Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Социометрия, отчет по результатам исследования

Работа из раздела: «Социология»

                   Ульяновский государственный университет
             факультет гуманитарных наук и социальных технологий



  Выполнила:


Данюкина Марина

  студентка группы С-21

  отделения социологии



   Преподаватель:


Ефимова О.И.



                                г. Ульяновск
                                  - 1999 -



                                 Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

 Методика: Социометрический  метод  –  это  метод  опроса,  направляемых  на
выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии  и
неприязни среди  членов  группы  (в  учебном  коллективе).  В  основе  лежат
критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и  служат  основанием
для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только  в
коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13  лет)  школы
N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Процедура:   каждому   давался   заранее   приготовленный   лист,   давалась
инструкция. После сбора ответы обрабатывались и  были  сделаны  выводы  (см.
ниже).

Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина,  2  курс  отделения  социологии
УлГУ проводит исследование, я хочу  попросить  вас  помочь  мне.  Результаты
этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно,  чтобы
каждый из вас  написал  лично  свое  мнение,  только  тогда  можно  уверенно
говорить о положительных  результатах  исследования.  Возьмите,  пожалуйста,
небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою  фамилию,  имя  и
класс. А теперь задание: «у вас через  несколько  дней  вечер  в  классе,  с
конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели  пойти  на
праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости  от  величины
вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того,  с  кем  хотели  бы
пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую  очередь  и  только
после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

Обработка результатов:

Взаимный выбор

Число взаимных выборов:  20
1) Хитрова (1) – Белоногова (1);
2) Голованова (1) – Артамонова (3);
3) Голованова (2) – Колесникова (3);
4) Голованова (3) – Альбикова (3);
5) Веркина (1) – Биккулова (2);
6) Веркина (2) – Нафиева (2);
7) Артамонова (1) – Колесникова (2);
8) Артамонова (2) – Альбикова (2);
9) Янина (1) – Левицкова (1);
10)  Янина (2) – Попова (2);
11)  Будаева (1) – Игошина (1);
12)  Шанин (1) – Гаврильчев (1);
13)  Карпенко (1) – Головин (1);
14)  Макарова (3) – Нафиева (1);
15)  Колесникова (1) – Альбикова (1);
16)  Нафиева (1) – Биккулова (1);
17)  Левицкова (2) – Попова (1);
20)  Уфимов(1) – Улитин (1);
21)  Ефимова (1) – Андреева (1);
22)  Андреева (3) – Биккулова (3).

Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера)                                 Рис.  2:
Выбор Нафиевой (лидера)



                                 Таблица 1.
|                      |1|2|3|4|5|6|7|8|9|1|1|1|1|1|1|1|1|1|1|2|2|2|2|2|2|2|
|                      | | | | | | | | | |0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|0|1|2|3|4|5|6|
|1. Хитрова Юля        | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | | | |2|1| |
|2. Голованова Люда    | | | | |1| | | | | |2| |3| | | | | | | | | | | | | |
|3. Веркина Марина     | | | | | | | | | | | | | | | | |2| | | | | | |3| |1|
|4. Бондарь Саша       | | | | | | | | | | |2| | | | | | | |1|3| | | | | | |
|5. Артамонова Оля     | |3| | | | | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |
|6. Янина Даша         | | | | | | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |2| |3|
|7. Будаева Надя       | | | | | |2| | | | | | | | | |1| | | | | | | | | |3|
|8. Шанин Данил        | | | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| |1| | | | | |
|9. Карпенко Олег      | | | |3| | | | | | | | | | |1| | | | | |2| | | | | |
|10. Макарова Настя    | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | |1|2| | | |
|11. Колесникова Алена | |3| | |2| | | | | | | |1| | | | | | | | | | | | | |
|12. Нарбеков Наиль    | | | | |3| | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |
|13. Альбикова Эльвира | |3| | |2| | | | | |1| | | | | | | | | | | | | | | |
|14. Живицы Миша       | | | | | | | | | | |3|2| | | | | | | |1| | | | | | |
|15. Головин Антон     | | | | | | | | |1| |2| | |3| | | | | | | | | | | | |
|16. Игошкина Кристина | | | | | | |1| | | | | | | | | |2|3| | | | | | | | |
|17. Нафиева Эльвира   | | |2| | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | |1|
|18. Левицкова Маша    | | | | | |1| | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| | |
|19. Уфимов Роман      | | | | | | |3| | | | | | | | | | |2| |1| | | | | | |
|20. Улитин Игорь      | | | | | | | |3| | | |2| | | | | | |1| | | | | | | |
|21. Гаврильчев Сергей | | | | |3| | |1| | |2| | | | | | | | | | | | | | | |
|22. Ефимова Маша      | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | | |1|2| | |
|23. Андреева Наташа   | | | | | | | | | | | | | | | | |2| | | | |1| | | |3|
|24. Попова Лида       | | | | | |2| | | | |3| | | | | | |1| | | | | | | | |
|25. Белоногова Наташа |1| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |3|2| | | |
|26. Биккулова Женя    | | |2| | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |3| | | |
|Итого:                |2|9|4|3|1|8|4|4|1|3|1|7|8|3|1|1|1|7|4|5|3|5|8|1|1|1|
|                      | | | | |1| | | | | |7| | | | | |6| | | | | | |1| |1|


Рис. 3: социометрические группы



(16-17) Лидеры группы: Колесникова

          Алена, Нафиева Эльвира;

(11-9) Популярные члены группы:

         Артамонова Оля, Голованова

         Люда, Попова Лида, Биккулова

         Женя;

(1-4) Отверженные члены группы:

       Белоногова Наташа, Головин

      Антон, Игошкина Кристина,

      Карпенко Олег, Хитрова Юля.



Выводы:
Социометрия,  проведенная  в  7  классе  школы  N68  Заволжского  района  г.
Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей  имеет  более
или   менее   благоприятный    статус.    Средний    уровень    благополучия
взаимоотношений означает благополучие большинства  детей  группы  в  системе
межличностных  отношений,  их   удовлетворенность   в   общении,   признании
сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно  сказать  о  характере  отношений,
существующих в группе, то есть свидетельствует  о  разобщенности  группы  на
отдельные  группировки  по  половому  признаку,  причем  в  группе   девочек
наблюдается разобщенность на две группы во главе с  лидерами  (Колесниковой,
Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола   находятся
дружеские отношения, а также проявляется интерес к  совместной  деятельности
с выбираемым ребенком. В  данной  группе   положение,  как  девочек,  так  и
мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой  характер  связи  как
взаимная симпатия. Мотивация  выборов  в  большинстве  случаев  определяется
желанием детей общаться, иметь общее  дело,  другие  причины  выступают  как
второстепенные.
Среди популярных  членов  группы  можно  выделить:  Артамонову,  Голованову,
Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин,
Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них
положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний,
чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также
необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.



                           -----------------------
11-9

       16-17



8-7



              ††††††††††††††††††††?????????????????????



1-4

 11

 2

 5

 13

 17

 3

 10

 26



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru