Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Социально-психологический тренинг (Доклад)

Работа из раздела: «Социология»

                 2Социально-психологический тренинг.

Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.

Цели : Показать  значимость эмоциональной сферы человека и ее влия-
ние в  ходе  конфликта,отработать навыки использования воображения
для реализации  своего  эмоционального  состояния.Понять  характер
собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

 2Упражнение 1.

Название: Работа с ассоциативным рядом'конфликт'.

Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструк-
цию ведущего:' В фокусе нашего внимания - конфликт.Когда мы  гово-
рим это  слово,у  нас возникает ряд ассоциаций,чувств.Мы слышали о
конфликте,знаем ,как он выглядит в поведении людей.Сейчас мы  исс-
ледуем,как конфликт  отражается  на  внутреннем  состоянии челове-
ка.Пусть каждый скажет,с чем ассоциируется слово  'конфликт'.Какой
образ подсказывает ваше воображение?'
     После первого ряда произвольных ассоциаций  можно  произвести
следующее:
 - если конфликт - это мебель,то какая?..
 - если конфликт - это посуда,то какая?..
 _ если это одежда...

Рефлексия.

                              - 2 -

    В ходе обсуждения ведущий задает вопрос:'Для  чего  мы  делали
это упражнение?' Важно заметить,что ассоциации были выражением оп-
ределенного   эмоционального   состояния,вызванного   словом'конф-
ликт'.Для  того,чтобы  управлять  своим эмоциональным состоянием в
ситуации конкретного конфликта,надо хотя  бы  определять  характер
этих эмоций,их глубину и степень влияния на поведение.

 2Упражнение 2.

Название: Эмоциональная тропинка.

     Подберите символические рисунки,с помощью которых можно отра-
зить свое эмоциональное состояние  в  различные  моменты  развития
конфликта. Нарисуйте  в тетради самоанализа свою 'тропинку' и свои
символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте.Можно  до-
полнить их краткими фразами.
     Пункт А  -'все  хорошо!' *---*----*-----*-----*-----*-----*-
----*-----*------*-----*---*---*  Пункт В - 'все снова хорошо!'

 2Упражнение 3.

Название: Работа в группах.

       Учащиеся делятся  на  группы  по  три  человека  и выбирают
'скульптора'.Он строит скульптурную группу 'конфликт'  и  занимает
свое место в ней.

Рефлексия.

     Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения.Где в теле

                              - 3 -
у 'скульптур' чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации
появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоци-
ональной и физической напряженности.

 2Упражнение 4.

Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне  из-
мененного состояния сознания.

      Ведущий предлагает  поработать с конфликтом в особом состоя-
нии.Ведущий объясняет смысл  упражнения  примерно  так:'...Эмоцио-
нальное  напряжение,возникающее в конфликте,тесно связано с мышеч-
ным напряжением.Представьте себе лицо  человека,который  чувствует
себя  в  конфликте  с  кем-либо.Его скулы сведены и напряжены,зубы
стиснуты.Между бровями пролегли вертикальные складки.Как мы  можем
ожидать от него гибкого поведения,если он закован в жесткий каркас
напряженных мышц?  Человек - существо целостное.Эмоциональное нап-
ряжение  вызывает напряжение мышечное и наоборот.Поэтому мы попро-
буем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напря-
женности в конфликте.Для этого нужно сесть поудобнее...'
     Далее ведущий приводит ряд формул для релаксации.Когда группа
погружается  в  расслабленное,комфортное состояние,ведущий говорит
следующий текст:' Представьте перед вашим внутренним взором расши-
тый  узорами  тяжелый  театральный занавес.Он медленно раздвигает-
ся.Вы знаете,что это пьеса о вашей жизни.На сцене вы видите знако-
мых людей в конфликтной ситуации.Вы смотрите эту пьесу из зритель-
ного зала,а среди людей на сцене  узнаете  себя.Вы  слышите  голо-
са...О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду.Она вам не
нравится,и вы решаете переодеть всех в  костюмы  другой  эпохи.Это
пьеса  вашей жизни,и вы - ее режиссер,вы - ее главный герой.Вы пе-
реносите эту сцену на экран телевизора.Попробуйте представить ее в

                              - 4 -
черно - белом изображении...  Теперь - в цветном изображении.Поро-
буйте выключить звук.Теперь участники вашей пьесы жестикулируют  в
полном безмолвии.Через некоторое время вы включаете звук,чтобы ус-
лышать слова главного героя - себя.Вы включаете звук и слышите эти
слова.О чем вы говорите?
     Представьте экран в виде шахматной доски.Над ней  поднимаются
объемные  фигурки.Вы видите на этой шахматной доске участников ва-
шего конфликта и себя.Где ваше место  на  этой  доске?  Представь-
те,как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выст-
раиваете их в один ряд.
     Сейчас вы  убираете  их с доски и укладываете в коробочку.Ко-
робка закрывается,вы набрасываете на нее крючочек и бережно стави-
те на  место.Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тя-
желым театральным занавесом.Вы вспоминаете,что все происходило  на
телевизионном экране, и  поворачиваете  выключатель.Экран  тускне-
ет.Некоторое время на нем остается светящаяся точка.Затем исчезает
и она'.
     После приведенного выше текста дается ряд  формул  выхода  из
аутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения.

Рефлексия.

     Учащиеся делятся  своим  впечатлениями.Ведущий  спрашивает  о
том,что мешало выполнению упражнения.Особое внимание уделяется то-
му,как изменилось эмоциональное состояние после упражнения,как из-
менилось отношение к конфликту,человеку - стрессору,какие из прие-
мов,предложенных ведущим,повлияли на это отношение.
     В заключении ведущий советует использовать показанные  приемы
саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.


Доклад по теме: Социально-психологический тренинг.
Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской Педагогический
Университет. Преподаватель: Беляева Н.В.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru