Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Психоаналитическая терапия искусством

Работа из раздела: «Психология»

                                Гизела Шмеер

                    Психоаналитическая терапия искусством

                                  Перевод с немецкого

                                  Научный руководитель:

                                  доктор философских наук

                                  Овчаренко Виктор Иванович



                                 Москва 1995


Психоанализ,  исследовательская  и  врачебная  концепция  и  труд   Зигмунда
Фрейда,  базируется  на   самонаблюдении   (интроспекции),   размышлении   и
воспоминании (рефлексии) и выражении через слово (вербализации).

             Является ли деятельностью выражение через живопись?

      Классический психоанализ понимал и понимает на  сегодняшний  день  под
деятельностью  любую   отличающуюся   от   говорения   форму   выражения   и
коммуникации,  например,  язык  тела  и  живопись,  т.е.  формы,   обходящие
нормальный способ осознания через слово.  Выражение при помощи языка  тел  и
выражение  через  живопись  в  сумме  не  менее  ценны;  они  дают  пациенту
возможность  повторить  старые  переживания  через  действие,  а  не   через
воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине сознания.

      Каким образом при таком высоком значении слова  в  психоанализе  может
идти речь о психоаналитической терапии искусством?

      Уже  в  течении   нескольких   десятков   лет   существуют   отдельные
психоаналитики, которые не оставляют  и  не  хотят  оставлять  без  внимания
художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит  на  прием  что-
либо, что он нарисовал или сделал.  Спонтанно или по привычке он  выражается
через живопись, и созданное им может быть  приобщено  к  психоаналитическому
процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он  может
выразить себя в большей степени и быть лучше  понятым,  или  потому  что  он
страдает затруднениями или природными дефектами речи.

                        Модифицированный психоанализ

      В последние годы  психоаналитические  школы  открыли  для  себя  такую
возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое  время
было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью  анализов,
проведенных К.Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров  возникла  своего
рода школа психоаналитической терапии  искусством,  где  на  переднем  плане
выступают  психодинамическое  понимание  и  работа  с   картинами   или   их
элементами.  При  этом   психодиагностические   и   терапевтические   начала
заимствуют  все  основные  правила   психоаналитических   методов.   Отличие
наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент  должен  не
лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и  “знаки”
пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал  от  него  большего,
чем он  может  восстановить.  Необходимо  запомнить:  картина  часто  бывает
перенасыщена бессознательным.

                               Ни один эксперт

                   не может предсказать содержание картины!

      Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними  картинами
пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех  красках
представить себе то, о чем рассказывает пациент.  И все же мы  бываем  очень
удивлены, когда пациент,  раньше  “только”  говоривший,  начинает  по  Вашей
просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д.  Картина  выглядит
не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она  более  красочная,
напыщенная,   ничтожная,   сильная,   “здоровая”,   хрупкая,    разорванная,
непропорциональная,   могущественная,   устрашающая,   детальная,    бедная,
богатая, нереальная, абстрактная, духовная - она совершенно другая. Ни  один
опытнейший аналитик не может  высказать  точных  предположений  относительно
того, что изобразит его пациент на бумаге  и  как:  какими  мазками,  какими
красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

      Игра смены физических сил  и  антисил,  регрессивная  и  прогрессивная
динамика, разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на  картине,
все это чувствуется. Картина становится третьим помощником,  указывающим  на
невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

                     Картина как посредник другого языка

      Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по  ландшафтам
души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам  цветов,  загадочным
символам,  существам  и  духам,  по   чему-то   хаотически   распадающемуся,
неприятно  точному,  по  горам,  символам  страха,   ненависти   и   ужасным
сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным  приключениям  и  другим
местам. Терапевт  дозирует,  т.е.  затрагивает  (обсуждает)   ровно  столько
элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

      Процесс восстановления в случае  “модифицированного  психоанализа”  (с
помощью картин) или в случае “психоаналитической  терапии  искусством”  (при
изменяющемся центре внимания) снова происходит через  слово:  итак,  картина
(образ)  становится посредником более глубокого,  основательного,  богатого,
красочного и приближенного к истине языка.

                              Процессы познания

                   в психоаналитической терапии искусством

      У терапии искусством  имеется,  как  мы  увидели,  несколько  основных
положений.

      Одно из  этих  положений  называется  выражением.  На  переднем  плане
находится   творческий   процесс   как   таковой.   Способность    пациентов
самовыражаться  (например,   в   виде   живописи)   поощряется   терапевтами
искусством.

      В  психоаналитической  терапии  искусством  на  первом  месте  (как  я
понимаю) находится процесс познания.  Познание  и  осознание  фигурирует  во
всех известных в психоанализе течений.

      На примере одной картины мне хотелось  бы  кратко  осветить  следующие
темы (см. рис. на стр.115).

      1.  Я в контексте психодинамики

      Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам  художник  (сама
художница)  и  говорит:  “Это  -  я”.  На  этой  картине  художница   сидит,
прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях  в
темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

      Позиция Я у художницы  этой  картины  регрессивна  (взгляд  налево  на
картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).


2. Механизм защиты / Фиксация

      Художница фиксируется на матери. “Вот моя  мать  стоит  на  коленях  в
пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру,  вы  будете  в
этом виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством.”

      Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница “смотрит на
вину”,  оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом  вины
и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для  себя
дорогу направо, дорогу к прогрессу.

      3. Перенос / Проекция

      Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит  элементы  отношений.
Не только между личностями, нарисованными на ней, но и  между  автомобилями,
дорогами,  реками,  зверями,  цветами  и  предметами   существует   динамика
отношений.   Эта   динамика    отношений    исследуется    психоаналитически
ориентированными терапевтами  искусством  как  в  плане  актуальном,  так  и
проективном.

      Например, терапевт спрашивает пациентку: “Существует ли между  мной  и
ней такая же ситуация (переноса), как на картине?”

      Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница?  Или  я
тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациентка  различные  комплексы
вины (например, если она  вынуждена  была  отменить  встречу  /  опоздала  /
иногда не принимает меня)?


4. Взаимный перенос

      Терапевты, которые пережили примерно то же  самое  относительно  своих
матерей, могут склоняться  к  тому,  чтобы  смешать  собственные  негативные
чувства и чувства  художницы,  оценить  отношение  матери  как  давление  и,
следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

      Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от  себя  отца,  не
приходит в голову, что  на  этой  картине  отца  нет.  “Отрицание”,  “слепое
пятно” терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

      Или оно может быть шансом:  психотерапевт,  сам  закончивший  курс  по
самопознанию  и  имеющий  опыт  в  этом  отношении,  отдает  себе  отчет   в
существовании   “слепых   пятен”   и   использует   взаимный   перенос   для
диагностических целей.

      5. Сопротивление

      Предложение врача  продолжить  картину  на  листе  бумаги,  положенном
справа, т.е. изобразить дистанцию между собой и матерью или  новую  ситуацию
отношения,   повергает   художницу    в    нерешительность.    Сопротивление
воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ  терапевтами
искусством  со  всей  серьезностью.  Оно  означает  отказ  от  фиксации   на
комплексе вины, в данном случае, например,  отделение  от  матери.  В  конце
концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения  картины  дорогу,
которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см.  рис.  на  стр.
117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в “черную  мозоль”,
на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

      6. Источники

      Дорога, по которой идут трое братьев  и  сестер,  теперь  “освещается”
дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево -  архетипный  символ
матери. Солнце символизирует отца.  Архетипные  символы  представляют  собой
противовес нехватке настоящих родителей.

      Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия  искусством  требует
как от терапевта, так и от  пациента  раскрытия  всех  смысловых  каналов  и
каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум  и  дух  делят  между  собой
плоды познания: ясность и правду.



                                Библиография

      1. Шмеер Г.  Я  на  картине.  /  Применение  психодинамики  в  терапии
искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

      2.   Шмеер   Г.   Лечебные   деревья.    /    Картины    деревьев    в
психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru