Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Социальная мобильность 26.6 Кб.
  2. Социальная стратификация и социальная мобильность 36 Кб.
  3. Социальная мобильность 52.3 Кб.
  4. Социальная мобильность 32.2 Кб.
  5. Социальная мобильность 23.5 Кб.
  6. Социальная мобильность 0.5 Кб.
  7. Социальная мобильность и религия 13.7 Кб.
  8. Социальная мобильность и стратификация 9.5 Кб.
  9. Социальная мобильность и циркуляция 15.4 Кб.
  10. Социальная мобильность общества 20.3 Кб.

Социальная мобильность

Работа из раздела: «Социология»

Тема: Социальная мобильность.


   1. Понятие социальной мобильности и её виды.
   2. Каналы, фильтры, принципы мобильности.
   3. Трудности формирования среднего класса в России.



                                  Ответ №1:
   Каждый человек перемещается в  социальном  пространстве,  в  обществе,  в
котором   он   живет.   Иногда   эти   перемещения   легко    ощущаются    и
идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в  другое,
переход из одной  религии  в  другую,  изменение  семейного  положения.  Это
меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в  социальном
пространстве. Однако существуют таки перемещения  индивида,  которые  трудно
определить не только окружающим  его  людям,  но  и  ему  самому.  Например,
сложно определить изменение положения индивида в связи  с  ростом  престижа,
увеличением или уменьшением возможностей  использования  власти,  изменением
дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции  человека  в  конечном  итоге
сказываются на его поведении,  системе  отношений  в  группе,  потребностях,
установках, интересах и ориентациях.
      В  связи  с  этим  важно  определить,  как   осуществляются   процессы
перемещения индивидов в социальном пространстве, которые  получили  название
процессов мобильности.
      Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и
социальных классах. Если не существует барьеров для социального  достижения,
можно ожидать  большую  социальную  мобильность,  когда  некоторые  личности
быстро поднимаются и получают  высокие  статусы,  другие  же  опускаются  на
более низкие. Но  между  слоями  и  классами  существуют  барьеры,  мешающие
свободному переходу индивидов их одной статусной группы в  другую.  Один  из
самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы  обладают
субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия  в
классовой субкультуре, в которой они  социализированы.  Обычный  ребенок  из
семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей  вероятностью  будет
усваивать  привычки  и   нормы,   помогающие   ему   впоследствии   работать
крестьянином или рабочим. То же можно сказать о  нормах,  помогающих  ему  в
работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете,  он
может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или  крупным
руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из  одного
социального  класса  в  другой  имеет   значение   'различие   в   стартовых
возможностях'. Скажем, у сыновей министра и крестьянина  разные  возможности
для   получения   высоких   должностных   статусов.   Поэтому    официальная
общепринятая точка зрения, состоящая в том, что для достижения  любых  высот
в  обществе  нужно  только  трудиться  и  иметь   способности,   оказывается
несостоятельной.
      Приведенные примеры  свидетельствуют  о  том,  что  всякое  социальное
перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления  более  или
менее  существенных  барьеров.  Даже  переезд  человека   с   одного   места
жительства на другое предполагает  определенный  период  адаптации  к  новым
условиям.
      Все социальные перемещения личности или социальной группы  включают  в
процесс  мобильности.  Согласно  определению  П.Сорокина,  «под   социальной
мобильностью понимается любой переход  индивида,  или  социального  объекта,
или ценности, созданной  или  модифицированной  благодаря  деятельности,  от
одной социальной позиции к другой».
      П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную  и
вертикальную.  Горизонтальная  мобильность  –  это  переход   индивида   или
социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том  же
уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к  которому
он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом  является
вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность  взаимодействий,
способствующих  переходу  индивида  или  социального   объекта   их   одного
социального слоя в  другой.  Сюда  входит,  например,  служебное  повышение,
существенное  улучшение  благосостояния  или   переход   в   более   высокий
социальный слой, на другой уровень власти.
      Общество может возвышать статус  одних  индивидов  и  понижать  статус
других.  И  это  понятно:  одни  индивиды,  обладающие  талантом,  энергией,
молодостью,  должны  вытеснять  с  высших  статусов  других  индивидов,   не
обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают  восходящую  и
нисходящую  социальные  мобильности,  или  социальный  подъем  и  социальное
падение. Восходящие течения профессиональной, экономической  и  политической
мобильности существуют в двух основных формах:  как  индивидуальный  подъем,
или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и  как  создание  новых
групп индивидов с включением групп  в  высший  слой  рядом  с  существующими
группами этого  слоя  или  вместо  них.  Аналогично  нисходящая  мобильность
существует  в  форме  как  выталкивания  отдельных   индивидов   с   высоких
социальных статусов на более низкие, так  и  понижение  социальных  статусов
целой группы. Примером второй формы  нисходящей  мобильность  может  служить
падение социального  статуса  группы  инженеров,  которая  некогда  занимала
весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение  статуса  политической
партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина,  «первый
случай упадка напоминает падение  человека  с  корабля;  второй  –  корабль,
затонувший со всеми находящимися на борту».
     Механизм  инфильтрации  в  вертикальной  мобильности.  Для  того  чтобы
понять, как происходит процесс восхождения,  важно  изучить,  каким  образом
отдельный индивид может  преодолеть  барьеры  и  границы  между  группами  и
подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус.  Это  стремление
достичь более высокого статуса обусловлено  мотивом  достижения,  который  в
той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его  потребностью
добиваться успехов и избегать  неудач  в  социальном  аспекте.  Актуализация
этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится  к
достижению высшей  социальной  позиции  или  к  тому,  чтобы  удержаться  на
имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от  многих
причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ  проблем,
возникающих  при  реализации  мотива  достижения,   полезно   рассматривать,
пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.
      Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся  в
группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры  между  группами
или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую  статусную  группу,
имеет определенную энергию, направленную  на  преодоление  этих  барьеров  и
расходующуюся на прохождения расстояния  между  статусами  более  высокой  и
более  низкой  групп.  Энергия  индивида,  стремящегося  к  более   высокому
статусу, находит выражение в  силе  F,  с  которой  он  пытается  преодолеть
барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера  возможно  только  в
том  случае,  если  сила,  с  которой  индивид  стремится  достичь  высокого
статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив  силу,  с  которой  индивид
стремится проникнуть в  верхний  слой,  можно  с  определенной  вероятностью
предсказать  его  попадание  туда.   Вероятностный   характер   инфильтрации
обусловлен  тем,  что  при  оценке  процесса  следует  учитывать   постоянно
меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов,  в  том  числе
их личностных отношений индивидов.
      Характеристики  социальной  мобильности.  Для  количественной   оценки
процессов мобильности обычно используют показатели скорости и  интенсивности
социальной мобильности. Под скоростью мобильности  понимается  «вертикальная
социальная дистанция или число страт - экономических,  профессиональных  или
политических, которые проходит индивид в его  движении  вверх  или  вниз  за
определенный промежуток времени» [1, с.230]. Например,  некоему  индивиду  в
течение трех лет после окончания института и начала работы по  специальности
удается занять должность заведующего отделом, а  его  коллеге,  закончившему
институт  вместе  с  ним,  –  должность  старшего  инженера.  Очевидно,  что
скорость  мобильности  выше  у  первого  индивида,  так  как  за   указанный
промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой  стороны,
если какой-либо индивид в результате сложившихся  обстоятельств  или  личной
слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества,  то
говорят,  что  у  него   высокая   скорость   социальной   мобильности,   но
направленная вниз по статусной иерархии.
      Под интенсивностью мобильности понимается  число  индивидов,  меняющих
социальные  позиции  в  вертикальном  или  горизонтальном   направлении   за
определенный  промежуток   времени.   Число   таких   индивидов   какой-либо
социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их  доля  в
общей  численности,  данной  социальной  общности  показывает  относительную
мобильность. Например, если мы будем учитывать число  индивидов  в  возрасте
до 30 лет, разведенных и перешедших  в  другие  семьи,  то  речь  пойдет  об
абсолютной интенсивности  горизонтальной  мобильности  в  данной  возрастной
категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших  в  другие
семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь  пойдет  об
относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
      Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с  точки
зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом  случае  используется
совокупный индекс мобильности для данной социальной  общности.  Таким  путем
можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в  каком
из них, или в какой период  мобильность  по  всем  показателям  выше.  Такой
индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной  или
политической области деятельности.


                                  Ответ №2:
        Доступность  путей  для  социальной  мобильности  зависит   как   от
индивида, так и от структуры общества, в котором  он  живет.  Индивидуальная
способность немного значим, если  общество  распределяет  вознаграждения  на
основе  предписанных  ролей.  В  другой  стороны,  открытое  общество   мало
помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение  к  высшим
статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей  могут  находить  один
или два возможных, открытых для них канала мобильности.  В  то  же  время  в
других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для  достижения
высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть  закрыты  в
связи с этнической или  социально-кастовой  дискриминацией,  другие  в  силу
того, что индивид  из-за  индивидуальных  особенностей  просто  на  способен
применить свои таланты.
      Однако  для  того  чтобы  полностью  изменить  социальный  статус,   у
индивидов часто возникает проблема вхождения в новую  субкультуру  группы  с
более высоким статусом, а также связанная с этим проблема  взаимодействий  с
представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера
и барьера общения существует несколько способов, к которым, так  или  иначе,
прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
      1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и  тратить
большие  деньги  в  том  случае,  когда  индивид  сравнялся  в   доходах   с
представителями  более  высокого  социального  слоя.  Для  усвоения   нового
статусного  уровня  ему  необходимо  принять  новый  материальный  стандарт,
соответствующий   этому   уровню.   Устройство   квартиры,   покупка   книг,
телевизора, машины  и  т.д.  -  все  должно  соответствовать  новому,  более
высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не  очень  заметный,
но  весьма  значительный  способ  приобщения  к  более  высокому  статусному
уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов  приобщения  к
новому статусу и сам по себе,  без  изменения  других  компонентов  культуры
немного значит.
      2.  Развитие  типичного  статусного  поведения.   Ориентированная   на
вертикальную  мобильность  личность  не  будет  принята  в   более   высокий
социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения  этого
слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо  усилий.  Образцы  одежды,
словесные  обороты,  проведение  досуга,   манера   общаться   -   все   это
подвергается пересмотру и должно стать  привычным  и  единственно  возможным
типом поведения.  Детей  часто  готовят  специально  к  усвоению  поведения,
характерного для  высокого  социально-классового  слоя,  обучая  их  музыке,
танцам и хорошим манерам. Правда, не  все  аспекты  субкультуры  социального
слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного  обучения  и
сознательной имитации, но  такие  усилия  могут  ускорить  процесс  принятия
индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
      3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании
контактов с  индивидами  и  ассоциациями  того  статусного  соя,  в  который
социализируется мобильный индивид.  Идеальным  условием  вхождения  в  новый
слой является положение? когда  индивид  полностью  окружен  представителями
того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура  осваивается
очень  быстро.  Однако  положительным  моментом  налаживания  связей  всегда
служит то, что новое знакомство может  создать  благоприятное  общественного
мнение в пользу новичка.
      4. Брак с  представителем  более  высокого  статусного  слоя.  Во  все
времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров,  стоящих
на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в  значительной  степени
способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-
вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто  минуя
несколько  статусных  уровней.  В-третьих,   брак   с   представителем   или
представительницей более высокого статуса в значительной  степени  разрешает
проблемы  социального  окружения  и  быстрого  освоения  образцов   культуры
высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли  людям  преодолевать
самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а  также  проникать  в
элитные слои. Но такой брак может быть полезен только  в  том  случае,  если
индивид из более низкого статусного слоя  подготовлен  к  быстрому  усвоению
новых  образцов  поведения  и  образа  жизни  нового  для  него  социального
окружения если он не может  быстро  усваивать  новые  культурные  статусы  и
стандарты, то этот брак  ничего  не  даст,  так  как  представители  высшего
статусного слоя не будут считать индивида 'своим'.


                                 Ответ № 3:
           «Размывание» среднего слоя,  возможное  в  периоды  экономических
кризисов,  чревато  для  общества  серьезными  потрясениями.   Обнищание   в
условиях либерализации цен и падения производства основной  массы  населения
России  резко  нарушило  социальное  равновесие  в   обществе,   привело   к
выдвижению на первый план требований люмпенской  части  населения,  которая,
как  показывает,  опыт  несет   в   себе   большой   разрушительный   заряд,
направленный  в  основном,  на  перераспределение,   а   не   на   созидание
национального богатства.
  Каковы перспективы формирования среднего класса в  нашей  стране  сегодня?
Во  многом  они  зависят  от  успешной  адаптации  населения,   формирования
продуктивных   моделей   социально-экономического   поведения,    адекватных
сложившейся хозяйственной  ситуации.  Характеристики  процесса  адаптации  в
настоящее время  очевидны.  Прежде  всего,  на  смену  доминировавшим  ранее
надеждам на государство приходит существенно  большая  ориентация  населения
на собственные силы и  возможности.  Жестко  заданные  и  органические  типы
социально-экономического  поведения  уступают   место   разнообразию   типов
социального  действия.  На  смену  прямому  и   непосредственному  властному
хозяйственному  и  идеологическому  контролю  приходят  такие  универсальные
регуляторы как деньги  и  правовые  нормативы.  Новые  способы  и  стандарты
поведения обусловлены различными источниками формирования,  хотя  часто  они
не  корректируются  ни  устойчивыми  нравственными  нормами,  ни   правовыми
санкциями.
      Невостребованность квалифицированного персонала  или  востребованность
только  при  наличии  нужных  связей  деформирует  цепочку:  образование   –
квалификация - доходы  –  долгосрочные  сбережения  –  уровень  потребления,
обеспечивающую формирование и  развитие  среднего  класса.   Образование  не
гарантирует получение работы с перспективами роста.  Работа  не  гарантирует
доход:   зарплата   у   представителей   одной   профессии   в   частном   и
государственном  секторах  различается  на  порядок.  Доход  не  гарантирует
статус,  поскольку   многие   источники   высоких   доходов   незаконны.   А
противоречивость   законодательства,   несовершенство   налоговой    системы
превращают практически  любое  предприятие  в  правонарушителя  и  вынуждают
владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не  только  на
их профессиональные и деловые качества, сколько на  факторы,  подтверждающие
их безусловную « надежность».
Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в одной
группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на
вопрос: « Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит
продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число
респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.
      Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их
доля  в  наличной  валюте.  В  ответах,  полученных  в  ходе  фокусированных
интервью, в  качестве  основных  причин,  снижающих  частный  инвестиционный
потенциал, указывается на нестабильность в  стране  и  ненадежность  банков.
Респонденты считают, что общество не  вышло  из  полосы  нестабильности,  не
исключено  резкое  изменение  принципов  финансовой   политики.   Отсутствие
доверия к власти и ее финансовым  институтам  лишает  потенциальный  средний
класс возможности строить  долгосрочные  стратегии  роста  благосостояния  и
переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления
В целом приведенные в литературе данные свидетельствуют об ограниченности
масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе
адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50
– летних, т.е. люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и
благодаря опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными
амбициями.  В этой группе респондентов нарастает или разочарование в
реформах или укрепляется их неприятие. Это поколение, которое обычно
составляет сердцевину среднего класса – слой социальной стабильности, - не
стало таковым, а, напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую
группу.
       Слабо адаптированные  слои  в  половине  случаев  рассматривают  свой
социальный  статус  как  средний,  что,  прежде  всего,  свидетельствует   о
нереализованности образовательного и профессионального  –  квалификационного
потенциала в процессе адаптации: сформированные в  прежнее  время  статусные
позиции не подтверждаются практикой адаптации,  но  сохраняются  в  сознании
респондентов.  Для  «   группы   успеха»,   скорее,   характерно   занижение
социального статуса (около 10% респондентов  рассматривают  свое  социальное
положение как ниже среднего). На наш  взгляд,  главной  причиной  заниженной
социальной  самооценки  здесь  является  тот  факт,  что  способы  адаптации
(например,  источники  дохода,   формирующего   »   достойное   материальное
положение») не престижны  по меркам, ранее принятым в обществе.
       Таким  образом,   о   кризисном   характере   адаптации   говорит   и
несбалансированность взаимосвязи статусно -  ролевых  позиций  и  социальной
идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы  социального  поведения.
Невозможность   реализации   большинством   населения    своих    социально-
экономических притязаний, повышения  или  хотя  бы  поддержание  социального
статуса  будет  блокировать  продвижение   по   всем   другим   направлениям
преобразований, создавать социальное напряжение.
       Нельзя   обойти   вниманием    и    политическую    самоидентификацию
потенциального среднего класса, которая  в  принципе  должна  отражать   его
ориентацию   на    стабильность    политической    ситуации.    Политическая
самоидентификация  заключается,  прежде  всего,  в  делегировании   властных
полномочий  в   форме   электорального   поведения.   Оказавшись   в   сфере
взаимодействия различных политических  партий  и  движений,  индивид  должен
сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации,  в  наибольшей
степени  выражающий  его  интересы.  В   условиях,   когда   не   «работает»
традиционная политическая шкала  западноевропейского  типа,  а  рациональный
прагматизм   не   подкреплен   институционально,   встает   задача    поиска
«работающего» индикатора политической идентификации.
      Результаты  наших  исследований  с  определенность  свидетельствуют  о
наличии социальной базы,  поддерживающей  реформаторов-прагматиков,  которые
обладают рычагами реальной  власти.  Для  этой  части  населения  электората
важны не столько идеологический контекст и  популистская  риторика,  сколько
гарантия стабильности и преемственности  власти,  обеспечивающая  сохранение
правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.
      Таким образом, структурное оформление  среднего  класса  возможно  при
наличии  непротиворечивого  и  взаимодополняющего  комплекса  внутренних   и
внешних факторов. К  числу  внутренних  можно  отнести  развитие  автономной
активности,  четкое  очерчивание  круга  социальных   интересов,   групповую
идентификацию,  формирование  системы  социокультурных  ценностей,  норм   и
санкций,  а  к  числу  внешних  –  стабилизацию  социально-экономических   и
политических  институтов  и  способность  общества  к  воспроизводству  этой
стабильности, под которой  следует  понимать  не  консервацию  существующего
порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
      Это  крайне  важный  вопрос,  ибо  успех   реформ,   создание   нового
демократического  общества  с  рыночным  механизмом  во  многом  зависит  от
возможностей формирования среднего  класса.  По  некоторым  данным,  сегодня
около 15% занятого в народном хозяйстве населения   может  быть  отнесено  к
этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до  «
критической  массы»  потребует  немало  времени.   Уже   сейчас   наметилась
тенденция формирования отдельных  социальных  слоев,  относимых  к  среднему
классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-
технической   интеллигенции,   высококвалифицированные   рабочие,    которые
заинтересованы  в  осуществлении  реформ.  Однако   эта   тенденция   весьма
противоречива,  т.к.  общие  социально-  политические   интересы   различных
социальных слоев, потенциально образующих средний  класс,  не  подкрепляются
процессами сближения их по такому важному критерию  как  уровень  доходов  и
престиж профессий.



                         Использованная литература:

1. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.
2. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.
3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:
   Наука, 1994.
4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,
   1995.
5.   Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Наука, 1994.
6.   Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных
вузов.М.:                                  Интерпракс,1995. – 344с.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru