Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Телесно-ориентированная терапия

Работа из раздела: «Психология»

         Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
                            факультет психологии



                       Отчет по итогам первого занятия
            заключительной части спецпрактикума по психосоматике


                    'Телесноориентированная психотерапия'



                                                         студентки 53 группы
                                                          Журавлевой Натальи



                                   Москва
                                   1998 г.
       Данный  курс  телесноориентированной  психотерапии  предназначен  для
работы  с  пациентами,  обладающими  нарушениями  невротического   круга   с
определенным психосоматическим  радикалом.  Это  занятие  содержало  в  себе
начальный этап в работе всякой психотерапевтической группы - этап  адаптации
всех ее участников к группе как таковой и вообще к  такой  форме  общения  и
взаимодействия.
Придя на первое занятие в группе, любой человек (особенно  невротик)  обычно
чувствует  некоторую  скованность,  испытывает  определенный   страх   перед
общением с незнакомыми людьми. Для преодоления  всех  этих  трудностей,  для
безболезненного установления эмоциональных контактов и сближения  участников
группы служит описываемый этап занятий.
      Первая стандартная процедура  как  в  психотерапевтической,  так  и  в
любой тренинговой группе  -  процедура  знакомства.  В  наших  занятиях  оно
проводилось в следующей форме: предлагалось назвать  свое  имя  в  различных
вариантах (как  больше  и  меньше  всего  нравится,  чтобы  тебя  называли),
поделится своими ожиданиями и опасениями по поводу будущей работы в  группе.
На   этой   стадии   еще   чувствовалась   значительная   отчужденность    и
настороженность участников по отношению друг к другу.
      Затем блок  собственно  телесноориентированных  упражнений  и  техник,
предназначенных для  уже  указанной  адаптации  присутствующих  на  занятии,
снятия эмоциональной напряженности и расслабления. Он включал в себя  ходьбу
в максимально замедленном темпе с постепенным подключением  движений  руками
в такт ходьбе или просто произвольно. Далее - движения тела по  собственному
выбору; представить какое-либо животное и попытаться, почувствовав себя  им,
двигаться подобно избранному объекту.
      Следующее упражнение - встреча взглядом с каждым из участников.  Затем
предлагалось поздороваться друг с другом невербально, подвигаться по залу  с
закрытыми глазами, так же с закрытыми глазами встретиться руками с  кем-либо
и попытаться пообщаться 'через руки'.
      Надо отметить, что в результате описанных упражнений и  последовавшего
за  ними  обсуждения  некоторые  'зажимы',  эмоциональная  напряженность   и
скованность участников большей частью были сняты. Установилась  определенная
эмоциональная близость.
      Для меня ходьба в замедленном темпе оказалась очень  сложным  делом  -
сразу же ощущается необычность такого занятия. Ритм каждодневной  жизни  как
раз обратный, что сначала  очень  мешало,  не  позволяя  перейти  на  нужную
скорость. В процессе медленной  ходьбы  значительно  снижается  устойчивость
(возникают какие-то колебания из стороны в сторону, просто боишься  упасть),
но постепенно эта тяжесть и затрудненность  движения  снимались,  появлялась
легкость и состояние комфорта.
Когда присоединились движения руками  (а  у  меня  с  координацией  движений
всегда  были  проблемы),  эта  легкость  вновь  пропала.  Если  говорит   об
устойчивости  в   процессе   замедленной   ходьбы   как   показателе   общей
психологической устойчивости по отношению к различным внешним  воздействиям,
в том числе и стрессовым, то у меня эта устойчивость оказалась невысокой  (о
чем, впрочем, я и так знала).
В ответ на предложение представить любое животное я сразу вообразила  кошку,
но изобразить ее телодвижения, реализовать мои фантазии  в  такой  форме,  в
какой  они  мне  являлись,  помешало   стеснение,   показалось   неприличным
выполнять эти движения, которые, возможно, не будут поняты  должным  образом
одногруппниками.
Следующее упражнение - встреча взглядом - меня совсем не удовлетворило.  Для
меня лично глазной контакт - первый и самый важный при встрече с  человеком,
особенно новым. Он может сказать за несколько секунд очень многое. В  данной
группе ситуация осложнялась тем, что для некоторых участников такой  контакт
является наиболее неприемлемой формой контакта, они чаще всего его  избегают
или допускают в минимальном объеме. Поэтому встреча взглядом  осуществлялась
большей частью формально, не достигая той глубины, которую подобный  контакт
дает в обычной жизни.
      Движение  с  закрытыми  глазами  для  меня,  как  и  некоторых  других
присутствующих,  тоже   оказалось   несколько   затруднено.   Действительно,
теряется ощущение  безопасности,  связанное  с  возможностью  контролировать
окружающую  обстановку  с  помощью  зрения.  Но  при  контакте  руками   это
обстоятельство, то есть закрытые глаза, напротив, давало  новые  возможности
для общения и непосредственного эмоционального сближения. Начать хотя  бы  с
того, что было просто приятно держать кого-либо  за  руку  и  то,  что  тебя
держали за руку легко  и  нежно,  рождало  ощущение  теплоты  и  внутреннего
комфорта. Это ощущение, в свою очередь, хотелось передать партнеру, что, по-
моему, получилось.

                                                         26 ноября 1998 года

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru