Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Рождество Христово: история и современность

Работа из раздела: «Религия и мифология»

/

Рождество Христово: история и современность

рождество младенец христос волхв

Материал подготовил:

Профессор кафедры идеологической работы №203

полковник И.В. Саблин

05.01.2009 г.

Содержание

1. Рождество христово

Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.

Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними Ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались.

Ангел же сказал им: 'Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях'.

Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: 'Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение'.

Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: 'Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь'.

Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.

После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.

На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки, гл.2, 1-21.

2. Поклонение волхвов

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу Иудейского царства - Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.

В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: 'Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему'.

Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не предали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.

Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: 'Где должно родиться Христу?'

Они ответили: 'В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея'.

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: 'Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему'. На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан - ароматическая смола) и смирну (драгоценное благовонное масло).

Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан - как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну - как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).

После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их Св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.

ПРИМЕЧАНИЕ. Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется Католической Церковью 25 декабря - по григорианскому календарю, а Православной Церковью 7 января - по юлианскому календарю. К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником, потому что в этот день, по уставу церковному, положено есть сочиво, то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды. См. Евангелие от Матфея, гл.2, 1-12.

3. Дары волхвов сохранились до наших дней

Дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник. На каждой - тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Её жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся Церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.

4. Празднование рождества христова

Праздник Рождества Христова - это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия, поэтому день Рождества Христова в церковном календаре второй по значимости после Пасхи.

Праздник Рождества - самый красивый зимний праздник. Православной Церковью он отмечается 7 января по новому стилю. Этот праздник приходит к людям морозной ночью в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громогласном пении хора. Звуки детских голосов, славословящих Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца исполняются доброй воли.

Символом вечного мира, счастья и радости, пришедших вместе со Христом, является вечнозеленая наряженная ель. Верх её увенчан прекрасной звездой - в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь ко Христу. Ветви увешаны разноцветными шарами, золотой мишурой, фигурками поющих ангелов, пастухов с маленькими барашками, расцвечены свечами и фонариками, как будто напоминая об огнях костра и фонарей, светивших для Вифлеемских пастырей в святую ночь. И через две тысячи лет добрые рождественские огни светят почти в каждом доме.

Среди зеленых иголок тихо перезваниваются, призывая праздник, серебряные колокольцы, подобные тем, которые заботливые палестинские хранители стад надевали своим овцам. Чтобы умножить радость праздника, близкие люди кладут под ёлку подарки друг для друга, а для детей вешают на ветки всевозможные сладости.

В старину к Рождеству пол в деревенских избах покрывали свежим сеном, а стол - соломой, на которую затем стелили скатерть и ставили угощение. Все это напоминало, что Спаситель родился не в царском чертоге, а в овечьем хлеву, и был положен в ясли на солому.

Начиная с вечера, повсюду ходили христославы с 'вифлеемской звездой'. На шесте укреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем эту звезду с пением рождественских гимнов носили по окрестным домам. Такие посещения назывались колядками, чаще всего для этого собирались ребятишки, но нередко принимала участие и молодежь.

Древним рождественским обычаем было и хождение с вертепом. Вертеп - по-славянски значит 'пещера'. Вертеп представлял из себя небольшой ящик, изображающий пещеру, в которой, по преданию, родился Христос. Этот ящик являлся миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества. В XIX веке во многих городских домах вошло в моду делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол искусно приготовляли из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и славословящие ангелы, но центром композиции неизбежно являлись Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем. Такой вертеп нередко устанавливали в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под елкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.

Колядовать ходили и ряженые - они в лицах разыгрывали рождественское повествование, а кроме того, другие благочестивые, пользующиеся неизменным успехом в народе сюжеты.

Переходя от дома к дому с вестью вифлеемских пастырей, люди прославляли пришествие в мир Спасителя, Который показал единственный путь к подлинному счастью - через любовь к своим ближним, отверз двери милосердия и сострадания. И праздник Рождества отмечается христианами прежде всего делами благотворительности.

В этот день раздавалась обильная милостыня. В каждом доме христославов ждали угощения или деньги. Не принять христославов почиталось большим грехом. Люди зажиточные считали своим долгом прислать милостыню на праздничный стол в дома нищих, больных, вдов и сирот. Не забывали даже о животных, ведь, согласно преданию, в холодную ночь вол и осел согревали Богомладенца своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от голода и холода, выставляли ржаной сноп. Для детей устраивались и сейчас устраиваются рождественские елки, спектакли, праздники с раздачей подарков.

К рождественским морозам приурочивали убой домашнего скота, птицы. На праздничный стол подавали студень, окорок, копченое сало, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жаркое, гуся с яблоками, утку с капустой, а вершиной всего являлся молочный поросенок. В каждом доме пекли пироги и мелкую выпечку - колядки - специально для того, чтобы раздавать колядующим.

5. Праздничный стол

Рождественский и новогодний стол сейчас принято украшать свечами в красивых подсвечниках. При встрече Нового года электрический свет без пяти минут двенадцать гасится и самые торжественные минуты проходят при свечах. Для украшения стола используют также новогодние букеты из ветвей ели и сосны в сочетании с елочными украшениями, большими яркими стеклянными шарами. Красиво смотрятся голые ветви деревьев, если их предварительно подержать в крепком насыщенном растворе поваренной соли. Застывшие кристаллы соли на них напоминают иней. Другой, 'пушистый' иней можно получить, если смазать ветки клеем и посыпать мелкими шариками пенопласта.

'Инеем' можно покрыть также фужеры и бокалы для коктейлей. Для этого их края нужно аккуратно опустить сначала в воду, а затем в сахарный песок.

Праздничный стол отличается обилием закусок. Среди них традиционно для Рождества мясное ассорти - ломтики ветчины, окорока, буженины, карбоната, корейки, копченой колбасы. Старинным рождественским блюдом народов северной Европы является мясной паштет, с ним соперничает русский холодец. В недавнем прошлом к Новому году почти в каждом доме готовился салат из колбасы, картофеля, яиц, соленых огурцов, лука и зеленого горошка. Этот салат условно называют 'Оливье', но к настоящему салату 'Оливье', изобретенному известным французским кулинаром в Петербурге в начале XX века, он имеет весьма косвенное отношение. Вместо колбасы, картофеля и соленых огурцов он содержал мясо дичи, черную икру и маслины. За неимением нужных продуктов хозяйки внесли в рецепт свои 'усовершенствования', и упрощенный салат 'Оливье' стал атрибутом нашего новогоднего застолья.

Однако, отдавая должное мясным закускам, не следует забывать и об овощных салатах. Они не так тяжелы для пищеварения и хорошо чередуются с мясными блюдами в течение продолжительного торжества.

Главным блюдом рождественского стола по традиции является гусь с яблоками. При необходимости, его можно заменить индейкой, уткой, курицей. Чтобы подать крупную птицу красиво, нужно уложить на большом блюде гарнир - рис, картофель, овощи, политые соусом, сверху спинкой вверх поместить разрезанную на порционные куски птицу так, чтобы форма ее была сохранена. Вокруг разложить печеные и свежие яблоки, целые (не резанные) тушеные овощи.

В старину рождественский стол был немыслим без пирогов. Горячие, 'с пылу, с жару', пироги являются прекрасным завершением праздничного стола. Для детей к Новому году хорошо испечь специальные сладкие пирожки, калачи, булочки, пряники в форме елочек, снежинок, сказочных персонажей.

Новогодний стол сейчас не обходится без торта. Если торт выпекается круглый и плоский, то его сверху можно оформить кремом в виде часов со стрелками, приближающимися к двенадцати.

6. Святки

С Рождества до Крещения продолжались веселые зимние святки - Святые дни. Они наполнялись всевозможными развлечениями. В городах устраивались балы и маскарады, посещались театры. Кульминацией святок была встреча Нового года (1 января по старому стилю, 14 января - по новому).

Утро традиционно начиналось со славления - хождения по домам с вертепом и звездою. На Руси Святки праздновались всеми, но в основном это был праздник молодежи. Юноши и девушки обходили дома, исполняли богослужебные песнопения, величальные и обрядовые песни. Каждая хозяйка, в свою очередь, щедро одаривала гостей, угощая выпечкой, конфетами и сластями, проявляя к гостям милосердие. В старину бытовало поверье, что в Святки по Земле странствует Сам Иисус Христос.

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на наших землях в дни Святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: 'Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии (наказанию). Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. 'Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (Сатаною)' (2 Кор.6, 14-15)? Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков (священнослужителей) - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного'.

По традиции, второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Еще в XIX веке считалось долгом каждого христианина, даже Царя, на Святках посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Ведь рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников.

На Святках, как и в течение поста, Церковь не совершает бракосочетаний. Но поскольку пост к этому моменту уже проходил, начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях русского общества. Завершается Святочная неделя праздником Крещения Господня. В наши дни на Богоявление во многих храмах возрождается традиция совершения Великого водосвятия в Иордани - освящения воды в проруби, сделанной в виде Креста. Возвращается и обычай завершать святочные дни, искупавшись на Крещение в освященной проруби.

Раньше эти дни были временем отдыха для всех: и для взрослых, и для детей. Повседневная работа откладывалась, православные проводили это время, чаще ходя на богослужения и больше общаясь с семьей и близкими, разделяя с ними радость о Рождении Спасителя. Во многих странах и в наши дни у взрослых и детей есть рождественские каникулы. Но у нас, в Беларуси, только часть Святок у детей выпадает на зимние каникулы, у взрослых же выходной день только на Рождество. Но все равно Святки остаются праздничным временем и для нас, как и для всех христиан в мире.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru