Социология

Образование как социальный институт


                       Московский    государственный
    университет
                                       Им.      М.В.
    Ломоносова



       Реферат

        на тему:

                        Образование  как  социальный
    институт



                                                                      Работу
                                                    выполнила студентка 4-го


                                                                      курса,
                                                     социологического фак-та


                                                                Гугучия Лана



                               Москва, 2001г.



                                                    План реферата



                                    Стр.


 1. система формального образования как объект
                социологического изучения ……………………………………………… 3

 2. эволюция института образования ………………………………………..3

 3. функции института образования в обществе ……………………………5

 4. заключение …………………………………………………………………10



                1.    система    формального    образования    как    объект
социологического изучения


           В  процессе  нормального  функционирования  и  развития  общества
исключительно  важную   роль   играет   социальный   институт   образования.
Накопленные  трудом  предшествующих  поколений   материальные   и   духовные
ценности, знания, опыт,  традиции  должны  быть  переданы  новому  поколению
людей и усвоены ими. Поэтому  поддержание  достигнутого  уровня  культурного
развития,  его  дальнейшее  совершенствование   невозможны   без   овладения
культурным наследием прошлых    веков.  Эта  проблема  решается  в  процессе
социализации индивидов, задачей  которого  как  раз  и  является  приобщение
человека к нормам и ценностям культуры и  превращение  его  в  полноправного
члена общества. Существенным  компонентом  процесса  социализации  индивидов
выступает образование -  обучение  человека  с  целью  передачи  накопленных
знаний и культурных ценностей.
             Более   подробно   образование   можно   охарактеризовать   как
относительно   самостоятельную   систему,   "функцией    которой    является
систематическое обучение и воспитание членов  общества,  ориентированное  на
овладение определенным знанием (прежде всего научным),  идейно-нравственными
ценностями,  умениями,  навыками,  нормами  поведения,  содержание   которых
определяется  социально-экономическим  и   политическим   строем   общества,
уровнем его материально-технического развития
            В социологии  принято  проводить  различие  между  формальным  и
неформальным образованием: Термин  "формальное  образование"  подразумевает,
во-первых, существование в обществе  специальных  учреждений  и  организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации  и  др.),
осуществляющих процесс обучения.  Во-вторых,  господствующая  в  современном
индустриальном  обществе  система  образования   подчиняется   определенному
официально  предписанному  образцу,  как  бы  "задающему"  объем  получаемых
знаний,  научение  определенным  навыкам   и   действиям,   которые   должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина),  принятому  в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения  распространенных  в
данном  обществе  социальных  ролей.  Стало  быть  функционирование  системы
формального образования определяется господствующими в обществе  культурными
стандартами,  идеалами,  политическими  установками,  которые  находят  свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
                 В  социологии  объектом  изучения  выступает  прежде  всего
система формального образования, отождествляемая с процессом  образования  в
целом, поскольку образовательным  учреждениям  принадлежит  в  нем  решающая
роль. Что  же  касается  термина  "неформальное  образование",  то  под  ним
понимается  несистематизированное  обучение  индивида  знаниям  и   навыкам,
которые он стихийно осваивает в процессе  общения  с  окружающей  социальной
средой (друзьями, сверстниками),  или  путем  индивидуального  приобщения  к
культурным ценностям, усвоения информации из  газет,  радио,  телевидения  и
т.д.  Неформальное  образование  также  является  важной  составной   частью
социализации  индивида,  помогает  ему  осваивать  новые  социальные   роли,
способствует духовному развитию,  но  по  отношению  к  системе  формального
образования в современном обществе оно играет вспомогательную  роль.  Далее,
говоря о социологических  проблемах  образования,  мы  будем  иметь  в  виду
прежде всего систему формального образования.



  2. эволюция системы образования


               Для  того,  чтобы  лучше  понять  роль  и  место  социального
института  образования  в  современном  индустриальном  обществе,  специфику
выполняемых  им  функций,  следует  кратко  рассмотреть   эволюцию   системы
образования.
              В  примитивных,  первобытных  обществах  образование  являлось
составной частью социально-производственного процесса. В те далекие  времена
не существовало ни школ,  ни  учителей.  В  передаче  культурного  наследия,
опыта,  знания,  традиций  участвовали  все   члены   общества.   "В   жизни
подрастающего поколения не  существовало  и  особого  периода  подготовки  к
усвоению социальных ролей взрослых, ибо все  необходимые  знания,  навыки  и
способности приобретались и развивались в ходе непосредственного  приобщения
детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что  приобщение  детей  к
трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5  лет,
а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали  в  охоте  и
рыбной  ловле,  пасли  скот,  изготовляли  орудия   труда,   участвовали   в
приготовлении  пищи.  Воспитанием  и   образованием   мальчиков   занимались
мужчины, а девочек  -  женщины.  Когда  ребенок  подрастал,  он  подвергался
особой церемонии  "инициации",  продолжающейся  несколько  дней,  в  течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать  и  подтвердить  свои
способности и  права  взрослых  членов  общества,  участвуя  в  состязаниях,
танцах, обрядах и культовых действиях.
                 В доиндустриальном обществе вместе с расширением  масштабов
общественного  разделения  труда,  появлением   государственной   власти   и
сословного  неравенства  начинается   обособление   института   образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием  особой  группы  учителей
получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных  систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме,  в  которых
платные учителя обучали детей благородных  сословий  грамматике,  философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.  Обучение
детей из  других  сословий  осуществлялось  в  процессе  ученичества,  когда
подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом  к  торговцу,  купцу,
ремесленнику  и  т.п.  Работая  в  качестве  подмастерья,  ученик  овладевал
профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли,  ремесла  и  др.
Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей,  передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного  процесса.  Важная  роль  в
воспитании детей принадлежала семье.
                 В   эпоху   средневековья   начинает   складываться   более
организованная система образования, когда  христианская  церковь  создает  в
Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных  званий
и возникают первые университеты -  в  Париже,  Оксфорде  и  других  городах.
Несколько    позже    культурно-образовательные    функции     университетов
расширились,   в   них   начинают   обучать   медицине   и    юриспруденции,
предпринимаются  первые  попытки  научных  исследований  в  области  физики,
математики,   логики.   Характерной   особенностью    системы    формального
образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно  было  доступно
ограниченному числу лиц  выходцам из богатых и престижных сословий.
     Подлинная  революция  в  системе  образования  происходит  в   обществе
индустриального типа: образование  перестает  быть  элитарным  и  становится
массовым, доступным для широких слоев населения.
            Такая  радикальная  трансформация  института  образования   была
вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса,  изменениями
в культуре и образе  жизни  людей.  В  XIX—XX  вв.  широкое  распространение
получают  средние  и  специальные  школы,  растет   число   высших   учебных
заведений.  Неполное,  а  затем  и  полное  среднее  образование  становится
необходимым   условием   получения    профессии    в    основных    отраслях
промышленности. Особенно  бурный  рост  системы  образования  приходится  на
период  после   Второй   мировой   войны,   когда   происходит   техническое
перевооружение ведущих  индустриальных  стран  и  совершается  новый  мощный
скачок в развитии промышленности, науки и техники.
            Быстро  растет  сеть  высших  учебных  заведений  -  институтов,
колледжей,  университетов,  осуществляющих  подготовку  специалистов  высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов,  в  которых
обучались  около  5  млн.  чел.  и  ежегодно  выпускалось  около  800  тысяч
специалистов  с  высшим  образованием.   Наиболее   впечатляющих   масштабов
достигло развитие системы высшего образования в США,  где  общее  количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей  школе,  а
4,5 млн.  -  в  двухгодичных  колледжах,  дающих  послешкольное  специальное
образование.
            Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того,  она  отличается  рядом  качественно  новых
свойств:  если  в  доиндустриальном  обществе   система   образования   была
ориентирована, главным образом, на сохранение  и  воспроизводство  культуры,
опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе  институт
образования  становится  важнейшим  фактором   культурного   и   социального
изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют  эпохой  культурной  и
образовательной  революции  по  той   причине,   что   система   образования
становится ключевым фактором общественного прогресса.  Во  всех  промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными  реформами
в  системе  образования,  задача  которых   заключалась   в   повышении   ее
эффективности,  упрочении  материально-технической  базы  на  основе   новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса.  Наиболее
существенными  особенностями  современной   системы   образования   являются
следующие моменты:  превращение  ее  в  дифференцированную  многоступенчатую
(начальное, среднее и  высшее  образование)  систему,  позволяющую  человеку
непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее  знания  и  навыки)  (здесь
важная  роль  отводится  учреждениям,  занятым  повышением  квалификации   и
переподготовки кадров). Также громадное  воздействие  образования  окаэывает
на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным  фактором  ее
социализации, духовного и интеллектуального развития.  Полученное  человеком
образование  в  значительной  степени  определяет   возможности   дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное  положение.  Социальный  статус  человека  в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его  профессии,
который зависит от полученного образования.
         Подобно другим социальным институтам институт  образования  призван
обеспечивать  социальную  стабильность  и   интеграцию   общества,   а   его
функционирование  связано  с  удовлетворением  двух  типов   взаимосвязанных
фундаментальных  потребностей  общества  -   социализации   его   членов   и
подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных  социальных
позиций в обществе[2].
         Функцию социализации выполняет в обществе также и  институт  семьи,
но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом  знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во  взрослом  обществе
требует систематического и длительного  обучения.  Именно  эту  двойственную
задачу  и  призван  решать  институт   образования,   организация   которого
характеризуется  непрерывностью   и   многоступенчатостью,   что   позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с  тем  круг
задач,  выполняемых   институтом   образования   в   современном   обществе,
значительно  шире,  наиболее  важные  из  них  с  точки  зрения  общества  -
подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным  позициям  в
социальной   структуре   общества,   что   является   одним   из   важнейших
функциональных требований любой социальной системы. Эта задача  решается  не
общеобразовательной  школой,   а   специальными   учебными   заведениями   -
училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

            3. функции института образования в обществе

            Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
  институтом  образования.  Их  достаточно   много,   и   различные   авторы
акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института  образования.

          Наиболее важные из социальных функций института образования.
  1) Трансляция и распространение культуры в обществе -  первая  и  наиболее
существенная из них.  Она  заключается  в  том,  что  посредством  института
образования  происходит  передача  от  поколения   к   поколению   ценностей
культуры,  понимаемых  в  самом  широком  смысле  слова   (научные   знания,
достижения  в  области  искусства,  моральные  ценности  и  нормы,   правила
поведения,  опыт  и  навыки,  присущие  различным  профессиям  и  т.п.).  На
протяжении  всей   истории   человечества   образование   являлось   главным
источником знаний,  инструментом  просвещения  общества.  Также  не  следует
забывать  о  том,  что  культура  каждого  народа  имеет  свои  национально-
этнические  особенности,  а   стало   быть,   система   образования   играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной  культуры,
ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид  становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
  2) Формирование у молодого  поколения  установок,  ценностных  ориентаций,
жизненных  идеалов,  господствующих  в  данном  обществе.  Благодаря  этому,
молодежь приобщается к жизни общества,  социализируется  и  интегрируется  в
социальную  систему.  Обучение   языку,   истории   отечества,   литературе,
принципам морали и нравственности служит  предпосылкой  для  формирования  у
молодого поколения общеразделяемой системы  ценностей,  благодаря  чему  оно
научается понимать других  людей  и  самих  себя,  становятся  сознательными
гражданами страны.
    Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации  и
воспитания детей в значительной мере зависит от  господствующих  в  обществе
ценностных  стандартов,  морали,  религии,  идеологии.  В   доиндустриальных
обществах  религиозное  воспитание  являлось  составной   частью   школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия  (церковь)  отделена
от  государства,  под  контролем  которого  находится  система   формального
образования, поэтому религиозное  образование  и  воспитание  осуществляется
либо  в  рамках  семьи,  либо  в   специальных   негосударственных   учебных
заведениях.
  3) Социальная селекция - одна из важнейших функций  института  формального
образования. Структура образовательного  процесса  устроена  таким  образом,
что  она  дает  возможность  уже  на  самых  начальных  этапах   осуществить
дифференцированный подход  к  обучающимся  (изменить  профиль  обучения  для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и  способных).  В
ряде  стран,  в  том  числе  и  в  нашей  стране,   существуют   специальные
образовательные программы для творчески  одаренной  молодежи,  учебный  труд
которой непременно поощряется, а  для  максимального  развития  их  задатков
создаются благоприятные условия.
            В современном обществе поиск и воспитание  талантливой  молодежи
возводится в ранг государственной политики в области  образования,  так  как
бурное развитие науки и технического прогресса  во  многих  других  областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
            Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению  учащихся
осуществляется  современной  школой  как  бы  авоматически,  так  как   сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной  задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам,  но  и
в соответствии  с  индивидуальными  интересами,  возможностями,  ценностными
ориентациями. После  обязательного  восьмилетного  образования  значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища,  другие  продолжают
учебу в средней школе, и  часть  ее  выпускников  поступают  в  вузы.  После
окончания вуза одни начинают трудовую  деятельность  в  народном  хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру,  делают  научную  карьеру.  С  точки  зрения
социологической, чрезвычайно важны  последствия  осуществляемого  институтом
образования процесса селекции,  так  как  его  конечным  результатом  (когда
различные  группы  молодежи  завершают  образование  в   различных   учебных
заведениях) является размещение людей по  различным  позициям  в  социальной
структуре  общества.  Посредством  этого   достигается   воспроизводство   в
обновление социальной структуры общества,  без  чего  невозможно  нормальное
функционирование последнего.  Другая  важная  сторона  процесса  социального
размещения  заключается  в  том,  что  он  запускает   механизм   социальной
мобильности; получение профессии, занятие  социальной  позиции  в  структуре
той или иной организации,  как  правило  открывает  для  многих  людей  путь
профессиональной карьеры, продвижение по  лестнице  должностных  иерархий  и
властных  полномочий.  Система  образования,  главным  образом  высшего,   в
современном индустриальном  обществе  служит  важнейшим  каналом  социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома  невозможно  получить  престижную  и
высокооплачиваемую  работу.   Уровень   образования,   наряду   с   властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального  статуса
человека в современном обществе.
  4) Функция  социального  и  культурного  изменения  является  прерогативой
современного  института   образования.   Эта   функция   реализуется   двумя
взаимосвязанными способами.  Во-первых,  в  процессе  научных  исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в  стенах  высших  учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем  вносит
свой существенный вклад  в  обогащение  и  расширение  культурного  наследия
общества.  Кроме того, в силу тесных связей университетов с  промышленностью
происходит  характерная  для  западных  стран  интеграция   науки,   высшего
образования и производства, результатом которой является  ускорение  научно-
технического  прогресса.  Университеты  все  в  большей  степени  становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические  и  прикладные
исследования,  экспериментальные  разработки   по   заказу   государственных
ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований  в
стенах вузов способствует  совершенствованию  системы  высшего  образования,
так как новые научные  идеи  и  открытия  включаются  в  учебные  программы,
обеспечивают повышение качества специалистов.
           Модель социальной организации (структуры) образования может  быть
предтставлена  как  состоящая  из  трех  основных  социальных  позиций:   1)
руководители и организаторы образования, 2)  педагоги  и  3)  учащиеся.  Эта
структурная модель,  значительно  упрощает  и  огрубляет  реальную  картину,
поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная  и  средняя
школы, средние специальные  учебные  заведения,  высшая  школа  и  т.п.),  с
присущими  им  особенностями  управления  и   педагогической   деятельности,
контингентом преподавателей и  учащихся.  Тем  не  менее  с  социологической
точки  зрения  вполне  допустимо  выделить  соответствующие  трем  указанным
социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные  требования  и
ролевые   предписания,   посредством   которых    регулируется    социальное
взаимодействие в процессе образования.

            Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают
руководители   различных   рангов:   работники   министерства,    сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и  т.д.  Отвлекаясь
от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует  обратить
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в  системе
образования.  Их  главная  задача  заключается  в   том,   чтобы   принимать
ответственные решения и  формировать  стратегию  образовательного  процесса:
определять перечень основных дисциплин  и  последовательность  их  изучения,
обеспечить материально-техническую базу образовательных  учреждений  и  т.п.
Они  несут  ответственность  за  формирование  преподавательского   корпуса,
определяют  нормативные   требования   к   деятельности   преподавателей   и
сотрудников, а также -  критерии  оценки  их  труда.  Представители  высшего
управленческого  звена  формируют   государственную   политику   в   области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и  качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися  социально-экономическими  и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный  контроль
над системой образования, определяют систему формальных  санкций  в  учебных
заведениях.  Административные  работники  нижнего  звена  (ректоры  вузов  и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.)  отвечают  за  осуществление
процесса   образования,   корректируют   и   уточняют   стратегию   обучения
применительно  к  данному  учебному  заведению,   осуществляют   оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
             Центральное  место  в  структуре  системы  образования  занимае
учитель.  Нормативные  требования  к  адекватному  выполнению  роли  учителя
сводятся к следующим моментам: он должен быть  специалистом  в  определенной
области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики  и  т.п.),
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией,  владеть
методикой обучения студентов  или  школьников,  научить  их  самостоятельным
приемам обучения (запись  уроков,  лекций,  работа  с  литературой,  решение
задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы,  помочь
исправить ошибки и т.д.
            Эти нормативные требования к социальной  роли  учителя  являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской  профессии,
и  в  первую  очередь  деятельности  тех   педагогов,   которые   добиваются
выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с  так  называемыми
трудными подростками.
             Другая особенность ролевого поведения учителя, в  большой  мере
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение  объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях.  Дело
в том, что выставляя  оценку,  учитель  не  только  определяет  правильность
знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе",  и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает  для  учащегося
мотиватором  учебной  деятельности.  Оценка  учителем  достигнутых  учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой  "социальной
стратификации" в классе, будь то школа,  или  студенческая  группа  в  вузе.
Посредством  нее  все  учащиеся  ранжируются  на   определенные   подгруппы:
отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому  некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание -  учителем  знаний  учащихся,  а
учащимися  компетентности  учителя  и   его   профессиональных   качеств   -
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
            Переживаемый в  нашем  обществе  кризис  больно  задел  и  сферу
образования,  что  с   наибольшей   отчетливостью   проявилось   в   падении
общественной  ценности  образования  и  тесно  связанным  с  этим   падением
престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
             В  работе  Ф.Г.   Зиятдиновой,   базирующейся   на   материалах
социологических  опросов  и  посвященной   анализу   социального   положения
учительства,  отмечается,  что   престиж   профессии   учителя   значительно
понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет  доля
лиц, скептически  оценивающих  культурно-образовательные  возможности  своей
профессии. По данным опросов учителей  регионов  Сибири,  Дальнего  Востока,
некоторых  центральных  районов,  около  40%   отрицательно   настроены   по
отношению к своей профессии,  а  30,6%  затруднились  с  ответом.  Мотивация
учительского труда, настроенность на созидательный  труд  также  значительно
изменились в отрицательную сторону:  4%  учителей  идут  в  школу  охотно  и
радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением,  19%  -
с  чувством  тяжелой  повинности,  а  большая  часть  61%  -  с   постоянным
беспокойством  и  тревогой.  Налицо  кризис  профессии   учителя,   огромная
неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников  школы.  Главная
причина такого положения - кризисные явления в экономике,  политике,  морали
и культуре, отсутствие четкой государственной программы  перестройки  школы,
которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне  обеспечить
финансирование школы,  но  и,  что  самое  главное  -  создать  условия  для
социальной   востребованности   образования   и   знаний,   которые    будут
способствовать росту их престижа и, безусловно,  повысят  социальный  статус
учителя.
          А что происходит  в  действительности?  Свыше  60%  опрошенных  из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на  предпоследнее
- 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте  до  20
лет,  когда  и  приобретаются  знания,   ценность   образования   стоит   на
предпоследнем месте, у родителей оно на третьем  месте  от  конца  из  14-ти
позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и  студентов
вузов слабо настроены на получение знаний.  Падение ценности  образования  в
нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг  учительской  профессии
в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы.  Так,  в
1989 г. при ответе на вопрос,  заданный  учащимся-старшеклассникам  "Как  вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?"  4,6%  признали  его
"высоким", 61,5% - "средним" и почти  одна  треть  респондентов  "низким"  и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991  г.)  эти  оценки  снизились:
уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в  обществе
"низким" и 21% -"очень низким". Опросы  родителей  также  свидетельствуют  о
резком снижении авторитета учителя в обществе: только  35%  считают  престиж
учительской профессии высоким, около половины, 46%  —  "средним",  а  51%  -
"низким "и "очень низким".
            Теперь   поговорим  о   другой   ключевой   роли   в   структуре
образовательного процесса - "ученика" (учащиеся  школ,  училищ,  студенты  и
др.). Какие требования к  его  поведению  предъявляет  нормативно-ценностная
система образования? Они достаточно  очевидны:  изучать  различные  предметы
согласно  программе  курса  (класса),  усваивать  и  запоминать  информацию,
овладевать навыками  самостоятельного  изучения  и  использования  изученных
фактов, добросовестно посещать учебные занятия,  уметь  слушать  педагога  и
принимать  участие  в  ходе  занятий,  лекций  и  т.п.  Непременное  условие
продвижения ученика по  многоступенчатой  лестнице  образования  -  успешная
сдача экзаменов и зачетов. По отношению  к  нерадивому  учащемуся  действует
система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий,  замечания  и
записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из  школы.  В
вузе система санкций более формализована: отлынивающий  от  занятий  студент
может получить выговор от  деканата,  в  случае  неудовлетворительной  сдачи
сессии, он наказывается лишением  стипендии,  не  переводится  на  следующий
курс. В нормативной структуре формального образования  существуют,  конечно,
и  определенный  набор  позитивных  санкций,   направленных   на   поощрение
добросовестной  учебы,  стимулирующих  учащегося  к  высоким  достижениям  в
учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с  отличием  и
льготы,  которые  он  дает  при  поступлении  в  средние  и  высшие  учебные
заведения, повышенная или именная  стипендии  в  вузе,  диплом  с  отличием,
рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
               Решающее  место   в   системе   социального   взаимодействия,
характеризующего образовательный  процесс,  занимают  взаимоотношения  между
учителем и учеником. Надо  отметить,  во-первых,  присущее  этим  отношениям
неравенство:  статус  учителя  неизмеримо  выше  статуса   ученика,   первый
занимает  господствующее  положение,  второй   -   положение   подчиненного.
Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что  он  организует  учебный
процесс и управляет им, является источником знаний для  учеников,  моральным
авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе  (или  учебной  группе)
порождает  авторитарный  стиль  в   преподавании,   означающий   безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что  учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот  стиль
взаимоотношений  многие  столетия  господствовал   в   системе   формального
образования   вплоть   до   последнего   времени.   Содержательной   основой
авторитарного  стиля  преподавания  в   педагогике   является   традиционное
понимание целей образования  как  процесса  передачи  знаний  от  учителя  к
ученику. Первый  является  специалистом  в  определенной  области  знаний  и
культуры, и его главная задача заключалась в  том,  чтобы  передать  ученику
определенный  объем  знаний  и  научить  ими  пользоваться.   Роль   ученика
сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую  давал
ему педагог.       Однако  в  современную  эпоху  традиционный  авторитарный
стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою  былую
популярность. Объясняется это тем фактором, что  современное  высокоразвитое
индустриальное общество в силу большой сложности  хозяйственного  механизма,
уникальности новейшей техники, ее  громадного  воздействия  на  все  стороны
общественной жизни, включая и окружающую  природную  среду,  требует  нового
типа специалиста будь то  предприниматель,  инженер,  экономист  или  юрист.
Этот  специалист  должен  не   только   обладать   большими   познаниями   в
соответствующей области,  но  и  быть  творческой,  инициативной  личностью,
умеющей  принимать  смелые  и  нестандартные  решения,  учитывать  множество
факторов, связанных с использованием новейшей техники  и  технологии,  с  ее
социальными и культурными последствиями.
           Новый,  демократический  стиль  в   построении   образовательного
процесса характеризуется следующими особенностями:
  1) формальный  процесс  передачи  знаний  заменяется  решением  конкретных
задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
  2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию,
а заключается в овладении разнообразной информацией;
  3) формой общения учителя с учеником становится не  научение,  а  взаимный
обмен информацией, что,  естественно  предполагает  большую  самостоятельную
работу ученика;
  4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
  5) характер отношении между участниками - попеременное  доминирование  или
равенство учителя и ученика;
  6) в роли обучающего может выступать не обязательно  учитель-профессионал,
а любой носитель ценной информации .
              Очевидно,  что  такого  рода  нетрадиционная,  демократическая
модель  образовательного  процесса  может  успешно  применяться  в  процессе
обучения взрослых  людей,  имеющих  сознательную  мотивацию  к  образованию,
желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут  быть
отнесены  старшеклассники,  студенты,  специалисты,  обучающиеся  в  системе
повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней  школы,  то  в
их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и  авторитарного
стилей   управления   учебным   процессом.   Без   демократического   стиля,
предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со  стремлением
помогать ему и сопереживать вместе с  ним,  трудно  пробудить  у  школьников
интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.
          Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,
безусловно,  в  значительной  мере  снижают  эффективность  образовательного
процесса. Переход  к  новым,  демократическим  взаимоотношениям  между  ними
является   важнейшим   звеном   процесса    перестройки    образования    на
гуманистических  началах,  но  это  станет  реальностью  лишь  тогда,  когда
общество в целом будет  реформировано  на  принципах  рыночной  экономики  и
демократические институты окончательно утвердятся  в  стране.  Только  тогда
возрастет ценность  образования  в  стране,  повысится  престиж  учительской
профессии, а учащиеся и  их  родители  будут  сознательно  ориентированы  на
получение образования.


       4. Заключение


             В современном индустриальном обществе школа, в  первую  очередь
высшая, не является в  полной  мере  демократическим  заведением.  Некоторые
социологи даже приписывают  институту  образования  консервативные  функции,
поскольку он воспроизводит существующее в обществе  социальное  неравенство,
а высшую школу называют элитарной. Подобные факты  нельзя  отрицать.  Однако
при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является  утопией,  и  каждое
общество имеет свой средний образовательный  стандарт,  соответствующий  его
объективным потребностям.  В  ряде  высоко  развитых  индустриальных  держав
мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт  уже  выходит  за  рамки
обязательного  среднего  образования.  Кроме  того  в  ряде  западных  стран
(Франция, Германия и  др.)  распространяется  практика  приема  в  вузы  без
вступительных    экзаменов,    что    является    достаточно    убедительным
свидетельством  демократизации  системы  высшего  образования.   Аналогичные
эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.
             В  современном  обществе  более  образованные  социальные  слои
занимают более высокое положение в иерархии социального  престижа.  Движение
индивида вверх или вниз по шкале социального престижа  становится  в  прямую
зависимость от уровня его образования. Таким  образом  образование  является
одним из  важнейших  символов  социальной  позиции  и  средством  достижения
успеха  в   обществе.   Расширение   масштабов   образованности   населения,
совершенствование системы образования оказывают  сильнейшее  воздействие  на
социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.



-----------------------
  [1]  Заславская  Т.И.,  Рывкина  Р.В.  Социология   экономической   жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111
  [2]  Кузьминов  Я.  Советская  экономическая  культура:  наследие  и  пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992,  3. С. 51



смотреть на рефераты похожие на "Образование как социальный институт"