Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Арттерапия в работе с детьми

Работа из раздела: «Психология»


                                 Оглавление



Глава № 1   3

  Введение  3
  Арттерапия.    4

    Цели арттерапии.   8

  Изотерапия.    9

    Проективный рисунок     11

  Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.    14

Глава № 2   17

  Устранение страхов с помощью изотерапии    17



                                  Глава № 1


                                  Введение


      В  работе   с   детьми   очень   важно   использовать   гибкие   формы
психотерапевтической работы. Арттерапия  предоставляет  ребенку  возможность
проигрывать,  переживать,  осознавать   конфликтную   ситуацию,   какую-либо
проблему наиболее удобным для психики ребенка  способом.  Арттерапевтические
методики позволяют погружаться  в  проблему  на  столько  насколько  человек
готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает  то,  что
с ним происходит.


      Я в своей работе не берусь описать все многообразие арттерапевтических
форм работы с детьми. Но  на  некоторых  я  остановлюсь  более  подробно,  и
особое внимание я уделю проблеме  разрешения,  переживания  страхов.  Страхи
являются  неотъемлемой  частью  каждого  человека.  В  определенные  моменты
страхи могут разрастаться и  в  какие-то  моменты  захватывать  человеческое
существо целиком. Уход от страхов другими словами избегание, на мой  взгляд,
не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи  теряют  силу,  когда
мы смотрим им в лицо. Это  сложно  сделать  взрослому  человеку,  а  ребенку
почти  невозможно  в  большинстве  случаев.   Здесь   на   помощь   приходит
изоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом  вынести  на
физический  план  страхи,  переживания,  которые  могут  лежать  глубоко   в
сознании или даже бессознательном.



                                 Арттерапия.


      Термин  'арттерапия'  ввел  в  употребление  Адриан  Хилл  (1938)  при
описании  своей  работы  с  туберкулезными  больными   в   санаториях.   Это
словосочетание  использовалось  по   отношению   ко   всем   видам   занятий
искусством,  которые  проводились  в  больницах   и   центрах   психического
здоровья.


      Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная  на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.


      Первоначально арттерапия возникла в контексте  теоретических  идей  З.
Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую  концептуальную
базу,  включая  гуманистические  модели  развития  личности  К.  Роджерса  и
А.Маслоу.


      Основная цель арттерапии  состоит  в  гармонизации  развития  личности
через развитие способности самовыражения  и  самопознания.  С  точки  зрения
представителя    классического     психоанализа,     основным     механизмом
коррекционного воздействия в арттерапии  является  механизм  сублимации.  По
мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и  арттерапия,  использующая
искусство,  в  значительной  степени  облегчают   процесс   индивидуализации
саморазвития  личности  на  основе  установления   зрелого   баланса   между
бессознательным и сознательным 'Я'.


      Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия  здесь  является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть  лицом  к
лицу сознательное и бессознательное и примирить их между  собой  посредством
эффективного взаимодействия.


      С   точки   зрения   представителя    гуманистического    направления,
коррекционные  возможности  арттерапии  связаны  с  предоставлением  клиенту
практически неограниченных возможностей для самовыражения  и  самореализации
в продуктах творчества, утверждением и  познанием  своего  'Я'.  Создаваемые
клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру,  облегчают
процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.


      В качестве еще одного возможного коррекционного механизма,  по  мнению
сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс  творчества
как   исследование   реальности,   познание   новых,   прежде   скрытых   от
исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.


      Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так  и  в
качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных  механизма
психологического  коррекционного   воздействия,   характерных   для   метода
арттерапии.


      Первый механизм состоит  в  том,  что  искусство  позволяет  в  особой
символической форме реконструировать  конфликтную  травмирующую  ситуацию  и
найти ее разрешение через пере  структурирование  этой  ситуации  на  основе
креативных способностей субъекта.


      Второй механизм связан с природой  эстетической  реакции,  позволяющей
изменить действие 'аффекта от мучительного к приносящему наслаждение'.


      В  психотерапевтическом   контексте   можно   сказать,   что   занятия
изобразительным  искусством  носят  спонтанный  характер  –  в  отличие   от
тщательно организованной деятельности по обучению  пациентов  рукоделию  или
рисованию. При проведении арттерапии важен творческий  акт  как  таковой,  а
также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются  в  результате
осуществления этого акта. Руководители  поощряют  участников  выражать  свои
внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и  совершенно
не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.


      Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это  сборное
понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

      Кратохвин  [6;  ст.  278]  разделяет  арттерапию  на   сублимационную,
деятельную и  проективную,  однако,  это  разделение  основано   на  внешнем
характере метода и касается только экспрессивного компонента.  В  зарубежной
психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

      1.Использование для лечения уже существующего  произведения  искусства
путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).

      2.Побуждение  пациентов  к  самостоятельному  творчеству,   при   этом
творческий  акт  рассматривается  как  основной  лечебный  фактор  (активная
Арттерапия).

      3.Одновременное использование первого и второго принципов.

      4.Акцентирование роли самого  психотерапевта,  его  взаимоотношения  с
пациентом в процессе обучения его творчеству,  классификация,  приводимая  в
книге Хайкина 'Художественное творчество глазами  врача',  включает  в  себя
роль эстетического компонента  и  представления  о  лечебной  направленности
фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

      1.Социально-личностный уровень  адаптации:  в  основе  адаптирующегося
действия  лежит  неосознаваемая  созидательная  гармонизация,  интегрирующая
сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

      2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и  компенсация
достигаются за счет не столько  эстетического действия,  сколько  вследствие
снижения напряжения.

      3.Ассоциативно-коммуникативный уровень  адаптации:  лечебное  действие
арттерапии достигается  подключением  интеллектуальных  операций  (проекция,
обсуждение  и   осознание   конфликта),   облегчением   психотерапевтических
контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям,  не  требующим
эстетического компонента, ибо  результат  достигается  даже  при  простейшем
проективном изображении проблем.

      4.   Социально-коммуникативный   уровень   адаптации:    в    качестве
адаптирования используются  прикладные  возможности  творчества,  арттерапия
рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант  организации
и время провождения, принципиально не отличающегося  от  других  аналогичных
методов.

      5.Физиологический   уровень   адаптации:    учитывается    физическое,
физиологическое   и   координационно-кинетическое   влияние    пластического
изображения, творчества на организм и психику.

      Каждый из элементов классификации допускает использование искусства  и
в экспрессивном  творческом   варианте,  когда  творят  сами  больные,  и  в
импрессивном,  когда  используется  восприятие  уже  готового   произведения
изобразительного творчества.

      Согласно  взглядам  Гольдштейна,  творчество-это  одно   из   средств,
преодоления страха, возникающего  в  связи  с  конфликтом,  формирующимся  у
человека, поведением которого управляет стремление  к  реализации  личности.
Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для  преодоления
препятствий и решения внутренних и внешних  конфликтов.  По  мнению  Маслоу,
основной источник человеческой деятельности лежит в  непрерывном  стремлении
к самоактуализации  и  самовыражению,  которое  имеется,  однако,  только  у
здоровых людей. У невротиков эта потребность  нарушена,  и  искусство  может
быть  способом   ее   восстановления.   Говоря   о   способах,   ведущих   к
самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания  красоты
и  экстаза.  Задача  психотерапевта-помочь  людям  ощутить  эти   мгновения,
создать  условия  для  их  возникновения,  научить   пациента   высвобождать
подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание  творческих  сил  является
причиной  неврозов,  и  смысл  психотерапии  в  ее  высвобождении,   поэтому
стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

      Широко распространены  взгляды  на  арттерапию  как  на  особую  форму
реагирования и сублимации.

      Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс
человека  заменяется   визуальным   художественно-образным   представлением.
Творчество  рассматривается  как   средство   максимального   самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме  или  речи,  а  врачу
обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

      Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения,
за счет возврата к  примитивным  формам  функционирования  и  удовлетворения
бессознательных желаний. Осуществляется это  путем  сознательной  творческой
деятельности и  происходит  в  процессе  ее  сублимации  через  выражение  в
символическом  виде  внутренних  конфликтов   и   неосознанных   стремлений.
Произведение  способствует  вытеснению,  прорыву  содержания  комплексов   в
сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций.  Это  особенно
важно для тех,  кто  не  может  'выговориться',  выразить  свои  фантазии  в
творчестве легче, чем рассказать о  них.  Фантазии,  которые  изображены  на
бумаге или выполнены в глине,  нередко  ускоряют  и  облегчают  вербализацию
переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается  защита,  которая
есть при вербальном, привычном контакте,  поэтому  в  результате  арттерапии
больной правильнее и реальнее оценивает свои  нарушения.  Рисование,  как  и
сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий  словесное  выражение
конфликтных  бессознательных  элементов.   Творчество   открывает   путь   к
выражению бессознательных идей и фантазий, которые  проявляются  в  значимой
для пациента и необычной для всех остальных форме.  Как  один  из  вариантов
арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

      Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что
изобразительное    творчество    способствует     улучшению     координации,
восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.  Нельзя
недооценивать также непосредственное воздействие на организм  цвета,  линий,
формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения  и
силы мускульных сокращений  от  цвета  и  освещения.  Например,  в  странах,
каллиграфического  письма  (Китай,  Япония)  с  давних  времен  для  лечения
нервных потрясений  применяется  рисование  иероглифов.  В  настоящее  время
выяснилось,  что  при  этом  человек  полностью  расслабляется   и   заметно
снижается частота его пульса.

                              Цели арттерапии.


        1.  Дать  социально  приемлемый  выход   агрессивности   и   другим
           негативным   чувствам.   Работа   над   рисунками,    картинами,
           скульптурами является  безопасным  способом  выпустить  'пар'  и
           разрядить напряжение.


        2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и
           переживания часто бывает легче  выразить  с  помощью  зрительных
           образов, чем  высказать  их  в  процессе  вербальной  коррекции.
           Невербальное общение легче ускользает от 'цензуры' сознания.


        3.  Получить   материал   для   интерпретации   и   диагностических
           заключений.  Продукты  художественного  творчества  относительно
           долговечны, и клиент не может отрицать  факт  их  существования.
           Содержание  и  стиль  художественных  работ   дают   возможность
           получить  информацию  о  клиенте,  который  может   помогать   в
           интерпретации своих произведений.


        4. Проработать мысли и чувства, которые  клиент  привык  подавлять.
           Иногда невербальные средства являются единственно возможными для
           выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.


        5. Наладить  отношения  между  психологом  и  клиентом.  Совместное
           участие  в  художественной  деятельности  может   способствовать
           созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.


        6. Развить чувство  внутреннего  контроля.  Работа  над  рисунками,
           картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.


        7. Сконцентрировать  внимание  на  ощущениях  и  чувствах.  Занятия
           изобразительным  искусством  создают  богатые  возможности   для
           экспериментирования с кинестетическими и зрительными  ощущениями
           и развития способности к их восприятию.


        8.  Развить  художественные  способности  и  повысить   самооценку.
           Побочным продуктом арттерапии является  чувство  удовлетворения,
           которое возникает в результате выявления скрытых талантов  и  их
           развития.


      В  арттерапии   очень   много   разновидностей   подходов.   Например,
музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д.  Но  мне
хочется остановиться более подробно на изотерапии.



                                 Изотерапия.


      Теоретические основы  терапии  с  помощью  изобразительного  искусства
исходят из психоаналитического воззрения  Фрейда,  аналитической  психологии
Юнга, который использовал собственное рисование  для  подтверждения  идеи  о
первоначальных   и   универсальных   символах,   из   динамической    теории
терапевтической помощи графическим самовыражением  Наумбургх.  В  дальнейшем
большое   влияние   на   развитие    арттерапии    оказали    психотерапевты
гуманистической направленности.[2; ст.216]

      Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить  и  понять
самого себя,  выразить  свободно  свои  мысли  и  чувства,  освободиться  от
конфликтов  и  сильных  переживаний,  развить  эмпатию,  быть  самим  собой,
свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании  детей
окружающей и социальной действительности, но и ее  моделирование,  выражение
отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование  как  один
из путей выполнения программы совершенствования организма.


      Рисование   развивает   чувственно-двигательную    координацию.    Его
достоинство заключается  в  том,  что  оно  требует  согласованного  участия
многих психических функций.


      Рисуя,  ребенок  дает  выход   своим   чувствам,   желаниям,   мечтам,
перестраивает  свои   отношения   в   различных   ситуациях   и   болезненно
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными,  травмирующими  образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих  возможностей
и окружающей действительности, как способ  моделирования  взаимоотношений  и
выражения различного рода эмоций, в том числе и  отрицательных,  негативных.
Поэтому рисование широко  используют  для  снятия  психического  напряжения,
стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.


      «Художественное самовыражение» так или иначе,  связано  с  укреплением
психического  здоровья  ребенка,  а   потому   может   рассматриваться   как
значительный   психологический   и   коррекционный   фактор.   Использование
изотерапии во  многих  случаях  выполняет  и  психотерапевтическую  функцию,
помогая  ребенку   справиться   со   своими   психологическими   проблемами,
восстановить его эмоциональное равновесие или  устранить  имеющиеся  у  него
нарушения поведения. В настоящее время формы  арттерапевтической   работы  с
детьми  разнообразны.  В   некоторых   случаях   эта   работа   имеет   явно
'клинический' характер.  Как,  например,  в  случае  умственной  отсталости,
аутизма,  грубых  эмоциональных  и  поведенческих  нарушений  у  ребенка   и
осуществляется в медицинских  учреждениях  или  в  специальных  школах,  или
школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа  имеет  скорее
профилактический или “развивающий” характер,как, например, в случае  наличия
у  ребенка   легких   эмоциональных   и   поведенческих   расстройств,   или
определенных  проблем  психологического  порядка,  и  проводится  в  обычных
школах  или  при  социальных  центрах.  Ребенок  использует  изобразительную
деятельность   как   способ    осмысления     действительности    и    своих
взаимоотношений  с  нею.   По   рисунку   можно   судить   об   уровне   его
интеллектуального развития и степени психической зрелости.

      Следует учитывать, что изобразительный материал и образ  является  для
ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в  трудных
для себя обстоятельствах. Это  связано  с  возможностью  образа  более-менее
длительное, время 'удерживать '  переживания,  не  давая  им  'выплеснуться'
наружу, а так же с их способностью 'дистанциировать'   переживания  за  счет
механизма проекции. Поэтому образ может выступать для  ребенка  своеобразным
'контейнером'('накопителем') внутри которого, сложные  переживания  ребенка,
могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или  'принять'  их.
'Защитная'  функция игрового  пространства,  материала  и   изобразительного
образа предлагает также   то,  что  они  обеспечивают  возможность  регресса
психики  и  тем  самым  необходимую   степень   'открытости'   ребенка   для
психотерапевтической работы. Регрессия и отражение  регрессивного  материала
(опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к   взаимодействию
с этим материалом  и его  постепенной реинтеграции.  При  всем  многообразии
различных форм арт-терапевтической работы  и  значительных  различиях  между
отдельными группами детей, им  всем  присущи  некоторые  общие  особенности,
которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается  в  том,
что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих  проблем  и
переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная,  для  них
более естественна. Следует принимать  во  внимание  и  то,  что  дети  более
спонтанны и  менее  способны  к  рефлексии  своих  чувств  и  поступков.  Их
переживания  'звучат'  в  изображениях  более  непосредственно,  не   пройдя
'цензуры' сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в  изобразительной
продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

      Следует учитывать живость  и  богатство  детской  фантазии,  предлагая
ребенку   сказочные,   фантастические   сюжеты   для   их    разработки    в
изобразительной  работе.  Немаловажна  и  'ролевая  пластичность'   ребенка,
естественная  склонность  к  игровой  деятельности.  При  всем  многообразии
различных форм арт-терапевтической работы  и  значительных  различиях  между
отдельными группами детей, им  всем  присущи  некоторые  общие  особенности,
которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается  в  том,
что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих  проблем  и
переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная,  для  них
более естественна. Следует принимать  во  внимание  и  то,  что  дети  более
спонтанны и  менее  способны  к  рефлексии  своих  чувств  и  поступков.  Их
переживания  'звучат'  в  изображениях  более  непосредственно,  не   пройдя
'цензуры' сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в  изобразительной
продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

      Следует учитывать живость  и  богатство  детской  фантазии,  предлагая
ребенку   сказочные,   фантастические   сюжеты   для   их    разработки    в
изобразительной  работе.  Немаловажна  и  'ролевая  пластичность'   ребенка,
естественная склонность к игровой деятельности.

      Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии  –  это
проективный  рисунок.  Эта  методика  интересна  тем,  что   носит   двоякий
характер. С одной стороны  это  замечательная  диагностическая  методика,  с
другой она обладает всеми необходимыми техниками для того,  чтобы  оказывать
психокорреционное воздействие.

                             Проективный рисунок


      Может использоваться как в индивидуальной форме,  так  и  в  групповой
работе.  Основная  задача  проективного  рисунка  состоит  в   выявлении   и
осознании трудновербализуемых проблем и  переживаний  клиентов.  Управляя  и
направляя тематику рисунков, можно добиться переключения  внимания  ребенка,
концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это  особенно  эффективно
при коррекции детских страхов.[4; ст. 191]

      Проективное  рисование   рассматривается   некоторыми   авторами   как
вспомогательный метод в групповой работе.  Он  позволяет  диагностировать  и
интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и  т.д.  темы
рисунков  подбираются  так,  чтобы   предоставить   участникам   возможность
выразить графически или рисунком  свои  чувства  и  мысли.  Метод  позволяет
работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

      Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными  и
касаться как индивидуальных, так  и  обще  групповых  проблем.  Обычно  тема
рисования охватывает:

        1. Собственное прошлое и настоящее ('Моя самая главная  проблема  в
           общении с детьми', 'Ситуации в жизни, в которых я чувствую  себя
           неуверенно', 'Мой обычный день');

        2. Будущее или абстрактные понятия ('Кем бы  я  хотел  быть',  'Три
           желания', 'Остров счастья', 'Страх');

        3. Отношения в группе ('Что дала  мне  группа,  а  я  ей',  'Что  я
           ожидал, что получил от общения в группе').

      В проективном рисовании используются следующие методики (классификация
Кратохвила):

Свободное  рисование  (каждый  рисует,  что  хочет).   Рисунки   выполняются
индивидуально, а обсуждение происходит в  группе.  Тема  или  задается,  или
выбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30  мин.,
затем рисунки вывешиваются,  и  начинается  обсуждение.  Сначала  о  рисунке
высказываются члены группы, а затем сам  автор.  Обсуждаются  расхождения  в
интерпретации рисунка.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у  каждой  пары  свой
лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную  тему,  при  этом,
как  правило,  вербальные  контакты  исключаются,  они  общаются  с  помощью
образов,  линий,  красок.  После  окончания  процесса  рисования  происходит
обсуждение  процесса  рисования.  При  этом  обсуждаются  не  художественные
достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу  процесса
рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение  друг  к  другу  в
процессе рисования.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся  группа)  молча  рисуют  на
одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу  в  группе
и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие  каждого  члена  группы,
характер его вклада и особенности взаимодействия  с  другими  участниками  в
процессе рисования.

Дополнительное рисование.  Рисунок  посылается  по  кругу  –  один  начинает
рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

      Существует два способа работы с готовыми рисунками:


                     4. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр  и
                        сравнение, нахождение совместными усилиями общего  и
                        отличительного содержания.


                     5. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук
                        в   руки,   и   участники   высказываются   о    его
                        психологическом содержании).


      Проективный  рисунок  способствует  самопознанию,  взаимопониманию   и
активизации группового процесса.


      При  интерпретации  проективного  рисунка   внимание   обращается   на
содержание,   способы   выражения,   цвет,   форму,   композицию,   размеры,
повторяющиеся   в   различных   рисунках   одного   ребенка    специфические
особенности.


      В проективном рисунке находят  отражение  непосредственное  восприятие
человеком   той   или   иной   ситуации,   различные   переживания,    часто
неосознаваемые и не вербализуемые.


      Основными этапами  коррекционного  процесса  с  использованием  метода
проективного рисования являются:


        1.  Предварительный  ориентировочный  этап.  Исследование  ребенком
           обстановки,  изобразительных  материалов,  изучение  лимитов   и
           ограничений в их использовании.


        2.  Выбор  темы  рисования,  эмоциональное  включение   в   процесс
           рисования.


        3. Поиск адекватной формы выражения.


        4. Развитие  формы  в  направлении  все  более  полного,  глубокого
           самовыражения, ее конкретизация.


        5. Разрешение  конфликтно  травмирующей  ситуации  в  символической
           форме.



                Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.


      Число  методов,   облегчающих   детям   выражение   их   чувств,   при
использовании рисования, бесконечно.  Независимо  от  того,  что  ребенок  и
терапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда  одна  и
та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в  своем  мире.
Каждый  психотерапевт  находит  собственный  стиль,   собственный   путь   к
достижению равновесия между руководством и, направлением  занятий  в  нужное
русло, с одной стороны, и следованием туда,  куда  ведет  ребенок  с  другой
стороны. Работа с ребенком – это процесс,  который  требует  осторожности  и
деликатности.   Процесс,   при   котором   то,   что   происходит   в   душе
психотерапевта, взаимодействует с  происходящим  в  душе  ребенка.  Картинки
можно использовать бесконечным числом способов  и  для  самых  разнообразных
целей. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства  терапевта,
–  это  мощное  средство   самовыражения,   которое   помогает   осуществить
самоидентификацию  и  обеспечивает  путь  для  проявления  чувств.  С  этого
момента психотерапевтический процесс может  проходить  следующие  стадии.[5;
ст. 79]

        1. Предпринимаются действия,  направленные  на  то,  чтобы  ребенок
           делился своими ощущениями, возникающими при рисовании чувствами,
           касающимися подхода к  выполнению  и  решению  задачи,  к  самой
           работе, к процессу  рисования.  В  результате  ребенок  начинает
           лучше осознавать себя.

        2.  Психотерапевт  стремится  к  тому,  чтобы   ребенок   поделился
           впечатлениями о самом рисунке, описывая  картинку  присущим  ему
           образом. Это следующий этап осознания себя.

        3.  На  более  глубоком  уровне  самопознание  ребенка  углубляется
           благодаря обсуждению вопросов, относящихся к  разработке  частей
           картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности
           путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

        4. Психотерапевт просит ребенка описать  картинку  так,  как  будто
           картинкой является он сам, с использованием слова Я.

        5. Выбираются специфические предметы на картинке,  для  того  чтобы
           ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.

        6. В случае необходимости задают ребенку вопросы,  чтобы  облегчить
           ему  выполнение  задачи:  'Что  ты  делаешь?',  'Кто  пользуется
           тобой?', 'Кто тебе ближе всех?'. Эти вопросы помогают входить  в
           рисунок  вместе  с   ребенком   и   открывают   различные   пути
           установления отношений и реализации терапевтического процесса.

        7. На  этом  этапе  достигается  дальнейшая  концентрация  внимания
           ребенка  обострение   осознания  путем  выделения   и   детально
           побуждается к максимально углубленной  работе  со  специфической
           частью картинки, особенно если  у  него  достаточно  энергии   и
           вдохновения или если отмечается необычный недостаток их.

        8. Ребенку  предлагается  вести  диалог  между  двумя  частями  его
           картинки  или  двумя  соприкасающимися   либо   противоположными
           точками (такими,  как  дорога  и  автомобиль  или  линия  вокруг
           квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).

        9. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая
           свои предложения о том, как нарисовать картинку.

       10.  Осуществляется наблюдения за внешними  проявлениями  поведения:
           особенностями   оттенка   голоса   ребенка,   положением   тела,
           выражением лица,  жестами,  дыханием,  паузами.  Молчание  может
           означать   контроль,   обдумывание,   припоминание,   репрессию,
           тревогу, страх или осознание чего-либо.

       11.  Психотерапевт  работает  над  идентификацией,  помогая  ребенку
           'отнести к себе' то, что он говорит, описывая  картинку  или  ее
           части.

       12. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются  реальные
           жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка.

       13. Психотерапевт выясняет, нет ли  пропусков  или  пустых  мест  на
           картинках, и обращает внимание на это.

       14. Психотерапевт останавливается на тех вещах, которые  выходят  на
           первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что  ему
           самому кажется наиболее важным.

      Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер  является  содействие
нормальному развитию  и  личностному  росту  ребенка.  Здоровое  непрерывное
развитие ощущений, тела, чувств  и  интеллекта  ребенка  –  это  основа  его
чувства Я. Сильное чувство Я  позволяет  устанавливать  хорошие  контакты  с
окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются,  что  жизнь
далека  от  совершенства,  что  мы  живем  в  мире,  полном  хаоса,  в  мире
противоречивом и двойственном.  Более  того,  люди,  которые  растят  детей,
имеют свои собственные  трудности,  с  которыми  они  борются.  Дети  учатся
преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.

      По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи,  обычно
имеют  одну  особенность:  выраженное  в  той  или  иной  степени  нарушение
способности   к   установлению   контактов.   Для   установления   контактов
необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и  слова.
Дети с болезненными явлениями не  могут  эффективно  осуществлять  одну  или
более функций обеспечивающих возможность их  контакта  с  взрослыми  людьми,
другими детьми и своим окружением в целом.

      Дети в какой-то степени сами защищают себя.  Некоторые  из  неприятной
ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою  жизнь
легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые  играют,  работают,
учатся, как ни в чем не  бывало,  игнорируя  свои  болезненные  переживания.
Некоторые защищаются,  стремясь  выделяться  каким-то  образом;  такие  дети
стараются привлечь к себе внимание, что часто  сопровождается  тенденцией  к
усилению  тех  самых  поведенческих  проявлений,  которые  более  всего   не
переносят взрослые.

      В следующей главе мы разберем,  как  можно  избавиться  то  страхов  с
помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

                                  Глава № 2


                   Устранение страхов с помощью изотерапии


      Рисование  предоставляет   естественную   возможность   для   развития
воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети,  которые
любят  рисовать,  отличаются  большей   фантазией,   непосредственностью   в
выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить  себя  на
месте того  или  иного  человека  или  персонажа  рисунка  и  выразить  свое
отношение к  нему,  поскольку  это  же  происходит  каждый  раз  в  процессе
рисования.  Рисуя,  ребенок  дает  выход  своим  чувствам  и   переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает свои  отношения  в  различных  ситуациях  и
безболезненно  соприкасается   с   некоторыми   пугающими,   неприятными   и
травмирующими образами. [2; ст. 129]


      Повторное переживание страха при отображении  на  рисунке  приводит  к
ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя  себя  положительными  и
сильными, уверенными в себе  героями,  ребенок  борется  со  злом:  отрубает
дракону голову , защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь  нет  места
бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение  силы,  геройства,
то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.


      Рисование  неотрывно  от  эмоций  удовольствия,   радости,   восторга,
восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.


      Рисование,  таким  образом,  выступает  как  способ  постижения  своих
возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений  и
выражения эмоций, в том числе и отрицательных,  негативных.  Однако  это  не
означает, что активно рисующий ребенок  ничего  не  боится,  просто  у  него
уменьшается  вероятность  появления  страхов,  что  само   по   себе   имеет
немаловажное значение для психического развития.


      В любом возрасте психологическим препятствием  для  рисования  страхов
может  быть  страх  сделать  что-либо  неправильно,  когда  ребенок  заранее
переживает  свою  неудачу,  то   есть   представляет   ее,   проигрывает   в
воображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать,  что
их отпрыск  без  колебаний  выполнит  задание.  Из  специально  проведенного
анализа следует, что если оба родителя имеют  тревожно-мнительный  характер,
то эффект от рисования страхов у детей снижается  вдвое;  если  только  один
родитель с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза.


      Отрицательно  влияют  на  результаты  рисования  страхов   неврозы   и
заболевания внутренних органов на  нервной  почве  у  родителей.  Причина  –
отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры  о  самочувствии,
тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной  атмосфере
дети меньше рисуют и играют, н6а рисунках  заметно  преобладание  черного  и
серого цвета.


      Чем менее строги и ограничительны родители  в  воспитании  детей,  тем
более успешно рисование  страхов,  в  то  время  как  излишняя  строгость  и
повсеместные запреты  могут  снизить  его  эффект  от  страха  не  оправдать
ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.  В  последнем
случае необходимо не только изменить отношение  взрослых,  но  и  стремиться
всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить  при  этом,  даже
за сам факт рисования.


      Если семья неполная по разным  причинам,  тогда  эффект  от  рисования
страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически  защищавшего  семью
от внешней  опасности.  В  полной  семье  эффект  от  рисования  может  быть
подорван  конфликтами  между  родителями,  особенно  если  они  не   склонны
признавать сам факт их существования. Наличие постоянных  и  непредсказуемых
угроз  семейному  благополучию  или,  другими  словами,  отсутствие  чувства
безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает,  как  мы
знаем,  количество  страхов  у  детей.  К  тому  же  страхи  оживают  вновь,
поскольку  не  меняется  отрицательная  эмоциональная  атмосфера  в   семье.
Поэтому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные  между  собой  родители  к
устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и тот  же:
в 4-5 раз хуже, чем в дружных семьях.


      В первую очередь,  посредством  рисования  удается  устранить  страхи,
порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило,  но  может
произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут  страхи,
основанные на реальных травмирующих  событиях,  но  произошедших  достаточно
давно и оставивших не очень выраженный к  настоящему  времени  эмоциональный
след в памяти ребенка.


      Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается,  когда  то  или
иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки,  избиение,
пожар и  т.д.,  было  недавно.  По  этическим  соображениям  нельзя  просить
ребенка отобразить страх смерти родителей.


      Не  нужно  бояться  некоторого  оживления  страхов,  происходящего   в
процессе рисования, поскольку это одно их  условий  полного  их  устранения.
Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в  любой
момент.


      Страхи рисуются  карандашами,  фломастерами  или  красками.  Последние
больше подходят для дошкольников, так как позволяют  делать  широкие  мазки.
Фломастерами охотнее  пользуются  младшие  школьники.  Подростки  12-13  лет
предпочитают карандаши, что дает возможность  детализировать  изображение  и
стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все  предпочитают  набор
фломастеров, им должна быть предоставлена  возможность  выбора,  облегчающая
саму процедуру рисования.


      Теперь  хочется  сказать  несколько  слов  о  том,  кто  дает  задание
нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены  человек,
то эффект от рисования оказывается более высоким,  чем  когда  задание  дают
родители. Особенно это  заметно,  когда  родители  дискредитировали  себя  в
представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.


      Роль психолога  должна  быть  понятна  ребенку,  а  время  беседы  для
выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее  20-30  минут
и спокойная обстановка. Окружающих  следует  предупредить  о  недопустимости
прерывания  беседы.  Если   дети   не   достигли   подросткового   возраста,
целесообразно предложить в качестве  своеобразной  психологической  разминки
поиграть немного самостоятельно.  Реквизит  для  игры  самый  разнообразный:
домик из больших кубиков, в нем кровать, столик, шкаф;  теремок,  в  котором
обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная  Бабой-Ягой
метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные  куклы,  надеваемые  на  руку,
обычные  куклы,  изображающие  людей,  животных  и   сказочных   персонажей;
предметы медицинского обихода и т.д. отношение к ним позволит обнаружить  те
страхи,  которые  будут  забыты  или  скрыты  при  беседе.   Скованность   и
неестественность поведения, напряженность говорят, как  о  неумении  играть,
так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой  и  избеганием  в
игре различных персонажей или предметов.


      После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить
страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе  самой
игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые  паузы.  Психолог  не
сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если  это
маленький  ребенок.  Избежать  усталости  и  пресыщения  вопросами  помогают
очередная  смена  предметной  игры  и  непосредственное  участие  в  ней.  В
разговоре  стараются  не  превышать  голос,  не  делать  эмоциональных   или
смысловых  акцентов  в  произношении.  После  небольшой  паузы  переходят  к
выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям  при
отдельной беседе, с тем, чтобы  они  могли  организовать  рисование  страхов
дома. Поясняется,  как  можно  отобразить  отдельные  страхи,  если  ребенок
спросит об этом.


      После диагностики страхов следует поиграть с ребенком  и  родителем  в
подвижные игры типа  бросания  мяча,  пятнашек,  игры  в  кегли.  Всем  этим
создается    жизнерадостная    атмосфера,    противостоящая     эмоционально
отрицательному воздействию страха.


      В конце игры  нужно  обязательно  отметить  успехи  детей,  похвалить,
пожать руку и преложить нарисовать страхи дома, сказав:  'Нарисуй  то,  чего
ты боишься, каждый страх на отдельном листе'. У дошкольников список  страхов
находится у  родителей,  школьники  записывают  их  под  диктовку.  Во  всех
случаях не говорится о необходимости рисовать  себя,  достаточно  на  первый
раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Отводится на задание  обычно
две недели, и  ребенок  опять  со  всеми  домочадцами  приходит  на  игровое
занятие, на которое он заодно приносит свои рисунки. Тем  самым  устраняется
лишняя фиксация на страхах и на самой работе по  их  преодолению.  Все  идет
как  бы  параллельно,  вместе  с  доставляющей  удовольствие  игрой.   Тогда
исключается    только    вербальное    воздействие,    голый    рационализм,
бескомпромиссный принцип нарисовать страхи, во что бы то ни  стало.  К  тому
же взрослым  дополнительно  сообщается  о  необходимости  как  можно  больше
играть  с  детьми  в  подвижные,  эмоционально  насыщенные  игры.  Не  нужно
требовать от детей быстрого рисования всех  страхов,  как  и  стопроцентного
выполнения  плана  рисования.  Гораздо  лучше  поддержать,  посочувствовать,
напомнить и при затруднениях подсказать детям свои варианты.


      Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от
страхов,  так  как  повышенные  ожидания  в  отношении   результатов   могут
послужить  препятствием  для  преодоления  страхов.  Особенно   нужно   быть
осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного  чувства
долга,  когда  любые  неудачи  переживаются  крайне  болезненно  и  ведут  к
ухудшению общего состояния.  Лучше  всего  сказать,  что  рисование  страхов
поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены,  главное  –
нарисовать  их  все  без  исключения  фломастерами,  красками  или  цветными
карандашами, каждый страх на  отдельном  листе.  Рисовать  лучше  совершенно
самостоятельно, без помощи взрослых.


      Сам факт получения задания,  таким  образом,  организует  деятельность
детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма  непросто  начать
рисовать страхи. Нередко  проходит  несколько  дней,  пока  ребенок  решится
приступить   к   выполнению   задания.   Так    преодолевается    внутренний
психологический барьер –  страх  страха.  Решиться  рисовать  –  это  значит
непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу  и
целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех  пор,  пока
он не  будет  изображен  на  рисунке.  Вместе  с  тем  осознание  условности
изображения страха на рисунке уже само по себе способствует  уменьшению  его
травмирующего  звучания.  В  процессе  рисования  объект   страха   уже   не
представляет собой застывшее психическое образование, поскольку  сознательно
подвергается  манипуляции  и  творчески  преобразуется  как   художественный
образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит  эмоцию  страха,
заменяя  ее  волевым  сосредоточением  и  удовлетворением  от   выполненного
задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога,  давшего
это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым  как  бы
освободиться от изображенных на них страхов.


      Если ребенок не нарисовал все страхи к  назначенному  дню,  визит  или
отодвигается на неделю, или проводится обсуждение  уже  имеющихся  рисунков.
Похвалить  за  успехи  и  проиграть  некоторые   страхи   в   увлекательной,
захватывающей воображение игре гораздо лучше,  чем  ругать  или  стыдить  за
невыполненное  задание.  Тогда  и  психолог  будет  восприниматься  не   как
указующий перст, а как взрослый, верящий ребенку и готовый всегда  прийти  к
нему на помощь.


      На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих
в  воспитании  взрослых.  Положительное  действие  будет  и  от  участия   в
обсуждении  рисунков  и  игре  братьев  и  сестер.   Подобная   эмоционально
положительно  натронная  группа  повышает  ответственность  за   принимаемые
решения о наличии или отсутствии  страха  и  заодно  действует  мобилизующим
образом. Беседе, как и первый раз при выявлении страхов, предшествует  игра,
имеющая  более  динамичный,  эмоционально  насыщенный  характер.  Обычно   в
качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-
либо препятствий и игры с мячом.


      Затем все садятся полукругом  так,  чтобы  удобно  было  рассматривать
рисунки,  находящиеся  в  руках   психолога.   Порядок   предъявленных   для
обсуждения рисунков не имеет значения.  Однако  можно  начинать  и  с  более
легко  устранимых  страхов  –  воды  (у  мальчиков  и  девочек),   открытого
пространства и крови  (у  мальчиков),  врачей,  болезней,  страшных  снов  и
животных (у девочек). Практически мы  рассматриваем  страхи,  предварительно
перемешав их, как колоду карт.


      Каждый рисунок  показывается  всем  присутствующим,  в  то  время  как
ребенок  рассказывает  о  том,  что   изображено   на   рисунке,   то   есть
конкретизирует  свой  страх.  Раньше  это  было  трудно  осуществимо,  страх
возникал от одного лишь представления  и  не  мог  быть  обозначен  словами.
Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и  удерживала  страх
в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно  говорит  о
страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он  верит  и
который может понять его переживания. Важно не стесняться  и  говорить,  как
есть страх все  равно  будет  устранен  –  если  не  рисунками,  то  другими
способами.


      После  просмотра  первого  рисунка  следует  реплика  психолога:   'Ты
нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или  нет?'.  В  дальнейшем
фраза постепенно укорачивается: 'Боишься или перестал?' – и  ближе  к  концу
звучит как: 'Боишься – не боишься?'. Все слова произносятся  ровным,  но  не
монотонным голосом. Скорее, он  имеет  эмоционально  приподнятый  и  как  бы
'торжественный'  оттенок.  Вместе  с  тем  следует  избегать  искусственного
внушения отсутствия страха: 'Теперь не боишься?'. Поскольку эта фраза  носит
слишком обязывающий характер, то  ребенок  может  согласиться,  лишь  бы  не
противоречить  и  благополучно  пережить  данный  момент.  Если  внимательно
проанализировать приведенный первый раз фразу 'Ты нарисовал  этот  страх,  а
теперь скажи, боишься ты его или нет?', то в  ней  и  так  можно  обнаружить
один внушающий фрагмент, а именно сочетание '…а теперь…'.  В  какой-то  мере
это призыв, выражение  надежды,  ободрение  и  оптимистический  настрой  при
обсуждении рисования страхов.


      Такое же воздействие будет и от привлечения внимания присутствующих  к
самому  характеру  изображения  страха.  'Как  это  сделано   интересно,   с
выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо,  и
расположение фигур подходящее'  и  т.п.  этим  немудреным  способом  удается
повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном  со  взрослыми
предприятии по устранению страхов. Тем более,  что  после  каждого  рисунка,
вопроса психолога и ответа ребенка выражается  одобрение:  'так',  'хорошо',
'что дальше?'.


      После  окончания  обсуждения  страхов  называются  и  показываются  те
рисунки, в отношении которых достигнут  положительный  эффект.  Автора  надо
похвалить, дружески похлопать  по  плечу,  пожать  руку,  подарить  игрушку.
Далее надо сказать, что рисунки с его  бывшими  страхами  останутся  на  все
время у психолога, который, таким образом, 'принял их к себе',  освободив  о
них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что  страхи  отныне  будут
'находиться' в ящике стола или шкафу, 'закрыты' там навсегда, подобно  джину
в бутылке.


      После обсуждения  снова  предлагается  игра,  в  которой  все  активно
участвуют.  Она  имеет  подвижный  характер,  требует  выдержки  и  содержит
некоторый риск, например  игра  в  кегли,  сражение  на  деревянных  шпагах,
стрельба присосками из  пистолета  или  лука.  Игра  строится  так,  что  бы
ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его  уверенность
в себе.


      С согласия детей можно поиграть некоторые  из  только  что  'снятых  с
повестки  дня'  страхов,  скажем,  спрыгнуть  с  тумбочки,  пролезть   через
несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.


      В конце встречи рисунки,  на  которых  изображены  оставшиеся  страхи,
отдаются обратно со словами: 'А теперь нарисуй так, что бы было  видно,  что
ты не боишься, и принеси мне опять свои  рисунки'.  Это  подразумевает,  что
нужно  нарисовать  не  только  объект  страха,  как  в  первый  раз,  но   и
обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а  она
от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет  по  воде  и
летит  на  самолете.  Здесь  очевиден  эффект  внушения   –   установки   на
преодоление  страха  в  воображении  путем  его   определенного,   заданного
графического изображения. Происходит мобилизация всех  психических  ресурсов
ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей,  активной
позиции творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки.  Ребенок  уже  не
один на один со своими страхами – они  вышли  наружу,  потеряли  свой  ореол
исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому  же
психолог родители создают психически благоприятное поле поддержки и  веры  в
его способность справиться со страхами.


      Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх
прикрепляется к старому,  и,  когда  все  рисунки  или  большинство  из  них
готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование  себя  как
не боящегося уходит 2 недели, и нужно  заранее  назначить  встречу.  До  нее
организуется  как  можно  больше  подвижных,   спортивных   игр,   прогулок,
экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.


      Помимо  рисунков  страхи  могут  быть  воплощены  в  виде   специально
сделанных дома  масок,  фигурок  из  пластилина,  конструкций  из  подручных
материалов. Например, паука можно сделать из проволочки и  материи,  дракона
– из веревочек на палке и т.д. когда  подобные  поделки  –  плод  совместной
деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как  правило,
лучше, особенно при участии отца.


      На данной третьей, по счету встрече, (первая – диагностическая) так же
предлагается вначале игра, но уже с  учетом  прошедших  ранее  страхов.  Для
этого на игровой площадке среди  различных  предметов  находятся  отражающие
прежние  страхи  маски,  куклы.  Ненавязчиво   предоставляется   возможность
поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.


      После игры  разминки  проводиться  обсуждение  задания  с  установкой:
'Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься  ли  ты  теперь
или не боишься'. Положительный результат каждый раз подкрепляется  похвалой:
'так', 'хорошо', 'молодец'. За обсуждением  следует  опять  игра,  успехи  в
которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.


      Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров)
и составляет 50 % при изображении страхов по  типу  'боюсь'  и  80-85  %  от
оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей  страху
позиции. Если ребенок и  первый  раз  рисует  себя,  а  не  только  источник
страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает  себя  и  на  втором
рисунке, где он 'обязан'  быть  по  инструкции,  то  это  указывает  или  на
исключительную интенсивность страха, или на  его  навязчивый  характер,  что
обычно сочетается при фобии.


      Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как
не боящихся, сэкономить, так сказать, время?  Да,  можно,  но  эффект  будет
ниже  и  не  такой  стойкий.  Нужно  время,  чтобы  ребенок  сам   преодолел
внутренний психологический барьер  неуверенности  и  страха  своих  страхов,
тогда  произойдет  постепенная  дезактуализация  страха  в  его  сознании  и
разовьется вера в свои силы, возможности, способности.


      Оставшиеся страхи можно проиграть по сочиненным на их тему историям.



                                Библиография



        1. Д. Аллан 'Ландшафт детской души'; СПб – Минск, 1997


        2. А.И. Захаров 'Дневные и ночные страхи у детей'; СПб, 2000


        3. А.И. Копытин 'Основы арттерапии'; СПб, 1999


        4. А.А. Осипова 'Общая психокоррекция'; М, 2000


        5. В. Оклендер 'Окна в мир ребенка'; М, 1997


        6. Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000


        7. Проективная психология.; М, 2000


        8. К. Рудестам 'Групповая психотерапия'; СПб, 1998




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru