Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Внешнеэкономические (инвестиционные) и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга

Работа из раздела: «Предпринимательство»
               САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                      ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
                          КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
                                    [pic]



ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

                                  НА ТЕМУ:

    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
                              САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



                            Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич,
                                                          II курс, 4 группа.



                               Санкт-Петербург

                                    2003



                                 Содержание



Введение…………………………………………………………………………...стр. 3


   1. Глава I:
        1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4
        2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8
          1.2.1 Экспорт  Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
          1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13

   2. Глава II:
        1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
          2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
          2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами
             региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17

Заключение………………………………………………………………………..стр. 20

Литература………………………………………………………………………...стр. 21



Введение.



  Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как
субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных
тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.
Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от
обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на
сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить
некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для
составления прогнозов развития.

  Основной целью работы является анализ статистических данных для получения
 кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во
внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.
  Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в
проведении информационного анализа и написании аналитических работ
подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
  При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями,
связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его
международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных.
Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой
экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на
это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том
числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался
Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально-
экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план
является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического
развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова,
заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга,
«Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно-
технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а
навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов
Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство
отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2].
Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют
различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на
содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем
конкурентные возможности Петербурга.
  Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные
экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава
является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными
государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В
заключении представлен общий итог работы.
  Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:
      - сделать упор на анализ статистического материала, а не на
        составление выводов и прогнозов;
      - придать работе аналитический, а не описатьельный характер.

Глава I.

1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
  Место России в мировых инвестиционных рейтингах  в целом весьма скромно,
а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков
выбросили ее далеко из первой сотни  стран привлекательных для
инвесторов.[3]
  Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется.
Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и
другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также
центры третичного сектора экономики с  рыночной инфраструктурой, повышенным
спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по
оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).
Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,
Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых
иностранных инвестиций в экономику России.[4]
  Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия
между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой
прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал 'Эксперт' и
рейтинговое агентство 'Эксперт РА' посвящают свои исследования соотношению
инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении
инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические
характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный
потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из
которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина
инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются
экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,
криминальный и законодательный виды риска.
  Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих
позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он
занимает второе место по инфраструктурному и институциональному
потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу
удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому
показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-
1999гг.[6]
  Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные
части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к
инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и
имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
  Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.
видно, что общий объем иностранных инвестиций  стабильно растет, начиная с
1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].



                 Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.
|Млн. долл. США        |1993  |1994  |1995  |1996  |1997  |1998  |1999  |
|Объем валютных        |90    |36    |153   |139   |171   |309   |660   |
|инвестиций            |      |      |      |      |      |      |      |
|Объем рублевых        |      |      |3     |31    |63    |101   |46    |
|инвестиций            |      |      |      |      |      |      |      |
|Общий объем           |90    |36    |156   |170   |234   |410   |706   |
|иностранных инвестиций|      |      |      |      |      |      |      |


Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.



                                Диаграмма 1.
[pic]
  В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной
экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о
характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение
инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и
политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано
незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было
компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций
1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с
выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,
что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.
Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.
долларов). В 1997 г. начинается период  роста объема иностранных
инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в
1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год
соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64
млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция
проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных
инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема
рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а
общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.
  Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были
не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и
достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг
величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных
инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по
сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить
успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в
1999г.:

       - ввод в эксплуатацию завода 'Ригли' по производству жевательной
         резинки;

       - окончание строительства завода 'Жиллет Интернешл' по производству
         бритвенных принадлежностей;

       - введение цеха детского питания заводом 'Петмол';

       - открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании 'Нестэ' в
         Ломоносове;

       - введение в действие нового пивоваренного производства заводом
         'Вена';

       - организация производства пива заводом 'Браво'.

  Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее
привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились
промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно
пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и
общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме
2.


    Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях).
|                        |Валютные        |Рублевые       |
|                        |инвестиции      |инвестиции     |
|Всего                   |100,0           |100,0          |
|Промышленность          |68,6            |34,0           |
|Транспорт и связь       |17,0            |0,6            |
|Строительство           |0,9             |7,4            |
|Торговля и общественное |10,7            |52,6           |
|питание                 |                |               |
|Другие отрасли          |2,8             |5,4            |


                  Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.



                                Диаграмма 2.
                                               [pic]



  Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными
инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для
США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
  Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем
Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно
отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией
инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России
денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
  Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного
инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается
развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере
малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге
зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В
малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).
  Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все
инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный
директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что
“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского
рынка”.[8]
  Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта
реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина
первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты
строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для
автобусов и автомобилей.
  Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он
уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и
вернуться будет гораздо труднее.
  Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним
связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга 'О
создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-
Петербурга', которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью
создания Совета явилось  формирование эффективной обратной связи,
конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-
Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного
климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития
деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний
день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного
правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития
инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с
инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения
инвестиционных средств и их результативной отдачи.
  В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень
доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и
российской экономике в значительной степени определяется способностью
привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за
1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных
инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента
Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад
является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его
словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в
         Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации
были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать,
что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане
получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных
финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.
на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. 'Объем эмиссии -
300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что
существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее
иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как
доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%'.[10] Сам факт размещения
еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном
рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у
частных зарубежных банков.


1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.

  Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних
факторов на формирование и функционирование российского рынка. С
установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями
страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
   Современный этап социально-экономического и общественно-политического
развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним
из его существенных проявлений является децентрализация власти и
последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на
самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве
самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и
будущее Российского государства.
  Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
  Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга
постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за
9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех
субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
  Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся
в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса
внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл
по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий
города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо
характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-
Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная
(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем
распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и
неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]

  Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно
сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от
последствий августовского кризиса 1998г.


В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:

      - стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет  роста
        экспорта;

    - изменение баланса  внешней  торговли  Санкт-Петербурга,  положительное
      сальдо на протяжении двух кварталов подряд;

    - стабильный и практически линейный  рост  экспорта  предприятий  города
      начиная со 2-го квартала 1999 г.;

    -   стабилизация   объема   импорта   на   уровне   60-70%   от   уровня
      соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.


  Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем
тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще
некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в
России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом
роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции
малых и средних предприятий города.
  Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления
экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта
оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения
импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни
населения.



  1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

  С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом
его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%
от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных
металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым
годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
  Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом
цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и
другие сырьевые товары.
      По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место
- 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что
связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном
заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю
стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу.
Следом за Китаем идут Бельгия, затем
  США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
  Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из
нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте
составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается
товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время
наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры
Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга
остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта
объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и
Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском
продовольственном рынке.



                                Диаграмма 3.



                   Таблица 3:  структура экспорта/импорта.
|                       |Всего            |В том числе:                          |
|                       |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ        |
|                       |        |       |Экспорт |Импорт  |Экспорт |Импорт  |
|Всего                  |2101,5  |2329,2 |1962,9  |2129,5  |138,6   |199,7   |
|в том числе:           |        |       |        |        |        |        |
|Продовольственные      |25,2    |1138,2 |17,8    |1030,6  |7,4     |107,6   |
|товары и сырье для их  |        |       |        |        |        |        |
|производства           |        |       |        |        |        |        |
|продукция              |16,4    |11,7   |14,9    |11,7    |1,5     |0,0     |
|топливно-энергитическог|        |       |        |        |        |        |
|о комплекса            |        |       |        |        |        |        |
|продукция              |135,4   |251,5  |123,7   |239,7   |11,7    |11,8    |
|нефтехимического       |        |       |        |        |        |        |
|комплекса              |        |       |        |        |        |        |
|Кожевенное сырье, меха |10,5    |2,5    |10,4    |2,3     |0,1     |0,2     |
|и изделия              |        |       |        |        |        |        |
|Древесина и изделия из |162,7   |98,7   |156,7   |93,8    |6,0     |4,9     |
|нее                    |        |       |        |        |        |        |
|Одежда, обувь          |49,8    |16,1   |48,0    |12,2    |1,8     |3,9     |
|Черные и цветные       |433,2   |103,6  |425,0   |83,4    |8,2     |20,2    |
|металлы                |        |       |        |        |        |        |
|Продукция              |1135,7  |530,8  |1041,3  |496,3   |94,4    |34,5    |
|машиностроения         |        |       |        |        |        |        |
|Прочие товары          |132,6   |176,1  |125,1   |159,5   |7,5     |16,6    |


Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.



                                Диаграмма 4.

                                    [pic]



                                 Диаграмма 5

  1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

  По итогам 1999 года импорт сократился  на  34%  по  сравнению  с  прошлым
годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия  августовского
кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов  импорта  по  первому
кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее  время
импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся  платежеспособным
спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных,  так  и
иностранных  импортозамещающих  производителей.  Наибольшая   доля   импорта
приходится на продукты питания (44%), далее  идет  продукция  машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает -  Германия  (16%  от  общего
объема,  с  продовольствием,  фармацевтической  продукцией,   изделиями   из
цветных и  черных  металлов).  На  втором  месте  Финляндия  с  традиционной
номенклатурой   товаров,   среди   которых   следует   отметить    продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

                                Диаграмма 6.

  Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности


Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:

    - Центр 'Бизкон' в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в  Финляндии  более
      10 семинаров по экономической  тематике,   организовал  работу  по  20
      совместным  проектам  сотрудничества  предприятий  Санкт-Петербурга  и
      Финляндии. Около 10 предприятий наладили  экспорт  своей  продукции  в
      Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

    - Некоммерческое  партнерство  'Санкт-Петербург  -  Лондон'  провело  10
      международных  конференций  и  семинаров  по  вопросам   двустороннего
      делового  сотрудничества,  а  также   несколько   крупных   российско-
      британских  мероприятий  -  деловых  встреч  -  в  Лондоне  и   Санкт-
      Петербурге;
    -  Работа  представительства  предприятий  Санкт-Петербурга  в  Камеруне
      способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем
      составил 20 млн.долл.США;

    -  Начало  свою  деятельность  представительство  петербургского   фонда
      'Ямато' в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

 - В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в
   т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации
   президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты
   с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а
   также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и
   Туркмению;

    - Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

    - Консорциум производителей программного обеспечения 'Форт-Росс' провел
      серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в
      Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной
      ассоциации производителей программного обеспечения.

  Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных
выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала
21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ
(Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и
конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная
выставка 'ПОЛАГРО 2000' (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив
- Болгария).

  В заключение хотелось бы сказать, что,

      - во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с
        высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных
        групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

      - во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется
        развитием внешнеэкономических отношений России  и единой Европы.
        Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено
        между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г.
        приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.



Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.


  2.1.1.Сотрудничество с ЕС

  В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными
странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом
причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше
сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной
изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное
взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации
России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с
экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых
торгового оборота страны”.[13]
  В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,
прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

    - Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по
      направлениям финансирования, Бельгия);

    - Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

    - Российским бюро по использованию консультационного технического
      содействия ЕС (Москва, РФ);

    - Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

    - Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное
      сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

  В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация
программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и
“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных региональных организаций этого
региона.
  Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие
программы международных европейских и балтийских региональных организаций.


  В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими
аккредитацию в ЕС являются:

 - Совет Государств Балтийского моря;

 - Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

 - Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

 - Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

  Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов
России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и
международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было
получено около 200 млн.долл.
  Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой
за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации
проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года
объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и
поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-
Петербурга.
  Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России.
Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
  В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64
проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
  Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место
среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.
Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,
возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.
Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,
оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,
снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по
интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-
Западном регионе России.



2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря.
  Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на
страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая
сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]

-  торгово-экономическое  сотрудничество,  прежде  всего,   в   направлении
  развития экспорта с использованием  научно-технического  и  промышленного
  потенциала Санкт-Петербурга;

-  улучшение  состояния  окружающей  среды  и  развитие   энергосберегающих
  технологий;

- развитие  градостроительства,  в  том  числе  сохранение,  реставрация  и
  реконструкция памятников истории и архитектуры,  сохранение  исторической
  городской среды;

- развитие систем гражданской безопасности  и  обеспечения  прав  человека,
  включая защиту жителей в условиях обострившейся  криминогенной  ситуации,
  борьбу с  незаконным  оборотом  и  употреблением  наркотиков,  защиту  от
  природных и техногенных катастроф;

- развитие потенциала Санкт-Петербурга  как  центра  транзитных  перевозок,
  включая  основные  элементы  инфраструктуры:  международные  транспортные
  коридоры, внутригородские и объездные транзитные  магистрали,  таможенные
  зоны и транспортные терминалы;

-  развитие  сотрудничества  в  области   культуры,   образования,   обмена
  информацией и туризма;

- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.


     Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
   региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках
   международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное
   участие, среди них можно выделить  наиболее значимые:

 - программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
   Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,
   предложенной Правительством Финляндии;

 - программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -
   Европейские ворота России”;

 - программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

 - программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -
   2003”.

  Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
  Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского
моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета
государств Балтийского моря».
  Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа
Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

 - по содействию демократическим институтам и правам человека;

 - по экономическому сотрудничеству;

 - по ядерной безопасности;

 - а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,
   включающим права национальных меньшинств.

  В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
  Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
  Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря
(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на
встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения,
учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры
иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г.
Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что
позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
  В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы
правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря,
подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского
моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической
и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали
вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также
приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить
'Северное измерение ' в политику ЕС. Они согласились, что деятельность
неправительственных организаций является важным дополнительным элементом
межправительственного сотрудничества.
  Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в
плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на
рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС
- Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.



  Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря
позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

      - Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

      - Развитие Северо-Западного речного порта;

      - Кольцевая автомобильная магистраль.

  Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и 'вольных' городов, расположенных
на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре
1993 года .
  ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех
регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на
международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует
внедрению конкретных проектов на благо всего региона.
  Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-
Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:

 - расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном
   уровне;

 - согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,
   контрабандой наркотиков и оружия;

 - обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

  Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная
организация, основанная на конференции представителей городов стран
Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей
Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран
Балтийского моря.
  Союз  Балтийских  городов  ставит  целью   стимулирование   всестороннего
сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
  СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций
ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
  Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в
Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.



Заключение.


  В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-
Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами
нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор
всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например,
географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь
европейское направление международных контактов, что связано с недостатком
литературы по международным контактам города, а также не были освещены
культурные и научные связи.
  Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что
ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.
  В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую
наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и
некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
   Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не
существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он
занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением
чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-
Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного
масштаба.

  Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа,
что для автора являлось не менее важной целью.



                      Список использованных материалов.


Периодические издания:

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте
   проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
   Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.
   Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -
   (Studia politica; Вып.3).

2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.
   В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.

3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9
   ноября 2000.

4. Клепиков А.  «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5
   марта 2001.

5. Миронов С.  «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад
   №20(27), 27 ноября 2000.


 Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. -  СПбГУ,
   факультет Географии и Геоэкологии, 2001.


6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в
   работе международных организаций. – Комитет по внешним связям
   Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /
   Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.

8. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-
   экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.

9. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).

10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.


Интернет-источники:

1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»:
   http://www.expert.ru.

2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:
   http://www.spb.ru.

3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг:
   http://www.rbc.ru.

-----------------------
[1] - Миронов С.  “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-
Запад №20(27), 27 ноября 2000г.

[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24),
9 ноября 2000г.

[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под
ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.

[4] - Там же.

[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое
положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный
потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной
экономики.

[6] - 'Эксперт'. – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес
http://www.expert.ru.

[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-
Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).
[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия
в работе международных организаций. -  Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

[9] - Клепиков А. 'Черкесовский форум' // 'Эксперт Северо-Запад' №4(33), 5
марта 2001.

[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр
социально-экономических исследований 'Леонтьевский центр', 1998г.
[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга.

[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в
контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном
измерении: Сб.учеб. материалов по курсу 'Политическая регионалистика'/ Под
ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. -
256с. - (Studia politica; Вып.3).

[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век
/ Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.

[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-
Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». -  Комитет
по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.


-----------------------

[pic]

[pic]




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru