Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Холдинг компании и финансово-промышленные группы в России и за рубежом 33.8 Кб.
  2. Финансово-промышленные группы 21.3 Кб.
  3. Финансово-Промышленные Группы 24.2 Кб.
  4. Финансово-промышленные группы: финансовые аспекты, состояние и перспективы 18.8 Кб.
  5. Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях 56.6 Кб.
  6. Финансово-промышленные группы 61.1 Кб.
  7. Финансово-промышленные группы 52.9 Кб.
  8. Финансово-промышленные группы в экономике России 41.1 Кб.
  9. Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики 64.8 Кб.

Финансово-промышленные группы

Работа из раздела: «Предпринимательство»

           Санкт-Петербургский  Университет  Экономики и Финансов

                                   Кафедра
                            коммерческой логистики
                             и оптовой торговли



                                   РЕФЕРАТ
                                     по
                                  логистике


                   ' Создание Финансово-промышленых групп
                             и их деятельность'



                          студента  группы  №  216

                             Денисова  Вячеслава

                              Санкт- Петербург

                                  1996 год



ОГЛАВЛЕНИЕ



 ВВЕДЕНИЕ



 ОБЩАЯ  ЧАСТЬ



1.   КЛАССИФИКАЦИЯ    ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ                    ГРУПП      И
ОГРАНИЧЕНИЯ  ПО  ИХ  СОЗДАНИЮ .



 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ  ГРУПП .



 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ  ГРУПП  В  РОССИЙСКОЙ  ЭКОНОМИКЕ .



 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ  ГРУПП .



 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 ПРИЛОЖЕНИЯ


 СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ


                                  ВВЕДЕНИЕ



Формулировку идеи и создание  Финансово-промышленых  групп  в  России  можно
рассматривать ,как результат ломки административно-хозяйственной  системы  в
сфере экономики . Президент Российской федерации в своем указе № 2096  от  5
декабря 1993 года исходил  из  того  ,  что  создание  Финансово-промышленых
групп :


1. Обеспечит структурную перестройку российской экономики.


2. Будет способствовать ускорению научно-технического прогресса .


3.  Повысит   экспортные  возможности  и  рыночную  устойчивость  российских
предприятий на мировом рынке .


4.  Позволит  добиться  более  высокого  уровня  управляемости  по  секторам
народного хозяйства .


5. Создаст предпосылки к проведению активной промышленной  политики  в  ходе
широкомасштабной приватизации .


В Положении о Финансово-промышленых группах  и  порядке  их  создания   цели
формулируются более глубоко и расширенно . Здесь на первое  место  выдвинуто
объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников , что  по  сути
дела рассматривается как предпосылка или условие для :


а. повышение конкурентоспособности и эффективности производства .


б. создание рациональных  технологических и кооперационных связей .


в. увеличение экспортного потенциала .


г. ускорение научно-технического прогресса .


д. развитие конверсии оборонных предприятий .


е. создание условий привлечения инвестиций .


Правовые основы  создания  и  деятельности  Финансово-промышленых  групп   в
Российской Федерации содержаться в Указе Президента РФ №2096 ,  в  Положении
о Финансово-промышленых группах  и  порядке  их  создания  ,  Законах  РФ  о
предприятиях и  антимонопольной  политике  ,  о  государственных  и  частных
корпорациях , трастовых компаний , холдингах , о  приватизации.  В  условиях
подобной множественности законодательных актов и  нормативных  документов  ,
важно обеспечить взаимную непротиворечивость их положений  ,  которая  может
сводить на нет в целом полезные начинания .



                               ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ


                                   ГЛАВА 1


 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП  И  ОГРАНИЧЕНИЯ  ПО ИХ СОЗДАНИЮ



Классификация Финансово-промышленых групп возможна по 2-ум признакам :


1.Статус инициатора создания .


1.1 Частно-инициированые Финансово-промышленые  группы  (на  основе  частной
инициативы и добровольно ).


1.2 Государственно-инициированые Финансово-промышленые группы , в том  числе
формируемые  на  основе  решений  Правительства  Российской  Федерации   или
международных соглашений .


2. Способ объединения капиталов .


2.1 Акционерные общества закрытого типа


2.2 Трастовые компании (пакеты акций учредителей передаются в  доверительное
пользование одному из участников Финансово-промышленой группы).


2.3  Консолидированные  Финансово-промышленые  группы  (один  из  участников
группы приобретает пакеты акций других предприятий  и организаций ,  которые
становятся участниками группы ).


Очевидно , что возможно создание Финансово-промышленых  групп  и  смешанного
типа . В  настоящее  время  установлен  ряд  ограничений  ,  которые  должны
соблюдаться при создании Финансово-промышленых групп . Среди них :


1. Запрет доверительного управления предприятием , где доля  государственной
собственности  или  собственности  общественных   организаций   более    25%
уставного капитала .


2. Запрет  Финансово-промышленых  групп  с  долей  государства  свыше  25  %
обьединенного капитала .


3. Запрет участия в Финансово-промышленых группах организациям ,  у  которых
материальные активы в составе капитала меньше 50%.


4. Перекрестное владение акциями участниками  Финансово-промышленых групп .


5.  Запрет  кредитно-  финансовым  учреждениям  ,  входящим   в   Финансово-
промышленые группы владеть более чем 10 % капитала любого другого  участника
группы .


Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-
промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо  отметить
,  что  большинство  ограничений  вызывают  споры   среди   специалистов   и
заинтересованных лиц .


При создании Финансово-промышленых групп в России  учитываются  ,  следующие
антимонопольные ограничения  '  Во  избежания  злоупотребления  доминирующим
положением не  допускается  приобретение  крупными  Финансово-промышлены  ми
группами монопольного влияния  на  местных  товарных  рынках  и  ограничение
доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ;  при
создании Финансово-промышленых групп на  принципах  экспортных  картелях  не
должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке  ,
если  включение  таких  фирм  в  Финансово-промышленые  группы  приведет   к
значительному затруднению или ограничению конкуренции  на  внутреннем  рынке
'.



                                  ГЛАВА  2


      ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП



Создание Финансово-промышленых групп сводит до минимума  проявление  теневой
экономики - по крайней мере менеджерского состава фирм  и  организаций  .Для
теневиков иметь дело с Финансово-промышлеными группами  так  же  значительно
сложнее . Правда , есть много вопросов с налогообложением и  его  правильной
организацией , под которой мы  прежде  всего  понимаем  устранение  двойного
налогообложения . Не следует воспринимать Финансово-промышленые  группы  как
ансамбль , только крупных предприятий , в ее составе могут быть  и  малые  и
средние  предприятия  ,  более  того  развитие  последних   может   находить
поддержку  со  стороны  Финансово-промышленых  групп  ,  если  только  будут
способствовать упрочению ее финансового положения . Объединение  ресурсов  в
условиях Финансово-промышленых групп  позволяет  поддерживать  экономическую
стабильность ее  элементов.  Это  немаловажно  для  поддержания  социального
климата в  духе  сотрудничества  .  Внутренняя  обстановка  состязательности
будет способствовать развитию внешне экономической  конкурентоспособности  .
завоеванию новых позиций на товарном рынке .


Формирование финансово-промышленых групп рассматривается в качестве  фактора
, в известной мере блокирующего  инфляцию  .  Это  происходит  по  следующим
причинам .


1. Сокращается объем предоплат  продукции , составляющей  внутренний  оборот
данной Финансово-промышленой группы .


2. Уменьшается объем предоплат по внешним операциям ,  благодаря  надежности
и наличию резервов по  суммарному  потенциалу  членов  Финансово-промышленых
групп.


3. Становится  меньше  объем  различного  рода  неплатежей  и  следовательно
потребности иметь резервы платежных средств , на  случай  попадания  в  зону
неплатежей .


4. Становится возможной организация на базе финансово-банковско структуры  ,
входящей   в   Финансово-промышленую   группу   системы   взаиморасчетов   и
взаимозачетов задолженностей предприятий и организаций -  членов  Финансово-
промы шленой группы.


5. Сокращается потенциал двойного налогообложения , проблем от  продукции  ,
не являющейся для Финансово-промы шленых групп конечной .


6. Происходит сокращение продолжительности оборота оборотных средств  ,  что
способствует уменьшению объема необходимых денежных ресурсов .



                                  ГЛАВА  3


     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ  ГРУПП  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ


Российской  экономике  сейчас  ,как  никогда,  нужны  лидирующие  группы   в
активизации   инвестиций   ,   структурной   перестройке   ,    производстве
конкурентоспособной продукции , возрождение  индустриальной  мощи  страны  ,
укрепление позиций приоритетных наукоемких отраслей .Весь зарубежный , да  и
имеющийся уже собственный опыт говорит о том , что локомотивами  преодоления
кризисной ситуации могут и должны стать финансово-промышленые  группы  .  По
итогам 1994 года результаты работы  первых  внесенных  в  реестр  финансово-
промышленых групп четырех групп (Уральские заводы , Сибирь  ,  Драгоценности
Урала , Обьединеная горно- металлургическая  компания  )  позволяют  сделать
выводы  о  положительном  влиянии  интеграции  промышленного  и  финансового
капиталов  на  экономику  .  Так  эти  группы  обеспечили  прирост   выпуска
продукции на 4 %   по отношении к прошедшему году  при  стабильной  в  целом
численности работающих . Объединение капиталов дало возможность более чем  в
2 раза увеличить объем  инвестиций   в  производственные  проекты   за  счет
собственных и привлеченных средств .  Объем  экспортных  поставок  возрос  и
составил 139 % к 1993 году  . Улучшилось финансовое состояние групп за  счет
сокращения просроченной задолженности на 13 % .


      К настоящему времени в реестр финансово-промышленых групп внесено  уже
28 групп ( список можно  посмотреть  в  Приложениях  )  .  В  их  состав  на
добровольной основе вошло 450 предприятий ,  в  том  числе  67  финансово  -
кредитных учреждений . Общая численность работающих в  созданных  финансово-
промышленых группах превышает 2,5 миллиона  человек  ,  при  годовом  объеме
равном  26  триллионов  рублей  .  Финансово-промышленые  группы  в   России
создаются не только де-юре , но и  де-факто  ,  в  процессе  приватизации  и
становлении  рынка  ценных  бумаг  ,  в  том  числе  без  получения  статуса
финансово-промышленой группы   ,  рыночными  методами  консолидации  пакетов
акций . О масштабных процессах формирования финансово-промышленых групп  де-
факто можно судить по деятельности таких структур как : РАО 'Газпром'  ,  АО
'ВАЗ' , АО 'КамАЗ' , МАК  'Вымпел' и тесно сотрудничающих с ними банков ,  а
также  банковских  холдингах  и  альянсов  ,  например  'Менатеп'  ,  других
интегрированных структур  ,  таких  как  'Русская  Недвижимость  ','Олби  ',
группа 'Альфа'. Они объединяют финансовые , страховые , промышленные и  иные
структуры . В перспективе с учетом потенциала Российской  экономики  следует
ориентироваться на становление в ней 10 - 20 особенно  мощных  универсальных
финансово-промышленых групп и 100-150 крупных  сопоставимых  по  размерам  с
зарубежными  корпоративными  объединениями   обеспечивающих   более   50   %
промышленного производства . При этом ведущие коммерческие банки ,  входящие
в состав  финансово-промышленых   групп  могут  контролировать  около  70  %
банковских активов  ,  а  торговые  компании  обеспечивать  50  %  торгового
капитала страны . Неправильно было бы считать ,что  в  финансово-промышленые
группы объединяются лишь  мощные  хозяйственные  структуры  .  Нет  возможны
объединения ' разнопрофильных ' капиталов различного масштаба . Все  зависит
от желания предпринимателей соединить свои усилия для решения тех  или  иных
задач . По данным Госкомпрома Российской Федерации из 50  крупнейших  банков
страны  в  состав   действующих   финансово-промышленых   групп   входят   :
Онэксимбанк , Инкомбанк , 'Российский кредит' , Промстройбанк , Авто банк  ,
'Менатеп'. На  зарегистрированные  финансово-промышленые  группы  приходится
около 190 инвестиционных проектов с годовой  потребностью  в  финансировании
около 4  миллиардов  $.  Наиболее  крупные  участники  финансово-промышленых
групп представлены заводами г. Ижевска , химзаводами г. Ангарска .


В состав финансово-промышленых групп  входят  Кузнецкий  металлургический  и
Новокузнецкий  аллюминевый  комбинаты  ,  Лебединский   горно-обогатительный
комбинат , 'ВАЗ' , 'Кам АЗ' , 'ГАЗ'  ,  Уральский  автозавод  ,  Челябинский
тракторный  .  Значительнее  выглядят  масштабы  деятельности  неофициальных
финансово-промышленых групп , счет им уже  пошел  на  сотни  .  Среди  таких
связок '  Банк-  финансово-промышленая  группа  '   можно  назвать  Империал
,Газпромбанк - РАО 'ГАЗПРОМ '; Империал, Лангенис - 'ЛУКойл  ';  Токобанк  ,
Юганснефтебанк - 'ЮКОС '; Башпромбанк , Каминбанк -  'КамАЗ'  ;'  Российский
кредит' - 'РусХим '. Немало и других примеров  :  Московский  индустриальный
банк основа финансово-промышленой группы 'Нефтеком' контролирующей около  30
% производства оборудования для нефте -  газодобывающей  отраслей  в  СНГ  .
Золото-Платина банк участвует в  финансово-промышленой  группе  объединяющей
около  40  предприятий  золотопромышленного  комплекса  Урала  .  Свыше   30
компаний входят в холдинг 'Инкомбанк ' , специализирующимся  на  инвестициях
в промышленность , в том числе в Военно-промышленный  комплекс , торговлю  ,
страховании , операциях на рынке ценных бумаг и недвижимости ;трасте  и  так
далее .


      В разных регионах России уже подросли около 100 банков  (  а  надо  бы
300-400 ) способные выступить коагулянтами  финансово-промышленых   групп  .
Их организация не только бы ускорила бы капиталообразование  ,  повысила  бы
прямую заинтересованность  всех  участников  финансово-промышленых  групп  в
долгосрочном инвестировании , но и быстро  сконцентрировала  бы  необходимую
критическую массу ресурсов , для сырьевых и добывающих отраслей . с  большим
экспортным потенциалом ( нефть , газ  ,  золото  ,  лес)  ,  для  прорыва  в
передовых производствах  и  научно-технической  революции  .  Во  всех  этих
случаях  коммерческие  банки  помогают  реализовать  схему  ,  десятилетиями
отрабатывающуюся за рубежом . она подразумевает сведение под  одну  крышу  -
отраслевую  и  региональную  -  трех   структур   .   Финансовую   :   банк,
инвестиционная и страховая  компания  ,  пенсионный  фонд  ,  консалтинговую
фирму , брокерские конторы (с выходом на валютные , фондовые  ,  и  товарно-
сырьевые  биржи  )  ,  внешнеэкономические  информационные  подразделения  .
Производственную  :  предприятия  ,  которые  финансово-промышленая   группа
подписывает деньгами . Коммерческую : торговые компании  ,  товарно-сырьевые
биржи , транспортную и сервисную фирму .



                                  ГЛАВА  4


        ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ   ГРУПП



К мерам государственной поддержки деятельности  финансово-промышленых  групп
относятся следующие :


1. Передача в коммерческое или  трастовое  управление  финансово-промышленых
групп временно закрепленных за  государством  пакетов  акций  предприятий  -
участников финансово-промышлены групп .


2.  Зачет  задолженности  предприятия  ,  акции  которого   реализуются   на
инвестиционных конкурсах ,  в  обьем  инвестиций  предусмотренных  условиями
конкурса для ФПГ покупателя .


3.  Предоставление  государственных  гарантий  для   привлечения   различных
инвестиционых ресурсов , в том числе с использованием механизма залога .


Все эти меры можно рассматривать  как  меры  по  стимулированию  создания  и
увеличения финансово-промышленых групп , нежели как  действительные  способы
поддержки развития . В качестве дополнительной поддержки предложены :


1. Выдача гарантий по эмитируемым  финансово  промышленым   группами  ценным
бумагам .


2. Переход на налогообложение по общей конечной  продукции .


3. Предоставление прав на ускореную амортизацию основных фондов .


4. Предоставление льгот по налогам на операции с ценными бумагами .


Бросается  в  глаза  разброс  и  нелогичность   предлагаемых   мер   .   При
неразвитости трастового законадательства  передача  в  траст  пакетов  акций
приведет , скорее всего к затяжным организационно- управленческим  спорам  и
выяснению отношений между участниками финансово-промышленой   группы  .Зачет
задолжености   покупаемого   финансово-промышленой    группой    предприятия
винвестиции имел бы смысл  , если бы  финансово-промышленая  группа  уже  на
раннем этапе своего  функционирования  ,  обладала  настолько  значительными
финасовыми ресурсами , что могла бы осуществлять инвестиции и расширяться  .
Тем не менее нет уверенности в насущности  данной  проблемы  для  финансово-
промышленой   группы  в  настоящий  моент  .  Государственные  гарантии  для
привлечения  инвестиционых   ресурсов   едва   ли   можно   считать   чем-то
значительным.  Для  западного  инвестора  гарантия  нашего  государства  при
крайней нестабильности политической ситуации вообще  вещь  очень  спорная  .
они скорее предпочли  бы  гарантии  известного  банка  .  На  внутреннем  же
наблюдается нехваткаинвестиций , а особенно такого  маштаба  как  финансово-
промышленые   группы  .  Основная  задача  состоит  в  том  ,   чтобы   дать
возможность  финансово-промышленой   группе  стать  достаточно  сильными   ,
слитыми структурами , способными и по  своему  финансовому  положению  и  по
научно - техническому и  по  производственному  потенциалу  конкурировать  с
западными  Транснациональными  корпорациями  .  Следует  учитывать   ,   что
усилению  российских  финансово-промышленых   групп   будут   препятствовать
крупные западные Транснациональные корпорации ( в  пратике  функционирования
российских энергетических корпораций такие примеры неоднократно имели  место
), в том числе это может иметь  место  и  на  российском  рынке  .  Основным
инструментом бывает , как правило , демпинг и нечестная торговля  .  Поэтому
первостепенной задачей является  разработка  правовых  норм  ,  определяющих
порядок   выявление   нечестной   торговой   практики   и    штрафные    или
компенсационные санкции за нее .



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ



 Создание финансово-промышленых групп  окажет  разносторонеее  положительное
влияние на развитие российской промышленности .  К  концу  1997  года  можно
ожидать такие результаты этого влияния в контексте других мер  экономической
политики :  стабилизация  производства  ,  усиление  конкуретного  характера
экономической  среды  ,  стабилизация  научно  технической  деятельности   ,
улучшение  инвестиционной  обстановка  ,  структурные  сдвиги  ,  финансовая
стабилизация , усиление социальной базы экономических реформ . В  работе  по
формированию  финансово-промышленых   групп  важно  использовать  зарубежный
опыт концернов , трестов , промышленных конгломератов , в  том  числе  и  по
взаимодействию с малым предпринимательством .  Финансово-промышленые  группы
явились  одним  из  мощных  механизмов  разного  подьема  экономики   многих
капиталистических  стран  .  В  их  числе  например  Япония   ,   занимающее
устойчивое второе место  после  США  .  С  целью  обеспечения  инвестиционой
привекательности проектов финансово-промышленых групп  необходимо  скорейшее
внедрения механизма представления правительственных гарантий под средства  ,
привлекаемые  для  финансирования  проектов  в   приоритетных   направлениях
деятельности ; государственное страхования проектов от  коммерческих  рисков
; предоставление налоговых льгот по  реинвестируемой  прибыли  в  проекты  ;
освобождение участников финансово-промышленой  группы от  налога  на  ценные
бумаги (эмиссию), выпускаемых под реализацию  приоритетных  с  точки  зрения
государства промышленных проектов  .  В  число  приоритетных  направлений  ,
определенных  Правительством  РФ  ,  в  качестве  наиболее   значимых   сфер
деятельности финансово-промышленых групп входят новые  технологии  нефте-  и
газоотдачи пластов , радиоэлектроника ,  электротехническое  оборудование  ,
судостроение , автомобилестроение  ,  средства  связи  и  телекомуникаций  ,
тяжелое  и   транспортное  машинностроение  ,  медицинское  оборудование   ,
аллюминивое   производство   ,   материалы   для    обеспечения    жилищного
строительства .


Уже   превые   шаги   финансово-промышленых   групп   -    региональных    ,
диверсифицированных и на базе замкнутых производственных  и  технологических
циклов показали :


 Группы - отличное подспорье для преодоления депрессий,


модернизации  индустрии , созданию новых рабочих мест .  В  тех  областях  ,
где местные власти не растаскивают финансово-промышленые группы на  части  ,
вырывая из них самые лакомые кусочки , а создают для  них  режм  наибольшего
благоприятсвования , оживляется производство  ,  увеличивается  занятость  и
налоговые поступления в бюджет . У администраии  появляются  ресурсы  ,  для
жилищных , экологических , образовательных  ,  пенсионных  ,  медицинских  и
иных социальных программ .



                             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ



1. Забелкина Е.В.    Транснациональные  корпорации  и  финансово-промышленые
группы .- Спб.: Издательство СпбУЭиФ, 1995 год


2. Усенко Д.Н.   Создание  финансово-промышленых   групп  и  их  влияние  на
динамику инфляции .- Спб .: Издательство


 СпбУЭиФ , 1994 год


3.  Ефимов  В.А.   Финансово-промышленые   группы  в  экономике   России  //
Экономика и жизнь . Спб рег.выпуск - 1996. -№ 41


4. Макаревич Л.Н.  Проблемы создания финансово-промышленых  групп  в  России
// Банковское дело .- 1995 .- №12


5. Львов Д.  ,  Дементьев  В.  Финансово-промышленые   группы  в  российской
экономике //  Журнал для акционеров . - 1995.- №2


6. Калин А.  ,  Куликов  В.  Как  ускорить  развитие  российских  финансово-
промышленых   групп // Российский экономический журнал .- 1995 .- № 8




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru