Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Конфуцианство в Китае

Работа из раздела: «Религия и мифология»

                         Татарско-русская школа №85



                   Реферат по истории мировых цивилизаций
                                  на тему:
                          «Конфуцианство в Китае».


                                    [pic]



                                                            Реферат выполнен
                                                        учащимся 11 А класса
                                                       Шафигуллиным Ленаром.
                                                             Учитель истории
                                                              Зарипова Дания
                                                                  Шагитовна.



                                 Казань 2000
                                    [pic]



                              Статуя Конфуция.



                                 Содержание.
1. Введение.
............................................................................
......................................1.
2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция.
  ..................................................................3 .
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
  .........................................................................7
  .
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
  ...............................................11.
4. Заключение.
  ..........................................................................
  ...................................14.
5. Список использованной литературы.
  ...................................................................15.



                                  Введение.
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно   ознакомился
о цивилизации Китая об учениях великого  китайского  философа  Конфуция.  Но
так как у меня уже издавна возбуждает интерес к  жизни  стран  Востока,  его
традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил  изучить  их.  У  меня
был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае,  из-за  его
многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией  Китая
является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
      Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще  представляет  из
себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и  т.  д.
Одной  из  задач  было  выяснить,  когда  зародилась  одна   из   древнейших
консервативных  религий  Востока.  Также  меня  озадачило  как  складывались
отношения между людьми и государством, между родителями и  сыновьями,  между
старыми и молодыми...  И  главной  же  задачей  стало  раскрытие  того,  как
повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
       Тема, выбранная  мною,  очень  актуальна  и  по  ей  день.  Изучением
религий,  а  особенно  религий  Востока,  ученые  занимаются  до  настоящего
времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно.  Если  же
говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения  стали  более
крепкими и дружными.
      Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами  трех
изданий. Первое - это 2 часть 6 тома  популярной  «Энциклопедии  для  детей»
под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
      «Вторая часть тома «Религии мира»  содержит  сведения  об  основных  и
мировых религиях. Впервые одна из важнейших  сфер  духовной  жизни  человека
освещается столь полно, в популярной форме и  с  позиций  равноуважительного
отношения ко всем описываемым религиям.
      Книга рассчитана для детей  старшего  школьного  возраста,  родителей,
преподавателей,  а  также  всех  тех,  кто  интересуется  религиями   разных
народов.  Все  вышедшие  тома   «Энциклопедии   для   детей»   рекомендованы
управлением развития общего и среднего образования Министерства  образования
Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».
      Второе издание - книга  Л.  С.  Васильева  «История  религий  Востока»
вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для  вузов  по
специальности «История».
      «В книге дается очерк истории возникновения религий Востока,  их  роли
в  развитии  социально-экономической  и  политической  структуры   восточных
обществ  и  культуры.  Характеризуются  многочисленные   религии   (индуизм,
христианство,  ислам),  религиозные  системы  Индии  (брахманизм,   индуизм,
буддизм, джайнизм),  Китая  (конфуцианство,  даосизм),  Японии  (синтоизм  и
буддизм) и др».
      Третье издание - книга Н. Я.  Холопова  «Мировые  религии».  Аннотация
даётся краткой:
       «Книга   исторических   очерков   «Мировые   религии»   -   результат
многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для  широкого
круга читателей.»



                                  Глава I.
                         Зарождение учений Конфуция.
      В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных  равнин
Китая  начинало  складываться   протогосударство,   которое   в   то   время
представляло собой по сути племенной союз, объединенный  удачливым  и  умным
вождем. Этот период принято  называть  эпохой  Шан-Инь  -  по  имени  клана,
который главенствовал в  ту  пору.  После  очередной  междоусобицы  в  Китае
наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых  интересных
периодов в истории страны, когда  начали  закладываться  основы  практически
всех философских школ и мистических учений.
       Издревле китайская социальная система была четко поделена на  уровни,
каждому из которых предписывались свои строжайшие  нормы  поведения,  причем
эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно  известно,
в каких одеждах кому  ходить,  какую  пищу  есть,  какие  обряды  совершать.
Высшая аристократия так и назевалась - «те,  кто  ест  мясную  пищу»,  в  то
время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что  его  не
хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.
      Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже  вана
стояли несколько властительных князей, которые иногда  управляли  областями.
Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца,  т.е.  мог
и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил  даже
сам  иероглиф  «ван»,  который  представлял  собой   горизонтальные   черты,
пересеченные  одной  вертикальной.  Это  символически  обозначало,  что  дух
правителя способен соединить в себе три  начала:  Небо,  Землю  и  Человека.
Ван,  обладая  неограниченной  властью,  мог  перераспределять  землю,   чем
привязывал к себе наследственную знать.
       По представлениям, характерным для древнего Китая, император  обладал
огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и  которую  он
мог передавать своим подданным. Эту помощь можно  также  называть  священной
силой, благостью, благодатью или просто благодетелью.  Представление  о  ней
сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался  как  место  встречи
людей с духами и поэтому был пропитан особой  «энергией».  Именно  благодать
(дэ)  вана  стала  позже  одним  из  ключевых  моментов  учения  Конфуция  о
государстве  и  роли  в  нем  правителя.  Безраздельная   власть   требовала
одновременно  и  особой  нравственной  чистоты,  добродетельности,   личного
духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.
      Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не  мог  быть
не только богатым, но даже зажиточным.
      На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и  даже
бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с  точки  зрения  современных
представлений о свободе,  равенстве  возможностей,  демократических  правах.
Факт  остаётся  фактом:  в  течение  многих  веков  именно   такая   система
социального   разделения   с   её   жесткими   предписаниями    поддерживала
стабильность в обществе и  достаточно  ровные  отношения  между  властями  и
народом.
      В китайской истории  период  правления  Чжоурской  династии  считается
едва не идеальным временем в жизни людей и государства,  когда  все  жили  в
достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель  был
правителем, а подданный - подданным».
        Основателем   дома   Чжоу   считается   Чжоу-гун,   мужественный   и
добродетельный  человек.  Он  выгодно  отличался  от   своего   неудачливого
предшественника,  последнего  правителя  династии  Инь,  который  погряз   в
разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать  добродетель
и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе  и  Конфуций,  называли  его
образцом  лучших  нравственных  качеств,  подтвержденных  временем.  Учитель
ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности,  указывая  на  то,  что  он
«полностью овладел культурным началом»,а  значит,  и  «ритуальными»  нормами
поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.
      Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго.  Сильнейшие
социальные и духовные  кризисы,  разрушение  идей  архаического  оккультизма
потеря веры в духов - все это  способствовало  рождению  совсем  иного  типа
философии. Но прежде следует рассмотреть,  какие  причины  привели  Китай  к
такому кризису.
      Несколькими веками ранее в  обиходе  появилось  железо.  Это  нарушило
гармонию общественных отношений, позволив людям, не  обладающим  знатностью,
богатеть  за  счет  обработки  новых  земель.  В  результате  возникли   так
называемые    «сильные    дома».    Казалось,    золотой    век    китайской
государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет  уже
великих  мудрецов  древности  -  Яо,  Шуня,  Хуан-ди,  Чжоу-гуна,  способных
возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня  тот,
кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому  достойному,
как великий  правитель  древности  Яо,  передавший  трон  Шуню?  Нет,  нравы
измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном  достатке  и
страдают  неумеренными  амбициями.  Китай  раскололся  на  множество  мелких
царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно  эта  эпоха  (V  -
III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства  или  Воюющие
государства).
      Страна, раздробленная на  противоборствующие  владения,  вела  долгие,
изнурительные и  бесполезные  войны.  В  начале  этой  эпохи  на  территории
центральных  равнин  оказалось  около  140  мелких  и  крупных  царств.   Не
проходило и года, чтобы между ними не возникали  стычки.  Образовалась  даже
особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного  государства  в
другое,  пытались  уладить  конфликты  между  правителями.  К  таким   людям
принадлежал известный философ Мо-цзы.
       В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь  сильнейших»
царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань,  Вэй,  Ян  и
Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными  соседями.  Так,
царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.
        Что-то   разладилось   в    Поднебесной...    Разрушился    стержень
взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
      Именно в этот момент многие  мудрецы,  философы  и  мистики,  страшась
«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами,  которые  могли  бы
привести к покою и процветанию. На этой волне возникло  множество  духовных,
философских и политических учений. Некоторые  из  них  угасли  за  несколько
столетий или даже десятилетий; другие - такие,  как  конфуцианство,  легизм,
даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская  цивилизация
сегодня просто немыслима без них.
      И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до  н.э.,
необходимо  заметить,  что  возникновение  их  было  обусловлено  не  только
социальной  и  политической  ситуацией.  Характерно,  что   все   крупнейшие
китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в  одно  и  то
же время.
      Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести  страну
к гармонии.  Наступил  кризис  архаического  сознания,  духообщение  уже  не
давало человеку полноты истины,  а  человек  стремился  именно  к  ней,  его
больше не устраивало  просто  спасение  от  бед  и  несчастий.  Не  случайно
Конфуций однажды заметил, что «если  утром  постигнешь  истину,  то  вечером
можно и умереть».
       Единственное известное крупное мистическое  произведение  архаической
традиции - знаменитая книга  «И  цзинь»,  или,  как  принято  переводить  её
название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до  н.
Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин»  считалась  гадательной
книгой, по которой предсказывали  разливы  рек  и  исходы  сражений,  судьбу
человека  и  великие  события.  Считается,   что   сам   Конфуций   составил
комментарии к основному разделу этой книги, которые  называются  «Двенадцать
крыльев».
      Мир представлялся  чередой  вечных  изменений,  он  дан  человеку  как
«вечное    непостоянство»,    как    переход    двух    противоположных    и
взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь).  Окружающий  мир  в
равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью  скрывается
более  глубокая,  «истинная»  сущность,  рассказать  о  которой  невозможно.
Однако  существует   способ   символического   выражения   этой   внутренней
реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.
      В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей  на  развитие  всей
китайской философии,  видимо,  содержалось  какое-то   древнее   мистическое
знание , суть  которого  выходила  далеко  за  рамки  гадательной   практики
и примитивного общения  с  духами.  Скорее  всего  во  времена  Конфуция  её
истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось  на
уровень оккультного  -  магических  приемов,  обрядов  взывания  и  изгнания
духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека  в
этом мире, как бы заново осмыслить себя в  пространстве  уже  иной  духовной
реальности.[1]



                      Глава II. «Культы конфуцианства».
                        «Культ предков и нормы «сяо».
      Речь идет о культе предков - как  живых  так  и  мертвых.  Значительно
изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных  чертах
едва ли не всем народам («Чти отца и матерь  свою»,  -  сказано  в  Библии),
конфуцианство придало ему  глубокий  смысл  символа  социального  порядка  и
превратило его в первейшую  обязанность  каждого  китайца,  универсальную  и
всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал  учение  о
сяо, сыновней почтительности.
       Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть  почтительным
сыном  обязан  каждый,  а  особенно  -  человек   грамотный,   образованный,
гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует  Лицзи,
- служить  родителям  по  правилам  ли,  похоронить  их  по  правилам  ли  и
приносить им жертвы по правилам  ли.  Согласно  этим  правилам,  подробно  и
обстоятельно растолкованным в  Лицзи,  почтительный  сын  должен  всю  жизнь
преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать  им,  быть  готовым
на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.  Даже
если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца,  почтительный  сын
обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его  вернуться  на
стезю  добродетели.  В  средневековом  Китае  считалось  нормальным  и  даже
поощрялось законом, что сын не  смеет  свидетельствовать  против  отца,  что
опять таки восходило к Конфуцию,  который  как-то  в  полемике  заявил,  что
прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а  в  том,  чтобы  покрыть
его, даже если он «украл барана».
       Культ сыновей  почтительности  с  течением  времени  достиг  в  Китае
всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо,  собранные
в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и  подражания.
Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына,  чтобы
накормить умирающую с голода мать, находит  в  огороде  сосуд  с  золотом  и
надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи  не  отгоняет  от
себя комаров - пусть они лучше жалят его, а то ведь  станут  беспокоить  его
родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела,  дабы
сварить бульон  для  ослабевшего  отца;  добродетельный  ханьский  император
Вэнди во время трехлетней болезни  матери  не  отходил  от  её  ложа,  лично
готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти  и  многие
другие  аналогичные  рассказы  призваны  были  с   детства   воспитывать   в
почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков.1



                            Культ семьи и клана.
      Конфуцианский  культ  предков  и  нормы  сяо  способствовали  расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества,  интересы  семьи
намного   превосходили   интересы   отдельно   взятой   личности,    которая
рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных -  от  далеких
предков к  далеким  потомкам  -  интересов.  Подросшего  сына  женили,  дочь
выдавали  замуж  по  выбору  и  решению  родителей,  причем  это   считалось
настолько нормальным и естественным, что проблема любви при  этом  вовсе  не
вставала. Любовь, т. е. нечто  личное  и  эмоциональное,  всегда  находилась
совсем иной плоскости, на  неизмеримо  более  низком  уровне,  чем  интересы
семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга, «и».  Любовь  могла
придти после брака, могла и не приходить  вовсе  (мужчины  из  состоятельных
семей могли компенсировать её отсутствие выбором наложницы по вкусу -  этому
жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось  по-разному).
Но это никогда не  мешало   нормальному  существованию  семьи  и  выполнению
супругами своего осознанного социально-семейного  долга,  который  выражался
опять-таки в соблюдении интересов  семьи,  т.е.  в  рождении  детей,  прежде
всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.
      Отсюда постоянная тенденция  к  росту  семьи.  Большая  нерасчлененная
семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций,  когда  он  сравнивал  её  с
государством) существовала и до Конфуция, но по  преимуществу  среди  знати.
Конфуцианство своим культом предков и  сяо  создало  дополнительные  стимулы
для её небывалого расцвета: при наличии хотя бы  мало-мальски  благоприятных
экономических  возможностей  стремление  к  совместному  проживанию  близких
родственников  становилось  решающим  импульсом  и  резко  преобладало   над
сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие  в  себя
несколько жен  и  наложниц  главы  семьи,  немалое  число  женатых  сыновей,
множество  внуков  и  иных  родственников   и   домочадцев,   стали   весьма
распространенным явлением на протяжении  всей  истории  Китая  (образ  жизни
одной из них хорошо описан в классическом китайском романе  «Сон  в  красном
тереме»). Такие семьи  делились  лишь  после  смерти  отца,  а  то  и  обоих
родителей. Старший сын занимал место главы  семьи  и  получал  большую  долю
наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда  как  остальная  часть
общего имущества делилась поровну  между  всеми  остальными  сыновьями.  Все
новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился  главой
своего,  бокового  по  отношению  к  главному  культа  предков),  в  течение
длительного времени продолжали находиться в зависимости от  старшего  брата,
являвшегося теперь главой основной линии  культа,  общего  от  всего  клана.
Возникал мощный разветвленный клан сородичей,  крепко  державшихся  друг  за
друга и населявших порой всю деревню, особенно  на  юге  страны,  где  кланы
бывали наиболее сильны.1



              Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»
                         Конфуцианцы в жизни Китая.
       Конфуцианцы  и  рекрутировавшиеся  из  их  числа   чиновники   обычно
эффективно управляли своей огромной империй  за  исключением  тех  периодов,
когда Китай находился в  состоянии  кризиса  и  центральная  власть  заметно
ослабевала.  В  периоды  кризисов  с   особой   силой   проявлялась   весьма
характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие,  но
в периоды эффективного функционирования центральной  власти  находившиеся  в
определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся,  расцветали
пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным  фактором,  способствовавшим
углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и  развала  империи
в среде чиновничества и  шэнь-ши  всегда  отыскивались  популярные  деятели,
которые находили в себе мужество  пойти  против  течения  и  резко  обличали
пороки современного им общества. При этом они  руководствовались  не  только
интересами страдающего народа; гораздо более  они  были  озабочены  нелегкой
задачей  спасти  готовый  рухнуть  порядок  вечных  и  священных   принципов
конфуцианского государства.
      Призывы этих «честных чиновников» ( они  так  официально  именуются  в
китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти  своим
чередом. Однако их деятельность отнюдь не  была  бесполезной.  Некоторые  из
них присоединялись к восставшим  крестьянам  и  даже  становились  во  главе
движения, а в случае его неудачи  -  советниками  нового  императора.  Кроме
того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев  в  суровую  для
Китая годину немало способствовал процветанию и  популярности  конфуцианства
в целом. Во-первых, своими  обличиями иеучастием в народных  восстаниях  они
как бы практически реализовывали  тезис  о  добродеятельности  императора  и
смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до  катастрофы,  терял
власть, которая при их помощи и участии  попадала  в  руки  достойного.  Во-
вторых, после смерти «честных чиновников»,  особенно  если  они  становились
жертвой репрессий со стороны  правителя,  деяния  и  личности  их  обрастали
легендами,  а  эти  легенды   поддерживали   в   народе   культ   мудрых   и
добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
      Культ этот всегда  был  очень  заметен  в  Китае.  Не  аристократ  или
священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно  ученый-чиновник,
грамотей-начетчик  всегда  был  социальным  идеалом  в  старом  Китае.   Вся
направленность  социальных  устремлений,  весь  импульс  жизни,  все  личные
желания  каждого  честолюбивого  китайца  концентрировалось   на   этом:   в
многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная  сюжетная  линия
всегда так  или  иначе  была  связана  с  темой  бедного  студента,  который
благодаря  терпению,  труду,  стараниям   и   способностям   преодолел   все
препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на  вершине
почета, славы и богатства. При  этом  речь  шла  не  просто  о  грамотности,
образованности  и  причастности  к  власти.  Мудрость  шэньши  опиралась   в
конечном счете на священные конфуцианские  каноны,  которые  в  своей  сумме
считались сокровищницей  обожествленных  истин.  Каждый  причастный  к  этим
истинам даже внешне, по формальным признакам, резко  отличался  от  простого
народа.



                    Конфуцианство - регулятор жизни Китая.
      Конфуцианское централизованное  государство,  существовавшее  за  счет
ренты-налога  с  крестьян,  не  поощряло   чрезмерного   развития   частного
землевладения. Коль скоро усиление частного  сектора  переходило  допустимые
границы, это вело к значительному снижению доходов казны и  распутству  всей
административной  системы.  Возник  кризис,  и   в   этот   момент   начинал
действовать  конфуцианский  тезис  об  ответственности  императоров   и   их
чиновников  за  дурное  управление.  Кризис  преодолевался,  но  чаще  всего
сопровождавшее его восстание развеивало в  прах  всё,  что  было  достигнуто
частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла  идти  речь
в  дни,  когда  страна  была  в  пламени  войны,  а  власть   осуществлялась
крестьянскими вождями или  иноплеменными  захватчиками,  экспроприировавшими
всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и  его
окружения становились сильнее, а частный  сектор  должен  был  начинать  всё
заново.
      Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных  процессах.
Центральной власти в Китае  всегда  противостояли  различные  могущественные
кланы и  корпорации  -  ремесленные  и  торговые  объединения,  землячества,
секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере  нейтрализовывали  и
ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны  всё
на  тех  же  конфуцианских   принципах   строгого   патернализма,   железной
дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то,  что  многие  из  этих
корпораций, особенно секты и  тайные  общества,  чаще  всего  были  даосско-
буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов  и  восстаний,
когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они  играли
немаловажную  роль  как  в  выполнении  функций  местной  власти  и   защиты
элементарного  порядка,  так  и  в  качестве  местной  основы,  на   которой
сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве  её
неизменной идеологической и организационной опоры.
      Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор  во  взаимоотношениях
страны с Небом и - от имени  Неба  -  с  различными  племенами  и  народами,
населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-
чжоуское  время  культ  правителя,  императора,  «сыны  Неба»,  управляющего
Поднебесной от имени великого Неба. С течением  времени  сложился  подлинный
культ Поднебесной,  срединного  государства,  рассматривавшегося  как  центр
Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости,  знания
и культуры, реализация  священной  воли  Неба.  Отсюда  был  только  шаг  до
разделения всего мира  на  цивилизованный  Китай  и  некультурных  варваров,
населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания  и
культуру из одного только источника  -  из  центра  мира,  из  Китая.  Любое
прибытие  в  Китай  иностранцев   всегда   рассматривалось   как   признание
сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности  великого
Китая.  Многие  соседи  Китая  -  гунны,   тоба,   монголы,   маньчжуры,   -
спорадически  завоевывавшие  Срединную  империю  и  даже  основывавшие  свои
династии, со временем  неизменно  окитаевались,  что  укрепляло  у  китайцев
сознание превосходства  их  культуры.  Оказавшимся  на  императорском  троне
варварам-завоевателям всегда  приходилось  -  за  неимением  альтернативы  -
принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы  подтверждало
концепцию о вечности и  совершенстве  конфуцианства  и  регулировавшейся  им
китайской империи, китайской цивилизации.
      Религия ли конфуцианство?  В  конкретных  условиях  китайской  империи
конфуцианство   играло   роль   основной    религии,    выполняло    функции
государственной  идеологии.  Выдвинутая  им  на  первый  план  и   тщательно
культивируемая   социальная   этика   с   сей   ориентацией   на   моральное
усовершенствование  индивидов  рамках  корпораций  и   в   пределах   строго
фиксированных, освященных авторитетом древности норм  была  ,  по  существу,
эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой,  порой  даже  экстазом  веры,
которая  лежит  в  основе  других  религий.  Эта   замена   была   логичной,
естественной именно  в  Китае,  где  рациональное  начало  ещё  в  древности
оттеснило  эмоции  и  мистику,  высшим   божеством   считалось   строгое   и
ориентированное на добродетель  Небо  и  где  в  качестве  великого  пророка
выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь  то  Иисус,
Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
       Не  будучи  религией  в  полном  смысле  слова,  конфуцианство  стало
большим, нежели просто религия. Конфуцианство -  это  также  и  политика,  и
административная система, и верховный регулятор экономических  и  социальных
процессов  -  словом,  основа  всего  китайского   образа   жизни,   принцип
организации китайского  общества,  квинтэссенция  китайской  цивилизации.  В
определенном смысле можно сказать, что  именно  благодаря  конфуцианству  со
всем  его  культом  древности  и  консерватизмом  китайское  государство   и
общество  не  только  просуществовало  более  двух  тысяч  лет  в  почти  не
менявшемся  виде,  но  и  приобрело  такую  гигантскую  силу  консервативной
инерции, что  революционный  XX  век  ,  покончивший  с  конфуцианством  как
официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё  далеко
не в  праве  считать  себя  победившим  все  восходящие  к  конфуцианству  и
питающиеся его соками консервативные традиции.
      В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало  умы  и  чувства
китайцев, влияло на их убеждения,  психологию,  поведение,  мышление,  речь,
восприятие, на их  быт  и  уклад  жизни.  В  этом  смысле  конфуцианство  не
уступает не одной из великих религий мира, а кое в  чем  и  превосходит  их.
Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную  культуру  Китая,
национальный характер его населения. Оно сумело стать  -  во  всяком  случае
для старого Китая незаменимым.1
                                 Заключение.
       Подводя  итоги,  я  хочу  сделать  выводы.  Я   считаю,   что   решил
поставленные в введении реферата передо мной задачи. Также я  смог  раскрыть
цель своей работы.
      Конфуцианство сыграло огромную роль  в  развитии  Китая  и  китайского
народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из  истории,  он
заставляет расстаться с традицией прислуживания к  Небу  ,  а  вместо  этого
старается объяснить, что существуют  некие  универсальные  нормы  жизни.  Он
основывался  на   взаимоотношения   человека   с   человеком,   личности   и
государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой  искренностью  и
преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И,  говоря
словами великого Конфуция,  «Государь  должен  быть  государем,  Сановник  -
сановником, отец - отцом, сын - сыном».
      Что  касается  культов  конфуцианства,  они  сыграли  большую  роль  в
развитии  общества.  Культ  семьи  и  клана,  по-моему,  держал  многих   не
родственных людей в отношениях близких  к  родственным.  Это  осуществлялось
благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим  культом  связано
и  то,  что  Китай  в  настоящее  время  занимает  лидирующую   позицию   по
численности населения среди всех крупнейших стран.
      В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое  количество
пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим.  Уважение
к старшим мы видим везде: в общественном транспорте,  в  магазине  и  других
общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот  быть
и не было бы даже такого роста детской преступности,  так  как  многие  дети
сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было  как  в
Китае, где дети ради своих родителей были готовы на  крайность,  то  они  бы
задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных  деяний.
Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться  ещё  в
раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию  в  детях  патриотизма,
чего сейчас так не хватает.



                      Список использованной литературы.


1. Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл.  редактор  М.  Д.
  Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.
2. Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
3. Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

-----------------------
[1]  Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный
редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.
1 Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
1 Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
1 Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».


ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru