Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Направления в христианстве: протестантизм и его разновидности

Работа из раздела: «Религия и мифология»

http://www.аllbest.ru/

РЕФЕРАТ

Направления в христианстве: протестантизм и его разновидности

Реформация и ранний протестантизм

В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два главных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям приносить публичное покаяние за свой грех... Вот уже пять лет как в городе-государстве утвердилось чрезвычайно влиятельное положение (фактически полная власть) одного из протестантских вождей Жана Кальвина. Он попал сюда случайно: будучи проездом, остался, следуя уговору одного проповедника, и, как выяснилось, навсегда. Этот человек был хил и слаб от природы, но необыкновенно силен духом, умен, последователен, фанатичен и жесток. Именно он в короткий срок абсолютно изменил образ жизни горожан. Еще вечер, но на улицах нет прохожих, закрыты почти все трактиры, не звучит музыка, запрещены танцы и театр, азартные игры. Не дай Бог кому-нибудь одеться ярко или богаче других! Завтра с раннего утра женевцы начнут добросовестно трудиться. Кто имеет успех в своем деле, будет считаться отмеченным Богом. Труд, скромность, бережливость, вера и нравственность -- вот главные лозунги Кальвина. Крайность, чудачество, фанатизм - так выглядит учение Кальвина.. Отчасти да. Но, по сути, это начало новой цивилизации, развитую стадию которой мы видим сейчас в Западной Европе и в Северной Америке. Кальвин, как и многие его сторонники -- вожди нового протестантского направления в христианстве -- заложили идейную основу капиталистического уклада жизни. Именно деятельность миллионов безвестных людей, повиновавшихся религиозному долгу и считавших самым главным в своей жизни скромный, упорный труд, успешное предпринимательство, -- заложила основу богатства и огромных достижений этой цивилизации.

Реформация (от лат.геformatio преобразование, исправление) -- это широкое общественное и духовное движение, получившее наибольшее развитие в XV в., направленное против католичества. Цель Реформации -- исправление, реформирование христианства, возвращение его к первоначальным апостольским идеалам. Многих людей той эпохи возмущало богатство церкви, злоупотребления и ханжество священников, аморальность некоторых римских пап и многое-многое другое. Недовольные находились и в среде самого католического духовенства. Из истории вы наверняка помните Яна Гуса, сожженного на костре за еретические взгляды и породившего своим учением целую серию гуситских войн в Чехии в первой половине XV в.

Огромное влияние на духовные искания XV--XVI вв. оказало учение гуманизма (от лат.Humanias- человечность). В его основе лежит положение о том, что человек ценен сам по себе. Именно он, человек, со своим человеческим поведением, с талантами и слабостями находится в центре философской системы гуманизма. Высшая ценность -- это человеческая жизнь, разум, с помощью которого можно постичь весь мир и законы его существования. Гуманизм стал связующим звеном между философией античности и веком Ренессанса(Возрождения). Из гуманизма выросло учение философов-просветителей XVIII в. Основоположниками гуманизма были Данте, Петрарка, Бокаччо, Лоренцо Балла, Мишель де Монтень, Томас Мор и многие другие. Очень глубокие корни пустил гуманизм в Германии (особенно в крупнейших университетах), в этой стране он и перешел постепенно в церковную Реформацию. Возникновению Реформации и протестантизма предшествовали не только духовные, но и социально-экономические предпосылки. Для Европы это время ознаменовалось глубоким кризисом феодальной системы, зарождением капиталистического уклада. Доживала свой век «Священная Римская Империя германской нации», рушились многие привычные устои жизни, назревали первые буржуазные революции. Преобразующую роль в жизни европейцев сыграли Великие географические открытия, изобретение книгопечатания.

Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Германии шла широкая продажа индульгенций (вспомните предыдущую тему), средства от которой католическая церковь намеревалась направить на строительство Собора св. Петра в Риме. С этой целью в г. Виттенберг приехал доминиканский монах, который сумел собрать с горожан немалые деньги. Миссия доминиканца и стала поводом для резкого выступления местного священника и профессора богословия Мартина Лютера, который в знак протеста 31 октября 1517 г. запер свой храм и прибил на дверь знаменитые 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций. Первоначально Лютер, вероятно, не предполагал становиться раскольником церкви: сам ход истории вывел его на эту роль. По меткому выражению Ф. Энгельса, выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный вскоре папой Львом X для разбирательства, Лютер отказался явиться в Рим и публично сжег папскую буллу (грамоту), отлучающую его от церкви. Затем деятельность «вероотступника» была осуждена на соборе в городе Вормсе, а германский император Карл V Габсбург объявил его вне закона. Озлобление было столь сильно, что Карл решил убить Лютера со всеми сторонниками. В ответ на это несколько германских князей и городов объявили протест,защитив реформатора. С этого момента к сторонникам Лютера стал применяться термин протестанты,от которого все течение получило название протестантизм. Это название наполнилось позже более широким смыслом, как протест против католической церкви и власти папы.

После этих бурных событий, расколовших общество, Лютер не только продолжал развивать свое учение, но и призвал к широкому обновлению церкви, возврату ее к апостольским временам раннего христианства. Мартин Лютер был не только великим теологом и реформатором церкви, но и переводчиком Библии на родной язык, внесшим большой вклад в развитие немецкого языка, а кроме того -- теоретиком музыки, композитором (автором хоралов и религиозных песен, основанных на немецком фольклоре), т.е. очень талантливым и разносторонним человеком.

Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в виде документа «Аугсбургское исповедание», которое составил друг, последователь и систематизатор учения Лютера-Филипп Меланхтон. Еще более радикальными оказались последователи М. Лютера в Швейцарии - Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Оба они пришли к выводам о необходимости религиозной реформы самостоятельно и помимо Лютера. Кальвину удалось реализовать свое учение в свободном швейцарском городе-государстве Женеве, а Цвингли развернул деятельность в Цюрихе. Последний пошел очень далеко: он закрыл все монастыри, отменил мессу, изгнал из церквей живопись и музыку. Богатства церкви он пускал на медицину, благотворительность и образование. Цвингли полемизировал не только с католиками, но и с протестантами, в том числе и с Лютером, считая, что они остановились в реформах на полпути. Цвингли погиб в сражении с католиками, сопровождая войско протестантов в качестве священника. Кальвин был не только смелым реформатором, но и одним из первых протестантских богословов, оставившим 59 томов своих произведений. Его учение отличалось от других важным положением «об абсолютном предопределении», то есть о том, что посмертная судьба каждого человека уже заранее предопределена Богом. Реформация в Германии породила в 1524--1529 гг. кровопролитную крестьянскую войну, вождем которой стал Томас Мюнцер, находившийся под влиянием идей Лютера и чешских таборитов (вспомните историю средних веков). Реформация толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость в защиту бедных и обездоленных. Большинство реформаторов -- протестантов осудили Мюнцера за радикализм его взглядов и кровопролитие.

Католическая церковь пыталась пойти на незначительные уступки, одновременно усиливая террор против непримиримых деятелей Реформации. Не случайно именно в это время был создан монашеский орден иезуитов (см. предыдущую тему).

Характерные черты и принципы вероучения протестантизма

Несмотря на то, что между учениями различных направлений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

1. Католическая и православная церкви признают как Священное писание (Библию), так и Священное Предание (учение о церкви, богослужении, жития святых, произведения Отцов церкви, святителей, т.е. все то, что было выработано в письменной или устной форме за длительную историю церкви помимо Библии). Разница между православием и католицизмом в плане признания Священного предания с весьма существенна, так как Католики признают решения 21 Вселенского собора, в отличие от православия, признающего решения первых семи соборов раннего христианства.Протестантизм же, в отличие и от православия, и от католицизма признает исключительно Священное писание, предание же, созданное людьми, с точки зрения протестантов, не является истинным. Лютер, например, считал, что в учении церкви правильно все, что не противоречит.Писанию. Цвингли шел еще дальше, утверждая: истинно только то, что подтверждено Библией. Лишь Библия является вечным источником Божественной мудрости. Это сам «голос Божий», обращенный к людям. Следовательно, надо максимально бережно и внимательно относиться к каждому слову, каждой букве Писания. Именно поэтому первые протестанты немедленно принялись за перевод Библии с латыни на все европейские языки.

2. Протестанты утверждают, что человека могут оправдать и спасти не молитвы, не исполнение обрядов, не «сверхдолжные дела», не благодать священников, а личная вера в Бога.

Догмат «оправдания одной верой» -- центральная идея протестантизма, впервые сформулированная М. Лютером. Трудно сказать, что именно подтолкнуло великого богослова к этому заключению. Скорее всего это была его собственная непростая жизнь, полная упорного духовного поиска, разочарований и тяжелых кризисов. Безуспешно ища путь к спасению в монастыре он сделал для себя важный вывод: человек слишком слаб, чтобы стать праведным. Христос своим крестным страданием уже расплатился за все прошлые и будущие человеческие грехи, следовательно, каждый, кто искренне уверует в Иисуса, независимо от его праведности, будет спасен.

3. С точки зрения протестантов, никто не может быть посредником между Богом и людьми. У человека достаточно сил для того, чтобы самостоятельно и индивидуально найти путь к Богу. Следовательно, каждый может получить божественную благодать и любой человек может являться сам для себя священником (принцип всеобщего священства).Более того: каждый живущий по вере и справедливости может, хотя бы немного, стать для окружающих самим Иисусом Христом. Для протестанта пастор (или другой руководитель общины) -- не священник, а наиболее знающий и авторитетный человек, организатор службы, знаток писания. Священнослужитель не наделен никакой апостольской благодатью и, следовательно, не имеет права отпускать грехи, говорить от имени Бога.Из этого вытекает и категорическое отрицание монашества протестантами. Протестанты мотивируют это положение очень просто: в Евангелиях ничего не сказано впрямую о необходимости духовенства и тем более о его духовной власти над другими людьми. Естественно, что не может быть речи о безбрачии (целибате) церковных служителей, которые по положению ничем не отличаются от людей, занятых другими делами: учителей, врачей, военных и т.д. Из этого следует, что в качестве служителей церкви во многих протестантских деноминациях(букв, наименованиях, т.е. течениях) женщины могут выступать наравне с мужчинами. Протестанты заявили, что никакая земная организация, включая и любую церковь (в том числе и протестантскую), не может быть признана безгрешной и нереформируемой. Все в жизни течет и меняется, меняются и формы религиозной жизни. Одно лишь неизменно -- само Писание.

4. Последователи Реформации признают меньшее количество таинств (обычно крещение и причащение, т.е. два из семи). Таинства у протестантов имеют не мистический, т.е. тайный, непознаваемый, а символический смысл. Православный, вкушая хлеб и вино, верит в то, что они «пресуществлены» в тело и кровь Христову, а для протестанта это скорее напоминание о Христе, символ. Месса не является, таким образом, священнодействием. Нет в протестантизме и заупокойных богослужений, молитв за усопших.

5. В протестантских церквях нет культа Богородицы и святых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» -- говорят протестанты.

6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церквей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кроме того, большинство протестантских деноминаций культы поклонения иконам считают идолопоклонством), статуй, святой воды, мощей, четок, не горят свечи. Крест воспринимается некоторыми протестантами как символ, но и это не обязательно. Очень упрощено музыкальное оформление служб, хотя в протестантской духовной и богослужебной музыке немало величайших мировых шедевров. Правда, в вопросе о церковной службе различные течения протестантизма сильно различаются: от полного ее отрицания до упорядоченного богослужения с разработанными текстами и правилами.

7. У протестантов нет церковной иерархии. Очень важно, что протестантизм, расколовшийся на множество течений, сект, групп, не имеет единого руководства и управления. Исходя из представления о самоценности и силе человека, вопросы веры предоставлено решать каждому самостоятельно. Это стало предпосылкой для постоянных расколов и дробления протестантских церквей, что считается нормальным и никого всерьез не смущает. С православной же точки зрения, многочисленные расколы протестантов -- Божье наказание за самоволие.

8. В протестантизме каждый человек имеет право и свободу читать и по-своему трактовать Священное Писание. Свобода трактовки дает простор человеческому уму и творчеству, но имеет и побочное следствие: новые протестантские объединения иногда так далеко уходят от первоначальной основы, что подчас утрачивают главное содержание христианского учения.

9. Для протестантизма характерно активное внедрение церкви в мирскую жизнь верующих. Грань церковного и мирского (светского) совершенно размыта, церковных праздников меньше, чем в католичестве и православии, часто они сочетаются с гражданскими праздниками и памятными датами. Протестантское миссионерство(от лат. missio посылка, поручение), т.е. распространение своей веры, отличается активностью и наступательностью, что можно наблюдать в последние годы в России. Быть миссионером - долг каждого протестанта. Протестантизм более гибко приспосабливается к современным условиям жизни, активно ищет поддержку и новых сторонников среди людей всех стран и национальностей.

Таким образом, можно сказать, что протестантизм - это христианство без мистики, без священства, с упрощенными обрядами и богослужением, с идеологией, которая поощряет трудолюбие, скромность, бережливость, нравственное поведение. Протестантизм в целом сориентирован на обустройство земной реальной жизни людей, дистанция между светским и церковным в нем гораздо меньше, чем в православии или католичестве. Логично было бы думать, что страны, где господствует протестантская идеология или, как принято говорить сейчас, протестантская ментальность (менталитет - слово, пришедшее из латинского языка, которое обозначает образ мышления, общую культурную и духовную настроенность человека или чаще группы людей, нации), должны давать миру образец нравственности... Увы, добро и зло, по истине действительно морально-нравственные категории - и нтерпретируются, и воплощаются в жизнь с существенными различиями, как отдельными людьми, так и деноминациями.

Течения раннего протестантизма

христианство реформация протестантизм вероучение

Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и государственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение новой веры. Если в Германии после длительных столкновений был подписан Аугсбургский договор (1555 г.), определивший, что выбор веры -- дело каждого отдельного княжества, то во Франции борьба католиков с протестантами (их там называли гугенотами)оказалась затяжной и кровопролитной. Слово huguenotos пришло во французский язык скорее всего из немецкого и первоначально означало «союзник». Кульминацией этой борьбы явилась Варфоломеевская ночь,ставшая символом жесточайшей расправы. В ночь на 24 августа 1572 г. (день святого Варфоломея) в Париже католики убили около 30 тыс. протестантов, съехавшихся в столицу на свадьбу одного из лидеров гугенотов -- Генриха Бурбона, короля Наваррского (будущего короля Франции). Невестой на этой свадьбе была сестра французского короля Маргарита Валуа, мать которой -- Екатерина Медичи фанатично следовала католицизму. Именно королева-мать и стала организатором хорошо продуманной и заранее подготовленной «кровавой бойни», устроенной протестантам. Однако и это не дало католикам окончательной победы: в 1586 г. и во Франции гугеноты получили свободу вероисповедания (хотя позже она была снова отменена). В Англии утверждение протестантизма произошло мирным путем при поддержке королей. В других европейских странах сохранялось преимущественное влияние католичества.

Как уже говорилось, протестантизм очень разнообразен, и существующие внутри него церкви сильно различаются по своему вероучению. Некоторые протестантские деноминации основаны в XVI--XVIII веках и их условно можно считатьстарыми, иные, возникшие в XIX и XX веках, обычно называют поздними. Одна из самых крупных и ранних по времени возникновения протестантских церквей - лютеранская. Ее название происходит от имени Мартина Лютера, на учение которого она главным образом и опирается. Одна из главных вероучительных книг лютеранства - «Аугсбургское исповедание». Для своего времени Лютер был радикальным реформатором, однако, как это часто бывает, со временем выяснилось, что его учение и реформы отнюдь не самые решительные в протестантизме. Через некоторое время после начала реформ их вдохновитель сам ужаснулся тому, что сделал. Он видел разграбленные храмы и монастыри, кровавые столкновения, жуткий крестьянский бунт, вожди которого во многом опирались на идеи Реформации. Пугала Лютера анархия в вопросах вероучения и явная тенденциях дроблению протестантизма на многочисленные секты. Он замечал, что люди часто идею трактовали об «оправдании одной верой» таким образом, что человек вообще не должен стремиться к совершению добрых дел. Для упорядочения ситуации Лютер написал «Катехизис», легший в основу учения будущей лютеранской церкви. Лютеранская церковь -- самая традиционная из всех протестантских деноминаций. Она сохранила немало элементов католичества. Богослужение идет в соответствии со специальными правилами (есть канонические тексты и последованиеслужб), сохранена месса, два таинства, имеющие мистическую окраску (крещение и причащение). Кроме этого существует церковный брак, рукоположение в священство, соборование больных и умирающих, исповедь, конфирмация (миропомазание, символизирующее достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия). Но это все у лютеран -- просто обряды, дань традиции, а не таинства. Храмы лютеран - кирхи (букв, церковь), строятся по определенным канонам архитектуры и представляют собой подчас интереснейшие памятники. Внутри они скромны, нет икон, но есть распятие, алтарь. Священники (пасторы - с лат.букв, пастух) облачены в специальные одежды. В кирхе звучит музыка так называемого протестантского хорала (орган, хор, оркестр), исполняются кантаты, пассивны (на темы Страстен Господних), оратории. Шедевры немецкой протестантской музыки создали Г. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Букстехудс, И. Пахельбель. Церковная и светская музыка в протестантизме не разделеныстоль резкой гранью, как, например, в православии. Строгого музыкального канона также нет (в протестантской музыке (не только лютеранской), - есть немало значительных произведений в стиле рок; одно из самых ярких -- знаменитая рок-опера «Иисус Христос -- Суперзвезда»). Лютеранская церковь распространена в Германии, странах Скандинавии, США, Эстонии, Латвии. Даже в Казахстане, Киргизии и на юге Сибири есть лютеранские храмы, что связано с насильственным переселением сюда в сталинские времена поволжских немцев (жителей России с XVIII в.). Всего в мире около 70 млн. лютеран. Единого управления они не имеют и продолжают дробиться (что характерно для всех протестантских церквей).

Близкие друг другу старинные направления протестантизма - кальвинизм и пресвитерианство.О том, кто такой Жан Кальвин, вы уже знаете. Все основные принципы протестантского вероисповедания характерны для кальвинизма. Но это направление отличается большим радикализмом, чем лютеранство. Полное повиновение верующих дисциплине в общине, простота, аскетизм, суровые принципы, регламентация жизни до мелочей -- все это, как уже говорилось, следствие главного догмата, выдвинутого Кальвином. Это знаменитый догмат об «абсолютном предопределении».Согласно ему, ни вера, ни деятельность человека не смогут повлиять на его судьбу после смерти. Все уже предопределено Богом, но его решение является для людей тайной. Зачем же тогда усилия и старания человека? Кальвинисты отвечают на это так: успех человека в деле (главным образом, в образовании, профессиональной деятельности, бизнесе) - признак того, что он избран Богом.Отсюда следует стремление к соревновательности, бережливости, к накоплениям, т.е. ко всему тому, что в конечном итоге способствовало развитию капиталистической общественной и экономической системы. Никаких излишеств, праздности -- только ежедневный упорный труд. Имущество, учил Кальвин, дается человеку Богом во временное пользование, и за его состояние после смерти придется держать ответ. Надо заметить, что уже после смерти Кальвина, в процессе дальнейшего развития кальвинистского течения оно постепенно утратило столь жесткий и радикальный характер. Современные последователи кальвинизма уже отнюдь не столь строги к себе и окружающим. Современный кальвинизм распался на многочисленные церковные объединения, которые выросли на его базе.

Пресвитериане (от гр. Ргеsbyteros - старший, старейший) как церковное направление -продукт развития кальвинизма. Родина пресвитерианства -- Англия и главным образом Шотландия, куда в 1559 году вернулся ученик Кальвина Джон Нокс. С конца XVI в. пресвитерианство стало государственной религией Шотландии. Учение пресвитерианства направлено не на теоретическое построения о потустороннем мире, не на схоластическое богословие, а на практику, то есть оно регламентирует жизнь «на этом свете» Вьющий идеал - повседневная трудовая деятельность и приумножение богатства. У пресвитериан вообще нет священства. Общины (конгрегации)возглавляются пресвитерами (иногда пасторами)и абсолютно независимы друг от друга. Пресвитеры выбираются из числа мирян. Богослужение, идущее на родном языке, до предела упрощено: чтение Евангелия, молитвы, песнопения, исполняемые хором верующих. Канона и утвержденного последования служб, по сути, нет. Богослужение может происходить в любом помещении. В Англии протестантов-кальвинистов называли пуритане(от лат.Purus - чистый). Именно они и были создателями пресвитерианской церкви в противовес католической и англиканской (см. ниже). Впоследствии пуритане сыграли активнейшую роль в Английской буржуазной революции.

Пуританская нравственностьбыла так строга, что даже стала нарицательным выражением. Времена средневековой поэзии и романтики, воспетые в куртуазных романах, прошли. Протестантам, строящим новый мир, некогда было заниматься изящными любовными приключениями. Главной ценностью стала теперь семья. Женщина должна была являть собой саму добродетель. Неприличным могло считаться все, что хотя бы намекало на чувственность. По этой причине, например, в Англииплотно зачехлялись ножки стульев... Последователями Кальвина во Франции стали те самые знаменитые гугеноты, пострадавшие в Варфоломеевскую ночь. Немало кальвинистов было в Нидерландах, Венгрии, Чехии и Германии, все они также внесли свой вклад в создание пресвитерианской церкви.

Англиканство-- еще одно крупное и очень раннее течение протестантизма, как это видно из названия, происходит из Англии. Зарождение этой протестантской церкви связано во многом с геополитическими (Геополитика -- политика, связанная с географическими интересами тех или иных держав в мире) обстоятельствами. Англия обладала немалым промышленным и военно-морским потенциалом, но во все времена держала себя по отношению к остальной Европе весьма независимо: во-первых, английские короли соперничали и воевали с французскими, во-вторых, они очень тяготились зависимостью от римских пап, которые обогащались в Англии больше, чем сами короли. Изоляции Англии способствовало и ее островное положение. Зародившаяся Реформация стала для английской монархии хорошим поводом к разрыву местной церкви с Римом. Поводом к разрыву послужили «дела семейные»: король Генрих VIII никак не мог добиться от папы Климента VII разрешения на развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться вторично на ее фрейлине Анне Болейн. После непродолжительной «пикировки» с папой в 1534 году Генрих при помощи парламента объявил самого себя земным главой английской (в будущем англиканской) церкви. Началась секуляризация (От лат. saecularis -- светский, мирской; под секуляризацией понимается изъятие у церкви ее земельной или иной собственности) церковных владений и имуществ в пользу короля, закрывались монастыри. Уже при следующем правителе Эдуарде VI были введены строгие канонические правила ведения англиканской литургии. Правда, при королеве Марии Тюдор, яростной католичке, процесс утверждения новой церкви прервался, а многие ее сторонники были осуждены и казнены, но в правление Елизаветы I (1558--1603г.) были приняты основные вероучительные положения англиканства и, в первую очередь, окончательная редакция «Символа веры» из 39 пунктов. Как мы видим, освобождение от власти пап,чего так хотели английские короли, и было основным содержанием официальной «Реформации сверху» в Англии. Новая церковь стала некоей «средней линией»между католичеством и протестантизмом. В ее учении сохранились католические идеи о спасительной роли церкви, но добавилось протестантское положение о спасении личной верой («оправдание верой»). Сохранилась церковная иерархия и священство, но в то же время единственным источником вероучения было признано исключительно Священное Писание (но не Предание!). Англикане признали только два таинства (Крещение и Евхаристию), а рукоположение в священство сочли символическим, а не мистическим актом. Священнослужители - англикане, в отличие от католических, получили право состоять в браке. Особенно интересно то, что в этой церкви к священству сейчас допускаются и женщины. Англиканская церковь, подобно другим реформатским церквям, не едина (состоит из более чем двух десятков автономных церквей и различных течений). В мире около 70 млн. англикан. Церковь имеет немалую собственность и капиталы. Здания храмов, как и у католиков, - торжественные и богато украшенные. Центр англиканской церкви - Кентерберийская епархия, архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом. Но главой церкви является сам король или королева. Сейчас это Елизавета II, посетившая в 1995 г. Россию, где принималась не только как глава государства, но и как глава церкви.

Литература

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол: руков. к изуч. священного писания Нового завета. -- М., 2002. -- 784 с.

Агни Йога. В 6 т. Т. 2. Агни Йога. Беспредел. Ч. 1, 2. -- М.: РДЦ, 1992. -- 368 с.

Беларусь Православная: фотоальбом. -- Мн. : Мин. ф-ка цв. печати, 2007. -- 318 с.

Божественное откровение и современная наука: альманах. Вып. 1. -- М.: Паломник, 2001. -- 267 с.

Верашчагiна, А. У.Гiсторыя канфесiй :Мінулае і сучаснае: дапаможнiк для настаунікаў / А.У. Верашчагіна, А.В. Гурко. -- Мн.: Тэхналогiя, 2000. -- 157 с.

Волошин, Т. А. Языческая мифология славян / Т. А. Волошин, С. Н. Астапов. -- Ростов нД : Феникс, 1996. -- 448 с.

Гармаев, А. Пути и ошибки новоначальных : ответы на вопросы / А. Гармаев. -- М.: Русский Хронографъ, 2002. -- 576 с.

Аllbest.ru

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru