Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Социология политики в работах М. Вебера 16.7 Кб.
  2. Социология конфликта 15.9 Кб.
  3. Социология наций 28.7 Кб.
  4. Социология политики в работах М. Вебера 16.7 Кб.
  5. Социология религии 27.6 Кб.
  6. Социология религии : традиции и новации 0.5 Кб.
  7. Социология отклоняющегося поведения и социальный контроль 25.3 Кб.
  8. Социология управления 21.4 Кб.
  9. Социология конфликта 0.7 Кб.
  10. Семья как социальный институт. Социология семьи 31.2 Кб.

Социология

Работа из раздела: «Социология»

Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт  МУПК


Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )


Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

                1. Определение понятия социологии как науки.  Социология  и
    обществознание.
                2. Социология и социологическое знание.Уровни
социологического знания.
                3. Законы, категории, функции и методы социологии.

           Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
           наука о закономерностях становления, функционирования и развития
           общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
           щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
           ществознания. Если считать,  что социология - наука об обществе,
           социальных общностях  и отношениях и механизма их формирования и
  их деятельности.
           Большинство социологов  различают  три  уровня  социологического
           знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
           логические теории, электрические социологические исследования.
           Социальные законы - необходимые,  существенные, устойчивые, пов-
           торяющиеся отношения  между  социальными явлениями и процессами.
           Социологические категории - наиболее общие  понятия  социологии,
           обращающие объективную  социальную реальность в обобщенном виде,
           в ее появлении,  развитии и функционировании. Метод в социологии
           (от греч.  - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
           социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
           ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
           ти. Функция ( от лат.  - исполнение,  совершение) -роль, которую
           выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
           ции как целоги,  в осуществлении интересов социальных  групп.  В
           своих ответах  приведите примеры социальных законов,  категорий,
           методов и функций.

Темы рефератов и докладов.
           Исторические предпосылки возникновения социологии.
           Социологические взгляды Огюста Конта.
           Э.Дюркгейм О  правилах социологического метода (По книге 'О раз-
           делении общественного труда. Метод социологии'.-М.:1990)
           Учение М.Вебера об идеальных типах.
           П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию  как
 науку на  основе  реферирования  соответствующего раздела работы
           П.Сорокина 'Структурная социология' (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
           Что изучает современная социология.
           Социология в системе обществознания.
           Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.

Литература.
                1. Гуров Ю.С.  Основы социологии. Конспект лекций.-
Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
                В список в основном включена только та литература,  которая
 имеется в г. Чебоксары.
                2. Зооровский Г.Е.  и др. Введение в социологию.-
Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70.
       3. Кравченко А.И.  Введение в  социологию.-М.:  Новая  школа,1995.-
          С.5-15.
        4. Краткий словарь основных социологических
        понятий.\Социология.Практикум-М.:Социально-политический
        урнал,1993.-   С.133-139.
                5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:
Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
                6. Основы  социологии.  Курс  лекций.  В   2-х   ч.-
М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
                7. Радугин А.А.  и  др.  Социология.  Курс  лекций.-
М.:Владос,1995.-С.4-12.
                8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
                9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
               10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
               11. Социология  - студенту в вопросах и ответах.-М.:  Изд-во
   Москов. уе-та, 1992.-С.7-22.
               12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.: Знание,1996.
               13 Тощенко   Ж.Т.   Социология:   общий  курс.М.:  Прометей,
 1994.-С.8-40.
               14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-
41
               15. Энциклопедический   социологический словарь.-М.: ИСПИ.


Дополнительная литература.
             1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
             2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
             3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.


   Занятие 2. Социология общества и личности.

     Социальные институты (2ч.)
           1. Общество как система.  Социальная структура.  Социологическая
           характеристика современного российского общества.
           2. Сущность социальных институтов.  Человек как субъект и объект
           общественных отношений.


           Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
           ду людьми,  складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
           ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
           соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
           ментами которого  являются  люди,  их  нормы и связи.  Сфера (от
           греч. - шар) - область,  пределы распространения чего-либо;  об-
           щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
           жизнедеятельности общества Вы знаете ?
                Социальная структура  (от  лат.  - строение) - совокупность
           взаимосвязанных социальных групп,  а также социальных институтов
           и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
           любые социокультурные обязательства индивидов (групп  индивидов)
           по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
           студенческой группе.
                Студенческая группа относится к малым группам.
                Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
           которой имеются непосредственные контакты.  Бывают и большие со-
           циальные группы (классы,  слои,  сословия,  нации,  народности и
           т.д.)
                Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
           шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
           жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
           различающимися менталитетом,   уровнем  и  источниками  доходов,
           структурой потребления.
                Кроме общества  и его составных частей,  социология изучает
           также социальные институты.  Социальный  институт  (институт  от
           лат. - установление,  учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
           тойчивые формы организации совместной деятельности людей.  Пере-
           числите социальные институты.
                Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
           и человека как субъекта и объекта общественных отношений.  В ка-
           ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
           века?



Темы рефератов и докладов.

                Современные проблемы развития общества и личности.
                Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
                Смысл жизни в зеркале социологии.
                Социология и общество :  пути и цели использования
социологических знаний.
                Место и роль социальных институтов в жизни общества.
                Современная Россия: переходное общество.
                Социальный кризис в современной России и пути его
разрешения.
                Социальные конфликты в современной России.

Литература.
           1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
           2. Зборовский    Г.Е.    и    др.    Введение     в
социологию.-С.120-148,178-198.
           3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
           4. ЛавриенкоВ.Н.    идр.   Основы   социологических   знаний   -
 С.99-113,158-167,188-196.
           5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
           6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
           7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
           8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
           9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
           10. Социология    -    студенту    в    вопросах     и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
           11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
           12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
           13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
   14. Энциклопедический социологический словарь.


Тема 2. Из истории социологии
                1. Этапы развития социальной мысли:
                а) Становление статистики (Политическая  арифметика
В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика
А.Кетле).
                б) Становление социологии :   Социология Маркса.Социология
О.Конта,  Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
                2. Современная социология:
                а) Позитивистская социология. Социология структурно-
функционального анализа.
                б) Фрейдистская социология. 'Понимающая социология'.
                в) Русская классическая социология

                1 Для самостоятельного изучения.



Тематика рефератов и докладов.
                О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития
отдельного индивида.
                Органическая социология Г.Спенсера
                Субъективна социология П.Л.Лаврова
                Социологические взгляды П.А.Кропоткина
                Теория социокультурной динамики П.Сорокина
                Марксизм и современная социологическая мысль
                Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

Литература.
                1.Антология русской      классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995.
                2.Арон Р.  Этапы развития социологической мысли.
М.:'Прогресс-Универс',1993.
                3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
                4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
                5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
                6.Конт О.//Мир      философии.В      2-х     ч.-
М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
                7.Кравченко А.И.  Социология:справочное
пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327.
                8.Лавриенко В.Н.   и   др.   Основы   социологических
знаний.-С.22-98.
                9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
                10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
                11.Петти У.  /В/.  Экономические  и  статистические
работы.-М.,1940
                12.Плашко Б.Г.  и др. История статистики.-М.:Финансы и
статистика,1990.-С.7-39.
                13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
                14.Сорокин П.А.   Человек.Цивилизация.Общество.-
М.:Политиздат,1992.
                15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
                16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
                17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
                18.Фрейд З. 'Я' и 'Оно'. В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
                19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
                20. Энциклопедический словарь.



Тема 3. Социология труда (2ч.)

                1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс,
Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде.
                2. Труд и типы отношений в процессе труда.
                3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
 организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

                Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
           ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
           ния его потребностей.  Социология труда изучает трудовые отноше-
           ния и социальные процесы в труде.  Социология учебы в себя вклю-
           чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
           между ними  в ходе учебы.  С точки зрения марксихма существовали
           (существуют) следующие типы отношений в процессе  труда:  перво-
           бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
                Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
           Вы знаете?
                Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к  труду.
           Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
           Проведем письменный анкетный опрос о Вашем  отношении  к  учебе.
                Коллектив ( от лат.  - собирательный) - организованная общ-
           ность людей,  обьединенных конкретным видом  деятельности,  осу-
           ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
           ющимися в ходе этой  деятельности  отношениями  ответственности,
           интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
           леднее время вместо  категории  'трудовой  коллектив'  все  чаще
           употребляется категория 'организация'.  Социальная организация (
           от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
           ле слова - социальная подсистема организации.
                Социальный конфликт ( конфликт от лат.  -  столкновение(  -
           столкновение сторон,  мнений, сил; высшая стадия развития проти-
           воречий в системе отношений людей,  социальных групп, социальных
           институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
           положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
           Наиболее распространенной  формой социального конфликта в совре-
           менной российской действительности является трудовой конфликт  (
           в основном виде стачки, забастовки).
                Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
           тива ( организации ),  об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
           путях выхода из конфликтных состояний.
                В настоящее  время идет бесплановая подготовка специалистов
           по престижным профессиям.  (Попутно заметим,  что многие учебные
           заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
           вателей, ни научно - производственной базы).  Не приведет ли та-
           кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
           тов и к возможной безработице?
                О социологии  безработицы см.  Ю.С.  Гуров 'Основы социоло-
           гии. Конспект лекций'.  - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
           та,1996 г.- с.42-56.

Литература.
                1. Генкин В.М.  Основы экономики и социологии труда.  В 3-х
 ч. Ч.1.-Спб.,1994.
                2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
                3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
                4. Кравченко   А.И.   Прикладная   социология   и
менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995.
                5. Лавриненко  В.Н.  и  др.  Основы социологических знаний.
  -С.177-187.
                6. Мак-Грегор Д.  Человеческий фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
                7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
                8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
                9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
                10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
                11. Кравченко     А.И.Социология.-     Справочное
пособие.-С.121-202.
                12. Тадевосян Э.В.  Словарь-справочник по политологии и
социологии.
                13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
 человека.-М.:Политиздат, 1986.
                14. Энциклопедический социологический словарь.
 Дополнительная литература.
                1. Дворецкая Г.В.  и др.  Социология труда.-Киев: Выща
школа,1990.-С.21-37.
                2. Дикарева   А.А.   и  др.  Социология  труда.-
М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
                3. Комозин  А.Н.  и  др.  Популярная социология.-
М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
                4. Политология. Энциклопедический словарь.
                5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.

ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).

                Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)

                1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
 Молодежные движения и организации.
                2. Специфические проблемы студенчества.
                3. Проблемы взаимодействия поколений.

                Занятие 2. Социология образования (2ч.)

                1. Предмет, метод и функции образования.
                2. Содержание и роль образования в жизни общества.

      Молодежь - социально - демографическая группа,  выделяемая
           на основе совокупности  возрастных  характеристик,  особенностей
           социального положения  и  обусловленных  тем и другим социально-
           психологических свойств.
                Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
           ние социально - демографической группы,  находящейся на переход-
           ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
           мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
           тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
           статуса.
                Значительную часть  молодежи  составляет студенчество.  Оно
           означает студентов как социально-демографическую группу и  опре-
           деленное общественное положение, роль и статус.
                Социальные проблемы молодежи - круг  проблем  этой  группы,
           переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
           мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
                Социальное движение  -  совместные действия различных соци-
           альных, демографических,  этнических групп,  обьединенных общими
           целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
           ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
           зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
                Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
           па. Молодежная  группа  охватывает  юношей и девушек примерно от
           14(16) лет до 30-ти.
                Какие молодежные движения и организации в России и мире  Вы
           знаете?
                Чем неформальные организации молодежи  отличаются  от  фор-
           мальных?
                Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы
знаете?
                В чем  причины существования проблемы отцов и детей?  Какие
           пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов  этой
           проблемы Вы можете обосновать?
                Образование - социальный институт,  выполняющий экономичес-
           кую, социальную и культурную функции в обществе.
                Социология образования - область социологии,  изучающая об-
           разование как социальный институт ( его  функции  в  обществе  и
           взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
           и т.д.) как социальные организации,  а также социальную политику
           в области образования. Социальная функция образования заключает-
           ся в участии в процессах социализации личности,  воспроизводстве
           социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
                Расскажите, почему  в  современных  условиях  растет роль и
           значение образования ( в том числе и высшего)?  Какова при  этом
           роль гуманитарного  образования  ( в том числе и социологическо-
           го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
                В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
           Вашего поступления в наш институт.


Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:

                История поколений в их преемственности и конфликтах.
                Современные молодежные движения.
                Культура досуга молодежи.
                Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
                Связь поколений как основа непрерывности истории и
культуры.
                Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
                Молодежь в современном обществе.
                Молодежь России и рынок.
                Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
                Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
                Истоки и следствия нового конфликта 'отцов и детей'.
                Преемственность поколений как социологическая проблема.


Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

                Личностные особенности российских и американских студентов.
                Студенчество России на пороге ХХIв.
                Социальное самочуствие студенчества.
                Учебная мотивация абитуриентов вуза.
                Инновации в ценностных ориентациях студентов.
                Студент - кто он?
                Ценностные ориентации студентов.
                Российское студенчество в условиях переходного периода.
                Поведенческая типология студенческой группы.
                Профессиональная направленность студентов вузов.
                Вузовское обществоведение глазами студентов.
                Социальный портрет современного российского студента.

Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
                Образовательная деятельность как  механизм  воспроизводства
и саморегуляции социума.
                Место и роль образования в системе социолизации личности.
                Высшее образование как общечеловеческая ценность.
                Место социологии образования в системе социально-
гуманитарных наук.
                Западная социология образования.
                Проблемы отечественной социологии образования.
                Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...).
                Проблемы гуманизации образования.

Литература:
                1. Гуров Ю.С. Основы социологии.   - с. 126-137.
                2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию.   - с. 160-
168.
                3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию.   - с.46,67-79.
                4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27  - с. 118-132.
                5. Смелзер Н. Социология.                - с. 427-459.
                6. Социология: Наука об обществе.   - с.376-389, 541-576.
                7. Социология молодежи.Учебник.  Сиб.:изд-во  С.-Петербург.
 университета,1996 год.
                8. Социология - студенты в вопросах и ответах.  - с.59-
62,76-81.
                9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
                10. Тощенко Ж.Т. Социология.           - с.241-253.
                11. Философский энциклопедический словарь.
                12. Энциклопедический социологический словарь.



ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)

                1. Этносы - субьекты исторического развития.
                2. Социальные проблемы национальных отношений.

      ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
           определенной территории устойчивая совокупность людей,  обладаю-
           щих общими чертами и стабильными особенностями культуры (  вклю-
           чая язык)  и  психологического склада,  а также сознанием своего
           единства и отличия от других подобных образований  (  самосозна-
           ние). Этносоциология  -  область социологии,  изучающая генезис,
           сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
           нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
           логические принципы из исследования.
                Наряду с  категорией 'ЭТНОС',  мы часто встречаем категорию
           'НАЦИЯ'. Нация ( от лат.  - народ) - тип этноса, характерный для
           развитого, классового ( капиталистического) общества.
                Среди социальных отношений видное место принадлежит  нацио-
           нальным и межнациональным отношениям.
                Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
           вообще, в национальных регионах в особенности?
                В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
           Федерации?
                Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
           Вы можете назвать?

Темы рефератов и докладов:

                Этносоциология как отрасль социологической науки.
                Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
                Исторические и географические условия как факторы
формирования этнических групп.
                Этнические процессы в Российской Федерации.
                Межнациональные конфликты: причины и следствия.
                Взаимосвязь социально-экономических,  политических и
национальных отношений.
                Динамика социальных изменений внутри этноса.
                Проблемы самоопределения народов.
                Национальные движения за возрождение и развитие
национальной культуры.
                Основные направления гармонизации национальных отношений.


Литература:

                1. Кравченко А.И. Введение в социологию.  - с.48-49
                2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.  -
с. 114-130.
                3. Смелзер Н. Социология        - с. 324-327.
                4. Социология. - М: Знание, 1995 г.      - с. 259-262
                5. Социология: Наука об обществе.      - с. 431-449
                6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
                6. Тощенко Ж.Т. Социология.   - с. 135-146
                7. Энцеклопедический социологический словарь.

Дополнительная литература:

                1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
                2. Политология. Энциклопедический словарь.
                - с. 195-213
                3. Философский энциклопедический словарь.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)

                1. Общественное мнение как социальный феномен.  Функции
общественного мнения.
                2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.


      Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
           го сознания,  выражающееся в оценках ( как в  устной,  так  и  в
           письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
           ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства  на-
           рода) к  актуальным  проблемам действительности,  представляющим
           общественный интерес.  Социология общественного мнения - область
           социологических исследований,  где  предметом  анализа выступают
           содержание высказываний  общественного  мнения,  активность  его
           функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
           ва) и специфические ( связанные  с  развитостью  демократических
           гарантий) мнения.
                Функции общественного мнения:  результативно-воспитательная
           (моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
           тивная, оценочная и др.
                Почему в современных  условиях  растет  роль  общественного
           мнения?
                Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.

Темы рефератов и докладов:


                1.  Роль общественного мнения в социальном управлении  и
жизни  людей.
                2.  Механизм формирования и функции общественного мнения.
                3.  Мнение о мире и мир мнений.
                4.  Роль СМИ в формировании общественного мнения.
                5.  Сплетни как социальное явление.
                6.  Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
                7.  Каналы восприятия и распространение слухов.
                8.  Слухи как социальный феномен.
                9.  СМИ как инструмент формирования 'политики слухов'.

Литература:

                1. Кравченко А.И. Введение в социологию.   - с.87
                2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний.   -
с. 207-215
                3. Социология - студенту в вопросах и ответах.
  - с. 87-88
                4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
                5. Философский энцеклопедический словарь.
                6. Энциклопедический социологический словарь.

ТЕМА 7.   Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)

                1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
                2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
                анализа данных.


      Социологическое исследование-один   из   видов   науч-
           но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
           информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
           кие и  эмпирические  социологические исследования.Последние дают
           возможность получить первичную информацию  об  объекте(статисти-
           ческие данные  и  другие кличественные характеристики об объекте
           изучения).
                    В заключение  дадим оценку современной социально-эконо-
           мической и политической ситуации в стране и нашем регионе  (сог-
           ласно анкете).

 Темы рефератов и докладов.
                1.Прикладная социология в США.
                2.Основные методы сбора социологической информации.
                3.Опрос в социологическом исследовании.
                4.Эксперимент в социологии.
                5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора
первичной социальной информации.
                6.Место интервьюирования  в  эмпирическом   социологическом
 исследовании.
                7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
                8.Методы изучения документов и контакт-анализа в
социологии.
                9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

Литература.

                1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
                2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний.  - с.
228-255.
                3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
                4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
                5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
                6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
                7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
                8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
                9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и
социологии.
                10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
                11.Философский энциклопедический словарь.
                12.Энциклопедический социологический словарь.


Содержание:
           Тема 1.Социология как наука                         стр.
           Тема 2.Из истории социологии                        стр.
           Тема 3.Социология труда                             стр.
           Тема 4.Социология молодежи и образования            стр.
           Тема 5.Этносоциология                               стр.
           Тема 6.Социология общественного мнения              стр.
           Тема 7.Эмпирические социологические исследования    стр.


                    Основы социологии
                Методические рекомендации к семинарским занятиям.
                Подписано в печать
                Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
                Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во 'Салика' 428015
           Чебоксары,ул.Урукова,17.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru