Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Коллективное поведение 19.9 Кб.
  2. Коллективное поведение 45 Кб.

Коллективное поведение

Работа из раздела: «Социология»

                                    ПЛАН:



1)ВВЕДЕНИЕ………………………………………    2стр


2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………    5стр



                                  ВВЕДЕНИЕ


Проблема взаимоотношений индивида  и  общества  занимает  основное  место  в
налаживании  социального  контроля.  Теоретически   отношения   общества   и
личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто:  подгонка
индивидуальных  качеств  под   социальный   стандарт.   В   действительности
отношения усложняются  наличием  у  личности  индивидуального  сознания,  а,
следовательно возможностей сознательной  оценки,  принятия,  отвержения  или
изменения стереотипов, норм и ценностей, которые  предлагаются  индивиду  на
уровне  общественного  сознания.  Социальный   контроль   осуществляется   в
пределах взаимовлияния индивидуальных и  коллективных,  которые  соотносятся
как  контролируемая  деятельность  индивида  и  контролирующая  деятельность
социальных  институтов.  Субъектом  контролирующего  действия  выступает  не
только  государство,  но  и  социальные  институты:   образование,   мораль,
культура и т.п.
       При  анализе  взаимодействия  общества  и  личности  с  точки  зрения
социального   контроля    можно    выявить    внутреннюю    противоречивость
взаимодействия. С одной  стороны  человек  обретает  социальные  качества  и
социально обусловленную индивидуальность только под воздействием  социальной
системы,   а   с   другой   -   не   сможет   развить   индивидуальность   и
самореализоваться,  если  будет  слепо  копировать   предлагаемые   системой
образцы  культуры.   Вызревание   и   постоянное   разрешение   противоречий
осуществляется  в   процессе   социализации   индивида,   когда   происходит
сознательное усвоение им социальных норм и ценностей  и  исполнение  ролевых
требований и ожиданий. Именно в  ходе  социализации  реализуется  социальный
контроль в различных формах.
       Социальный  контроль  осуществляется  посредством  реакции  общества,
социальной  общности  на   индивидуальное   поведение   личности.   Общество
использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования  окружающих
на поведение  человека,  осуществляемые  в  формах  поощрения  и  наказания.
Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные  обществу)  и
негативные  (наказания  за  нежелательные  действия)   санкции.   Конкретное
содержание санкций зависит от  особенностей  культуры,  морали,  религиозных
догм, политических концепций,  законодательства  определенной  общественной,
государственной системы  и  т.п.  Характер  общественной  реакции  (санкции)
определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его  повторение,
изменение или прекращение. Регулятивную роль играют  не  только  санкции  за
совершенные  действия,  но  и  ожидания  применения  санкций   за   еще   не
совершенные действия.
      В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни  из  них
(правовые санкции)  строго  регламентированы,  формализованы  и  применяются
полномочными лицами, властными структурами в соответствии с  нормами  права.
Иные  санкции  (моральные)  неформальны  и  применяются  отдельными  членами
общности и в  форме  улыбки  или  нахмуривания  бровей  и  т.п.  и  в  форме
высказанного одобрения или осуждения и  т.п.  Все  виды  социальных  санкций
образуют некую  систему,  могут  взаимно  нейтрализовать  друг  друга,  если
вступают  в  противоречие,  или  усилить  друг  друга  при   совпадении   их
содержания. На эффективность действия санкций  по  отношению  к  конкретному
человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов,  что  в
свою очередь, обусловлено ценностями и  ценностными  ориентациями  личности,
уровнем ее самосознания. Без воздействия на  самосознание  индивида  система
социального контроля перестает существовать.
      Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением.  Но  до
этого  времени  большинство  средств  социального  контроля  и  профилактики
вызвано  эмоциями,  догмами  и  иллюзиями  и  наименее  всего  -   реальными
закономерностями  процессов,  которыми  общество  пытается  управлять.   Как
правило, запрещающе-репрессивные меры признаются  в  нашем  обществе  лучшим
средством борьбы. Но полноценный  социальный  контроль  -  это  совокупность
средств и методов  влияния  общества  не  нежеланные  (отклоняющиеся)  формы
поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть  тогда,  когда
используются  различные  его  механизмы,   с   учетом   особенностей   самих
отклонений. К таким механизмам можно отнести:
1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе  путем  наказаний
и санкций;
2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией  социальных  норм  и
ценностей;
3)побочный    контроль,    вызванный    идентификацией     с     референтной
“законопослушной группой”;
4)”контроль”,  установленный  на  широкодоступных   разнообразных  средствах
достижения   целей    и    удовлетворения    потребностей,    альтернативных
противоправным или аморальным.
       Учитывая  качество,  направленность  и   распространение   социальных
отклонений  на  Украине,  можно  предложить  такую   стратегию   социального
контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм  социальной  патологии
общественно полезными и нейтральными; направленность  социальной  активности
в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация  (как  отказ  от
уголовного или административного  преследования)  “преступлений  без  жертв”
(гомосексуализм,  проституция,  алкоголизм  и  т.п.);  создание  организаций
(служб)    социальной    помощи:     суицидологических,     наркологических,
геронтологических;  либерализация  и  демократизация  режима  содержания   в
местах лишения свободы при отказе  от  принудительного  труда  и  сокращения
части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.
      Проблема социальных  отклонений,  девиантного  поведения  обращает  на
себя   все   большее    внимание    отечественных    социологов.    Активнее
разрабатываются    пути    рационального    контроля    и    распространения
положительного поведения. Важным заданием  исследователей  становится  также
типологизация  девиантного  поведения  личности,  разработка  концептуальных
основ механизма социального контроля.



                           КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в  том  числе)  несет  в
себе коллективное  сознательное  и  бессознательное  и  управляется  им.  По
существу  несет  в  себе   информационные   модули   определенного   смысла,
распределённые своими различными фрагментами по иерархически  организованной
психике  (в  смысле  определённости  строя  психики  в  каждый   момент   на
рассматриваемом
интервале  времени)  каждого  из  множества  разных  людей*,  а  эти  модули
предопределяют  процесс  самоуправления  коллектива,  поскольку   людям   во
множестве  свойственна  общность,  во-первых,  культуры,  а  во-вторых,   по
характеристикам излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен,
являющийся существом  процессов  управления  и  самоуправления,  в  обществе
носит как  минимум  двухуровневый  характер:  биополевой  и  через  средства
культуры (виды искусств, средства массовой
информации, науку и образование).
   * При этом  некий  функционально-целостный  информационный  модуль  может
оказаться не сосредоточенным в психике одного человека,  а  рассредоточенным
в психике множества людей своими разными фрагментами. В этом  случае,  он  -
как
информационная целостность -  недоступен  осознанному  восприятию  отдельной
личности, но если все его носители встретятся и,  выделив  его  фрагменты  в
своей индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания,  то  он  станет
доступным осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.
      Коллективное сознательное и бессознательное  в  таком  его  понимании,
как  объективного  информационного  процесса,  поддается   целенаправленному
сканированию и анализу, поскольку обрывки  информационных  модулей  так  или
иначе находят свое выражение  в  произведениях  культуры  разного  рода:  от
газетно-туалетной  публицистики,  до  фундаментальных  научных   монографий,
понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек  или
аналитическая группа в состоянии  систематически  сканировать  (по-русски  -
просматривать) множества публикаций и высказываний разных  людей  по  разным
вопросам, выбирая из них по  тематическим  ключам  фрагменты  функционально-
целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному  сознательному
и бессознательному.  Точно  также  и  действия  и  бездействие  индивидов  и
коллективов в определённых  обстоятельствах,  не  связанные  с  такого  рода
публикацией их мнений, представляют собой фразы 'языка  жизни',  по  которым
тоже  может  быть  выявлен  смысл  того,  что   несет   их   коллекти   вное
бессознательное.
После анализа состояния коллективного сознательного и  бессознательного,  на
него возможно оказать воздействие в субъективно  избранном  направлении  его
изменения, преследуя определенные цели, если  сгрузить  в  него  информацию,
объективно соответствующую, во-первых, целям  и  во-вторых,  информационному
состоянию  общества.  Такое  воздействие  может  быть  произведено   вопреки
долговременным  жизненным   интересам   большинства;   вопреки   тому,   как
большинство понимает и выражает свои  жизненные  интересы;  но  сделать  это
возможно, если  люди  не  умеют,  а  главное  и  не  желают,  защитить  свое
коллективное  поведение  от  своего   же   коллективного   сознательного   и
бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.
И государственность -  один  из  атрибутов  современного  общества,  который
представляет  собой  фактор  систематического  воздействия  на  коллективное
сознательное и бессознательное, во многом будучи его порождением  в  прошлые
времена.
Коллективное бессознательное и сознательное  -  своего  рода  информационное
домино просто  вследствие  объективности  информации  в  Мироздании.  Каждая
мысль, в большинстве её выражений имеет начало  и  конец.  Перед  нею  может
встать* иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может
найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая  из  них  может  принадлежать
разным людям. И есть некий 'информационный магнетизм',  о  природе  которого
мы в этой работе  говорить  не  будем,  но  вследствие  которого,  как  и  в
настольном домино, в информационном  домино  коллективного  сознательного  и
бессознательного есть возможные  и  невозможные  соответствия  завершений  и
начал мыслей. Отличие только в том, что возможные  соответствия  'завершение
информационного модуля - продолжение  его  иным  информационным  модулем'  в
информационном  домино  не  однозначно.  Но   кроме   того   неоднозначность
продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении
мыслей и  их  обрывков  участвует  множество  людей  одновременно,  оттесняя
своими мыслями мысли  других.  Но  в  отличие  от  настольного  домино,  где
определённая по составу группа игроков  плетет  только  одну  информационную
цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется одновременно
множество информационных выкладок** как из  завершенных  мыслей,  так  и  из
обрывочных,   порождаемых    разными    людьми    на    уровне    биополевой
общности(сознательного и бессознательного характера)  и  на  уровне  средств
культуры.
 * Равно: возможно умышленно вставить.
 ** Строгий термин в настоящем контексте, указующий на то, что в отличие  от
цепи костяшек  в  домино,  информационной  выкладке  объективно  свойственна
направленность чтения, т.е. воспроизведения информации в действиях людей.
 Какие-то  информационные  выкладки  могут  замкнуться  концом  на  свое  же
начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование:  'У  попа
была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса –  он  её  убил,  вырыл  яму,
закопал, крест поставил, написал: 'У попа была собака... и т.д.''. Если  так
построенное   кольцо   недоброй   информационной   выкладки    коллективного
сознательного и
бессознательного устойчиво, то оно  может  работать  в  режиме  нескончаемых
кругов ада.
Всякое кольцо  информационной  выкладки  может  поддерживаться  относительно
немногочисленным подмножеством людей,  и  процессы  в  нём  происходящие  не
способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых  входов  для
завершений чужих мыслей и открытых окончаний  ему  свойственных,  к  которым
могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же
открытые входы-выходы есть, но в информационной среде  общества  отсутствуют
необходимые проставочные информационные  модули  (информационные  мосты  меж
данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически  взаимовложенными
информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые  входы-выходы
со всеми прочими информационными выкладками
коллективного сознательного и бессознательного.
Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в  России:
узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и  прочих
работящих, которым нет  до  демократизаторов  конкретного  дела;  и  варятся
демократизаторы в собственном соку, выражая свойственный им строй психики  в
осмысленных битвах и бессмысленной грызне между собой...
Но   может   случиться   так,   что   какая-то   информационная    выкладка,
поддерживаемая  также  весьма  небольшим  числом  людей,  содержит  в   себе
множество завершений собственных, открытых для
присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих  завершенных  мыслей
и их обрывков (аналогом этого в настольном  домино  являются  кости-дуплеты,
лежащие  поперек  цепи  костяшек).  Такая  информационная   выкладка   может
замкнуть  на  себя  каждодневную  деятельность  почти  всего   общества.   И
направленность общественного развития,  свойственная  такого  рода  выкладке
информационных  модулей  в  коллективном  сознательном  и   бессознательном,
определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве  что
те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в
которые  нет  открытых  входов,  и  из  которых  нет  открытых  выходов  для
завершений и начал мыслей остального большинства членов общества.
Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке  есть  разрыв  и
не достает всего лишь одного доброго  слова,  чтобы  она  стала  благоносной
программой самоуправления общественным  развитием  на  основе  коллективного
бессознательного или сознательного.
Но  может  случиться  и  так,  что  одного   неосторожного   обрывка   мысли
достаточно, чтобы в коллективном бессознательном  и  сознательном  заполнить
разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать  старт  действию
какой-то   программы   общественного   самоуправления,   которая    способна
уничтожить
плоды многих тысячелетий развития культуры.
Поэтому, памятуя об  информационном  домино  коллективного  сознательного  и
бессознательного, его управляющем воздействии на течение  событий,  человеку
должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей,  а  не  то
что в мысленных монологах перед своим 'Я' или в громогласной работе
на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.
Если не ходить вокруг,  да  около,  то  духовная  культура  общества  -  это
культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном  и
бессознательном.  Какова  культура  -  такова  и  жизнь  общества.  Нынешнее
состояние России и  история  её  последних  нескольких  столетий  при  таком
взгляде  говорит  о  господстве  в  повседневности  крайне   извращенной   и
загрязненной духовной культуры, и в этом выражается господство  нечеловечных
типов строя психики. Впрочем,  это  относится  и  к  остальным  модификациям
толпо-'элитарной' культуры в ближнем и  дальнем  зарубежье,  хотя  там  иная
проблематика.
Кто не согласен с этим утверждением о  реальной*  духовности  России,  пусть
опровергнет слова апостола Павла: 'И  духи  пророческие  послушны  пророкам,
потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира.
Так бывает во всех церквах у святых'.
 * Реально  в  стаде  павианов  иерархия  их  'личностей'  выстраивается  на
основании   того,   кто   кому   безнаказанно   показывает   половой   член.
Соответственно общероссийский мат: ' Я тебя ...'; 'А вот ...  тебе';  'Я  на
вас всех ... положил' – вторжение стадно-обезьяньего в  общество  тех,  кому
Свыше дано быть людьми - наместниками Божьими на земле.  Обезьянам  не  дано
быть людьми; россиянам же дано, и не должно унижаться до уровня обезьян.
Тем кто хочет поупражняться в расизме в отношении русских  в  связи  с  этим
сообщением,  исключительно  с  целью  их  просвещения,  следует  знать,  что
согласно кораническим сообщениям некоторая часть иудеев была обращена  Богом
в обезьян за отступничество от Его  Единого  Завета.     Реальное  состояние
страны не отрицает  хранимых  ею  высоких  идеалов  нравственности  и  зерен
истинной духовности под грудой мусора и извращений, но  является  выражением
распущенности, беззаботности  и  безответственности  при  известных  высоких
идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.
    Коллективное сознательное и бессознательное  иерархически  организовано:
от семьи и группы сотрудников на работе до наций  и  человечества  в  целом.
Эта  иерархическая  организованность  имеет  место  в   системе   объемлющих
взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою  структуру  и  иерархичность.
Это подобно матрешке, но отличие от  реальной  матрешки  в  том,  что,  если
вскрыть  самую  маленькую   'матрешку'   в   коллективном   сознательном   и
бессознательном, то в ней может оказаться любая  из  её  объемлющих  б(льших
'матрешек'  со  всеми  другими,  поскольку  человек  -   часть   Мироздания,
отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности,  но
с разной степенью
детализации  тех  или  иных  фрагментов,  что   и   определяет   своеобразие
мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида.
Все типы  строя  психики,  которые  наличествуют  в  обществе,  участвуют  в
порождении коллективного сознательного и  бессознательного  этого  общества,
вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества  на  основе
его коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из
типов строя психики, вступая в коллективное сознательное  и  бессознательное
общества, вносит в него свойственное только ему своеобразие, обособляющее  в
коллективном сознательном и бессознательном  каждый  тип  строя  психики  от
фрагментов коллективного сознательного и бессознательного, порожденных
другими типами строя психики. Но в силу того, что все  индивиды  принадлежат
к одному и тому же биологическому виду 'Человек  разумный',  в  коллективном
сознательном  и  бессознательном,  состоящем  из  своеобразных   фрагментов,
поддерживаемых носителями каждого строя психики, есть общие области
(информационные массивы типа 'common', через которые  передается  информация
между самостоятельно работающими программами и подпрограмм ами, если  искать
аналогии в программировании для компьютерных систем).  Точно  также  имеются
информационные  массивы  типа  'common',  благодаря   которым   человечество
принадлежит биосфере Земли.
Человечество в целом, каждый народ, та или иная социальная  группа  в  своем
коллективном сознательном  и  бессознательном  несёт  большие  объемы  самой
разнообразной информации. Поэтому, входя в обсуждение  этой  темы,  чтобы  в
ней не утонуть, следует ограничиваться рассмотрением только некоторых
её аспектов. В настоящей записке мы рассмотрим только соотношение  частотных
характеристик  процессов  в  коллективном  сознательном  и  бессознательном,
обусловленных  каждым  из  типов  строя  психики,  что  и  определяет  общий
характер  самоуправления  общества  и  его  групп   на   основе   проявлений
коллективного сознательного и  бессознательного,  распределяя  по  частотным
диапазонам поведение носителей каждого из типов строя психики и разобщая  их
в видах деятельности, которые оказываются доступными  или  недоступными  при
каждом из них.



                         Использованная литература:

1.Андрущенко В.П.,Горлая Н.И. Социология наука об обществе. Харьков,1996;
2.Осипов Г.В. Социология. Москва,1990;
3.Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва,1990;
4.Пига В.Н. Социология, курс лекций. Киев,1996.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru