Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Социология 17.4 Кб.
  2. Социология политики в работах М. Вебера 16.7 Кб.
  3. Социология 33.1 Кб.
  4. Социология конфликта 15.9 Кб.
  5. Социология 22.2 Кб.
  6. Социология 4.3 Кб.
  7. Социология наций 28.7 Кб.
  8. Социология 31.1 Кб.
  9. Социология 17.5 Кб.
  10. Социология политики в работах М. Вебера 16.7 Кб.

Социология

Работа из раздела: «Социология»

 Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус
самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и
разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы
догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие.
Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала
развиваться.
     Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об
обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт,
крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях
— “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал
рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных
явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько
сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения
позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах
его последователей.
    Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,
характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к
происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и
региональное их звучание.
     В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии,
являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная
структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное
мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной
исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология
возникла в ответ на потребности общественного развития.
  Социология личности оперирует категориями, которые нередко
рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности
социологического анализа.
    Когда употребляется  понятие “формирование личности” , то имеется в
виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей
совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных  организаций и самого человека можно
говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
 Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
  Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
    Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения
взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение
роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
     Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
“развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого
происходят становления этих трех составляющих элементов личности.  В этом
процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых  связанна с
определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,
анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
   Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная  ( от  рождения  до 2  лет),
операциональная    ( от 2
до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций
( с 12  до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то
время, как социализация  детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве  в большей мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы
детства: отказ от детских мифов.
  Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности
 к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
  Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида
другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим
собой, контролирующей формой выступает совесть.
  Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс,  с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”.  Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в
семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института
долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за
воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной  жизни.
   Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов ,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу ?
Мощным  инструментам   социализации  личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его
формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как
созидательных, так и разрушительных задач.
   И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-
политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто
обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических
действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным
 типам личности.
   В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
  Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует
постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных
проблем.
    В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
 В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
    И наконец, социализация личности происходит  в  условиях  взаимодействия
мировой и национальной культур.  И  хотя  общечеловеческие  мотивы  признаны
ведущими  в  структуре   общественного   сознания   и   поведения,   влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который  во  многом
определяет   облик   общественных   и   политических    движений.    Феномен
национального в процессе социализации поставил перед  социологией  вопрос  о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими  ценностями,  привел
к необходимости более глубокого понимания социально-психологических  мотивов
признания его особого места в  общественной  жизни  каждого  народа,  каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
  Социализация личности предполагает, что объектом исследования является  не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека  в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают  всю  совокупность  черт
сознания  и   поведения:   знания,   убежденность,   трудолюбие,   культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку,  и
т.д. Важное значение имеет преодоление  пережитков  прошлого  в  сознании  и
поведении людей.
   На путях социализации человека серьезным препятствием являются  различные
формы ложного  сознания,  проявляющегося  в  мифотворчестве,  в  извращенных
формах  реально функционирующего сознания.
   Так, мифологизация в  нашей  стране  базировалась  на  многих  “священных
коров”, которые были неприкосновенны и  неоспоримы:  требовалось  только  их
неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие  утверждения
,  как  “загнивание  капитализма”  и   “расцвет   социализма”,   “социальное
равенство”  и  “дружба   народов”,   а   также      такие     перлы,     как
“экономика  должна     быть
 экономной” , “единодушная  признательность  “  ,  “долгие,  продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-
ых  гг.,  что  через  20-25  лет  мы  будем  жить  при   коммунизме   принес
разочарование  и  утрату  той  перспективы,  которая  питала  людей   в   их
стремлении         к     благополучию   и     счастью.
      Не  меньше  бед   принесла   и   показуха.   В   сознании   работников
распространилось стремление создать впечатление о “большой”  и  “трудной”  .
работе.  И  чем  больше  бездельничал  человек,  тем  больше   он   старался
продемонстрировать   видимость    работы.    Брались    и    провозглашались
обязательства,  которые  никогда  не  доводились  до  конца,   формировались
рекламные группы для показа ”достижений”.
      В этих условиях, как реакция  на  деформированные  виды  общественного
сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход  от
реальной  жизни,  экстремизм,  мистика,  паразитирование   на   тревогах   и
бесперспективности повседневной жизни.
   Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий.  Но  именно
знание этих противоречий подсказывает пути выхода из  сложившейся  ситуации,
пути к подлинной социализации человека.
     Процесс социализации, и особенно такие  его  субъективные  факторы  как
пропаганда  и  воспитание,   требует   тщательного   анализа   усилий   всех
организаций, причастных к его осуществлению.
    В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или  происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных  групп  населения,  стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность  и  степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации.  И  как  бы
ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и  в
настоящее  время  пропаганда  продолжает  активно  участвовать  в   процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она  поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
     В условиях противоречивых действий, путаницы идей и  доктрин,  взаимных
обвинений и упреков общественное сознание не могло  не  прийти  в  состояние
растерянности и замешательства,  Перед  человеком  встали  по  существу  две
альтернативы — либо стать приверженцем одной  из  доктрин,  либо  прикрыться
удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на  его  пути  ,
отравлено  пропагандой,  Но  данная  ситуация   не   является   выходом   из
создавшегося положения — она лишь  усложняет его, создает  серьезные  помехи
на пути  социализации человека.
     В  процессе  социализации  личности   наряду   с   пропагандой,   тесно
переплетаясь и взаимодействуя  с  ней,  выступает  воспитание.  Оно  придает
качественную  определенность  другим  структурным  элементам   социализации,
характеризует  ее  цель,  направленность  развития  духовных   процессов   и
явлений.
    Если исходить из сущности воспитания, то  оно  связано  прежде  всего  с
субъективным воздействием  на  сознание,  на  соединение  его  с  практикой,
ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание  тем  и
сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
   В   социологии   накоплен   большой   опыт   проведения   социологических
исследований  по  проблемам  воспитания.  Некоторые  из  них,  например   по
трудовому  ,  политическому,  нравственному  воспитанию,  насчитывают  сотни
наименований.  Среди  них   есть   достаточно   глубокие   и   обстоятельные
исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна  ориентация  на
должное, а не на сущее , а  это  неминуемо  рождало  целую  серию  издержек,
ограничивало их  результативность   и  действительность.  Значительный  вред
воспитанию   нанесла   односторонняя,   однобокая   ориентация   только   на
официальные установки, монополизм в определении  ее  ориентиров  со  стороны
КПСС .
   Таким образом, изучение таких  средств  социализации,  как  пропаганда  и
воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры,  науки,  народного
образования, семьи дают возможность обогатить  наши  представления  о  путях
становления и развития личности.
   Процесс социализации достигает определенной  степени   завершенности  при
достижении   личностью   социальной   зрелости,   которая    характеризуется
обретением личностью интегрального социального статуса.  Однако  в  процессе
социализации возможны  сбои,  неудачи.Проявлением  недостатков  социализации
является отклоняющееся  (дивиантное) поведение. Этим термином  в  социологии
чаще всего обозначают  различные  формы  негативного  поведения  лиц,  сферу
нравственных пороков, отступление от принци пов,  норм  морали  и  права.  К
основным    формам     отклоняющегося     поведения     принято     относить
правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию,  проституцию,
самоубийства.
  Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о  состоянии
конфликта  между  личностными   и   общественными   интересами.   Дивиантное
поведение — чаще всего попытка уйти из  общества,  убежать  от  повседневных
жизненных  невзгод  и  проблем,   преодолеть   состояние   неувуренности   и
напряжения  через  определенные   компенсаторные   формы.Однако   дивиантное
поведение не всегда носит негативный характер. Оно  может  быть  связано  со
стремлением   личности   к   новому,   передовому,    попыткой    определить
консервативное , мешающее двигаться вперед.
    Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах
предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается
неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология
открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение
вперед.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru