Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Общая психология (контрольная)

Работа из раздела: «Психология»


       БАЛТИЙСКИЙ   РУССКИЙ   ИНСТИТУТ



                                  Контрольная работа


                                       По дисциплине:

                            “Общая психология”



     Выполнила

студентка  2 курса

юридического факультета

заочного отделения

  Фолкмане Даце


студ. билет N RI1A078

  Преподаватель:

     И. Плотка



                                      Рига – 2002 г.



                                                 Вопрос 1

      Какова роль воображения в жизни человека.  Какое  различие  существует
между воображением и памятью?

                                                 Ответ:

        Образы,    которыми    оперирует    человек,    не    ограничиваются
воспроизведением непосредственно  воспринятого.  Таким  образом,  не  всякий
процесс,   протекающий   в   образах,   может   быть   понят   как   процесс
воспроизведения.  Собственно  каждый  образ  является  в  какой-то  мере   и
воспроизведением   –   хотя   бы   и   очень   отдаленным,   опосредованным,
видоизмененным  –  и  преобразованием  действительного.  Эти  две  тенденции
воспроизведения  и  преобразования,  данные  всегда  в  некотором  единстве,
вместе с тем в своей    противоположности расходятся друг с другом.  И  если
воспроизведение является основной характеристикой памяти, то  преобразование
становится основной характеристикой воображения. Иными  словами:  воображать
– это преображать.
      Под воображением в самом широком  смысле  слова  иногда  подразумевают
всякий  процесс,   протекающий   в   образах.   В   таком   случае   память,
воспроизводящая образы прежде воспринятого,  представляется  лишь  одним  из
видов воображения. Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного  и
творческого воображения и отождествлению первого с памятью.
      Основное отличие собственно воображения от образной памяти  связано  с
иным отношением к действительности.  Образы  памяти  –  это  воспроизведение
прошлого опыта. Функция памяти – сохранить  в  возможной  неприкосновенности
результаты прошлого опыта, функция воображения – их преобразовать. Но и  эта
противоположность существует  и  осуществляется  в  конкретной  деятельности
человека лишь как единство противоположностей.
      Воображение в собственном, совсем  специфическом  смысле  слова  может
быть только у человека. Только у человека, который как субъект  общественной
практики реально  преобразует  мир,  развивается  подлинное  воображение.  В
процессе развития оно  сначала  –  следствие,  а  затем  и  предпосылка  той
деятельности   человека,   посредством   которой   он    реально    изменяет
действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир,  заключен
кусочек   фантазии,    и    развитие    воображения    как    преобразования
действительности в сознании тесно связано с реальным  преобразованием  ее  в
практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.



                                                 Вопрос 2

                    Назовите основные функции воображения.


                                                 Ответ:

       Воображение  –  это  отлет  от  прошлого  опыта,  это  преобразование
данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся  и  продуктами
творческой деятельности человека и прообразами для нее.
      На основании вышесказанного мы можем  понять,  что  основной  функцией
воображения является преобразование результатов прошлого опыта.
      Для воображения  является  характерным  другое  отношение  к  прошлому
опыту вообще и непосредственно к данному –  сознание  известной  свободы  по
отношению к нему, дающей возможность его  преобразовывать.  Эта  свобода  по
отношению  к  данному  означает  прежде  всего   известную   психологическую
независимость по отношению к прошлому.
       Деятельность  воображения  естественно  и   закономерно   порождается
преобразующим  воздействием  направленности  личности  на  образы  сознания,
отражающие действительность.



                                                 Вопрос 3

      Взаимосвязаны ли между собой воображение и эмоции. Почему?


                                                 Ответ:

      Переживание отношения человека к окружающему составляет  сферу  чувств
или эмоций. Чувство человека – это отношение его к  миру,  к  тому,  что  он
испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
      Так же и восприятие действительности часто преобразуется  воображением
под влиянием чувств,  желаний,  симпатий  и  антипатий.  Эти  преобразования
приводят  тогда  к  искажению,  а  иногда   к   более   глубокому   познанию
действительности.
      Воображение под влянием чувств иногда по  своему  капризу  произвольно
порождает желанный образ, но оно же может и  ярче  выявить  подлинный  образ
человека. Когда мы любим человека,  мы  обычно  видим  его  иначе,  в  ином,
созданном нашим чувством освещении, чем  то,  в  котором  он  представляется
другим.  Случается   поэтому,   что   созданный   нашим   воображением   под
воздействием чувства образ существенно расходится с  действительным  обликом
человека. Подчиняясь  нашему  чувству,  воображение  в  таком  случае  может
уготовить нам немало  горьких  разочарований.  Но  бывает  и  иначе:  образ,
складывающийся при равнодушном отношении к человеку на  основании  обыденных
впечатлений, в мелких житейских  отношениях,  может  закрыть  подлинный  его
облик мелкими и несущественными штрихами, а большое чувство может  оказаться
мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт  в
человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.
      Как мы видим,  на  основании  вышеизложенного,  эмоции  и  воображение
очень тесно взаимосвязаны друг с другом.



                                                 Вопрос 4.

                       Назовите виды и формы воображения.


                                                 Ответ:

      В воображении проявляются все виды и уровни  направленности  личности;
они порождают и различные уровни воображения.
      В самых низших и примитивных своих формах  воображение  проявляется  в
непроизвольной трансформации образов, которая совершается  под  воздействием
малоосознанных образов.
       В  высших  формах  воображения,  в  творчестве,  образы   сознательно
формируются и преобразуются в соответствии с  целями,  которые  ставит  себе
сознательная творческая деятельность человека.
       Поэтому  говорят  иногда  о  пассивном  и  об  активном  воображении.
Различие  пассивности  и  активности  является  не  чем  иным,  как   именно
различием в степени намеренности и сознательности.
      Различают также воображение воспроизводящее  и  творческое.  В  первом
случае –  это  воссоздание  заданных  образов  (например,  в  художественном
тексте) и во втором - выражающееся в  самостоятельном  создании  новых,  как
это имеет место, например, в творческой деятельности художника.
      В зависимости от характера образов,  которыми  оперирует  воображение,
различают иногда конкретное и абстрактное воображение.
      Необходимо, наконец, различать виды  воображения  по  их  отношению  к
действительности  и  к  деятельности,  долженствующей  воплотить   мечты   в
действительность.  Здесь  приходится   проводить   различие   между   пустой
мечтательностью и действенным воображением.



                                                 Вопрос 5.

      Какие существуют основные приемы творческого воображения.


                                                 Ответ:

      Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе.
       Преобразование  действительности  в  воображении  не  является  чисто
произвольным ее изменением ,  оно  имеет  свои  закономерные  пути,  которые
находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.  Различают
следующие приемы творческого  воображения:
   1. комбинирование – сочетание данных в опыте элементов  в  новых,  более
      или менее необычных комбинациях;
   2.   агглютинация   –   частный   случай   преобразования    посредством
      комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов;
   3. акцентуирование – это подчеркивание черт;
   4. типизация – специфическое обобщение.
       Все  основные  формы  творческого  преобразования   действительности,
которыми пользуется литература,  отражают  в  переработанном,  стилизованном
виде те преобразования, которыми пользуется воображение.



                                   Задачи и задания


   1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным
      вопросам темы «Воображение».
А) Воображение проявляется в умении  представить  деталь  по  чертежу  героя
художественного произведения – по тексту, картина отдыха знакомого  человека
по его рассказу.
В)  Образ Наташи Ростовой создан Л.Толстым путем слияния черт двух женщин  –
жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
С)  Воображение имеет место и во сне, и в  полудремотном  состоянии,  и  при
расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
D)   «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил Манилов о том,  как
бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через  пруд
выстроить каменный мост, на котором бы  были  по  обеим  сторонам  лавки,  и
чтобы в них сидели купцы  и  продавали  разные  мелкие  товары,  нужные  для
крестьян.  При  этом  глаза  его  делались  чрезвычайно  сладкими,  и   лицо
принимало самое  довольное  выражение;  впрочем,  все  эти  прожекты  так  и
оканчивались только одними словами».

                                                 Ответ:
Сгруппировать данные материалы мы можем следующим образом:

А) можно отнести к воспроизводящему воображению;
В)  можно отнести к комбинированию;
С)  можно отнести к низшим, примитивным формам воображения,  т.к.  в  данном
случае образы трансформируются самопроизвольно.
D)  можно отнести к мечтательности.

   2. Развитию какого вида воображения способствует следующий прием?
      Любимым занятием  на  уроках  географии  были  путешествия  по  карте.
Учитель показывал какую – нибудь точку на  карте,  а  учащиеся  должны  были
описать флору, вид городов, жилищ, людей данной местности.

                                                 Ответ:

      Данный прием способствует развитию  конкретного  воображения  с  одной
стороны и ассоциативного – с другой.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru