Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Курортные места Кавказских Минеральных Вод

Работа из раздела: «Туризм»

ВСТУПЛЕНИЕ


      В самом центре  Северного  Кавказа,  почти  на  одинаковом  расстоянии
между Черным и  Каспийским  морями,  располагается  уникальная  местность  –
Кавказские Минеральные Воды.  «Маленькая  Швейцария»,  «архипелаг  скалистых
островов», «знойная граница  Азии»  -  как  только  не  называли  эти  места
путешественники, покоренные их прелестью и красотой.
      Ученые говорят о том, что около двадцати миллионов лет назад здесь
бушевала вулканическая деятельность Эльбруса, результатом которой стало
образование семнадцати гор-лакколитов. Вслушайтесь в их названия: Бештау,
Машук, Спящий Лев, Кинжал, Змейка… Они овеяны легендами и преданиями,
преданиями древнего племени нартов – богатырей.
      А разве  может  оставить  кого-либо  равнодушным  величественная  цепь
горных вершин на горизонте? Будучи здесь, на Водах, А.С.Пушкин писал  своему
брату  Левушке:  «Жалею,  мой  друг,  что  ты  со  мною  вместе   не   видел
великолепную цепь этих гор, ледяные их  вершины,  которые  издали  на  ясной
заре кажутся странными облаками, разноцветными и  неподвижными;  жалею,  что
не всходил со мною на  острый  верх  пятихолмного  Бешту,  Машука,  Железной
горы…  Кавказский  край  -  знойная  граница  Азии  -  любопытен   во   всех
отношениях».
      Удивительно богата  и  щедра  кавказская  земля:  огромное  количество
минеральных  источников  из  ее  недр  выбивается  наружу.  Миллионы   людей
пользуются этими бесценными дарами. Мы с  гордостью  говорим,  что  нигде  в
мире нет места,  в  котором  бы  наблюдалось  такое  средоточие  минеральных
источников,  как  на  Кавминводах.  На  относительно  небольшой   территории
находятся более  100  источников  минеральной  воды  13  различных  типов  и
уникальная целебная грязь озера Тамбукан.
      О целебной силе минеральных источников народам Северного Кавказа  было
известно давно. Свидетельством  этому  являются  старинные  каменные  ванны,
вырубленные на склонах  Горячей  горы  в  Пятигорске,  и  каменная  ванна  в
Кисловодске.  Сведения  об   удивительной   местности,   богатой   целебными
источниками,   не   раз   встречаются   в   записках   путешественников    и
исследователей. Причем первое письменное упоминание  датировано  1334  годом
(записки известного арабского путешественника Ибн  Батуты).  Но  официальная
история Кавминвод ведет отчет с 24 апреля  1803  года,  когда  был  подписан
знаменитый Рескрипт Александра  1  «О  признании  государственного  значения
Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства».
      Жемчужинами Кавминвод называют живописные города-курорты:  Кисловодск,
Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. В  последнее  время  все  чаще  к  этому
списку добавляют и  город  Минеральные  Воды,  у  которого  есть  прекрасные
возможности курортного лечения. Каждый из  городов  имеет  свою  прелесть  и
очарование.  Самый  южный,  Кисловодск,   по   количеству   солнечных   дней
превосходит лучшие курорты мира. Предгорное расположение  курорта  Ессентуки
создает в нем удивительное сочетание  горного  и  степного  климатов.  Самым
маленьким. Но самым пленительным  по  природной  красоте  является  тихий  и
уютный Железноводск. И наконец, центральную часть Кавминвод  занимает  самый
крупный город-курорт Пятигорск, обладающий развитой  лечебно-оздоровительной
базой.
       Кавказские  Минеральные  Воды  уникальны  и  по  своим  экскурсионным
возможностям.   Более   ста   интересных   маршрутов   предлагают    местные
туристические  фирмы.  Обзорные  экскурсии  по   городам-курортам   позволят
поближе познакомиться с этими уникальными местами, с памятниками  истории  и
культуры.

                             ПАВИЛЬОН БЮВЕТА № 4
                         МИНЕРАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА № 4.

      Одним из самых значительных периодов в жизни Ессентуков  стало  начало
20  века,  когда  курорт  интенсивно  развивался  и  привлекал   пристальное
внимание. Значительные средства выделяются в это  время  на  благоустройство
курортного парка. Чтобы сделать его лучше и привлекательней,  немало  усилий
приложил архитектор Н.Н.Семенов. Благодаря его стараниям в  парке  появились
красивые павильоны, были устроены удобные маршруты для  прогулок  и  видовые
площадки.
      Своеобразие парку придали и многочисленные скульптуры, в  основном  на
античные темы. Они сохранились не все, но  те,  что  остались,  до  сих  пор
радуют глаз, напоминая о блестящей эпохе в жизни курортного парка.  Вот  уже
девяносто  лет  его  украшает  скульптурная   группа   «Резвящиеся   амуры»,
окруженная разноцветьем цветущих растений. Она словно  подчеркивает  строгие
формы бювета источника  №  4.  Он  является  одним  из  самых  популярных  в
Ессентуках.
      Открыл и описал этот щелочной источник профессор  А.И.Нелюбин  в  1823
году. На месте его выхода на поверхность была  вырыта  большая  яма,  в  нее
встроили деревянный сруб с крышкой, а затем, в середине  19  века,  над  ним
поставили деревянную беседку. Скопившуюся минеральную воду  подавали  наверх
с помощью насоса.
      Позже беседку  заменила  просторная  и  нарядная  деревянная  галерея-
павильон, в которой можно было укрыться от солнца и дождя.  А  в  1912  году
архитектор   Н.Н.Семенов  разработал  проект  нового   открытого   каменного
бювета.  Павильон  над  ним,  сохранившийся  до  наших  дней,   выполнен   в
популярном в те времена неоклассическом стиле.



                        ЕССЕНТУКСКАЯ ГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА.

      Несомненным  украшением  старой  курортной  зоны  Ессентуков  является
уникальное здание грязелечебницы. Оно  построено  в  1915  году  по  проекту
петербургского архитектора Шреттера. В основу проекта  зодчий  положил  опыт
греко-римской   архитектуры.   Это   величественное   сооружение    поражает
классической  строгостью  и  красотой.  Чтобы  зрительно  поднять  его   над
горизонтом, перед главным входом был  устроен  углубленный  дворик,  где  на
пьедесталах застыли величественные фигуры бога  врачевания  Асклепия  и  его
дочери Гигеи, богини чистоты и здоровья. Четыре льва  охраняют  проходы,  по
которым идут на процедуры отдыхающие. Под лапами львов – придавленные  змеи,
символ побежденных болезней. Поражает взор главный  фасад  грязелечебницы  с
двумя  рядами  ионических  колонн  и  изящным  фронтоном.  На  стенах  видны
барельефные изображения богов из древнегреческой и древнеримской мифологии.
       Войдя  внутрь  здания,  отдыхающие  попадают  в  холл,  свет  в  него
проникает из окон, расположенных под потолком. Особое  восхищение  курортной
публики  вызывает  центральный  зал  отдыха  с  верхним  световым   фонарем,
украшенный скульптурами богов и фресками. Здание имеет два подземных  этажа,
где располагаются хозяйственно-технические службы.
      Смело можно говорить о том, что  в  Европе  нет  сооружений  подобного
типа, которые могли бы  по  отделке,  планировке,  внутреннему  убранству  и
архитектуре соперничать с  этим.  Первоначально  грязелечебница  носила  имя
цесаревича  Алексея,  а  после  революции  была  названа  в  честь   наркома
здравоохранения Н.А.Семашко.


                           ДВОРЕЦ ЭМИРА БУХАРСКОГО

      Это чудо архитектуры, расположенное в Курортном  парке  Железноводска,
по праву вызывает восхищение у гостей и жителей Кавказских Минеральных  Вод.
Высокая  башня  минарета,  узорчатые  балконы,  затейливая  резьба  в   виде
узбекских национальных орнаментов, отделка  стен  керамическими  плитками  –
все это придает зданию своеобразный восточный колорит.
      Дворец строился как  летняя  резиденция  эмира  бухарского.  Он  очень
любил кавказские курорты и приезжал сюда  едва  ли  не  ежегодно.  Правителя
привлекли  уют  и  тишина   Железноводска,   неповторимая   прелесть   этого
небольшого  курортного  городка.   Он   выкупил   один   из   участков   под
строительство дачи. Проектировал  ее  известный  архитектор  В.Н.Семенов,  а
возводили дворец мастера каменных дел  из  Хорезма.  Внутри  он  имел  очень
сложную планировку с многочисленными лестницами, переходами и комнатами  для
аудиенций. Специальный мостик соединял дворец с другим  зданием,  в  котором
должен был находиться эмирский гарем.
      В 1912 году  строительство  было  закончено,  однако,  владелец  этого
удивительного сооружения никогда в нем не жил. Во время работ с  лесов  упал
рабочий и погиб, эмир счет это дурным знаком, предвещающим беду. И  оказался
прав: вскоре бухарское ханство прекратило свое существование.
       А  железноводский  дворец  во  все  времена  служил  людям.  В   годы
гражданской  войны  в  нем  находился  лазарет,  затем  –  один  из   первых
санаториев. Сегодня в здании располагается один из корпусов  санатория   им.
Э.Тельмана. Мемориальные доски на стене дворца напоминают о том, что  когда-
то здесь лечились Клара Цеткин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова.


                             ПУШКИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

      На центральной площади железноводского парка на фоне  кудрявой  зелени
склонов Железной горы в 1902 году появилось необычное сооружение из  металла
и стекла – Пушкинская галерея. В окружении цветочных клумб  и  розариев  она
напоминает нам легкий и воздушный сказочный замок.
      Галерею заказала дирекция Кавказских Минеральных Вод варшавской  фирме
«Вл.Гостынский и К». Автором проекта, который осуществлял общее  руководство
работами, стал академик архитектуры Шиллер. Галерея была устроена  удобно  и
практично.  В  одном  ее  крыле  размещался  театральный  зал,  в  другом  –
гостиная. К прогулочному залу подвели минеральную воду источников №  1  и  №
2. Таким образом в Железноводске была решена проблема развлечения  курортных
больных, галерея стала выполнять роль курзала.
      В театральном зале три-четыре раза в  неделю  устраивались  спектакли,
выступали певцы и музыканты, гастролировавшие  на  КМВ.  Здесь  играли  В.Ф.
Комиссаржевская и М.Савина, танцевала Айседора Дункан, публика  рукоплескала
джаз-оркестру  Олега  Лундстрема,  Леониду  Утесову,   Майе   Кристалинской,
Махмуду Эсамбаеву и другим выдающимся артистам.
      Галерея по праву считается  визитной  карточкой  г.  Железноводска.  К
сожалению, время не пощадило ее. В 90-е годы  20  века  конструкции  заметно
обветшали,  здание  нуждалось  в   немедленной   реставрации.   Трудно   шли
восстановительные  работы,  все  делалось  очень  тщательно  и   кропотливо.
Большое  содействие  в  проведении  работ  оказал   известный   кинорежиссер
С.С.Говорухин. В  настоящее  время  реставрация  галереи  завершена,  здание
возродилось в своем первозданном облике.


                             НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ.

       Своеобразной  визитной  карточкой  Кисловодска,   города   солнца   и
богатырского напитка, стало здание Нарзанной галереи. Оно протянулось  почти
на сто метров вдоль Курортного бульвара. Это оригинальное строение из  серо-
желтого песчаника в готическом стиле  было  возведено  по  проекту  главного
архитектора Кавказских Минеральных Вод Самуила Уптона.
      Строительство галереи было начато в 1848 году  и  продолжалось  десять
лет.  Уптону  удалось  объединить  под  одной  крышей  галерею,  источник  и
купальни.  Изначально  северная  часть  здания  была  двухэтажной,   наверху
размещались номера для приезжих, а внизу – лечебное отделение.  Сегодня  эту
часть галереи занимает центральная городская библиотека с читальным залом.
      В 1851 году над  источником  нарзана  был  устроен  каменный  колодец,
ограждала его изящная металлическая решетка. Здание галереи  перестраивалось
несколько раз, его внешний облик незначительно менялся. В конце 19 –  начале
20 века над источником  появились  мраморный  барьер  и  стеклянный  колпак,
которые в несколько измененном виде сохранились до нашего времени.
      Окончательная реконструкция галереи была произведена в  1979  году  по
проекту архитектора  А.Кремера.  Стены  основного  помещения  были  отделаны
мрамором, полы – гранитом. Появился бассейн с  фигурой  купальщицы.  Сегодня
это прекрасное просторное здание, в  котором  отдыхающие  могут  попробовать
подогретую и холодную минеральную воду, тот  самый  знаменитый  кисловодский
нарзан, залог здоровья и долголетия.



                          ГЛАВНЫЕ НАРЗАННЫЕ ВАННЫ.

      Это одно  из  самых  красивых  и  оригинальных  зданий  города-курорта
Кисловодска. В начале 20 века бурно развивался Кисловодский  курорт,  городу
требовались  новые  бальнеологические  учреждения,  поэтому  в   1901   году
Курортное управление приняло решение о  возведении  нового  ванного  здания.
Автором  этого  уникального  проекта,   а   впоследствии   и   руководителем
строительства стал гражданский архитектор А.Н.Клепинин.
      Ванны были построены из желтого пятигорского  кирпича  в  мавританском
стиле, по фасаду украшены лепными работами и  облицованы  майоликой.  Автору
проекта удалось обыграть небольшое понижение  местности:  в  северной  части
здания был возведен высокий фундамент  и  пристроена  сказочная  лестница  с
изящными перилами.
      В нижнем этаже  здания  располагалось  два  больших  бассейна,  в  них
подавался  из  машинного  отделения  подогретый  нарзан.  На  втором   этаже
размещалось  гидропатическое   отделение,  а   боковые   крылья   пристройки
использовались для прогулок курортной публики.
      Оригинальное здание Главных нарзанных  ванн  прекрасно  вписывается  в
окружающий   горный   пейзаж.   Оно    является    памятником    архитектуры
республиканского значения и из года в  год  неизменно  привлекает  гостей  и
жителей Кисловодска своим неповторимым восточным колоритом.


                              ДОМИК ЛЕРМОНТОВА.

       В  Пятигорске  есть  много  памятных  мест,  связанных  с  жизнью   и
творчеством М.Ю.Лермонтова. Но самое дорогое и любимое из  них  –  маленький
домик под камышовой крышей, который известен в городе  как  последний  приют
поэта. В нем прошли два  последних  месяца  жизни  Лермонтова,  в  нем  были
написаны последние стихотворения, самые трогательные и проникновенные,  сюда
после дуэли, поздно вечером, было  привезено  тело  поэта,  здесь  Пятигорск
прощался с Лермонтовым, отсюда его хоронили.
      В 1912 году в доме был открыт мемориальный лермонтовский  музей,  один
из первых в России. Необыкновенной притягательной силой обладает это  место:
миллионы людей из разных уголков мира стремятся попасть сюда,  отдавая  дань
памяти и почтения  Лермонтову.
      Самыми первыми и самыми дорогими экспонатами музея стали  личные  вещи
поэта, рабочий письменный стол и кожаное кресло.  Долгое  время  их  хранили
его родственники, а в 1912 г. они были переданы в дар  музею.  Из  подлинных
вещей домика сохранился маленький  круглый  преддиванный  стол,  за  которым
любил работать Лермонтов.
       Излюбленным  местом  у  поэта  была  небольшая  деревянная   терраса,
пристроенная к домику со стороны сада. По  утрам,  когда  было  тихо  и  все
спали, он выносил сюда  столик, садился и писал. В  те  времена  здесь  было
очень тихо, спокойно и ничто не мешало работе.

                          ПАМЯТНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВУ.

      Глубоко символично то,  что  именно  в  Пятигорске,  городе,  овеянном
поэтической славой Лермонтова,  был  установлен  первый  в  России  памятник
поэту. В течение долгих 18 лет шел сбор средств по подписке  для  сооружения
монумента. Он является свидетельством поистине всенародной  любви  к  поэту.
Был объявлен  конкурс  на  лучший  проект  памятника.  Победителем  оказался
скульптор А.М.Опекушин, автор знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.
      16 августа 1889 года состоялся праздник открытия памятника. Этот  день
запомнился  всем  жителям  и  гостям  Пятигорска.  Открытие   прошло   очень
торжественно и празднично. А самым ярким приветствием стала  страстная  речь
молодого осетинского поэта К.Хетагурова.
       Бронзовая скульптура поэта водружена на высокий гранитный  постамент.
Лермонтов изображен сидящим на скале, у ног его – раскрытая книга.  Забыв  о
ней, поэт устремил свой взор вдаль, на манящие вершины Кавказа и  седовласый
Эльбрус. Кавказские горы не  раз  будили  воображение  поэта  и  дарили  ему
вдохновение:

                       Я счастлив был с вами, ущелия гор;
                       Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
                       Там видел я пару божественных глаз;
                       И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                                  Люблю я Кавказ!



                              ПОКРОВСКИЙ ХРАМ.

      Если раньше город Минеральные Воды был известен  в  качестве  крупного
транспортного узла, то в последнее время  он  все  чаще   становится  местом
паломничества православных христиан. Сегодня в городе располагается один  из
крупных новых российских храмов. В 1990 году было  освящено  место  для  его
строительства и установлен крест.
       Автором  проекта  стал  инженер-архитектор  из  Владикавказа  Каурбек
Макеев, который работал совершенно бескорыстно. Здание  выстроено  в  лучших
традициях старорусской  архитектуры.  Стены  собора  возведены  из  красного
кирпича, ограда, купола и частично колокольня покрыты листовым  железом.  Во
дворе располагаются двухэтажный терем-кухня,  трапезная,  воскресная  школа,
крестильня. Звонница состоит из девяти колоколов, самый большой из  них  был
подарен семьей Колиевых. Глава семьи в настоящее время возглавляет  один  из
крупных производственных концернов «Колиев продукт».
      14 октября 1997 года, в праздник Покрова  Пресвятой  Богородицы,  храм
был освящен. 8 августа  1998  года,  в  день  памяти  преподобного  Феодосия
Кавказского, сюда из  церкви  Архистратига  Михаила   были  перенесены  мощи
святого, которого чтят как покровителя и заступника  всех  народов  Кавказа.
При этом событии присутствовало очень много людей, паломников  из  России  и
Иерусалима. Сегодня у каждого верующего человека есть  возможность  побывать
в этом храме, приобщиться к чудотворным  мощам  старца  Феодосия.  Здесь  же
хранятся частички мощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru