Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Христианский брак (Новый Завет)

Работа из раздела: «Религия и мифология»

                       Православный Свято-Тихоновский

                            Богословский Институт

                         3 курс, заочное отделение.
                         Катехизаторский факультет.


                                 Новый Завет
                    (Деяния и Послания Святых Апостолов)


                               Тема сочинения:
                              Христианский брак



                          Шевчуган Роман Георгиевич



                             Ухта, 2001/2002 гг.
План:
  1. Вступление.
  2. Изначальное назначение брака
  3. Позиция ап. Павла в вопросах брака и безбрачия  в  первом  послании  к
     коринфянам.
  4. Более глубокое раскрытие смысла брака в послании к эфесянам.
  5. Положение женщины в браке.
  6. Сравнение брака и безбрачия.

  Особое  место  в  системе  человеческих   ценностей   принадлежит   сфере
супружеских взаимоотношений, и поэтому вопросы, связанные  с  ней,  не  были
чужды  Церкви  никогда.  Особую  остроту  приобрели  они   сейчас,   в   век
распущенности и девальвации  основных  нравственных  ценностей.  Церковь  не
может остаться в стороне, когда большинство браков заканчивается  разводами,
растет количество абортов, внебрачных половых связей, в результате чего  под
угрозой уничтожения оказывается сам институт семьи.
  Другая опасность подстерегает и  с  противоположной  стороны:  на  рубеже
тысячелетий  определенная   часть  православной   общественности   оказалась
одержима своего рода эсхатологическим психозом: «Караул!  Последние  времена
настали! Дают печать антихриста! Зачем вступать в брак, рожать детей,  когда
скоро Страшный Суд?…». Так, например, в газете «Свет Православия»  №  45  от
2000 г. опубликовано письмо схиигумена Кукши,  выдержанное  именно  в  таком
духе: «… скажу вам – Бог приготовил такую яму для мира, … и всех  нечестивых
Он положит туда… О женитьбе и замужестве сейчас не  только  говорить,  но  и
думать нельзя, это страшный грех…» и т.п.
  Но Церковь Христова существует уже около двух тысяч  лет,  и  она  всегда
умела адекватно ответить на все искушения, как внешние,  так  и  внутренние,
потому что в своих оценках всегда  опиралась  на  Слово  Божие  –  Священное
Писание, обращение к которому с  успехом  выправляло  слишком  человеческие,
слишком страстные и сиюминутные порывы.

  Церковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз  был
установлен Богом в раю, т.е. еще до грехопадения. «И сказал Господь Бог:  не
хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,  соответственного  ему»
(Быт,2:18).  Это  –  первое  назначение   брачного   союза.   Кроме   этого,
«раздельность полов – это необходимое условие  для  предотвращения  могущего
возникнуть ненужного обособления в пределах  одного  и  того  же  рода»  [1,
стр.200].
  Другое назначение брачного союза – деторождение: «И благословил их Бог, и
сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт, 1:28).
  После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех
повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины  и  женщины  уже
не был так прочен, как в раю  –  человек  стал  способен  на  предательство.
Появился блуд,  противоестественные  пороки,  и  человек  утратил  понимание
святости брака.
  Вполне очевидно, что Благовестие Царствия Божия не могло обойти  стороной
такой важный вопрос, как  раскрытие  целей  и  истинного  смысла  брака  как
освященного  Богом  союза  между  людьми  и  роль   этого   союза   в   деле
человеческого спасения.
  Тема брака и  безбрачия  наиболее  глубоко  рассматривается  более  всего
апостолом  Павлом.  в  своих  миссионерских  посланиях  к  жителям  Эфеса  и
Коринфа.
  Коринф в те времена был большим городом,  который  «…  славился  науками,
искусствами, и веселой жизнью … можно сказать, что во  времена  апостольской
проповеди Коринф был представителем  греческого  легкомыслия,  ветрености  и
чувственных  наслаждений»  [2,   стр.331].   Поэтому   коринфских   христиан
волновали вопросы, касающиеся супружеской жизни и девства, т.е. той  стороны
жизни, которая преподносила им немало искушений: вся 5 глава этого  послания
посвящена обличению одной из наиболее тяжелых форм блуда – кровосмешению.
  А в седьмой главе апостол дает наставления, касающиеся брака и безбрачной
жизни.
  Прежде всего, Апостол, будучи сам безбрачным, рекомендует такой же  образ
жизни и для своих последователей: «А о чем  вы  писали  ко  мне,  то  хорошо
человеку не касаться  женщины.»  (1Кор,7:1).  Тем  не  менее,  понимая,  что
«каждый имеет свое дарование от Бога, один так,  другой  иначе»  (1Кор,7:7),
он рекомендует брак как способ избежать блуда. Это  мысль  проходит  красной
нитью во всей седьмой главе – так,  Апостол,  рекомендуя  безбрачие  девицам
(еще ни разу не вступавшим в брак) (1Кор,7:36), а также овдовевшим,  тем  не
менее, «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор,7:9).
  Также  предупреждает  о  возможности  блудных  искушений  и  людей,   уже
состоящих в браке: «Не уклоняйтесь друг от  друга,  разве  по  согласию,  на
время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе,  чтобы
не искушал вас  сатана  невоздержанием  вашим»  (1Кор,  7:5).  Отсюда  можно
сделать  вывод,  что  мнение,  согласно  которому  сексуальные  связи  между
состоящими в браке допустимы исключительно с целью деторождения  ,  является
неверным, кроме того, Апостол предписывает необходимость  взаимопонимания  и
терпимости супругов в отношении их полового влечения к друг к  другу:  «Жена
не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим  телом,
но жена» (1Кор,7:4)
  Далее, в этом послании  ап.  Павел  говорит  о  необходимости  сохранения
супружеской верности и недопустимости расторжения брака, в том  числе,  если
один из супругов неверующий: «…если какой брат имеет жену неверующую, и  она
согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  и  жена,  которая  имеет
мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не  должна  оставлять  его.  Ибо
неверующий муж освящается  женою  верующею,  и  жена  неверующая  освящается
мужем  верующим.  Иначе  дети  ваши  были  бы  нечисты,  а  теперь   святы.»
(1Кор,7:12-14).   Это  повеление  Павла  весьма  важно  и  для  современного
общества, когда возникают сомнения в допустимости брачного  союза  с  людьми
неверующими или иноверцами. Еп. Феофан прокомментировал это  повеление  так:
«брак твой, верная жена, с  мужем  неверным,  не  превратился  в  незаконное
сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое  уверование  освятило
сей брак и мужа твоего  в  брачном  отношении»  [цит по: 2, стр.350].  Кроме
того,  брачное  сожительство  здесь   рассматривается   как   особая   форма
миссионерства: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли  мужа?  Или  ты,  муж,
почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор, 7:16).
  Тему супружества ап. Павел продолжает в послании к жителям Эфеса,  города
в  Малой  Азии.  И  если  послание  к  коринфянам  имело  более  утилитарную
направленность,  то  послание  к  Эфесянам   уже   раскрывает   апостольское
понимание брака как  средства,  помогающего  людям  в  достижении  спасения:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,  потому  что  муж  есть  глава
жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель  тела.  Но  как  Церковь
повинуется Христу, так и жены своим  мужьям  во  всем»  (Еф,5:22-24).  Здесь
любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той  жертвенной  любви,
которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во  имя  нашего
спасения: «Союз супружества не земное только дело; он должен быть  средством
воспитания сочетавающихся лиц для небеснаго. Когда я один  –  отвечаю  я  за
одного себя; когда с судьбою моею связывается  судьба  другого  человека,  я
отвечаю и за него. Чего он не знал, для своего спасения, чего он  не  делал,
– в этом и я  принимаю  ближайшее  участие  и  подвергаюсь  ответственности»
[3, стр.484].
  В супружеском единстве  Апостол видит прообраз единства Церкви и  Христа.
О единстве всех христиан он говорит : «все мы Духом одним крестились в  одно
тело…» (1Кор,12:13).И подобное же  единство  он  в  единстве  брачном:  «Так
должны мужья любить своих жен,  как  свои  тела:  любящий  свою  жену  любит
самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает  и
греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти  Его
и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать  и  прилепится  к
жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф,5:28-31)
  Эту мысль Апостола можно прокомментировать словами  греческого  богослова
Х. Яннараса: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого  пола,  приводит
к любви, к забвению  человеком  самого  себя,  своего  индивидуализма,  лищь
тогда пред человеком открывается  возможность  отозваться  на  обращенный  к
нему призыв Бога.  Вот  почему  образ  супружеской  любви  является  образом
крестной  любви  Христа  и  Церкви.   Добровольное   умерщвление   природной
ограниченности,   индивидуальности   ради   того,    чтобы    жизнь    могла
осуществляться как любовь и самоотдача» [цит. по: 4, стр.66.]
  Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве:  «…как
Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем»  (Еф,5:24).  Ему
вторит и Апостол Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь  своим  мужьям,  чтобы
те из  них,  которые  не  покоряются  слову,  житием  жен  своих  без  слова
приобретаемы  были,  когда  увидят  ваше   чистое,   богобоязненное   житие»
(1Петр,3:1-2). Однако это совсем не означает,  что  положение  женщины  есть
положение униженное: «Творцу не угодно  было  даровать  ей  власть,  которая
подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал  ей
влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не  замечает
этого  и  подчиняется  слабому,  не  чувствуя  стеснения  своей  свободы   …
Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему.<…> Женщина  должна  не
только даровать мужчине утешение в жизни настоящей,  но  и  помогать  ему  в
достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь  требует  этого,  а
любовь,  предпочитающая  вечное  временному;  того   же   требует   и   долг
справедливости.» [5, б/с]. То есть в христианском  браке  женщине  отводится
та роль, которая наиболее соответствует ее природному назначению,  никак  не
ущемляющая ее естественные права.  Более  того,  Апостол  Петр  предписывает
мужьям  относиться  к  женам  как  к   «сонаследницам   благодатной   жизни»
(1Петр,3:7).
  Таким образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем  кто  бы
то ни  было  еще,  ибо  кроме  банальных  антропологических  аспектов  брака
(репродуктивный, социальный и др.) Церковь сумела выделить и обосновать  еще
один – сотериологический.  Прот.  Иоанн  Мейендорф  выразил  это  назначение
христианского брака словами: «Христианин призван – уже в жом  мире  –  иметь
опыт новой жизни, стать гражданином Царства;  и  это  возможно  для  него  в
браке. Таким  образом,  брак  перестает  быть  только  лишь  удовлетворением
временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз  двух  существ
в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую  природу  и
быть  соединенными  не  только  “друг  с  другом”,  но  и  “во  Христе”…   »
[цит. по: 6, стр.169].

  Но тем не менее, высоко ценя брак, Церковь  отдавала  предпочтение  жизни
безбрачной. Сам Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были,  как
и я…»  (1Кор,7:7).  Объясняет  он  это  сам  так:  «…Неженатый  заботится  о
Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском,  как  угодить
жене. Есть  разность  между  замужнею  и  девицею:  незамужняя  заботится  о
Господнем, как угодить Господу,  чтобы  быть  святою  и  телом  и  духом;  а
замужняя заботится  о  мирском,  как  угодить  мужу»  (1Кор,7:32-34).  Может
сложиться  впечатление,  что  жизнь   безбрачная   есть   нечто   радикально
противоположное супружеству . Отчасти это так – одно исключает  другое.  Тем
не менее, это не значит, что нет между служением  Богу  в  девстве  и  браке
ничего общего – и в том, и в другом случае основным мотиватором должна  быть
любовь:  «Сердцу  женщины  прирождена  сила  любви.  При   естественном   её
положении,  т.  е.  когда  она  выходит  замуж,  сила  эта  направляется  на
семейство – на мужа, на детей. При одиночестве,  она  обнаруживается  другим
путем <…> когда сила любви выходит наружу, высказывается в любви  к  Господу
и ближнему и заставляет женщину жертвовать  собою  для  блага  человечества,
подобно тому, как супруга или мать делает это для блага  собственной  семьи.
Тогда чувство делается  сразу  шире  и  глубже.  Шире  потому,  что  оно  не
ограничивается кругом домашним; глубже, потому, что  выливается  из  глубины
сердца» [5, б/с]. Но это можно сказать не только о женщинах – и для  мужчин,
оставшихся безбрачными,  также  должна  быть  движущей  силой  именно  такая
жертвенная любовь.
  И каждый, решивший посвятить себя подвигу безбрачия, должен сам для  себя
ответить на вопрос: а способен  ли  он  на  такую  любовь?  Увы,  не  каждый
способен понести такой крест. поэтому Апостол Павел и  говорит:  «но  каждый
имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), и  поэтому
такой подвиг любви более ценим Церковью, нежели любовь в супружеском  союзе.
Но несомненно одно: к подвигу  любви  к  Богу  и  ближнему  способен  каждый
человек, поэтому Господь назвал заповеди любви  самыми  главными  (Мф,22:37-
40). А супружество и безбрачие есть лишь два способа реализации его.

  Поэтому Церковь,  водимая  Духом  Святым  и  руководствующаяся  мудростью
апостольской, в своей точке зрения на брак и безбрачие придерживается  самой
мудрой, трезвой и взвешенной позиции: каждый, кто может  пожертвовать  собой
ради Христа, отдав ему всю свою жизнь, отказавшись от радостей  (впрочем,  и
скорбей тоже – см. 1Кор,7:28) супружеской жизни, тот пусть идет  в  Царствие
Божие более кратким путем, а кто не может – пусть создаст семью  и  совершит
чудо – «чудо преложения  «воды»,  т.е.  будней  земной  жизни,  в  «вино»  –
непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного  человека  к  другому.»
[6, стр.170].

Список литературы:
  1. Прот. Николай Иванов. И сказал  Бог…  Опыт  истолкования  Книги  Бытия
     Клин, 1999г.
  2. Архиеп. Аверкий. Руководство  к  изучению  Священного  Писания  Нового
     Завета. Апостол. «Сатисъ», 1995г.
  3. История Евангельская и Церкви Апостольской. Академические лекции А. В.
     Горского, Москва, 1883 г; репринт: СПб, 1999 г.
  4. Иерей Олег Давыденков. Догматическое  богословие.  Курс  лекций,  ч.3.
     Москва, 1997г.
  5. Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия.
     (Источник  взят   на   Интернет   -   сайте   ВЭБ-Центра   «Омега»   -
     http://www.wco.ru/biblio)
  6. Иеромонах Илларион (Алфеев). Таинство веры. Изд-во Братства  Святителя
     Тихона. Москва – Клин, 1996г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru