Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

HTML в Internet

Работа из раздела: «Программирование и комп-ры»
                                 СОДЕРЖАНИЕ

|1. Введение.                                                     |4    |
|1.1. Краткое историческое введение об Internet.                  |     |
|1.2. Что составляет Internet ?                                   |     |
|1.3. Административное устройство Internet и её финансы.          |     |
|1.4. Как структура Internet сказывается на Пользователе?         |     |
|1.5. Потенциальные пользователи сети Internet                    |     |
|1.6. Доступ в Internet                                           |     |
|1.7. Планы на будущее                                            |     |
|1.8. Постановка задачи.                                          |     |
|                                                                 |     |
|2. WWW.                                                          |     |
|2.1. Немного истории                                             |     |
|2.2. Что такое WWW?                                              |     |
|2.3. Как в WWW задается местонахождение документа?               |     |
|2.4. Программы просмотра                                         |     |
|2.5. Основные команды программ просмотра                         |     |
|2.6. Коды и символы                                              |     |
|2.7. Области использования WWW                                   |     |
|2.8. На сколько популярен WWW                                    |     |
|                                                                 |     |
|3. Язык программирования HTML.                                   |31   |
|3.1. Структура HTML документа                                    |     |
|3.2. Создание заголовков                                         |     |
|3.3. Создание списков                                            |     |
|3.4 Форматирование параграфов и вывод текста в несколько         |     |
|столбцов.                                                        |     |
|3.5. Форматирование символов                                     |     |
|3.6 Управление цветом                                            |     |
|3.7 Использование специальных символов                           |     |
|3.8. Создание таблиц                                             |     |
|3.9. Встраивание гипертекстовых ссылок                           |     |
|3.10.Кадры                                                       |     |
|3.11. Специальные эффекты                                        |     |
|3.12. Формы.                                                     |     |
|3.13. Команды META                                               |     |
|                                                                 |     |
|4. Психолого - эргономические требования.                        |50   |
|4.1.Требования к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ     |     |
|4.2.Требования к выбору .вида диалога                            |     |
|4.3.Требования к проектированию дисплейных форматов              |     |
|4.4.Требования к временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ.|     |
|4.5. Требования к организации информации на экране.              |     |
|4.6. Требования к кодированию информации на экране.              |     |
|                                                                 |     |
|5. Создание странички.                                           |     |
|                                                                 |     |
|6. Заключение.                                                   |     |
|                                                                 |     |
|7. Список используемой литературы и адресов .WWW.                |     |
                                  Введение

    1.1. Краткое историческое введение об Internet.
    Около 20 лет назад  Министерство  Обороны  США  создало  сеть,  которая
явилась прородительницей Internet, -она  называлась  ARPAnet.  ARPAnet  была
экспериментальной  сетью,  -   она   создавалась   для   поддержки   научных
исследований в военно-промышленной  сфере,  в  частности,  для  исследования
методов построения сетей, устойчивых к частичным  повреждениям,  получаемым,
например,  при  бомбардировке  авиацией,  и  способных  в   таких   условиях
продолжать нормальное функционирование.
    Это требование дает ключ к пониманию принципов построения  и  структуры
Internet. В модели ARPAnet всегда была связь между компьютером-источником  и
компьютером-приемником (станцией назначения).  Сеть  apriori  предполагалась
ненадежной: любая часть сети может исчезнуть в любой момент.
    На связывающиеся компьютеры - не только на саму сеть - также  возложена
ответст-венность обеспечивать  налаживание  и  поддержание  связи.  Основной
принцип состоял в том, что  любой  компьютер  мог  связаться  как  равный  с
равным с любым другим компьюте-ром.
    Передача данных в сети была организована на основе протокола Internet -
IP. Прото-кол IP - это правила и описание работы сети.  Этот  свод  включает
правила налаживания и поддержания связи в  сети,  правила  обращения  с  IP-
пакетами  и  их  обработки,  описания  сетевых  пакетов  семейства  IP   (их
структура и  т.п.).  Сеть  задумывалась  и  проектировалась  так,  чтобы  от
пользователей не  требовалось  никакой  информации  о  конкретной  структуре
сети. Для того, чтобы послать сообщение по сети, компьютер должен  поместить
данные  в  некий  «конверт»,  называемый,  например,  IP,  указать  на  этом
«конверте» конкретный адрес в сети  и  передать  получившиеся  в  результате
этих процедур пакеты в сеть.
    Эти  решения  могут  показаться  странными,  как  и   предположение   о
«ненадежной» сети, но уже  имеющийся  опыт  показал,  что  большинство  этих
решений  вполне  разумно  и  верно.  Пока   Международная   Организация   по
Стандартизации   тратила   годы,   создавая   окончательный   стандарт   для
компьютерных  сетей,  пользователи  ждать  не  желали.  Акти-вис-ы  Internet
начали  устанавливать  IP-программное  обеспечение  на  все  возможные  типы
компьютеров. Вскоре это стало единственным  приемлемым  способом  для  связи
разнород-ных  компьютеров.   Такая   схема   понравилась   правительству   и
университетам, которые проводят политику  покупки  компьютеров  у  различных
производителей. Каждый покупал тот компьютер, который ему нравился и  вправе
был ожидать, что сможет работать по сети совместно с другими компьютерами.
    Примерно 10 лет спустя  после  появления  ARPAnet  появились  Локальные
Вычис-лительные Сети,  например,  такие  как  Ethernet  и  др.  Одновременно
появились  компью-теры,  которые  стали  называть  рабочими  станциями.   На
большинстве рабочих станций была установлена Операционная Система UNIX.  Эта
ОС имела возможность работы в сети с протоколом Internet  (IP).  В  связи  с
возникновением принципиально новых задач  и  методов  их  решения  появилась
новая  потребность:  организации  желали  подключиться   к   ARPAnet   своей
локальной сетью. Примерно  в  то  же  время  появились  другие  организации,
которые начали создавать свои собственные сети, использующие  близкие  к  IP
коммуника-ционные протоколы. Стало ясно, что все только  выиграли  бы,  если
бы эти сети могли об-щаться все вместе, ведь  тогда  пользователи  из  одной
сети смогли бы связываться с пользо-вателями другой сети.
    Одной из важнейших среди этих новых сетей была NSFNET, разработанная по
ини-циативе  Национального  Научного  Фонда,  аналога  нашего   Министерства
Науки. В конце 80-х NSF создал пять  суперкомпьютерных  центров,  сделав  их
доступными для использо-вания в  любых  научных  учреждениях.  Было  создано
всего лишь пять центров потому,  что  они  очень  дороги  даже  для  богатой
Америки. Именно поэтому их и следовало использо-вать кооперативно.  Возникла
проблема связи:  требовался  способ  соединить  эти  центры  и  предоставить
доступ  к  ним  различным  пользователям.  Сначала  была   сделана   попытка
использовать  коммуникации  ARPAnet,  но   это   решение   потерпело   крах,
столкнувшись  с  бюрократией  оборонной  отрасли  и  проблемой   обеспечения
персоналом.
    Тогда NSF решил построить  свою  собственную  сеть,  основанную  на  IP
технологии ARPAnet. Центры были соединены специальными  телефонными  линиями
с пропускной способностью 7 KB/s. Однако, было очевидно, что не  стоит  даже
и  пытаться  соединить  все  университеты  и  исследовательские  организации
непосредственно с центрами, т.к. проложить  такое  количество  кабеля  -  не
только  очень  дорого,  но  практически  невозможно.  Поэтому  решено   было
создавать  сети  по  региональному   принципу.   В   каждой   части   страны
заинтересованные учреждения должны были  соединиться  со  своими  ближайшими
соседя-ми. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютеру в одной  из
своих точек, таким образом суперкомпьютерные центры были  соединены  вместе.
В такой топологии любой компьютер мог связаться с  любым  другим,  передавая
сообщения через соседей.
    Это решение было успешным, но настала пора, когда  сеть  уже  более  не
справлялась   с   возросшими   потребностями.    Совместное    использование
суперкомпьютеров позволяло подключенным  общинам  использовать  и  множество
других вещей, не относящихся к су-перкомпьютерам.  Неожиданно  университеты,
школы и другие организации осознали, что заимели под  рукой  море  данных  и
мир пользователей. Поток сообщений в сети (трафик) нарастал  все  быстрее  и
быстрее пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью  компьютеры  и
связывающие их телефонные линии. В 1987г. контракт на управление и  развитие
сети  был  передан  компании  Merit   Network   Inc.,   которая   занималась
образователь-ной сетью Мичигана совместно с  IBM  и  MCI.  Старая  физически
сеть была заменена более быстрыми (примерно в 20 раз)  телефонными  линиями.
Были заменены на более быстрые и сетевые управляющие машины.
    Процесс совершенствования сети  идет  непрерывно.  Однако,  большинство
этих пере-строек происходит незаметно для пользователей. Включив  компьютер,
вы не увидите объявления о том, что  ближайшие  полгода  Internet  не  будет
доступна из-за модернизации. Возможно даже более важно  то,  что  перегрузка
сети  и  ее  усовершенствование  создали  зрелую  и  практичную  технологию.
Проблемы были решены, а идеи развития проверены в деле.
    Важно отметить то, что усилия NSF по развитию сети привели к тому,  что
любой желающий может получить доступ к сети. Прежде Internet  была  доступна
только для иссле-дователей в области информатики,  государственным  служащим
и подрядчикам. NSF спо-собствовал всеобщей  доступности  Internet  по  линии
образования, вкладывая деньги в подсоединение  учебного  заведения  к  сети,
только если то, в свою очередь, имело планы распространять доступ  далее  по
округе. Таким образом, каждый  студент  четырехлетнего  колледжа  мог  стать
пользователем Internet.
    И потребности продолжают расти. Большинство таких колледжей  на  Западе
уже подсоединено к Internet,  предпринимаются  попытки  подключить  к  этому
процессу средние и начальные школы.
    Выпускники колледжей прекрасно осведомлены о преимуществах  Internet  и
расска-зывают о них своим работодателям. Вся  эта  деятельность  приводит  к
непрерывному росту сети, к возникновению  и  решению  проблем  этого  роста,
развитию технологий и системы безопасности сети.

    1.2. Что составляет Internet ?
    В действительности Internet не  просто  сеть,  -  она  есть  структура,
объединяющая обычные  сети.  Internet  -  это  «Сеть  сетей».  Что  включает
Internet? Вопрос непростой. Ответ на  него  меняется  со  временем.  Вначале
ответ был бы достаточно прост: «все сети, использующие протокол IP,  которые
кооперируются  для  формирования  единой  сети  своих  пользователей».   Это
включало бы различные ведомственные  сети,  множество  региональ-ных  сетей,
сети учебных заведений и некоторые зарубежные сети (за пределами США).
    Чуть позже привлекательность Internet осознали и некоторые не  IP-сети.
Они захоте-ли предоставить ее услуги своим  клиентам  и  разработали  методы
подключения этих «странных»  сетей  к  Internet.  Сначала  эти  подключения,
названные шлюзами, служили только для передачи электронной почты.
    Однако, некоторые из них разработали способы передачи и  других  услуг.
Являются ли эти сети частью Internet? И да, и  нет.  Все  зависит  от  того,
хотят ли они того сами.

    1.3. Административное устройство Internet и её финансы.
    Internet по организации во многом напоминает церковь. Это организация с
пол-ностью добровольным участием. Управляется она  чем-то  наподобие  совета
старейшин,  однако,  у  Internet  нет  патриарха,   президента   или   Папы.
Составляющие сети могут иметь своих президентов или аналогичных  вождей,  но
это совсем другое дело; в Internet  нет  единственной  авторитарной  фигуры.
Высшая  власть,  где  бы  Internet  ни  была,  остается  за  ISOC  (Internet
Society). ISOC - общество с добровольным членством.  Его  цель  -  способст-
вовать глобальному обмену информацией через Internet.  Оно  назначает  совет
старейшин, который отвечает за техническую политику, поддержку и  управление
Internet.
    Совет старейшин представляет собой  группу  приглашенных  добровольцев,
называ-емую IAB (Совет по архитектуре Internet.). IAB регулярно  собирается,
чтобы «благосло-вить» стандарты и  распределить  ресурсы,  такие,  например,
как  адреса.  Internet  работает,  поскольку  имеются  стандартные   способы
общения  между  компьютерами  и  прикладными  программами.   Это   позволяет
компьютерам разного типа связываться без особых  проблем.  IAB  ответственен
за стандарты; он решает, когда стандарт необходим и каким ему следует  быть.
Когда требуется стандарт, совет рассматривает проблему,  принимает  стандарт
и по сети оповещает о нем мир. IAB также следит за  различными  номерами  (и
другими веща-ми), которые должны оставаться  уникальными.  Например,  каждый
компьютер в Internet  имеет  свой  уникальный  32-разрядный  двоичный  адрес
;никакой другой компьютер не имеет такого же. Как присваивается этот  адрес?
IAB заботится о такого рода проблемах. Он не присваивает адресов  самолично,
но разрабатывает правила, как эти адреса присва-ивать.
    Пользователи Internet высказывают свои жалобы и предложения на встречах
IETF  (Оперативного  инженерного  отряда  Internet).  IETF  -   это   другая
добровольная  организация;  также  собирается  регулярно,   чтобы   обсудить
текущие эксплуатационные и назревающие технические проблемы. При  обсуждении
достаточно важной проблемы IETF создает рабо-чую группу для  ее  дальнейшего
исследования. (На практике «достаточно  важная»  обычно  означает,  что  для
рабочей группы  находится  достаточное  количество  добровольцев).  Посещать
встречи IETF и состоять в рабочих группах могут  все;  главное,  чтобы  люди
работали, делото добровольное.
    Рабочие  группы  имеют  различные  функции:  это  может   быть   выпуск
документации,  выработка  стратегии  действий  при  возникновении   проблем,
стратегические исследова-ния,  разработка  новых  стандартов  и  протоколов,
доработка уже  существующих.  Рабочая  группа  обычно  выпускает  доклад.  В
зависимости от вида рекомендации, это  может  быть  просто  документацией  и
быть доступной для любого желающего, что может быть принято добровольно  как
здравая идея, или же это  может  быть  послано  в  IAB  и  быть  объявленной
стандартом.
    Если некая сеть принимает  учение  Internet,  присоединяется  к  ней  и
считает себя ее частью, тогда она и является частью  Internet.  Возможно  ей
многое покажется неразумным, странным, сомнительным - она  может  поделиться
своими сомнениями  с  IETF.  Некоторые  жалобы-предложения  могут  оказаться
вполне разумными и, возможно,  Internet  соответст-венно  изменится.  Что-то
может показаться просто делом  вкуса  или  традиции,  тогда  эти  возражения
будут отклонены. Если сеть делает что-либо, что  может  навредить  Internet,
она может быть исключена из сообщества до тех пор, пока она не исправится.
    Сейчас Internet состоит из более чем 12 тысяч объединенных между  собой
сетей.
    Финансы
    За Internet никто централизовано не платит; нет такой  организации  как
Internet  Inc.,  которая  собирает  плату  со  всех   сетей   Internet   или
пользователей. Вместо этого каждый платит  за  свою  часть.  NSF  платит  за
содержание  NSFNET.  NASA  платит  за  Научную  Сеть  NASA   (NASA   Science
Internet).  Представители  сетей  собираются  вместе  и   решают,   как   им
соединяться  друг  с  другом  и  содержать  эти  взаимосвязи.  Колледж   или
корпорация платит за ее подключение к некоторой региональной  сети,  которая
в свою очередь платит за свой  доступ  сетевому  владельцу  государственного
масштаба.

    1.4. Как структура Internet сказывается на Пользователе ?
    То, что Internet не сеть, а собрание сетей,  мало  как  сказывается  на
конкретном  пользо-вателе.  Для  того,  чтобы  сделать  что-нибудь  полезное
(запустить программу или добраться до каких-либо единственных в  своем  роде
данных), пользователю не надо заботиться о том, как  эти  составляющие  сети
содержатся, как они взаимодействуют и поддерживают межсетевые связи.
    Рассмотрим для наглядности телефонную сеть  -  тоже  в  некотором  роде
Internet.  Министерство  Связи  России,  Pacific  Bell,  AT&,  MCI,  British
Telecom, Telefon's de  Mexico  и  т.д.,  -  все  это  отдельные  корпорации,
которые  обслуживают  разные  телефонные  системы.  Они   же   заботятся   о
совместной  работе,  о  создании  объединенной  сети;  все,  что  вам  нужно
сделать, где бы на планете вы ни находились и куда бы вы ни звонили,  -  это
набрать номер. Если забыть о цене и рекламе, вам должно быть совершенно  все
равно, с кем вы имеете дело: с МСI, AT& или  Министерством  Связи.  Снимаете
трубочку, нажимаете кно-почки и говорите.
    Вас, как пользователя, заботит только, кто занимается вашими  заявками,
когда появ-ляются проблемы. Если что-либо перестает  работать,  только  одна
из соответствующих компаний может исправить это. Они общаются друг с  другом
по проблемным вопросам,  но  каждый  из  владельцев  сетей  ответственен  за
проблемы, возникающие  на  его  собствен-ном  участке  системы,  за  сервис,
который эта сеть предоставляет своим клиентам.
    Это же верно и для Internet. Каждая сеть имеет свой собственный сетевой
эксплуата-ционный центр (NOC).
    Каждый такой рабочий центр связан с  другими  и  знает,  как  разрешить
различные возможные  проблемы.  Ваш  регион  имеет  соглашение  с  одной  из
составляющих сетей Internet и ее забота состоит в  том,  чтобы  люди  вашего
региона были довольны работой сети. Так что, если что-то испортится,  NOC  и
есть та самая организация, с кого за это спросят, кого за это будут бить.
    Архитектура  сетевых  протоколов  TCP/IP,  на  базе  которых  построена
Internet,  предназ-начена  специально  для  объединенной  сети.  Сеть  может
состоять из совершенно разнород-ных  подсетей,  соединенных  друг  с  другом
шлюзами. В качестве подсетей могут выступать самые  разные  локальные  сети,
различные национальные, региональные и  специализиро-ванные  сети,  а  также
другие глобальные сети. К этим сетям могут  подключаться  машины  совершенно
разных типов. Каждая из подсетей работает в соответствии  со  своими  специ-
фическими требованиями и имеет  свою  природу  связи,  сама  разрешает  свои
внутренние  проблемы.  Однако,  предполагается,  что  каждая  подсеть  может
принять пакет информации  и  доставить  его  по  указанному  адресу  в  этой
конкретной  подсети.  Таким  образом,  две  машины,  подключенные  к   одной
подсети,  могут   напрямую   обмениваться   пакетами,   а   если   возникает
необходимость передать сообщение машине в  другой  подсети,  то  вступают  в
силу межсетевые соглашения, для  чего  подсети  используют  свой  межсетевой
язык - прото-кол IP; они передают сообщение по определенной  цепочке  шлюзов
и  подсетей,  пока  оно  не  достигнет  нужной  подсети,  где  оно  и  будет
доставлено непосредственно получателю.
    Другими словами, пользователя вся эта кухня совершенно не заботит.  Как
и в приме-ре с телефонной сетью, которая представляется ему  единой  большой
сетью, а не множест-вом сетей, для него все это пестрое сборище  разнородных
и иногда несовместимых  между  собой  сетей  представляется  одной  сетью  -
«Сетью сетей» - Internet.

    1.5. Потенциальные пользователи
    Кому же может быть столь полезна Internet  и  каким  образом?  Что  так
способствует ее развитию?
    Полезность  Internet  повышалась  вместе  с  развитием   вычислительной
техники с запаздыванием примерно в 10 лет.  В  конце  80-х  годов  появление
персональных  компью-теров  перенесло  информатику  из  царства  знатоков  к
широкой  публике.  Internet  в  ходе   своего   развития   и   повсеместного
распространения занимается именно таким переносом.
    Internet, как и вычислительная техника,  совершила  переход  от  забавы
экспертов к инструменту ежедневного пользования. И сам процесс перехода  был
совершенно аналоги-чен. Сеть постепенно становилась проще  в  использовании,
частично потому что оборудо-вание стало лучше, а частично потому,  что  сама
стала скорее и надежнее. И самые смелые из  тех,  кто  сначала  не  решались
связываться с Internet,  начали  ее  использовать.  Эти  новые  пользователи
породили огромную потребность в новых ресурсах и лучшем инструмента-рии.
    Улучшались  старые  средства,  появлялись  новые,  предназначенные  для
доступа к новым ресурсам,  что  облегчало  использование  сети.  И  вот  уже
другая группа людей стала  понимать  пользу  Internet.  Процесс  повторялся.
Этот круговорот продолжает развиваться и по сей день.
    В общем, все пользователи Internet ищут одного: общения и информации. И
они нахо-дят это  среди  людей  и  компьютеров.  Легко  позабыть  о  людских
ресурсах Internet, но они очень важны, так же, как и  доступные  компьютеры.
Internet - миролюбивая и дружелюбная страна. Здесь можно встретить таких  же
людей, как вы сами.
    Можно  -  на  самом  деле,  даже  очень  легко  -   найти   электронный
дискуссионный клуб почти по любой  теме  (их  сейчас  всего  около  полутора
тысяч), или начать  новую  дискус-сию  и  встать  у  истоков  нового  клуба,
который никто до сих пор не догадался создать.
    И это только  начало.  Несомненно,  в  конечном  счете,  все  придут  к
пониманию того, что наступает Эра Информации; потребность в  ней  возрастает
и будет возрастать лавино-образно, количество потребителей тоже.  Никуда  от
этого не деться. Без надежной и опера-тивной информации нельзя идти  в  ногу
со временем, развивать науку и технику на уровне лучших мировых образцов.  И
все  мы,  все  до  единого,   -   потенциальные   пользо-ватели   глобальной
информационной сети.

    1.6. Доступ в Internet
    Доступ в Internet, обычно, получают через  поставщиков  услуг  (service
provider). Поставщики эти продают различные виды услуг, каждый из них  имеет
свои преимущества и недостатки. Так же  как  и  при  покупке  автомобиля  вы
решаете, какими качествами должна она обладать, сколько  вы  за  нее  можете
себе позволить заплатить, и, исходя из этого, выбираете  подходящий  вариант
из предлагаемого множества.
    Но перед тем, как начать действовать в этом направлении, т.е.  добывать
список  поставщиков  Internet,  читать  и  выбирать,  связываться  с   ними,
выясните, а не имеете ли вы уже доступа в  Internet,  сами  того  не  ведая.
Такое вполне может иметь место - в России не так часто, в США не  так  уж  и
редко. Если ваша организация или учреждение уже имеет доступ в Internet,  то
вряд ли вы сможете получить персональный доступ в сеть лучший,  нежели  ваша
организация.
    Другими словами, если вы уже имеете доступ  в  Internet,  вам  не  надо
будет платить денег из  своего  кармана,  не  надо  будет  суетиться  вокруг
поставщиков услуг и т.д., вам просто надо будет научиться пользоваться  тем,
что вы уже имеете.
    Если ваша организация пока не имеет доступа в Internet,  или  вообще-то
имеет, но, вот беда, не ваше подразделение, вам просто  следует  понаблюдать
и прикинуть, сколько еще потенциальных  пользователей  имеется  среди  ваших
сослуживцев, возможно, поговорить с ними и заручиться поддержкой,  составить
предложение и/или подать требование выше-стоящему руководству.
    Имеются возможности получить доступ  в  Internet  не  через  ее  прямых
распространи-телей, без лишних затрат.
    Первый - поищите  в  публичных  библиотеках:  некоторые  имеют  службу,
называемую  Freenet  -  свободная  (бесплатная)  сеть.  Это   информационная
система, основанная соот-ветствующим сообществом,  обычно  имеющая  модемный
доступ к Internet по телефону.
    Второй путь полезен для молодых людей, проживающих  в  странах  Запада,
или в центральных городах у нас.
    Станьте студентом, поступите в западный или организованный у нас  же  в
России  совместно  с   Западом   университет   или   колледж.   И   выберите
соответствующую специаль-ность, или запишитесь на  курсы,  которые  позволят
вам  добраться  до  заветного  компью-тера,  имеющего  доступ  в   Internet.
Например, научитесь плести лапти -  уже  потом  вам  будет  чем  развлечься,
когда у  вас  от  непрерывной  работы  в  сети  поедет  крыша.  И  когда  вы
научитесь, у вас будет еще один довод  начальству  в  пользу  предоставления
вам  доступа  в  Internet:  сети  как  воздух  необходима  база   данных   с
инструкциями по плетению лаптей, без  них  они  как  без  рук.  Такой  вклад
руководство не сможет не оценить по достоинству.

    1.7. Планы на будущее
    Международные связи
    Internet  является  международной  сетью  уже  достаточно   долго,   но
распространялась она в основном на союзников и зарубежные военные базы  США.
Теперь, в менее напря-женной мировой обстановке,  Internet  распространяется
повсеместно. Уже сейчас она дос-тупна примерно в  полусотне  стран  и  число
это быстро растет. Страны Восточной Европы с большим  энтузиазмом  принимают
участие в этом процессе; их стремление включиться на этом уровне  в  мировое
научное сообщество долгое время сдерживалось правительства-ми.  Включение  в
Internet рассматривается ими сейчас как один из путей развития  образо-вания
и технологии, поднятия их на новый качественный уровень.
    Способность Internet  общаться  по  протоколам  OSI  должна  помочь  ей
распростра-ниться еще больше. Большая часть  Европы,  за  исключением  стран
Скандинавии, которые приняли протоколы Internet уже давно, рассматривает  IP
как угрозу агрессии со  стороны  США  своей  интеллектуальной  и  культурной
самобытности.
    Их более привлекают сети, основанные на OSI протоколах. И если эти  два
протокола смогут сосуществовать, все будут просто счастливы.
    Международная экспансия Internet на слабо развитые страны  в  настоящее
время зат-руднена  отсутствием  хорошей  базовой  инфраструктуры,  а  именно
отсутствием приличной телефонной системы. Как в Восточной Европе,  так  и  в
странах третьего мира нет телефон-ных систем  достойного  качества.  Даже  в
столичных и крупных промышленных городах линии связи в лучшем  случае  имеют
пропускные способности, доступные на любом домашнем  телефоне  в  США:  9600
bps.  Типична  ситуация,  когда  одна  из  таких  стран  даже  и  «входит  в
Internet», но доступны реально лишь немногие ее  области,  или  даже  просто
точки.  Обычно  это  основные  технические  ВУЗ-ы  и  университеты   страны,
исследовательс-кие институты, имеющие давние  международные  связи.  Однако,
можно ожидать, что ситуация изменится,  и  по  мере  того,  как  развивается
телефонная система, будет возрастать  активность  все  более  мелких  членов
сети. Они станут появляться в Internet все чаще,  одновременно  будет  расти
их плотность. И даже индивидуальные домашние  системы  постепенно  станут  в
сети обычным явлением
    Коммерциализация
    В Internet вот уже много лет пребывают различные крупные корпорации.  В
боль-шинстве  случаев  их  участие  было  ограничено  их  исследовательскими
отделениями. Для своих же деловых общении эти компании  использовали  другие
(обычно частные) сети.
    Большие машины  IBM,  которые  работали  с  их  коммерческими  данными,
использо-вали протоколы,  названные  SNA.  Сейчас  предприниматели  начинают
понимать, что содержать множество различных сетей дорого и  нецелесообразно.
Некоторые  начинают  посматривать  на  Internet   в   поисках   возможностей
заключения торговых  сделок  по  сети.  Ранее  их  отпугивала  политика,  не
одобрявшая   или   запрещавшая   коммерческое    использова-ние    Internet.
Большинство этих взглядов сейчас пересматриваются и меняются.  Коммерчес-кое
использование Internet будет становиться все более обычным,  по  мере  того,
как эти запреты будут исчезать.
    Это должно быть особенно привлекательно для  малого  бизнеса.  Motorola
или Standard OiL могут себе  позволить  содержать  межконтинентальную  сеть,
связывающую их филиалы, а небольшая фирма  пока  себе  такого  позволить  не
может. Если она имеет филиа-лы,  например,  в  Уфе  и  Москве,  то  все  что
требуется – это включение в Internet каждого  филиала.  Практически,  -  это
сеть не только по всей стране, как у воротил бизнеса, но более  того,  -  по
всему миру.
    Приватизация
    За коммерциализацией сразу  приходит  и  приватизация.  Годами  сетевое
сообщество желало от телефонных компаний и других  коммерческих  предприятий
обеспечения  IP-подключения  такого  же  уровня  доступности,  как  обычного
телефона, т.е., чтобы можно было заказать и  привести  Internet-линию  домой
также  легко  и  просто  как  телефонную.  Вы  заказываете,  приходит  спец,
устанавливает, уходит,  и  вы  тут  же  подключаете  к  этому  разъему  свой
компьютер, и вот вы в сети! Но телефонные компании всегда на это  говори-ли:
«Мы продадим вам телефонные линии, а вы, что хотите, то с ними  и  делайте.»
К счастью, федеральные власти не оставляли сетевой бизнес без своей опеки.

    1.8. Постановка задачи.
    В связи с тем, что в ЮСГПИ с  сентября  1997  г.  определённые  учебные
классы были подключены к сети Internet возникла потребность  создания  банка
хранения ссылок новой  информации.  Так  как  интересы  пользователей  можно
отследить достаточно просто, то можно выделить несколько основных  разделов,
которыми наиболее часто интересуются пользователи Internet.
    В поставленную пере до мною задачу в дипломной работе входило  создание
странички,  содержащей  ссылки  (адреса)  новой  информации   по   различным
тематикам:
Компьютеры
а) программное обеспечение
б) компьютеры и комплектующие
в)
Система образования
а) программное обеспечение
б) литература
в) высшие учебные заведения
Техника
а) автомобилестроение
б) военная техника
в) авиация и космонавтика.
Досуг и развлечение.
       а)
       б)
       в)
    Такая страница должна удовлетворять  всем  психолого  -  эргономическим
требованиям , а так же должна являться хорошей  помощью  для  администратора
сети Internet.
Глава I.
    World Wide Web
    Internet, как мы уже знаем, - это крупнейшая мировая компьютерная сеть.
Сейчас Internet имеет примерно 20 миллионов пользователей  более  чем  в  50
странах. WWW дос-тупен в основном через Internet; но говоря WWW  и  Internet
мы имеем ввиду не одно и то же. WWW можно отнести к внутреннему  содержанию,
т.е. это какой-то абстрактный мир знаний, в то время как  Internet  является
внешней стороной глобальной сети  в  виде  огромного  количества  кабелей  и
компьютеров.

                                    [pic]
    Рис. 1 Страны, обозначенные черным цветом,  имеют  связь  по  Internet.
Число людей, имеющих такой доступ, в этих странах становится  все  больше  и
больше. Страны,  обозначенные  белым  цветом  могут  работать  по  email,  в
локальных сетях или не имеют ничего подобного вообще. Статистика на1994г.

    0. Немного истории
    История WWW - Мировой Информационной Паутины  началась  в  Марте  1989,
когда Tim Berners-Lee из Европейской Лаборатории Физики Элементарных  Частиц
(известной  как  CERN),  где   работал   коллектив   исследователей-физиков,
предложил новый способ  обмена  результатами  исследований  и  идеями  между
организациями. Такой обмен  был  очень  необходим,  потому  что  члены  этой
организации работали в разных странах.
    Предлагалось  использовать  просто  систему  гипертекста  для  передачи
документов и установления связи между членами общества физиков -  ядерщиков.
Тогда  еще  не  было  планов  задействования   звука   или   видео,   и   не
рассматривалась возможность передачи изображения.
    К концу 1990, впервые программное обеспечение WWW было  установлено  на
ЭВМ  NeXT.  Теперь  можно  было   просматривать   и   передавать   документы
гипертекста другим людям  через  Internet,  а  также  появилась  возможность
редактировать документы гипер-текста прямо на экране  компьютера.  Программа
сначала демонстрировалась перед члена-ми общества и на семинарах  в  CERN'е,
а затем была показана на конференции «Гипер-текст'91».
    До 1992 Tim продолжал выступать со своим проектом, до тех пор  пока  не
появились желающие продолжить работу над этой проблемой.
    Сотни людей со всего мира приняли участие в разработке  этого  проекта,
одни писа-ли программы и  документы  для  WWW,  другие  просто  рассказывали
людям  о  WWW.  Груп-па   пионеров-проектировщиков   WWW   даже   не   могла
предполагать тогда, что начатое ими дело достигнет таких  масштабов.  Только
за первых четыре месяца 1994 о WWW  говорили  и  писали  CNN,  «Wall  Street
Journal», «Economist», «Fortune», «New York  Times»  и  многие  компьютерные
издания.

    2.2. Что такое WWW?
    Так что же такое World Wide Web, или, как говорят в  просторечье,  WWW,
the Web, или еще  проще  -  3W?  WWW  -  это  распределенная  информационная
система  мультимедиа,  основанная  на  гипертексте.  Давайте  разберем   это
определение по порядку.
    Распределенная информационная система: информация хранится на  огромном
множестве так называемых WWW-серверов (servers).  То  есть  компьютеров,  на
которых  установлено   специальное   программное   обеспечение   и   которые
объединены в сеть Internet. Пользователи, имеющие доступ  к  сети,  получают
эту  информацию  при  помощи   программ-клиентов,   называемых   программами
просмотра  WWW-документов.  При  этом  программа   просмотра   посылает   по
компьютерной сети запрос серверу, хранящему файл с необходи-мым  документом.
В ответ на запрос сервер высылает программе просмотра этот  требуе-мый  файл
или сообщение об отказе, если файл по  тем  или  иным  причинам  недоступен.
Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам,  или,  как
говорят иначе, протоколу. Протокол, принятый  в  WWW,  называется  HyperText
Transfer Protocol, сокращенно - HTTP.
    Мультимедиа: информация включает в себя не только текст, но и  двух-  и
трехмерную графику, видео и звук.
    Гипертекст: информация в WWW представляется в виде  документов,  каждый
из которых может содержать как внутренние перекрестные ссылки, так и  ссылки
на другие документы,  хранящиеся  на  том  же  самом  или  на  любом  другом
сервере.
    Такие  ссылки  называют  гиперссылками  или  гиперсвязями.  На   экране
компьютера в окне программы просмотра ссылки выглядят как выделенные  каким-
либо образом (напри-мер, другим цветом и/или подчеркиванием) участки  текста
или графики. Выбирая гипер-ссылки, пользователь  программы  просмотра  может
быстро перемещаться от одной части документа к  другой,  или  же  от  одного
документа к другому. При  необходимости  программа  просмотра  автоматически
связывается с соответствующим сервером в сети  и  запрашивает  документ,  на
который  сделана  ссылка.   Кстати,   идея   гипертекстового   представления
информации должна уже быть хорошо  знакома  пользователям  различных  версий
системы Microsoft Windows, каковых среди  читателей  этой  книги,  вероятно,
большинство. Именно по этому принципу построена в Windows система  подсказок
(Help), с той лишь разницей, что гипертекстовая  система  подсказок  Windows
не является распределенной.
    Итак, WWW-документ  может  содержать  стилизованный  и  форматированный
текст,  графику  и  гиперсвязи  с  различными  ресурсами   Internet.   Чтобы
реализовать  все  эти  возмож-ности,  был   разработан   специальный   язык,
названный  HyperText  Markup  Language  (HTML),  то  есть,   Язык   Разметки
Гипертекста. Документ, написанный  на  HTML,  представляет  собой  текстовый
файл, содержащий собственно текст,  несущий  информацию  читателю,  и  флаги
разметки.  Последние  представляют  собой   определенные   стандартом   HTML
последова-тельности  символов,   являющиеся   инструкциями   для   программы
просмотра; согласно этим инструкциям программа располагает текст на  экране,
включает в него  рисунки,  хранящиеся  в  отдельных  графических  файлах,  и
формирует гиперсвязи с другими документами  или  ресурсами  Internet.  Таким
образом, файл на языке HTML приобретает облик WWW-доку-мента  только  тогда,
когда он интерпретируется программой просмотра. О  языке  HTML  мы  подробно
расскажем в соответствующих  разделах  книги,  поскольку  без  знания  основ
этого языка невозможно создать свой собственный гипертекст для публикации  в
WWW.

    2.3. Как в WWW задается местонахождение документа?
    Виртуальный мир WWW населен миллионами документов, обитающих на  сотнях
тысяч серверов. Задача WWW-путешественника - найти среди  них  тот,  который
содержит необходимую  информацию,  и  прочитать  его  при  помощи  программы
просмотра,  -  а  для  этого  программа  просмотра   должна   знать   точное
местонахождение  данного  документа.  Оно  однозначно  определяется  адресом
сервера, номером порта, именем директории и именем файла с этим  документом.
Для успешной  загрузки  требуемого  документа  сервера  программе  просмотра
также нужно указать протокол, используемый  этим  сервером.  Это  связано  с
тем, то кроме WWW-серверов, программы просмотра могут  обращаться  к  серве-
рам   пересылки   файлов    (так    называемым    FTP-серверам),    серверам
телеконференций,  серве-рам  электронной  почты  и  некоторым  другим  типам
серверов.  Комбинация  протокола,  адреса  сервера,  номера   порта,   имени
директории и имени файла получила название  Uniform  Resource  Locator,  или
сокращенно URL. Синтаксис URL показан ниже:
    протокол://адрес_сервера:номер_порта/имя_директории/имя_файла
    Протокол, как уже  было  сказано  выше,  это  совокупность  правил,  по
которым происходит взаимодействие клиент-сервер. Мы уже знаем, что  «родной»
протокол WWW называется http.  Кроме  http,  WWW-клиенты  могут  общаться  с
серверами, поддерживающи-ми протоколы ftp, gopher и некоторыми  другими,  на
которых я здесь останавливаться не буду, а расскажу о них далее.
    Название протокола отделяется от  остальной  части  URL  двоеточием.  В
названии протокола прописные латинские буквы и соответствующие  им  строчные
буквы эквива-лентны.
    Начало адреса  отмечается  двумя  косыми  чер-тами  //  Он  состоит  из
нескольких частей - так  называемых  поддоменов.  Поддомены,  представляющие
собой  сочетания  букв  и  цифр,  разделяются  точками,  причем,  «уточнение
координат адресата» от более крупных к более  мелким  поддоменам  происходит
справа налево.  Так  же  как  и  в  названии  протокола,  в  адресе  сервера
прописные латинские буквы и соответствующие им строчные буквы эквивалентны.
    Номер порта выражается  целым  положительным  числом  и  отделяется  от
адреса двоеточием. Порт - это как бы «дверь», через которую  можно  зайти  в
сервер. Сервер может иметь несколько доступных портов; если номер порта WWW-
сервера равен 80, то в URL его можно не указывать.
    Файлы с документами, публикуемыми в WWW, часто имеют суффиксы .html или
.htm. Эти суффиксы являются аббревиатурой  от  названия  языка,  на  котором
пишут WWW-доку-менты, HyperText Markup Language, о  котором  будет  подробно
рассказано далее.
    Если имя директории начинается с символа ~ (тильда), это означает,  что
это - так  называемая  домашняя  директория  (home  directory)  пользователя
данной  компьютерной  системы.  На   компьютерах   с   многопользовательской
операционной  системой  UNIX   каждо-му   пользователю   присваивается   имя
пользователя,  под  которым  он  регистрируется  в  сис-теме,  и  выделяется
собственная   «домашняя»   директория,    предназначенная    для    хранения
принадлежащих  ему  файлов.  Имя  домашней  директории  совпадает  с  именем
пользователя. Вместо абсолютного имени домашней директории с указанием  всех
ее поддиректорий можно использовать имя пользователя, которому  предшествует
символ ~ (тильда).
    Обратите внимание на следующие особенности задания  имен  директорий  и
файлов в URL:
    Директория, указанная в URL,  как  правило,  не  совпадает  с  истинной
директорией в файловой системе  на  том  сервере,  где  находится  требуемый
файл. Преобразование дирек-торий, заданных в URL, в  истинные  директории  в
файловой системе осуществляется  WWW-сервером  согласно  правилам,  заданным
при его установке и настройке.
    Если в URL указано только имя директории, а имя  файла  не  задано,  то
сервер на такой запрос вышлет  файл  с  определенным  именем,  зависящим  от
настройки сервера. Если же  такого  файла  в  заданной  директории  нет,  то
большинство серверов автоматически вышлют вам список всех  файлов  в  данной
директории.

    2.4. Программы просмотра
    Мы уже  знаем,  что,  программа,  с  которой  непосредственно  общается
пользователь при работе с ресурсами  WWW,  называется  программой  просмотра
WWW-документов.  Напоминаем,  что  работа  такой  программы  заключается   в
посылке запроса к заданному сер-веру, интерпретации полученной информации  и
представления   ее   пользователю.   Кроме   того,   она    выполняет    ряд
вспомогательных   задач,   например,   поддержива-ет   список   прочи-танных
документов, чтобы пользователь мог к ним вернуться в дальней-шем.
    В  настоящее  время  получили  распространение  более  десяти  программ
просмотра WWW-документов.  Из  графических  программ  просмотра  наибольшего
внимания, на наш взгляд,  заслуживают  NCSA  Mosaic,  Netscape  Navigator  и
Microsoft Internet Explorer.
    Программа   NCSA   Mosaic   была   создана   в   Национальном    Центре
Суперкомпьютерных Приложений Университета штата Иллинойс в Урбана-Шампэйн  в
начале 1993 года груп-пой программистов, возглавляемых  студентом  по  имени
Марк  Андреессен.  В  то  время  Mosaic  являлась  единственной   программой
просмотра,  написанной  на   профессиональном   уровне,   дружественной   по
отношению к пользователю  и  работающей  на  многих  типах  компьютеров.  Не
вызывает сомнений, что именно Mosaic открыла World Wide Web для  большинства
пользователей. В настоящее время в NCSA группа разработчиков  (в  основ-ном,
студентов старших курсов) продолжает трудиться над новыми  версиями  Mosaic,
нес-мотря на то, что по своим возможностям  эта  программа  уже  существенно
уступает более новым программам. Mosaic является некоммерческим  программным
продуктом, доступ-ным для пользователей бесплатно.  Исходный  код  программы
Mosaic открыт и активно используется разработчиками многих  других  программ
просмотра.
    Netscape Navigator (сокращенно - Netscape) - это  в  настоящий  момент,
пожалуй, самая популярная программой просмотра, работающая на тех  же  типах
компьютеров,  что  и   Mosaic.   Netscape   -   детище   компании   Netscape
Communications Corporation, основанной в начале 1994  года  Джимом  Кларком,
который в свое время основал крупную компанию Silicon  Graphics,  знаменитую
своими графическими станциями. Джиму Кларку удалось  переманить  в  Netscape
Communications Corporation первоначальных  разработчиков  програм-мы  Mosaic
из Иллинойса, в том числе и самого Марка Андреессена. Netscape - это коммер-
ческий  продукт,  за  пользование  которым   надо   платить.   Однако,   для
пользователей в уни-верситетах Netscape доступна  бесплатно.  Кроме  версий,
работа над которыми завершена, компания  периодически  выпускает  отладочные
версии Netscape (так называемые бета-версии),  которыми  можно  пользоваться
бесплатно  до  наступления  определенной  даты,  после   которой   программа
перестает функционировать.
    Microsoft  Internet  Explorer  (сокращенно  -  IE)  -  творение   фирмы
Microsoft   Corporation.   По   функциональным   возможностям   и   удобству
использования IE примерно эквивалентен упомянутой  выше  программе  Netscape
Navigator. В отличие  от  последней,  IE  работает  на  значительно  меньшем
количестве компьютерных платформ. IE распространяется  бесплат-но  для  всех
пользователей.
    Кроме Mosaic, Netscape и IE, стоит упомянуть такие программы как  Lynx,
IBM Web Explorer и AOL Browser.
    Анализ доступа на сервер Engineering показывает,  что  наиболее  широко
используется  Netscape  Navigator.  В  настоящее   время   между   Microsoft
Corporation и Netscape Corporation идет острейшая борьба  за  первенство  на
рынке  программного  обеспечения  для  Internet,  и  весьма  вероятно,   что
Microsoft  вскоре  существенно   потеснит   Netscape   и   остальных   своих
конкурентов.

    2.5. Основные команды программ просмотра
    Оконный интерфейс графических программ  просмотра  прост  и  интуитивно
понятен  всем  пользователям,  знакомым  с  Microsoft  Windows.   В   полосе
заголовка  окна,  которая  рас-полагается  вдоль   верхней   границы   окна,
выводится название программы просмотра -  Netscape  -  и  название  текущего
документа. Далее в  верхней  части  окна  расположены  эле-менты  управления
программой: меню и экранные кнопки. Большую часть окна  занимает  собственно
область, в которой выводится содержание просматриваемых  WWW-докумен-тов.  В
нижней части окна расположена  строка  состояния.  В  этой  строке  Netscape
отобра-жает такую информацию, как,  например,  процентную  долю  от  полного
размера загружае-мого в данный момент файла или URL  документа,  на  который
указывает  гиперссылка,  если  курсор  мыши  поместить  на   соответствующий
участок документа.
    В таблице ниже приведены команды, необходимые для выполнения простейших
действий при просмотре документов в WWW при помощи Netscape  Navigator  3.0.
Система команд и меню в других графических программах  ненамного  отличается
от принятой в Netscape. Следует учесть, что  авторы  программ  просмотра  из
каких-то  таинственных  по-буждений   используют   различные   термины   для
обозначения одних и тех же понятий.

|Действие                    |Команда в Netscape 3.0                    |
|Открыть документ с          |Меню: File | Open Location                |
|извест-ным URL на           |Затем впечатать URL в появившемся         |
|WWW-сервере.                |диало-говом окне и «нажать» экранную      |
|                            |кнопку OK.                                |
|                            |Или: Впечатать URL в поле «Location:»,    |
|                            |распо-ложенное в верхней части окна, и    |
|                            |нажать клавишу Enter.                     |
|Открыть домашнюю страни-цу  |«Нажать» экранную кнопку с изображением   |
|(homepage).                 |домика Home                               |
|Прервать загрузку документа.|«Нажать» экранную кнопку Stop             |
|Открыть документ,           |Меню: File | Open File                    |
|находя-щийся в файле на     |                                          |
|локальном ком-пьютере.      |                                          |
|Перезагрузить текущий       |«Нажать» экранную кнопку Reload.          |
|доку-мент.                  |                                          |
|Сохранить текущий документ в|Меню: File | Save As                      |
|файле.                      |                                          |
|Перейти к просмотру         |Переместить указатель мыши в выделенный   |
|доку-мента, с которым       |подчеркиванием и/или контрастным цветом   |
|имеется гипер-связь в       |учас-ток на экране и щелкнуть левой       |
|текущем документе.          |клавишей мыши.                            |
|Двигаться назад по цепочке  |«Нажать» экранную кнопку << Back          |
|документов, просмотренных в |                                          |
|те-кущем сеансе работы.     |                                          |
|Вернуться к произвольному   |Меню: Go, затем указать название          |
|документу, просмотренному в |необходи-мого документа из списка.        |
|те-кущем сеансе работы.     |                                          |
|Двигаться вперед по цепочке |«Нажать» экранную кнопку >> Forward       |
|просмотренных документов.   |                                          |
|Запомнить URL текущего      |Меню: Bookmark | Add Bookmark             |
|документа в списке          |                                          |
|«закладок» для последующего |                                          |
|возврата к нему             |                                          |
|Открыть документ из списка  |Меню: Bookmark                            |
|«закладок».                 |Выбрать документ из спускающегося меню    |

    Программы просмотра способны  правильно  отобразить  содержимое  файлов
самых различных форматов,  начиная  от  простейших  текстовых  и  заканчивая
графическими, зву-ковыми и другими специализированными форматами; при  этом,
как мы уже знаем, «род-ным»  форматом  для  WWW  является  HyperText  Markup
Language (HTML).  А  что  же  проис-ходит,  когда  программа  просмотра  «не
понимает» формата загружаемого файла?  В  первый  раз  столкнувшись  с  этой
нередкой ситуацией, можно  и  растеряться,  поэтому  мы  кратко  опишем  два
возможных варианта развития событий:
    1. Программа просмотра знает, какая из других  программ,  установленных
на вашем  компьютере,  понимает  формат  данного  файла.  -  В  этом  случае
программа просмотра запустит требуемую  программу-помощника  или  программу-
приставку и  передаст  ей  полу-ченный  файл  для  обработки.  Как  правило,
программа просмотра, прежде чем  запустить  программу-помощника,  спрашивает
вашего разрешения. Это делается по той причине, что даже самый  невинный  на
первый взгляд файл может быть потенциально опасен для ваше-го компьютера.  В
частности,  документы  в  формате  Word  for  Windows  6.0  могут  содержать
макрокоманды, способные уничтожать или переписывать файлы на  вашем  жестком
диске!
2. Программа просмотра не знает, у  какой  программы  попросить  помощи  при
интерпретации данного файла. - В этом случае  вам  будет  предложено  четыре
альтернати-вы:
    0) More Info... - дать дополнительную информацию о возникшей ситуации  и
       предложить установить программу-приставку (plug-in), которая понимает
       данный формат файла,
    0) Pick App... - выбрать программу-помощника, уже установленную на вашем
       компьютере, для обработки данного файла,
    0) Save File... - сохранить файл на локальном диске,
    0) Cancel - отменить загрузку данного файла. Часто команду Save  File...
       используют  для  того,  чтобы  получить  программное  обеспечение   и
       документацию из коллекций («архивов»).
    Проблема русификации
    Создатели программного обеспечения для работы в  WWW  первоначально  не
были  слишком  озабочены  нуждами  людей,  желающих  публиковать  и   читать
информацию на своих родных языках, не использующих латинский алфавит, в  том
числе и на русском язы-ке.  В  последнее  время  ситуация  начинает  заметно
изменяться к лучшему,  но  все  же  прос-мотр  и  публикация  документов  на
русском языке сопряжена с некоторыми трудностями.

    2.6. Коды и символы
    Файл,  содержащий  гипертекстовый  WWW-документ,   представляет   собой
текстовый файл. «Внутри» компьютера современной архитектуры и  при  передаче
по сетям каждый символ текста представляется в виде целого  числа,  которое,
в  свою  очередь,  кодируется  комбинацией  из  восьми  двоичных   разрядов,
называемых битами. Такая комбинация из восьми бит,  обрабатываемых  ЭВМ  как
одно целое, получила название байт. Каждый бит в  байте  может  иметь  ровно
два состояния: «включен» и «выключен», или «1» и «0».
    Легко убедиться, что существует ровно 256  комбинаций  из  восьми  бит,
каждый из которых может быть занят либо нулем, либо единицей. Таким  образом
получается,  что  восемью  битами  (то  есть,  одним  байтом)   могут   быть
представлены числа, или коды, от 0 до 255 (то есть, от 00000000 до  11111111
в двоичной системе счисления). Каждому коду можно поставить  в  соответствие
определенный текстовый символ, например, букву или  цифру,  или  управляющий
символ, такой как возврат каретки, переход на новую строку  и  т.  п.  Чтобы
текст выглядел одинаково на мониторах разных  компьютеров,  необходим  опре-
деленный стандарт на соответствие кодов и представляемых  ими  символов  для
текстовой  информации.  Такой  стандарт,  принятый  в  настоящее  время   на
подавляющем  большинстве  компьютерных  систем,  получил  название  American
Standard Code for Information Interchange (ASCII, произносится как  «аски»).
Этот стандарт охватывает лишь коды от 0 до 127. В кодовой таблице  ASCII  не
нашлось места для многих часто используемых специальных символов. Также,  из
буквенных символов там присутствуют  только  символы  английского  алфавита.
Чтобы закодировать буквы национальных алфавитов, в том числе русского,  сох-
ранив при этом совместимость с таблицей ASCII, необходимо использовать  коды
в диапа-зоне от 128 до 255. Вот тут-то и начинаются сложности.
    Кодовые таблицы для кодировки букв русского алфавита (кириллицы)
    Существует довольно  много  различных  кодовых  таблиц,  совпадающих  в
диапазоне кодов от 0 до 127 со  стандартом  ASCII  и  использующих  диапазон
кодов от 128 до 255 для  специальных  символов  и  букв  русского  алфавита.
Среди них наиболее распространены следующие четыре:
    1. Microsoft Windows Cyrillic code page 1251
    Известна  также  как  CP-1251   или   Windows-1251.   Наиболее   широко
применяется в «русифицированных» системах Microsoft Windows 3.1, 95 и NT.
    2. KOI8-r
    Базируется на государственном стандарте Кода  Обмена  Информацией  КОИ8
(ГОСТ 19768-74).  Применяется  в  основном  на  компьютерах  с  операционной
системой UNIX. Принята за стандарт  кодирования  русскоязычных  текстов  при
обмене по электронной почте. Большинство WWW-серверов  хранят  русскоязычные
документы в этой кодировке. В настоящее время  имеются  наборы  шрифтов  для
Microsoft Windows в кодировке KOI8-r. Они были  разработаны  специально  для
сетевых программ, работающих под Windows.
    3. CP-866 Microsoft/IBM code page 866
    Известна  также  как  «альтернативная  кодировка  ГОСТа»  (в  некоторых
документах ее обозначают  Alt-GOST  или  alt).  Применяется  в  основном  на
персональных компьютерах IBM PC с операционной системой MS-DOS при работе  в
текстовом режиме. Программы просмотра под DOS  практически  не  используются
(обычно на IBM-совместимых машинах  они  работают  под  Microsoft  Windows).
Однако, мы упоминаем эту  кодировку,  поскольку  текст  WWW-документа  можно
создавать в текстовом редакторе, работающем под DOS.
    4. ISO-8859-5
    Расположение русских букв в ней практически совпадает с так  называемой
«основ-ной кодировкой ГОСТа» (иногда  можно  встретить  ее  обозначение  как
Main-GOST). При-меняется редко, хотя  и  является  международным  стандартом
кодировки  русского  алфавита,  зарегистрированным  International  Standards
Organization (ISO).
    Несколько особняком  от  вышеперечисленных  кодировок  стоит  кодировка
Unicode, которая, по замыслу ее разработчиков,  входящих  в  так  называемый
консорциум Unicode,  должна  раз  и  навсегда  решить  проблему  хранения  в
текстовых  файлах  символов  любой   из   существующих   на   Земле   систем
письменности. К сожалению, пока еще Unicode использу-ется весьма редко.
    При переносе файлов с текстами на русском языке с одного компьютера  на
другой, или даже из одной  программы  в  другую,  довольно  часто  возникает
необходимость  переко-дировки  таких  файлов.   Для   перекодировки   файлов
используют специальные программы.
    Для чтения документов на русском языке вы должны установить в программе
просмотра шрифт, использующий  одну  из  кодовых  таблиц,  содержащих  буквы
русского алфавита (кириллицы).
    Согласование кодировок сервера и программы просмотра
    Если попытаться прочитать  русскоязычный  WWW-документ,  закодированный
при  помощи  одной  кодовой  таблицы,  программой  просмотра,   использующей
шрифты, рассчи-танные на другую таблицу, то русский  текст  будет  выглядеть
как бессмысленный набор знаков. Например, слово Привет!, высланное  сервером
в  кодировке  KOI8-r,  при  использо-вании  программой  просмотра  шрифта  в
кодировке Windows-1251 выглядит на  экране  как  рТЙЧЕФ!  Как  же  заставить
сервер и программу просмотра настроиться на какую-либо одну кодировку?
    Иногда  заботу  о  соответствии  кодовых  таблиц  сервера  и  программы
просмотра берет на себя сервер. При этом он должен определить кодировку,  на
которую настроена прог-рамма просмотра, и высылать документы именно  в  этой
кодировке.  Для   автоматического   определения   используется   возможность
протокола HTTP 1.0 передавать в заголовке  запроса  перечисление  допустимых
форматов документов и наборов  символов  MIME  content-type  и  charset.  По
многим причинам этот подход довольно часто не срабатывает.  В  таком  случае
авторы документов, размещенных на сервере,  часто  прибегают  к  более  уни-
версальному приему, предлагая читателю  из  нескольких  гиперссылок  выбрать
ту, которая указывает на нужный документ в желаемой кодировке.
    Некоторые программы просмотра умеют сами подстраиваться  под  кодировку
доку-мента,  высылаемого  сервером,  если  кодировка  правильно  указана   в
заголовке ответа WWW-сервера в  специальном  поле  charset,  предусмотренном
протоколом HTTP 1.0. К со-жалению, многие серверы не  настроены  так,  чтобы
добавлять это поле автоматически.

    2.7. Области использования WWW
    Наука
    Как отмечалось во введении, WWW была создана в одном из ведущих научно-
иссле-довательских  учреждений   -   ЦЕРНе   (CERN)   -   именно   с   целью
распространения научной информации. В настоящее  время  в  WWW  можно  найти
большое количество публикаций в самых разных областях науки и техники.
    В скором времени можно ожидать лавинообразного увеличения числа научных
пуб-ликаций в WWW и рождения новых  специализированных  научных  электронных
журна-лов, не уступающих по качеству известным  печатным  изданиям.  Причем,
сам гипертекс-товый характер  WWW  с  возможностью  немедленного  доступа  к
документам  по  гиперс-сылкам  как  нельзя  лучше  соответствует   характеру
научной информации.
    Опыт показывает, что возможности WWW как источника  собственно  научной
ин-формации, то есть, результатов  конкретных  исследований  или  справочных
данных, пока  еще  более  чем  скромны.  Но  вот  как  средство  налаживания
контактов  и  поиска  информа-ции  о  том,  «где  что  делается  и  где  что
публикуется», World Wide Web уже не знает себе равных.
    Университетские информационные системы
    Практически каждый крупный университет  в  мире  имеет  университетскую
информа-ционную систему, основанную на WWW.  Задача  такой  системы  -  дать
информацию о факультетах, кафедрах и лабораториях, научных  исследованиях  и
учебных  планах,   универ-ситетской   общественной   и   культурной   жизни,
необходимую как для самих сотрудников и студентов университета,  так  и  для
всех заинтересованных лиц. Можно назвать следующие  основные  цели  создания
университетских информационных систем:
    привлечение абитуриентов;
    привлечение источников финансирования научно-исследовательских работ;
    помощь сотрудникам и студентам университета  в  поиске  необходимой  им
внутриу-ниверситетской учебной и научной информации.
    Учебные приложения
    Возможности гипертекста и мультимедиа  делают  WWW  весьма  благодатной
средой для  создания  распределенных  обучающих  систем.  WWW  предоставляет
возможности соз-дания  интерактивных  обучающих  систем,  в  которых  сервер
может не только предоставлять информацию пользователю,  но  и  вести  с  ним
диалог.
    Представьте себе, например, пособие  по  радиоэлектронике:  на  дисплее
возникает  схема  радиоприбора  и  предлагается  указать   на   этой   схеме
неисправность.  Обучающийся  указывает  при  помощи  мыши  на   определенные
контрольные точки схемы и ему выдаются результаты  измерения  электрического
потенциала в этих точках. После этого обучающийся указывает  на  неисправный
элемент.  В  случае  ошибки  сервер  высылает   документ   с   необхо-димыми
объяснениями и предлагает повторить задание, а в случае  правильного  ответа
- переходит к следующему заданию. По результатам такой  «контрольной»  может
быть выс-тавлена оценка.
    Удаленный доступ к богатому учебному материалу открывает  принципиально
новые возможности самообучения и  заочного  обучения,  а  также  существенно
облегчает проведе-ние контрольных  и  домашних  работ  в  высших  и  средних
учебных заведениях.
    В WWW можно найти и  «скачать»  программы  практически  на  все  случаи
жизни, от простейших утилит до больших программных комплексов.  Просматривая
описание какой-либо программы в той или  иной  коллекции,  следует  обращать
внимание не только на функциональные возможности  программы  и  на  то,  для
какой  компьютерной  платформы  она  предназначена,  но  и  на  условия   ее
распространения и использования (так называемую  лицензию).  Наиболее  часто
встречаются следующие разновидности лицензий:
    Commercial  software  («commercialware»)  -  коммерческое   программное
обеспечение. Предполагается, что пользователь должен приобрести  лицензию  у
владельцев данной программы перед установкой ее у себя на компьютере.  Часто
попадаются  бесплатные  демонстрационные  версии  коммерческих  программ,  у
которых искусственно отключаются некоторые  функциональные  возможности  или
ставится  временной  «замок»,  не  дающий  запускать  данную  программу   по
истечении некоторого промежутка времени после ее установки.
    Shareware   -   условно-бесплатное   программное    обеспечение.    Эта
разновидность похо-жа на commercialware, но вам разрешается устанавливать  и
копировать  программу  до  ее  регистрации  у   владельцев.   Часто   дается
возможность бесплатного использования  прог-раммы  в  течение  определенного
срока, а также бесплатной регистрации при использова-нии  в  образовательных
и других некоммерческих целях. Иногда регистрация вообще не обязательна,  но
дает определенные преимущества, например, техническую поддержку.
    Freeware - бесплатное программное обеспечение. От  вас  требуется  лишь
уважение авторских прав разработчика программы.
    Как правило, программное обеспечение для IBM PC-совместимых компьютеров
под   DOS   или   Microsoft   Windows   хранится   в    архивах    в    виде
cамоустанавливающихся исполняе-мых файлов (с расширением  exe)  или  в  виде
запакованных   («архивированных»)   файлов   в   формате,   совместимом    с
PKZIP/PKUNZIP (с расширением zip).  Самоустанавливающийся  исполняемый  файл
следует загрузить в какую-нибудь директорию на вашем диске  (лучше  пустую),
запустить его и  следовать  инструкциям  по  установке.  Что  касается  ZIP-
файлов, то после их полной загрузки  на  ваш  жесткий  диск  для  корректной
распаковки под  Windows  95  или  Windows  NT  с  восстановлением  структуры
каталогов и длинных  имен  файлов  лучше  всего  воспользоваться  программой
WinZip.
    Старая добрая программа PKUNZIP, работающая под DOS,  к  сожалению,  не
пони-мает длинных имен файлов. Как правило,  среди  файлов,  извлеченных  из
zip-файла, нахо-дится файл  setup.exe  или  install.exe.  Запускайте  его  и
далее  следуйте  инструкциям.  Не  лишне  предварительно   прочитать   файлы
readme.txt  и  license.txt,  также  обычно  входящие  в  комп-лект  поставки
программного обеспечения.
    Кроме PKZIP/UNZIP-совместимых архиваторов в мире Internet при пересылке
файлов  широко  используются  архиваторы  gzip  и  compress,  пришедшие   из
операционной системы UNIX. Сжатые этими программами файлы  имеют  расширения
.gz и .Z соответственно. В отличие от PKZIP, который  может  в  один  сжатый
файл поместить несколько файлов  или  даже  подкаталогов,  gzip  и  compress
сжимают файлы только «по одному». Для хранения  нескольких  файлов  в  одном
сжатом этими программами файле сначала  используют  программу  tar,  которая
упаковывает  несколько  файлов  в  один,  а  затем  уже  сжимают  этот  файл
программами  gzip  или  compress.  В  результате  получают  файл  с  двойным
суффиксом .tar.gz или .tar.Z. Вышеупомянутая  программа  WinZip  -  честь  и
хвала ее авторам! - понимает и эти форматы.
    Личные «визитные карточки»
    Это весьма удобно - иметь свою «визитную  карточку»,  часто  называемую
«homepage», на WWW-сервере.
    Представьте себе, что вы посылаете письмо по электронной почте на какую-
либо  фирму,  в  университет  или  просто  возможному  другу  по  переписке.
Достаточно при этом сообщить адресату URL вашей «визитной  карточки»,  и  он
сможет найти там любую  инфор-мацию  о  вас,  которую  вы  только  пожелаете
сообщить.  Обычно  такая  «карточка»  содержит  фотографии,  резюме,  список
публикаций и почтовый адрес,  а  также  рассказывает  о  друзь-ях,  семье  и
увлечениях. Однако, многие склонны так «разукрашивать»  свои  визитные  кар-
точки и перегружать их множеством ссылок на другие  документы  и  совершенно
излиш-ними подробностями, что такие «шедевры», кроме их  авторов,  никто  не
читать не будет.
    Виртуальные библиотеки, выставки и картинные галереи
    WWW  дает  неплохую  возможность  приобщиться  к   сокровищам   мировой
литературы и искусства.  Разумеется,  «пробежка»  по  виртуальным  выставкам
никак  не  заменяет  посещение  выставок  и  музеев,  где   размещены   сами
оригиналы, как не  заменяет  его  пролистывание  даже  шикарно  изданных  на
мелованной бумаге альбомов и каталогов.
    К сожалению, технические возможности, доступные  в  России,  пока  явно
недоста-точны для того, чтобы насладиться богатой палитрой красок или  HiFi-
звуком.  Репродукции  картин,  которые  выглядят  великолепно  на   огромном
высококачественном мониторе рабо-чей станции Silicon Graphics  или  даже  на
IBM-совместимой «персоналке» с видеоадаптером SVGA и приличным дисплеем,  на
386-ой  «писишке»  с  VGA  и   тайваньским   монитором   больше   напоминают
размазанные по экрану грязные  пятна,  чем  сами  оригиналы.  Что  каса-ется
аудиовозможностей, то  многие  российские  компьютеры  так  и  не  научились
разгова-ривать.   Впрочем,   парк   компьютеров   в   России    стремительно
обновляется,  и  на  первый  план   выходит   другая   проблема:   пересылка
графической и звуковой информации занимает так много  времени  при  наиболее
распространенном в  России  модемном  подклю-чении  к  Internet,  что  может
вывести из себя даже самого терпеливого поклонника искусства.
    WWW и коммерция
    В последнее время руководство многих  коммерческих  компаний  осознало,
что  WWW  -  это  настоящая  золотая  жила,  сулящая  огромные  прибыли  при
надлежащем  использова-нии.  Возможности  рекламы   и   продажи   продукции,
предоставляемые  WWW,  потенциаль-но  превосходят  аналогичные   возможности
прессы, телевидения и радиовещания. Особен-но удобна работа в WWW для  фирм,
производящих  программные  продукты,  для  которых  все  основные  стадии  -
реклама, продажа и даже «отгрузка готовой продукции» - доступны  через  WWW.
С сожалением следует отметить,  что  в  России  подобная  деятельность  пока
весьма затруднена по двум основным причинам:
    1.Слишком мало клиентов, имеющих доступ к WWW;
    2.Недостаточно развиты механизмы оплаты посредством кредитных карт  или
бан-ковских чеков, наиболее удобные при данном методе оформления заказов.
    Досуг и увлечения
    Несмотря на то, что первоначально WWW предназначалась  для  «серьезных»
целей, в настоящий  момент  подавляющая  часть  находящейся  там  информации
относится именно к сфере досуга  и  увлечений.  Поиск  и  публикация  в  WWW
материалов о ваших увлечениях - стоящее  дело.  Таким  способом  вы  найдете
много друзей и единомышленников во всем мире  и  установите  массу  полезных
личных контактов.

    2.8. Насколько популярен Web?
    С января по декабрь 1993, объем передаваемой информации по NSF возрос в
187 раз. В Декабре 1993 WWW занимал уже 11 место по  количеству  трафика,  а
годом раньше он был всего лишь 127.
                                    [pic]
    Рисунок 2. Развитие WWW. Статистика взята по FTP.
    В Июне 1993, Matthew Gray в MIT написал маленькую  программку,  которая
путешест-вовала по  всей  сети  Web  и  определяла  количество  запросов  на
получение информации от WWW. Маленькая «путешественница  по  WWW»  насчитала
за месяц около 100 запросов,  на  которые  абонентами  было  получено  более
двухсот тысяч документов. В Марте 1994 ко-личество  запросов  превысило  уже
1200. Конечно, программа со временем  совершенство-валась,  и  ряд  факторов
мог  влиять  на  последний  результат,  но  несмотря  на  это,  смело  можно
утверждать, что популярность WWW в 1994 по сравнению с 1993 значительно воз-
росла.
Глава III.
    HTML
    Можно работать на Web без знания языка HTML, так как тексты HTML  могут
созда-ваться различными специальными редакторами и конвертерами.  Однако,  я
адресую эту часть работы тем, кто  пишет  непосредственно  на  HTML.  Писать
непосредственно на HTML нетрудно. Возможно,  это  даже  легче,  чем  изучать
HTML-редактор или конвертер, которые часто ограничены в своих  возможностях,
содержат ошибки или производят пло-хой HTML  код,  который  не  работает  на
различных платформах.
    Язык HTML существует в нескольких вариантах и  продолжает  развиваться,
но конст-рукции HTML вероятнее всего будут использоваться  и  в  дальнейшем.
Изучая HTML и поз-навая его глубже,  создавая  документ  в  начале  изучения
HTML и расширяя его насколько это возможно, Вы сможете создавать  документы,
которые могут быть просмотрены многи-ми броузерами Web, как сейчас, так и  в
будущем.  Это  не  исключает  возможности  исполь-зования  других   методов,
например,   метод   расширенных   возможностей,   предоставляемый   Netscape
Navigator, Internet Explorer или некоторыми другими  программами.  Если  это
дейст-вительно служит Вашим  целям  и  Вы  хотите  сформировать  собственное
мнение о назван-ных программах, пользуйтесь им.  Но  работа  с  HTML  -  это
способ  усвоить  особен-ности  создания  документов  в   стандартизированном
языке, используя расширения, только когда это действительно необходимо.
    HTML был ратифицирован World Wide  Web  Consortium.  Он  поддерживается
несколь-кими  широко  распространенными  броузерами,  и,  возможно,   станет
основой почти всего имеющего отношение к Web программного обеспечения.

    3.1. Структура HTML документа
    Символы, заключенные в угловые скобки <> являются  HTML  командами,  по
кото-рым «браузер»  распознает,  как  следует  преобразовать  части  текста,
заключенные между этими командами.
    Документ в целом должен быть отмечен как документ в формате  HTML.  Для
этого  он  должен  начинаться  командой    и  заканчиваться   командой
.
    Документ состоит из 2 частей:
    - Заголовка (Head),
    - Собственно документа (Body).
    Для выделения заголовка  следует  ввести:    Заголовок  документа

    Каждый WWW - документ имеет  название,  которое  вводится  в  титульной
строке «браузера».
    Для   ввода   титульной   строки   в   заголовок   документа    следует
воспользоваться следующими командами:     TITLE  List  

    Следует отметить, что титульная строка должна быть на английском  языке
в  латинс-кой  кодировке  так  как  она  отображается  в  специальных  полях
браузера.
    Для записи основного  текста  следует  ввести:    Основной  текст

    Таким образом, общая схема документа в формате HTML выглядит  следующим
образом:
    
      Титульная строка документа  
     Основной текст документа 
    
    При написании команд HTML не имеет значение, какими буквами - строчными
или прописными Вы пишете команды.

    0. Создание заголовков
    Заголовки в документе создаются с помощью команд:  Заголовок ,
причем при i = 1 заголовок самый крупный, а при i = 6 - самый мелкий.
    Например,

|Отображаемый текст                   |Запись в формате HTML             |
|Заголовок1                           |

Заголовок1

| |Заголовок2 |

Заголовок2

| |Заголовок3 |

Заголовок3

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru