Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Программа прогнозного исследования

Работа из раздела: «Социология»

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
                                  ФЕДЕРАЦИИ

               СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


                   КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


         ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»  НА ТЕМУ


                     «Программа прогнозного исследования
         динамики подготовки научных кадров в Нижегородской области»



                                              Выполнила студентка
                                              факультета ГиМУ 512 группы
                                              Якимишина Т.О.

                                              Проверила

                                              Гусева Г.А.



                               Санкт-Петербург
                                  2004 год



                                 Содержание


    1. Формулировка социальной проблемы……………….3
    2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза………………………………………………………….3
    3. Построение исходной модели объекта
    прогнозирования……………………………………………4
    4.Построение прогнозной модели объекта
     прогнозирования…………………………………….……13


    Вывод…………………………………………………17


    Библиография……………………………………….19



1. Формулировка социальной проблемы

Падение  роста числа аспирантов, качества подготовки и количества выпуска
как уменьшение возможности дальнейшего общественного развития.
Происходящие изменения в экономике тесно связаны с человеческим фактором.
Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического
потенциала. Их численность, структура, качество подготовки в значительной
степени определяют возможности дальнейшего общественного развития.
Для Нижегородской области, не имеющей на своей территории природных
сырьевых запасов, стратегическим ресурсом являлась интеллектуальная
собственность. В докризисный период наука была опорной и перспективной
отраслью областной экономики, обладающей высоким кадровым потенциалом.
Однако, под влиянием многих негативных факторов, сопровождающих период
экономической нестабильности, в настоящее время, как в сфере науки, так и в
реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством
научных кадров.
Особенно обращает на себя внимание проблема старения
высококвалифицированных специалистов, а также становления и закрепления
молодых ученых в сфере науки. По данным 2002 г., в организациях области,
выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый пятый был моложе
30 лет. В то же время более 40 % численности исследователей достигли
предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше). При этом к данной
категории принадлежало более 85 % ученых со степенью доктора наук и 66 % -
со степенью кандидата наук. Следует отметить также, что среди
исследователей каждый пятый доктор наук был в возрасте старше 70 лет.

2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза

Объект: аспиранты Нижегородской области.
Предмет: динамика численности поступления и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Целевая ориентация: прогнозирование динамики приема и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Задачи:
1. Прогноз количества поступающих в аспирантуру Нижегородской области.
2. Прогноз количества выпускающихся из аспирантуры Нижегородской области.
3. Анализ, полученных прогнозов по Нижегородской области.
Данный прогноз является поисковым, так как будут условно продолжены в
будущем наблюдаемые тенденции.
    3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования

     Основным видом подготовки научных кадров является обучение в
аспирантуре. В 2003 г. в Нижегородской области подготовку аспирантов
осуществляли 26 организаций, в том числе 15 аспирантур высших учебных
заведений и 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. На конец
года в аспирантуре обучалось 3050 человек (в 2002 г. – 2798 человек).
    В прошедшем десятилетии (1994-2003) наблюдалась устойчивая динамика
роста аспирантов. Их численность увеличилась за  этот период в 3.6 раза. В
последние два года интенсивность роста численности заметно упала. Если в
предыдущие годы ежегодные темпы роста слушателей аспирантуры достигали 16-
17 %,  то в 2002 г. их уровень снизился вдвое, а в истекшем году не
превышал 9 %.
    В целом изменение темпов в сторону уменьшения обусловлено их заметным
снижением в аспирантуре очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очной
формы обучения, учитывая, что аспиранты очного отделения занимают в общей
численности основную долю (в 2002 г. – 70, 4 %, в 2003 г. – 68, 8 %). Так,
в 2002- 2003 гг. по сравнению с 2001 г. темпы роста численности аспирантов
очного отделения снизились соответственно на 8.8 и 9.7 п.п.
       Основным  звеном  в  деятельности  аспирантуры  является  аспирантура
высших учебных заведений. За последние 10 лет  доля  контингента  вузовской
аспирантуры в общей численности  аспирантов возросла с 89,6 %  до 93,5 %. В
абсолютном выражении их  численность  выросла  в  4,5  раза  имея  на  всем
протяжении положительную динамику. В то  же  время  численность  слушателей
аспирантуры научно-исследовательских институтов увеличилась лишь в 2,7раза.
При том  за  период  2000  -  2002  гг.  наблюдалось  ежегодное  сокращение
oбучающихся  в  этих  организациях  и  только   в   истекшем   году   здесь
зарегистрирован рост на 8,8 % в том  числе  наиболее  значительный  (в  1,2
раза) - в аспирантуре очного отделения.
[pic]

            ? всего    ? в том числе ВУЗы   ? ВНИИ

  Рис 1 Динамика численности аспирантов ВУЗов н НИИ

на конец года (человек)1



  В среднем в учреждениях и организациях области, занимающихся  аспирантской
подготовкой, доля аспирантов до 26 лет составила в истекшем  году  76,4%  (в
2000 г -75,4%, 2002 г - 77,4%)  В  аспирантуре  очной  формы  обучения  доля
самой  молодой  категории  слушателей  была,  безусловно,  выше  и  имела  в
последние годы хотя и незначительную, но положительную  динамику  2000  г  -
87,2%, 2002 г  -  88,1,2003  г  -  89,3%.  Распределение  общей  численности
аспирантов по возрастным категориям



  ___________________

  1См.:  Голубцов  А.Н.,  Смолина   М.А.   Подготовка   научных   кадров   в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



  характеризуется данными, приведенными в таблице 11:
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т  |чел|ь% |обш|
|   |ове|к  |ей |
|   |к  |200|чис|
|   |   |2 г|лен|
|   |   |   |нос|
|   |   |   |ти,|
|   |   |   |в %|
|   |все|я  |все|в |в|в |
|   |го |той|го |то|с|то|
|   |   |чис|   |м |е|й |
|   |   |ле |   |чи|г|чи|
|   |   |очн|   |сл|о|сл|
|   |   |ая |   |е | |е |
|   |   |фор|   |оч| |оч|
|   |   |ма |   |на| |и |
|   |   |обу|   |я | |ал|
|   |   |чен|   |фо| |фо|
|   |   |ия |   |рм| |рм|
|   |   |   |   |а | |а |
|   |   |   |   |об| |  |
|   |   |   |   |уч| |  |
|   |   |   |   |ен| |  |
|   |   |   |   |ия| |  |
|   |   |   |   |  | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9  |3  |,6 |80|6|3 |
|лет|   |   |   |  |,|  |
|(вк|   |   |   |  |4|  |
|люч|   |   |   |  | |  |
|ите|   |   |   |  | |  |
|льн|   |   |   |  | |  |
|о) |   |   |   |  | |  |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 |   |   |,0 |,3|2|5 |
|   |   |   |   |  |6|  |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 |   |   |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 |   |   |   |2,|.|  |
|   |   |   |   |5 |2|  |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и  |   |   |,6 |0,|3|  |
|ста|   |   |   |0 | |  |
|рше|   |   |   |  | |  |
|Возраст         |2003 г, человек|2003 г в % к 2002 г|Доля в общей      |
|                |               |                   |численности, в %  |
|                |всего|в том    |всего  |в том числе|всего |в том     |
|                |     |числе    |       |очная форма|      |числе очн |
|                |     |очная    |       |обучения   |      |ая форма  |
|                |     |форма    |       |           |      |          |
|                |     |обучения |       |           |      |          |
|                |     |         |       |           |      |          |
|До 26 лет       |2329 |1873     |107,6  |1080       |76,4  |893       |
|(включительно)  |     |         |       |           |      |          |
|27-30           |386  |157      |110,0  |91,3       |12,6  |7,5       |
|31-34           |138  |43       |110,4  |935        |4,5   |2,0       |
|35-38           |66   |13       |98,5   |162,5      |2,2   |0,6       |
|39 и старше     |131  |12       |145,6  |150,0      |4,3   |0,6       |

|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т  |чел|ь% |обш|
|   |ове|к  |ей |
|   |к  |200|чис|
|   |   |2 г|лен|
|   |   |   |нос|
|   |   |   |ти,|
|   |   |   |в %|
|   |все|я  |все|в |в|в |
|   |го |той|го |то|с|то|
|   |   |чис|   |м |е|й |
|   |   |ле |   |чи|г|чи|
|   |   |очн|   |сл|о|сл|
|   |   |ая |   |е | |е |
|   |   |фор|   |оч| |оч|
|   |   |ма |   |на| |и |
|   |   |обу|   |я | |ал|
|   |   |чен|   |фо| |фо|
|   |   |ия |   |рм| |рм|
|   |   |   |   |а | |а |
|   |   |   |   |об| |  |
|   |   |   |   |уч| |  |
|   |   |   |   |ен| |  |
|   |   |   |   |ия| |  |
|   |   |   |   |  | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9  |3  |,6 |80|6|3 |
|лет|   |   |   |  |,|  |
|(вк|   |   |   |  |4|  |
|люч|   |   |   |  | |  |
|ите|   |   |   |  | |  |
|льн|   |   |   |  | |  |
|о) |   |   |   |  | |  |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 |   |   |,0 |,3|2|5 |
|   |   |   |   |  |6|  |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 |   |   |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 |   |   |   |2,|.|  |
|   |   |   |   |5 |2|  |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и  |   |   |,6 |0,|3|  |
|ста|   |   |   |0 | |  |
|рше|   |   |   |  | |  |
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т  |чел|ь% |обш|
|   |ове|к  |ей |
|   |к  |200|чис|
|   |   |2 г|лен|
|   |   |   |нос|
|   |   |   |ти,|
|   |   |   |в %|
|   |все|я  |все|в |в|в |
|   |го |той|го |то|с|то|
|   |   |чис|   |м |е|й |
|   |   |ле |   |чи|г|чи|
|   |   |очн|   |сл|о|сл|
|   |   |ая |   |е | |е |
|   |   |фор|   |оч| |оч|
|   |   |ма |   |на| |и |
|   |   |обу|   |я | |ал|
|   |   |чен|   |фо| |фо|
|   |   |ия |   |рм| |рм|
|   |   |   |   |а | |а |
|   |   |   |   |об| |  |
|   |   |   |   |уч| |  |
|   |   |   |   |ен| |  |
|   |   |   |   |ия| |  |
|   |   |   |   |  | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9  |3  |,6 |80|6|3 |
|лет|   |   |   |  |,|  |
|(вк|   |   |   |  |4|  |
|люч|   |   |   |  | |  |
|ите|   |   |   |  | |  |
|льн|   |   |   |  | |  |
|о) |   |   |   |  | |  |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 |   |   |,0 |,3|2|5 |
|   |   |   |   |  |6|  |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 |   |   |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 |   |   |   |2,|.|  |
|   |   |   |   |5 |2|  |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и  |   |   |,6 |0,|3|  |
|ста|   |   |   |0 | |  |
|рше|   |   |   |  | |  |


  По сравнению с предыдущим годом в большинстве отраслей наук (в 15  из  20)
отмечалось увеличение числа слушателей. Устойчивая  положительная  динамика
последних 10 лет сохранилась в 11 отраслях наук,  включая  ведущие  отрасти
физико-математические технические  и  экономические  где  прирост  составил
соответственно 2,8 % о 8,9 % и 7 %. Вместе  с  тем  в  последние  два  года
наблюдалось  заметное  уменьшение  численности   обучающихся   в   отраслях
сельскохозяйственных наук (в 2002 г-на 9%, в 2003 г - на 21,6%).
Важным  аспектом  деятельности  аспирантуры  является   организация   приема
специалистов. В 2003 г в аспирантуру было зачислено 1078 абитуриентов, из



  ___________________

  1См.:  Голубцов  А.Н.,  Смолина   М.А.   Подготовка   научных   кадров   в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



них 94,1% поступили на обучение  в  аспирантуру  высших  учебных  заведений.
Около 61% поступивших были приняты в аспирантуру из числа окончивших  высшие
учебные заведения в этом же году. Как  правило,  в  приеме  на  очную  форму
обучения доля выпускников вузов бывает значительно выше в истекшем году  она
составила 67,7%, что ниже прошлогоднего уровня на 1,7 п. п.
  В  аспирантуре  нижегородских   высших   учебных   заведений   и   научно-
исследовательских  институтов  специалистам   предоставляется   возможность
углубленно заниматься и  совершенствовать  знания  по  достаточно  широкому
спектру  наук.  По  числу  обучающихся  доминируют   отрасли   технических,
экономических и физико-математических наук, сохранившие свой  удельный  вес
на протяжении последних трех лет практически неизменным На конец 2003 г  их
доля в общей численности аспирантов  составила  соответственно  18%,  17  и
10,8% (в 2002 г -18%, 17,3 и 11,4).
  За последнее  десятилетие  прием  в  аспирантуру  увеличился  в  3,8  раза
Ежегодный рост численности  приема  по  отношению  к  предыдущему  году  на
протяжении этого периода (за исключением 1995 г. когда в аспирантуру

было   принято   на   2,1%   меньше   предыдущего   года)   характеризовался
неравномерностью. Сравнительно высокий уровень этого показателя отмечался  в
1994 г - 35,2%, в 1996 г - 42,9 и в 1999  г  -  23.6%.  Самые  низкие  темпы
приема наблюдались, как упомянуто выше, в 1995  и  2002  гг.  -  всего  лишь
1,5%. В 2003 г. темпы  роста  приема  также  были  невысокими,  прошлогодний
уровень был превышен всего на 7,2 п. п.
  В   начале   экономических   преобразований   происходила    трансформация
приоритетов в структуре  спроса  специалистов  высокой  квалификации.  В  то
время  наиболее  востребованными  оказались  экономические  специальности  с
более высокой  степенью  дифференциации,  адекватные  потребностям  рыночной
экономики. Однако в настоящее время  наблюдается  замедление  темпов  приема
аспирантов данной отрасли в 2002 г  их  число  уменьшилось  по  сравнению  с
предыдущим годом на 6,4%, в 2003 г рост составил лишь 5,1%. Вместе с  тем  в
общей численности приема  аспиранты  экономической  и  технической  отраслей
наук прочно занимают наибольший удельный вес -соответственно 17,2  и  18,7%,
значительно опережая другие отрасли
  Особое место в подготовке научных  кадров  занимают  отрасли  технических,
физико-математических,  химических,  биологических  и  других  естественных
наук, имеющих  стратегическое  значение  для  развития  научно-технического
потенциала  страны.  В  Нижегородской   области   основная   доля   научных
исследований и разработок осуществляется именно в этих отраслях  экономики,
поэтому  приему  и  подготовке  аспирантов  соответствующих  специальностей
придается большое значение. В общей численности приема в  аспирантуру  доля
зачисленных  на  обучение   по   специальностям   технических   и   физико-
математических наук приведена выше, а  доля  зачисленных  на  специальности
химических и биологических наук составила соответственно 4 и 3,3%.
  На конец 2003 г. аспиранты, принятые по прямым договорам с  физическими  и
юридическими лицами (то есть на условиях возмещения  затрат  по  обучению),
составили 660 человек увеличившись в полтора раза по сравнению с предыдущим
годом Доля этой категории в общей численности аспирантов возросла с 15,9 до
21,6%
  Не менее актуальным  аспектом  деятельности  аспирантуры  является  выпуск
аспирантов по окончании срока обучения. На конец 2003 г. общая  численность
выпускников составила 63% человек, что больше предыдущего  года  на  3  1%.
Непрерывный рост выпуска из аспирантуры  обеспечивается  в  первую  очередь
динамичностью выпуска вузовской аспирантур. По сравнению с предыдущим годом
чисто выпускников вузов возросло на 7,8%, сохранив неизменной долю в  общем
выпуске (93,4%) В  то  же  время  крайней  нестабильностью  характеризуется
выпуск из аспирантуры научно исследовательских институтов. В истекшем  году
численность выпускников снизилась в  1,4  раза,  а  годом  раньше  напротив
увеличилась  в  1,3  раза.  Скачкообразное  изменение  темпов  сопровождало
выпуски аспирантов в НИИ все предшествующие годы.
  Особенно обращает на себя внимание существенное снижение в  истекшем  году
интенсивности  выпуска  аспирантов.   Уровень   темпов   роста   численности
выпускников по сравнению с аналогичным показателем предыдущего
года упал на 26,3 п.п. Такая ситуация негативно  повлияла  на  качественный
результат деятельности аспирантуры темпы роста выпуска к  предыдущему  году
стали заметно отставать от темпов роста  численности  аспирантов  на  конец
года 103,1% против 109,0%.
  Вместе с тем в отдельные годы последнего десятилетия, а именно в  1997  г,
1999-2000  гг.,  2002  г  -  отмечалось   позитивное   соотношение   данных
показателей,  то  есть  рост  выпуска  аспирантов  опережал  увеличение  их
численности по сравнению с предыдущим  годом  Сравнительная  характеристика
темпов роста численности и выпуска аспирантов по  отношению  к  предыдущему
году за период 1994-2003 гг. приведена в таблице 21:
|Годы                  |Темпы роста численности|Темпы роста выпуска   |
|                      |аспирантов             |аспирантов            |
|1994/1993             |120,3                  |113,0                 |
|1995/1994             |113,3                  |100,5                 |
|1996/1995             |123,1                  |105,4                 |
|1997/1996             |117,0                  |128,4                 |
|1998/1997             |117,1                  |112,0                 |
|1999/1998             |116,5                  |130,1                 |
|2000/1999             |117,3                  |124,0                 |
|2001/2000             |115,6                  |105,8                 |
|2002/2001             |107,9                  |129,4                 |
|2003/2002             |109,0                  |103, I                |



  ___________________

  1См.:  Голубцов  А.Н.,  Смолина   М.А.   Подготовка   научных   кадров   в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.56.



  Существуют  две  причины,  безусловно,   влияющие   на   проблему   потери
численности при выпуске  из  аспирантуры.  Во-первых,  это  возрастающее  с
каждым годом выбытие слушателей до окончания срока аспирантуры в 2000 г.  -
126 человек, в 2001 г - 175, в 2002 г - 182, в 2003  г  -  217  человек.  В
численности выбытия за  этот  период  отмечалась  высокая  доля  слушателей
очного отделения аспирантуры - в пределах 65-71  %.  Другой  стороной  этой
проблемы является ежегодный рост числа  аспирантов,  проходящих  подготовку
свыше установленного срока за 2000-2003 гг., численность  данной  категории
увеличилась в 1,3 раза. Среди них в основном  также  были  аспиранты  очной
формы обучения, в 2003 г их доля составила около 72%.
  В  отраслях  наук  с  наибольшим  количеством  обучающихся   изменения   в
численности   выпускников   по   сравнению   с   предыдущим   годом    были
несущественными с не большим  отклонением  от  среднего  уровня  в  отрасти
технических наук отмечалось увеличение на 0,8%, физико-математических -  на
5,1 % медицинских - на 2,7 %, и напротив, в отрасти экономических наук было
зафиксировано уменьшение на 3,1, юридических на 4,4 %.
  Результативным  завершением  аспирантской   подготовки   является   защита
диссертации в пределах срока аспирантуры.
В 2003 г. в численности общего выпуска диссертацию защитили  222  аспиранта,
среди них 74,8% окончили аспирантуру очного отделения. Если по  сравнению  с
предыдущим годом выпуск в  целом  увеличился  лишь  на  3,1%,  то  выпуск  с
защитой диссертации на 13,8%, что является позитивным моментом в отличие  от
прошлогоднего периода (справочно, в 2002 г. темпы роста  выпуска  129,4%,  в
том числе с защитой диссертации -125 8%)
  За  последнее  десятилетие  ежегодный  выпуск  с   защитой   кандидатской
 диссертации в пределах срока аспирантской подготовки  возрос  в  5,3  раза,
 опережая рост выпуска в целом и рост численности на конец года почти  на  2
 п.п.  В  этом  периоде  удельный  вес  защитившихся  диссертантов  в  общей
 численности выпуска варьировал от 23% в 1994 г до 35% в 2003 г, то  есть  в
 истекшем году было зафиксировано наибольшее значение этого показателя.
  В защите диссертаций преимущество оставалось за  вузовской  аспирантурой,
 на их долю приходилась подавляющая часть выпускников завершивших обучение с
 защитой диссертации в 2002 г - 97,9%, в 2003 г - 99,1%.  В  высших  учебных
 заведениях кандидатские  диссертации  защитили  37,1%  численности  выпуска
 аспирантов. В научно-исследовательских институтах из 42 выпускников  защита
 состоялась лишь у двух  (в  отраслях  физико-математических  и  медицинских
 наук), что свидетельствует о низкой эффективности аспирантской подготовки в
 этих организациях.
  В выпуске аспирантуры последних лет  отмечается  низкая  результативность
 завершения аспирантской подготовки в отрасли физико-математических наук.  В
 2002 г. доля защитившихся составила в  выпуске  лишь  9%  В  истекшем  году
 результативность выпуска была повышена до 13 4% однако показатель  остается
 низким. Для сравнения, в отрасли технических наук удельный  вес  выпуска  с
 защитой диссертации достиг в истекшем году 31 6%,  химических  наук  29  6,
 экономических наук 32 6%
  Эффективность подготовки научных кадров и качество диссертационных  работ
 во многом зависят от уровня научного  руководства.  В  2003  г.  подготовку
 аспирантов осуществляли 1050 научных  руководителей.  Как  и  в  предыдущем
 периоде в среднем один  руководитель  являлся  куратором  трех  аспирантов.
 Профессорский   преподавательский    состав    нижегородской    аспирантуры
 традиционно  отличается  высокой   научной   квалификацией   и   динамичным
 развитием.  Подавляющее  большинство  научных   руководителей   аспирантуры
 (97,1%) имели ученую степень, в том числе, доктора наук 64,4%  (в  2002  г.
 66,2%), кандидата наук 32,7% (в 2002 г 30, 9%). По сравнению  с  предыдущим
 годом чисто докторов наук увеличилось на 5,1%  кандидатов  наук  на  14,3%.
 Численность научных руководителей со степенью кандидатов  и  докторов  наук
 имеющих ученое звание характеризуется данными приведенными в таблице 31:
|                        |               |2000      |2002      |2003      |
|Кандидаты наук, из них  |доцента        |187       |209       |247       |
|имеют ученое звание     |               |          |          |          |
|                        |профессора     |43        |45        |47        |
|                        |члена-корреспон|-         |-         |-         |
|                        |дента          |          |          |          |
|                        |академика      |-         |3         |3         |
|Доктора наук, из них    |доцента        |36        |56        |68        |
|имеют ученое звание     |               |          |          |          |
|                        |профессора     |429       |516       |534       |
|                        |члена-корреспон|28        |26        |26        |
|                        |дента лондента |          |          |          |
|                        |академика      |37        |24        |24        |



  В настоящее время за счет накопленного научного потенциала  поддерживаются
существующие научные школы созданные учеными с мировым  именем.  Однако  по
причине хронического недофинансирования техническая и технологическая  база
многих научных учреждений не обновлялась в течение  длительного  времени  в
результате этого ученые не имеют современного оборудования  для  проведения
исследований. Как правило, кадровая проблема также решается фрагментарно  и
несистемно.
  Известно,  что  за  небольшой  период  аспирантской  подготовки  в   науке
состояться невозможно. В то время как другие составляющие  необходимые  для
научной деятельности, могут  быть  созданы  достаточно  быстро,  подготовка
исследовательских научных кадров требует длительного времени, даже



________________

  1См.:  Голубцов  А.Н.,  Смолина   М.А.   Подготовка   научных   кадров   в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.57.

  при благоприятных материальных условиях. Кроме  того,  в  настоящее  время
возникает необходимость более качественного приема в аспирантуру,  так  как
многие абитуриенты рассматривают обучение в  аспирантуре  как  отсрочку  от
службы в армии.
  Для  улучшения  ситуации  в  научных  организациях  Нижегородской  области
разработана концепция подготовки молодых специалистов, которая  заключается
в  сотрудничестве  с  базовыми  высшими  учебными  заведениями  г.  Нижнего
Новгорода.  В  ряде  научно-исследовательских  институтов  молодым  научным
сотрудникам  и  аспирантам  предоставляется  возможность  выбирать  научных
руководителей,  использовать  оборудование  для  исследования  по  тематике
диссертационных работ. Вместе с тем, реальный выход из  кризисной  ситуации
возможен только при увеличении бюджетных расходов на  науку  и  образование
выделения грантов для осуществления перспективных  научных  исследовании  и
разработок на конкурсной основе.
  Формирование  необходимых  мероприятий   для   совершенствования   системы
подготовки  научных  кадров   не   обходимо   рассматривать   как   элемент
государственной политики в развитии интеллектуального потенциала страны.

4.Построение прогнозной модели объекта
 прогнозирования
К прогнозному фону мы отнесем низкое качество жизни и слабое экономическое
положение граждан, неприятие общественным мнением армии как института.

    Период  основания  прогноза  составляет  10  лет,   но   по   некоторым
показателям данные представлены за меньший период.
Период упреждения 4 года. Мною выбран среднесрочный прогноз, так как период
основания должен быть примерно в три раза  больше периода упреждения.
    Для прогнозирования мы используем такие  исследовательские  методы  или
методы экстраполяции, как расчет средней арифметической:
                                 X=( Xi / n,
    метод скользящей средней:
                     X= (((X1+X2)/2 +X3)/2+X4)/2 и т.д.
     и индексный метод:
             Ji=Xi+1/Xi,     J=Ji/n-1,      X1=X*J,     X2=Xn*J/
    Воспользуемся данными таблицы 2.  Рассчитаем  количество  аспирантов  в
2006/07 учебном году.
    Метод средней арифметической:
    X=115,71 % аспирантов.
    Метод скользящей средней:
    X= 110,58 % аспирантов.
    Индексный метод:
    J=1,1, X1=127,28 % аспирантов, X2= 119,9 % аспирантов.
    А теперь из той же таблицы темпы роста выпуска аспирантов:
    Метод средней арифметической:
    X=115,17 % аспирантов.
    Метод скользящей средней:
    X= 111,45 % аспирантов.
    Индексный метод:
J=0,8, X1= 115,97 % аспирантов, X2=82,48% аспирантов
Взяв данные из таблицы 3 рассчитаем квалификацию:
    Метод средней арифметической:
    X= 210,75 человек доцентов (кандидат наук).
    Метод скользящей средней:
    X= 224,13 доцентов (кандидат наук).
    Индексный метод:
    J=1,2, X1= 249,07 доцентов  (кандидатов  наук),  X2  =  296,4  доцентов
(кандидат наук).
    Метод средней арифметической:
    X= 44,75 профессоров (кандидатов наук) .
    Метод скользящей средней:
    X= 45,62 профессоров (кандидатов наук).
    Индексный метод:
J=1,04, X1= 46,7 профессоров (кандидатов наук), X2= 48,88 профессоров
(кандидатов наук).
    Метод средней арифметической:
    X= 3 академика (кандидатов наук) .
    Метод скользящей средней:
    X= 3 академика (кандидатов наук).
    Индексный метод:
    J=1, X1= 3 академика (кандидатов наук),  X2=  3  академика  (кандидатов
наук).
Метод средней арифметической:
    X= 50,25 доцентов (докторов наук).
    Метод скользящей средней:
    X= 57,63 доцентов (докторов наук).
    Индексный метод:
    J=1,2, X1= 61,01 доцентов (докторов наук), X2= 81,6 доцентов  (докторов
наук).
    Метод средней арифметической:
    X= 487,75 профессоров (докторов наук).
    Метод скользящей средней:
    X= 508,63 профессоров (докторов наук).
    Индексный метод:
J=1,03, X1= 502,4 профессоров (докторов наук), X2=550,02 профессоров
(докторов наук).
    Метод средней арифметической:
    X= 26,8 членов-корреспондентов (докторов наук).
    Метод скользящей средней:
    X= 26,4 членов-корреспондентов (докторов наук).
    Индексный метод:
J=1, X1= 26,8 членов-корреспондентов (докторов наук), X2= 26 членов-
корреспондентов (докторов наук).Метод средней арифметической:
    X= 28,7 академика (докторов наук).
    Метод скользящей средней:
    X= 26,4 академика (докторов наук).
    Индексный метод:
 J=1, X1= 28,7 академика (докторов наук), X2= 24 академика (докторов наук).



                                    Вывод

    Осуществив прогноз  различными  методами,  мы  получили  разные  итоги.
Теперь  о  из  полученных  результатов  мы  выберем  по  одному  на   каждый
показатель в зависимости от того, благоприятными или нет окажутся условия  в
2006 году, и предполагая, что существующая тенденция сохранится.
Таким образом, кратко подведем итоги:
    -  количество аспирантов в 2006/07 учебном году -  119,9 %.
     - количество выпустившихся аспирантов в 2006/07 учебном году - 82,48%.
    Кандидаты наук:
     - Количество доцентов в 2006/07 учебном году - 296,4 человек.
     - Количество профессоров в 2006/07 учебном году – 48,88 человек.
     - Количество академиков 2006/07 учебном году – 3 человека.
    Доктора наук:
     - Количество доцентов в 2006/07 учебном году – 81,6 человек.
     - Количество профессоров в 2006/07 учебном году – 550,02 человек.
     - Количество академиков 2006/07 учебном году – 24 человека.
     - Количество членов-корреспондентов 2006/07 учебном году – 24
       человека.
    Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при сохранении
    существующих тенденций весь профессиональный преподавательский состав
    может попасть на «грань вымирания», что, конечно же, скажется на
    развитии общества.

  Почему же так происходит? Существует ряд  причин  внешней  среды,  которые
диктуют нам свои правила. В настоящее время за счет  накопленного  научного
потенциала поддерживаются существующие научные школы  созданные  учеными  с
мировым  именем.  Однако   по   причине   хронического   недофинансирования
техническая и технологическая база многих научных учреждений не обновлялась
в  течение  длительного  времени  в  результате  этого  ученые   не   имеют
современного  оборудования  для  проведения  исследований.   Как   правило,
кадровая проблема также решается фрагментарно и несистемно.
  Известно,  что  за  небольшой  период  аспирантской  подготовки  в   науке
состояться невозможно. В то время как другие составляющие  необходимые  для
научной деятельности, могут  быть  созданы  достаточно  быстро,  подготовка
исследовательских научных кадров  требует  длительного  времени,  даже  при
благоприятных  материальных  условиях.  Кроме  того,  в   настоящее   время
возникает необходимость более качественного приема в аспирантуру,  так  как
многие абитуриенты рассматривают обучение в  аспирантуре  как  отсрочку  от
службы в армии.


                                Библиография


    1. Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в Нижегородской
       области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.56-59.

    2.  Основы  социального  прогнозирования:  Учебное  пособие/  под.  Ред.
       А.В.Клюева. – СПб.: Изд-во, 2002. – 246 с.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru