Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Шпаргалки по психологии 43.4 Кб.
  2. Шпаргалки по психологии 30.5 Кб.

Шпаргалки по психологии

Работа из раздела: «Психология»

|1                                         |7                                         |
|предмет и структура социальной психологии |Социальная установка личности: Томас и    |
|как науки: изучает следующие явления (5 т.|Знанецкий (1918-1920) дали первое         |
|зр. На этот вопрос, которые составляют    |определение: состояние сознания,          |
|единство): 1. психологические процессы,   |регулирующее отношение и поведение        |
|состояния и свойства индивида, которые    |человека в связи с определённым объектом в|
|проявляются в результате его включения в  |определённых условиях, и психологическое  |
|отношения с другими людьми, в различные   |переживание им социальной ценности, смысла|
|социальные группы (семью и т.д.);         |объекта. Признаки соц. установки: 1.      |
|изучаются, например, общительность и т.д. |оказывают регулирующее влияние на наше    |
|2. феномен взаимодействия между людьми (в |поведение (спортсмен на забеге в          |
|частности феномен общения): взаимодействие|соревнованиях – его соц. установка        |
|может быть не только межличностным, но и  |добиться успеха); 2. готовность           |
|межгрупповым и между группами. 3.         |реагировать на соц. объект; 3. основана на|
|психические процессы, состояния и свойства|прежнем опыте. Соц. установка по Олпорту: |
|различных социальных групп как целостных  |это состояние сознания человека, которое  |
|образований, отличающихся друг от друга и |характеризуется готовностью человека вести|
|не сводимых к какому бы то ни было        |себя определенным образом – доминирующее  |
|индивиду. 4. массовые психические явления,|понимание на сегодня. Структура соц.      |
|такие как: поведение толпы, паника, слухи,|установки: в 40 годах Смит выделяет 3     |
|мода, массовые энтузиазм, ликование,      |компонента в структуре социальных         |
|апатия, страхи и т.д. 5. принцип матрёшки |установок: когнитивный компонент (знание  |
|(соединяет в себе все предыдущие точки    |объекта); эмоциолнально-оценочный         |
|зрения).                                  |(аффективный) – отношение к социальному   |
|Основные объекты: в зависимости от того   |объекту; поведенческий – готовность вести |
|или иного понимания предмета соц. ?-ии    |себя определённым образом, но ещё не      |
|выделяются основные объекты её изучения,  |действовать. Дифференциация соц. установки|
|т.е. носители социально-психологических   |и простой установки (По Узнадзе): соц.    |
|явлений: например, личность в группе –    |уст. осознаваема, а простая –             |
|личность-личность (родитель-ребёнок),     |неосознаваема и представляет, прежде      |
|малая группа – школьный класс и т.д.      |всего, психофизиологическую готовность к  |
|(рассматриваются: личность, мг, бсг,      |определённым действиям; соц. уст. –       |
|общество и различные варианты их          |регулятор в сложной обстановке, а простая |
|взаимодействия).                          |– в простой; соц. установки основаны на   |
|Строение социальной ?-ии: структура соц.  |социальных потребностях, а простые – на   |
|п. есть результат взаимодействия 2-х      |витальных (базовых) потребностях; в       |
|противоположных, но тесно связанных       |простой установке минимальна роль         |
|процессов: а) дифференциации – разделения |когнитивного компонента; а соц. уст.      |
|на составные части, разделы и б)          |максимально выражены все 3 компонента     |
|интеграции её с другими отраслями науки.  |(когнитивный, эмоциональный,              |
|Дифференциация: 1. по основному объекту   |поведенческий). Основные виды соц.        |
|исследования – соц. ?-ия личности, СПМЛО, |установок: 1. соц. уст. на                |
|СПМГ, СПМГО, СПБСГ. 2. по основному методу|объект-готовность вести себя определённым |
|анализа: теоретическая СП,                |образом по отношению к объекту; 2.        |
|экспериментальная СП, практическая СП. 3. |ситуативная установка – отношение в       |
|по ведущей деятельности: психология труда,|условиях различных ситуаций к соц.        |
|общения, социального познания и           |объектам; 3. соц. установка, которая тесно|
|творчества, игры и т.д. 4. по основной    |связана с конкретными социальными         |
|сфере общественной жизни: соц. п. рекламы,|группами, например возрастная установка;  |
|торговли, массовых коммуникаций и т.д.    |4. частные и общие соц. установки (по     |
|Интеграция: 1. внешний критерий –         |обобщённости); 5. перцептивные социальные |
|относится к её объединению с              |установки (как воспринимать и оценивать   |
|многочисленными психологическими          |тот или иной соц. объект). Причины        |
|отраслями, на стыке с которыми возникли   |расхождения социальных установок и        |
|относительно самостоятельные подотрасли – |поведения: 1. человек неприятен нам, но   |
|соц. п. личности сформировалась как       |при встрече с ним мы ведём себя по        |
|результат интеграции соц. п. с психологией|дружески; 2. в экстремальных ситуациях и в|
|личности и т.д. 2. внутренний критерий –  |ситуациях угрозы для жизни других людей   |
|относится к развитию самой соц. п. и      |(мужчина, заступившийся за женщину); 3.   |
|проявляется в процессах объединения       |традиции и обычаи в соответствии с        |
|разделяющихся составных частей,           |которыми человек себя ведёт; 4.           |
|появившихся в результате дифференциации   |взаимодействие доминантных и              |
|(например, теоретико-экспериментальные    |субдоминанатных установок личности (по    |
|исследования; личность и малые трудовые   |степени интенсивности). Частные формы соц.|
|группы в организации; психология          |установок: 1. стереотип – чрезвычайно     |
|руководства научным коллективом и т.д.).  |устойчивое и ограниченное представление о |
|                                          |соц. объекте. 2. предрассудок – сильно    |
|                                          |искажённое представление об объекте. 3.   |
|                                          |Я-концепция – совокупность соц. уст. о    |
|                                          |себе: каким себя видим, как себя          |
|                                          |воспринимаем и т.д. (выражены все 3       |
|                                          |компонента).                              |
|8                                         |9                                         |
|частные формы социальных установок        |социализация личности: существуют         |
|(Я-концепция, стереотип, предрассудки):   |различные интерпретации этого понятия: 1. |
|Соц. Уст. - это состояние сознания        |социализация понимается как включённость  |
|человека, которое характеризуется         |индивида в процесс соц. отношений. 2.     |
|готовностью человека вести себя           |социализация понимается как усвоение      |
|определенным образом. Стереотип – это     |чел-ком социологического опыта, соц. Норм,|
|социальная установка с застывшим,         |традиций и т.д., т.е. социализирована та  |
|обеднённым содержанием когнитивного       |личность, которая способна усвоить соц.   |
|компо-нента. Стереотипное мышление - это  |опыт и произвести его в деятельности. 3.  |
|узость, ограниченность или устарелость    |социализацией является становление        |
|представлений человека о тех или иных     |личности по модели или в контексте        |
|объектах действительности или о способах  |определённой культуры. 4. социализация    |
|взаимодействия с ними. Функции стереотипа:|рассматривается как навязывание некоторой |
|1. идентификация – например, позитивный   |доктрины образа жизни. социализация – есть|
|образ своей группы; 2. идеологизация –    |процесс усвоения индивидом ценностей и    |
|формирование и защита идеологий своей     |кол-ва соц. групп и общества в целом и    |
|группы. Существуют аутостереотипы –       |формирование их в осознанную систему соц. |
|представление о самом себе и о других     |установок, котор. определяют позиции и    |
|членах своей группы и гетеростереотипы –  |поведение индивида в соц. среде. Основные |
|представления, которые существуют по      |св-ва социализации: 1.                    |
|отношению к чле-нам другой  соц. Группы.  |активность-пассивность субъективной       |
|Свойства стереотипов: неразвитый          |социализации; 2. осознанность –           |
|когнитивный компонент; поляризован-ность  |неосознанность; 3.                        |
|оценки; жёсткая устойчивость стереотипа;  |система-порциональность. Возрастные       |
|интенсивное эмоциональное проявление;     |особенности социализа-ции: критерии,      |
|большая концентрированность. Предрассудок |характеризующие специфику стадий – 1.     |
|– это соц. уст. с искажённым когнитивным  |взаимосвязь биологич. и соц.; 2. ведущая  |
|компонентом, вследствие чего индивид      |деятельность; 3. роль общения; 4.         |
|воспринимает некоторые соц. Объекты в     |соотношение интенсивности когнитивных и   |
|неадекватном иска-жённом виде. Не-редко с |эмоц. компонентов; 5 Ведущие институты    |
|таким когнитивным комп. бывает, связан    |социализации; 6. степень защищённости     |
|сильный аффективный компонент. Наиболее   |личности от соц. среды. Например, для     |
|распространённым видом таких извращённых  |дошкольного возраста: 1. биологическое    |
|соц. установок являются расовые и         |определяет социальное; 2. Игра - перенятие|
|национальные предрассудки. Основная       |опыта через неё; 3. общение ограничено    |
|причина формирования предрассудка кроется |–семья; 4. ведущие эмоц. компоненты; 5.   |
|в неразвитости когнитивной сферы личности,|семья; 6. максимальна защищённость.       |
|благодаря чему индивид некритично         |Существуют следующие возрастные стадии:   |
|воспринимает влияния соответ-ствующей     |доподростковый возраст, подростковый,     |
|среды. Чаще всего предрассудки возникают в|взрослость, пожилой человек. Социализация |
|детстве (когда у ребёнка не хватает       |продолжается в течение всей жизни         |
|знаний). Я-концепция - совокупность соц.  |человека.                                 |
|уст. о себе: каким себя видим, как себя   |                                          |
|воспринимаем, как оцениваем себя и т.д.   |                                          |
|(выражены все 3 компонента). Виды         |                                          |
|Я-концепции: 1. реальное Я (то, что чел. о|                                          |
|себе думает); 2. Я в глазах других людей; |                                          |
|3. рефлексивное Я (как я считаю, что обо  |                                          |
|мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я     |                                          |
|(отражение моих представлений обо мне в   |                                          |
|других людях); 5. идеально Я (каким бы я  |                                          |
|хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не     |                                          |
|должен быть). Механизмы формирования: 1.  |                                          |
|идентификация (с той или иной группой или |                                          |
|человеком) – подражание поведению другого |                                          |
|человека; 2. интериоризация; 3.           |                                          |
|конформистский механизм: то на что делают |                                          |
|акцент родители и т.д. Основные функции:  |                                          |
|1.способствование достижению внутренней   |                                          |
|согласованности; 2. определяет характер   |                                          |
|индивидуальной интерпретации опыта; 3.    |                                          |
|прогностическая – источник ожиданий;      |                                          |
|4.регуляция поведения.                    |                                          |
|3                                         |5                                         |
|основные направления в развитии западной  |социально-психологические теории личности |
|соц. ?-ии: 1. необихивиористское          |в зарубежной психологии: 1. Адлер:        |
|направление – возникло в 30 годы,         |центральными понятиями являются стиль     |
|существует 2 блока теорий: 1 блок – теории|жизни и социальное чувство. Стиль жизни   |
|агрессии. А) теории агрессии под-ражаний  |определяется стремлением личности         |
|(Миллер, Доллард): фрустрация всегда      |преодолеть чувство неполноценности,       |
|приводит к агрессии. 40-г: выделены 2 типа|которое возникает вследствие тех или иных |
|фру-страции: смещённая - перенос обиды на |органических недостатков или негативных   |
|другого человека или объект и сдерживание.|психологических переживаний, а социальное |
|Но здесь нужно отметить, что агрессия явл.|чувство отражает степень                  |
|естественным следствием фрустрации, но    |заинтересованности человека в общественной|
|необязательным. Б) теория социального     |солидарности. Это чувство определяет стиль|
|научения (Бандура – наблюдающее научение).|жизни, который при гармоничном сочетании  |
|2 блок – теории обмена. А) теория         |личного и общественного приводит к        |
|элементарных поведенческих актов (при     |успешной компенсации комплекса            |
|встрече - Хоманс). Б) теория              |неполноценности. 2. Фромм: личность у     |
|взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) –  |Фромма описывается с помощью понятия      |
|каждый из участников может получать как   |«характер». Основным критерием для        |
|вклады, так и потери (обмен лекциями). У  |дифференциации характеров явл. отношение к|
|каждого индивида существ. свой уровень    |смыслу жизни. Если человек ориентирован на|
|ценности, т.е. он всё сравнивает с ним. 2.|самореализацию, то он обладает            |
|теории когнитивного со-ответствия – А)    |продуктивным характером, означающим       |
|теория структурного баланса Хайдера:      |успешное сочетание личных и общественных  |
|приписывание причин поведения и свойств   |интересов. Доминирующий тип характера в   |
|личности (определённые качества по        |конкретном обществе составляет «социальный|
|популярности в классе). Б) теория         |тип» этого общества, определяющий         |
|коммуникативных актов (если 2 человека +  |отношения между личностью и обществом и   |
|относятся друг к другу, то они будут      |между самими людьми. 3. Хорни: основное – |
|стремиться иметь схожие взгляды). В)      |взаимоотношения между ребёнком и          |
|теория когни-тивного диссонанса: 2        |родителями – главный фактор развития.     |
|противоречивые инф. Об одном и том же     |Базовые потребности: в безопасности и в   |
|явлении приводят человека к диском-форту. |удовлетворении. Если неудовоетворена      |
|Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д)   |потребн. в безопасности, то развивается   |
|Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об       |Базальная тревога. У каждого человека есть|
|индивиде обобщаются и структурируются со  |10 невротических потребностей (одна из них|
|старыми. 3 психоаналитическое – Фрейд:    |доминирует). 4. Эриксон: считает, что     |
|взаимоотношения в семье и со взрослыми    |развитие личности проходит на протяжении  |
|переносятся на отношение к другим людям.  |всей жизни. Социализация представлена на 8|
|А) трёхмерная теория межличностного       |стадиях: (развитие соц. возможностей      |
|поведения (основа 3 потребности: включения|человека поощряется обществом; каждая     |
|в группу, в любви, в контроле - власть);  |стадия сопровождается кризисом – на каждой|
|Б) динамическая теория группового         |стадии должно развиться высшее базовое    |
|функционирования: группа рассматривается  |чувство). 1. грудной возраст (надежда –   |
|как личность. В) теория группового        |доверие-недоверие); 2. ползунковый возраст|
|развития: группы тренинга человеческих    |(воля – автономия-стыд); 3. дошкольный    |
|отношений. 4. интеракционистское          |возраст (целеустремлённость –             |
|направление – основа: взаимодействие между|инициатива-чувство вины); 4.              |
|людьми. А) символический интеракционизм:  |предпубертатный (компетентность –         |
|некоторые символы, с помощью которых люди |прилежание-чувство неполноценности); 5.   |
|взаимодействуют между собой (жесты и      |юность (преданность, верность –           |
|т.д.). Б) теория ролей: роль как          |идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость|
|существующая система ожиданий в обществе  |(любовь – интимность-изолированность); 7. |
|относительно индивида (по отношению к     |средняя зрелость (творчество, забота –    |
|себе, внешние проявления). Когда          |продуктивность-застой); 8. поздняя        |
|выполняешь несколько ролей одновременно,  |зрелость (мудрость – внутренняя           |
|может наступить межролевой конфликт. В)   |стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все |
|теория референтной группы: это те люди,   |мотивы чел. включены в один – тенденция к |
|мнение которых для индивида значимо.      |самоактуализации. Люди способны строить   |
|Феномен референтности может быть          |свою судьбу, явл. целеустремлёнными,      |
|позитивным и негативным (мнения человека, |самосовершенствующимися. Условия          |
|который любим, мнения противника).        |межличностного общения: активн. Слушание, |
|                                          |конгруэнтное (подлинное); позитивное,     |
|                                          |безусловное общение.                      |
|12                                        |13                                        |
|структура, функции и виды общения.        |основные теоретические подходы к          |
|Основные стратегии и психологические типы |исследованию общения. 1. информационный   |
|взаимодей-ствия: общение понимается как:  |подход – сформи-рован в 40-х годах:       |
|1. взаимообмен – люди обмениваются опытом,|главный акцент делается на термин         |
|информацией, поведенческими актами,       |«коммуникация». Общение всегда взаимно, а |
|эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие –   |коммуникация может быть как односторонней,|
|всякое общение можно назвать              |так и двусторонней. Содержание –          |
|взаимодействием (субъект-субъектные       |информация. Основные положения: содержание|
|отношения). существует несколько стратегий|информации передаётся в различных символах|
|поведения при общении: А) стратегия       |(слова, жесты, знаки, телодвижения и      |
|содействия – активное содействие 1-го     |т.д.). человек рассматривается как некий  |
|партнёра другому, с целью достижения      |экран на котором проявляется полученная   |
|какого-либо результата. Б) стратегия      |информация. По теории систем Шеннона:     |
|противодействия – рассогласование общих   |любая информация может измеряться. Единицы|
|результатов деятельности. В) уклонение от |измерения информации: само сообщение;     |
|взаимодействия. Выделяют 7 типов          |источник информации, передатчик           |
|взаимодействия: 1. сотрудничество         |информации, получатель информации,        |
|(содействие 2 партнёров); 2.              |обратная связь, шум при передаче. 60-е    |
|противоборство (противоборство партн-ов); |годы – теория коммуникативного обмена     |
|3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4.     |(Ирвин-Гоффман): элементы к. о.:          |
|одностороннее содействие (1-содействует,  |содержание, условия общения, форма        |
|2-уклоняется); 5. одностороннее           |представления информации, стратегии       |
|противоборство (1-противоборство,         |общения, коммуникативные ограничения,     |
|2-уклонение);6. компромисс (оба –         |критерии и оценки. 2. интеракционистский  |
|противоборство, содействие); 7.           |подход: начинается с работ Джона Мида –   |
|контрастное взаимодействие (1-содействие, |общение как система взаимноориентированных|
|2-противоборство). 3. как частный случай  |акций и реакций, развёрнутых во времени.  |
|деятельности. Структура общения: 1.       |Бейлз разработал схему анализа общения как|
|информационный (познавательный,           |взаимодействия. Пример: «равновесная      |
|когнитивный) компонент; 2. аффективный    |модель» - в общении люди стремятся к      |
|(эмоциональный) компонент; 3.             |балансу: вопрос-ответ; «модель социального|
|поведенческий компонент. Функции общения: |навыка» - взаимные акции и реакции -      |
|1. по содержанию: коммуникативная,        |ответные реакции; «лингвистическая модель»|
|аффективно-коммуникативная (содержание +  |- анализ отдельных звуков, то, как они    |
|эмоции, чувства),                         |интегрируются в слова и т.д. 3.           |
|регуляционно-коммуникативная (содержание +|реляционный подход: наиболее              |
|поведение). 2. по цели общения:           |разработанный. Начал формироваться в 50-е |
|организационная (происходит при совместной|годы. Суть общения это взаимные отношения,|
|деятельности), познавательная (познание   |оценки. Социальный контекст: ребёнок      |
|другого человека), отношенческая          |включается в межличностные отношения с    |
|(установить отношения с другим человеком),|самого рождения, посредством общения.     |
|регуляционная (воздействие на другого).   |                                          |
|Виды общения: 1. эффективное, делится на: |                                          |
|понимающее (безоценочное общение) и       |                                          |
|рефлексивное (правильно ли я вас понял?). |                                          |
|2. неэффективное общение, делиться на:    |                                          |
|принижающее (ущемление прав другого),     |                                          |
|агрессивное (нападки одного партнёра на   |                                          |
|другого) и защитно-агрессивное. Главным   |                                          |
|критерием в2-х видах, (э. И неэф.)        |                                          |
|является психологический комфорт.         |                                          |
|Промежуточная форма между эффективным и   |                                          |
|неэффективным общением – директивное      |                                          |
|общение: прямое (указывающее) воздействие |                                          |
|на другого человека без ущемления его     |                                          |
|прав. Наиболее часто встречаются:         |                                          |
|директивное и понимающее общение.         |                                          |

|15                                        |14                                        |
|социальная перцепция: понимание, функции, |невербальное общение: понимание,          |
|типичные феномены: соц. перцепция – это   |особенности, структура, функции:          |
|восприятие соц. действительности,         |невербальное общение – это коммуникация   |
|восприятие жизни в целом (оценка человеком|между индивидами без использования слов,  |
|действительности), наиболее элементарный  |т.е. без речевых и языковых средств,      |
|процесс – восприятие человека человеком.  |представленных в прямой или какой-либо    |
|(1. один человек воспринимает другого; 2. |знаковой форме. Инструментом общения      |
|человек воспринимает группу; 3. группа    |становится тело человека, обладающее      |
|воспринимает одного человека; 4. группы   |широким диапазоном средств и способов     |
|воспринимают друг друга). Функции         |передачи информации или обмена ею.        |
|социальной перцепции: 1. инициация общения|Основными средствами являются: поза,      |
|– запускающая функция – восприятие разных |движения (жесты), мимика, взгляд,         |
|хар-к человека. 2. познавательная –       |«пространственное поведение»,             |
|воспринимая человека, мы познаём, изучаем |характеристики голоса. Особенности. Это   |
|его. Задачи соц. перцепции: Опознание     |общение может быть осознанным и           |
|другого чел., адекватно оценить другого   |неосознанным, а также намеренным и        |
|человека, установить отношения между      |ненамеренным. В большинстве обычно люди не|
|людьми, воздействие на другого человека.  |осознают или мало осознают своё           |
|Основные феномены соц. перцепции: 1.      |невербальное поведение. При помощи языка  |
|феномен рефлексии. А) саморефлексия       |тела люди передают от 60 до 70 % всей     |
|(напр., оценка своего внешнего вида); Б)  |информации в процессе общения. В одном    |
|собственно рефлексия (сознание индивидом  |случае инф. может передаваться одним      |
|того, как он выглядит в глазах того, кто  |субъектом с осознаваемой целью довести эту|
|его воспринимает); В) взаимная рефлексия  |инф. до другого (указательный жест). А в  |
|(2 человека задумываются, как они выглядят|другом отправитель не имел намерения      |
|в глазах друг друга). Рефлексивные игры – |передавать какую-то инф. или даже пытался |
|человек задумывается, как он выглядит в   |скрыть её (плохое настроение), а другие   |
|глазах другого и при этом он сознаёт, что |тем не менее эту инф. получали            |
|тот другой задумывается о том, как он     |(воспринимали). Функции невербального     |
|выглядит в глазах первого. 2. аттракция   |общения: неверб. Средства общения помогают|
|(привлекательность для других людей). Эта |людям ориентироваться в различных         |
|характеристика является динамичной –      |ситуациях и регулировать своё поведение,  |
|например, человек молчал и был            |глубже понимать друг друга. Невербальное  |
|привлекательным, а когда заговорил,       |общение позволяет передать инф. о:        |
|потерял свою привлекательность.           |признаках расовой, социальной,            |
|Антиаттракция – непривлекательность для   |социально-демографической принадлежности; |
|других, динамичная характеристика. 3.     |физическом и психологическом состоянии; об|
|атрибутивные процессы (феномен            |эмоциональном отношении к чему -          |
|приписывания): казуальная атрибуция –     |кому-либо; возможных вариантах поведения и|
|рассматривается некоторая причинность     |способах действий человека в тех или иных |
|(поведения, эмоц. состояния и т.д.). 4.   |ситуациях; степени воздействия на чел. тех|
|феномен идентификации. Отождествление     |или иных событий, обстоятельств;          |
|субъекта восприятия с другим человеком или|психологическом климате в группе и в      |
|с группой лиц. 5. взаимопонимание.        |обществе; личностных и индивидуальных     |
|Тождество тех значений, смыслов,          |свойствах между субъектами общения.       |
|поведенческих актов у 2-х лиц,            |Структура. 1 система – оптическая: 80-85% |
|воспринимающих друг друга. 6. феномен     |инф. получается с помощью зрения: жесты,  |
|социально-перцептивных способностей.      |мимика и т.д. Отдельная подструктура:     |
|Способность к адекватности оценки. Феномен|контакт глаз (интимная зона – 45 см,      |
|социально-перцептивной компетентности –   |личная – 45-120, социальная – 120-320,    |
|система знаний, умений, навыков, которые  |публичная – от 7 м). 2 система –          |
|обеспечивают успешное взаимодействие с    |тактильная: это инф., которую мы получаем |
|другими людьми.                           |при помощи тактильных ощущений            |
|                                          |(поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система –|
|                                          |ольфакторная: система запахов             |
|                                          |(естественный и искусственный). 4 система |
|                                          |– акустическая система: темп, тембр       |
|                                          |голоса, частота, экстралингвистика –      |
|                                          |кашель, вздох, пауза, смех и т.д.         |
|11                                        |6                                         |
|понимание общения в социальной психологии.|отечественные социально-психологические   |
|Сравнение общения и деятельности: общение |теории личности (Мясищев, Парыгин, Ядов): |
|понимается как: 1. взаимообмен – люди     |1. теория Мясищева «Психологические       |
|обмениваются опытом, информацией,         |отношения личности»: отношение –          |
|поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. |целостная, активная, избирательная,       |
|как взаимодействие – всякое общение можно |основанная на опыте связь индивида с      |
|назвать взаимодействием                   |различными сторонами социальной           |
|(субъект-субъектные отношения). Существует|действительности. Связь и оценка:         |
|несколько стратегий поведения при общении:|Отношения личности образуют систему с 3   |
|А) стратегия содействия – активное        |подсистемами: 1. отношение к другим людям |
|содействие 1-го партнёра другому, с целью |(группам); 2. отношение к себе; 3.        |
|достижения какого-либо результата. Б)     |отношение к внешнему миру (природа,       |
|стратегия противодействия –               |предметы и т.д.). Личность – это ансамбль |
|рассогласование общих результатов         |отношений, её главная роль отношение к    |
|деятельности. В) уклонение от             |другому человеку, которая формируется в   |
|взаимодействия. Выделяют 7 типов          |деятельности, общении. Параметры          |
|взаимодействия: 1. сотрудничество         |отношений: модальность (+, -, нейтрально),|
|(содействие 2 партнёров); 2.              |дифференцированность, избирательность,    |
|противоборство (противоборство партн-ов); |осознанность, устойчивость, стереотипность|
|3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4.     |(изменение одной подсистемы приводит к    |
|одностороннее содействие (1-содействует,  |изменению всей системы). 2. Ядов          |
|2-уклоняется); 5. одностороннее           |«Диспозиционная концепция»: диспозиция –  |
|противоборство (1-противоборство,         |продукт столкновения потребности и        |
|2-уклонение);6. компромисс (оба –         |ситуации, который фиксируется в личностной|
|противоборство, содействие); 7.           |структуре. Диспозиционные образования     |
|контрастное взаимодействие (1-содействие, |формируются в структуру: 1. низший уровень|
|2-противоборство). 3. как частный случай  |– простые установки на основе витальных   |
|деятельности: существует 2 точки зрения на|потребностей и низкой осознаваемостью. 2. |
|этот вопрос: 1. общение рассматривается   |социально-фиксированные установки –       |
|как деятельность; 2. общение и            |аттетюды. 3. высший уровень диспозиционной|
|деятельность, относительно самостоятельные|иерархии образует систему ценностных      |
|категории. Критерии рассмотрения общения и|ориентаций на достижение цели.            |
|деятельности: 1. типичные отношения,      |(Фанзетивность – перенос знания или       |
|которые реализуются в: А) деятельности    |основанного на знании отношения с одного  |
|(S-O отношения), Б) а в общении (S-S      |объекта на другой). Эмоциональные аспекты |
|отношения). 2. основной результат: А) в   |диспозиционной организации характеризуются|
|деятельности результатом является продукт |свойствами напряжённости или              |
|(материальный или нематериальный); Б) в   |центрированности в отношении ведущих      |
|общении, результат – это изменение        |потребностей личности. Важнейшая функция  |
|отношения. 3. «единица» анализа           |диспозиций – психическая регуляция        |
|деятельности: А) в деятельности –         |поведения субъекта в данной сфере. 3.     |
|действия, операции; Б) в общении –        |Парыгин «Представления о структуре        |
|взаимодействия между людьми.              |личности»: личность – интегральное        |
|Уровни анализа общения: 1. макроуровень – |понятие, которое характеризует человека в |
|общение как компонент образа жизни        |качестве объекта социальных отношений и   |
|человека в целом. 2. мезоуровень –        |объединяет в нём общечеловеческие,        |
|анализируются различные ситуации общения. |социально-специфические,                  |
|3. микроуровень – единицей анализа общения|индивидуально-психические особенности. 1. |
|выступает отдельный акт общения (напр.,   |модель - статической структуры личности:  |
|заданный вопрос).                         |Личность как набор образований –          |
|                                          |общечеловеческие качества,                |
|                                          |соц.-специфические,                       |
|                                          |индивидуально-неповторимые. Это предельно |
|                                          |отвлечённая от реально функционирующей    |
|                                          |личности абстрактная модель,              |
|                                          |характеризующая основные аспекты, пласты  |
|                                          |психики индивида. 2. модель – динамической|
|                                          |структуры личности модель психического    |
|                                          |состояния и поведения человека: внутренний|
|                                          |и поведенческий аспекты. Особую роль,     |
|                                          |Парыгин отводит эмоциональному фактору –  |
|                                          |психическому настрою.                     |
|10                                        |2                                         |
|исследования ранней этнической и          |история зарубежной социальной психологии: |
|политической социализации: социализация – |ключевые события: 1.исследования          |
|есть процесс усвоения индивидом ценностей |начинались с исслед. БСГ. Начало          |
|и кол-ва соц. групп и общества в целом и  |исследованиям было положено В. Вундтом,   |
|формирование их в осознанную систему соц. |который работал над книгой «Психология    |
|установок, котор. определяют позиции и    |народов» 60 лет – вся эта работа и        |
|поведение индивида в соц. среде.          |является социальной психологией. Высшие   |
|Этническая психология занимается          |психические функции, по его мнению, должны|
|исследованием психологических особенностей|были изучаться с позиции «психологии      |
|народа, обусловленных единством его       |народов». Следующий этап – работы Лебона: |
|происхождения. Существуют этнические      |психика народа инстинктивна; психику      |
|стереотипы – широко распространённые      |необходимо изучать в неорганизованном     |
|традиционно существующие суждения и       |поведении (в толпе); основной механизм,   |
|представления, которые на уровне          |который действует в толпе – внушение, оно |
|обыденного сознания имеют обычные люди о  |порождает социальность. Тард – говорит о  |
|представителях разных этнических групп.   |подражании. Вводит понятие «групповой     |
|(гетеростереотип – представление об облике|разум» - то, что рождается благодаря      |
|другого народа и фиксация на нём          |подражанию. 2. исследования МГО: 1906 г. –|
|определённого отношения; автостереотип –  |Самнер: первая работа по МГО, в которой   |
|представление о своём народе и фиксация,  |рассматрив. межэтнические отношения. Он   |
|как правило, позитивного отношения). В 3-4|выделил этноцентрический механизм         |
|года у детей появляется симпатии и        |(межнациональное восприятие и оценка). 3. |
|антипатии. В 6-7 лет каждый ребёнок либо  |Запад делает акцент на экспериментальных  |
|проявил агрессию по отношению к другому   |исследованиях. 1908 г. – Макдаугал –      |
|ребёнку (др. национальность), либо испытал|первый учебник по соц. ?. Его концепция   |
|её на себе, т.е. к 6-7 годам, в           |состоит в том, что причиной соц. поведения|
|многонациональной стране, завершается     |людей является врождённые инстинкты, через|
|процесс социализации. Основной механизм   |которые выражается стремление людей к     |
|этнической социализации – конформистский: |определённым целям (гл. инстинкт -        |
|проявление и соблюдение традиций.         |стадный). 4. личность в группе: 20-30 гг. |
|Политическая социализация: (проводились   |– Томас Знанецки – изучение поведения     |
|исследования с детьми и флагами, гербами –|эмигрантов в новой среде, выделил феномен |
|в Америке). Политическая психология       |«социальной установки» - готовность       |
|изучает психологические компоненты        |индивида действовать определённым образом,|
|политической жизни общества, которые      |согласно предыдущему опыту. 5.            |
|формируются и проявляются в политическом  |межличностные отношения: 20-30 гг. –      |
|сознании наций, социальных групп и        |Богардус – феномен соц. дистанции         |
|индивидов и реализуются в практических    |(симпатия\антипатия). Джордж Мид –        |
|действиях всех субъектов политических     |родоначальник теории ролей: все мы        |
|процессов.                                |являемся носителями различных ролей. 6.   |
|                                          |характеристика малой группы: 1918 г. –    |
|                                          |Мёде изучал процессы, происходящие в МГ.  |
|                                          |Изучал, как общение в группе отражается на|
|                                          |мышлении, памяти и др. процессах человека.|
|                                          |1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки    |
|                                          |деят-ти человека изменяются. Выделил      |
|                                          |феномен фасилитации – присутствие др.     |
|                                          |людей оказывает влияние на индивида (может|
|                                          |быстрее решить задачу), деят-ть           |
|                                          |улучшается. Ингибиция – человек может     |
|                                          |увеличить скорость решения, но совершить  |
|                                          |при этом больше ошибок, чем обычно. Курт  |
|                                          |Левин – теория групповой динамики: 3 стиля|
|                                          |руководства: авторитарный,                |
|                                          |демократический, попустительский.         |
|4                                         |4 вопрос (продолжение):                   |
|особенности зарождения и периоды развития |основным источником и сферой применения СП|
|отечественной социальной психологии:      |в этот период были педагогические         |
|особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и|исследования и педагогическая практика.   |
|зарубежная развивались параллельно (1879г.|Центральная тема – психология коллектива. |
|– 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт|Взгляды Макаренко (основные) –            |
|Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие       |исследователь коллектива и воспитания     |
|лаборатории в Казанском университете), в  |личности в коллективе. 5. 50-80 гг.:      |
|20-е г. в разных странах проводились      |период возрождения СП. Основные критерии  |
|похожие исследования. 2 т. зр. – история  |возрождения: возобновление публикаций,    |
|отечественной СП самобытна. 3 т. зр. –    |организация исследований, проводятся      |
|зарождение отеч. СП восходит к западной   |конференции и симпозиумы, возобновляется  |
|науке (переводы на русский иностранной    |подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994|
|литературы, стажировки отеч. Психологов за|гг.: период вынужденной стагнации СП при  |
|рубежом). Для зарождения СП в России была |отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по  |
|благоприятная почва – войны, радикальные  |наст. Время – период восстановления.      |
|преобразования. Интерес к теории за       |                                          |
|рубежом (Россия – теория, запад -         |                                          |
|практика). Двойственность происхождения СП|                                          |
|(с 1 стороны из общественных наук, с      |                                          |
|другой - естественные). В России развитие |                                          |
|науки зависит от власть имущих – времена  |                                          |
|застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало |                                          |
|20: СП зарождалась в смежных науках –     |                                          |
|этнография, психиатрия, социология и т.д. |                                          |
|Соц. – псих. проблемы определялись        |                                          |
|практическими задачами этих наук.         |                                          |
|Исследо-вания специалистов не психологов  |                                          |
|были не регулярными, по необходимости     |                                          |
|(Бессонов – массовые преступления и       |                                          |
|геройство). Петражицкий – мотивы поступков|                                          |
|– это эмоции. Михайловский – массовая     |                                          |
|психология: психологическими факторами    |                                          |
|развития общества являются подражание,    |                                          |
|общественное настроение, соц. поведение, а|                                          |
|также, вожак, которого выдвигает толпа,   |                                          |
|управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века –  |                                          |
|работы Бехтерева: предметом соц.          |                                          |
|психологии является изучение              |                                          |
|психологической деятельности собраний,    |                                          |
|сборищ, составляемых из массы лиц,        |                                          |
|проявляющих свою нервно-психическую       |                                          |
|деятельность как целое. Бехтерев выделяет |                                          |
|системообразующие признаки коллектива:    |                                          |
|общность интересов и задач, побуждающих   |                                          |
|коллектив к единству действий. Выделил    |                                          |
|основные законы, которым подчиняется      |                                          |
|деят-ть коллектива: з-он тяготения,       |                                          |
|отталкивания, инерции (общественное       |                                          |
|движение, набрав силу, а потом, прекратив |                                          |
|существование, продолжает действовать),   |                                          |
|сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20     |                                          |
|века: одним из направлений в СП в это     |                                          |
|время было исследование проблемы          |                                          |
|коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив      |                                          |
|является механическим агрегатом, простой  |                                          |
|суммой составляющих его индивидов; 2 –    |                                          |
|поведение индивида предопределено общими  |                                          |
|задачами и структурой коллектива; 3 –     |                                          |
|поведение индивида в коллективе           |                                          |
|изменяется, а коллективу как целому присущ|                                          |
|самостоятельный творческий характер       |                                          |
|поведения. 4. 30-50 гг. – ситуация        |                                          |
|меняется, начинается изоляция             |                                          |
|отечественной науки от западной           |                                          |
|психологии. Перестают печататься переводы |                                          |
|трудов западных психологов, идеологический|                                          |
|контроль.                                 |                                          |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru