Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Нравственное воспитание в труде 74.5 Кб.
  2. Нравственное воспитание в семье 41.5 Кб.
  3. Духовно-нравственное воспитание в семье 213.3 Кб.
  4. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе 81.8 Кб.
  5. Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе 62.3 Кб.
  6. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой 101.7 Кб.
  7. Нравственное воспитание 17.3 Кб.
  8. Нравственное воспитание в спорте 44.3 Кб.
  9. Нравственное воспитание 18.7 Кб.

Нравственное воспитание

Работа из раздела: «Социология»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
    1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
       Мораль, как регулятор поведения личности.
    2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
       развитии личности.
    3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
       личности.
    4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
       деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.



    1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
    Мораль как регулятор поведения личности.
    В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
    формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
    социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
    между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
    иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,
    подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в
    каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
    функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах
    его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с
    другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и
    т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы
    и различные постановления государственных органов, производственно
    -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
    инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
    нравственность.
    Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей
    различные правовые нормы, законы, административные правила и указания
    служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
    административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их
    нарушение личность несет юридическую или административную
    ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал
    на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси
    правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже
    специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,
    комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных
    постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие
    санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
    Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
    относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
    практически их соблюдение зависит от самой личности.
    Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
    незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
    общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,
    общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают
    еже более серьезный характер.
    Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на
    него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,
    выговор и т.д.). Но если  то же человек опоздал на встречу со своим
    знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не
    бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское
    замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не
    на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,
    на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В
    этике – философской науке о морали -  существуют две основные
    нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,
    их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
    моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
    нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,
    совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее
    моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер
    нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского
    тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них
    человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль
    гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный
    характер, содействует действительному прогрессивному развитию и
    совершенствованию личности.
    Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
    общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,
    привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
    заметили, что нравственность личности не может основываться только на
    ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда
    соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
    способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет
    большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем  следующее
    положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в
    конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
    качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,
    какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение
    его содержательности и педагогической действительности. Многие
    общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
    нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на
    формирование положительных качеств личности, но и является главной
    задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
    2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
    развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в
    развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике
    с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,
    что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
    добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что
    писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он
    приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва
    добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
    последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в
    науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
    Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся
    швейцарский педагог- демократ Генрих  Песталоцци. Нравственное
    воспитание он считал главной задачей детского воспитательного
    учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер
    и сочувственное отношение к людям.
    Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на
    первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в
    соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
    понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,
    дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
    «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
    нравственность».
    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех
    наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
    жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
    Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко
    характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
    К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал
    :
    Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет
    пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
    зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным
    чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
    посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он
    останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
     Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
    учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние
    нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
    важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
    Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в
    развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта
    проблема в системе современного воспитания.
    3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
    личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в
    виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
    термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые
предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные
трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или
нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,
правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как
неуклонное соблюдение.
  Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их
сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы
по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать
в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на
международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к
справедливости, демократии и свободе народов;
Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность
родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;
соблюдение дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана
природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство
собственного достоинства, принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд
норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не
только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на
его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только
в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно
считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При  ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в
своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет
их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная
благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений
обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро
меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что
раньше хвалил.
    В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
    демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
    личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные
    нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или
    принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,
    благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в
    виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;
    нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,
    чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз
    самого закона».
    Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила
    и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
    как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в
    своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с
    послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и
    требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и
    правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив
    личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые
    общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения
    и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал
    «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в
    отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его
    нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя
    в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
    выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов
    и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет
    глубинную сущность нравственного воспитания.
    В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
    моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
    поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
    допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в
    своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного
    развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
    личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –
    пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа
    – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из
    нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть
    человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые
    достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы
    самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное
    развитие личности невозможно без формирования ее моральной
    сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к
    моральному благородству.
    Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы
    ее внешние и внутренние психологические механизмы?
    4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
    деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
    Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
    должно быть направлено на формирование у личности нравственных
    отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к
    людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют
    сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и
    обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы
    формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в
    соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и
    воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,
    необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:
    общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
    сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими
    людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности
    (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
    понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется
    чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и
    укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные
    нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
    деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя
    эффективно формировать нравственные отношения.
    Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной
    части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные
    отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся
    привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся
    условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс
    нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы
    вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества
    школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,
    как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура
    межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к
    материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,
    сознательная дисциплина и культура поведения.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru