Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Понятие предпринимательства и его современные особенности

Работа из раздела: «Предпринимательство»

       Международный университет природы, общества и человека «Дубна»



                        Реферат по экономике на тему



          Понятие предпринимательства и его современные особенности



                                 ……………………..



                                             Преподаватель: Колесникова Н.А.



                                    Дубна
                                    2000
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР,  затем  и  в  России  происходило
бурное развитие предпринимательства. Что же такое предпринимательство?
    Предпринимательство—это деятельность предпринимателя, складывающаяся из
трех основных частей:
 1. Генерирование предпринимательской идеи
 2. Организация дела
 3. Исполнение дела
    Генерирование    предпринимательской    идеи—это     формирование     и
формулирование цели, достижение которой способствует самовыражению  личности
предпринимателя, поиск надежных и эффективных способов успешного  достижения
поставленной  цели  (например,  выбор  того  или  иного  вида   деятельности
предпринимателя,  вида  производимого  продукта  или   услуг,   оптимального
момента времени, места, условий  и  любого  другого  элемента  деятельности,
который придает  определенную  новизну,  оригинальность  предпринимательской
идее,  характеризует  предприимчивость  ее  автора).  Ценность  генерируемой
идеи,  степень  предприимчивости  автора   в   первую   очередь   определяют
вероятность успеха предпринимаемого дела. В наиболее  сложных  предприятиях,
сопряженных  с  большим  риском,  вложением   большого   капитала   ценность
предпринимательской  идеи  становится   главным   фактором   осуществляемого
предприятия.  Способность  генерировать  новые   (или   просто   удачные   в
определенных обстоятельствах) идеи в самых  разных  областях  может  служить
вполне  самостоятельным  капиталом  предпринимателя,  а   учреждение   новых
предприятий,  реализующих  те  или  иные  предпринимательские  идеи,   может
рассматриваться  генератором  идей  как  конечная  цель,  после   достижения
которой  он  может  выйти  из  дела,  предоставив  другим   предпринимателям
заниматься его эксплуатацией и развитием, если они более заинтересованы  или
способны в этих вопросах предпринимательства.
    Организация дела, управление процессом его осуществления  выражаются  в
создании  наиболее  эффективных  условий  (ускорение   обращения   капитала,
расширение  сферы  деятельности,   увеличение   сбыта   готовой   продукции,
повышение  степени   общественного   признания,   снижение   степени   риска
неоправданных потерь и так далее).  Эту  предпринимательскую  функцию  могут
выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но  в  общем  случае  личная
материальная  и  моральная  заинтересованность  предпринимателя  и  в   этой
функции стоит дороже профессионализма наемного работника.
    Исполнение   предпринимательской    идеи    может    базироваться    на
непосредственном  исполнительском   труде   самого   предпринимателя   (если
результаты  этого  труда  являются   уникальными   или   предпринимательство
осуществляется в небольших размерах) или труде наемной  рабочей  силы  (если
предприятие велико или  исполнение  дела  требует  профессиональных  знаний,
способностей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает).
    Итак, предпринимательство—это такой тип деятельности, характеризующийся
следующими признаками:
V основной мотив этой деятельности—получение прибыли
V свобода и автономность принятия решений предпринимателем
V самостоятельность,   выражающаяся   в   личном  риске  и  ответственности
  предпринимателя.
    Предприниматель—это     лицо,     занимающееся      предпринимательской
деятельностью.  Предприниматели  входят  в  особый  слой  общества—бизнес  -
слой.  Формирование  этого   общества   происходит   вместе   с    развитием
предпринимательства.
    Бизнес - слой—общее понятие, объединяющее всех   россиян,  в  той   или
иной степени занятых в бизнесе,  начиная с классических  предпринимателей  и
кончая наемными работниками,  в  свободное  время  тоже  пытающиеся  'делать
деньги'. Этот слой охватывает всю совокупность субъектов   производительной,
 коммерческой и финансовой деятельности,  осуществляемой на  базе  автономно
принимаемых решений и с целью получения прибыли.
    Этот слой  далеко  не  однороден  по  составу.  В  нем  можно  выделить
несколько основных бизнес - групп:
. предприниматели—частные собственники преимущественно мелких предприятий и
  фирм,  лично управляющие последними,  не совмещающие эту  деятельность  с
  работой по найму;
.  самозанятые—лица,  занятые  мельчайшим  предпринимательством  на    базе
  индивидуальной  трудовой  деятельности  с  помощью  собственных   средств
  производства;
. бизнесмены-менеджеры—наемные  директора  мелких  и  средних  предприятий,
  главным  образом  акционированного   и   частного   секторов   экономики,
  совмещающие  управленческую  работу  по  найму  с  ведением  собственного
  бизнеса;
. полупредприниматели—наемные  работники,  в  основном  акционированного  и
  частного секторов экономики,  не  выполняющие  управленческих  функций  и
  совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
.  менеджеры-совладельцы—хозяйственные  руководители   мелких   и   средних
  акционированных  предприятий,  работающие  по  найму,  но  вместе  с  тем
  располагающие пакетами акций управляемых предприятий;
.   'классические'   менеджеры—хозяйственные   руководители,    управляющие
  государственными или  частными  предприятиями  на основе найма.
    Небольшое число предпринимателей в общей структуре  бизнес - слоя (11%)
объясняется тем, что для многих  представителей  бизнес  -  слоя  сохранение
должности (рабочего места)  играет  защитно-вспомогательную  роль—одним  она
служит   социальным  прикрытием,  другим—способом    накопления    трудового
стажа,  третьим—  страховкой  на  случай  банкротства,  четвертым—источником
дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
    Бизнес - слой  можно  также  дифференцировать  по  показателям  доходов
различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:
1.  Предприниматели,  бизнесмены   -   менеджеры   и   самозанятые.   Доходы
  предпринимателей превышают средний уровень доходов  основных  бизнесменов
  почти в 2 раза,  а 'работников вне бизнеса'—почти в 5 раз.
2. Полупредприниматели  и  менеджеры - совладельцы.  Доходы этой группы в  2
  раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков  'работников  вне
  бизнеса'.
3. 'Классические' менеджеры. Их  заработок  всего  на  40  %  выше  зарплаты
  работников  исполнительного труда, что вряд ли компенсирует   разницу   в
  уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
    Из этого  можно  сделать  вывод,   что  никакой  вид  труда  по  найму,
включая самый квалифицированный и управленческий, не  обеспечивает  доходов,
сравнимых с простейшим предпринимательством.
    Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России—предпринимателей.
    Если рассмотреть их  возрастные  рамки,  то  можно  выделить  следующие
закономерности:
    —Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте
от 31 до 40 лет, 18%—от 41 до 45 .
    —Мелкие  и  средние   предприниматели:   около   30%   из   них   стали
предпринимателями не старше 30  лет  ,  30-40%—от  30  до  40  лет  и  около
30%—старше 40 лет.
    В мире  бизнес всегда был преимущественно мужским  занятием.  В  России
доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %.
    Самой же характерной чертой,  отличающей  российский  предпринимателей,
является их уровень образования. По данным  различных  опросов  доля  лиц  с
высшим образованием среди  предпринимателей  превышает  80%.  Среди  крупных
предпринимателей доля лиц с  кандидатской  степенью  составляет  почти  38%,
имеющих второе высшее образование—6,5%.
    Если сопоставить эти данные с  уровнем  образования предпринимателей  в
других странах, то оказывается,  что  российский  предприниматель—это  самый
интеллектуальный предприниматель в мире.
    Сейчас  в  России   преобладает   мнение,   что   главными   качествами
предпринимателя   являются  инициативность,   находчивость,  энергичность  и
хорошие организаторские способности.  Профессионализм  отступил   на  второй
план.  На мой  взгляд,   это  неправильно,  так  как   дальнейшее   развитие
предпринимательства     в    России    возможно     только    при    наличии
высокообразованных  и  профессиональных  людей.  Только  профессионал  может
правильно оценить состояние  рынка  и сделать правильные выводы. В  связи  с
этим встает проблема повышения  доли  специалистов,   получивших      именно
экономическое высшее образование.
    Развитие  предпринимательства  в   России   происходит   в   достаточно
неблагоприятных   для   формирования    слоя    цивилизованных   бизнесменов
условиях.  На  них  давит  гнет   налогов   и   рэкета,  своеобразного  вида
налога. Но,  несмотря  ни  на  что,  российские  предприниматели  постепенно
завоевывают твердые позиции на мировой арене, и, наверняка,  через  какой-то
промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам  они  не
только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.


     Вопросы, на которые не были даны ответы при раскрытии данной темы:


 1. Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.
 2. Посредничество в предпринимательстве. Типы агентов.
 3. Партнерские связи.
 4. Государственное и частное предпринимательство.
 5. Системы оплаты труда наемного работника.
 6. Предприниматель и потребитель. В чем разница?

                      Список использованной литературы


    1. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 1992
    2. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М., 1992

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru