Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Работа из раздела: «Религия и мифология»

Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
      Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря (католики),  7  января
(православные) христиане  и  относят  его  к  числу  главных,  самых  важных
праздников. На Руси его стали отмечать в X веке практически  одновременно  с
проникновением сюда христианства.
      Естественно,  что  по  времени  он   практически   слился   с   зимним
древнеславянским  праздником,  святками,  которые  праздновались   с   конца
декабря и всю первую неделю января. Постепенно с  утверждением  Христианства
на Руси святочные дни обрели твердые даты. Они начинались 25  декабря  (день
рождения Христа) и заканчивались в январе (день его крещения).
      У древних славян святки были одним из главных  праздников.  Начинались
они с магического очищения от нечистой силы, скверны. Для  этого  вымывалось
жилище,  окроплялся  водой  скот,  люди  мылись  сами.  Накрывался   богатый
праздничный стол, уставленный всевозможными яствами, украшениями из теста  и
колосьев.
      Перед началом праздничной трапезы глава дома брал горшок  с  кутьей  и
трижды обходил с ним вокруг жилища. После этого  он  через  окно  или  дверь
выбрасывал на улицу несколько ложек кутьи, угощая духов.
      Конечно, в настоящее время от  этих  традиций  практически  ничего  не
осталось.  Но  праздничный  стол  у  нас  всегда  максимально   заставляется
угощеньями.
      Мы говорили, что на Руси  праздник  Рождения  Христа  стал  отмечаться
практически одновременно с приходом Христианства,  но  еще  очень  долго  он
находился как бы в тени святок, постепенно получив с ними  равные  права,  а
затем и вытеснив их почти полностью.
      В двух Евангелиях – от Марка и от Иоанна – о появлении  на  свет  Сына
Божьего ничего  не  упоминается.  А  Матфей  и  Лука  рассказывают  об  этом
событии, но по-разному.
      В Евангелии от Луки говорится, что родители  Христа,  Иосиф  и  Мария,
жили в городе Назарете, там Марии явился архангел Гавриил, и  предсказал  ей
зачатие и рождение необыкновенного сына Иисуса.
      Незадолго  до  наступления  родов  Иосифу  и  Марии  необходимо   было
направиться на Родину своих предков  в  город  Вифлеем  для  регистрации  по
случаю проводимой всеобщей переписи населения.
      Не найдя места для ночлега,  они  решили  переночевать  за  городом  в
пещере, служившей загоном для скота. Здесь  и  родился  Иисус  Христос.  Его
появление на свет было отмечено чудесным знамением. С неба  ангелы  сообщили
о рождении Сына Божия, находившимся  неподалеку пастухам. В это же  время  в
воздухе прозвучал гимн 'Слава в вышних Богу'.
      Совсем иначе эти события описываются в Евангелии от Матфея. Здесь  уже
старый плотник Иосиф узнает, что его молодая жена  –  девственница  Мария  –
забеременела, он решает ее тайно отпустить, но во сне к нему является  ангел
и объясняет, что Мария не виновна, она зачала от Духа Святого, и родит  Сына
Божьего, которому предначертано стать спасителем мира.
      Согласно Матфею, Иисус родился в городе Вифлееме, где  постоянно  жили
его родители. При его рождении в небе  появилась  чудесная  звезда,  которую
увидели волхвы, и пришли к новорожденному с дарами.
      От волхвов об этом событии узнали население Иерусалима  и  царь  Ирод.
Боясь, что  Иисус  станет  претендовать  на  трон,  Ирод  приказал  убить  в
Вифлееме и окрестностях  всех мальчиков в возрасте до двух лет, что  и  было
сделано, – 14 тысяч младенцев были умерщвлены.
      Христос  же  остался  жив  благодаря  тому,  что  заранее  предупредил
родителей о готовящейся расправе, и семье удалось бежать в Египет,  где  они
и поселились, после смерти Ирода  они  вернулись  на  Родину,  но,  опасаясь
преследований, поселились в городе Назарете.
      Сами по себе различия в описаниях рождения и других событий  не  могут
служить основанием считать такое событие не имевшим место. Как  известно,  о
событии (особенно давнем) несколько людей  не  могут  рассказать  совершенно
одинаково. Кто-то считает важными одни детали, другой – другие.
      Как мы  уже  говорили,  сам  праздник,  посвященный  Рождеству  Иисуса
Христа, появился позднее других.  Это  естественно.  Ведь  верующих  гораздо
больше  интересовали  подробности  его  смерти  и  воскресения.  И  лишь  со
временем – с возрастанием интереса верующих  ко  всей  Его  земной  жизни  –
возникла необходимость рассказать о ней.
      До середины четвертого  века  в  январе  отмечался  один  христианский
праздник – Богоявление. Но в 354 году впервые в  Риме  25  декабря  Рождение
Иисуса праздновалось уже самостоятельно.
      Рождество – теперь один из самых торжественных и красивых православных
праздников. В церквях  ему  посвящается  богослужение  в  течение  12  дней,
начиная  с  20  декабря  и  до  Нового  года.  Первые  пять  дней  считаются
предпразднством Рождества, конечно,  в  день  самого  праздника  совершается
торжественное богослужение. Даже людей неверующих это красочное  действо  не
может оставить равнодушным. В богослужениях вспоминается о рождении  Иисуса,
Его жизни и смерти, об истинно высоком назначении Его пребывания на земле.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru