Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Ислам - вера и образ жизни 0 Кб.
  2. Ислам в России: Традиции и перспективы 46.8 Кб.
  3. Христианство и ислам о преодолении зла 21.4 Кб.
  4. Ислам в новую эпоху 24.5 Кб.
  5. Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета 29.6 Кб.
  6. Ислам и экономика 39.5 Кб.
  7. Ислам 33.4 Кб.
  8. Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии 38.5 Кб.
  9. Ислам - религия от истоков до современного мира 82.3 Кб.
  10. Ислам в России: история и современность 95.8 Кб.

Ислам

Работа из раздела: «Религия и мифология»

                                 Вступление.


       Самой поздней по времени возникновения мировой религией является
ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий:
приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в
Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные
народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в
подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских
народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.


                 Зарождение и легенда возникновения Ислама.


       Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее,
чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала
освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По
мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб,
живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд 'откровений', записанных в
священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для
христиан.
       Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него
остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное
время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более
поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих
записей был сделан свод, получивший название Коран ('чтение'). Книга эта
была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом
Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
    На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить
биографию Мухаммеда. Самая  ранняя  из  сохранившихся  биографий  составлена
мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
    Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил  около  570-
632 гг. и  проповедовал  новое  учение  сначала  в  Мекке,  где  нашел  мало
последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много  приверженцев;
опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую  часть
Аравии  под  знаменем  новой  религии.  Биография  Мухаммеда  лишена  особой
фантастики  (в  отличие  от  евангельской  биографии  Иисуса).   Но   истоки
мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии  отдельных  лиц,
а в социально-экономических и  идеологических  условиях,  сложившихся  в  ту
эпоху в Аравии.
       Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками
теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях,
разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и
культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной,
Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь
племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были
собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
       Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и
христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой,
верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок
караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в
Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся
веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали
склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда
в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда
в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение
за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха;
тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия.
Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой
обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне
отвечавшая общественной потребности.
       Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,
даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического
центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство
(хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало
особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине
(Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы
соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить
против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался
опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников,
Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были
принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за
другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-
религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале
враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к
нему и даже возглавила движение.
       В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.



                             Содержание Ислама.


 Знание основ  мусульманской  религии  весьма  различно  у  различных  слоев
населения и в разных странах традиционного  распространения  ислама.  Всякий
мусульманин знает арабское звучание и смысл  символа  веры  религии  ислама:
'нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха'.  Здесь
кратко   выражены   два   главных   догмата   ислама:   существует   единый,
единственный, и вечный всемогущий  бог  -  Аллах;  своим  посланником  Аллах
избрал араба из  Мекки,  Мухаммеда,  через  него  бог  передал  людям  текст
священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих  (умма).  За
14 веков из небольшой  группы  Аравии  она  превратилась  в  многомиллионную
массу людей разных национальностей, разных языков, разных  социальных  слоев
и культурных ориентаций.
      Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо  известных
всем  мусульманам  и  часто  повторяемых  ими  в  речи,  молитвах,   бытовых
восклицаниях, а также  постоянно  встречающихся  в  изящной  вязе  арабского
письма, на памятниках мусульманской архитектуры в  Азии,  Африке,  Европе  и
Америке: 'Аллаху акбар' - 'Аллах самый великий!' и т. д.
      Кратчайшее изложение  главного  догмата  ислама  содержится  112  суре
(главе) Корана: 'Во имя  Аллаха  милостивого,  милосердного!  Скажи:  'Он  -
Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не  был  рожден,  и  не  было
никого  подобного  ему,  никогда'.  По  мусульманской  доктрине,  люди,   не
исповедующие ислам, - 'неверные', среди них  иудеи  и  христиане  выделяются
особо как ахль аль - китаб, т. е. 'люди Писания'. Согласно Корану они  верят
якобы в того же бога,  что  и  мусульмане.  Этот  бог  и  им  посылал  своих
посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово  божье.
Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому  Аллах  и  направил
людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом -  Кораном.  Это
была как бы последняя попытка наставить людей на праведный  путь,  последнее
предупреждение, после которого должен наступить  конец  мира  и  Суд,  когда
всем людям будет воздано по их делам - они попадут  в  райские  сады  или  в
адский огонь.
       Эти  основы  религии  знает  всякий  мусульманин,  и  образованный  и
неграмотный. Почти всякий  знает  и  'пять  столпов'  ислама,  пять  главных
обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят).  Молитва  мусульман
состоит   из   ряда   поклонов,   сопровождаемых   произнесением   различных
религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв  в  сутки;  свершать
их можно и дома, и в  мечети  и  в  поле.  Молитве  предшествует  ритуальное
омовение. Пятница является  днем  всеобщей  молитвы,  когда  все  мусульмане
должны собираться на коллективную молитву в  главную  мечеть  города,  села,
округа.
      Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных  школ,
и центр религиозных проповедей и диспутов.
      Третьей ритуальной обязанностью  мусульманина  является  пост  (саум).
Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья  и  развлечений.
Все  время  должно  быть  в  принципе  посвящено  человеком  Аллаху,  занято
молитвами,  чтением   Корана   и   религиозных   сочинений,   благочестивыми
размышлениями.   Главным   и   обязательным   для   всех,   кроме   больных,
путешествующих  и  т.  д.,  является  пост  в  месяц  рамадан;  кроме  того,
существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан  и
соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья,  вторым  по
значению праздником в исламе.
      Кроме ограничений, связанных с постом,  в  исламе  существует  большое
количество запретов,  регулирующих  различные  стороны  жизни  мусульманина.
Мусульманину запрещено пить алкогольные  напитки,  есть  свинину,  играть  в
азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти  и
другие правила строго соблюдаются,  но  время  от  времени,  в  частности  в
семидесятые  годы  нашего  века,  в  различных  мусульманских   государствах
усиливается контроль, за соблюдением  культовых  правил,  например  поста  в
рамадан.
      Четвертой обязанностью каждого мусульманина  (с  оговоркой  -  если  у
него есть к тому физическая и материальная возможность),  является  хаджж  -
паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне  ислама.  Кааба
- небольшое здание, в юго-западной угол которого  вмурован  'черный  камень'
(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом  с  неба
людям как знак своего могущества и благоволения.
      Паломничество совершается в месяце зу -  ль  -  хиджжа,  который,  как
рамадан, является месяцем лунного календаря и потому  приходится  на  разное
время года. Паломники, надев специальные белые одежды,  и  пройдя  церемонию
ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют  воду
из близлежащего священного источника  Замзам.  Далее  следуют  торжественные
процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных  с  легендой  о
пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
      Хаджж завершается праздником ид  аль  -  адха,  во  время  которого  в
память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху,  режут  жертвенных  животных.
Окончание  хаджжа  является  главным   мусульманским   праздником,   который
отмечается молитвами и  жертвоприношениями  по  всему  мусульманскому  миру.
Люди,  совершившие  хаджж,  носят  почетное  прозвище  хаджж  или  хаджжи  и
пользуются уважением родных в своих родных местах.
      Пятой обязанностью мусульманина является закят  -  обязательный  налог
на  имущество  и  доходы,  который  идет  в  теории  на   нужды   общины   и
распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того,  каждому  мусульманину
предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
       На  самом  деле  все  эти  социально   -   экономические   регуляторы
справедливости внутри исламской общины  с  самого  начала  были  и  остались
благими пожеланиями. Закят  быстро  стал  обычным  государственным  налогом,
садака шла на нужды религиозного культа,  запреты  на  ростовщичество  легко
обходились  оформлением  дачи  денег  в  рост  как  совместного  финансового
предприятия кредитора и должника.
      Иногда к  'столпам  ислама'  причисляют  джихад.  Слово  это  означает
полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и,  если  надо,
жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века  это
сводилось к участию в вооруженной борьбе с 'неверными', а  значение  термина
- соответственно к понятию 'священная война', и такое  его  понимание  стало
традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад  значительно  шире,
и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас  в  мусульманском
мире, в частности резолюциях и  постановлениях  различных  общемусульманских
конференциях.
      Почти каждый мусульманин знает хотя бы  несколько  фраз  из  священной
книги ислама - Корана, хотя многие значения этих  фраз  не  понимают.  Коран
произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях  он  используется  в
арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха,  обращенная  к
Мухаммеду, а через него  ко  всем  людям.  В  проповедях  Корана  и  простые
мусульмане, и богословы  ищут  ответы  на  вопросы  частной  жизни  и  жизни
общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
       Ислам  является  очень  широкой  по   охвату   системой   социального
регулирования. Почти все стороны  жизни  мусульманина  считаются  религиозно
значимыми.
      Мужчина становится мусульманином после того,  как  над  ним  в  раннем
возрасте  совершается  обряд  обрезания.  Заключение  брака  совершается   в
присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется  чтением  священных
текстов Корана. Развод для  мужчины  мусульманина  относительно  прост,  для
женщины осложнен,  но  тоже  возможен.  Ислам  разрешает  мужчине  иметь  до
четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В  настоящее
время  на  практике  многоженство  встречается  относительно  редко,   а   в
некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено  законодательством.
Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана.  Хоронят
обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван,  без  гроба,
головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые  в  День
Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить  за  свои  дела  и
намерения.
      Мужчины - мусульмане должны  ходить  с  покрытой  головой.  Для  этого
служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы -  шарфа.
особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать  лицо  и  тело  от
взглядов  посторонних  мужчин.  Традиционная  одежда  мусульман  широкая   и
удобная для носки в тех странах, в основном  южных,  где  живет  большинство
мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются  четки  из
99  или  33  бусин,  служащие  для  счета  славословий  Аллаху.   В   исламе
многократное  восхваление  Аллаха  и   повторение   его   девяносто   девяти
'прекрасных имен' считается благочестивой обязанностью.
      Несмотря на обилие в исламе различных  течений,  главными  из  которых
являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует  довольно  стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей,  объединенных  общей
верой, общими традициями, общей начальной историей  и  общими  интересами  в
современном мире.
      Наиболее значительной и  по  сей  день  является  система  богословия,
созданная аль - Аш'ари (10в) . В  7  -10  вв.  сложились  и  основные  толки
фикха,  обычно  трактуемого  как  'мусульманское  каноническое  право'.  Эти
системы теоретических и практических принципов шариата -  праведного  образа
жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной  системы  ислама.  В
настоящее  время  сохранилось,   да   и   в   средние   века,   относительно
незначительное число  людей   знало  тонкости  догматики,  а  правила  фикха
всегда были обязательным предметом обучения в семье  и  в  школе,  предметом
ученых и неученых  споров  и  бесед,  столь  характерных  для  быта  жителей
мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих  наиболее
многочисленную группу  средневековых  арабских  рукописей,  регламентируются
поведение в быту и в обществе, имущественные  отношения,  правила  торговли,
отношения в семье , брак.
      С 6 - 7 вв. и по сей день  концепция  шариата  -  пути  к  богу  через
выполнение  всех  правил   Закона   -   уживается   с   концепцией   тарика,
теоретической  основой  суфизма,  согласно  которой  некоторые  люди   могут
заслужить благоволение Аллаха и даже  приблизиться  к  нему  и  познать  его
через состояние экстаза, венчающего жизнь,  которая  строится  по  особым  ,
отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
      Для понимания  исторической  социальной  роли  ислама  важна  проблема
соотношения государства и духовенства.  В  исламе  нет  и  церкви,  служащей
посредником между человеком и Аллахом, ни  духовного  сословия,  обладающего
особой благодатью;  духовная  и  светская  власть  в  исламской  теории,  да
отчасти и на практике - нераздельны.
      Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство
политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными
мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.



                             Направления Ислама.


     Хотя ислам в какой-то степени и  сплачивал  людей  на  основе  общности
религии, но национальные противоречия в странах ислама  отнюдь  не  исчезли,
напротив, они постепенно все  обострялись.  Это  нашло  отражение  в  разных
течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.



                                    ШИИЗМ


        Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением
шиизма ('шия' по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении
проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то
есть что это была своего рода религиозная оболочка национального
антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм
принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы
среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый
халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем;
приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они
были не из рода пророка, а были 'избраны' религиозной общиной, то есть
попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о
преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али
был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм
широко распространился как выражение протеста против власти Арабского
халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали
мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный
праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят
себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти
мучеников.
        Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка
Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а 'избранные'
общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,
составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался
единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало
течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый
имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает
невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.
Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране
и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной
государственной религией.
    Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо  меньше  последователей  и
составляют скорее секты. Такова  секта  исмаилитов  (по  имени  Исмаила,  ее
основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах  Афганистана,
Бадахшана и др. Исмаилиты верят  в  то,  что  в  их  имамов  последовательно
воплощается 'мировая  душа'.  Эти  имамы  образуют  наследственную  династию
Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и  собирающих  отовсюду  дань  с
членов секты. В учение исмаилитов  влилось  много  идей  из  домусульманских
религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до
XI века.
        От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых
походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово 'assassin' — убийца.
    Наконец в XI веке от того  же  корня  отделилась  группа  последователей
халифа Хакима.  По  имени  видного  предводителя  секты  Исмаила  ад  Дарази
последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).



                                   СУННИЗМ


        В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам,
охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его
признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX
вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали 'справедливость'
бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,
написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые
халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX
века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,
мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,
'несотворенности' Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на
дальнейшем развитии мусульманского богословия.
        В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились
четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа
маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,
распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.



                                   СУФИЗМ


        В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова 'суфи' — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление
или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена
применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и
другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое
значение мистическому возгласу: 'Ху!'.



                              ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА


        С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
'тарикат' по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение
фанатиков, проповедовавших 'священную войну' против христиан и других
неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды
— послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику.
Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.



                                 ВАХХАБИТИЗМ


        В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой
ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни
первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,
уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не
признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой
борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве
Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой
и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господствующей религией.



                             БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ


        Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской
бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил
Мохаммед Али, принявший прозвище 'Баб' ('врата' в смысле посредника между
людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал
равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.
Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый
закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было
жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850
год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого
настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший
прозвище 'Бехаулла', существенным образом изменил бабистское учение. Он
тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и
пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться
бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось
больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в
Западной Европе и в Америке.



                            МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ


        Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные
движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в
Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя
махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный
Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось
около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.



                   Распространение Ислама. Ислам сегодня.


        Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.
        Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в
короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья
и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под 'зеленым
знаменем пророка'. В покоренных арабами странах повинности крестьянского
населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;
и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро
стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв.
ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и
границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,
опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в
XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти
начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам
проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной
Сибири.
   В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по  всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,
представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими
традиционалистами,  и  со  сторонниками светских концепций общественного
развития.
        Одновременно начинает складываться и международное  исламское
движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была
создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский
конгресс.
        Качественно новый этап в истории Ислама - вторая  половина  XX
века.
Широко  развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами,  в ходе которой появляются многочисленные
концепции так  называемого  'третьего пути',  отличного как от
капиталистического, так и от социалистического.
        Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские
партии,  играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
        Концепции 'исламского государства' подразумевают воплощение в
современных  условиях  традиционной исламской модели политической
организации общества,  в котором в той или иной форме сочеталась светская и
духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника
власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,
регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д.  В
целом эти концепции представляют собой модернизацию  политической  и
социально-экономической  доктрин классического Ислама с учетом специфики
развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,
носящие название 'исламизации',  осуществляются как 'сверху' - путем
законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане  -
введение ушра и заката,  исламизация банковской системы, в Иране –
провозглашение 'исламского правления'), так и 'снизу' - в результате
давления религиозно-политических организаций,  среди которых наибольшую
активность в этом направлении проявляют 'Братья-мусульмане'. Под
'исламизацией' подразумевается и процесс расширения числа последователей
Ислама,  происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к
югу от Сахары), который  нередко искусственно стимулируется активной
деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров,  создаваемых
преимущественно  на средства нефтедобывающих государств Аравии.
        В конце 70-х - начале 80-х годов определенную  роль  в
международных
делах стали играть международные мусульманские организации,  действующие
как на правительственном,  так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ),  созданная
в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских  государства,  а  также
Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в
ней главами государств и правительств.
        В ряде  стран  распространены  религиозно-политические организации
(в
том числе и находящиеся вне закона, например 'Братья-мусульмане', Партия
исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы,  мадраса, мусульманские
университеты),   исламские  общества,  миссионерские  организации,
коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
    Среди неправительственных мусульманских международных организаций на
ибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962  году в
Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,
Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих
организаций  реакционные,  антикоммунистические  элементы  играют
значительно большую роль,  чем в деятельности ОИК.  Их усилия направлены
преимущественно на пропаганду и распространение Ислама,  организацию
международных встреч религиозных деятелей,  оказание помощи  мусульманским
общинам  в различных странах.



                             Список литературы.


1.   Магомет, его жизнь и религиозное учение, СПБ, 1902.
2.   Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока,
М., 1986.
3.   Основы религоведения., Учебник., «Высшая школа», 1994.
4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
5.   В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
6. Л.Климович, Книга о Коране, М. 1986.
7.   Религии мира, Энциклопедия,т.6, 'Аванта +', М. 1996.
8.   Атеистический словарь,из - во полит. литер., М. 1986.
9.   Ислам, краткий справочник, Из-во 'Наука', М. 1983.
10.  Материалы сети Интернет.



-----------------------



                               Доклад на тему



                           Ученицы 10 “Г”  класса
                                Гимназии N13
                             Рахимяновой Алины.



                            Екатеринбург, 1999г.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru