути/ и выполнения правительственных спец  рейсов.   Следует  заметить,  что
гражданская авиация в  довоенный  период  практически  не  развивалась,   за
исключением  открытия  ряда  уникальных,   'показательных'   авиалиний   или
эпизодических полетов санитарной  и  служебной  авиации.  В  тот  же  период
завершилась эра  дирижаблей,  причем  СССР  построил  в  начале  30-х  годов
удачные   конструкции   'мягких'   /бескаркасных/   дирижаблей   типа   'В'.
Отвлекаясь,  следует отметить о  развитии  этого  типа  воздухоплавания   за
рубежом.   В  Германии  знаменитый  дирижабль  жесткой   конструкции   'Граф
Цеппепелин' исследовавший Север, был  оборудован  каютами   для  пассажиров,
имел значительную дальность полета и довольно высокую  крейсерскую  скорость
(до 130 и более км/час),  обеспечиваемую  несколькими  моторами  конструкции
Майбаха.  На борту дирижабля находились даже несколько  собачьих  упряжек  в
составе экспедиций  на  Север.  Американский  дирижабль   'Акрон'   -  самый
большой в мире,  объемом 184 тыс. куб.  м  нес  на  борту  5-7  самолетов  и
перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза  на  расстояние
до 17 тыс.  км. без посадки.  Эти  дирижабли  были  уже  безопасными,   т.к.
наполнялись инертным газом гелием, а не водородом как в начале века.  Низкая
скорость,  низкая  маневренность,  высокая  стоимость,  сложность  хранения,
обслуживания  предопределили конец  эпохи  дирижаблей.   Пришли  к  концу  и
опыты  с  аэростатами,   доказавшие  непригодность  последних   к   активным
боевым  действиям.      Нужна  была  авиация  нового  поколения   с   новыми
техническими и боевыми показателями.

       2. Построение базы развития авиации

      В 1930 году был создан наш,  Московский авиационный  институт  -  ведь
решающее   значение   имело   пополнение   заводов,    институтов    и    КБ
авиапромышленности  опытными  кадрами.  Старых   кадров   до   переворотного
образования и  опыта  явно  не  хватало,  они  основательно  были  повыбиты,
находились в эмиграции или в лагерях.
      Уже к 2  пятилетке  /1933-37  г.г./  авиационники  имели  значительную
производственную базу,  опору дальнейшего развития военно-воздушного флота.
      В тридцатых  годах  по заказу Сталина  были  совершены  показательные,
но    на    самом    деле    испытательные,     полеты     бомбардировщиков,
'закамуфлированных' под гражданские самолеты. Отличились при  этом  авиаторы
Слепнев,  Леваневский,   Коккинаки,   Молоков,  Водопьянов,  Гризодубова   и
многие другие.
      В 1937 году истребительная советская авиация прошла  боевые  испытания
в Испании и продемонстрировала техническое отставание. Самолеты  Поликарпова
/типа И-15,  16/  терпели  поражение  от  новейших  немецких  машин.   Снова
началась гонка на выживание.   Сталин  давал   конструкторам  индивидуальные
задания на новые модели самолетов,  широко  и  щедро  раздавались  премии  и
блага - конструкторы  работали  непокладая  рук  и  демонстрировали  высокий
уровень таланта и подготовленности.
     На мартовском, 1939 года  Пленуме  ЦК  КПСС  нарком  обороны  Ворошилов
отмечал,  что,  ВВС по сравнению  с  1934  годом  выросли  в  своем   личном
составе   на  138  процентов...  Самолетный  парк  в  целом  вырос  на   130
процентов.
     Тяжелобомбардировочная  авиация,  которой  отводилась  главная  роль  в
предстоящей войне с Западом,  выросла за 4 года в два раза,  остальные  виды
бомбардировочной авиации наоборот - уменьшились в два  раза.  Истребительная
авиация  увеличилась в два  с  половиной  раза.   Высотность  самолетов  уже
составляла 14-15 тыс. м.
      Технология производства   самолетов  и  моторов  ставилась  на  поток,
широко внедрялись штамповка,  литье.  Изменялась  форма  фюзеляжа,  самолеты
приобретали обтекаемую форму.
      Началось применение радио на борту самолетов.
      Большие изменения перед  войной  происходили  в  области  авиационного
материаловедения. В  довоенные  период  шло  параллельное  развитие  тяжелых
самолетов цельнометаллической конструкции с  дюралевой   обшивкой  и  легких
маневренных самолетов смешанных конструкций:  дерево,   сталь,  полотно.  По
мере расширения сырьевой базы и развития алюминиевой промышленности  в  СССР
все большее применение в самолетостроении находили алюминиевые сплавы.
     Шел прогресс   в   двигателестроении.   Были   созданы  двигатели  М-25
воздушного  охлаждения  мощностью  715  л.с.,   М-100  водяного   охлаждения
мощностью 750 л.с.
     В начале 1939 года правительство СССР созвало совещание  в  Кремле.  На
нем  присутствовали    ведущие    конструкторы    В.Я.Климов,   А.А.Микулин,
А.Д.Швецов,  С.В.Ильюшин,  Н.Н.Поликарпов,  А.А.Архангельский,  А.С.Яковлев,
начальник ЦАГИ и многие другие.  Наркомом авиационной  промышленности был  в
то время М.М.Каганович. Обладая неплохой памятью, Сталин  достаточно  хорошо
был осведомлен о  конструктивных  особенностях  летательных  аппаратов,  все
важные  вопросы  по авиации решались  именно  Сталиным.  Совещание  наметило
меры дальнейшего ускоренного  развития  авиации  в
 СССР.

     3. Уточнение планов применения авиации в будущей войне

     До сих пор историей доказательно не опровергнута  гипотеза   подготовки
Сталиным  удара  по  Германии  в  июле  1941  г.  Именно  исходя  из   этого
предположения о планировании сталинского нападения на Германию и далее   для
 'освобождения' стран Запада,  принятом на 'историческом' пленуме ЦК КПСС  в
августе 1939 года и  кажется  объяснимым  этот  невероятным  для  того  /или
любого другого/ времени факт продажи в СССР передовой германской  техники  и
технологии.  Большая  делегация  советских авиационников, дважды  выезжавшая
в Германию незадолго до войны,  получила  в  свои  руки  и  истребители,   и
бомбардировщики, и системы наведения, и многое другое, что  позволило  резко
продвинуть уровень отечественного самолетостроения.   Было  принято  решение
об увеличении  боевой мощи авиации,  ведь именно с августа  1939  года  СССР
начал скрытую мобилизацию и готовил удары по Германии и Румынии.
    Взаимный обмен информацией о состоянии вооруженных сил трех   государств
 /Англия,  Франция и СССР/,  представленных в Москве в  августе  1939  года,
т.е. перед началом раздела Польши, показал, что количество самолетов  первой
линии во Франции составляет 2 тысячи шт.  Из них две трети  являлись  вполне
современными самолетами.  К  1940  г.   планировалось  увеличить  количество
самолетов во Франции до 3000 ед. Английская авиация,  по  заявлению  маршала
Бернета  имела  около  3000  единиц,  а  потенциальная  возможность  выпуска
составила 700 самолетов в месяц.
     Германская промышленность претерпела мобилизацию  лишь  в  начале  1942
году, после чего резко стало расти количество вооружений.

     4. Последние приготовления

     Из всех  заказанных  Сталиным  истребительных  отечественных  самолетов
наиболее успешными вариантами были ЛАГГ,  МИГ и ЯК.
      Штурмовик ИЛ-2  доставил своему конструктору Ильюшину много  волнений.
Изготовленный  вначале  с  защитой  задней  полусферы  /двухместный/  он,  в
преддверии  нападения   на   Германию,   не   устраивал   заказчиков   своей
'расточительностью'.  С. Ильюшин, не знавший всех планов  Сталина,  вынужден
был  изменить  конструкцию  на   одноместный   вариант,    т.е.   приблизить
конструкцию к самолету 'чистого неба'.  Гитлер  нарушил  планы  Сталина,   и
самолет  в  начале  войны   срочно   пришлось   возвращать   к   изначальной
конструкции.
25 февраля 1941 года  ЦК  ВКП  (б)  и  Совнарком  приняли  постановление  'О
реорганизации    авиационных    сил    Красной    армии'.      Постановление
предусматривало   дополнительные   меры   перевооружения   авиачастей.     В
соответствии  с  планами  будущей  войны  была  поставлена   задача   срочно
сформировать  новые авиаполки,  при этом  укомплектовать  их,  как  правило,
новыми   машинами.    Началось   формирование   нескольких     авиадесантных
корпусов.
     Доктрина войны  на  'чужой  территории'  и  'малой  кровью'  вызвала  к
появлению  самолета  'чистого  неба',  предназначенного  для   безнаказанных
налетов на мосты,  аэродромы,  города,  заводы.  Перед  войной  сотни  тысяч
юношей  готовились  пересесть  на  новый,   разработанный   по   сталинскому
конкурсу, самолет СУ-2 ,  которых  планировалось  перед  войной   изготовить
100-150 тыс.  шт.   Это  требовало  ускоренной  подготовки  соответствующего
числа летчиков и техников 'одного полета'.  СУ-2,  по  своей сути  'самолет-
шакал', как в Германии  /Ю-87/,   так  и  в  России  не  выдержал  испытание
временем, т.к. 'чистого неба' ни для той, ни для  другой  страны  так  и  не
было во время войны.
      Были  образованы  зоны  ПВО  с  истребительной   авиацией,    зенитной
артиллерией. Начался  беспрецедентный   призыв  в  авиацию,   добровольно  и
принудительно.  Практически вся немногочисленная гражданская   авиация  была
мобилизована в ВВС.  Открывались десятки авиашкол,  в  т.ч.  сверхускоренной
/3-4 месяца/ подготовки, традиционно офицерский  состав  за  штурвалом   или
рукояткой управления самолетом сменялся на сержантский -  факт  необычный  и
свидетельствующий  о  спешке  в  подготовке   войны.   К  границам    срочно
выдвигались аэродромы /порядка  66  аэродромов  по  границам!/,   завозились
запасы  топлива,    бомб,    снарядов.    Тщательно   и   в   особой   тайне
детализировались налеты на аэродромы немцев.
      13 июня  1940  года   был   образован   Летно-испытательный   институт
/ЛИИ/, в тот же период образованы были и другие КБ и НИИ.

      5. Начало войны

      В войне с Советским  Союзом  особую  роль  гитлеровцы  отводили  своей
авиации,  которая  к   этому  времени  уже  завоевала  полное  господство  в
воздухе на Западе.   В  основном  план  использования  авиации  на   Востоке
намечался такой же,  как и война на Западе: сперва  завоевать  господство  в
воздухе, а затем перебросить силы на  поддержку  наземной  армии.  Обозначив
сроки  нападения на  Советский  Союз,  гитлеровское  командование  поставило
перед 'Люфтваффе' следующие задачи:
       1.Внезапным  ударом  по  советским  аэродромам  разгромить  советскую
авиацию.
     2.Добиться полного господства в воздухе.
     3.После решения двух первых  задач  переключить  авиацию  на  поддержку
сухопутных войск непосредственно на поле  боя.
     4.Нарушить  работу    советского   транспорта,  затруднять   переброску
войск, как во фронтовой полосе, так и в тылу.
      5.Бомбардировать  крупные  промышленные  центры  -  Москву,   Горький,
Рыбинск, Ярославль, Харьков, Тулу.
      Утром 22  июня 1941 года,   вероятно  на  2-3  недели  опередив  СССР,
Германия нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам. Только за 8  часов
 войны были потеряны 1200  самолетов,   произошла  массовая  гибель  летного
состава,  были  уничтожены  хранилища  и  все  запасы.   Историки   отмечали
странную  'скученность'   нашей  авиации  на  аэродромах  накануне  войны  и
сетовали на 'ошибки' и 'просчеты'  командования  /т.е.  Сталина/  в   оценке
событий.    На   самом   же   деле,     'скученность'    предвещает    планы
сверхмассированного удара по целям и уверенность в безнаказанности,  чего  и
не случилось. Летный состав ВВС, особенно бомбардировочный,  ввиду  нехватки
истребителей  поддержки  нес  большие  потери,  произошла  трагедия   гибели
пожалуй  самого  совершенного  и  мощного   воздушного   флота   в   истории
человечества, который предстояло заново возродить под ударами противника.
Нужно признать, что свои планы  воздушной  войны   гитлеровцам   удалось   в
1941-м и первой половине 1942 года в значительной мере реализовать.   Против
Советского Союза были брошены почти все наличные силы гитлеровской  авиации,
в том числе части, снятые с Западного фронта. При этом  предполагалось,  что
после   первых   же   успешных   операций   часть     бомбардировочных     и
истребительных соединений будут возвращены на Запад для войны с Англией.   В
начала войны гитлеровцы имели не только  количественное  превосходство.   Их
преимуществом являлось  и  то,  что  летные  кадры,  принимавшие  участие  в
воздушном нападении,  уже  прошли  серьезную   школу  боев  с  французскими,
польскими и английскими летчиками. На их стороне  был  также  изрядный  опыт
взаимодействия со  своими  войсками,  приобретенный  в  войне  против  стран
Западной Европы.
     Старые типы истребителей и  бомбардировщиков,  такие,   как   И-15,  И-
16,  СБ.,   ТБ-3  не  могли  соперничать  с  новейшими  'Месстершмиттами'  и
'Юнкерсами'.  Тем  не  менее,  в  развернувшихся  воздушных  боях  даже   на
устаревших типах самолетов, русские летчики  наносили  немцам  ущерб.  С  22
июня по 19 июля Германия потеряла 1300 самолетов только  в  воздушных боях.
     Вот что  пишет  по  этому  поводу  немецкий  генштабист  Греффат:   'За
период с 22 июня по  5  июля  1941  года  немецкие   военно-воздушные   силы
потеряли 807 самолетов.

     6. Эвакуация авиационной промышленности

     К октябрю 1941 года армии  Вермахта  подошли  к  Москве,   были  заняты
города, поставляющие комплектующие для авиазаводов, пришло  время  эвакуации
заводов и КБ Сухого,  Яковлева и др.  в г.   Москве,  Ильюшина  в  Воронеже,
требовали эвакуации все заводы европейской части СССР.  Выпуск  самолетов  в
ноябре 1941 года сократился более чем в три с половиной раза.
     Уже 5  июля  1941 года Совнарком СССР принял решение  об  эвакуации  из
центральных  районов  страны   части    оборудования    некоторых    заводов
авиаприборов  для  дублирования их производства в Западной Сибири,  а  через
некоторое  время   пришлось   выносить    решение    об    эвакуации    всей
авиапромышленности.
     9 ноября 1941 года Государственный комитет  обороны  утвердил   графики
восстановления  и  пуска эвакуированных заводов и планы производства.
     Была поставлена  задача  не, только восстановить выпуск  самолетов,  но
и значительно увеличить их количество и  качество.   В  декабре   1941  года
план производства самолетов удалось выполнить менее  чем на 40 процентов,  а
моторов - только на 24 процента.
     В тяжелейших условиях,  под бомбами, в холод, стужу сибирских зим  один
за   другим   были    пущены    заводы-дублеры.    Уточнялись,    упрощались
технологии,  находили  применение  новые  виды  материалов   /не   в   ущерб
качеству/, за станки встали женщины и подростки.
     Для фронта имели свое значение и поставки по ленд-лизу.  На  протяжении
всей второй мировой войны самолетов было  поставлено  4-5  процентов  общего
производства самолетов и другого вооружения, произведенного в США.   Однако,
 ряд материалов,  и оборудования поставляемых США, Англией, был  уникален  и
незаменим для России /лаки,  краски,   др.  химические  вещества,   приборы,
инструменты,    оборудование,   медикаменты    и    т.д./,     что    нельзя
охарактеризовать, как 'малозначимое' или второстепенное.

      7. Положение улучшается

      Перелом в   работе   отечественных  авиазаводов  наступил  примерно  к
марту 1942 г.  Одновременно  с  этим  рос  боевой   опыт   наших   летчиков.
Только  за  период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за  Сталинград
люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов.  Наша  авиация  стала  действовать
более  активно  и  показала  всю  свою  боевую  мощь  на  Северном  Кавказе.
Появились Герои Советского Союза.  Это звание присваивалось  как  за  сбитые
самолеты, так и за количество боевых вылетов.
     В СССР была образована эскадрилья 'Нормандия-Неман',   укомплектованная
добровольцами французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.
     Среднемесячное производство  самолетов  поднялось  с 2,1 тыс.   в  1942
году до 2,9 тыс.  в 1943 году.  Всего в 1943 году  промышленность  выпустила
35 тыс.  самолетов на 37 процентов больше, чем в  1942  году.  В  1943  году
заводы изготовили 49 тыс. моторов, почти на  11  тыс.  больше,  чем  в  1942
году. Еще  в  1942  году  СССР  перегнал  Германию  в  выпуске  самолетов  -
сказались   героические    усилия    наших   специалистов   и   рабочих    и
'успокоенность'  или  неготовность  Германии,   не  мобилизовавшей   заранее
промышленность под условия войны.

     8. Завершение войны

     В Курском  сражении летом 1943  года  Германия  применяла  значительные
количества авиатехники,  однако, мощь ВВС впервые обеспечила  господство   в
воздухе.  Так,  например,  только в течение часа в  один  из  дней  операции
наносился удар силой 411 самолетов и так тремя  волнами в течение дня.
     К 1944  году фронт получал около 100 самолетов ежедневно,   в  т.ч.  40
истребителей.
      Модернизировались  боевые  основные   машины.   Появились  самолеты  с
улучшенными боевыми  качествами  ЯК-3,   ПЕ-2,   ЯК  9Т,  Д,   ЛА-5,  ИЛ-10.
Немецкие конструкторы  также модернизировали самолеты.  Появились  'Ме-109Ф,
Г, Г2' и т.д.
       К   концу   войны   появилась   проблема     увеличения     дальности
истребительной    авиации    -    аэродромы    не   успевали   за   фронтом.
Конструкторы предложили установку дополнительных бензобаков  на   самолетах,
начало применяться и  реактивное  оружие.   Развивалась  радиосвязь,  в  ПВО
нашла применение радиолокация.  Все сильнее наносились бомбовые удары.  Так,
17  апреля  1945  года  бомбардировщики  18  воздушной   армии   в    районе
Кенигсберга  за  45  минут произвели 516  боевых  вылетов  и  сбросили  3743
бомбы общим весом 550 т.
     В воздушной битве за Берлин со стороны противника приняло участие  1500
болевых самолетов, базирующихся на 40 аэродромах  под  Берлином.  В  истории
это  -  самое  самолетонасыщенное  воздушное  сражение,   при  этом  следует
учесть высочайший уровень боевой подготовки обеих   сторон.   В  'Люфтваффе'
воевали асы, сбившие по 100,150 и  более  самолетов  /рекорд  -  300  сбитых
боевых самолета/.
     В конце   войны   немцы   применили  реактивную  авиацию,   значительно
превосходившую винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./.  Тем не  менее,  и
это не помогло. Наши летчики в Берлине совершили 17,5 тыс. боевых вылетов  и
полностью разгромили воздушный немецкий флот.

     9. Анализ   отечественной  и  зарубежной  авиационной  техники  периода
  войны

     Анализируя военный  опыт  можно  заключить,   что  наши  самолеты,  раз
сработанные в период 1939-1940 г.г.  располагали  конструктивными  резервами
для последующей модернизации.  Попутно следует отметить,   что   в  СССР  не
все типы самолетов принимались на  вооружение.   Например,  в  октябре  1941
года было прекращено производство истребителей  МиГ-3,   а  в  1943  году  -
бомбардировщиков ИЛ-4.
    Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735  самолетов.
В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных  предприятий  выпущено
25 436 самолетов,  за 1943 год - 34 900 самолетов,  за 1944  год  -  40  300
самолетов,  за первую половину 1945 года   выпущено  20900  самолетов.   Уже
весной 1942 года все заводы,  эвакуированные из  центральных  областей  СССР
за Урал и в Сибирь,  полностью освоили производство  авиационной  техники  и
вооружений.  Большинство этих заводов на новых местах в 1943  и  1944  годах
давали продукции в несколько  раз больше, чем до эвакуации.
     Германия обладала помимо  собственных  ресурсов  ресурсами   покоренных
стран.  За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а  наши
заводы давали в тот же период 33,2  тысячи  самолетов.  В 1944  году  выпуск
самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941  года.      В  первые  месяцы  1945
года  авиапромышленность  готовила   технику   к  завершающим   боям.   Так,
Сибирский авиационный завод N 153,  выпустивший  во  время  войны  15  тысяч
истребителей,   в  январе-марте  1945   года   передал   фронту   1,5   тыс.
модернизированных истребителей.
     Успехи тыла позволили укрепить ВВС  страны.  К  началу  1944  года  ВВС
имели 8818  боевых самолетов,  а немецкие - 3073.  По числу  самолетов  СССР
превосходил Германию в 2,7 раза.  К июню 1944 года ВВС   Германии  имели  на
фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января  1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых  самолетов.  Конструкция  наших  самолетов
была гораздо проще, чем американских, немецких  или  английских  машин.  Это
отчасти и  объясняет  такое  явное  преимущество  по   числу  самолетов.   К
сожалению  не  удается  сделать  сравнение  надежности,    долговечности   и
прочности  наших  и   немецких   самолетов,   а  также   произвести   анализ
тактического и стратегического применения авиации в войне 1941-1945 г.г. По-
видимому эти сравнения были бы не в нашу   пользу  и  условно  уменьшили  бы
такую разительную разницу в численности. Тем не менее,  пожалуй,   упрощение
конструкции было   единственным  выходом  при  отсутствии  квалифицированных
кадров специалистов,  материалов,  оборудования  и  других  компонентов  для
выпуска надежной  и доброкачественной техники  в  СССР,  тем  более  что,  к
сожалению, в российской армии традиционно берут 'числом',  а не умением.
     Совершенствовалось  и  авиационное  вооружение.  В   1942   году   была
разработана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка,  позднее  появилась  и
пушка калибра 45 мм.
   К 1942 году В.Я.Климовым  был  разработан  двигатель   М-107   взамен  М-
105П,  принятый  для  установки  на  истребители  с   водяным   охлаждением.
Греффоат пишет: 'Рассчитывая на то, что война с  Россией,  как  и  война  на
Западе,  будет молниеносной,  Гитлер предполагал  после   достижения  первых
успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а  также  необходимое
количество самолетов обратно на Запад.  На  Востоке  должны  были   остаться
авиасоединения,  предназначенные  для  непосредственной  поддержки  немецких
войск,  а   также   военно-транспортные   части   и   некоторое   количество
истребительных эскадр...'
      Немецкие  самолеты,   созданные  в  1935-1936  г.г.   в  начале  войны
возможности  коренной модернизации были уже не имели.  По  мнению  немецкого
генерала Бутлера  'Русские  имели  то  преимущество,  что  при  производстве
вооружения  и  боеприпасов ими учитывались все особенности ведения  войны  в
России и  максимально  обеспечивалась  простота  технологии.   В  результате
этого русские заводы  выпускали  огромное  количество  вооружения,   которое
отличалось большой простотой  конструкции.  Научиться владеть таким  оружием
была сравнительно легко...'
     Вторая  мировая  война  полностью  подтвердила  зрелость  отечественной
научно-технической мысли /это,  в конечном итоге,  обеспечило  в  дальнейшем
ускорение внедрения реактивной авиации/.
     Тем не  менее,  каждая  из стран  шла  своим  путем  в  конструировании
самолетов.
      Авиационная  промышленность  СССР  произвела  в  1941  году   15   735
самолетов.  В  тяжелом  1942  году,   в   условиях   эвакуации   авиационных
предприятий выпущено 25 436 самолетов,  за 1943 год - 34 900  самолетов,  за
1944  год - 40 300 самолетов,  за первую половину 1945 года  выпущено  20900
самолетов.  Уже весной 1942 года все заводы,  эвакуированные из  центральных
областей  СССР  за  Урал  и  в  Сибирь,   полностью   освоили   производство
авиационной техники  и  вооружений.   Большинство  этих  заводов  на   новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз больше,  чем  до
эвакуации.
     Германия обладала помимо  собственных  ресурсов  ресурсами   покоренных
стран.  За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а  наши
заводы давали в тот же период 33,2  тысячи  самолетов.  В 1944  году  выпуск
самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
     В первые месяцы  1945  года  авиапромышленность  готовила   технику   к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный завод  N  153,  выпустивший  во
время войны 15 тысяч истребителей,  в январе-марте 1945 года передал  фронту
1,5 тыс. модернизированных истребителей.
     Успехи тыла позволили укрепить ВВС  страны.  К  началу  1944  года  ВВС
имели 8818  боевых самолетов,  а немецкие - 3073.  По числу  самолетов  СССР
превосходил Германию в 2,7 раза.  К июню 1944 года ВВС   Германии  имели  на
фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787.  К  на-  чалу  января
1945 года наши ВВС  имели  15  815  боевых   самолетов.   Конструкция  наших
самолетов была гораздо проще,  чем  американских,  немецких  или  английских
машин.  Это  отчасти  и  объясняет  такое  явное  преимущество   по    числу
самолетов.   К  сожалению   не   удается   сделать   сравнение   надежности,
долговечности  и  прочности  наших  и    немецких    самолетов,    а   также
произвести  анализ  тактического  и  стратегического  применения  авиации  в
войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти сравнения были бы не в нашу   пользу  и
условно уменьшили бы такую разительную разницу в численности. Тем не  менее,
 пожалуй,  упрощение конструкции было  единственным выходом  при  отсутствии
квалифицированных кадров специалистов,  материалов,  оборудования  и  других
компонентов для выпуска надежной  и доброкачественной техники  в  СССР,  тем
более что, к сожалению, в российской армии традиционно  берут  'числом',   а
не умением.
     Совершенствовалось  и  авиационное  вооружение.  В   1942   году   была
разработана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка,  позднее  появилась  и
пушка калибра 45 мм.
   К 1942 году В.Я.Климовым  был  разработан  двигатель   М-107   взамен  М-
105П, принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
   Греффоат пишет: 'Рассчитывая на то, что война с Россией, как и  война  на
Западе,  будет молниеносной,  Гитлер предполагал  после   достижения  первых
успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а  также  необходимое
количество самолетов обратно на Запад.  На  Востоке  должны  были   остаться
авиасоединения,  предназначенные  для  непосредственной  поддержки  немецких
войск,  а   также   военно-транспортные   части   и   некоторое   количество
истребительных эскадр...'

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru